Варнава апостол от 70. Житие апостола варнавы

Дни памяти: Январь 4 (старый стиль) Январь 17 (новый стиль), Июнь 11 (стар. ст.) Июнь 24 (нов.ст.) — обретение мощей

Святой апостол Варнава принадлежит к лику святых 70-ти апостолов. Первоначально имя у него был Иосиф. Родился он на острове Кипре от родителей евреев, происходивших из рода левитов.

Прародители Варнавы переселились из Палестины на остров Кипр по причине войн. Родители Варнавы были весьма богаты и имели свое село и дом вблизи Иерусалима.

Они воспитывали Иосифа в обучении книжном; когда же отрок пришел в совершенный возраст, то отправили его в Иерусалим к известному в то время учителю Гамалиилу, дабы он научил его более совершенному пониманию еврейских книг и всего Закона Божия. Здесь Иосиф среди сверстников своих имел и Савла, который в последствие назван был Павлом.

Иосиф ежедневно утром и вечером приходил в храм Соломонов и молился здесь с усердием Богу, проводя дни юности своей в великом воздержании.

В то время Господь наш Иисус Христос, спустя тридцать лет после Своего вочеловечения, начав открывать Себя миру, пришел из Галилеи. Здесь Он учил в храме, творил многие чудеса; все дивились Ему, со всех сторон стекались к Нему, дабы видеть святое лицо Его и слышать божественные слова Его. Видел Его и юноша Иосиф и, слушая поучения, исходившие из пресвятых уст Его, умилялся сердцем и весьма дивился чудесам, которые Он творил. Иосиф распалился сердечной любовью к Господу и, приступив к Нему, пал ниц к ногам Его. При этом Иосиф просил Господа благословить его и принять его в число Своих учеников. Господь же, прозиравший в тайны сердец, любезно благословил его и не запретил ему следовать за Собой. Иосиф, прежде всего, поспешил в дом тетки своей, по имени Мария, матери Иоанна, названного впоследствии Марком, и сказал ей: «Приди и посмотри на Того, Кого весьма хотели видеть отцы наши…»

Когда Господь отправился обратно из Иерусалима в Галилею, то вслед за Ним отправился и Иосиф вместе с прочими учениками. Иосиф, получивший имя Варнава (то есть «сын утешения»), стал в числе 70-ти учеников Господних, которых Он послал на проповедь.

Вознесение Господне

После на небо, святые апостолы жили все вместе в Иерусалиме. В то время и Иосиф продал свое село, находившееся близ Иерусалима, доставшееся ему в наследство от родителей. Вырученные деньги он принес к ногам апостолов, ничего себе не оставив, ибо он желал богатеть в Бога, в Которого действительно и обогатился.

Варнаве часто случалось видеться с , причем он вел спор с ним от Писания о Господе Иисусе Христе и прилагал все усилия свои, дабы обратить Савла к святой вере, но Савл был весьма усердным ревнителем отеческих преданий.

Слезы и молитвы Варнавы были не напрасны; когда наступило время милосердия Божия, Савл обратился ко Христу, будучи призван голосом Господним на пути в Дамаск. Тогда святой Варнава взял Савла за руку и привел его к апостолам, сказав: «Вот тот, кто нас преследовал, теперь наш…»

Обращение Савла на пути в Дамаск.

В это время в Антиохии Сирийской начала распространяться святая вера в Господа нашего Иисуса Христа. Об этом услышала церковь иерусалимская, поэтому апостолы послали святого Варнаву в Антиохию Сирийскую, дабы он узнал подробнее обо всем, происшедшем там и утвердил бы новообращенных. Он же, придя туда и увидав благодать Божию, весьма возрадовался и утешил всех словом Господним, увещевая всех пребывать при Господе неотступно. В то время как святой Варнава проповедовал там достаточное время, весьма много народу присоединилось к Господу. Так как ученики умножались с каждым днем, учителей же было немного, то святой Варнава, оставив на время Антиохию, отправился в Тарс, желая найти здесь друга своего Савла. Потом они оба пробыли в Антиохии целый год, собираясь в храме и поучая народ. Здесь впервые ученики их начали называться христианами.

По прошествии года Варнава и Савл, называвшийся теперь Павлом (см. о нем в день памяти 29 июня), возвратились в Иерусалим, возвеселив Церковь известием об умножении верующих в Антиохии и принеся щедрую милостыню от них.

Умерщвление Иакова Зеведеева

В это время в церкви иерусалимской внезапно произошло большое смущение, ибо царь Ирод начал гонения. Он умертвил мечом ап. Иакова Зеведеева и заключил ап. Петра в темницу. Варнава и Павел укрывались в доме Марии, тетки Варнавиной, к которой пришел и ап. Петр, после того как ангел вывел его из темницы. Потом Варнава и Павел, окончив свое дело, снова возвратились в Антиохию, взяв с собою и сына Марии, Иоанна, названного Марком. После того, как все они пробыли достаточное время в Антиохии, подвизаясь в посте, молитве, в служении божественной литургии и в проповеди слова Божия, благоугодно было Духу Святому послать их на проповедь к язычникам. Они, прежде, всего пошли в Селевкию, оттуда отплыли в Кипр и остановились в Саламине. Пройдя остров до Пафа, они встретили некоего волхва лжепророка иудеянина, по имени Еллима, при анфипате Сергии, муже весьма разумном. Здесь они просветили анфипата святою верой, Еллима же волхва, противившегося им, они ослепили словом. Отъехав из Пафа, они пришли в Пергию памфилийскую. Слуга же их Иоанн (Марк) увидев их великие страдания, которые они претерпевали за благовестие имени Христова (ибо они нисколько не боялись смерти), устрашился ходить с ними по причине своих юных лет; поэтому, оставив их, он возвратился в Иерусалим, к матери своей. Варнава же с Павлом пришли в Антиохию Писидскую. Будучи изгнаны отсюда, они отрясли прах от ног своих и прибыли в Иконию. Но и здесь язычники намеревались побить их камнями, поэтому они с поспешностью пошли в города ликаонские, Листру и Дервию, и благовествовали в их окрестностях. Здесь они исцелили одного хромого от рождения. Народ же приняв их за богов, вознамерился принести им жертвы, и едва апостолы уговорили их не делать этого. Потом тот же народ, будучи научен иудеями, поднял мятеж на свв. апостолов. Побив Павла камнями, народ извлек его из города, думая, что он умер, но он, поднявшись, вошел в город, а на следующее утро он и Варнава вышли из города и отправились в Дервию. Достаточно благовестив этому городу и обратив здесь многих ко Христу, свв. апостолы предприняли обратный путь к Антиохии сирийской. Всюду по пути своему они утверждали души учеников, увещевая их пребывать в вере и поучая их. Рукоположив пресвитеров по всем церквам, апостолы отправились отсюда в Атталию, затем отплыли в Антиохию Сирийскую. Придя в город и собрав всех верных, они рассказали им все, что сотворил с ними Бог, и сколь многих язычников они обратили ко Христу.

Антиохия Сирийская

Вскоре после этого они прибыли в Иерусалим, где все апостолы, посоветовавшись соборно, постановили отменить обрезание навсегда для верующих не только эллинов, но и иудеев, как излишнее при новой благодати. С этим посланием и направились апп. Варнава и Павел, а с ними Иуда и Сила, в Антиохию. В это время , сын Марии, тетки Варнавиной, не осмеливаясь приблизиться к св. Павлу, подошел к дяде своему, Варнаве, с покаянием и слезами, сожалея, что отлучился от них, когда они проповедовали язычникам. Иоанн начал просить св. Варнаву снова взять его с собою, обещая без страха идти на все страдания и самую смерть за Господа. Варнава взял его как племянника своего. Вместе дошли все до Антиохии.

