Что значит добрый и верный раб. Верность божьему призванию

Ильченко Ю.Н.

План

I. Вступление

Бог хочет, чтобы мы все были служителями и имели видение и цели. Народ гибнет, если нет Божьего видения. Но когда мы видим цель, мы движемся к победе. Видение мотивирует нас, пробуждает и побуждает двигаться.

II. Начни с простого служения

Давид вначале служил пастухом в доме своего отца. Хотя пророк Самуил помазал его в цари, но прошло еще много лет, когда он стал царем. Но Бог все это время работал с сердцем Давида. Однажды во время войны с Филистимлянами отец отправил Давида отнести братьям еду (1Цар.17:17) , и Давид принимает участие в сражении с Голиафом и побеждает его (1Цар.17гл.) . С этого сражения начинается его возвышение. Бог сказал про Давида: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, который исполнит все хотения Мои» (Деян.13:22)

Служение начинается с желания служить, со смирения и послушания. Когда мы послушны, Бог поднимает и возвеличивает нас (1Петра 5:6) . Но не все хотят служить, чаще хотят, чтобы им служили. Но Бог хочет, чтобы мы хотели служить. Самая большая победа происходит внутри нас – это желание служить, смиряться, послушаться. Начинай служить с малого, с простого, и Бог будет поднимать и вести дальше. Путь к величию начинается со смирения, а не с позиции.

Фил.2:5-11 Иисус, когда пришел на землю, принял образ раба, слуги, смирил Себя и стал послушен, и Бог возвысил Его превыше всех, чтобы перед Его именем преклонились все. Имя – это авторитет. Бог дал авторитет и Иисусу, и Давиду. Иисус – сын Давида.

Бог дает победы в большом, когда мы побеждаем себя в малом – все это вытекает из отношений с Богом, из любви к Нему. Через общение с Богом приходит сила Божья.

III. Отношение к служению

Пс.99:1, Втор.28:47 Служи Господу с веселием и радостью. Наше служение людям перед Богом. И главное в служении, чтобы Бог был доволен тобой. Когда у тебя такое отношение, то ты повсюду будешь приносить радость и изменять атмосферу.

Матф.4:10 Поклоняйся и служи и одному Господу. Сначала поклоняйся Ему, а потом служи, соединяясь с духом слуги. Мы не должны стесняться служения людям. Авторитет к Давиду пришел через его служение. И хотя Иисус на кресте был раздет и избит, но через это пришла победа. Бессилие обернулось силой. В своей слабости мы сильны Божьей силой.

IV. Добрый и верный раб

Матф.25:14-30 Мы имеем то, что нам дал Бог. Мы не свои – мы Божьи. Наша жизнь принадлежит Богу – это наше имение. Вся земля Господня и что наполняет ее (Пс.23:1) . Бог поставил нас управителями. Бог дает нам что-то, чтобы мы этим служили Ему. Приношение десятины – это наше свидетельство того, что все, что мы имеем - это Божье. Это дал нам Бог, чтобы мы служили Ему.

Хозяин дал таланты слугам «по силе» - по способностям, по призванию, чтобы они умножили и принесли прибыль. У каждого из нас много талантов, но они раскрываются, когда ты служишь в послушании. У Давиды был талант не только царя, но и военачальника, и псалмопевца. Таланты даны для исполнения призвания. Будь верен своему призванию, будь на своем месте – это благословение. Мы должны делать то, к чему мы призваны. Через время хозяин потребовал отчет. Готов ли ты дать отчет Господу за то, что ты делал со своим призванием, с талантами. Бог не заставляет нас, но Он побуждает и хочет, чтобы мы все делали добровольно.

«Войди в радость» - будь Моим партнером, давай делать вместе.

«Верен в малом…» - ты хороший верный слуга в том, что было дано и Я поручу тебе более важное дело. Приходи и веселись вместе со своим хозяином. Получи видение от Бога и ты будешь благословением для Бога и для этого мира.

Третий слуга, на вопрос, что ты сделал, начал обличать хозяина: «У тебя высокие стандарты, ты требуешь усердия, не терпишь небрежности, я боялся ошибиться».

«Лукавый» – хитрый, нечестивый, ленивый, двоедушный, без чести внутри. Он вернул все в целости и сохранности, не потратил, но хозяин был в ярости: «Это преступление – быть таким человеком». У Бога другие стандарты. Мы должны умножать то, что Бог дает. Когда мы передаем другим то, что дает Бог, это и есть умножение. В Царстве Божьем нет бесплодия.

Лук.13:8 -9 Все еще можно изменить. Бог всегда дает нам новые возможности, шанс исправиться. Бог ценит инициативу.

Бог хочет, чтобы мы были как тот, добрый и верный раб, доброхотно служили людям и Богу, и все, что Бог дает, могли приумножить. Чтобы мы были хорошими управителями своей жизнью, и временем, и талантами.

Проповедь

Сегодня я хочу поговорить на тему «Верный и добрый раб». Я верю, что это касается каждого из нас, потому что Бог хочет каждому из нас сказать: «Добрый и верный раб, войди в Мою радость!». Я не думаю, что Бог хочет, чтобы мы были неверные, лукавые, ленивые. Бог ожидает, что Его дети будут добрые и верные. Бог хочет, чтобы Его видение стало нашим, чтобы Его мысли стали нашими мыслями. Видение определяет, куда мы движемся, что мы делаем, что с нами происходит.

Осия 4:6 «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» . Сами мы не видим, не знаем, идем не по той дороге, куда нам нужно идти, но Дух Святой открывает нам этот путь. Он вкладывает в нас это видение, чтобы мы могли видеть, чтобы это видение побуждало нас, вдохновляло и ободряло. Когда ты видишь что-то хорошее, это тебя радует. И наоборот, когда ты видишь что-то плохое, это тебя огорчает, разочаровывает. То, что видит Бог, является для нас самым лучшим, потому что лучше, чем Бог никто не может видеть. Он видит и духовное, и материальное. Он учит нас видеть.

Сегодня будем говорить о видении Бога на служение. Что такое служение с точки зрения Бога, с точки зрения культуры царства Божиего. У нас есть свои взгляды, свои понятия. Но мы приходим к Богу для того, чтобы узнать то, что хочет Бог. Мы приходим в церковь, чтобы узнать волю Бога, план Бога, что Бог ожидает от нас. Если я иду с таким отношением, то Бог мне откроет и покажет. Если я прихожу, засыпаю, не слушаю, отвлекаюсь на звонки по телефону, тогда я теряю Его видение и ничего не могу приобрести.

Мы говорим сегодня о том видении, которое имеет для нас Господь - о видении служения. Мы будем говорить об этом, чтобы Его видение совпало с нашим, чтобы мы не смотрели в разные стороны, чтобы мы смотрели вместе с Господом, чтобы у нас было одно видение на то, что видит Господь. Когда мы говорим о служении, то понимаем, что всякое служение начинается со спасения.

