Суть войны в сирии. Гражданская война в Сирии: причины и участники

1. Введение

Сирийский конфликт, или как утверждают некоторые обозреватели «сирийская война», предстаёт перед нами как полный набор всевозможных конфликтов: социальных, религиозных, внутриполитического и внешнеполитического характеров. Конфликтную ситуацию дополняет тяжёлая экономическая ситуация в стране, высокий уровень дифференциации населения и, конечно, прошлый опыт «арабской весны».

На довольно унылом фоне разворачивается вооружённое столкновение, что называется, в лучших традициях холодной войны. Как и прежде, сирийский конфликт иллюстрирует розыгрыш геополитической карты. С одной стороны Сирия – это верный и, наверно, единственный союзник на ближнем восходе. С другой – диктаторский режим, нуждающийся в немедленном свержении для формирования «опорной площадки» для будущих кампаний.

Сложность рассматриваемого конфликта также заключена в отсутствии какого-нибудь компромиссного решения для обеих сторон, что, возможно, единственное, с чем согласны все обозреватели, анализирующие конфликт. Насколько правомерно вмешательство иностранных игроков во внутриполитические события государства и как можно оценить использование иностранного вооружения против своих же граждан? Как посадить стороны за стол переговоров? На эти вопросы так и не смогли ответить уполномоченные представители Лиги Арабских Государств и Организации Объединённых Наций.­

В данной работе была сделана попытка проанализировать и представить все возможные точки зрения в отношении Сирийского конфликта, а также выявить основные тенденции для понимания его дальнейшего развития.

2. Определение и ход конфликта

Гражданская война в Сирии – массовые антиправительственные волнения и беспорядки в разных городах Сирии , направленные против президента страны Башара Асада , а также на прекращение почти пятидесятилетнего правления партии Баас , которые осенью 2011 года переросли в открытое вооружённое противостояние. Так называемый сирийский конфликт является частью более широкой «Арабской весны» – волны социальных потрясений по всему арабскому миру .

Среди субъектов конфликта можно выделить внутриполитические: с одной стороны - Президент Сирии Башар Асад; Вооруженные силы Сирии; ПАСВ (Партия арабского социологического возрождения), с другой стороны: Национальный совет Сирии (Syrian National Council); Свободная армия Сирии (Free Syrian Army). А также внешнеполитические: КНДР, Иран, Россия, Венесуэла; с другой стороны: США, Великобритания,Франция, Саудовская Аравия, Катар, Ливия.

Правительственные силы состоят из армии и многочисленных спецслужб, так же их поддерживают движение Хезболла и т.н. «шабиха» - полувоенные формирования «помощников», формирующиеся из полууголовных элементов (щегловин новая сирия). Руководящим органом повстанцев является Сирийский национальный совет; крупнейшей боевой организацией, воюющей против правительства, является Свободная армия Сирии. Кроме того, поступают сообщения о том, что на стороне повстанцев воюют боевики Аль-Каиды и других террористических организаций, а так же иностранные наемники.

В январе 2011 г. во многих странах Северной Африки и Ближнего Востока произошли крупные волнения, в результате которых в частности ушли в отставку президент Туниса и президент Египта, а в Ливии конфликт между повстанцами и силами, лояльными Муаммару Каддафи привел в военному вмешательству ООН. На волне событий арабской весны в Сирии начались митинги с требованием отмены чрезвычайного положения и политических реформ.

Уже в марте волнения переросли в столкновения с полицией. Башар Асад отправил в отставку губернатора провинции Дараа. Вскоре было отменено положение в конституции Сирии, которое объявляло партию ПАСВ или «Баас» «руководящей и направляющей в обществе и государственном управлении, также президентом страны была принята отставка правительства Сирии. Позже было отменено чрезвычайное положение в Сирии, действовавшее в стране с 1962 года. Однако, несмотря на данные уступки сирийского руководства, накал событий продолжал расти, в том числе наблюдался рост числа жертв.

В мае 2011г. в качестве одной из первых попыток разрешить конфликт США и ЕС вводят санкции в отношении Сирии (запрет экспорта оружия, заморозка счетов, лишение права на въезд чиновников сирийского правительства). Август 2011г. обозначился внутренними изменениями в политической системе Сирии – Башаром Асадом был подписан декрет о введении многопартийности.

В сентябре произошла попытка урегулирования конфликта – на совете безопасности ООН был внесен проект резолюции (США, Великобритания, Франция, Португалия). Россия и Китай наложили вето. Причиной было определено отсутствие в резолюции пункта, исключающего вооруженное вторжение в Сирию.

В ноябре было решено приостановить членство Сирии в Лиге арабских государств, против страны также были введены экономические санкции.

Декабрь 2011 г. – новая попытка урегулирования конфликта – Сирия согласилась на сотрудничество с ЛАГ, предложившей мирный план (вывод правительственных войск из городов и освобождение политзаключенных). На территорию страны были допущены наблюдатели, однако вскоре, в связи с ростом насилия ЛАГ свернула миссию наблюдателей.

В феврале 2012 г. осуществилась еще одна попытка урегулирования конфликта, однако Россия и Китай снова наложили вето на новый проект резолюции совета безопасности ООН по Сирии, предложенный Марокко. Причина: «односторонние выводы об исключительной ответственности сирийского правительства за эскалацию насилия в стране».

Башар Асад одобрил проект конституции, согласно которой страна отказывалась от ранее законодательно закрепленной ведущей роли партии «Баас». Состоялся референдум, по которому документ поддержало 89 % избирателей.

Март 2012 г. – саммит ЕС признал Национальный совет Сирии «легитимным представителем сирийцев»;

В мае состоялись внеочередные парламентские выборы, в которых впервые принимали участие несколько партий, по результатам которых 73 % депутатских мандатов получили сторонники Башара Асада. Оппозиция бойкотировала, как референдум, так и парламентские выборы.

16 июля представители ССА объявили, что в 20 часов по местному времени начнётся массовое наступление на регулярные войска и вооружённые отряды (в том числе «Хизбалла » и Стражи Исламской революции) поддерживающие правительство. Повстанцы называют наступление на Дамаск операцией «Дамасский вулкан ».