Спустя некоторое время Павел сказал Варнаве, что они должны опять посетить своих братьев, пройти по всем городам, в которых ранее проповедовали, чтобы посмотреть, как они живут. Св. Варнава согласился на это. При этом он хотел взять с собой Иоанна (Марка). Павел же не хотел его брать, помня его бывшее ранее отлучение от них. Произошла распря между ними, поэтому они разошлись друг от друга, намереваясь каждый пойти своим путем. Но это было даже на пользу, так как, проповедуя в отдельности, они спасли гораздо больше душ, чем могли бы, если бы были вместе. Святой Павел, взяв с собой святого Силу, отправился в Дервию и Листру, а святой Варнава отплыл в Кипр с племянником своим Иоанном.

Умножив на Кипре число верующих, Варнава отправился в Рим и, как говорят, первый проповедал в Риме Христа. Затем, основав и утвердив в городе Медиолане епископский престол, Варнава снова возвратился на Кипр. Когда он проповедовал в городе Саламине, пришли сюда некоторые иудеи из Сирии и начали противиться ему и возмущать народ и замыслили умертвить его. Апостол же, провидя свою мученическую кончину, сказал Марку, чтобы он, после его кончины, взял тело его, похоронил его и шел к апостолу Павлу, чтобы возвестить все ему о Варнаве.

Святой Варнава имел с собою Евангелие от Матфея, написанное собственной рукой. Он завещал святому Марку похоронить его вместе с тем Евангелием. Потом, дав последнее целование сроднику своему Марку, Варнава отправился на сонмище еврейское. Когда он начал говорить здесь от книг пророческих о Христе, то иудеи, пришедшие из Сирии, восстали на него, возмутили и других евреев и, возложив на него руки, вывели его из города и побили каменьями. Марк с прочими братьями нашел тело святого Варнавы и похоронил его в одной пещере, положив ему на грудь Евангелие. Потом он отправился на поиски апостола Павла и, найдя его в Ефесе, рассказал ему все о кончине св. апостола Варнавы. Св. Павел оплакал кончину Варнавы, Марка же удержал при себе.

Склеп, где были найдены мощи апостола Варнавы.

Из-за поднявшихся гонений пришло в забвение место, где были положены четные мощи апостола Варнавы. Спустя много лет, когда вера Христова распространилась по всем концам земли, Господу было угодно прославить то место. Здесь начали происходить многие дивные чудесные исцеления болящих. Никто ничего не знал о мощах апостола, поэтому место то называли «Местом здравия».

Святые мощи апостола Варнавы были обретены чудесным образом в конце V века (485-488) после того, как он троекратно явился во сне архиепископу Кипрскому Анфиму и повелел ему обрести его мощи и Евангелие в «Месте здравия». Он также сказал Анфиму: «И когда твои противники, намеревающиеся подчинить своей власти эту церковь, начнут говорить, что Антиохия есть престол апостольский, ты возражай им и скажи – и мой город престол апостольский, ибо я имею апостола, почивающего в городе моем».

Император Зенон (474-491) весьма возрадовался тому, что в дни его царствования обретено было столь великое духовное сокровище, и распорядился, чтобы остров Кипр не был в подчинении у патриарха, но самостоятельно управлялся своим архиепископом.

Монастырь во имя апостола Варнавы Район Фамагуста, Кипр.

Архиепископ в скором времени выстроил великий и красивый храм во имя апостола. Честные его мощи он положил в святом алтаре, на правой стороне и установил праздновать память святого апостола Варнавы 11 июня в день обретения его мощей.

Апостол Варнава 24 июня (Святые люди)

Святой апостол Варнава

Святой апостол Варнава родился на острове Кипр и происходил из колена Левиина. Родители его были люди богатые и, живя на Кипре, имели в то же время землю в Иерусалиме с домом и обширным садом. Они позаботились дать своему сыну хорошее образование. Еще с детских лет начал обучаться книжной мудрости Варнава, называвшийся тогда Иосифом; а когда он подрос, то родители отправили его в Иерусалим к славившемуся в то время еврейскому законоучителю Гамалиилу. Здесь Иосиф воспитывался вместе с юношей Савлом, впоследствии первоверховным апостолом Павлом. Оба они, как лучшие ученики, одаренные великими душевными способностями, ревностно искавшие просвещения, не могли не сблизиться в школе Гамалиила и не сдружиться. Но Промыслу было угодно вести их ко Христу различными путями. Если Павел только после смерти Христа сделался Его последователем, то Иосиф уже при жизни Господа уверовал в Него.

Учась у Гамалиила, Иосиф усердно посещал храм Иерусалимский, строго соблюдал посты и вообще жил благочестиво. Господь Иисус Христос в это время уже начал Свою общественную деятельность. На пути Его из Галилеи в Иерусалим множество народа следовало за Ним, глядя на Его Божественное лицо и слушая Его сладчайшие речи. Когда Христос начал проповедовать Святое Евангелие в Иерусалиме и творить чудеса, то Иосиф пожелал увидеть Христа, услышать Его Божественную проповедь, стать свидетелем совершаемых Им чудес. И лишь только желание это исполнилось, как Иосиф возлюбил Господа всей своей душой, уверовал в Него и сделался Его учеником.

С этого времени Иосиф уже не покидал Христа, всюду следовал за Ним, был свидетелем многих чудес Его, и Христос удостоил его быть призванным на апостольство в числе избранных Им семидесяти учеников. Когда, незадолго пред страданиями Христа, многие ученики из лика семидесяти оставили Христа, то святой апостол Варнава остался в числе нескольких сохранивших верность Христу учеников Его от семидесяти.

После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа на апостолов, когда верующие жили в братстве, все делая общим достоянием, в числе продавших свои имения и сложивших цену их к ногам апостолов находился и Иосиф. Вероятно, после этого он и был наименован апостолами Варнавою, что значит «сын утешения» (см.: Деян. 4, 36). Полагают, что это имя он получил потому, что наделен был особенным даром утешать скорбящих. В то же время святой Варнава ревностно проповедовал слово Божие. По словам книги Деяний апостольских, это был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры (Деян. 11, 24). Среди своих апостольских трудов он скорбел о друге своем Савле, который был упорным врагом Христа и гнал верующих. Вскоре после этого Варнава был обрадован чудесным обращением Савла ко Христу. Спустя три года после своего обращения апостол Павел прибыл в Иерусалим. Но ученики Господа опасались его и сторонились, не веря, что он стал христианином. Тогда святой Варнава представил его апостолам, рассказав им о его чудесном призвании и обращении. Когда после того святые апостолы отправили Варнаву к новообращенным христианам в Антиохию Сирийскую для утверждения их в вере, он там некоторое время подвизался с успехом один, а потом для большего распространения веры Христовой призвал туда к себе апостола Павла. Целый год они трудились вместе в благовествовании Святого Евангелия, и с каждым днем умножалось число верующих в Антиохии. По случаю наступившего голода в Иерусалиме антиохийские христиане собрали помощь иерусалимским христианам и с нею послали святых апостолов Варнаву и Павла. Исполнив возложенное на них поручение, Павел и Варнава вместе с апостолом Иоанном Марком, племянником Варнавы, пошли в Антиохию, где пребывали в посте, молитвах и проповедании слова Божия. Когда они вскоре, по повелению Духа Святого, отправились проповедовать имя Христово в других странах, то Марк оставил их и возвратился назад. Варнава же вместе с Павлом прошли, благовествуя, остров Кипр, были с проповедью слова Божия в Саламине, рассказывали об учении Христа на острове Паф, затем прошли Писидию и Иконию и возвратились в Антиохию. Всюду, где бы ни были апостолы, они сначала предлагали свое учение иудеям рассеяния, а потом и язычникам. Успех проповеди был необыкновенный, так что они во многих городах основали Церкви. Во время своего апостольского путешествия Варнава и Павел терпели страшные лишения, жестокие гонения и не раз им грозила опасность быть убитыми.

