Как называются звездочки ниндзя. Сюрикен

Сюрикэн – это обширная и весьма многочисленная группа японского метательного оружия, предназначенная для скрытого ношения. Иногда его использовали и для нанесения ударов в ближнем бою, в качестве колющего или режущего оружия. Название «сюрикэн» так и переводится: «лезвие, скрытое в руке».

Любопытно, что из всего многообразия японского холодного оружия именно сюрикэн и традиционный меч-катана получили наибольшую известность и популярность. И если в отношении катаны это выглядит абсолютно справедливо и обосновано, то громкая мировая слава сюрикэна вызывает некоторое недоумение. Причина подобной известности этого метательного оружия очень проста: благодаря современному кинематографу и аниме сюрикэн стал настоящей «визитной карточкой» загадочных японских средневековых убийц и шпионов – ниндзя . Хотя, данное представление не совсем соответствует действительности.

Существует огромное количество разновидностей сюрикэнов, они отличаются по своей форме, размеру, весу и способу изготовления. Существуют свои особенности и при использовании разных видов этого оружия. Все сюрикэны можно разделить на две большие группы:

  • бо-сюрикэны;
  • сякэны.

Именно к последней группе относятся хорошо всем нам известные по кинофильмам «звездочки ниндзя».

Мастера нередко наносили на сюрикэны различные мистические знаки, чтобы в предстоящем бою привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы. В целом же, можно сказать, что сюрикэн был весьма распространенным видом метательного оружия в средневековой Японии и пользовались им не только ниндзя , но и самураи . Поэтому технике его использования обучали практически во всех известных японских школах боевых искусств.

Сегодня сюрикэны можно купить в обычных оружейных магазинах Европы и США. Хотя, в некоторых странах продажа этого холодного оружия запрещена. Согласно российскому законодательству (по ГОСТу), длина лучей сюрикэна не должна превышать 8 мм, в противном случае он будет считаться холодным оружием.

Однако прежде чем перейти к описанию этого оружия и его классификации, следует несколько слов сказать об истории его возникновения.

История оружия

Необходимо сразу отметить, что в Японии метательное оружие (копья, дротики , топоры) не получило такого широкого распространения, как, например, в Европе. В ранние периоды наиболее распространенным метательным снарядом были камни, которые бросали с помощью исихаджики – японской пращи . В исторических трактатах есть описание того, как воины в бою бросали в противника стрелы или короткие мечи вакидзаси.

Первые описания метательных техник встречаются в Кодзики – трактате, который был написан еще в седьмом веке нашей эры. В этом документе речь идет о том, как правильно бросать в неприятеля камни. В другом древнем японском источнике, Мануеси, изображаются приемы метания стрел. Сюрикэн впервые упоминается в «Военной повести замка Осака», в этом же труде повествуется, как воин Тадамаса метнул в своего противника короткий меч вакидзаси. Позже именно этот человек стал основателем стиля сюрикен-дзютсу.

В хрониках XII века часто встречается описание использования камней в битвах. Существовали даже специальные отряды воинов, основной задачей которых было забрасывание противника камнями. Это называлось «индзи-ути» или «камнемётный бой». Подобная тактика нередко использовалась и позже, во время междоусобных войн XIV и XV столетий. Воины, которые участвовали в подобных баталиях, назывались «мукаи цубутэ-но моно», что в переводе означает «передовые камнемётчики».

Уже в конце XIII – второй половине XIV века камни стали заменять специальными металлическими метательными снарядами – индзи-яри («камни-копья»), которые по своей форме напоминали наконечник копья. Примерно в XVI-XVIII столетии появились цубутэ – металлические пластины круглой или восьмиугольной формы с заточенным краем. Вероятно, что индзи-яри стали предшественником бо-сюрикэнов, а цубутэ в будущем превратились в сякэны.

Скорее всего, что бо-сюрикэны появились ранее, чем хорошо всем известные «звезды-сякэны». Даже само значение слова сюрикэн — лезвие, скрытое в руке, — говорит о том, что первые образцы этого оружия скорее напоминали клинок, чем многоугольную звезду.

Хотя, вполне возможно, что бо-сюрикэны произошли от обычных повседневных предметов, которые можно было приспособить для броска в поединке. Некоторые из них сохранили в названиях имена своих «прародителей»: ари-гата (форма иглы), куги-гата (форма гвоздя), танго-гата (форма ножа).

Цубутэ были весьма распространенным оружием, упоминания о нем встречаются и в так называемых трактатах ниндзя. Естественно, что они не были основным оружием воина, цубутэ бросали в незащищенные доспехами участки тела противника, стремясь ранить его или хотя бы отвлечь.

К середине эпохи Эдо в Японии уже появился такой вид боевого искусства, как метание сюрикэнов – сюрикэндзюцу. Вероятно, что оно образовалось от более древнего искусства метания копья – будзюцу. Хотя, надо отметить, что происхождение сюрикэна до сих пор остается загадкой. В первую очередь это связано с тем, что искусство сюрикэндзюцу было тайным.

Сюрикэны имели целый ряд весомых преимуществ, которые и обусловили их широкое распространение. Во-первых, это оружие имело небольшой вес и размеры, что делало возможным его скрытное ношение и внезапное для противника применение. Во-вторых, стоили сюрикэны дешево, их изготовление не занимало много времени и не требовало высокой квалификации от кузнеца. Для сюрикэна можно было взять сталь не самого высокого качества. При этом хорошо подготовленный боец мог поразить противника сюрикэном на довольно приличном расстоянии. Кроме того, это оружие можно было использовать и в ближнем бою (особенно бо-сюрикэны) в качестве ножа, стилета или кастета .

