Реквием сюжет очень кратко. Ахматова, "Реквием": трактовка поэмы

Поистине знаковой фигурой в русской литературе является Анна Ахматова.

«Реквием» исследователи называют вершиной ее лирики. В творчестве поэтессы органично сплетаются все темы: любовные переживания, поэт и история, поэт и власть, культура XIX столетия, «серебряный» век, советские реалии… Ахматова прожила долгую жизнь: избалованной девочке, родившейся в дореволюционной России, юной поэтессе из бомонда суждено было познать всю тяжесть советской каменной денницы. Закономерно поэтому, что широту ее творческого диапазона можно назвать всеобъемлющей: любовная лирика, гражданская поэзия, фольклорные элементы, античная тематика, библейские сюжеты.

«Реквием», Ахматова: краткое содержание

Работа над поэмойпродолжалась с 1935 по 1940 год, в самое тяжелое, кровавое и страшное время. В ней поэтессе удалось органично соединить летописную линию и жанровую традицию поминального плача. С латинского языка «Requiem» переводится как успокоение. Почему именно это название дала своему произведению Ахматова? Реквием - это заупокойная служба, традиционная для католической и лютеранской церквей. Позже этот термин приобрел более широкое значение: им стали обозначать Поэтесса как бы отпевает и себя, и своих подруг по несчастью, и всю Россию.

Ахматова, «Реквием»: смысловые планы

Современные литературоведы выделяют в поэме четыре пласта: первый очевиден и находится как бы «на поверхности» - горе лирической героини, описывающей ночной арест близкого человека. Здесь следует отметить, что поэтесса опирается на личный опыт: точно так же в свое время были арестованы ее сын муж Н. Пунин и собрат по перу О. Мандельштам. Страх, смятение, растерянность - кто может знать об этом больше, чем Ахматова? «Реквием», однако, этим не ограничивается: слезы лирической героини в тексте сливаются с плачем тысячи русских женщин, пострадавших от той же беды. Таким образом, личная ситуация расширяется, становится более глобальной. В третьем смысловом пласте поэмы судьба героини трактуется как символ эпохи. Здесь исследователи указывают на возникающую в этой связи тему «памятника», восходящую к и Пушкина. Однако для Ахматовой памятник - это не символ славы, а, скорее, воплощение прижизненных и посмертных страданий. Именно поэтому она просит поставить его возле тюрьмы, где женщина провела столько страшных часов вместе со своими невольными «подругами». Образ памятника из камня сливается с мотивом «окаменелости» - этот эпитет является одним из самых частотных в «Реквиеме». В эпилоге памятник становится как бы зримым воплощением метафоры «окаменелого страданья». Образ страдающей поэтессы сливается с образом рвущейся на части, погибающей России, страшная эпоха - это и есть Анна Ахматова.

«Реквием» имеет и четвертый смысловой план. Это горе матери, у которой репрессировали сына. Оно соотносится с муками Богоматери, наблюдающей восхождение Иисуса Христа на Голгофу. По мысли поэтессы, муки каждой матери, теряющей сына, сопоставимы со страданиями девы Марии. Так личная трагедия одной женщины и одного ребенка становится всечеловеческой.

Год издания поэмы: 1963

Поэма Анны Ахматовой «Реквием» является одним из самых известных произведений знаменитой русской поэтессы. Недаром «Реквием» читать следует согласно школьной программы ведь о этом произведении высоко отзываются не только отечественные критики, но и их зарубежные собратья. Поэма «Реквием» Ахматовой стала своеобразным символом эпохи и по праву считается одним из сильнейших произведений лауреата на Нобелевскую премию по литературе.

Поэмы «Реквием» краткое содержание

Если поэму Анны Ахматовой «Реквием» читать краткое содержание, то начинается она с предисловия в котором Анну Ахматову стоящей в тюремной очереди кто-то «опознал» и тогда женщина, стоящая за ней, тихо спросила: «А может ли она описать это?» и Анна завила что сможет. Итогом этого стали 15 стихов, написанных в период с 1938 по 1940 год. Все они связаны смыслом и образуют поэму «Реквием», которая, как и , рассказывает о реалиях советской жизни России.

В каждом стихе поэмы «Реквием» Ахматовой читать можно ту боль и ужас, которую переживали матери и жены политических заключенных. Им приходилось с утра до вечера стоять под Крестами в ожидании приговора. В стихах описывается как на рассвете уводили сына Ахматовой, как она проливала слезы стоя трехсотой в очереди таких же несчастных женщин, как семнадцать месяцев она и бросалась в ноги палачу и просто звала сына. Вся та боль, связанная с ожиданием приговора и попыткой осмыслить его собрана в этих стихах Ахматовой.