После этого Варнава трудился в распространении и утверждении веры Христовой в Антиохии, а в 51 году был вместе с Павлом в Иерусалиме на Соборе апостольском, на котором рассуждали, следует ли новообращенных из язычников принуждать к соблюдению закона Моисеева. Здесь Павел и Варнава рассказали об удивительных успехах своей проповеди между язычниками и были утверждены старейшими апостолами в своем служении. Варнаве вместе с Павлом было поручено передать христианам Сирии и Киликии Соборное послание, которое освобождало новообращенных от соблюдения закона Моисеева. Вскоре после этого апостол Павел и Варнава решили посетить верующих во всех городах, где они проповедовали слово Божие, и узнать, как они живут. Но произошли несогласия между апостолами: Варнава хотел взять с собой Иоанна Марка, а Павел, памятуя, что он уже однажды оставил их, не желал брать его с собой.

Поэтому они разделились: апостол Павел, взяв с собой Силу, пошел в города Сирии, а святой Варнава с Марком отправились на остров Кипр, где провели довольно много времени, распространяя веру Христову. По преданию, после того святой Варнава первым из апостолов отправился в Италию проповедовать там слово Божие, был в Риме, основал Церковь в городе Медиолане (Милане) и был поставлен в епископы Медиоланской Церкви. Затем, возвратясь на остров Кипр, свою родину, продолжал там распространять слово Божие.

На семьдесят шестом году жизни святой Варнава сподобился принять мученическую кончину. Ревностная проповедь его в главном городе острова Кипра – Саламине восстановила против него живших там иудеев, которые решили убить его. Святой Варнава, предвидя свою кончину, созвал верующих, дал им последние наставления и простился с ними. При этом он поручил племяннику своему апостолу Марку рассказать обо всем святому апостолу Павлу и завещал положить с собой в гроб Святое Евангелие от Матфея, которое некогда переписал сам и с которым никогда не разлучался. После этого святой апостол Варнава, приобщившись Святых Таин Христовых, пришел бесстрашно в собрание иудейское и начал проповедовать там о Христе неверным иудеям.

Озлобленные иудеи бросились на святого апостола, вывели его за город, побили камнями и, не довольствуясь этим, хотели сжечь его святое тело. Но это им не удалось, тело святого Варнавы осталось цело и невредимо и было похоронено апостолом Марком. Вместе с убийством святого Варнавы иудеи начали гонение на всех последователей Христа. Верующие разбежались, и уже никто не знал, в каком месте был похоронен апостол. Впоследствии, когда вера Христова распространилась по всему Кипру, чудеса и исцеления от мощей святого Варнавы открыли то место, где пребывали эти святые останки.

В 488 году, 11 июня, Кипрский архиепископ Анфиск обрел мощи святого Варнавы, и на груди апостола лежало Евангелие от Матфея, переписанное Варнавой. Император Зенон очень обрадовался этому великому событию. Он попросил у архиепископа Евангелие, обретенное на груди святого Варнавы, и положил его в своей придворной церкви. На месте обретения святых мощей при содействии императора был сооружен храм, и с тех пор память святого апостола ежегодно совершается 11 июня Православной Церковью, так же как и Римской. Наш русский паломник, игумен Даниил, видел на Кипре мощи святого апостола Варнавы в XII веке.

С именем святого апостола Варнавы сохранилось одно Послание, написанное к христианам неизвестно какой Церкви. Содержание Послания вполне соответствует тем убеждениям, которые Варнава проводил в своей деятельности. Как в Антиохии и на Соборе апостольском он восставал против обязательного для христиан исполнения обрядов закона Моисеева, так и в Послании он доказывает, что с пришествием в мир Спасителя Ветхий Завет должен уступить место Новому Завету, что после страдания Иисуса Христа иудейские жертвы потеряли свое значение, и предохраняет уверовавших во Христа от увлечения иудейством. В нравственной части Послания святой Варнава излагает два пути: путь света, то есть добродетельный, и путь тьмы, то есть порочный, и увещевает христиан идти путем света.

Из книги Жития Святых - месяц сентябрь автора Ростовский Димитрий

Святой Апостол Кодрат Святой Апостол Кодрат, один из числа семидесяти, проповедовал слово Божие в Афинах и в Магнезии1], где и был епископом; своею проповедью многих он привел к свету Богоразумия. По слову Сираха, он был «как утренняя звезда среди облаков» (Сирах.50:6): под

Из книги Жития Святых - месяц август автора Ростовский Димитрий

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Св. Апостол Варнава (IV, 36-37) Сын утешения, самим Духом Святым определенный на служение Евангелию, постоянный спутник св. Ап. Павла, святой Апостол Варнава происходил от колена Левиина и родился на острове Кипре (Деян. 4, 36, 37). Прежнее имя его было Иосия. Св. Писание не говорит,

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Святой Апостол Тит Святой Апостол Тит был родом из Крита и происходил от родителей, хотя и благородных (ибо они вели свое родство от Мироя, царя критского), но не правоверных - язычников, придерживавшихся идолопоклоннического нечестия. Тит и сам первоначально служил тому

Из книги Очерки по истории церкви автора Мансуров Сергей

Святой Апостол Кодрат Святой Апостол Кодрат, один из числа семидесяти, проповедовал слово Божие в Афинах и в Магнезии1], где и был епископом; своею проповедью многих он привел к свету Богоразумия. По слову Сираха, он был «как утренняя звезда среди облаков» (Сирах.50:6): под

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

III СВЯТОЙ АПОСТОЛ ИАКОВ Предание церковное, писания апостольские и еврейские воспоминания (Иосиф Флавий) сохранили нам облик великого и праведного апостола, брата Господня Иакова, первого епископа Иерусалимского.В лице его сочеталось все то, что было своеобразного и

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Святой апостол Павел Апостол Павел носил еврейское имя Савл, после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, главного города Киликии (Деян.9.11;21.39) и пользовался правами Римского гражданина (Деян.22.28–29); происходил из колена Вениаминова, по

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Святой апостол Петр В Палестине, в пределах Галилейских, на берегу Галилейского озера, расположился небольшой городок Вифсаида. В нем жили больше рыбаки, отчего он и получил свое название, которое на еврейском языке означает «рыбачье место». Между другими рыбаками жил

Из книги автора

Святой апостол Филипп Святой апостол Филипп был родом из того же городка Вифсаиды, из которого происходили братья Петр и Андрей, сыновья Ионы, и Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. С ранней юности Филипп был отдан родителями учиться книжной премудрости. Он изучил Священное

Из книги автора

Святой апостол Варфоломей Святой апостол Варфоломей в Евангелии святого Иоанна Богослова упоминается под именем Нафанаил (см.: Ин. 1, 45 и далее; 21, 2). Нафанаил родом был из галилейского города Каны. Господь призвал его одним из первых следовать за Ним. Вот как это было. Когда

Из книги автора

Святой апостол Фома Святой апостол Фома, называемый «Близнец» (см.: Ин. 11, 16; 20, 24; 21, 2), был родом из галилейского города Панеады. Услышав Божественное учение Христа и увидев чудеса Его, Фома последовал за Господом и был избран в число 12 апостолов (см.: Лк. 6, 15; Мк. 3, 18).Фома был

Из книги автора

Святой апостол Матфий Святой апостол Матфий происходил из племени Иудова и родился в иудейском городе Вифлееме. С ранних лет он начал учиться Закону Божию в Иерусалиме. Учителем Матфия был святой Симеон Богоприимец. Он научил Матфия познанию Закона Божия и

Из книги автора

Святой апостол Иосия Святой Иосия, также называемый Иустом и Иосифом, упоминается в Деяниях апостольских, где говорится, что он был поставлен для принятия апостольского жребия вместо выбывшего из числа двенадцати апостолов Иуды Искариотского. И поставили двоих: Иосифа,