Господь спасает нас, мы приходим в церковь, и начинаем открывать для себя совершенно другой мир. До церкви никто из нас не представлял и не думал, что это такое. У нас были свои взгляды на церковь, свое понимание. Может быть, мы видели церковь в кино, где чаще всего показывают православную или в зарубежных фильмах - католическую церковь. У человека возникает определенный стереотип. Он приходит в церковь и думает, что надо просто прийти, послушать что-то правильное и уйти. Но у Бога совершенно другой взгляд на церковь. Бог говорит, что церковь – это ты! Церковь – это спасенные христиане. Иисус сказал, что церковь – это Его тело для того, чтобы Бог мог служить через нас. У нас есть руки, ноги, голова – не для того, чтобы просто есть, спать и делать что-то. Есть и что-то большее, для чего мы были созданы.

Служение начинается с нашего спасения. Когда мы спасаемся, мы начинаем вдруг понимать, что у Бога для нас есть что-то еще помимо того, что мы знали раньше, для чего мы жили раньше. Этот рубеж очень яркий и отчетливый – то, как мы жили, и то, как мы должны жить. Мы приходим сюда, учимся, познаем Бога, слушаем слово Божие, и Бог нам открывает Свою волю. Он хочет, чтобы мы видели так, как Он видит, чтобы мы вместе шли, вместе двигались и служили этому миру.

Когда ты приходишь к Богу, спасаешься, ты вдруг осознаешь, что твоя жизнь имеет другую цель и другое направление, чем раньше. Помимо обязанностей, которые остались, ты начинаешь понимать, что Бог приготовил для тебя что-то большее, лучшее. Когда ты общаешься с Богом, имеешь с Ним отношения, тогда ты можешь прикоснуться к Его сердцу, тогда Его любовь касается тебя, и в тебе происходит что-то удивительное. Для тебя открывается новый Божий мир, царство Божие. Ты говоришь: «Господь! Я так люблю Тебя! Так сильно хочу что-то сделать, чем-то послужить, чтобы это обрадовало Тебя!».

Когда ты был неверующим, у тебя таких мыслей не было. Может быть, иногда приходила мысль помочь своей жене, и то, бывало, передумывал: «Не мужское это дело - мыть полы и посуду». Может быть, и сейчас к тебе приходят какие-то добрые мысли, но ты их отгоняешь. Бог хочет научить тебя жить по-новому. Наша жизнь меняется, когда меняется наше мировоззрение, наши ценности.

Приведу пример Давида, о котором Господь сказал: «Это муж по Моему сердцу, который исполнит все Мои желания, все Мои хотения».

Деян. 13:22 «поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему» . Удивительная характеристика, которую Бог дает человеку! Смотря на жизнь Давида, мы должны понять, что нравится Богу, почему Он так его назвал. Почему Он сказал, что этот человек, у которого поменялось видение жизни, будет жить для того, чтобы исполнять Его желания.

Мы начнем с истории, когда пророк Самуил, пришел в дом Давида, чтобы помазать его в цари. Пророк пришел, и перед ним поставили старших братьев Давида, но Самуил никак не мог найти того, кого должен помазать. Он спрашивает: где же ТОТ? Никто не мог понять, про кого он спрашивает. Оказалось, что все совершенно забыли про Давида. Он постоянно был с овцами, служил. Как случилось, что Бог нашел именно его? Не тех, которые возле дома околачивались все время, а того, который служил на поле. Самуил сказал: «Вот, за кем я пришел, вот он, которого я должен помазать в цари! Пастуха! Мальчика!».

Это было просто невероятно. Никто не ожидал этого. Бог говорит: «Мои мысли – не ваши мысли». Приходя в царство Божие, у нас все должно полностью переключиться, поменяться. Есть наше понимание, а есть Божие понимание. Скорее всего, по понятиям этой семьи, такое решение было неправильным, несправедливым, непонятным. Но Бог – не человек. Приходя к Богу, мы должны познавать Его и учиться думать, как думает Бог. Почему Он именно так сделал, а не по-другому? Почему Он Давида выбрал, а не каких-то других людей? Анализируя это, мы начинаем понимать, что ценит Бог, что Ему нравится, что Ему нужно.

Давид, будучи помазанным на царя, тем не менее, возвращается пасти своих овец. В это время наступают предпосылки к войне с филистимлянами. Братьев призвали в армию по возрасту, а Давид еще был подростком.

1 Царств 17:17, 18 «И сказал Иессей Давиду, сыну своему: возьми для братьев своих ефу сушеных зерен и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям; а эти десять сыров отнеси тысяченачальнику и наведайся о здоровье братьев и узнай о нуждах их».

Что должен был бы сделать Давид, как он должен был на это отреагировать? Он, будучи помазанным на царя, мог бы сказать: «Папа! Ты забыл, кто я? Ты говоришь мне нести обед братьям и их начальнику? Я для них начальник!». Но мы видим, что абсолютно ничего такого не происходит. Давид берет послушно еду в корзинках и идет к братьям, которые еще и недовольство высказывали, что он пришел.

Мы любим, когда нам служат, когда нам помогают. Никто не отказывается от помощи. Но не всегда ли мы хотим служить и помогать? Мы смотрим на Давида, чтобы понять, как он, будучи помазанным на царя, тем не менее, исполняет очень простую работу. Служение всегда начинается с самого простого. Люди часто говорят: «Я не знаю, какие у меня таланты, дары». Чтобы твои дары и таланты раскрылись, тебе нужно начать с чего-то самого простого. Господь сказал: «Будь верен в малом». Если ты будешь верен в малом, тогда тебе будет дано большее, а потом над многим тебя поставят.

Самое малое, самое простое, что мог сделать Давид – просто принести еду. Кто-то думает: «Что мне делать? Как мне послужить?». Сделай самое простое, где не надо иметь особую квалификацию, для чего не нужно заканчивать институт. Для того, чтобы принести еду, ничего этого не нужно. Нужно просто иметь желание служить. Нужно быть смиренным, чтобы, будучи помазанным на царя, взять корзины с едой. Нужно быть послушным отцу. Давид оставался сыном для своего отца, и сделал это в послушании. Итак, в служении нужно желание, смирение и послушание. Все это он имел и делал.

Самое невероятное, что он даже не знал, чем закончится его поход с едой к своим братьям. Нам нужно учиться этим откровениям. Нам нужно понимать, что ценится в Царстве Божьем. Иисус говорил: «Прежде ищите царства, понимайте, что в царстве происходит». Мы жили по другим законам. Наше советское наследие никогда не вдохновляло нас служить. Популярный лозунг: «Мы не рабы! Рабы – не мы!» давал установку на нежелание работать, служить, помогать. Многие люди до сих пор не готовы к служению. Ни в культуре этого нет, ни в идеологии человеческой. Но это есть в культуре Царства Небесного, в культуре Бога, в Его сердце.

Филиппийцам 2:7 «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» . Иисус смирил Себя, приняв образ раба или слуги. Он не принял образ царя, хоть и был Царем. Иисус – Царь царей, Господь господствующих, но Он принял образ слуги. Вот какое видение было у Бога! Бог пришел как человек, Он пришел, как слуга. Бог оценил Давида именно потому, что, будучи царем, он повел себя, как простой слуга. Для Давида не было унизительным послужить, принести еду своим братьям. Для него не было ничего оскорбительного, чтобы послушаться своего отца, исполнить его волю. Когда мы верны в малом, что-то начинает происходить.