Классификация

Дать общее описание сюрикэна проблематично, ибо оружие это имеет большое количество разновидностей, весьма отличающихся по внешнему виду и характеристикам. Как уже было сказано выше, метательное оружие сюрикэн разделяется на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны или бодзё-сюрикены. Это вид холодного метательного оружия, которое имеет вид стержня, круглого, восьмигранного или четырехгранного сечения. Как правило, бо-сюрикэны затачивались с одного конца, но встречаются и экземпляры с двухсторонней заточкой. Эти смертоносные палочки могли иметь длину от 12 до 25 см и вес от 30 до 150 гр. Форма бо-сюрикэнов могла быть самой разной: палочкообразной, клиновидной, веретенообразной, напоминать иглу, нож или гвоздь. В настоящее время известно более 50 форм этого оружия.

Техника применения бо-сюрикэнов изучалась во многих японских школах боевых искусств. Так что не только шпионы-ниндзя, но и самураи весьма прилежно изучали секреты использования сюрикэнов в бою.

Сякэны (или курума-кэн, что переводится как «меч-колесо»). Этот вид метательного оружия, выполненного в виде тонкой металлической пластины звездообразной или круглой формы с острозаточенным краем. Диаметр такой пластины мог составлять от 100 до 180 мм. Это оружие имело разную толщину: от весьма небольшой (менее 1 мм) до довольно значительной (около 3 мм). Тонкие и легкие сякэны проще метать, но их дальность и точность ниже. К тому же таким оружием тяжело нанести серьезные повреждения противнику. Тяжелые «звездочки» имели лучшую баллистику и пробивные свойства, но бросать их было тяжелее. Поэтому скорострельность снижалась. Иногда толщина сякэна снижалась от центра к его краям. Подобная конструкция улучшала баллистические характеристики оружия, но усложняла его изготовление.

Во время изготовления плоскую металлическую пластину равномерно закаляли, после чего формировали лучи (если, конечно, делали «звезду»). А затем остро затачивали их.

В центре подобной пластины обычно делали отверстие, которое улучшало аэродинамические свойства этого оружия, к тому же позволяло переносить сюрикэны на веревке, словно связку ключей. Кроме того, отверстие облегчало извлечение этого оружия при застревании в чем-либо (в дереве или голове самурая). Кстати, благодаря более совершенной аэродинамической форме сякэны имели большую дальность поражения, чем бо-сюрикэны. У «звездочек» она составляла примерно 12-15 метров, а заточенный стержень можно было метнуть всего метров на 7-8.

Кстати, «звездочки» действительно были более популярны у ниндзя, самураи предпочитали использовать прямые бо-сюрикэны. Существует огромное количество разновидностей сякэнов (не менее пятидесяти). В первую очередь они отличаются своей формой: круглые, шестиконечные, четырехугольные, трехлучевые и другие. Их названия – так же как у бо-сюрикэнов – связаны с той или иной школой боевых искусств, использовавших их чаще всего.

Разнообразие размеров и форм как бо-сюрикэнов, так и сякэнов во многом обусловлено различными техниками их использования, которое, кстати, и сегодня продолжается в восточных школах боевых искусств. Также следует понимать, что общего стандарта изделий в то время не существовало, так что каждый кузнец делал уникальные изделия, с собственными размерами и формой. Кроме того, при изготовлении сюрикэнов, конечно же, учитывались индивидуальные особенности бойца, а также его предпочтения.

Как использовали сюрикэны

В письменных источниках, дошедших до наших дней, описаны разные способы применения сюрикэнов. Броски производятся из разных позиций, используя различные траектории. Естественно, что техники метания сюрикэнов различных видов также имеет свои отличия. Кроме того, у каждой школы боевых искусств были собственные приемы применения этого оружия.

Если говорить о технике работы с бо-сюрикэнами, то выделяли две основные техники: бросок без оборота и бросок с оборотом.

Обычно бо-сюрикэн зажимали между большим и указательным пальцем, так чтобы его затупленный конец лежал у их основания. Затем оружие с силой выбрасывали в сторону противника. Хорошо брошенный сюрикэн должен лететь по траектории, максимально приближенной к прямой линии. Вращение при броске старались свести к минимуму. Гораздо проще было метать бо-сюрикэн, заточенный с обеих сторон.

Сякэны обычно метали сериями, при этом снаряд подкручивали кистью. Среди мастеров владения сюрикэном была популярна такая присказка: «Один вдох-выдох – пять ножей». Согласно другим источникам, хорошо подготовленный воин за 10-15 секунд мог метнуть пять «звездочек». Таким образом небольшую глубину нанесенных повреждений пытались компенсировать их количеством. Учитывая максимальную дальность броска, у оборонявшегося было примерно 3-4 секунды до того, как противник приблизится на расстояние удара меча или копья. Иногда режущую кромку сюрикэнов обмазывали ядом, такой прием особенно любили ниндзя.

Вращательное движение позволяло этому оружию сохранять устойчивость, лететь дальше и более точно попадать в цель.

Основной целью для сюрикэнов были лицо, глаза, горло, конечности и другие части тела, незащищенные доспехами.

Ниндзя действительно любили сякэны, хотя, конечно же, они никогда не были главным оружием в арсенале этих неуловимых воинов. Следует отметить, что в наставлениях по ниндзюцу, которые удалось обнаружить исследователям, практически нет описания методик метания сюрикэнов. Подобный факт можно трактовать двояко: либо это мастерство было настолько секретным (можно вспомнить о сюрикэндзюцу), что его тайны нельзя было доверить даже бумаге, либо каждый мастер имел собственную технику. Учитывая широкое распространение этого оружия среди японской воинской элиты, второе объяснение выглядит более предпочтительно.