Из книги автора

Святой апостол Анания Святой апостол Анания принадлежит к числу семидесяти апостолов, избранных Господом для благовествования Христова. Из книги Деяний святых апостолов он известен крещением Савла, впоследствии первоверховного апостола Павла. Когда Савл, потерявший

Из книги автора

Святой апостол Тимофей Святой апостол Тимофей происходил из страны Ликаонской, из города Листры. Отец его был эллином и ярым последователем язычества. Мать же его Евникия и бабка Лойда происходили из иудейского рода. Когда святой апостолом Павел посетил в первый раз

Из книги автора

Поучение 1-е. Св. апостол Варнава (О дружбе) I. Св. апостол Варнава, память коего совершается ныне, принадлежал к числу 70 учеников Христовых. Св. Варнава воспитывался вместе с св. апостолом Павлом, тогда носившим имя Савла, у знаменитого в то время Гамалиила. Иосия (так прежде

Имя св. апостола Варнавы было Иосия, или Иосиф, а Варнавою он был наименован св. апостолами за горячую его любовь ко Христу и щедрые пожертвования в пользу первого христианского общества. Св. Лука пишет, что не было между ними (уверовавшими во Христа) нуждающегося: ибо все, которые владели землями, или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов и каждому выдавалось, кто в чем имел нужду. Так Иосия, прозванный св. апостолами Варнавой, что значить сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам апостолов (Деян. IV, 34-37). Св. Варнава был учеником Иисуса Христа во время Его земной жизни и считался в числе 70 апостолов; может быть по раннему своему последованию за Господом он считается первым среди семидесяти: «Господень был еси всеистинный служитель, апостолов же явился седмидесяти первый» (Кондак, служба дня 11-го) и св. Димитрий Ростовский пишет: «в тех 70 вначале вчинен бысть сей Иосиф и от апостол святых переименовать Варнавою» (Четьи Минеи 11 июля). Варнава, по свидетельству Климента Александрийского , св. Епифания и др., родителями своими с Кипра в юности отправлен был в Иерусалим для обучения и он вместе с Савлом (ап. Павлом) обучался у знаменитого иудейского ученого Гамалиила (Деян XII, 3); в Иерусалиме была в замужестве сестра Варнавы — Мария, мать Иоанна-Марка (Деян. XII, 12), имевшая свой дом, в котором, вероятно, проживал и св. Варнава. В Acta Sanctorum 11 Iunii сообщается, что св. Варнава обратил в христианство сестру свою Марию (у Болландистов 26 р.). Чрез посредство Варнавы прежний гонитель христиан Савл, а затем избранный сосуд благодати Божьей — Павел, вошел в общество учеников Иисуса Христа. Варнава с Савлом целый год трудились в проповеди о Христе в Антиохии и наставили в истинах св. веры немалое число людей, которые в первый раз стали называться христианами (Деян. XI. 25—26). Антиохийские христиане собрали значительное пособие для учеников Господа и все, собранное ими, отослано было чрез Варнаву и Савла в Иерусалим (Деян. XI, 30). Исполнив поручение, они (Савл и Варнава), взявши с собой Иоанна-Марка (племянника Варнавина), возвратились из Иepyсалима в Антиохию (Деян. XII, 25). В Антиохии когда некоторые учители и пророки (последователи Иисуса Христа) служили Господу и постились, св. Дух сказал: «отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому я потребовал их». Тогда они, совершив пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их на проповедь (Деян. XIII, 1-3). Св. Варнава и Савл (Павел) трудились над распространением веры о Христе, о чем подробно описано в апостольских Деяниях гл. XIII-XIV. Они присутствовали в Иерусалиме на Апостольском Соборе (50 г) и все собрание с особым вниманием слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников (Деян. XV, 12). Апостольский собор постановил принимать обращающихся к церкви язычников, не подвергая их обрезанию и не обременяя их выполнением обрядов Моисеева закона и свое послание апостолы поручили доставить в Антиохию (где и начался спор о принятии язычников чрез обрезание), куда послали «мужей начальствующих между братьями» вместе с Павлом и Варнавою (Деян. XV, 22). Павел и Варнава в 51—52 проживали в Антиохии , уча и благовествуя вместе с другими многими слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: «пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне, как они живут». Варнава хотел взять с собой Иоанна своего племянника, но Павел воспротивился ему и от этого между ними произошло огорчение и они в 52 г. разлучились друг с другом; Варнава, взяв с собой Марка, отплыл в Кипр (Деян. XV, 36-39). «Разделение их, по словам св. Иоанна Златоуста, послужило к большему благу, которое произошло по этому поводу (именно — больше просвещения язычников светом Христовой веры чрез таких великих апостолов). И врагами ли (продолжает Златоуст) они расстались? Нисколько. Ибо и после этого случая ап. Павел в своих посланиях упоминал о Варнаве с большими похвалами (I Кор. IX, 6)». (Толкование св. Златоуста на апостольские деяния, Спб. 1857. IV, 57, 94-97). Некоторые предполагают, что св. Варнава, после проповеди на о. Кипр и в других местах, снова присоединился к ап. Павлу и разделял проповеднические его труды, и что он (Варнава) был тот брат, который по словам ап. Павла прославляется по всем церквам за благовествование (2 Кор. VIII, 18). По сказанию Дорофея Тирского, св. Варнава с о. Кипра в 57—58 г. отправился в Ефес, где трудился несколько времени с ап. Павлом (1 Кор. IX, 6), а затем снова возвратился на свою родину (Кипр); отсюда в Александрию, где будто, бы встретил Климента (впоследствии Римского епископа) и в Климентинах есть некоторыя сведения о св. Варнаве, но это сочинение не заслуживает доверия. Из церк. песнопений видно, что Варнава был в Риме (11 июня): «прошел еси землю…. и в Рим славный пришед…» Из Рима он с проповедью о Христе проходил Ломбардию и Лигурию и основал христианскую церковь в Медиолане (Милане); затем возвратился на о. Кипр и в г. Саламине в 62 г. потерпев мученическую кончину (язычники побили его камнями). Тело св. Варнавы, согласно завещанию, погребено было ап. Марком вместе с евангелием Матфея. Марк о кончине св. Варнавы сообщил ап. Павлу, который о нем (Варнаве) много плакал…. Подробно описано житиe (сказание о периодах, или путешествиях, св. Варнавы) монахом Александром, но эти сказания большей частью апокрифического достоинства. Св. Варнава написал Послание , которое в особенном уважении было в Александрии . О принадлежности сего послания Варнаве свидетельствуют Евсевий (Церк. Ист. кн. III, 25), Иероним (Каталог писателей, г. VI). Ориген называл это послание «соборным». Некоторые (Тертуллиан) св. Варнаве приписывали послание к евреям, (несомненно принадлежащее ап. Павлу). Мощи св. ап. Варнавы были обретены в г. Саламине при императоре Зеноне (419). Празднование св. Варнаве и в Восточной и в Западной церкви совершается 11 июня, предполагаемый день мученической его кончины, а также 4 января (в Соборе 70 Апостолов). В Милане был учрежден орден в честь ап. Варнавы, имевший целью возвышение нравственности. (О св. Варнаве см. в Правосл. Обозрении 1860 г. июнь; прот. П. Преображенский (им переведено было послание св. Варнавы); Д. Гусев, Правосл. Собеседник 1898. Apxиеп. Димитрий: «Собор св. 70 апостолов,» 1-й вып. 163-258 стр., св. Димитрий Ростовский. Четьи Минеи 11 июня , а также в житиях святых под 11 июня — Д. Протопопов, С. Дестунис, Apxиеп. Филарет (Обозр. Ц. писателей, I т.), и др.)

Православный собеседник. — 1906. т.1. с. 80-83 .