Давид приносит еду, и узнает, что происходит. Война, Голиаф, войско Саула в страхе. И увидев Голиафа, Давид принимает совершенно неожиданное решение: сразиться с врагом.

Когда мы верны в малом, Бог дает нам силу побеждать великанов. Мы хотим побеждать своих великанов, но себя не хотим победить. Мы хотим побеждать какие-то большие проблемы, но чего-то маленького не хотим сделать. Давид просто принес еду, и Бог сказал ему: «А сейчас Я буду тебя поднимать, сейчас с тобой что-то произойдет, ты что-то сделаешь, и это изменит твою судьбу, и не только твою, но и твоих детей». Иисуса называют Сыном Давида, потому что Мессия произошел из поколения Давида.

Если бы Давид не послушался отца, если бы он отказался нести еду братьям, то ничего бы не произошло. Мы часто не знаем, что служа и делая что-то маленькое, Бог приготовил для нас что-то большое. Давид увидел это «большое». Это был великан! Если бы Давид не служил, не был послушным, он бы не имел силы победить этого великана.

Бог говорит: «Не умаляй дней малого начала». Не умаляй маленькие вещи, кажущиеся не впечатлительными. Бог очень внимательно смотрит на малое. Если ты верен в малом, тогда Он поставит тебя над многим, даст тебе большее. Это мышление Бога, это Его мысли, которые записаны в слове.

Фил.2:6,7 «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» . Богу было не унизительно стать человеком! Богу это не было зазорным – принять кровь и плоть, и Он это сделал! Он смирил Себя, быв послушным.

Мы не можем быть послушными, если не можем смирить себя. Не кто-то тебя будет давить и смирять. В этом мире тебя хотят смирить - сломав, заставив. Но когда тебя заставляют, ты не сможешь стать Божьим слугой. Ты можешь стать рабом. Бог любит доброхотно дающих. Бог любит тех, которые дают и делают это с радостью, с желанием. Придя в Царство Божие, ты понимаешь, что здесь все по-другому. Здесь другие награды, другое мышление, другое отношение.

Давида никто не заставлял нести еду братьям. Он муж по сердцу Бога. Бог любит людей, которые сами хотят служить. Кто в миру хочет смиряться? Кто хочет быть послушным? Но Иисус смирил Себя, быв послушным даже до смерти крестной. Иисус пришел в мир не как царь, Он пришел, как слуга. Он не пришел, как лев из колена Иудина, Он пришел как агнец. Он принял другое обличие. Бог действует по-другому, и учит нас этому. Бог показывает, как нам нужно действовать, как нужно жить в Царстве Божием.

Будучи царем, Давид идет и служит. Он не гнушается, не стесняется, это его не умаляет. Нам тоже не надо стыдиться служить, не надо этого стесняться. Как надо служить?! «Служите Господу с веселием» . (Пс. 99:2) . Вот какое требование у Бога! Служите с веселием! Когда человек заходит в церковь, его встречают служители возле дверей. Он смотрит, как они выглядят, в чем одеты, какое у них настроение. Потом он видит служителей порядка. Он слушает, что ему говорят, как себя ведут. И т.д. Пока человек увидит пастора, у него складывается определенная картина, что представляет собой церковь.

Господь хочет, чтобы мы служили Ему с веселием, с радостью, с верою. Доброхотно дающего любит Бог. Бог любит дающего и служащего с радостью. Когда человек заходит в церковь, он чувствует атмосферу, которая исходит от служителей - атмосферу веры, радости, любви. Человек видит и чувствует, что здесь что-то другое, что-то происходит, и получает тот заряд, который ему необходим, чтобы его вера поднималась, и он начинал думать по-другому, что церковь – это дом Божий, что здесь служители Божии, что здесь есть Бог, Который радуется, что кто-то пришел в Его дом. Дух Святой пишет нам инструкцию – как служить Господу, с каким отношением, чтобы на тебя посмотрели и захотели спастись.

Пс.99:2 «идите пред лице Его с восклицанием!» . Ты идешь в церковь уже наполненный, радостный, потому что Иисус сказал: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи!». (Мтф. 4:10) . Многие бегут на служение, хотя они еще не встретились с Богом. Они Ему не поклонились, не наполнились Божественной небесной атмосферой, и не готовы к служению. Нам не нравится неготовая еда, и Господу не нравится неготовое служение. Он говорит: «Вначале поклоняйтесь, а потом служите». Не надо относиться к служению, как к обычной работе. Если человек не молился, не поклонялся, не общался с Богом, он наполнен миром, неверием. Ему все плохо, ему ничего не нравится. Он служит по принуждению, как одолжение.

Но если ты сначала поклоняешься, а потом уже служишь, тогда совсем другое служение. Это служение не буквы, которая убивает, но это служение Духа, Который животворит. Мы наполнены Духом Божиим, потому что мы поклонялись перед тем, как служить. Это нужно не только пастору, но и каждому человеку, который приходит служить. Если мы не наполняемся Духом Святым, что мы сможем дать людям?

Давид был поклонником. Он поклонялся, потом служил. Он не просто принес еду. Он был, прежде всего, поклонником. Он был наполнен Богом. Когда ты наполнен Богом, ты по-другому видишь какие-то проблемы служения. Когда Давид увидел проблему в лице Голиафа, он сказал, что это вообще не проблема.

1 Царств 17: 32, 36 «И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином….и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго». Он уже встретился с Богом, наполнился верой, был помазан силой. Голиаф даже обиделся, что против него поставили не воина, а мальца без оружия, с одной палкой и камнями.

1 Царств 17:42, 43 «И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем. И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами».

Мы должны быть такими «мальчиками» и «девочками» Бога, чтобы потом стать мужьями и женами Божьими. После этого сражения Давид стал мужем Божьим. Он стал героем, победителем. Но вначале он был просто мальчиком, который принес еду. Ничего стыдного, ничего унизительного для него в этом не было, потому что он любил Бога, и хотел Ему служить. Поэтому Бог наделил его силой. Бог дал ему силу принести еду, дал силу взять пращу, дал силу кинуть камень с помощью этой пращи, и эта сила Божия поразила великана с одного выстрела. Это то, как Бог нас готовит, как Бог нас ведет. Если ты верен в малом, тогда у тебя будут большие победы.

Иисус сделал то же самое. Он уничижил Себя, приняв образ слуги. Он, Царь царей, не постыдился того, что могли сказать про Него. На кресте Он был раздет, был наг. В современной культуре люди выпячивают себя, свое тело, но в той культуре это было самое высшее оскорбление, самое большое унижение. Но Иисус не постеснялся этого, не побоялся, потому что Он служил Своему Отцу. Ему не было стыдно от того, как Он будет выглядеть перед людьми, перед учениками, перед всем духовным миром, глаза которых были устремлены на Него. За это Он получил от Отца огромную победу.

