Самовоспитание это что такое самовоспитание: определение. Самовоспитание

В данной статье мы рассмотрим, что такое самовоспитание и как оно формируется, расскажем об основных этапах его развития и возрастных особенностях процесса. Начнем с базового определения, что такое самовоспитание.

Определение 1

Самовоспитание – это осознанная деятельность человека, направленная на то, чтобы реализовать себя как личность. Оно предполагает наличие уже сформированных идеалов, личностных моральных качеств и осознанных целей.

Вопрос самовоспитания рассматривался различными учеными. Так, данную проблему изучали Б. Бондаревский, А. Арет, А. Кочетов, А. Бодалев, А. Ковалев и другие. Определений процесса самовоспитания существует очень много. Так, например, Л. Рувинский в своей книге "Теория самовоспитания" обозначает его как деятельность человека, направленную на изменение и совершенствование своей личности. Согласно А. Кочетову, самовоспитание характеризуется осознанностью и соответствием требованиям общества, когда человек стремится реализовать силы и способности, заложенные в нем. Стремления индивида, определяют цели самовоспитательного процесса. Для их достижения они должны базироваться на объективной самооценке. Благодаря самовоспитанию человек искореняет свои негативные черты, вырабатывает нужные личные качества, развивает способности.

Цели самовоспитания можно разделить на следующие виды:

  • общие (развитие граней собственной личности, овладение профессиональными знаниями и навыками);
  • частные (воспитание в себе внимательности, трудолюбия, преодоление завистливости, лени и др.)

Человека могут подтолкнуть к самовоспитанию совершенно разные причины: жизненные устремления, потребность соответствовать идеалам социальной морали, личные обстоятельства, нахождение примера или идеала и стремление стать похожим на него. Реализовать потребность в самовоспитании порой бывает нелегко. Основной трудностью является неумение правильно оценить и сформулировать нужную цель, ведь целеполагание является важнейшей частью любого процесса.

Особенности самовоспитания в различном возрасте

Стремиться к самосовершенствованию человек может уже с ранних лет. Осознав первые успехи от хорошо выполненной работы, ребенок переживает положительные эмоции, которые подталкивают его к следующему уровню развития. В дошкольном возрасте дети уже имеют четкое представление о личностных качествах людей и задумываются о своих собственных, однако все еще активно нуждаются в помощи взрослых. В школе ребята развивают личность в процессе обучения, совместного труда, коллективной игры. При этом объективно оценить качество этих изменений они пока не в силах. Школьники могут стремиться исправить свои негативные черты, однако им трудно увидеть их в себе и работать над ними без помощи взрослых. Возможность видеть свои положительные и отрицательные качества начинает созревать в подростковые годы. С этого момента уже можно говорить о целенаправленном самовоспитании.

В двенадцать-тринадцать лет дети начинают нуждаться в физическом, личностном, интеллектуальном самосовершенствовании. Они пытаются прилагать усилия, чтобы достичь этой цели, однако больше внимания уделяют своим недостаткам, особенно физическим, реже психологическим. Самокритика подростка чаще направлена на неумение отстаивать свою точку зрения, чрезмерную подверженность влиянию других, недостаточную целеустремленность. Решить эти вопросы можно с помощью занятий спортом, поскольку он эффективно мотивирует на достижение успеха.

В деле самовоспитания подростком очень важно участие и поощрение взрослых, поскольку именно они могут предоставить возможности самосовершенствования и помочь с постановкой целей. Позитивное участие и помощь помогают подросткам поверить в свои силы, преодолеть комплексы и личностные кризисы. Также зачастую очень полезны положительные примеры самовоспитания, однако негативные модели перед глазами могут сильно тормозить данный процесс.

Определение 2

Процесс самовоспитания – это процесс, происходящий в течение всей сознательной жизни человека.

В зрелые годы человек предпочитает прорабатывать свое профессиональное и социально-мировоззренческое самовоспитание, ставить перед собой цель реализовать себя.

Этапы самопознания

Процесс самовоспитания, как правило, достаточно длительный. Он состоит из следующих этапов:

  • познание уровня воспитанности (анализ реакции на внутренние и внешние силы);
  • целеполагание (преобразование цели в список задач);
  • самопроектирование;
  • самоконтроль;
  • оценка результатов с предварительной выработкой критериев;
  • корректировка (обязательна в связи с быстрым и постоянным развитием науки, профессиональных областей).