Прародители Варнавы переселились из Палестины на остров Кипр по причине войн, происходивших в Палестине. Родители его были весьма богаты и имели свое село вблизи Иерусалима, изобиловавшее садами и разными плодами и украшенное большим зданием, так как здесь они имели дом свой. Ибо с того времени, как святой пророк Исайя написал: «И буду строить домы и жить в них, ибо будут семенем, благословенным от Господа» (), евреи, обитавшие в далеких странах, не понимая духовного смысла слов этих, старались иметь свои собственные дома в Иерусалиме; по этой причине и родители Варнавы имели свой дом и свое село около Иерусалима.

Родив того, о ком наше слово, назвали его Иосифом и воспитывали в обучении книжном; когда же отрок пришел в совершенный возраст, то отправили его в Иерусалим к известнейшему в то время учителю Гамалиилу, дабы он научил Варнаву более совершенному пониманию еврейских книг и всего закона Божия. Здесь Иосиф имел в числе сверстников своих и Савла, который впоследствии назван был Павлом; и учились оба они у одного учителя Гамалиила, преуспевая в разуме, понимании книг и в добродетельной жизни.

Иосиф ежедневно утром и вечером приходил в храм Соломонов и молился здесь с усердием Богу, проводя дни юности своей в частых пощениях и великом воздержании; желая соблюсти в чистоте свое девство, он избегал знакомства с бесчинными юношами и ни в каком случае не желал слышать тех слов, которыми ум юноши мог бы помрачиться, но, внимательно наблюдая за самим собой, постоянно поучался в законе Господнем днем и ночью.

В то время Господь наш Иисус Христос, спустя тридцать лет после Своего вочеловечения, начав открывать Себя миру, пришел из Галилеи; здесь Он учил в храме, творил многие и преславные чудеса; все дивились Ему; со всех сторон стекались к Нему, дабы видеть святое лицо Его и слышать божественные слова Его, более сладкие, нежели мед и сот. Видел Его и юноша Иосиф и, слушая поучения, исходившие из пресвятых уст Его умилялся сердцем и весьма дивился чудесам, которые Он творил; увидав, как Он исцелил расслабленного при Овчей купели () словом Своим, видев также и многие другие дивные дела Христовы, Иосиф, распалился сердечной любовью ко Господу и, приступив к Нему, пал ниц к ногам Его; при этом Иосиф просил Господа благословить его и принять его в число Своих учеников. Господь же, презиравший в тайны сердец человеческих, увидав, что сердце Иосифа горело любовью божественной, любезно благословил его и не запретил ему следовать за Собой. Иосиф прежде всего поспешил в дом тетки своей, по имени Марии, матери Иоанна, названного впоследствии Марком, и сказал ей: «Приди и посмотри на Того, Кого весьма хотели видеть отцы наши; ибо некий пророк Иисус из Назарета галилейского учит в храме и совершает великие чудеса, так что многие считают Его за всеми ожидаемого Мессию».

Лишь только женщина услышала это, как тотчас же, оставив все, с поспешностью направилась к храму; увидав Господа Иисуса Христа, она пала ниц к ногам Его и с мольбой сказала: «Господи! Если я обрела благодать перед Тобой, войди в дом рабыни Твоей, дабы вшествием Твоим благословить всех домашних моих».

Видя ее веру, Господь пришел в дом к ней и благословил ее и всех, находившихся в доме ее. Господь был принят Марией с великой честью и со многой радостью и благоговением; с этого времени Господь всегда заходил вместе с учениками Своими в дом Марии, когда приходил в Иерусалим.

Когда Господь отправился обратно из Иерусалима в Галилею, то вслед за Ним отправился и Иосиф вместе с прочими учениками. И когда Господь восхотел отправить апостолов Своих на проповедь «к погибшим овцам дома Израилева» (), то увидал, что их мало, почему и сказал: «жатвы много, а делателей мало» (); по этой причине Господь явил миру и иных семьдесят учеников, которых послал по два перед лицом своим в каждый город и селение (). В числе этих семидесяти учеников Господних был одним из первых и святой Иосиф, переименованный святыми апостолами Варнавой, то есть сыном утешения, так как своей проповедью о пришедшем в мир Мессии, он утешал людей, с великим нетерпением ожидавших пришествия Мессии. Подобно тому как сыновья Зеведеевы были названы сынами громовыми (), так как должны были прогреметь по вселенной своей проповедью как громом, так и сей святой Иосиф был назван сыном утешения, ибо его апостольские труды должны были принести великую радость избранным Божиим. И Златоуст святой, объясняя так причину переименования его, говорит (): «Мне кажется, что он получил свое имя по заслугам, ибо для того, (чтобы быть сыном утешения) он был вполне способен».

После вознесения Господа на небо, святые апостолы жили все вместе в Иерусалиме, как об этом написано и в книге Деяний апостольских: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов» (). В то время и святой Иосиф, названный апостолом Варнавой, продал вышеупомянутое село, находившееся близ Иерусалима, доставшееся ему в наследство от родителей; вырученные деньги он принес к ногам апостолов, ничего себе не оставив, ибо он желал богатеть в Бога, в Которого действительно и обогатился, как свидетельствуется об этом: «он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» (). Варнаве часто случалось видеться с Савлом, причем он вел спор с ним от Писания о Господе Иисусе Христе и прилагал все усилия свои, дабы обратить Савла к святой вере, но Савл был весьма усердным ревнителем отеческих преданий; поэтому он посмеивался над святым Варнавой, как над человеком обольщенным, говорил даже хульные слова и на Господа Иисуса Христа, называя Его сыном плотника, человеком простого звания, преданным позорной смерти. Когда же после убиения евреями святого первомученика Стефана, Савл начал преследовать церковь, «входя в дома верующих, влача мужчин и женщин и заключая их в темницы» (), тогда святой Варнава весьма оплакивал его и усердно молился Богу, воздевая свои чистые руки, да просветит Он душевные очи Савла, чтобы он познал истину; он весьма желал иметь Савла другом по вере христианской, подобно тому как он имел его другом в Гамалииловом училище.

Слезы и молитвы Варнавы были не напрасны; когда наступило время милосердия Божия, Савл обратился ко Христу, будучи призван голосом Господним свыше, на пути в Дамаск . И обратился волк в овцу; хулитель имени Христова начал прославлять Господа Иисуса Христа; бывший ранее гонителем, сделался защитником Церкви; ибо по принятии святого крещения Савл тотчас отправился на собрания иудейские и начал проповедовать об Иисусе, говоря, что Он есть Сын Божий, обличая также иудеев, проживавших в Дамаске. Когда же Савл возвратился в Иерусалим, то «и старался пристать к ученикам, но все боялись его, не веря, что он ученик» (). Тогда святой Варнава, встретив его, сказал: «Доколе, о Савл, не перестанешь быть хулителем великого имени Иисуса Христа и гонителем верных рабов Его? До каких пор ты будешь противиться страшному таинству, издревле предвозвещенному пророками, в настоящее же время сбывшемуся ради спасения нашего?»

Савл же, припав к ногам его, со слезами ответил так: «Прости меня, учитель правды, Варнава! Теперь я понял, что все, сказанное тобой мне о Христе, – истина; Того, Кого я ранее хулил, называя сыном плотника, Того Самого исповедую ныне Сыном Божиим, Единородным, соприсносущим Отцу и собезначальным, «Сей, будучи сияние славы отчей и образ ипостаси его» (), в последние дни сии уничижил «Себя самого, приняв образ раба» (), став совершенным человеком, родившись от Пресвятой Девы Богородицы Марии, приняв вольные страдания и крест; затем Он воскрес в третий день, явился вам, Своим апостолам, вознесся на небо и сидит по правую сторону Бога Отца; Он снова придет во славе Своей судить живых и мертвых и Царствию Его не будет конца».