В качестве эпилога в поэме Ахматовой «Реквием» читать можно стих в котором поэтесса просит если уж воздвигать ей памятник, то поставить его в том месте где прошло 17 самых страшных месяцев ее жизни. Она просит поставить памятник на берегу реки, там, где она провела 300 часов своей жизни. И этот памятник должен быть не только ее олицетворением, но и криком замученного стомиллионного народа.

Поэма «Реквием» на сайте Топ книг

Читать «Реквием» Анны Ахматовой на данный момент настолько популярно, что произведение попало в наш рейтинг . И это при том, что поэма входит в школьную программу, что обеспечивает ей достаточно стабильный интерес со стороны учеников. Исходя из этого мы ожидаем, что и в дальнейшем поэма Ахматовой «Реквием» будет периодически попадать в наши рейтинги книг.

Анна Ахматова - одна из самых известных поэтов «серебряного века». Одним из лучших и самых крупных ее произведений считается поэма «Реквием». Это душевное и глубокое произведение.

История создания поэмы «Реквием»

Творение было создано в 1935-1940 годах. Эпилог поэмы написан в 1940 году. Она описывает репрессии 1930 годов. По «Реквиему» можно понять чувства и мысли людей тех времен. Однако поэме дали увидеть свет только в 50-х годах из-за негативной реакции чиновников. Из-за этого Ахматову надолго отлучили от литературной деятельности. Возможно, в этом были виноваты события, которые положила в основу своей поэмы писательница.

Неоднократно был арестован младший Ахматов. "Реквием", краткое содержание этой поэмы, расскрывает трагедию семьи поэтессы. Мужа Ахматовой обвинили в участии в антиправительственном заговоре и расстреляли возле Петрограда в 1921 году. Чувства потери Ахматова отобразила в «Реквиеме». И в своем произведении поэтесса отобразила много своих переживаний.

Жанр «Реквиема»

Композиция «Реквиема» оправдывает жанр поэмы. Отдельные стихи объединяются одной идеей - поэтесса призывает к борьбе с насилием. Но некоторые исследователи считают, что «Реквием» Ахматовой - это не цельное произведение, а цикл стихотворений, которые написаны в похожем ключе. Против этого действует тот факт, что в поэме есть введение и заключительная часть, что не свойственно сборнику и циклу, но характерно для цельного произведения. Все это прослеживается в поэме «Реквием» Ахматовой, краткое содержание которой в полной мере это доказывает.

В поэме «Реквием» можно выделить несколько планов содержания. Здесь есть указания на современность - эпоху репрессий и расстрелов. Сцена ареста символизирует похоронный обряд - вынос умершего тела.

2-й план показывает разрушение исторической ситуации и возводит ее к архитипической модели. Поэма раскрывает души русских матерей, их отчаянье, обездоленность и безумие. В общем сюжете прослеживаются личные страдания Ахматовой.

3-й план поэмы связан с сюжетом из Библии: сын, которого уводили на гибель - образ Иисуса, земная женщина - образ Богоматери. Сцена распятья, в которой приводятся слова Христа, служит трагедии массового террора того времени, а также высшей людской трагедии в поэме «Реквием» (Ахматова). Краткое содержание поэмы подтверждает образность и переживание героев. Поэтесса, написав свою поэму, воспитывает свой народ и живет вместе с ним.

Поэма «Реквием» Ахматова. Краткое содержание. Начало поэмы

Ахматова, вместо предисловия, рассказала о возникновении идеи написания поэмы: одна женщина из очереди в тюрьму попросила написать словами, что происходило в душе у каждого.

В «Посвящении» много горя и смертельной тоски. Это горе людей в тюрьме, их родственников и близких. Они с утра идут далеко с каменными сердцами и стоят в очередях к заключенным родным.

Вступление

После «Посвящения» идет «Вступление». Оно адресовано уходящим в лагеря и на расстрел родным и соотечественникам. Это история, которую пережила сама Ахматова («Реквием» - краткое содержание). Она вспомнила, как утром увели сына, все пережитое, как стояла в очередях, чтобы увидеть его. Муж ее умер, сына арестовали, она просит строки помолиться за нее. Во вступлении поэмы ярко характеризует то время. В первых главах описывается большое человеческое горе.

«Реквием» (Ахматова), краткое содержание его частей, повторяет отрывок из жизни в миниатюре и означает значимые события. В десяти главах поэмы сто стихов.

Главная героиня поэмы - мать, у которой отнимают сына, может быть лишая его жизни. «Реквием» строится на диалоге матери с необратимыми обстоятельствами, независимыми от возможностей людей. Образы матери и сына равняются с евангельской символикой. Простую женщину Ахматова сравнивает с библейской Матерью, сына которой распяли.