Считается, что воин-ниндзя должен был уметь бросать «звездочки» из абсолютно любого положения: стоя, сидя, лежа, на бегу. Их обучали одинаково умело пользоваться обеими руками, метать оружие под разными траекториями, молниеносно выхватывать сюрикэны из любых мест хранения (из-за пояса, нарукавников, отворотов одежды). Сегодня известно о семи базовых способах метания этого оружия, девяти секретных способах и восьми средней сложности, которыми пользовались ниндзя.

Эти средневековые японские разведчики-диверсанты использовали сюрикэны не только в качестве метательного оружия, острозаточенной «звездочкой» было удобно прорезать отверстия в стенах и ширмах, поддевать гвозди, делать дырки для скрытого наблюдения.

Сюрикэны обычно носили стопкой, по 8-10 штук, завернув в ткань. Иногда прятали в карманы, рукава и даже волосы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Сюрикэн (яп. 手裏剣дословный перевод:лезвие, скрытое в руке») — японское метательное оружие скрытого ношения (хотя иногда использовалось и для ударов). Представляет собою небольшие клинки, изготовленные по типу повседневных вещей: звёздочек, игл, гвоздей, ножей, монет и так далее.

Внешний вид сюрикэнов отражает интерес японцев к мистицизму. то различные знаки наносились и на поверхность самого оружия, так как и мастера, которые изготавливали оружие, и те, кто им пользовался, верили в то, что таким образом можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы

Ниндзя известные мастера метания сюрикенов, или как их ещё называют, «звёздочек». Метать их намного проще, чем ножи, но без отработки правильной техники и тут не обойтись. Многие в детстве делали сюрикены из металлических пластин или граммофонных пластинок, так что они знают, какой непредсказуемой может быть траектория полёта плоского метательного предмета.

Поэтому сюрикены должны быть компактного размера и достаточно тяжёлыми, чтобы лететь прямо и не отклоняться от своей цели. В Японии существовало огромное количество техник бросков сюрикенов. Каждая школа боевых искусств свято хранила свои секреты и делилась ими только за большие деньги.


Причём у японцев любые приёмы в средневековые времена показывались только один раз. Мастер брал деньги, показывал приём и уходил довольный. А запомнил ты его или нет - это уже твои личные проблемы. Только могущественный японский дайме мог позволить себя нанять постоянного учителя. Сейчас мы расскажем вам основные моменты метания «звёздочек» и «боевых стрелок», сякенов и бо-сюрикенов, если по-научному.

Особенности техники метания сюрикенов

Все бо-сюрикены метаются за счёт оборотной или безоборотной техники. Безоборотная использовалась на коротких дистанциях до 3-5 метров, оборотная - до 10 метров. При этом нужно давать себе отчёт, что бо-сюрикен достаточно лёгкий, и его поражающие способности зависят напрямую от расстояния. Более тяжёлые модели будут лететь дальше и наоборот.

Техника метания бо-сюриков выглядит так:


  • Сначала оружие нужно положить на ладонь и зажать между указательным и большим пальцем. При этом тупой конец должен упереться в основание ладони;
  • Потом нужно тщательно прицелиться в противника;
  • При броске рука должна остановиться чуть выше той точки, в которую вы прицелились, а вы как бы следуете вперёд за метательным снарядом, когда он срывается с ладони.

Для оборотной техники часто затачивали два конца бо-сюрикена, но метали его так же, как и тот, что был с одним заточенным концом. Не знаю, как там древние японцы, а у нас во дворе всегда метали куски заточенной арматуры своим методом. Для этого метательный снаряд просто брался между большим и указательным пальцем, и мощным движением посылался в цель. Летел он очень хорошо, и втыкался в дерево даже не заточенный.

Для того чтобы увеличить шансы попадания арматуры в цель, я соединял два куска крест-накрест, скрепляя их проволокой. Чтобы они не разваливались, приходилось напильником выбирать пазы посередине. Тогда процент втыкания возрастал до 95 %!Сякены или «звёздочки» метались тоже разными методами. На короткой дистанции их бросали прямо, с лезвиями направленными в землю. Тогда бросок получался быстрым и мощным. Только с меткостью на дальних дистанциях в этом случае было слабовато. Другой способ метания сякенов - это когда он бросается плашмя. Кисть в момент броска должна закрутить боевую «звёздочку», чтобы полёт был более эффективным. Сюрикен в этом случае как бы опирается плоскостью на воздух и летит значительно дальше. Правда, поражающая способность оружия будет значительно меньше. Но так как сюрикены затачивались очень тщательно, и бросались чаще всего в лицо, то и этого хватало, чтобы заставить противника отказаться от преследования или нападения.

В японских наставлениях по сюрикен-дзюцу можно найти информацию, что опытный воин должен метнуть пять метательных ножей или звёзд за время стандартного цикла вдоха/выдоха. Согласно другому старинному источнику, пять ножей должны были метаться за 10-15 секунд.

Из своей скромной практики занятий ниндзюцу я замечу, что метать сякены-звёзды гораздо проще и быстрее. Берётся стопка «звёздочек», кладётся на левую ладонь, а правая рука их метает. При должной сноровке «скорострельность» весьма впечатляет. Получивший серию звёзд противник точно уже не захочет нападать. Кстати, в фильмах можно часто увидеть, как сякены втыкаются прямо в лоб противника. Это ничего общего с реальностью не имеет. Лобную кость пробьёт не каждый нож, а про «звёздочки» и говорить нечего. Но, несмотря на это, их всё же часто метали в лоб, чтобы нанести кровоточащие раны. Объясняется это очень просто - кровь будет заливать глаза, перекрывая противнику обзор. Вообще, метая сюрикены в лицо, старались попасть противнику в глаз.