Услыхав таковые слова от ранее бывшего хульника и гонителя, святой Варнава удивился; прослезившись от радости и обняв Савла, он сказал:

«Кто тебя научил, о Савл, говорить таковы богодухновенные слова? Кто тебя убедил исповедовать Иисуса Назарянина Сыном Божиим? Откуда ты научился столь совершенному познанию догматов божественных?»

Тогда Савл, со слезами и сердцем сокрушенным, отвечал: «Сам Господь Иисус Христос, Которого я, грешный, хулил и гнал, Он меня научил всему этому; ибо Он явился мне, как извергу и вот еще теперь я слышу Его божественный глас в ушах своих. Когда меня осиял чудный свет свыше и я упал на землю от страха, то услышал голос, говоривший: «Савл, Савл! что ты гонишь меня?» Я же, в страхе и ужасе сказал:

«Кто ты, Господи?»

Он же с кротостью и благоутробием отвечал мне: «Я Иисус, которого ты гонишь» .

Весьма удивившись долготерпению Его и помолившись, я сказал:

«Господи, что велишь мне делать?»

Тогда Он научил меня всему тому, что я сказал тебе ().

После этих слов святой Варнава взял Савла за руку и привел его к апостолам, сказав:

– Вот тот, кто нас преследовал, теперь наш. Тот, кто противился нам, ныне с нами вместе мыслит о Господе нашем; тот, кто ранее был нашим врагом, ныне нам друг и соработник в винограде Христовом. Вот представляю вам кроткого агнца, который ранее был зверем свирепым.

При этом Савл рассказал апостолам, как он на дороге видел Господа, и что Он говорил ему; рассказал также и о том, как он подвизался в Дамаске за имя Христово.

Апостолы, услыхав все это, удивились, возрадовались и прославили Бога. И был Савл вместе с ними; вместе с ними входил он и выходил из Иерусалима, подвизаясь за имя Христово и мужественно обличая иудеев и еллинов. Эти же последние весьма дивились тому, каким образом человек, столь недавно еще преследовавший всех, называвших имя Иисусово, теперь сам проповедовал Иисуса; и искали убить его. Догадавшись же об этом намерении неверных, братия отвели Савла из Иерусалима в Кесарию и отпустили его в Тарс , в отечество его, дабы он там проповедовал Господа Иисуса Христа.

В это время в Антиохии сирийской, городе большом и славном, начала распространяться святая вера в Господа нашего Иисуса Христа. Ибо когда был убит святой первомученик Стефан, поднялось в тот день великое гонение на церковь Иерусалимскую, так что все верующие рассеялись по странам иудейским и самарийским, кроме апостолов; тогда некоторые из рассеявшихся доходили «до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев» (); но потом и еллинам начали они благовествовать Господа Иисуса; «И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (). Об этом услышала церковь Иерусалимская; поэтому апостолы послали святого Варнаву в Антиохию сирийскую, дабы он узнал подробнее о всем, происшедшем там и утвердил бы новообращенных. Он же, пришел туда и увидав благодать Божию, весьма возрадовался и утешил всех словом Господним, увещевая всех пребывать при Господе неотступно. В то время как святой Варнава проповедовал там недостаточное время, весьма много народу присоединилось к Господу. Так как ученики умножались с каждым днем, учителей же было немного, так что многая жатва не имела делателей, то святой Варнава, оставив на время Антиохию, отправился в Тарс, желая найти здесь друга своего Савла; найдя его, он привел в Антиохию; и трудились оба они в обращении душ человеческих к Христу Богу, приводя к вере во Христа иудеев и еллинов. Пробыли они в Антиохии целый год, собираясь в храме и поучая народ. Здесь впервые ученики их начали называться христианами.

По прошествии года, Варнава и Савл решили возвратиться в Иерусалим для того, чтобы возвестить святым апостолам о том, как действовала в Антиохии благодать Божия. При этом каждый из антиохиян, соответственно состоянию своему, отправил вместе с Варнавой и Савлом все потребное проживавшим в Иудее собратиям своим, обнищавшим и убогим, ибо тогда был голод великий в Иудее, согласно пророчеству святого Агава: сей Агав был также из числа семидесяти апостолов . Собрав достаточную милостыню, антиохияне отправили ее к старцам через посредство Варнавы и Савла.

Когда Варнава и Савл, называвшийся теперь Павлом , прибыли в Иерусалим, то они весьма возвеселили Церковь, возвестив об умножении верующих в Антиохии и принеся щедрую милостыню от них.

В это время в церкви Иерусалимской внезапно произошло большое смущение, ибо «царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежавших к церкви» (), и «умертвил Иакова Зеведеева, брата Иоанна, мечом» (). Заметив же, что это понравилось иудеям, приказал взять Петра и заключил его в темницу, из которой апостол Петр был выведен святым ангелом. Все это время пока в Иерусалиме не утихло смущение, нанесенное Церкви гонителями, Варнава и Савл укрывались в доме вышеупомянутой Марии, тетки Варнавы, к которой пришел и святой Петр, после того как ангел вывел его из темницы. Потом Варнава и Савл, окончив свое дело в Иерусалиме, снова возвратились в Антиохию, взяв с собой и сына Марии, по имени Иоанн, названного Марком. После того как все они пробыли достаточное время в Антиохии, подвизаясь в посте, молитве, в служении божественной литургии и в проповеди слова Божия, благоугодно было Духу Святому послать их на проповедь язычникам. Дух Святой сказал бывшим в Антиохии пророкам и учителям: «отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (). Они прежде всего пошли в Селевкию , отсюда отплыли в Кипр и остановились в Саламине . Всюду, где ни проходили, они возвещали слово Божие; они имели своим слугой вышеупомянутого Иоанна, названного потом Марком, сына Марии. Пройдя остров до Пафа , они встретили некоего волхва лжепророка иудеянина, по имени Еллима, при анфипате Сергии, муже весьма разумном. Здесь они просветили анфипата святой верой, Еллима же волхва, противившегося им, они ослепили словом. Отъехав из Пафа, они пришли в Пергию памфилийскую. Слуга же их Иоанн, он же и Марк, увидав их великие злострадания, которые претерпевали они за благовестив имени Христова, (ибо они нисколько не боялись смерти), устрашился ходить с ними по причине своих юных лет; поэтому, оставив их, он возвратился в Иерусалим, к матери своей. Варнава же с Павлом, пройдя Пергию, пришли в Антиохию писидийскую (город отличный от великой Антиохии сирийской). Будучи изгнаны отсюда, они оттрясли прах от ног своих и прибыли в Иконию ; но и здесь иудеи и язычники намеревались побить их камнями; они же, узнав об этом, с поспешностью пошли в города ликаонские , Листру и Дервию, и в их окрестности и благовествовали здесь. Здесь они и исцелили одного хромого, бывшего в недуге своем от времени рождения своего и никогда не ходившего; апостолы поставили его на ноги, так что он стал вполне свободно ходить. Народ же, приняв их за богов, вознамерился принести им жертвы; при этом народ называл Варнаву Зевсом , а Павла Гермесом , и едва святые апостолы уговорили народ не приносить им жертв. Потом тот же народ, будучи научен иудеями, поднял мятеж на святых апостолов: побив Павла камнями, народ извлек его из города, думая, что он умер; но он, поднявшись, вошел в город, а на следующее утро он и Варнава вышли из города и отправились в Дервию. Достаточно благовестив этому городу и обратив здесь многих ко Христу, святые апостолы предприняли обратный путь к Антиохии сирийской, направляясь через те же города и селения. Всюду по пути своему они утверждали души учеников, увещевая их пребывать в вере и поучая их, что многими скорбями надлежит входить нам в Царство Небесное. Рукоположив пресвитеров по всем церквам и помолившись с постом, они оставили учеников своих Господу, в Которого те уверовали. Быв в Пергии и возвестив здесь слово Господне, апостолы отправились отсюда в Атталию , затем отплыли в Антиохию сирийскую, откуда посланы были Духом Святым проповедовать язычникам слово Господне. Придя в город и собрав всех верных, они рассказали им все, что сотворил с ними Бог, и сколь многих язычников они обратили ко Христу, и пробыли в Антиохии немалое время.