Фил. 2:9 «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» . Это авторитет. Он приходит из-за того, как человек служит, ведет себя. Не из-за его позиции, но из-за его отношения. Из-за его служения складывается его авторитет. Мы видим, что Бог дал авторитет Давиду. После победы он стал национальным героем. Никто не знал его, никто понятия не имел – кто этот мальчик, который принес еду. Но после того, что он совершил, после великой победы он стал национальным героем.

Иисус Христос победил врага, Своего голиафа. Он победил диавола. Теперь Иисуса знают во всем мире. Отец превознес Его и дал Ему имя превыше всех имен. Бог и тебе хочет дать имя, авторитет – когда ты смиряешься, когда ты послушен, когда ты служишь с радостью. Бог дает тебе авторитет, имя и поднимает тебя. Сначала мы идем вниз, потом Бог нас поднимает наверх. Это результаты служения Давида и Иисуса. Это будут твои результаты, твой авторитет. Господь показывает нам, как мы должны служить. Какое видение служения для нашей жизни. Бог хочет видеть церковь, в которой только добрые и верные рабы. Бог ищет добрых и верных.

Пс. 31:2 «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» . Нет лукавства, обмана, двоедушия, лицемерия, лени.

Матф. 25:14 «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое» .

Мы – Божьи люди, мы принадлежим Богу. И все Богу принадлежит. «Господня - земля и что наполняет ее» (Пс. 23:1) . Вся земля, и Россия, и ты, и твои дары, и твое служение, и твое помазание, и твои откровения, и твои финансы – все принадлежит Богу! Он сказал: «Призвал рабов СВОИХ». Не каких-то, а Своих. И поручил им имение – СВОЕ! Все, что мы имеем – доброе, хорошее – дал нам Господь. Он им поручил, он дал им это имение. Когда мы читаем это место Писания, мы понимаем, что наша жизнь принадлежит Богу. Твое время Ему принадлежит, поэтому ты не можешь сказать: «Бог! У меня нет времени для Тебя!». Ему же принадлежат все финансы. Сколько споров идет о десятинах! Но самое простое объяснение десятины - это то, что эти финансы не наши; отдавая их, мы показываем Богу и всему духовному миру, что все, что мы имеем, дал нам Бог. Это наше свидетельство нашей веры и жизни, что все принадлежит Богу, и ты в том числе, и то, что у тебя есть. Господь нас поставил не правителями, а управителями. Управителями своей жизни, своих талантов, времени. Он смотрит, как мы будем всем этим управлять.

Итак, в притче господин поручил им свое имение, он дал им таланты. Одному – 5, другому 2, а третьему 1, с целью умножения. Если у тебя пять человек в ячейке, у тебя не должен стать один человек после пяти. У тебя должно быть десять. Все, что дал нам Господь, должно умножаться.

Господин, вернувшись, потребовал отчет. Сказано, что он дал талантов каждому по силе его. По силе – это означает, по способностям, по призванию, которое Господь имеет для твоей жизни. Написано, что у разных звезд, у разных светил разная величина. Если мы посмотрим на животный мир, то увидим, что слон, например, отличается от мыши. Господь не может потребовать от мыши того, что Он требует от слона. Нельзя потребовать от экскаватора того, что можно сделать лопатой. Он дал каждому по силе его, по призванию. Не из-за того, что кто-то хуже. Тот, кто получил один талант, не был хуже того, кто получил 5 талантов. Просто это было его призвание: это делать, этим заниматься. Когда господин вернулся, он спросил у каждого: Как вы это делали, как вы этим занимались? Того, который преумножил, он назвал «добрый и верный».

Матф.25:21 «Добрый и верный раб, войди в радость господина своего». В другом переводе написано: «Будь моим партнером». Бог говорит каждому из нас: «Будь Моим партнером!». Это хорошо – радоваться, но партнером быть лучше. Мы будем вместе с Богом.

Очень важно не только получить, но использовать эти дары, эти таланты, потому что они даны для призвания.

Как тебе узнать, к чему ты призван? Апостол Павел в послании к Ефесянам молится, чтобы открылись их духовные глаза. Это говорит о твоих отношениях с Богом – когда твои глаза открываются, ты получаешь надежду призвания, видишь, к чему ты призван. Бог каждому дает призвание. Не написано, что Он кого-то обделил. Он каждому дал призвание. Нам не надо завидовать, смотреть на чужие результаты, сравнивать себя с кем-то. Будь самим собой! В тебе Бог дал свое призвание. Он спросит тебя за ТВОЕ призвание. Если я петь не могу, меня Бог не спросит за это. Он не будет меня спрашивать за то, что не мое. Но то, что Он мне дал, за это Он меня спросит.

Верен ли ты своему призванию? Знаешь ли ты свое призвание? Можно сказать: «Скажи мне свой талант, я скажу твое призвание!». Для чего дан талант? Для того чтобы исполнить свое призвание. От нас требуется определить это призвание. Определиться: для чего мы здесь, для какой цели. Если тебя Бог призвал быть врачом, будь врачом, ты будешь благословением для людей. Бог хочет, чтобы мы знали, чтобы мы разобрались – какое у нас призвание. Тебе даны таланты, чтобы исполнить это призвание. Мы не призваны жить, как нам заблагорассудится. Мы не призваны делать то, что нам захочется. Мы должны познавать волю Божию, благую, угодную, совершенную для того, чтобы быть благословенными и быть благословением.

А лукавые и неверные – что с ними? Написано: «лукавый и неверный», но не написано, что «бездарный». Человек скажет: «Где мои дары, где мои таланты? Мне ничего Господь не дал!». Не может быть такого! Господин не сказал: «Ты бездарный раб!». Он сказал: «лукавый и ленивый». Бог дал всем дары. Это наша работа – определить свое призвание, найти его, открыть эти таланты. Что у тебя есть, что у тебя получается, что ты должен развивать.

Матф. 25:16 «Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов». Он «употребил их в дело». Он что-то делал с этим, и когда он что-то делал, он приобрел другие пять талантов! Когда ты ничего не делаешь, ничего не приобретается. Но когда ты делаешь, ты приобретаешь еще. Мы не созданы прожигать жизнь бесцельно. У нас есть цель, призвание, предназначение.

Также и тот, у которого было два таланта, тоже употребил их в дело. Ему тоже сказал Господь: «войди в радость Мою!». Как замечательно быть в радости и жить в радости – этого хочет Господь. Мы ответственны за то, как мы используем свои таланты в жизни. Приносим ли мы еще прибыль Своему Господину, или, наоборот, у нас все уменьшается и уменьшается.

У нас еще есть время. Временем, которое дает нам Господь, мы должны правильно распорядиться. Мы дадим отчет не просто лидеру, пастору или еще кому-то. Мы дадим отчет Богу!

Наша судьба зависит от призвания, которое дает нам Господь. Таланты – это те средства, которые помогают нам исполнить это призвание. Мы слышим, что каждый, кто двигался в призвании, принес много плода. То, что Господь нам доверил, через время Он спросит у нас: что мы делали, как мы жили, и, самое главное, как мы исполнили Его призвание, или как мы исполнили Его волю.