Чтобы вырастить личность, способную к самовоспитанию, существуют определенные правила, особенно эффективные по отношению к детям дошкольного возраста. Их можно разделить на несколько категорий.

  • помогать близким;
  • выполнять образовательные требования;
  • быть правдивым;
  • учитывать не только личные потребности, но и коллективные интересы;
  • относиться ко всему добросовестно.
  • отдыхать и развлекаться после сделанной работы;
  • прощать обиды и извлекать уроки из них;
  • быть упорным в достижении целей;
  • перенимать положительный опыт у окружающих;
  • просить о помощи.

Базовые установки для формирования нужных качеств:

  • для успеха нужно проявлять внимательность;
  • нужно относиться к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе;
  • сила в правде, слабость – во лжи;
  • успех достигается трудом и упорством;
  • людей вокруг привлекает здоровый и опрятный внешний вид.
  • относиться к учебе и работе спустя рукава;
  • грубить;
  • решать конфликты силой;
  • искать оправдания своим недостаткам;
  • проявлять равнодушие к чужой беде;
  • необоснованно критиковать.
  • иметь контроль над эмоциями;
  • уметь составлять планы;
  • уметь адекватно оценивать свои поступки;
  • тщательно обдумывать все перед началом работы;
  • начинать все дела с наиболее трудной части.

Основой самовоспитания является самопознание, которое, в свою очередь, позволяет оценивать свои возможности и ставить достижимые цели. Тот, кто знает сам себя, делает меньше ошибок в жизни. Самопознание помогает правильно выбрать профессию и жизненный путь, построить прочную базу личного достоинства и самоуважения.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Популярное ныне саморазвитие известно многим. Самостоятельным обучением тоже никого не удивишь. Но что такое самовоспитание? Одно дело воспитывать других, заниматься нравоучениями, объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо. А как воспитывать себя? Сам же себя в угол не поставишь, по мягкому месту не шлепнешь… Возможно, самовоспитание личности – всего лишь красивое слово, за которым ничего не имеется? Но почему тогда сплошь и рядом говорят о его необходимости? Стоит ли заниматься самовоспитанием, и как это делать?

Что такое самовоспитание?

Самовоспитание - это осознанные действия, направленные на полноценное раскрытие личности. В детстве воспитанием человека занимаются родители, школьные учителя, затем в некоторой степени преподаватели университета. Но, по окончании учебы, когда человек переходит во взрослую жизнь, вмешательство извне постепенно прекращается. При этом вопрос дальнейшего развития личности своей актуальности не теряет.

Как же быть в этом случае? Кто должен продолжить воспитательный процесс? Друзья, мужья или жены, возможно работодатели? Скорее всего, все это будет неправильным. Взрослый человек тем и отличается от ребенка, что ему не нужны внешние стимулы для развития. Дальнейшее свое самосовершенствование он способен осуществлять и сам.

Виды самовоспитания

Самосовершенствование – это процесс комплексный и всесторонний. Нельзя постоянно развиваться в каком-то одном направлении. Все равно жизнь скорректирует движение. Например, кто-то решил стать первоклассным специалистом. Он всего себя посвятил выбранной профессии. Но этот человек абсолютно не умеет вести себя в обществе. Даже будучи профессионалом, он с треском проваливает собеседования и, даже в случае трудоустройства, долго на одном месте не задерживается. Значит одни только рабочие умения или навыки не являются залогом успеха.

Уместно говорить, что бывают такие виды самовоспитания:

  • Интеллектуальное;
  • Физическое;
  • Эстетическое;
  • Психологическое;
  • Социально-ориентированное.

Первое заключается в стремлении приобретать новые знания, расширять свое мировоззрение. Второе поддерживает на хорошем уровне физическую форму, умение обращаться со своим телом. Третье помогает видеть прекрасное, радоваться окружающему миру. Четвертое вырабатывает волевые качества. Пятое помогает налаживать связи, поддерживать коммуникацию в обществе.

Элементы самовоспитания

Самовоспитание личности становится возможным только при наличии таких четырех основных компонентов:

  • Самоанализ – умение видеть свои сильные и слабые стороны;
  • Самоотчет – взятие на себя ответственности за свою жизнь;
  • Самомотивация – способность настраивать себя на работу;
  • Самоконтроль – сверка личного прогресса с прогнозируемым;
  • Самооценка – адекватная оценка своих поступков.