Операция привела к убийству Министра обороны Сирии Дауд Раджиха в результате теракта, осуществлённого террористом-смертником в здании местной службы безопасности в Дамаске . Ранения получили ещё несколько министров. Хиллари Клинтон призвала мировое сообщество оказать давление на Россию вопросе подписания предложенной странами Запада резолюции по Сирии. Госсекретарь США считает, что Россия должна подписать документ, который предусматривает жёсткие санкции против президента Башара Асада. Москва обещает заблокировать проект. В российском проекте санкции не упоминаются, при этом Москва предлагает продлить на три месяца мандат миссии наблюдателей ООН в Сирии, истекающий 20 июля. Недовольство проектом Клинтон также выразил Китай. Накаленная обстановка привела к единогласному решению Совета Безопасности ООН о продлении миссии наблюдателей ООН в Сирии на 30 дней. В последствии военных столкновений в Дамаске, Лига арабских государств (ЛАГ) призвала президента Сирии Башара Асада покинуть свой пост «ради спасения страны», а оппозицию и Свободную сирийскую армию начать формирование переходного правительства национального единства.

Следующий этапов противостояния можно выделить битву за Алеппо. Повстанцы объявили о начале кампании по захвату второго по числу жителей города страны, её делового центра –Алеппо . Вооружённые отряды оппозиции вели бои с правительственными войсками в предместьях этого города. На северном направлении им удалось пробиться в пределы городской черты и приступить к штурму местной штаб-квартиры органов госбезопасности. 24 июля Официальный представитель Сирийского национального совета Джордж Сабра заявил, что оппозиция готова согласиться на временную передачу власти в стране одному из соратников президента Башара Асада . 26 июля Повстанческая Свободная армия Сирии заявила, что захватила контроль над половиной города Алеппо. 28 июля Сирийская армия начала контрнаступление на Алеппо.

2 августа Кофи Аннан подал в отставку с поста спецпосланника ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) по Сирии в связи с безрезультатностью предложенного им мирного плана по разрешению сирийского кризиса.

В декабре 2011 возникает новая повод для столкновения – боевики заявляют, что в ближайшее время начнут производство химического оружия - нервно-паралитического газа.

6 января 2013 Президент Сирии Башар аль Асад по национальному телевидению обратился к сирийскому народу, призвал сплотиться против боевиков (оппозиционеров), финансируемых Западом. Также он предложил провести в стране новые выборы, по итогам голосования сформировать коалиционное правительство, объявить всеобщую амнистию и т. п.

30 января руководитель Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии шейх Ахмед Муаз аль-Хатиб выразил готовность провести прямые переговоры об урегулировании вооруженного конфликта с представителями президента Башара Асада.

12 февраля число жертв в войне в Сирии (по данным ООН) превысило 70 000 человек. 25 марта ООН сокращает по соображениям безопасности своё присутствие в Сирии. 8 апреля группе экспертов ООН, расследующих факты применения химического оружия, отказано в возможности работать в Сирии.

25 апреля министр обороны США Чак Хейгел заявил что власти Сирии вероятно применяли химическое оружие. По его словам к таким выводам пришла американская разведка.

Если отойти от хронологии конфликта и обратиться к аналитике, то можно выделить три стадии процесса, однако эксперт описывал данные этапы лишь в конце 2012 г.

Первая стадия - начало-середина 2011 года. В этот период на территорию Сирии были отправлены иностранные «миссионеры» с немалыми финансовыми ресурсами, организующие демонстрации протеста, подстрекающие к столкновениям с полицией, налетам на государственные учреждения и полицейские участки. В ходе демонстраций они же устраивали провокации, целью которых было пролитие крови - и именно в этот период количество жертв среди сотрудников полиции в разы превышало количество погибших демонстрантов и гражданских лиц.

Второй этап начался, когда «миссионеры» превратились в «вербовщиков», начав вербовочную работу среди маргинальных групп населения. Стоит отметить, что экономическая ситуация в Сирии в период 2008-2010 годов сложилась крайне тяжелой - жестокая трехлетняя засуха привела к массовой миграции с севера страны, сотни тысяч беженцев-палестинцев, проживающих на территории Сирии и около полумиллиона беженцев-суннитов из Ирака представляли и до сих пор представляют крайне питательную почву для подобного рода вербовки. Второй этап конфликта привел к тому, что численность противостоящих власти людей, готовых и способных на разрушение государства, грабежи, насилие, убийства, резко - буквально на порядок - возросла в течение полугода.

Наконец, третья стадия процесса началась ближе к концу 2011 года. Произошел резкий сдвиг ситуации - завербованные грабители, насильники, уголовники стали сбиваться в группы и группировки, в которые немедленно пошло внедрение опытных руководителей - как из числа иностранцев, так и из числа местных уголовных авторитетов. Произошла структуризация банд подполья, начались поставки оружия и захват его на территории страны. В это же время на территории Ливана и Турции началось создание лагерей подготовки, в которые начали прибывать граждане исламских стран, завербованные для борьбы с кровавым режимом.

3. Причины сирийского конфликта

Разобравшись с ходом событий, необходимо разъяснить причины конфликта, а также рассмотреть интересы и участие в нем как внутренних, так и внешних субъектов. Согласно докладу эксперта ООН, причины сирийского конфликта разделяют на внутриэкономические и внешнеэкономические. Эксперт указывает на отсутствие причин внутриэкономических, так как «…по состоянию на конец 2010 г., основные национальные макроэкономические показатели смотрелись весьма неплохо на фоне среднемировых… Сирия, хотя и испытывает серьезные трудности в экономическом отношении, тем не менее, развивается темпами, которые удерживают ее от сваливания в застой и уберегают от кризисных ситуаций национального масштаба».

Что же касается внешнеэкономических, то среди них выделили: строительство газоперерабатывающих заводов и сети нефте- и газопроводов связывающих Египет, Иорданию, Сирию, Иран, Ирак, Азербайджан. В подобных абмициозных проектах участие американских и западноевропейских компаний не предусматривалось. Предпочтение отдавалось российской компании. Таким образом, в данном регионе увеличивалась роль Ирана, Сирии, Турции и России.

Также среди причин эксперт ООН выделяет и религиозные противоречия: конфликт между суннитами и аллавитами.

Однако, совершенно иного мнения о причинах конфликта другие исследователи сирийской проблемы. В основном внимание обращается на две причины: социально-экономическая и религиозная, и именно в их переплетении и заложены основы сирийского кризиса. Первая означает низкий уровень жизни и экономической ситуации в стране, не смотря на положительные показатели представителей ООН.