Когда сажают невиновных людей, матери все чаще обращаются к смерти. Так же несправедливо был осужден и младший Ахматов. "Реквием", краткое содержание этого произведения, показывает горечь утраты матерей. Смерть здесь выступает для матери как спасение. Лишь смерть спасает от страданий и пустоты в душе, такие страдания можно сравнить только со страданиями Матери Христа. Что и делает Ахматова. «Реквием», краткое содержание его - пример тому.

Основная часть

И после «Вступления» звучит главная тема «Реквиема» - плач матери за сыном. Ахматова придает прощальной сцене большое значение. В поэме появляется мелодия, на манер колыбельной. Мотив колыбельной подготавливает мотив бреда и безумия.

Ситуация с матерью и казнимым сыном, которая возникает в «Реквиеме», соотносится в Ахматовой с сюжетом Евангелии. Поэму можно считать философской. Каждая мать, которая потеряла сына, походит на Богоматерь. Поэт передает голос Иисуса, но не слышит голоса Матери. Ее состояние, чувство вины и бессилие не способны передать никакие слова. Образ Богоматери символизирует всех матерей мира, детей которых убили. К «Эпилогу» голос матери и поэта сливаются в один.

Центр сюжета поэмы - V и VI главы. Они посвящаются сыну и времени его заключения. Перед этими главами есть четыре коротких, в которых доносятся разные голоса. Русской женщины из истории, народной женщины из песни, и женщины из трагедии, сродни Шекспировской. Четвертый - голос, который обращается к Ахматовой 10-х годов, и к Ахматовой 30-х годов XX века.

В седьмой части произведения - «Приговор» - с двоякими чувствами описывается момент свершения суда. Здесь прослеживается мотив страдания, полнее раскрывается образ матери, которая, прежде всего, желает снова жить. У нее много душевных сил, она сама отдала своего сына на приговор. Ведь мать была готова к расставанию с сыном и справится с этим.

Несмотря на все, героиня Ахматовой - живая, слабая в душе женщина, которая долго скорбит. Следующая глава поэмы «К смерти» доказывает этот факт. Обращаясь к смерти, героиня взывает к ней, что очень ждет конца. Ей уже неважно, какой будет эта смерть: от рук бандита или от болезни. Строки показывают состояние героини, которая уже обезумела. Ее состояние похоже на агонию, которая сопровождается бредом. Агония женщины в «Распятии» меняется на молчание матери, на которую никто не посмел взглянуть, когда умер ее сын. Земной образ переходит в божественный. Поэтесса очень ценила образ матери. Показать чувства апатии матерей хотела Анна Ахматова. «Реквием», краткое содержание ее поэмы, служит этому хорошим примером.

В поэме Ахматова описывает личную трагедию. Поэт переживает боль страны и не ограничивается лишь содержанием произведения, это всего лишь один пример народного страдания. Подобные слова есть в «Посвящении» и в «Эпилоге».

Заключительная часть

Если говорить о поэме «Реквием» (Ахматова), краткое содержание ее частей будет неполным без заключительной части. Поэма заканчивается эпилогом из двух частей. В первой описывается потеря счастья жизни и радости. Эти строки посвящаются всем, кто стоял с поэтессой.

Во второй части эпилога даются воспоминания о тех, кто находился с ней в очередях в тюрьму. Годы спустя она помнит каждую в лицо и слышит ее. Одна из них еле ходит, вторая и вовсе не может ходить, еще одна приходит сюда ежедневно, как домой. Поэтесса не знает их по именам и с ними не знакома. Но именно им посвящает поэму. Вместо завещания она просит поставить памятник возле этой тюрьмы, ведь время, которое она здесь провела, никогда не забудет.

В основе поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» лежит личная трагедия поэтессы. Итогом пережитых лет сталинских репрессий стало произведение, о публикации которого долгое время не могло быть и речи. Предлагаем ознакомиться с анализом поэмы, который будет полезен ученикам 11класса при подготовке к уроку по литературе и ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1938-1940 годы.

История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы, чей муж был расстрелян в период реакции, а сын арестован. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в период репрессий только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.

Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти, скорби, материнского страдания, любви и родины.

Композиция – Первые две главы поэмы образуют пролог, а последние две - эпилог. Следующие за прологом 4 стиха являются обобщением материнского горя, 5 и 6 главы - кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.

Жанр – Поэма.

Направление - Акмеизм.

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвященных реакционному периоду. Одними из первых жертв тоталитарного произвола стали самые близкие и родные люди поэтессы - ее супруг, Николай Гумилев, и их общий сын, Лев Гумилев. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.

Осознав, что царящий режим беспощаден в своей кровожадности, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию полноценной поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938-1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сразу сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.