По сути, все это атрибуты школьного процесса, только во взрослой жизни человек их применяет сам. Оценивать других всегда проще, чем самого себя. Еще сложнее себя контролировать и мотивировать. Поэтому психологическое самовоспитание – один из наиболее важных этапов самосовершенствования.

Методы самовоспитания

Овладеть техникой самовоспитания невозможно без понимания его основных методов, которые представлены ниже:

  • Самоубеждение;
  • Самовнушение;
  • Самообязательство;
  • Самокритика;
  • Самоприказ (самопринуждение);
  • Самонаказание;
  • Эмпатия.

На первый взгляд, может показаться очень сложно, а местами даже пугающе. Но все гораздо проще, чем можно себе представить. Эти методы взаимно дополняют друг друга. Поэтому, стоит попробовать и все обязательно получится.

Самоубеждение

Самовоспитание личности начинается с правильной мотивации самого себя. Например, пытаясь заставить себя записаться на курсы английского языка, стоит доказать своему подсознанию их значимость. Представить себя путешествующим по миру, посещающим дальние страны и находящим там новых интересных друзей. Для этого всего необходимо выучить один из международных языков.

Самовнушение

Этот метод самовоспитания необходим в случае неуверенности. К примеру, кто-то считает себя неудачником. Эти мысли формируют его жизнь. Если он начнет себе внушать, что на самом деле удачлив, то со временем это превратится в правду. Развитие личности невозможно без высокой самооценки и самоуважения.

Самообязательство

Проблема многих в неумении доводить начатое до конца. Люди, останавливающиеся на полпути, постепенно привыкают к такому поведению. Им становится проще бросить любое дело, при первых же трудностях. Стоит помнить, что путь к вершине тернистый. Успеха добиваются только те, кто умеет преодолевать трудности и держать обязательство, данное самому себе.

Самокритика

Для эффективного самовоспитания одной только похвалы или мотивации не достаточно. Следует научиться критиковать себя. Только не путать с самоунижением или самобичеванием. Критика заключается в умении объективно видеть свои слабые стороны. Она помогает вовремя понять, какие действия безрезультативны, чтобы переориентировать свои усилия в более конструктивное русло.

Самоприказ (самопринуждение)

Развитая сила воли позволяет человеку продолжать самосовершенствование, даже когда нет желания этого делать. Например, любое желание походить в спортзал, рано или поздно, заканчивается. Если не проявить волевые качества, то дальнейшее физическое развитие окажется под вопросом. Если же пересилить себя и продолжить тренировки, то опять появится желание заниматься.

Самонаказание

Не стоит конечно уподобляться средневековым флагеллантам, фанатично бичующим себя плетями, но ввести «штрафные санкции» за нарушение режима желательно. Поскольку взрослого человека уже в угол не ставят, его самовоспитание зависит от развития собственных волевых качеств. Иначе, как бросить курить, перестать лениться или наконец-то записаться на водительские курсы? Только, если поставить себя в такие жесткие рамки, что другого пути не останется.

Эмпатия

Самовоспитание тесно связано с умением выстраивать социальные связи. Для этого очень важно научиться ставить себя на место другого человека, понимать его страхи, мотивы, желания. Стоит жить по принципу «Относись к людям так, как хочешь , чтобы относились к тебе». Если человек научится видеть и слышать других, то они тоже начнут относиться к нему более уважительно и заботливо.

Самовоспитание тесно связано с совершенствованием личности. Оно дополняет профессиональный рост и развитие. Без элементарных коммуникационных и волевых навыков человек не сможет занять достойное место в обществе. Поскольку не всегда семья или учителя способны привить эти качества, взрослый человек должен сам доработать все «пробелы» детства, с тем, чтобы стать более эффективным и, самое главное, счастливым.

Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всю совокупность социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому важно знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возрастных этапах.

специально организованной , получившей названиесамовоспитания .

Итак, Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добросовестному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведение, волевые качества.

2-3. Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя.

Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания учителя является самообразование , под которым понимается «целенаправленная познавательная деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, которые необходимы для совершенствования педагогического процесса».

Самообразование- основа роста учителя как специалиста. Учитель, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, он не только отстает, он тянет назад, он сопротивляется достижениям школьного коллектива. К.Д. Ушинский утверждал, что учитель живет до тех пор, пока учится сам.

Процесс профессионального самовоспитания очень индивидуален. Но в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа:

    Самопознание;

    Самопрограммирование;

    Самовоздействие.