Господь дает нам таланты, не для того, чтобы с ними играться. Он ожидает от этих талантов прибыль. Он ожидает, что они не будут лежать у нас где-то. Тот человек, который получил один талант, пошел и зарыл его. Люди во всем мире знают выражение: «зарыть талант». Оно прямо из слова Божиего. Зарыть, то есть не делать то, что ты должен был делать. Зарыть, то есть не использовать тот потенциал, который был у тебя. Бог ожидает от Своей церкви, что мы будем церковь добрых, хороших и верных рабов. Господь нам скажет тогда: «Заходите в радость своего Господина! Будем веселиться вместе. Вы - Мои партнеры, вы - Мое тело, вы - Моя церковь». Нужно понять этот важный момент и двигаться в своем призвании.

Когда господин спросил человека, получившего один талант, этот человек стал умничать. Многие люди умничают, когда им нечего ответить на прямой вопрос. Бог говорит: «Я не хочу слушать твои умные речи, какими они тебе кажутся. Я хочу видеть твои дела! Конкретно: что ты сделал с тем, что Я тебе поручил?». Эти умные слова, может быть, и оправдывали тебя, останавливали тебя, и ты находил себе оправдание, извинение, чтобы ничего не делать. Но Бог не слушает этих оправданий. Он спрашивает: «Где то, что Я тебе дал? То, что ты должен был приумножить. Покажи Мне, Я не хочу слушать твои умные речи».

Тогда этот человек начинает обвинять господина. Тот, кто ничего не делает, обычно всегда обвиняет других, видит в других недостатки, проблемы, неправильные действия. Бог говорит: «Я тебя не призвал быть критиком, чтобы ты умножал критику. Я тебе конкретное дело поручил». Мы можем легко критиковать других, осуждать и находить изъяны. Но когда мы придем на суд Божий, то Бог не будет даже слушать этого. Он спросит: «Что ты сделал конкретно? Меня интересуешь ты. Меня интересуют таланты, которые Я дал тебе. Что ты с ними сделал? Что ты сделал со своей жизнью, которую Я тебе дал?».

Матф. 25:24, 25 «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» . Человек говорит господину: «Ты плохой, ты жестокий, я убоялся, пошел и скрыл свой талант». В другом переводе (Massage) немного по-другому звучит их разговор.

«Господин, я знал, что у тебя слишком высокие стандарты, и ты ненавидишь небрежность». То есть, ты слишком много от меня просишь, ты слишком много требуешь. Но Бог не требует слишком много, потому что Он сказал: «Я дал ПО СИЛЕ».

«Ты всегда требуешь лучшего, и не позволяешь ошибаться» Разве Бог не позволяет нам ошибаться? Он позволяет. Он требует, чтобы ты что-то делал!

«Я испугался, что я разочарую тебя. Поэтому я нашел безопасное место и сохранил твои деньги». Выглядит это так: ты такой несправедливый, ты плохой, неправильный, а я такой хороший, я СОХРАНИЛ твои деньги! Вот они!

Если бы в современном мире это происходило, нашелся бы кто-то, кто сказал бы: тут нарушены права человека! За что обвиняют этого человека?! Разве он кого-то убил, кого-то ограбил, украл? Нет! Он все сохранил в целости. Это человеческое понимание. Но Божие понимание совершенно другое. Бог давал не затем, чтобы он это сохранил.

«Вот, я сохранил твои деньги. Вот тебе до последней копейки все в целости. Я ничего не потратил. А господин ужасно рассердился. Он сказал: «Это ужасно – так жить. Это преступление - быть таким!». Господин назвал такое отношение преступлением. Может быть, в глазах мира это не преступление, но в Божиих глазах это – преступление. В Его глазах это ужасно, что ты так делаешь.

«И если ты знал, что я хочу лучшего, почему ты вообще ничего не сделал? Почему ты не сделал вообще ничего. Если бы даже сделал немного, я получил бы хоть какую-то прибыль».

Что означает слово «лукавый»? Оно означает «нечестный» - человек без чести, лживый, подлый, хитрый, двоедушный и еще к этому ленивый. Он не постарался. Он ничего не сделал, чтобы то, что дал ему Господь, пустить в дело, и принести ему прибыль. Мы должны понять, что в Царстве Божием все должно приносить плод. Нет бесплодия в Царстве Божьем! Мы искуплены от бесплодия. Бесплодие было проклятием для Израильского народа. Иисус забрал проклятия, забрал бесплодие, и Он ожидает, что каждый из нас будет плодоносным. Он говорит: вы принесете много плода и тем прославите Меня (Ин.15:8) .

Притча про смоковницу, которая не приносила плоды.

Лук. 13:6-9 «И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» . Что делать? Третий год не нахожу плода! Говорит слуге: «Сруби ее, на что она землю занимает?». Очень практичный вопрос. Но слуга сказал ему в ответ:

«Господин, оставь ее ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». Год отсрочки. Не все потеряно. Вы тоже можете исправиться. Вы можете все изменить кардинальным образом в своей жизни, и через год принести очень много плода, радости, благословений.

У медали талантов есть две стороны: одна касается лично нас, а другая касается людей. Раб, который принес пять талантов, благословил людей. То, что дает нам Бог, нужно для того, чтобы мы могли другим передать, чтобы, если мы спаслись, другие могли спастись. Если мы исцелились, другие могли исцелиться. Если мы получили благословения, другие могли получить благословения. Мы ученики Иисуса, и мы должны делать учеников. Тогда происходит умножение. Мы передаем то, что мы имеем. Ничего сложного нет. Давид просто принес еду, которая у него была – ничего сложного не было. Он просто поразил Голиафа, который там был. Ничего сложного для него не было. У НЕГО БЫЛ ТАЛАНТ ПОРАЖАТЬ ГОЛИАФОВ! У него был этот дар. Что такое талант? Это то, что у тебя получается.

Саул говорил Давиду, что воину неприлично воевать камнями. Он предлагал ему свой меч, шлем, доспехи.

1 Царств 17: 38, 39 «И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню. И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык к такому вооружению; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя» . Давид примерил все это и отклонил предложение. Ему было привычнее действовать по-другому. У него были другие дары, другие таланты. Мы хотим, чтобы другие действовали теми же способами, что и мы. Цель была одна: поразить Голиафа, но Господь дает нам то, что у нас будет лучше получаться. С мечом бы у Давида не получилось, а с камнями – запросто. Даже с одним камнем получилось.

В одном городе у некоей женщины был дар готовить еду. Ей приходит идея: я могу научить других людей готовить торты. Она дала объявление, что приглашаются все желающие научиться делать выпечку. Люди стали приходить, и стали спасаться. Потом другие люди вспомнили, что они тоже что-то умеют делать. Они что-то умели делать и через это другие люди стали спасаться. У нас у всех что-то есть. Это тоже благая весть. Мы можем постесняться предпринять какие-то шаги – начинаем лукавить, начинаем себя оправдывать, находить причины. Нам не хочется это делать, мы ленимся. Что тогда нам скажет Господь? Он скажет: «Я тебе давал, Я тебя призывал, Я тебе говорил, но ты не захотел!».