Что касается религиозной причины – здесь дело обстоит намного сложнее. Конфликт между алавитами и суннитами, если шире – шиитами и суннитами или, еще шире – христиан с мусульманами сводится на нет.

Конфронтация заложена на ином уровне. Со времен французского влияния и дальнейшего социалистического курса страны часть общества значительно отошла от ислама и сохраняет лишь формальную связь с религией. Как правило, это представители правящих кругов и среднего класса, госаппарата, интеллигенция, люди, получившие европейское образование, коммунисты, атеисты, прозападные либералы и т.д. К ним примыкают религиозные меньшинства – христиане, друзы и алавиты, в среде которых в основном религия так же не играет глобальной роли. Вся совокупность может по-разному относится к политике партии БААС, но она едина в одном – светский характер сирийского государства ни в коем случае не должен быть изменен. Если в начале сирийских событий часть либералов и была настроена оппозиционно, то в данный момент они поддерживают действующее правительство, чему послужили события в Ливии, Египте, Тунисе а так же в самой Сирии. На скорую руку сбитый оппозиционный Сирийский Национальный Совет (СНС), который заявляет о приверженности идеям демократии и либерализма, на события внутри страны не влияет и Сирийскую Свободную Армию (ССА) практически не контролирует. Сам же СНС состоит из эмигрантов и политических беженцев, давно утративших реальную связь с родиной и не пользуется практически никакой популярностью среди сирийцев.

Как правило, светски настроенные сирийцы проживают в основном в крупных городах, больше всего, что естественно, в Дамаске, Алеппо, Латакии, именно здесь уровень жизни и образованности гораздо выше. Именно здесь у ССА почти нет социальной базы, в отличие от более мелких городов и сельской местности, где чаще всего восстания и возникают. Как раз на периферии недовольство экономической ситуацией, подогреваемое религиозными лозунгами максимально высоко. Что касается стран Персидского залива, то они лишь воспользовалась данной социально-религиозной дифференциацией сирийского общества и профинансировали дальнейшую радикализацию этих слоев населения с целью достижения своих собственных интересов. Интересы эти отнюдь не связаны с восстановлением исламского халифата а более прозаичны – к примеру, налаживание поставок нефти и газа в Европу через территорию Сирии.

Другой взгляд на проблему принадлежит Ю.Щегловину, который оценивает развитие действий в Сирии с точки зрения религиозного противостояния. Он отмечает: «Типичная картина заключается в том, что обычно в черте одного города или населенного пункта центр сопротивления сосредоточен в суннитских кварталах, при этом алавитские или христианские кварталы сохраняют спокойствие. В том же Хомсе вооруженное сопротивление сконцентрировано в восьми суннитских кварталах, между тем как два алавитских войной фактически не затронуты».

Также он замечает и особое положение алавитской общины, которая также начинает оказывать противодействие центру. Ранее лояльная Башару Асаду «алавитская» Латакия также «отметилась» рядом протестных выступлений. В частности, алавитские демонстрации протеста против центральных властей были зафиксированы в пригородах Латакии Мошкита, Демсархо, Бескази. Они были немногочисленны, но что принципиально - в них участвовали алавиты. Это может косвенно указывать на начало расслоения внутри этой общины. Однако действия алавитской общины определены опасениями в отношении перспектив своего физического выживания в случае ухода Асада. И здесь его фигура рассматривается именно в контексте гаранта этой безопасности, какие бы личные симпатии или антипатии к нему те или иные представители алавитской общины не испытывали. По мнению Щегловина, тем же объясняется лояльность режиму в своей основной массе со стороны христиан, армян, черкесов и курдов. В последнем случае имеется еткая линия поведения на соблюдение нейтралитета, которая поддерживается и руководством иракских курдов в лице Масуда Барзани.

4. Интересы других государств

Интересы внешнего мира в сирийском конфликте также противоречивы. В целом можно выделить две точки зрения – прозападную либерально-демократическую и антизападную, на почве которой прекрасно сходятся различные силы, от националистов до коммунистов.

Позиция либеральных сил в целом совпадает с позицией западных стран и сводится к тому, что угнетенный тираном сирийский народ борется за свободу и демократию с тоталитарным режимом. Данный взгляд априори предполагает порицание любых действий со стороны властей, даже направленных на стабилизацию ситуации в Сирии, а подавление вооруженных полубандитских формирований становится «борьбой с собственным народом».

Подобную точку зрения можно легко поддавать критике, ведь странам Ближнего Востока чуждо понятие демократии и любая европейская, или же западная идеология столкнется с устоявшимися принципами шариата. Если даже под внешним давлением и проводятся действительно демократические выборы, эти выборы становятся последними демократическими, к власти приходят либо исламисты либо военные и непременно устанавливают такой же авторитарный строй.

Антизападная позиция часто переходит в теорию заговора, согласно которой США стремятся установить контроль над еще одной страной, кроме этого ликвидировать единственного в регионе союзника Ирана перед будущей с ним войной. Также ее главной целью считают вытеснение с Ближнего Востока России. Данная позиция также может быть оспорена, так как Сирия не интересна для США ни со стратегической, ни с экономической точек зрения.

Другие представители этой теории считают, что политические и военные акции оппозиции в Сирии происходят в первую очередь по инициативе и при финансовой, военной поддержке Саудовской Аравии и Катара, США же лишь лоббируют их политические интересы на международной арене. Несомненно это так, так же как и то, что Россия поддерживает правительство Сирии по всем тем же пунктам ввиду своих интересов. Свои интересы здесь есть и у Турции, и у Израиля и у Ирана.

Следует отметить, что без внутренней поддержки в самой Сирии любая инициатива внешних сил была бы обречена на провал. Не стоит воспринимать сирийскую оппозицию лишь как бандитов, так же как и не стоит воспринимать правительственные войска как миротворцев.

Ни для кого не секрет, что сила сирийской оппозиции – в разнообразной по форме внешней поддержке. «Революция» была бы обречена на поражение без постоянного притока иностранной помощи оппозиционерам (деньги, оружие, боеприпасы) и внешнего вмешательства (постоянный приток «революционеров» из-за рубежа – в основном из арабских стран). Особое значение имеет мощная политическая поддержка США, Великобритании, Франции, стран ССАГПЗ, Турции. Вооруженные формирования непримиримой сирийской оппозиции представлены силами «Сирийской свободной армии» (ССА насчитывает, по разным оценкам, от 3 тыс. до 100 тыс. бойцов; состоит по преимуществу из суннитов, которые дезертировали после начала волнений из армии Сирии; постоянно пополняется джихадистами из Ливана, Ирака, Туниса, что власти этих стран не раз признавали официально), радикальных исламистов из движения «Джабхат ан-Нусра» (около 5 тысяч обученных и хорошо вооруженных бойцов) и отрядами разрозненных джихадистских групп.