Профессиональному самопознанию помогают знания психологии, ряда ее методик и текстов для выявления общей самооценки, определения профессиональных качеств, уровня коммуникабельности. Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.

Саморазвитие – это процесс активного, последовательного качественного изменения личности, которое является результатом собственных усилий. Саморазвитие можно рассматривать и как деятельность личности, направленную на изменение тех своих технических и личностных свойств, которые уже есть, заложены в природе человека или предшествующим этапом развития (например: памяти, мышления, внимания, общих и профессиональных задатков и т.д.)

Самосовершенствование – (в какой-то мере аналог самосовершенствования) – это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых и усиление имеющихся позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию своих недостатков. Это понятие несёт в себе более гуманный смысл, т.к. в отличие от самовоспитания, предполагающего воздействие на самого себя, означает опору человека на лучшее в себе, расширение этого лучшего и продвижение к собственной вершине (самосовершенству), достижениеакме (греч. асте – рассвет, вершина).

4 Самообразование как источник формирования и развития творческого потенциала личности. Несколько выше мы говорили, что самообразование – это основа роста учителя как специалиста всегда отличает не только пунктуальность, но и творческое отношение к работе, которое «вытекает» из истоков самообразования, когда учитель стремится к постоянному самосовершенствованию как личностному, так и профессиональному. Педагогическая деятельность становится творческой в тех случаях, когда установленные формы и методы не дают желаемых результатов «Условные приёмы, способы, нормы педагогической деятельности включаются в огромное множество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует постоянного «упражнения», внесения изменений, коррекций, регулирования, развития у преподавателя инновационный стиль педагогического мышления.

Можно ли научить и обучить творчеству? Можно если знать закономерности целостного педагогического процесса, осознавать цели и задачи совместной деятельности учителя и учащегося, иметь готовность и способность к самоизучения, самообразованию, самосовершенствованию.

Важно проникнуть в глубинные механизмы этого процесса и понять, каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь речь должна идти о специально организованной встречной активности личности , получившей названиесамовоспитания .

Работа над собой – самовоспитание - начинается с создания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.

Итак, самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленной на саморазвитие, на формирование базовой культуры личности.

Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добросовестному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведение, волевые качества. Самовоспитание - основная часть и результат воспитание, всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Состояние общепедагогической подготовки педагога и требования к профессиональной подготовке в современных условиях.

Общепедагогическая подготовка учителя в профессионально-педагогических учебных заведениях строится на единых научно-организационных основах. Структура и содержание подготовки будущих учителей в педагогических вузах определяются требованиями общества на переходном этапе его развития, уровнем развития педагогической науки, особенностями педагогической деятельности в современных условиях. Педагогическое образование призвано обеспечить готовность выпускника к трансляции культуры на основе гуманистически ориентированной профессиональной позиции учительства, его профессиональных умений моделирования и проектирования вариативных способов деятельности. В качестве основы содержания общих требований к специалисту педагогического профиля выступает целостное представление о сфере образования как специфической области гуманитарного знания. К этим требованиям относятся:

Основные закономерности природы, общества и мышления;

Знания о человеке как об индивидуальности и личности;

Способы освоения педагогической действительности;

Современные системы поиска, обработки и применения информации;

Управленческие решения в педагогической деятельности.

Государственный образовательный стандарт высшего образования (ГОСВО) является базовым нормативным документом, определяющим структуру и содержание высшего педагогического образования и создающим основы для обеспечения, сохранения единого образовательного пространства на всей территории страны. Рассмотрим, как выглядит в настоящее время содержание подготовки учителя. Прежде всего, надо отметить, что впервые в ГОСВО приведены требования к уровню подготовки абитуриента, в которых указано, что предшествующим уровнем образования поступающего в педвуз является среднее (полное) общее образование, что должно быть подтверждено наличием документа государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

Системообразующим фактором вузовской подготовки современного учителя выступает квалификационная характеристика выпускника. Выпускник, получивший квалификацию учителя, должен знать:

    Конституцию РК;

    Законы РК, решения правительства РК и органов управления образованием по вопросам образования;

    Конвенцию о правах ребенка;

    Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

    педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

    методику преподавания предмета и воспитательной работы;

    программы и учебники;

    требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

    средства обучения и их дидактические возможности;

    основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

    основы права, научную организацию труда;

    правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Кроме того, ГОСВПО содержат требования к профессиональной подготовленности специалиста, который должен:

Решать педагогические задачи, соответствующие его квалификации;

Осуществлять процесс обучения учащихся с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников с учетом специфики преподаваемого предмета;

Стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

Анализировать собственную деятельность, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

Выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений;

Выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся (или лиц их заменяющих) и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания;

Знать государственный язык.