В Царстве Божьем ценится свобода выбора. Ценится то, что мы сами выбираем, сами хотим. Нас не гонят, нас никто не заставляет – можешь ничего не делать, это твой выбор. Бог говорит: «Я вас не заставляю, потому что Я ценю вашу инициативу. Я ценю, когда вы хотите делать сами. В Божьем Царстве это ценится больше всего. Доброхотно дающего любит Бог. Те, кто хочет делать, делает это с радостью, с желанием. Делать с радостью и желанием – совершенно другое, чем по принуждению. Когда тебя заставляют – это рабский менталитет, рабский дух. Но Божий Дух тебя вдохновляет.

Давайте мы встанем и помолимся, пока у нас есть еще время перед вечностью. Пока наши смоковницы еще можно удобрить. Главное, чтобы мы не остановились, не обиделись. Мы подкладываем слово, «удобряем» тебя, чтобы ты раскрылся, расцвел.

Мы покаемся перед Богом, что мы не делали то, что мы должны были делать.

Молитва

Господь! Мы благодарим Тебя. Ты благой Бог, Ты любящий, Ты добрый. Господи, я прошу тебя, я раскаиваюсь, если я не исполнил призвание, если я не использовал таланты, которые Ты дал мне. Я прошу Тебя: дай мне еще шанс. Я обещаю Тебе, Господь, что я буду служить Тебе с радостью. Я буду служить Тебе с любовью. Я буду служить Тебе с благодарностью. Я отдаю Тебе свою жизнь так же, как Ты отдал мне Свою жизнь.

Господь, освободи меня от всякого духа лукавства и лени. Пусть мой характер изменится, чтобы я не похоронил дары, не закопал их, а, наоборот, преумножил. Я молюсь, чтобы Дух Святой помог мне увидеть, раскрыть те сокровища, те таланты, которые дал Господь, чтобы исполнить Его волю и призвание. Я молюсь, чтобы принести много плода, чтобы прославить Тебя, Господь, чтобы моя пустыня превратилась в цветущий сад. Благодарю Тебя, Господь, что Ты слышишь меня, потому что я это делаю перед Тобой. Во имя Иисуса Христа, аминь!

И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей.

Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.


После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: "господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них".


Подошел также и получивший два таланта, и сказал: "господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них".

Господин сказал ему: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".

Подошел и получивший один талант, и сказал: "господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое".

Господин же сказал ему в ответ: "лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов".

Сказав эту притчу, Иисус Христос возгласил: "кто имеет уши слышать, да слышит!"


Эта притча означает: все люди получают от Господа различные дары, как то: жизнь, здоровье, силы, душевные способности, ученье, дары Святого Духа, житейские блага и проч., чтобы этими дарованиями служить Богу и ближним. Все эти дары Божии и разумеются в притче под именем талантов. Бог же знает, сколько нужно дать каждому, по его способностям, поэтому и получают - иной больше, иной меньше. Кто как воспользовался дарами Божиими, в том каждый человек должен будет дать отчет Господу, при втором Его пришествии. Кто употребил их на пользу себе и другим, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости; а ленивые и небрежные люди будут осуждены Господом на вечные страдания.

Сказал Господь: верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». Все, что мы имеем, - принадлежит Богу. Если мы неправильно пользуемся дарами Божественного Промысла, как можем надеяться на дары Его благодати? Наша неверность в употреблении их может быть по справедливости оценена как пренебрежение возможностью достигнуть небесной славы. Малое - богатства этого мира, многое - благодать и слава будущего века. Если мы неверны в малом, следует опасаться, как бы мы не оказались неверными в дарах Божией благодати, и потому лишиться ее. А тому, кто верен в малом, можно доверить и большее. Кто служит Богу, творя добро своими деньгами, будет служить Богу, творя добро более благородными и ценными талантами мудрости и благодати. А кто закапывает один талант своего земного богатства, никогда не употребит пять талантов духовных богатств.

«Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» Богатства мира сего - неверные, потому что никто не может удержать их. И они неправедные, потому что не могут сами по себе никому сообщать праведности. Если мы не употребим их, как следует, кто доверит нам духовные богатства, единственно истинные? Истинно богаты и очень богаты - те, кто богат верой, Христом Богом, Царством Божиим и правдой его. Если прилагаются нам иные богатства, употребляя их достойно, мы можем получить истинные богатства, сподобимся большей благодати от Бога.

«И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» Богатства мира сего - не наши. Они - Божии. Они - чужие. Мы приняли их от других, мы употребляем их для других, и мы должны скоро оставить их другим. А духовные вечные богатства - неотделимы от нас. Никто не может отнять их от нас. Но это при условии, если Христос будет наш, Его заповеди - наши и Его небеса - наши. Мы можем обрести себя, стать самими собою только в Господе.

Мы служим Богу, отдавая все наше земное достояние на служение Ему. «Никакой слуга не может служить двум господам». Кто любит мир и держится мира, тот дойдет до презрения Бога. А кто любит Бога и посвящает себя Ему, тот увидит, что мир и все, что в мире, само по себе не имеет никакой цены. Оно должно быть употреблено только для служения Богу и нашего спасения. «Не можете служить Богу и деньгам», - говорит Господь. Человек должен выбирать между Богом и маммоной, богом денег. Столь различны их интересы, что эти два служения никогда не сходятся.

«Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним». Многие, избравшие путь благочестия, путь служения Богу, побеждаются любовью к миру. Фарисеи не могли вынести, чтобы был затронут лелеемый ими грех. Этот презрительный смех в лицо Господу - выражение их предельной ненависти к Нему. Никто из людей не говорил как Он, а они подвергают слово Его осмеянию. Кто решился отвергнуть слово Божие, тот старается превратить его как бы в ничто. Сам Господь принимает это поругание, чтобы и служители Его не унывали, видя презрение к их проповеди Христа распятого и воскресшего.

Господь сказал им: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми». Все их духовное делание заключалось в угождении мнению людей и оправдании себя пред миром. И мир прославлял их как лучших из людей. Но внутреннее их сердца было всегда пред взором Божиим. «Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». Безумие искать человеческого одобрения и думать, что все у нас в порядке, если люди не знают ничего плохого о нас. Бог знает сердца наши и знает то, что никто другой не может знать. Это должно бы заставить нас изменить наше суждение о себе. Ибо если Бог знает наши сердца, у нас есть причины уничижить себя и не доверять себе. Безумие судить о людях по тому, как судит о них большинство. История человечества, в особенности последних времен, показала, к чему это безумие приводит. «Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом», видящим все в подлинном свете. И многие из тех, кого люди презирают и даже на смерть осуждают, прославляются Богом вместе с Первомучеником Христом и всеми мучениками и исповедниками первых и последних времен.