А.Федорченко также придерживается мнения о религиозном факторе разжигания событий в Сирии. Он разделяет исламистские движения за пределами Сирии на три группы: «Братья-мусульмане», салафиты и джихадисты. При всех идейных и организационных различиях среди них в данном случае следует выделить джихадистов – сторонников насилия и противников любых элементов электоральной демократии и плюрализма. Именно они составляют основу «Джабхат ан-Нусра» и более мелких джихадистских групп, противостоящих армейским частям и силам безопасности САР. Растущие по численности джихадистские группировки, состоящие из боевиков, прибывающих в Сирию из других арабских стран, Турции и даже Европы все больше выступают в качестве отдельной, неконтролируемой силы.

Следует признать, что в определенной степени сам сирийский режим способствовал формированию радикальных исламистских течений на территории страны - много лет он предоставлял убежище разного рода экстремистским и террористическим организациям. В обмен на приют исламисты не беспокоили местные власти, действуя за пределами Сирии, в том числе против американских войск в Ираке и антисирийских политиков в Ливане, участвовали в операциях против Израиля. Здесь просматривается прямая аналогия со взаимоотношениями США и радикальных исламистов, тем более что с началом «арабской революции» джихадисты повернули оружие против режима Б. Асада.

Примечательно, что США и НАТО заинтересованы в том, чтобы в процессе достижения силового перевеса повстанцев ввести военную активность оппозиционеров в контролируемое русло, минимизировать влияние исламистских радикалов. Вашингтон опасается исламистской опасности в случае падения вертикали власти в Сирии. Исламистское кольцо может замкнуться в единое целое.

Нарастание внешней поддержки оппозиционных сил нарушит баланс сил в сирийском конфликте и приведет к устранению нынешнего сирийского руководства. Есть основания предположить, что после падения правящего сирийского режима гражданская война продолжится и перекинется на соседние арабские страны. Алавиты, шииты, христиане, курды вполне могут развернуть широкомасштабную партизанскую войну, причем еще более ожесточенную, чем это было в Ираке.

Для США Сирия, очевидно, станет своего рода полигоном, где американцы смогут отрабатывать свою новую стратегическую установку: поддерживать и продвигать к власти на Ближнем Востоке умеренных исламистов, готовых установить союзнические отношения с этой страной.

В настоящее время США и ЕС предоставляют вооруженной оппозиции средства коммуникации, а также продукты питания и медикаменты, но пока не намерены поставлять оружие. Сдержанность стран Запада в этом вопросе возросла после того, как одна из основных действующих в Сирии исламистских вооруженных группировок - «Джабхат ан-Нусра»- в апреле 2013 года заявила о клятве верности главарю международной террористической сети «Аль-Каида».

И все же США и их союзники не отказываются от планов совершить силами объединенной коалиции вооруженную интервенцию с целью установить контроль над складами химического оружия сирийской армии. Для координации совместных действий в этом направлении уже состоялись несколько международных встреч – с участием США, Великобритании, Канады, Франции, Иордании, Чехии, Катара и Израиля.

Вашингтон активизировал свою деятельность по усилению международной блокады Сирии. Иордания фактически отошла от своей и до этого не очень прочной позиции нейтралитета по отношению к сирийскому кризису; под американским давлением Алжир отходит от безусловной поддержки Дамаска. Ужесточаются экономические санкции против Сирии. 19 апреля ЕС ввел эмбарго на поставку нефтепродуктов из Сирии, а американские санкции против сирийских чиновников распространились на крупных бизнесменов из этой страны или имеющих сирийское происхождение.

Позиция Анкары по сирийской проблеме достаточно противоречива. С одной стороны, турецкое руководство видит раздробленность сирийской оппозиции. Даже в случае силового захвата турецкими войсками некоторой части сирийской территории, оппозиция не способна создать там мощный плацдарм для движения на Дамаск.

С другой стороны, турецкое общество, которые ныне расколото на «кемалистов» и исламистов, в своем подавляющем большинстве выступает за укрепление отношений с Российской Федерацией, которые из-за разногласий по сирийскому вопросу переживают период охлаждения. Именно поэтому позиция РФ служит сильнейшим сдерживающим фактором для осуществления Турцией в САР военного сценария по примеру Ирака или Ливии.

Кроме этого, в Анкаре учитывают важность развития торгово-экономического сотрудничества с Ираном. В частности, турки получают значительные финансовые средства от проведения в интересах ИРИ банковских операций, транзита туркменского природного газа, поступающего по иранской территории, а в перспективе – транзита углеводородного сырья. Анкару и Тегеран серьезно сближают курдская проблема, нежелание пускать в регион внешних игроков и антиизраильская риторика. Оба государства активно вовлечены в сирийские дела и стараются избегать прямого столкновения здесь национальных интересов.

Учитывая вышеизложенное, Анкара заинтересована в ограниченном вовлечении Тегерана в разрешение сирийского кризиса на основе создания специальной трехсторонней комиссии в составе Иран, Турция и Россия или Иран, Турция и Египет (существует и еще один формат в составе Турции, Египта и Саудовской Аравии).

Российский исследователь В. Евсеев отмечает, что внутри НАТО сейчас нет стран, которые бы считали необходимым начать военную операцию против САР. Даже Франция пока не видит в этом необходимости. Но это не исключает ее проведение со стороны группы государств-членов НАТО или оказание поддержки, в первую очередь информационной, действиям Турции, если она начнет военную операцию самостоятельно.

Вполне возможно, что негативный пример Ливии стал серьезным уроком для США. И, несмотря на вовлеченность в сирийские дела, в Вашингтоне осознают собственную неготовность к вооруженному вмешательству.

Вновь избранный президент Барак Обама является противником такой военной операции. Как следствие, американская администрация будет воздерживаться от прямого вовлечения в сирийский конфликт.

США до сих пор сохраняют войска в Ираке и готовятся к существенному их сокращению в Афганистане. Эти войска можно было бы использовать в Сирии, но такую необходимость будет крайне трудно обосновать для американцев, особенно в условиях сохраняющейся экономической депрессии.