Ниндзя и боевые «звёздочки»


Сякены были вспомогательным и отвлекающим оружием ниндзя. Главным оружием был, конечно, меч. Но, иногда, самураи использовали кусарикаму, хотя звёзды действительно пользовались популярностью именно у средневековых японских шпионов. Вот только применять любое оружие ниндзя вовсе не стремились. Их главной задачей была разведка и шпионаж, часто убийство определённого человека. В любом случае, шпиону было выгоднее отравить жертву, чем устраивать кровавую мясорубку, что обязательно привлекло бы внимание воинов.

Современные школы ниндзя говорят о том, что настоящий воин-тень должен метать сякены из любого положения, неважно, стоит он или бежит по пересечённой местности. Кроме метания, сюрикены использовались для ближнего боя, в качестве колюще-режущих приспособлений, с их помощью прорезали стены в традиционных японских домах, подковыривали гвозди или делали отверстия для наблюдения. Сюрикены часто прятались в складках на одежде ниндзя, особенно популярным считался способ их ношения за отворотами рукавов. Как любое боевое искусство, метание сюрикенов требует концентрации и терпения.


История холодного оружия специального назначения в России - воистину многогранна. Нож - неотъемлемая часть «гардероба» спецназа в России. Однако, удивителен тот факт, каким разнообразным может быть этот гардероб. Сами разведчики в беседах признаются, что если дело дошло до огневого контакта с противником, или что еще хуже - до рукопашной схватки, то операция смело может считаться раскрытой.

Однако, те же спецназовцы признаются, что иногда, в отдельных случаях и ситуациях, «поработать руками» всё же - самый лучший вариант. Именно тогда в игру идут спецсредства, без шума и пыли нейтрализующие любого противника.

Об истории

Само понятие «ножа» для советской армии не было новинкой - несмотря на то, что использовать холодное оружие в пылу сражений бойцов учили в основном вместе с винтовкой, оснащая огнестрельное оружие так называемыми «штык-ножами», опыт обращения с холодным оружием как с отдельным видом вооружения у советской армии имелся. Как самостоятельная боевая единица в руках солдата нож активно начал использоваться советскими солдатами в период Советско-Финской войны, а своего звёздного часа достиг в период Великой Отечественной.

В те годы ситуация на фронтах была такова, что довольно часто атаки с той или с другой стороны заканчивались самой настоящей кровавой рукопашной схваткой, в которой в ход шло всё что угодно - от прикладов винтовок и касок до палок и ножей. Не секрет, что некоторые виды вооружения, из-за отсутствия собственных наработок и по большей части, из-за нехватки времени, в Советском Союзе просто копировали с зарубежного.

Именно таким детищем и стал, изготовленный на базе форменного штык-ножа 1919 года один из первых советских ножей НА-40. Присваивать труднопроизносимое название ножу не стали и расшифровывалось название просто - Нож Армейский, а цифра 40 означала ничто иное, как год принятия на вооружение. Именно НА-40 стал основным рабочим инструментом советских солдат в ближних боях, а так же стал надёжным соратником для доброй сотни подразделений, задействованных в диверсионных операциях.

Эксперт в области холодного оружия и мастер по художественной ковке Олег Звонарёв в интервью «Звезде» рассказал несколько интересных фактов из истории советского ножа: «Что касается конкретно этого ножа, то он - типичный представитель хорошего копирования, а если быть еще точнее, то хорошего изготовления на основе уже существующих образцов.

Нож требовал минимального ухода, заточка довольно длительное время сохранялась даже в условиях весьма сурового использования, а в рукопашной схватке НА-40 мог дать фору самым хорошим немецким клинкам. Нередки были случаи, когда немцы забирали у убитых красноармейцев ножи и в последствии использовали их сами. Нельзя сказать, конечно, что нож был идеально изготовлен - рукоять, бывало, слетала в пылу схватки, но это самое серьёзное, что с ним могло тогда приключиться. Советские разведчики, например, называли этот нож «стрелой» из-за стремительных линий, и в рапортах о выполнении задания зачастую так и писали: Объект был поражен стрелой разведчика», - заявил эксперт.

«Сюрикэны» рядового Торсунжакова

Использование советским войсками и отрядами специального назначения холодного оружия было оправдано - приспособления для скрытной (бесшумной) стрельбы хоть и имелись, но в силу недостаточного развития технологий выстрел маскировали лишь частично, и, несмотря на значительно более низкий уровень шума, всё равно привлекали внимание к стрелявшему. Холодное оружие для передовых отрядов стало настоящей палочкой выручалочкой, но никто даже и подумать не мог, что помимо ножей и штыков, разведчики будут пользоваться... сюрикэнами.

Единого мнения, откуда же возникли экзотические японские метательные ножи в форме звёздочек - до сих пор не существует. Одни эксперты утверждают, что сюрикэны появились в распоряжении советских солдат сразу после русско-японской войны в качестве трофеев, другие утверждают, что маленькие японские убийцы появились лишь за год-два до войны. Так или иначе, массового применения в виду экзотичности самих «устройств» сюрикэны не получили.

Однако, в конце 1942 года из диверсионных отрядов всё чаще начали приходить донесения, в которых сюрикэны фигурировали как более смертоносное оружие, чем обычный советский нож. Историк и коллекционер холодного оружия, отставной офицер спецназа Виктор Красильников в интервью «Звезде» рассказал, где и кем использовались японские метательные ножи: «Первые сюрикэны, точнее, первые упоминания о их использовании, относятся к 1942-1943 году. Диверсионные группы во время Ржевско-Вяземской операции тогда их использовали. Говорят, что хира-сюрикэны (острые такие четырехконечные метательные «звездочки») были изготовлены кем-то из добровольцев еще в мирное время и просто лежали как диковинный сувенир, однако, с наступлением войны - очень пригодились».