Тогда стал Иисус на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

В Евангелии от Матфея заповеди блаженства представлены как «искусство жить». В Евангелии от Луки они - как неумолимое требование. В Евангелии от Матфея Господь восходит на гору, народ остается вдали, внизу. Вокруг Господа только Его ученики, которым Он наедине раскрывает глубину Своего учения. В Евангелии от Луки Господь сходит с горы, где Он молился и избрал двенадцать апостолов. Вместе они сходят вниз, «на ровное место», и их встречает множество учеников и народа. Учение Христово должно быть обращено ко всем, не только к «лучшим ученикам». Принятие его является решающим для спасения. Кроме того, в Евангелии от Матфея заповеди блаженства звучат в третьем лице: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». В Евангелии от Луки - во втором лице: «Блаженны вы». В первом Евангелии Господь возвещает Благую Весть. В третьем - суд: этот суд может быть Благой Вестью для одних, и горем для других. Как мы воспринимаем этот дар, сподобляющий нас одной чести с апостолами?

Если бы мы не знали силу любви Христовой, силу Его Слова, мы не смели бы произносить эти Его заповеди блаженства. В них - тайна Церкви, тайна Царства Небесного, тайна Самого Христа. «Блаженны нищие, блаженны алчущие, блаженны плачущие». Есть ли у нас мужество жить ради Царства Христова? Эти потрясающие слова открывают нам, что быть христианином - значит следовать за Христом. Ибо Он есть путь, истина и жизнь (Ин., 14, 6). Заповеди блаженства - это то, что происходит со Христом и то, что Он хочет передать нам, чтобы в наших человеческих сердцах воссияла Божественная любовь. Заповеди Блаженства - в центре этого мира печали, несчастий и страданий. Потому что Христос оставил нам Свой мир и Свою радость. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает». (Ин. 14, 27). Он дает нам этот мир и эту радость в час, когда Он идет ко Кресту и Воскресению, и когда говорит нам: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие» Он дает нам жизнь. Свою собственную жизнь. Предадим ли мы в ответ Ему себя, оттого что Он так возлюбил нас? Наша жизнь становится живою, когда в ней есть присутствие Божие, когда мы приемлем выбор, который Он сделал за нас. Только благодаря вхождению Бога в наш мир несчастья и смерти можем мы неложно говорить о блаженстве. Кто из нас понимает слова Христа, когда Он обращается к нам: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное»? В этом есть что-то совершенно противоестественное, однако здесь - сердце Евангелия, суть Христовой истины.

Приходилось ли вам встречать людей, только что переступивших порог храма, которые, когда им говорят о заповедях блаженства, отвечают: «Но я это чувствовала всегда, я именно этого всегда хотел, и вот это теперь открывается мне»? Мы должны молить Господа, чтобы Он открыл нам Свою любовь, Свой мир и Свою радость, которые Он заповедал нам иметь даже среди гонений, потому что это является главным признаком христианина. Потому что христианин - это свидетель Воскресения Христова. «Если Христос не воскрес, тщетна вера ваша, вы еще во грехах ваших». Если мы можем возвещать заповеди блаженства и жить причастием Тела и Крови Христовых, это потому что Христос воскрес. Все заповеди блаженства - следствие Воскресения Христова, и все они - как христосование Церкви посреди Пасхи: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»

Заповеди блаженства начинаются со слов: «блаженны нищие», потому что Христос явил нам прежде всего Свою нищету. Ничего не имеющий, обнаженный на Кресте от Своей славы, оставленный и преданный всеми, - среди этого предательства, среди смерти, среди этой нищеты Он в руки Отца Небесного предает дух Свой. Нет ничего более поразительного, чем это предание Господа Своему Отцу. Это то, что мы должны делать каждое мгновение нашей жизни - предавать себя воле Отчей, которая есть воля блаженства. Господь хочет нашего вечного блаженства. Может быть, кого-то удивляет, как мы смеем столь дерзновенно утверждать, что Господь хочет, чтобы мы были счастливы в этом мире, в таком, каким мы его знаем, но это так, это - абсолютная правда.

В центре нашего мира - воскресший Христос. Он избавляет нас от наших грехов, Он дает нам надежду, Он открывает нам небо. Он дает нам жизнь. Христос воскрес из мертвых, и не стало больше ничего невозможного. Если бы вся жизнь кончалась здесь, мы были бы несчастнее всех человеков. Но заповеди блаженства существуют, потому, что Христос воскрес.

Заповеди блаженства - не бегство от реальности, не сдача всех позиций перед этим жестоким миром. Это торжество Воскресения Христова в нашей жизни, которое ныне сокровенно, но раскроется в полноте в конце времен, когда Господь явится во славе, чтобы преобразить нас. Да будет Господь всегда нашим утешением, милостью и миром, приведением нас в свободу чад Божиих, предающих себя до конца в руки Его. Чтобы уже теперь мы были воскресшими со Христом!

Новый Завет

Притча о талантах

И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей.

Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.

После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: "господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них".

Подошел также и получивший два таланта, и сказал: "господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них".

Господин сказал ему: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".

Подошел и получивший один талант, и сказал: "господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое".

Господин же сказал ему в ответ: "лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов".

Сказав эту притчу, Иисус Христос возгласил: "кто имеет уши слышать, да слышит!"

Эта притча означает: все люди получают от Господа различные дары, как то: жизнь, здоровье, силы, душевные способности, ученье, дары Святого Духа, житейские блага и проч., чтобы этими дарованиями служить Богу и ближним. Все эти дары Божии и разумеются в притче под именем талантов. Бог же знает, сколько нужно дать каждому, по его способностям, поэтому и получают - иной больше, иной меньше. Кто как воспользовался дарами Божиими, в том каждый человек должен будет дать отчет Господу, при втором Его пришествии. Кто употребил их на пользу себе и другим, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости; а ленивые и небрежные люди будут осуждены Господом на вечные страдания.

Сказал Господь такую притчу: один человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Господь дал нам таланты и доверил нам труд. Он не хочет, чтобы мы были праздными. Все, что у нас есть, мы получили от Него. У нас нет ничего своего, нам принадлежащего, кроме греха.

В сегодняшнем Евангелии сказано, что Христос поступает с нами как человек, который, отправляясь в дальнюю страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Когда Христос вознесся на небо, Он был подобен этому человеку. Отправляясь в путь, Он позаботился о том, чтобы снабдить Свою Церковь всем необходимым во время Своего отсутствия. Христос доверил ей все, что у Него есть, и одному Он дал пять талантов, другому два, иному один – каждому по силе его.

Разные дарования у людей, различные послушания в Церкви. И все дары Христа неисчислимо драгоценны – они куплены Его Кровью. Одного таланта достаточно, чтобы жить на это богатство всю жизнь и целую вечность. Но этот талант не должен быть зарыт в землю. Усердием и трудом – говорит нам сегодня Господь – можно многого достигнуть в духовной жизни. И чем большие дары имеет человек, тем больше он должен трудиться. От тех, кто получил два таланта, Господь ожидает употребления двух. Если они сделают по силе того, что им дано, они будут приняты в Царство Небесное, хотя они не сделали столь много, как другие.

Неверным рабом оказался тот, у кого был всего один талант. Несомненно, немало есть людей, которые, имея два таланта или пять талантов, зарывают их в землю. У них бо льшие дарования и бо льшие возможности. И если тот, у кого был один талант, так наказывается, насколько бо льшее наказание получат те, кто имели многое и не воспользовались этим! Однако давно было замечено, что те, кто имеют наименьшие дарования для служения Богу, делают наименьшее из того, что они должны сделать.