Сирия не является основным внешнеполитическим противником США. Китай выступает в этом качестве на глобальном уровне, а Иран – на региональном. Именно против них концентрируются основные военные ресурсы. Их отвлечение, например, на затяжную войну с Сирией (скорее всего, она пойдет по иракскому сценарию), не поддержат аравийские монархии. С другой стороны, для США в отношении Сирии существует «красная линия», обусловленная сохранностью имеющихся там запасов химического оружия. В случае кражи его образцов или захвата соответствующего арсенала со стороны радикальной оппозиции американцы будут вынуждены немедленно вмешаться.

5.Вывод

Несмотря на попытки определить различные стороны сирийского конфликта, ситуация в Сирии остается неясной. Скорее всего, в ближайшие шесть месяцев президент Башар Асад удержит власть, но не сможет контролировать территорию всей страны. Вооруженная оппозиция будет продолжать попытки объединиться и установить контроль над одним из крупных сирийских городов (в первую очередь на эту роль претендует Алеппо). Если это удастся, то оппозиция сформирует собственные органы исполнительной власти, которые поспешат признать «внешние спонсоры».

Прогноз на вторую половину 2013 года более сложен. По-видимому, этот период станет решающим для президента Башара Асада, а время может начать работать уже на действующую власть. Почти половина населения страны, включая многочисленные национальные и религиозные меньшинства, не видят другой альтернативы действующей власти и боятся «братьев-мусульман» и исламских экстремистов. Все это, учитывая поддержку со стороны России и Ирана, дает президенту Башару Асаду шанс, которым он обязательно воспользуется.

Пока трудно сказать, чем именно закончится война в Сирии - есть признаки постепенного улучшения ситуации - армия продолжает успешно останавливать отряды боевиков, приобрела очень серьезный современный опыт ведения самых сложных боевых действий. Однако есть признаки и дальнейшего ухудшения обстановки - как в плане ведения боевых действий, но главное - резком осложнении условий жизни и деятельности сирийцев. Так или иначе, но Сирия при любом исходе этой войны оказывается отброшенной в своем развитии на десятилетия. Изменения в организационном строении сирийских силовых структур слишком микроскопичны, чтобы как-то существенно улучшить ситуацию. Перевод войны в область конфессионального противостояния - вот, пожалуй, самая главная опасность будущих этапов этой войны. Тогда у Сирии практически не остается шансов на сохранение своей государственности и целостности. Наверняка можно сказать лишь одно – конфликт будет иметь затяжной характер, а его развитие будет принципиально отличаться от ливийского или иракского сценария.

Конфликт в Сирии продолжается уже более четырёх лет и сопровождается массовыми жертвами. События постоянно попадают в центр внимания мировых СМИ. В войне участвует огромное количество сторон. Многие страны вовлечены в кризис.

Конфликт в Сирии: с чего всё началось?

Война на Ближнем Востоке идёт до сих пор. Примерно в начался конфликт в Сирии. Причины разные для каждой из ныне действующих сторон. Но всё началось с антиправительственных протестов. Партия Баас правит в Сирии уже более 70 лет. Последние годы президентом выступает Башар Асад. Воодушевлённая в других странах оппозиция начинает радикально критиковать правительство и призывает своих сторонников выходить на улицу. Весной выступления резко обострились. Происходят ожесточённые столкновения протестующих с полицией и армией. Постоянно приходят сообщения о погибших. Ряд северных провинций практически не контролируется правительством. Башар Асад заявляет, что готов искать компромисс и распускает кабинет министров. Но было уже слишком поздно.
Важную роль сыграли социальные сети. Через "Фейсбук" и "Твиттер" оппозиция координировала свои действия и призывала людей к акциям неповиновения. Уже к лету конфликт в Сирии набирает новые обороты. Противники власти создают вооружённые формирования, Запад их поддерживает и грозит Асаду санкциями в случае применения силы.

Сирия: история конфликта

Столкновения принимают характер полномасштабных боевых действий. Повстанцы объединяются в Через несколько месяцев после начала протестов к оппозиции активно подключаются радикальные исламисты. В середине года террорист-смертник убивает несколько высокопоставленных деятелей правительственной армии.

Осенью бои практически не прекращаются. ЕС и США активно поддерживают повстанцев, передают им техническую и материальную помощь. Ряд союзников Запада вводит против Сирии санкции. Правительственным войскам удалось отбить ряд городов и обеспечить надёжную защиту Дамаска. Повстанцы заявляют о планах нападения на Аллепо - второй после столицы город по численности населения. Предпринимают несколько неудачных штурмов.

Международное присутствие

Конфликт в Сирии начинает привлекать всё больше внешних игроков. Турция официально начинает оказывать поддержку оппозиции. Летом 2012-го, сразу же после заявления о вступлении в войну, правительственные войска сбивают турецкий самолёт и открывают огонь по другим целям. Позже артиллерия накрывает колонну турецких машин после пересечения ими границы.

Ливия и Иран начинают поддерживать Асада. В Сирию прибывают вооруженные члены формирования "Хезболла" (можно перевести как "партия Аллаха"). Вместе с ними сирийская армия освобождает Аль-Кусейр. Зимой режим Асада начинает крупномасштабное наступление, которое приносит значительные успехи. На этом фоне в городах, подконтрольных правительству, происходят постоянные теракты.
Войска оппозиции всё меньше подходят под их стереотип на Западе. К вооружённым формированиям присоединяются исламисты. "Аль-Каида" направляет значительный контингент в Сирию. Ячейки этой террористической организации устраивают тренировочные лагеря.

Обостряются отношения с Турцией. Происходит несколько вооруженных стычек. Турецкий парламент разрешает использовать вооружённые силы против Сирии, но война не начинается. Некоторые страны Персидского залива, которые являются союзниками США, оказывают регулярную помощь антиправительственным силам.

Роль Курдистана

Конфликт в Сирии насчитывает множество различных сил. Курдистан является серьёзным игроком, его часто называют "третьей стороной". Курды проживают на востоке Сирии, в Ираке и Турции. Их вооруженное ополчение носит название "Пешмерга". Эта организация создана для защиты территории, на которой проживают этнические курды. Лояльно относится к режиму Асада, активно противостоят "ИГИЛ".