Вскоре после этого между уверовавшими евреями и еллинами поднялся спор об обрезании, ибо некоторые из иудеев говорили, что те, кто не обрежется по закону Моисееву, не могут спастись. Уверовавшие же из еллинов считали обрезание большой тягостью для себя. Варнава и Павел противились иудеям и защищали еллинов от обрезания. Но так как спор и пререкание по этому вопросу не прекращались, то для Варнавы и Павла явилась необходимость отправиться из Антиохийской церкви снова в Иерусалим к апостолам и старцам, дабы спросить их об обрезании. Варнаве и Павлу, кроме того, было необходимо возвестить апостолам, что Бог «отверз дверь веры язычникам» (). Варнава и Павел, посланные церковью (Антиохийской), проходя по Финикии и Самарии, всюду возвещали об обращении язычников, чему верующие весьма радовались.

Когда они прибыли в Иерусалим, то были приняты здесь с любовью святыми апостолами и старцами; все с радостью слушали Варнаву и Павла, возвестивших о всех дивных знамениях и чудесах, которые Бог сотворил рукой их среди язычников. Относительно же обрезания апостолы, посоветовавшись соборне, постановили отменить его навсегда для верующих не только из числа еллинов, но и иудеев, как излишнее при новой благодати. При этом апостолы сочли нужным послать и от себя некоторых христиан вместе с Варнавой и Павлом в Антиохию, к уверовавшим еллинам; для этой цели избрали Иуду, называемого Варсавой, и Силу, мужей известнейших среди братии и написали так: «Апостолы и пресвитеры и братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали: то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавой и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» ().

С таковым посланием отправились в путь святые апостолы Варнава и Павел, а вместе с ними и Иуда и Сила, направившись из Иерусалима в Антиохию. В это время упомянутый Иоанн, называемый Марком, сын Марии, тетки Варнавы, не осмеливаясь приблизиться к святому Павлу, подошел к дяде своему, святому Варнаве, с покаянием и слезами, сожалея, что отлучился от них, когда они проповедовали язычникам: Иоанн начал просить святого Варнаву снова взять его с собой, обещая без страха идти на все страдания и самую смерть за Господа: Варнава взял его, как племянника своего. Вместе дошли все до Антиохии. Собрав верных, апостолы отдали им послание; прочитав его, все весьма возрадовались. Иуда же и Сила словом своим утешили братию и утвердили их о Господе. Спустя некоторое время Иуда возвратился в Иерусалим, но Сила продолжал оставаться там. Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя слово Господне прочим.

Спустя некоторое время после этого, Павел сказал Варнаве: «Мы должны опять посетить братий наших; мы должны пройти по всем городам, в которых проповедовали имя Господне, дабы видеть, как живут братия».

Святой Варнава дал свое согласие на это. При этом Варнава хотел взять с собой Иоанна, называемого Марком, племянника своего; Павел же не хотел этого, говоря: «Для чего мы возьмем с собой трусливого юношу, который ранее оставил нас в Памфилии, не пожелав идти с нами на дело, на которое мы посланы и отлучившись от нас, возвратился к своим родным?»

Произошла распря между нами, так как Варнава хотел взять Иоанна, Павел же не хотел; поэтому они разошлись друг с другом, намереваясь каждый пойти своим путем.

Все это случилось по усмотрению Божию, дабы они, идя врозь, спасли большее число душ. Вполне достаточно было проповедовать одному великому учителю там, где намеревались идти два великих учителя; каждый же, проповедуя отдельно, сделал бы сугубое приобретение для Церкви – один в одной стране, другой в другой, обратив к вере Христовой различных народов. Святой Павел, взяв с собой святого Силу, отправился в Дервию и Листру, а святой Варнава отплыл в Кипр с племянником своим Иоанном .

Достигнув острова Кипра, – своего отечества, святой Варнава предпринял немалые труды, ибо обратил здесь ко Христу много народа. Умножив в Кипре число верующих, Варнава отправился в Рим и, как говорят некоторые, – первый проповедал в Риме Христа. Затем основав и утвердив в городе Медиолане епископский престол, Варнава снова возвратился в Кипр. Когда он учил здесь о Христе, в городе Саламине, пришли сюда некоторые иудеи из Сирии и начали противиться ему и возмущать народ, говоря, что все, проповедуемое Варнавой, противно Богу и закону Моисееву; эти иудеи поносили многими хулами честное имя Варнавино и замыслили умертвить его, возбудив против него многих. Апостол же, провидя свою мученическую кончину, созвал всех верных, живших в городе том; достаточно поучив их в вере и добрых делах и убедив быть мужественными в исповедании имени Христова, совершил божественную литургию и причастил всех Христовых Тайн. Потом, взяв отдельно Марка, спутника своего, сказал ему: «В этот день я окончу жизнь свою, приняв смерть из рук неверных иудеев, как сказал мне Господь; ты же, взяв тело мое, которое найдешь вне города на западной стороне, похорони его и иди к другу моему, апостолу Павлу; возвести ему все то, что ты знаешь о мне».

Святой Варнава имел с собой Евангелие от Матвея, написанное своей собственной рукой; он завещал святому Марку похоронить его вместе с тем Евангелием. Потом, дав последнее целование сроднику своему святому Марку, Варнава отправился на сонмище еврейское. Когда он начал говорить здесь от книг пророческих о Христе, то иудеи, пришедшие из Сирии, восстали на него, возмутили и других евреев и, возложив на него свои убийственные руки, вывели его из города к западной стороне и побили здесь каменьями; потом, разложив костер, бросили на него тело святого апостола для сожжения. Но когда сюда впоследствии тайно от всех пришел святой Марк вместе с прочими братиями, то он нашел тело святого апостола Варнавы невредимым, совершенно не пострадавшим от огня; взяв его, он похоронил его в одной пещере, отстоявшей на пять стадий от города, причем, согласно завещанию апостола, положил на груди его Евангелие . Потом отправился на поиски апостола Павла; найдя его в Ефесе , рассказал ему все о кончине святого апостола Варнавы ; святой Павел оплакал кончину Варнавы, Марка же удержал при себе.

После убиения святого Варнавы в городе Саламине поднялось великое гонение от евреев на верующих; поэтому все бежали из этого города и скрывались, где могли. С этого времени пришло в забвение то место, где были положены честные мощи апостола Варнавы. Спустя много лет, когда вера Христова распространилась по всем концам земли, когда Греко-римским царством управляли христианские цари и когда остров Кипр просиял благочестием и правоверием, Господу благоугодно было прославить то место, на котором почивали мощи Апостола Варнавы . На этом месте начали происходить многие дивные чудеса. Так первоначально один недужный, переночевавший на том месте, получил здравие. То же самое случилось и с другим больным. Когда же об этом узнали верующие, то нарочито приходили к тому месту, проводили здесь ночь и получали исцеление от недугов своих. Таким образом место то сделалось всюду известным; поэтому сюда приносили многих немощных и расслабленных; все получали здесь полное исцеление от недугов своих и возвращались в дома свои здоровыми. Приводились сюда также и бесноватые, и тотчас духи нечистые отбегали от людей с громкими воплями. Здесь хромые получали хождение, слепые прозрение, и вообще всякий, кто бы ни был одержим каким недугом, получал здесь исцеление. Жители города Саламина весьма радовались по поводу этого, хотя и не знали, по какой причине на этом месте творились столь великие чудеса, ибо никто ничего не знал о мощах апостоловых; поэтому место то назвали «Местом здравия». Но необходимо знать, каким образом были обретены честные мощи святого апостола.