Некоторые оправдывают себя, говоря, что у них нет возможности делать то, что они хотели бы делать. При этом они не хотят делать то, что они, несомненно, могли бы делать. И потому они сидят и ничего не делают. Поистине, их положение печально, потому что, имея всего один талант, о котором они должны были бы проявить самую большую заботу, они пренебрегают этим талантом.

Однако всякий дар предполагает ответственность. Когда приходит время итогов, ленивый раб оправдывает себя. Хотя он получил только один талант, он должен дать отчет за него. Ни от кого не требуется отвечать за большее, чем он получил. Но за то, что нам было дано, мы должны дать отчет.

«Вот тебе твое, – говорит этот раб, возвращая свой талант Господу. – Хотя я не увеличил его, как это сделали другие, все же я не уменьшил его». Как будто от него не требовалось потрудиться. Он признает, что закопал свой талант в землю, похоронил его. Он преподносит это так, как будто в этом нет его никакой вины, а напротив, он заслуживает похвалы за свою осторожность, за то, что он избежал всякого риска. У этого человека психология низкого раба. «Я испугался, – говорит он, – и потому ничего не делал». Это не тот страх Божий, который является началом премудрости и который веселит сердце и вдохновляет на труды во славу Божию. Это унылый страх, который парализует ум и волю.

Ложные понятия о Боге приводят к нечестивому отношению к Нему. Кто думает, что невозможно угодить Богу и потому не имеет смысла служить Ему, ничего не будет делать в своей духовной жизни. Все, что он говорит о Боге – ложь. «Я знал, – говорит он, – что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал», в то время как вся земля исполнена Его милости. Не то что Он жнет, где не сеял – Он часто сеет там, где не жнет ничего. Ибо Он солнцем сияет и дождь дождит на неблагодарные и злые, которые в ответ на это говорят Ему как Гадаринцы: «Отойди от нас». Так обычно злые люди на Бога возлагают вину за свои грехи и за свои несчастья, отвергая Его благодать.

Господь называет его рабом лукавым и ленивым. Ленивые рабы – лукавые рабы. Не только тот, кто делает зло, будет осужден, но и тот, кто не делает добро. Апостол Иаков говорит, что кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. 4, 17). Кто с небрежением относится к Божиему делу, становится близким тем, кто исполняет работу вражию.

Стратегия и тактика диавола по отношению к роду человеческому – создать вначале пустоту, чтобы потом можно было заполнить ее чернотой. Из-за того, что так много было только внешнего благочестия в Церкви, с психологией раба, имеющего один талант, Бог попустил нашествие безбожной идеологии в нашем Отечестве со всеми ужасами его. А когда люди наелись коммунизмом и снова образовалась пустота, произошло то, чему мы являемся свидетелями сегодня: на место атеизма приходит сатанизм с утверждением греха как нормы. Посмотрите, что делается с нашей молодежью! Праздность открывает дорогу нечестию. Когда дом пуст, нечистый дух с семью злейшими духами занимает его. Когда человек спит, приходит враг и сеет плевелы.

Ленивый раб приговаривается Божиим судом к лишению своего таланта. «Возьмите от него талант, – говорит Господь, – и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».

Преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым, во время которой лицо его просияло как солнце, уподобляет человеческую жизнь духовной купле. Талант – это вес серебра, это деньги, которые просто бумажки, на которых что-то нарисовано. Или даже если это настоящее серебро или золото – просто груда блестящего металла, и они ничего не значат. Это лежит мертвым грузом, пока не пущено в торгово-хозяйственный оборот. То же самое бывает с духовными дарованиями. Кто не имеет – то есть, кто имеет все, как будто не имея, не употребляя это для предназначенных Богом целей – даже то, что он имеет, будет отнято от него. Это может относиться ко всей жизни человека, когда он живет, как будто не живет, как будто жизнь ему не принадлежит. А те, кто усердно используют возможности, которые они имеют, будут еще больше облагодатствованы Богом. Чем больше мы делаем, тем больше мы можем делать и в духовной жизни. Но кто не возгревает полученный им дар, тот теряет его. Он угасает, как ничем не поддерживаемый огонь.

Никто не лишен таланта, хотя бы одного. Святые отцы говорят, что один талант – это жизнь. И даже не имея, как будто, никаких особенных талантов, мы можем отдать ее другим. «Почему же ты не отдал свой талант другим? – спрашивает Господь. – Тогда бы ты получил не меньше, чем тот, кто имеет больше всех талантов».

В конце концов, один Бог знает, кому сколько дано талантов. Представьте человека, который умнее всех на свете и гениальнее всех во всех областях, и жизнь его кипит самой яркой деятельностью. Но на самом деле он ничего другого не делает, кроме того как зарывает свой талант в землю, если посвящает его сугубо земным целям. И Евангельская вдова, которая меньше всех положила в сокровищницу храма, свидетельствует Господь, больше всех положила, потому что принесла в своих двух последних лептах всю свою жизнь Господу. И многие последние станут первыми. Все определяется не нашим успехом, а нашей верностью, нашей искренностью, нашей отдачей себя. И что значат самые великие внешние дарования по сравнению с внутренними – со смирением, с кротостью, с чистотой и, наконец, с благодатью, которая сразу меняет все.

Господи! – говорит с радостной благодарностью Богу и упованием на Него человек. – Пять талантов Ты мне дал, вот другие пять талантов. Поистине, чем больше мы делаем для Бога, тем больший долг мы имеем по отношению к Нему за то, что Он нам дал, тем большей исполняемся благодарности к Нему.

Мы видим радость приходящих ко Господу и радость Господа. Это Пасха Господня и радость святых. Христовы мученики, преподобные и все святые показывают Господу свои раны и труды как свидетельство верности Ему. «Покажи мне веру от дел твоих» – говорит Господь, и Он с любовью воздает им.

Скоро, скоро наступит день Господень, и мы будем один за одним подходить к Нему, как это описано в видении монахини Любови о преподобномученице Великой княгине Елизавете и отце Митрофане Сребрянском. Те, на ком знаменуется свет лица Господня, будут вечно живыми от этих Его слов: «Добре, раб благий и верный. В малом был верен, над многим тя поставлю. Вниди в радость Господа твоего».

Дело, которое мы совершаем для Бога в мире, мало, очень мало по сравнению с радостью, уготованной для нас. Воистину, око не видело и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его. Эта радость – радость Господа, которую Он приобрел для нас ценою великих трудов и великих скорбей. Какие бы ни были наши таланты, эта радость, если мы любим Господа, будет принадлежать нам в полноте.

«Время проходит быстро, как река течет, – говорит прославленный недавно сербский святитель Николай Велимирович, – и скоро, я повторяю, – говорит он, – скоро наступит конец всего». Никто не сможет вернуться назад из Вечности, чтобы взять то, что он забыл здесь, на земле, и сделать то, что он не сделал. Поэтому будем спешить употреблять дары, полученные нами от Бога, для приобретения вечной жизни.



Похожие статьи