Уровни и этапы формирования общепедагогических ЗУН.

Преподавание педагогических дисциплин в педагогических вузах осуществляется в органическом единстве с другими предметами психолого-педагогического цикла: возрастной физиологией и школьной гигиеной, общей психологией, педагогической психологией. Общепедагогические знания, умения и навыки будущих учителей конкретизируются в частных методиках. Методика преподавания предмета представляет собой частную дидактику, в которой исходя из общедидактических закономерностей, раскрываются специфические цели, содержание, формы и методы обучения конкретному учебному предмету.

Система общепедагогических знаний состоит из следующих блоков:

Фундаментальные методологические знания.

Теоретико-практические знания об отдельных сторонах обучения и воспитания, о передовом педагогическом опыте по обучению воспитанию.

Методические знания о формах организации, методах и приемах обучения и воспитания.

Таким образом, под содержанием общепедагогической подготовки учителя подразумевается система педагогических знаний, практических умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональных функций учителя.

Существенное значение в качественной педагогической подготовке студентов – будущих учителей имеет структура учебных курсов с ведущей учебной дисциплиной «Педагогика». Его цель – вооружить будущих учителей знаниями теоретических основ современной педагогической науки, некоторыми педагогическими умениями и навыками, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Цель изучения педагогических курсов – не только усвоение студентами системы педагогических знаний, но и формирование навыков реального их использования в деятельности, развитие и обогащение собственного опыта будущих учителей. Это предполагает у студентов знаний основных педагогических категорий, законов, тенденций и закономерностей изучаемой науки, умений и навыков анализа педагогической деятельности. Изучение данного курса способствует приобретению знаний теории и технологии педагогического управления образовательными системами в соответствии с требованиями стандарта, формированию умений побуждать педагогический коллектив к эффективной работе по обучению и воспитанию учащихся.

Для более глубокого усвоения теоретических знаний, формирование умений и навыков выполняется педагогическая практика. Она выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки учителя:

Обучающую (актуализация, углубление, расширение теоретических знаний, их применение в решении конкретных задач, формирование педагогических умений и навыков);

Развивающую (развитие познавательной и творческой активности будущих учителей, развитие педагогического мышления);

Воспитывающую (формирование социально-активной личности учителя, устойчивого интереса и любви к профессии);

Диагностическую (проверка уровня профессиональной направленности будущих учителей, степени профессиональной подготовленности к педагогической деятельности).

Педагогическая практика студентов играет важную роль в учебно-воспитательном процессе благодаря непрерывности и постоянному усложнению ее содержания от младших курсов к старшим она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущего учителя.

Самовоспитание … Орфографический словарь-справочник

самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, С. предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С.… … Большая психологическая энциклопедия

Выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными. Наиболее интенсивно осуществляется в подростковом возрастеПсихологический словарь

САМОВОСПИТАНИЕ, самовоспитания, мн. нет, ср. (книжн.). Воспитательная работа над собой. «Не пролетариату, а некоторым интеллигентам в нашей партии недостает самовоспитания в духе организации и дисциплины…» Ленин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

САМОВОСПИТАНИЕ, я, ср. Воспитание самого себя. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 воспитание (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Англ. self education; нем. Selbsterziehung. Формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно выбранными целями, идеалами и убеждениями. см. ВОСПИТАНИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

САМОВОСПИТАНИЕ - (англ. self development). Сознательная и целенаправленная деятельность человека на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы С. имеются уже у дошкольников. В подростковом возрасте решающую роль в С.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений за счет и посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. В самовоспитание входит самоцелеполагание, саморегуляция, самоуправление, самопознание, самоприказ,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

САМОВОСПИТАНИЕ - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных. Самовоспитание –… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

самовоспитание - САМОВОСПИТАНИЕ, я, ср Интеллектуальная деятельность, заключающаяся в самостоятельном формировании личности, воспитании самого себя. Для этого [чтобы приспособиться] нужно самовоспитание, отвыкнуть коситься, кто ест лишнее, запретить чревоопасные… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Самовоспитание и его средства , Дородницын А.. Очерк христианской педагогики. Посвящается духовным учащимся юношам. Труд Алексия, епископа Саратовского и Царицынского. Саратов: Типография Союза печатнаго дела, 1913. Воспроизведено в…
  • Самовоспитание и его средства , Дородницын А.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Очерк христианской педагогики. Посвящается духовным учащимся юношам. Труд Алексия, епископа…

Каждый человек мечтает стать лучше. А для чего?