Исламизация конфликта

К 2014 году затяжная война набирает новые обороты. "Умеренная" оппозиция практически не играет никакой роли. Её по-прежнему активно поддерживает ЕС и США, однако в Сирии теперь понимается только язык оружия. Основные боевые действия ведутся Организация "Джебхат ан-Нусра" контролирует значительную часть Сирии. Их часто называют террористами, в СМИ появляется информация, что через "оппозицию" из США исламистам поступает помощь.

"ИГИЛ" - одна из самых жестоких и больших организаций, которая катализировала конфликт в Сирии. Причины успеха этой организации до сих пор вызывают споры между аналитиками. Мир узнал про ИГ после того, как его боевики внезапно захватили крупный город Мосул. На подконтрольной территории исламисты создали своё государство. Местное население живёт строго по Например, мужчинам запрещено подстригать волосы. За нарушения правил полагаются различные жестокие наказания.


Одна из важных составляющих деятельности ИГ - пропаганда. Мировая общественность была поражена рядом видеозаписей, на которых боевики казнят пленных. Причём убийства происходят с изощрениями и снимаются профессионалами. ИГИЛ считается международной террористической организацией. Ряд стран НАТО и Россия наносят удары по территориям исламского государства.

Конфликт в Сирии начался в 2011 году. Он зародился как внутреннее противостояние недовольной части общества и власти президента Башара Асада. Постепенно в гражданскую войну включились исламистские радикалы, курды, а также другие страны, в том числе Турция, Россия, США, Иран и многочисленные арабские государства.

Причины войны и первые протесты

Корни и причины Сирийского конфликта кроются в событиях 2011 года. Тогда во всем арабском мире начались гражданские протесты. Не обошли стороной они и Сирию. Граждане страны стали выходить на улицу и требовать от властей отставки президента Башара Асада и демократических реформ.

В некоторых арабских государствах протесты действительно привели к мирной смене власти (например, в Тунисе). Сирийский конфликт пошел другим путем. Первые гражданские выступления были неорганизованными. Постепенно оппозиционные силы скоординировались, а их давление на власть усилилось. Большую роль в происходящем стали играть социальные сети. В Facebook были созданы группы протестующих, где они дистанционно договаривались о своих акциях, а в Twitter люди в прямом эфире сообщали в сеть о происходящем на улицах.

Чем больше граждан выходило на улицу, тем более репрессивные меры применяло против них государство. В городских районах, где протестующие были наиболее активны, стали отключать свет. Конфисковались продукты питания. Наконец, была задействована армия. Военные взялись за оружие в Хомсе, Алеппо и других крупных городах страны.

Сунниты против алавитов

В марте 2011 года появилась надежда, что Сирийский конфликт будет разрешен мирным путем. Башар Асад согласился с некоторыми требованиями протестующих и отправил в отставку правительство. Тем не менее сам он не стал уходить с поста президента. К тому времени активность недовольных выросла настолько, что потушить этот пожар полумерами было уже невозможно.

Причины Сирийского конфликта, который начинался как сугубо внутренний, во многом носили этнический и конфессиональный характер. Большинство населения страны - арабское и суннитское. Политическая верхушка государства, напротив, состоит в основном из алавитов. Эта этническая группа исповедует шиизм. Алавиты составляют не больше 10% населения Сирии. Многие арабы восстали против Асада именно по причине этого непропорционального засилья во власти.

С 1963 года страной правит партия "Баас". Она придерживается социалистических и антиимпериалистических взглядов. Партия авторитарна. За полвека она ни разу не допустила к власти настоящую оппозицию. На эту монополию накладывается конфликт арабов и алавитов. По совокупности этих и некоторых других причин Сирийский конфликт нельзя было остановить мягкими компромиссами. Протестующие стали требовать только одного - отставки Асада, чей отец правил Сирией до него самого.

Раскол военных

Летом 2011 года началось разложение сирийской армии. Появились перебежчики, число которых с каждым днем только увеличивалось. Дезертиры и повстанцы из числа гражданских стали объединяться в вооруженные отряды. Это были уже не мирные протестующие с легко разгоняемым митингом. В конце года подобные формирования объединились в Свободную армию Сирии.

В марте начались уличные манифестации в столице страны Дамаске. Появились новые требования: борьба с коррупцией и освобождение политических заключенных. В июне в городе Джиср-эш-Шугуре столкновения привели к гибели более сотни человек. Сирийский конфликт унес уже тысячи жизней, но и это было только началом. В страну перестали ездить туристы. Западные государства, в том числе Евросоюз, ввели санкции против правительства Башара Асада и обвинили власти Дамаска в убийствах мирных граждан.

ИГИЛ

Постепенно силы, выступавшие против Башара Асада, перестали быть единым целым. Размежевание привело к тому, что от условной «умеренной» оппозиции откололись исламистские радикалы. Формирования джихадистов стали враждебными как к Свободной армии Сирии, так и к правительству в Дамаске. Радикалы создали так называемое Исламское государство (у него есть несколько вариантов названий: ИГ, ИГИЛ, ДАИШ). Помимо него, в Сирии также действует Фронт ан-Нусра (который входит в Аль-Каиду), Джабхат Ансар Ад-Дин и другие небольшие группировки подобного рода.

Лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади создал квазигосударство на северо-востоке Сирии. Его боевики вторглись также и в Ирак, где захватили один из крупнейших городов страны Мосул. ИГИЛ зарабатывает деньги продажей нефти (к примеру, ему принадлежит крупное месторождение нефти Джазал).

Исламисты разрушают музеи, уничтожают памятники архитектуры и искусства. Радикалы преследуют сирийских христиан. Уничтожаются храмы, оскверняются церкви и монастыри. Мародеры и вандалы продают артефакты и древнюю утварь на черном рынке. До войны в Сирии жили 2 миллиона христиан. Сегодня почти все они покинули страну в поисках безопасного убежища.

Вмешательство Турции

Первым зарубежным государством, открыто включившимся в Сирийскую войну, стала соседняя Турция. Основной очаг восстания внутри арабской республики находился на севере страны. Эти провинции являются приграничными с Турцией. Из-за этого неизбежно рано или поздно армии двух государств должны были столкнуться друг с другом. В июне 2012 года сирийские ПВО сбили турецкий истребитель, залетевший на их территорию. Вскоре подобные инциденты стали обыденностью. История Сирийского конфликта перешла на свой новый виток.

Выступавшие против Башара Асада повстанцы создали на территории Турции перевалочные пункты, где они проходили подготовку или восстанавливали ресурсы. Официальная Анкара не мешала этому. Турция еще со времен распада Османской империи имеет в Сирии собственные стратегические интересы - там проживает большая этническая группа туркоманов. В Анкаре их считают своими соотечественниками.