«С помощью сюрикэнов, при должной сноровке, можно было запросто «снять» часовых без шума и пыли. Рядовой Красной Армии Торсунжаков во время Ржевско-Вяземской операции вообще отличился тем, что обладал уникальным умением: всаживал сюрикэн в район шейного позвонка фрицам и моментально мог нейтрализовать почти любого врага. О других случаях использования сюрикэнов я тоже слышал, но там уже были больше метательные ножи, нежели изготовленные по древним рисункам японские штуковины». - заявил эксперт.

Стреляющий друг разведчика

Послевоенные годы стали настоящим раздольем для оружейных изобретателей любого толка - пистолеты, винтовки и прочие смертоносные устройства изобретались десятками. Холодное оружие в свою очередь претерпевало лишь незначительные изменения - да и как развивать обычный с виду нож, в котором основным полем для работы является рукоять да лезвие? Однако, и на этот случай у советских оружейников были приготовлены сюрпризы.

Трудно сказать достоверно, как именно в голову тульского оружейника Хлынина пришла идея о создании стреляющего ножа. Историки и эксперты в области необычного стрелкового вооружения утверждают, что повлияло, скорее всего, изучение немецких трофеев: таких как стреляющая пряжка и прочих необычных стреляющих изделий. Так или иначе, нож разведчика специальный (или НРС), разработанный Хлыниным - до сих пор остается, пожалуй, самым необычным колюще-режущим и стреляющим одновременно предметом, принятым на вооружение.

Создание этого образца вооружения для нужд спецназа Минобороны и КГБ СССР позволило убить сразу двух зайцев: во-первых, появился эффективный предмет, с которым разведчик мог действовать даже без оружия, во-вторых появилась возможность по изучению практически неосвоенной ниши специального персонального оружия, в разработке которого были задействованы целые НИИ.

Руководитель студии художественной ковки и коллекционер-историк Виктор Новопольцев рассказал в интервью «Звезде» некоторые факты из истории самого необычного ножа в мире: «Поскольку этот нож - оружие комбинированное, то это подразумевает, что из него еще и пальнуть можно, если совсем прижмёт. Для того, чтобы не только резать, но еще и стрелять, в нож встроили небольшой ударно-спусковой механизм, а для самой стрельбы приспособили боеприпас СП-3, который кроме ножа используется в специальных бесшумных пистолетах».

«Это специальный патрон с отсечкой пороховых газов, стрельба из которого осуществляется в условиях естественной среды почти бесшумно. Патрон 7,62х38мм с близкого расстояния способен при удачном попадании убить, а при не совсем удачном - практически смертельно ранить противника. К тому же, помимо уникального спускового механизма, нож отлично годится для «полевой» работы - строгать дерево, перепиливать тонкие стальные прутья, «колючку» и прочие заградительные сооружения этим ножом можно без особого труда - для таких целей на обухе предусмотрена специальная пилка».

Мое мнение такое: этот инструмент создавался не столько как нож, сколько в качестве последнего шанса на выживание. Посудите сами: дульный срез ножа закрыть плотной резиновой шторкой, чтобы пыль и влага не скапливались, спуск максимально упростили. Всё указывает на то, что создатели сделали всё возможное, чтобы нож в критический момент на 100% сработал как по часам и не подвёл. Про режущие качества ножа я уже молчу. С ним можно спокойно выжить и в тайге некоторое время».

«Часто мне задают вопрос, а почему же всего один ствол то у ножа? Ну, ответ на этот вопрос простой: как оружию для последнего выстрела, который решает судьбу носителя, ножу ни к чему два ствола. Произвести второй выстрел в условиях активной стрельбы и вообще боя, я думаю, противник не даст. Поэтому тут либо пан, либо пропал. Хотя, на последующих стреляющих ножах боезапас всё же увеличили», - заявил эксперт.

Боевой «Хамелеон»

Тула - Родина необычного вооружения. От противотанкового до холодного - тульские оружейники делают всё. В 90-х годах, уже имея некоторые наработки в области специального оружия и снаряжения, в тульском Военно-артиллерийском училище разрабатывают специальный четырехзарядный стреляющий нож «Хамелеон». В разработке нового ножа туляки применяют весь свой багаж знаний - от использования передовых материалов для изготовления, до крайне простой и надёжной схемы спускового механизма.

Эксперт в области стрелкового вооружения и ветеран спецназа Виктор Снегирь в интервью «Звезде» делится интересными фактами из жизни тульского стреляющего ножа: «Работал с ним всего несколько раз, но тезисно могу охарактеризовать так: надёжен, удобен, не подведёт. Патроны 5,45мм брали от пистолета ПСМ. От ножа разведчиков «Хамелеон» отличается во-первых количеством носимых боеприпасов для выстрела. Их там четыре против одного у НРС. Ну, так сказать, шансы на выживание повышает. (смеется). А если серьёзно, помимо хороших качеств самого полотна ножа, которым можно пилить, строгать и довольно сильно резать, нож можно неплохо замаскировать под какое-нибудь ненужное приспособление и при необходимости быстро выхватить. Благо рукоять способствует хорошему хвату. Знаю, что есть еще модификация для подводных боевых пловцов. В ней уже используются патроны игольчатого типа - как у автомата АПС, например. Однако же, сухопутный вариант ножа получился таким, что после выстрела... с расстояния примерно метров в 25-27, боеприпас 5,45х18мм пробивал титановую пластину толщиной 1,5-2мм. Это, знаете ли, весьма недурственный показатель, который в боевых условиях гарантировал бы поражения цели». - заявил эксперт.