Некий злой еретик, Петр белильник, по прозванию Кнафей, противник IV Вселенского собора святых отцов , происходившего в городе Халкидоне , и защитник ереси Евтихиевой, а также и пособник зловерия Аполлинариева , в царствование Зенона , хитростью захватил престол антиохийского патриаршества и приносил весьма большой вред своим неправым учением Церкви Христовой. Но он не удовольствовался назначенной ему антиохийской епархией, в которой гнал и преследовал христиан, предавая их многим мучениям; он пожелал захватить под свою власть и остров Кипр, издревле свободный, дабы сеять в нем свое лжеучение и преследовать всех, кто стал бы противиться ему (следует заметить, что кипряне, будучи правоверными христианами, отвергали его неправое мудрствование о том, что на кресте пострадало божество).

Но он всячески старался привлечь их на свою сторону, говоря так: «Так как слово Божие пришло в Кипр из Антиохии, то по этой причине кипрская церковь должна подчиняться патриарху антиохийскому».

По причине всего этого архиепископ кипрский, по имени Анфим, повергся в великую печаль, ибо знал, что тот Петр, пользуясь у царя милостью, очень легко мог достигнуть всего, чего бы ни захотел. И действительно в скором времени пришло приказание царское в Кипр, повелевавшее архиепископу кипрскому прибыть в Царьград для ответа на соборе перед патриархом антиохиянам, требовавшим подчинения острова Кипра епархии антиохийской.

Архиепископ не знал, как ему поступить, ибо и повеление царского ослушаться он не дерзал, и идти в Царьград боялся. Хотя он и проводил святую жизнь, но не обладал даром красноречия и боялся, что будет побежден в споре своими противниками. Посему он начал усердно поститься и молиться, испрашивая со слезами помощи, защищения и совета полезного от Самого Бога.

Один раз ночью, когда Анфим задремал от великого молитвенного труда, перед ним предстал некий божественный муж в светлой священной ризе, осиянный небесными лучами. Явившийся сказал: «Для чего ты, архиепископ, так опечалился и восскорбел? Не бойся, ибо ты нисколько не пострадаешь от своих противников».

Сказав это, явившийся муж вдруг стал невидим. Архиепископ, пробудившись от сна, преисполнился ужаса; потом распростерся на земле крестообразно для молитвы и начал молиться со многими слезами, говоря так: «Господи Иисусе Христе, Сын Бога Живаго! Не оставь Церкви Твоей, но окажи ей помощь славы ради имени Твоего святого. Если это видение было от Тебя, то устрой так, чтобы я видел его еще раз, молю Тебя, и третий раз, дабы я, грешный, окончательно удостоверился, что Ты, Помощник мой, со мной!»

В следующую ночь архиепископ имел то же видение; тот же пресветлый муж явился ему и сказал: «Я тебе уже сказал, что ты нисколько не пострадаешь от своих противников, итак, ничего не опасаясь, иди в Константинополь».

Сказав это, явившийся стал невидим.

Архиепископ Анфим, снова возблагодарив Бога и никому ничего не сказав о виденном, присоединил молитву к молитве и слезы к слезам, да сподобится он сего видения и в третий раз и да будет открыто ему, кто был являвшийся.

В третью ночь тот же муж явился и сказал: «До каких пор ты не будешь веровать словам моим, которые сбудутся в ближайшие дни? Иди без страха в царствующий град, ибо оттуда возвратишься со славой, не потерпев нисколько от противников своих; Сам Бог ради меня, раба Своего, будет твоим защитником».

Тогда архиепископ, дерзнул сказать явившемуся: «Молю тебя, господин мой, скажи мне, кто ты, говорящий мне эти слова?»

Он же отвечал: «Я – Варнава, ученик Господа нашего Иисуса Христа, которого Дух Святой посылал вместе с избранным сосудом Своим святым Апостолом Павлом на проповедь слова Божия язычникам. Для того же, чтобы ты удостоверился в истинности слов моих, вот тебе знамение: выйди за город к западной стороне на пять стадий и на том месте, которое называется «Местом здравия» (ибо там ради меня Бог чудесно подает болящим здравие), раскопай землю под деревом, произращающим рожки: там ты найдешь пещеру и раку, в которой положены мощи мои; найдешь также и Евангелие, написанное моею собственной рукой, которое я переписал от святого евангелиста Апостола Матвея. И когда твои противники, намеревающиеся подчинить своей власти эту церковь, начнут говорить, что Антиохия есть престол апостольский, ты возражай им и скажи: – и мой город – престол апостольский, ибо я имею апостола, почивающего в городе моем».

Когда святой Варнава сказал это архиепископу, тотчас стал невидим. Архиепископ же, преисполнившись великой радости и весьма возблагодарив Бога, созвал клириков, начальников города и весь народ и рассказал всем о бывшем ему троекратном явлении и речах святого Апостола Варнавы ; затем отправился со псалмопением к тому месту в преднесении честного креста. Когда дошли до указанного места, начали раскапывать землю поддеревом, как сказал в видении апостол; раскопав сверху землю, нашли пещеру, закрытую камнями; сняв камни, увидели раку и ощутили великое и несказанное благоухание; открыв же раку, увидели в ней честные мощи святого Апостола Варнавы в целости и неповрежденности, увидели также и Евангелие, лежавшее на персях его . Все в великой радости и веселии воздали Богу славу и с благоговением поклонились честным мощам, прикасаясь им с верой и любовью. В это время произошли многие чудеса: все, кто ни был одержим каким недугом, – получали здравие после прикосновения к честным мощам. Потом архиепископ Анфим, не осмеливаясь взять с того места раку с мощами апостоловыми, запечатал ее оловом и приказал пребывать при раке чину духовному и совершать при гробе апостольском денно и нощно обычные псалмопения. Сам же отправился в Царьград; представ собору, он отвечал противникам своим так, как научен был Апостолом Варнавой. Император Зенон весьма возрадовался тому, что во дни его царствования обретено было столь великое духовное сокровище, и тотчас распорядился, чтобы остров Кипр не был в подчинении у патриарха, но самостоятельно управлялся бы своим архиепископом; распорядился также, чтобы архиепископ кипрский поставлялся своими епископами.

Такова свобода дарована была острову Кипру ради мощей святого Апостола Варнавы: с этого времени престол архиерейства кипрского начал называться престолом апостольским, как и прочие патриаршие престолы. Блаженный же Анфим, архиепископ кипрский, был награжден большими почестями от царя и от всего духовного собора. Царь попросил себе Евангелие, обретенное на груди апостола: приняв его, он украсил его золотом и драгоценными камнями и положил его к царской палате своей церкви; архиепископу же дал весьма много золота для построения прекрасного храма на том самом месте, где были обретены честные мощи апостола Варнавы.

Таким образом архиепископ возвратился к себе со славой и честью и в скором же времени выстроил великий и красивый храм во имя апостола; честные мощи святого апостола он положил во святом алтаре, на правой стороне и установил праздновать память святого апостола Варнавы в одиннадцатый день месяца июня (в каковой день были обретены честные мощи его), во славу Христа, Бога нашего, славимого со Отцом и Святым Духом, ныне и в бесконечные веки. Аминь.


Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим ) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя – Варнава, что по-еврейски значит «сын утешения». После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе ().

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Павлу на пути в Дамаск ().

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: «Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем» (). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Павла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого ().

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, «что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого – воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком – на Кипр ().

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

*На русском языке издано:

Послание / Пер. Ив. Чупровского // Христианское чтение. 1830. ХХХVII. С. 3 слл. То же / С введ. и прим. свящ. П. А. Преображенского // Писания мужей апостольских. М., 1860 (Памятники древней христианской письменности в рус. пер. Т. 2. прил. к ж. «Православное обозрение»).*



Похожие статьи