В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране Перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием - это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы по умершему человеку. Свое произведение Ахматова посвятила всем узникам - жертвам режима, которым была уготована смерть правящей властью. Это душераздирающий стон всех матерей, жен и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

Тема

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за свое отчество, вынужденное стать ареной для бессмысленно жестоких казней своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего чада.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви , сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения - память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе, и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Эта часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений - преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии - то, чему учит Ахматова в своей поэме.

Композиция

Проводя в поэме «Реквием» анализ произведения, следует отметить особенность его композиционного построения, указывающей на первоначальный замысел Ахматовой - создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создается впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.

  • Первые две главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнает, каково место и время действия произведения.
  • Последующие 4 стиха представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую никаких проблем, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
  • В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, ее пугает неизвестность. Это кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
  • 7 глава - страшный приговор, сообщение о ссылке сына в Сибирь.
  • 8 стих - мать в порыве отчаянии взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребенка.
  • 9 глава - тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
  • 10 глава - всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями невиновного распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенес народ в те страшные годы репрессий.

Жанр

Литературный жанр произведения - поэма. Однако «Реквием» обладает и характерными чертами эпоса: наличие пролога, основной части эпилога, описание нескольких исторических эпох и проведение параллели между ними.

Рану, нанесенную родине, каждый из нас
ощущает в глубине своего сердца.
В. Гюго

Истинная поэзия прекрасна, потому что в ней выражена высокая правда души поэта и беспощадная правда времени. А. Ахматова понимала это, понимают это и читатели, которые любят ее поэзию и всегда, я уверена, будут любить ее проникающие прямо в душу стихи.

Чтобы понять великое мужество души Ахматовой, надо знать самое трагическое ее произведение «Реквием», потому что правда — это не только гибель невинных людей, кровь и слезы, это еще и очищение от всякой скверны, от всего подлого, грязного и страшного, что творилось в период большевистского террора против собственного народа. Замалчивание этой стороны жизни нашего государства грозит новыми трагедиями. Открытость очищает, делает невозможным, чтоб такое случилось еще когда-нибудь в нашей истории.

Поэма «Реквием» создавалась с 1935 по 1940 год. В те далекие годы поэму можно было прочесть только в рукописных списках. Какую же правду хранило это произведение Ахматовой, что его так долго боялись обнародовать? Это была правда о сталинских репрессиях. О них Ахматова знала не понаслышке: был арестован ее единственный сын Лев Гумилев, отец которого, известный русский поэт Н. Гумилев, в прошлом царский офицер, был расстрелян большевиками еще в 1920-х годах.

Долгих семнадцать месяцев провела Ахматова в тюремных очередях, пока решилась судьба ее сына. Однажды ее узнали в этой скорбной очереди и спросили: «А это вы можете описать?» Ахматова твердо ответила: «Могу». Это была клятва народу, с которым она всегда была вместе, разделяя все его несчастья.

Ахматова исполнила свою клятву. Она описала время, «когда улыбался только мертвый, спокойствию рад», когда народ страдал или в тюрьмах, или возле них. Ахматова, «трехсотая с передачею и со слезою своей горячею» под Крестами (так называется тюрьма в Петербурге) стоит в очереди рядом с «невольными подругами» и молится обо всех, кто стоял там «и в лютый холод, и в июльский зной».

Ей хотелось бы поименно назвать этих страдалиц, «да отняли список, и негде узнать». Своей поэмой Ахматова поминала всех по ту и эту сторону тюремных стен и надеялась, что даже если ей зажмут рот, «которым кричит стомильонный народ», ее также помянут в канун ее «погребального дня». Завершает поэму Ахматова завещанием: если когда-нибудь, пишет она, ей в России захотят поставить памятник, то она просит не воздвигать его ни у моря, где она родилась, ни в Царском Селе, где прошла ее счастливая юность, Материал с сайта

А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь, Забыть, как постылая хлюпала дверь И выла старуха, как раненый зверь.

Сын Ахматовой, пройдя тюрьмы и лагеря, на удивление, остался жив. Стал известным историком и этнографом. В 1962 году Ахматова принесла поэму в журнал «Новый мир». Получила отказ. В том же году поэма была передана за границу и напечатана в Мюнхене. При жизни Ахматова увидела только это издание, которое, конечно, не распространялось на родине, так как опубликовано было, по понятиям того времени, незаконным путем. И только в 1980-е годы мы смогли прочитать изданную на родине поэму «Реквием». Поэзия А. Ахматовой, в том числе и ее «Реквием» по праву считается одним из самых ярких явлений в русской поэзии XX века.



Похожие статьи