Эксперименты над созданием передового оружия в России, по сути, никогда не останавливались. Достоверно известно, что даже в непростые для страны 90-е годы разработка стреляющих, специальных, малогабаритных и тактических ножей для спецназа армии и флота шла полным ходом. С большой долей вероятности можно утверждать, что наработки и результаты, полученные именно в этот период, лягут в основу нового боевого холодного оружия для российского спецназа. И что-то подсказывает, что демонстрация передового холодного оружия специального назначения для российской армии - дело ближайшего будущего.

Удивительно, но среди огромного разнообразия японского холодного оружия наибольшую (можно сказать, мировую) известность получили два его вида: традиционный меч катана и метательные звезды сюрикэны. И если популярность катаны не вызывает особых вопросов, то громкая слава «летающих звездочек» кажется немного неадекватной. Сюрикэны получили свою известность благодаря огромному количеству голливудских фильмов, рассказывающих западному обывателю о непобедимых японских воинах-шпионах ниндзя, без промаха бросающих «звезды» в своих противников.

На самом же деле, все не так однозначно: сюрикэн никогда не был исключительно оружием ниндзя. Кроме того, в средневековой Японии существовало огромное количество различных видов этого оружия, иногда весьма непохожих на те, что были растиражированы кинематографом.

Сюрикэн – это довольно обширная группа (известны десятки разновидностей) холодного метательного оружия, которое предназначено в первую очередь для скрытого ношения. Причем его можно не только метать в противника, но и с большим успехом использовать в ближнем бою, нанося противнику колющие или режущие удары. Недаром, что само название «сюрикэн» переводится с японского, как «лезвие, скрытое в руке». В Японии владение сюрикэнами развилось в отдельное воинское искусство – сюрикэн-дзюцу, оно изучалось (и изучается) в крупнейших школах единоборств. Хотя, надо отметить, что в арсенале японского воина это метательное оружие всегда было второстепенным, своеобразным дополнением к мечу или копью.

Ниндзя действительно часто использовали сюрикэны, но не меньшей популярностью это оружие пользовалось и у самураев.

Сюрикэны можно разделить на два вида:

  • сякэны;
  • бо-сюрикэны.

Хорошо всем известные «звездочки» относятся к сякэнам – к обширной группе метательного оружия, в которую входят плоские металлические диски различной формы с острой режущей кромкой.

В Европе практически не существовало аналогов японскому сюрикэну. Исключением может быть разве что так называемый немецкий метательный крест, который еще называли метательной секирой. Он был в обиходе весьма длительное время, с XII-XVII столетие. Несмотря на это, данное оружие практически неизвестно широкой публике, более того, о нем не упоминается ни в одном художественном произведении. Считается, что это оружие было «неблагородным», то есть, его не использовали рыцари, поэтому после окончания Средних веков оно было основательно забыто.

Сюрикэны нынче стали модной игрушкой в США и Европе, их легко можно купить в любом оружейном магазине. Не представляет труда сделать это оружие самостоятельно, в интернете достаточно материалов по этой теме. Однако не следует забывать, что сюрикэн – это довольно опасное оружие и относиться к нему следует соответственно. По российскому законодательству, если длина луча «звезды ниндзя» превосходит 8 мм, то сюрикэн уже считается холодным оружием и у его владельца могут быть серьезные проблемы. В некоторых странах продажа сюрикэнов вообще запрещена законом.

История

В Японии, в отличие, например, от средневековой Европы или античного мира, метательное оружие не было очень распространено. В средневековых трактах описано, как воины поражали противников, метая в них самые разнообразные предметы: стрелы для лука или короткие мечи вакидазаси.

В древнейшем японском письменном трактате «Кодзики» описывается, как правильно бросать камни в неприятеля, в другихстаринных источниках можно найти наставления о метании стрел. Первое упоминание о сюрикэне встречается в «Военной повести замка Осака». Один из героев данного произведения, воитель Тадамаса, позже стал основоположником искусства метания сюрикэнов – сюрикэн-дзюцу.

В ранние периоды японской истории наиболее популярными метательными снарядами были обычные камни. В противника их бросали просто руками или используя традиционную японскую пращу исихаджики. Причем речь идет не только об индивидуальных поединках. В старинных хрониках можно часто встретить описание использования камней в довольно значительных битвах. В японских армиях существовали специальные отряды камнеметчиков, а использование этого простейшего метательного снаряда называлось «индзи-ути», что означает «камнемётный бой». Воины, использующие камни для поражения противника, именовались «передовыми камнеметчиками» (мукаи цубутэ-но моно). По всей видимости, они шли впереди войска и обстреливали вражескую пехоту (как пращники у римлян).

Позже – примерно с XIII столетия – простые камни стали дополняться специальными металлическими метательными снарядами, которые назывались индзи-яри, а по своей форме напоминали наконечник копья. Вероятно, что баллистические и пробивные характеристики нового оружия были значительно выше, чем у обычных булыжников. Примерно в XVI столетии появился еще один тип японского метательного оружия – цубутэ, которое представляло собой заточенные металлические пластины квадратной или многоугольной формы.

Цубутэ было весьма популярным оружием, упоминается о нем и в так называемых трактатах ниндзя. Убить с его помощью было тяжело, особенно одоспешенного противника, но нанести рану, попав в незащищенный участок тела или просто отвлечь противника – запросто.

Существует предположение, что именно индзи-яри стали предшественниками бо-сюрикэнов, а от пластинок цубуте«произошли» звезды-сякэны. Такое предположение подтверждает даже сам перевод слова «сюрикэн» - «лезвие, скрытое в руке». Вероятно, что первые сюрикэны, скорее, напоминали удлиненное лезвие, чем многоугольную заточенную звезду.