В августе 2016 года турецкие танки и спецназ перешли границу Сирии и атаковали боевиков ИГИЛ в Джалабрусе. При поддержке этих формирований в город вошли бойцы Свободной сирийской армии. Таким образом, президент Турции Реджеп Эрдоган открыто помог оппозиции. Это наступление поддержали в США. Американские советники участвовали в планировании данной операции, получившей название «Щит Евфрата». Позже Эрдоган и вовсе публично заявил о желании свергнуть Башара Асада.

Другие стороны конфликта

Светская сирийская оппозиция нашла поддержку не только в Турции. В 2012 году ей открыто начали помогать западные страны. Европейский Союз и США стали финансировать оппозицию. По разным оценкам, сумма перечисленных денег уже составляет более 385 миллионов долларов. На предоставленные деньги оппозиционные Асаду войска закупали снаряжение, транспорт, оборудование для связи и т. д. С сентября 2014 года американцы и их союзники ведут бомбардировки позиций Исламского государства. В операциях участвуют в том числе самолеты Иордании, Бахрейна, Саудовской Аравии, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов.

В ноябре 2012 года история Сирийского конфликта дополнилась еще одним важным событием. В Дохе (столице Катара) была создана национальная коалиция, в которую вошли крупнейшие оппозиционные политические и военные объединения. О поддержке этой фракции официально заявили в Госдепартаменте США. Арабские страны Персидского залива (Саудовская Аравия и Катар) признали национальную коалицию законным представителем интересов народа Сирии.

Несмотря на давление, правительство Башара Асада поддерживается Ираном. С одной стороны, шиитское государство помогает своим единоверцам алавитам, с другой - борется с террористами, с третьей - традиционно конфликтует с суннитами. Стороны Сирийского конфликта многочисленны, эта война давно перестала быть двусторонней и превратилась в войну всех против всех.

Курды

Важным фактором Сирийской войны сразу же стал вопрос о будущем курдов. Этот народ проживает на стыке нескольких государств (в том числе в Турции и Ираке). В Сирии курды составляют 9% населения (около 2 миллионов человек). Это иранский народ, исповедующий суннизм (есть группы езидов и христиан). Несмотря на то что курды - большая нация, у них нет своего государства. На протяжении многих лет они пытались добиться широкой автономии в странах Ближнего Востока. Радикальные сторонники независимости регулярно устраивают теракты на территории Турции.

Сирийский конфликт, кратко говоря, позволил жившим там курдам обособиться от Дамаска. Фактически в их провинциях на границе с Турцией сегодня действует самостоятельная власть. Весной 2016 года Силы народной самообороны (СНС) объявили об учреждении Федерации Северной Сирии.

Объявившие об автономии курды конфликтуют не только с правительственными войсками, но и с исламистами. Им удалось освободить от сторонников ИГИЛ некоторые города, которые сейчас находятся под контролем нового Курдистана. Некоторые эксперты считают, что в послевоенное время федерализация Сирии станет единственным компромиссным вариантом, с помощью которого разные этносы и конфессии смогут жить в границах одного государства. Пока же будущее курдов, как и всей страны, по-прежнему туманно. Урегулирование Сирийского конфликта сможет произойти только после того, как будет побежден всеобщий враг мирных народов - исламистский терроризм, в авангарде которого стоит ИГИЛ.

Участие России

30 сентября 2015 года началось участие России в Сирийском конфликте. В этот день Башар Асад обратился в Москву с официальной просьбой о помощи в борьбе против террористов. Тогда же, согласно требованиям законодательства, Совет Федерации одобрил использование российской армии в Сирии. Президент Владимир Путин принял окончательное решение об отправке в Сирию военно-воздушных сил (о проведении наземной операции речи не шло).

Россия в Сирийском конфликте использовала базы, оставшиеся там еще с советских времен. В порту Тартуса стали базироваться военно-морские суда. Также сирийские власти безвозмездно передали российским ВВС аэродром Хмеймим. Командующим операцией был назначен Алексанр Дворников (в июле 2016 года его сменил Александр Журавлев).

Официально было объявлено о том, что роль России в Сирийском конфликте заключается в авиаударах по объектам военной инфраструктуры, принадлежащим террористическим организациям (Исламскому государству, Фронту ан-Нусра и т. д.) Речь идет о лагерях, складах боеприпасов и оружия, командных пунктах, узлах связи и т. п. В одном из своих выступлений Владимир Путин также заявил, что участие в Сирийской войне позволяет армии РФ проверить современную военную технику в боевых условиях (что фактически является косвенной целью операции).

Хотя российские и американские самолеты действуют в воздухе одновременно, их действия не согласованы. В прессу часто попадают взаимные обвинения в неэффективности действий другой стороны. На Западе также популярна точка зрения, что российская авиация в первую очередь бомбит позиции сирийской оппозиции, а только во вторую - районы, подконтрольные ИГИЛ и другим террористам.

Как Турция сбила Су-24

Сирийская война многими считается опосредованной, так как страны Сирийского конфликта, которые выступают союзниками противоборствующих сил, сами могут стать противниками. Ярким примером подобной перспективы оказались российско-турецкие отношения. Как уже говорилось выше, Анкара поддерживает оппозицию, а Москва выступает на стороне правительства Башара Асада. Но даже не это осенью 2015 года стало причиной серьезного дипломатического кризиса.

24 ноября турецкий истребитель с помощью ракеты «воздух-воздух» сбил российский бомбардировщик Су-24М. Экипаж катапультировался, но командир Олег Пешков был во время приземления убит находившимися на земле противниками Асада. Штурман Константин Мурахтин попал в плен (его освободили в ходе спасательной операции).

Турция объяснила атаку самолета тем, что он залетел на турецкую территорию (полет проходил в приграничном регионе). В ответ Москва ввела против Анкары санкции. Ситуация была особенно острой из-за того, что Турция являлась членом НАТО. Через год кризис был преодолен, и на высшем государственном уровне произошло примирение, однако инцидент с Су-24 еще раз продемонстрировал всеобщую опасность опосредованной войны.

Последние события

В конце декабря 2016 года над Черным морем разбился Ту-154, принадлежавший Минобороны. На борту находились артисты ансамбля Александрова, которые должны были дать концерт для служивших в Сирии российских военных. Трагедия шокировала всю страну.