- чтобы добиться какой-либо цели;

- чтобы выглядеть более респектабельно в глазах других людей;

- чтобы быть уверенным в любой ситуации;

- чтобы легче справляться с теми трудностями, негативом, которые встречаются на нашем жизненном пути.

Самовоспитание помогает контролировать свои эмоции, вызывая нужные, оказывая тем самым воздействие на ту или иную черту нашего характера.

Для этого надо четко понимать положительные и отрицательные черты своего характера, поставить перед собой четкую, конкретную цель – чего вы хотите достичь. И анализируя подробно все это, нужно понять, что вам мешает, какие черты характера надо откорректировать, а какие развить.

Работа над собой - это самое сложное. Как правило, мы видим в чужом глазу соринку, а в своем и бревна замечать не хотим. И пока мы не найдем то самое «бревно» в своем характере, поступках, привычках, мы не сможем добиться поставленной цели.

Занимаясь самовоспитанием, постоянно обучаясь, тренируясь вы сможете развить в себе такие черты характера, как самообладание, выдержка, вы сможете управлять своим психологическим состоянием, вызывая необходимое в той или иной ситуации.

Также не надо забывать, что под «лежачий камень» вода не течет. Надо активно действовать в этом направлении. Нужно постоянно осознавать, что вам мешает добиться цели. Анализировать и учится управлять, исправлять теми качествами, которыми мы обладаем.

Нужно научится вовремя успокаиваться, или наоборот, стараться найти те моменты, которые помогут вам войти в возбужденное состояние, и именно это вам поможет в достижении именно этой цели.

В этом вы убеждались не раз, когда приходили на экзамен, и от возбуждения не могли ничего вспомнить. Так как ваша память тренировалась тогда, когда вы были в спокойном состоянии. У вас не получается сосредоточится, успокоится. И соответственно вы не можете извлечь из памяти нужный материал.

Воспитав в себе самообладание человек сможет успокоится, как говорится «взять себя в руки», и соответственно вспомнить ту информацию, которая ему нужна, воспользоваться своей памятью.

Или можно привести другой пример, когда состояние возбуждения очень сильно помогало. В основном это нужно спортсменам. Интересный и поучительный пример по этому поводу приводит А. В. Алексеев в своей книге «Себя преодолеть».

«Шло первенство СССР среди юниоров по стендовой стрельбе. Одна из девушек перед последней серией оказалась на втором месте, проигрывая лидеру 5 мишеней. И вышла стрелять эту последнюю серию, что называется, опустив руки.

Я подошел к ней и посчитал пульс. Как и следовало ожидать, он был 88 ударов в минуту, в то время как при оптимальном боевом состоянии у этой спортсменки сердце должно биться (в этом можно было не раз убедиться раньше) приблизительно 120 раз в мин.

Дай-ка мне ружье! - как бы с трудом сдерживая гнев, приказал я девушке.

Зачем? - с недоумением, даже с испугом спросила она.

Дай! - резко повторил я.

Она нерешительно вручила мне оружие.

А теперь видишь ту березку? - указал на березку, стоящую метрах в двадцати в стороне от линии огня.

Вижу… - все еще ничего не понимая, проговорила девушка.

Так вот, быстро туда и обратно!

Быстро!!! - тоном, не терпящим возражения, приказал я.

И девушка побежала. Когда она вернулась, ее пульс был около 130 ударов в мин. Она была возбуждена и даже сердита.

Вот так и держись! - приказал я, возвращая ей ружье. Только тут она поняла, что к чему. И, сумев удержать на протяжении всей серии это, оптимальное для нее, возбуждение, отыграла проигранные мишени и выиграла золотую медаль».

Вызывая часто то или иное психическое состояние, то это у нас превращается в черту характера, закрепляясь в нашем сознании. Осознанное направление своего развития, четкое осознание своих слабых и сильных черт, конкретные задачи – это очень важная основа для достижения поставленных перед нами целей.

ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО В ГРУППЕ поменяйте ТОЧКА на.))



Похожие статьи