Есть и другая версия происхождения сюрикэнов. Согласно ей, это оружие произошло от обычных бытовых предметов, которые додумались использовать для защиты или нападения. В подтверждение этой гипотезы можно привести тот факт, что многие виды сюрикэнов сохранили в названиях имена своих «прародителей»: куги-гата (в форме гвоздя), ари-гата (в форме иглы), танго-гата (в форме ножа).

Так или иначе, но уже к середине Эпохи Эдо сюрикэн-дзюцу – или метание сюрикэнов – стало довольно популярным и развитым боевым искусством. Где и как оно зародилось до сих пор остается загадкой для историков.

Популярность сюрикэнов в Средневековой Японии объяснить несложно, ибо это оружие было сравнительно простым, очень дешевым и при этом довольно эффективным. Кроме того, сюрикэны прекрасно подходили для скрытного ношения (не зря же их так полюбили ниндзя-синоби), поэтому с помощью сюрикэна всегда можно было неприятно «удивить» противника. Для изготовления этого оружия подходила сталь среднего качества, да и квалификация кузнеца могла быть не самой высокой. Кроме того, сюрикэны можно применять и в ближнем бою, когда других вариантов уже не оставалось.

Иногда на поверхность сюрикэнов наносились различные знаки, обычно они носили мистический характер и предназначались для более эффективного использования этого оружия.

Описание оружия, его классификация и особенности применения

Дать описание какому-нибудь «усредненному» сюрикэну довольно сложно, ибо это оружие очень многолико. Кроме широко известных «звездочек», существовали и другие формы сюрикэнов, напоминающие клинки, стрежни, иглы и др. Как уже было сказано выше, сюрикэны можно разделить на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны – это метательное оружие, формой напоминающее стержень, который мог иметь круглое, четырехгранное или многогранное сечение. Они изготавливались из стали и могли затачиваться с одного или двух сторон. Существовали также бо-сюрикэны, форма которых напоминала наконечник копья или небольшой нож. Длина бо-сюрикэнов варьировалась от 10 до 25 см, а вес – от 25 до 150 гр. В настоящее время известны более 50 разновидностей этого оружия.

Бросали бо-сюрикэны по-разному. Это искусство изучалось во многих самурайских школах, каждая из которых имела собственные особенности применения этого оружия. Однако общая техника была схожей. Заостренный стержень бо-сюрикэна зажимали между большим и указательным пальцем так, чтобы его тупой конец упирался в ладонь, и резко выбрасывали руку в направлении противника. Идеальная траектория для такого броска – прямая линия. Иногда оружие подкручивали. Стержни, заостренные с двух концов, метать было проще. Метать оружие можно было из-за головы, от груди, сбоку или снизу. Считается, что подобный боевой стержень можно было бросить метров на семь-восемь.

Следует отметить, что бо-сюрикэны были более популярны у самураев, а звездочками-сякэнами действительно больше пользовались ниндзя.

Сякэны – это плоские диски с заостренным краем, которые также могли иметь самую разную форму и размеры. Вторым японским названием этого метательного оружия является курума-кэн, что можно перевести, как «меч-колесо». Толщина сякэнов могла быть разной: от незначительной (около 1 мм) до весьма приличной (до 3 мм). Пластины меньшей толщины и диаметра бросать было проще, соответственно их «скорострельность» была выше. Однако по сравнению с более тяжелыми сякэнами они имели меньшую дальность полета и пробивную способность. Лучшие сякэны имели разную толщину, она уменьшалась от центра к краям. Такая «звезда» имела лучшую баллистику, но изготовить ее было сложнее. Очень часто в центре сякэнов делали отверстие, которое улучшало баллистические свойства этого оружия, а также позволяло переносить их на веревке и облегчало вытаскивание из каких-либо предметов (например, из дерева или головы противника).

В полете сякэну придавали вращательное движение, что улучшало точность и дальность броска. Кстати, по своим боевым характеристикам сякэны превосходили бо-сюрикэны, дальность полета звездочек достигала пятнадцати метров.

Сегодня известно более пятидесяти видов сякэнов. Форма этого оружия могла быть самой разной, начиная от заточенных металлических квадратов, до сложных многолучевых звезд. Сякэны обычно метали сериями, стараясь нанести противнику сразу несколько ранений. Согласно старинным источникам, мастер за 10-15 секунд мог бросить в противника до пяти «звезд». Если учитывать максимальную дальность полета этого оружия, то у воина обычно было всего лишь несколько секунд до момента, когда противник приблизится на дистанцию удара клинковым оружием. Нередко режущую кромку сякэнов обмазывали ядом, особенно любили использовать такой прием ниндзя.

Кстати, в трактатах по ниндзюцу практически нет описаний техник владения сюрикэнами. Исследователи не могут объяснить этот факт. Либо это оружие было настолько секретным, что информацию о нем боялись доверить бумаге, либо каждый мастер имел свою уникальную технику метания «звезд» и лично передавал ее ученикам. Ну а то, что ниндзя мастерски владели сюрикэнами не вызывает сомнения. Воины-тени могли бросать их из любых положений: стоя, лежа, с колена, по любым траекториям.

«Звездочки» ниндзя стали известны и популярны благодаря многочисленным фильмам, компьютерным играм и, конечно, аниме. Популяризация этого вида холодного оружия сыграла свою роль - сюрикэн в массовом сознании воспринимается как традиционное оружие японцев, наравне с катаной.

Бо-сюрикэн

Сюрикэн переводится как «лезвие, скрытое в руке». И вопреки сложившему стереотипу, количество их разновидностей поражает воображение. Они отличают не только по форме, но и по размеру, весу и методу изготовления. И чтобы не запутаться в «звездном небе» сюрикэны принято делить на две большие группы: бо-сюрикэны (или бодзё-сюрикэны) и сякэны.

Бо-сюрикэны - это метательное оружие, которое по форме имеет вид стержня. Он мог быть четырех- или восьмигранным или же круглым. Чаще всего затачивалось оружие с одной стороны. Правда, изредка встречаются и варианты с двухсторонней заточкой. Но они, скорее, исключение из правила. Дело в том, что эти «палки» по правилам метались так, чтобы они летели без вращения. Вес бо-сюрикэнов колеблется от 30 до 150 граммов, а длина - от 12 до 25 сантиметров. В зависимости от пожелания воина или же от умения самого кузнеца бо-сюрикэны могли быть в виде иглы, гвоздя, ножа и так далее (всего порядка 50 форм). Дальность полета, конечно, не впечатляет - 7-8 метров. Да и убойная сила не на высоте. Поэтому этот тип применялся в основном для отвлечения противника.

Сякэн

Название «Сякэны» переводится как «меч-колесо». В отличие от «палки» они имели более изощренную, звездообразную (или же круглую) форму. Изготавливались они из тонкой металлической пластины, а края «звезды» остро затачивались. Диаметр сякэна колеблется от 100 до 180 миллиметров, а его толщина - от 1 до 3 миллиметров. По центру обязательно делали отверстие. Оно не только улучшало аэродинамические показатели оружия, но и добавляло ему удобства. Звездообразные сюрикэны можно было носить на веревке. Благодаря конструкции, дальнобойность сякэнов достигает 12-15 метров.

Как и в случае с бо-сюрикэнами, сякэны имеют огромное количество самых разнообразных вариаций. Дело в том, что какого-либо стандарта в средневековой Японии, касавшегося сюрикэнов, банально не существовало. А мастера руководствовались либо собственным видением оружия, либо подстраивались под требования различных школ боевых искусств (в каждой применялась собственная техника использования «звездочек» и «палок»).

По сложившейся традиции мастера украшали сюрикэны узорами и особыми мистическими знаками. В те далекие времена бытовало поверье, что они способны привлечь в союзники некие могущественные силы.

История оружия

В Японии, в отличие от той же Европы, метательное оружие не стало массовым. Почему так произошло, сказать трудно. Известно, что шли японцы традиционным путем - метали в солдат вражеских кланов камни и любые «штуки», подвернувшиеся под руку. Потом это направление стало постепенно развиваться. А сюрикэны впервые упоминались в «Военной повести замка Осака». Ориентировочно в шестнадцатом веке появились цубутэ - пластины из металла с заточенным краем. Они были либо восьмиугольной, либо круглой формы. Из них-то, скорее всего, и появились будущие сякэны. А из индзи-яри - метательных ножей - бо-сюрикэны. Правда, есть предположение, что они «эволюционировали» из повседневных предметов. Поэтому сохранились названия. Например, ари-гата (форма иглы), куги-гата (форма гвоздя) и так далее. Но вот откуда именно появились сюрикэны, точно до сих пор неизвестно.

В средневековье, к середине эпохи Эдо в Японии сформировался тип боевого искусства сюрикэндзюцу - метание сюрикэнов. Правда, допускались к тренировкам только избранные, поскольку это искусство являлось тайным. Хотя занимались им ниндзя, осваивали его и самураи.

Массовость сюрикэнов у воинов обусловлено не только удобством в бою (причем в ближнем бою ниндзя использовали их как кастет или нож), но и дешевизной изготовления. Времени на создание «звездочки» уходило мало, да и не требовало особого умения от кузнеца.

Известно, что сюрикэны использовали по-разному. Броски совершались их разных позиций, меняя траекторию полета.
Так, бо-сюрикэны бросали с оборотом и без него. Воин зажимал оружие между большим и указательным пальцем и совершал бросок. Мастера от ученика отличало то, что его «игла» летела по прямой линии, не отклоняясь от траектории. Поэтому бросать бо-сюрикэн, заточенный с обоих концов, было, конечно, гораздо проще. Но с другой стороны, это говорило о низкой квалификации воина. А в средневековой Японии на это обращали большое внимание.

И бо-сюрикэны, и сякэны обычно метали очередями. Опытный ниндзя за 15 секунд мог кинуть в противника 5-6 «звездочек» или «палок». Поскольку японские солдаты были хорошо защищены доспехами, убойная сила метального оружия являлась весьма низкой. Поэтому ниндзя старался поразить сюрикэнами лицо, глаза или горло.

Обычно (если дело происходило во время сражения) у метальщика было лишь несколько секунд, чтобы нанести противнику как можно больший урон, прежде чем тот приблизиться на расстояние удара катаной или копьем. А вот ниндзя часто использовали отравленные сюрикэны. Особенно, если требовалось устранить какого-то определенного человека. Тогда шансов на то, что миссия будет выполнена успешно, становилось существенно больше. Также известно, что ниндзя использовали сюрикэны не только в качестве смертоносного оружия. С помощью «звездочки» можно было вырезать отверстие в стене, чтобы вести наблюдение, поддеть гвоздь, перерезать веревку и так далее. А поскольку сюрикэны являлись расходным материалом, то воины обычно носили при себе их не по одному. Чаще всего, по 10 штук. Одни использовали веревку, другие - заворачивали в ткань. Самые же опытные ниндзя прятали «звездочки» и «иглы» в рукава, карманы и волосы.

В наше время сюрикэны продаются в самых обычных магазинах Европы и США. Добрались они и до России. Правда, у нас «звездочки» и «иглы» считаются холодным оружием, если длина их лучей превышает 8 миллиметров.



Похожие статьи