Широкую огласку в прессе также получил и другой концерт. 5 мая 2016 года оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева выступил в древнем амфитеатре Пальмиры. Накануне город был освобожден от террористов ИГИЛ. Однако через несколько месяцев боевики вернули себе контроль над Пальмирой. За время пребывания в городе они демонстративно разрушили многие памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе знаменитую Триумфальную арку II века н. э. и Римский театр.

Суть Сирийского конфликта заключается в том, что он представляет собой клубок самых разных интересов. Договориться в подобных условиях крайне сложно. Тем не менее попытки преодолеть несогласия повторяются снова и снова. В январе 2017 года прошли переговоры в казахстанской Астане. На них Россия, Турция и Иран пришли к согласию о создании механизма соблюдения режима остановки огня. Прежние многочисленные перемирия, как правило, фактически не соблюдались.

Другая важная новость, связанная с переговорами в Астане, заключается в том, что делегация России передала представителям сирийской оппозиции проект новой конституции страны. Считается, что новый главный закон Сирии поможет урегулировать ближневосточный вооруженный конфликт, продолжающийся уже 6 лет.

15 марта 2011 года на фоне т.н. "арабской весны" в Сирии начались массовые антиправительственные выступления. Противники действующего режима в столице страны Дамаске. Затем антиправительственные демонстрации вспыхнули на юге страны — в расположенном на границе с Иорданией городе Дераа.

В апреле 2011 года массовые манифестации с требованием проведения кардинальных реформ . В результате столкновений с полицией погибли люди.

Глубочайший внутриполитический кризис уже к концу 2011 года перерос во внутренний вооруженный конфликт. Запоздавшее с осуществлением политических реформ сирийское руководство не поспевало за ходом протестных выступлений. Требования сирийской улицы, в своей основе суннитской, демократических прав и свобод по аналогии с другими арабскими странами быстро трансформировались в лозунги свержения правящего режима Башара Асада (он сам алавит; алавиты — ).

Международный комитет Красного Креста (МККК) , что расценивает конфликт в Сирии как гражданскую войну.

Разрастанию кризиса способствовала его беспрецедентная интернационализация с поддержкой антиасадовской оппозиции региональными (Турция, аравийские монархии) и внешними (в первую очередь, США и Франция) игроками. Стремление последних любой ценой сменить в Сирии режим привело к милитаризации конфликта, накачиванию непримиримой оппозиции деньгами и оружием. Требования ухода Башара Асада сочетались с форсированным становлением в качестве альтернативы режиму "зонтичных" оппозиционных структур. Кульминацией этого процесса стало создание в ноябре 2012 года Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции.

© AP Photo / Virginie Nguyen Huang, File


© AP Photo / Virginie Nguyen Huang, File

Параллельно шло становление вооруженного крыла оппозиции под "крышей" т.н. Свободной сирийской армии. Диверсионно-террористическая активность со временем эволюционировала в крупномасштабную партизанскую войну на широком "театре боевых действий". В результате значительные территории страны в приграничье с Турцией и Ираком перешли под контроль вооруженной оппозиции, а "линия фронта" вплотную приблизилась к столице.

Между тем, логика развития конфликта привела к поляризации сирийского общества, ожесточению противостояния, в том числе на межконфессионой основе. На таком фоне в стане вооруженной оппозиции усилились позиции суннитских исламских радикалов (алькаидовская группировка "Джебхат ан-Нусра"*, запрещенная в России, и др.) с их призывами к джихадизации повстанческого движения. В результате в Сирию потянулись тысячи "борцов за веру" со всего арабо-мусульманского мира.

По данным на конец 2015 года, на территории страны вели действия более тысячи вооруженных антиправительственных групп, включавших более 70 тысяч человек. Из них десятки тысяч — иностранные наемники, а большинство составляли экстремисты из более чем 80 стран , в том числе мусульманских государств, ЕС, США, России и Китая (мусульмане-уйгуры).

Внешняя поддержка позволила активизироваться террористической организации "Исламское государство Ирака и Леванта"* (ИГИЛ), позже * (ИГ, арабск. ДАИШ, запрещена в России). Летом 2014 года организация "Исламское государство"* .

© AP Photo / Raqqa Media Center Боевики террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ) в городе Ракка, Сирия


© AP Photo / Raqqa Media Center

Новый виток конфликта возник в августе 2013 года, когда ряд СМИ сообщили о масштабном применении сирийскими войсками химического оружия в окрестностях Дамаска. Жертвами атаки стали более 600 человек. Коалиция национальной оппозиции Сирии утверждала, что число жертв могло достигнуть 1,3 тысячи человек. После инцидента стороны конфликта неоднократно заявляли о своей непричастности, обвиняя в случившемся оппонентов. В Дамаск ездили инспекторы ООН, чтобы . Проведенное миссией ООН расследование подтвердило сам факт химической атаки, но миссия не занималась определением, какая из сторон конфликта .

Возможное использование химического оружия развязало мировую дискуссию о необходимости начала военной операции в Сирии. В свою очередь, президент России Владимир Путин и выдвинул инициативу о постановке под международный контроль сирийского военно-химического потенциала. 28 сентября 2013 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию по Сирии в поддержку плана Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), направленного . В конце июня 2014 года вывоз химического оружия из Сирии был завершен . В начале 2016 года ОЗХО .

Удары по позициям ИГ* в Сирии наносит международная коалиция во главе с США, при этом коалиция действует .

30 сентября 2015 года президент Сирии Башар Асад обратился к Москве с просьбой об оказании военной помощи. Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Совета Федерации предложение о принятии постановления о согласии на использование контингента Вооруженных сил России за рубежом, Совет Федерации единогласно поддержал обращение президента. Военной целью операции была заявлена воздушная поддержка сирийских правительственных сил в их противодействии террористической группировке "Исламское государство". Самолеты российских Воздушно-космических сил (ВКС) в этот же день приступили к проведению воздушной операции группировки ИГ* на территории Сирии.

Вооружённые силы России начали военную операцию в Сирии по официальному запросу президента республики Башара Асада 30 сентября 2015 года..

По данным на сентябрь 2017 года, воздушно-космические силы совершили более 30 тысяч боевых вылетов, нанеся свыше 92 тысяч авиаударов, в результате поразили свыше 96 тысяч объектов террористов. Среди объектов террористов, уничтоженных ВКС: командные пункты (всего 8332), опорные пункты террористов (всего 17194), скопления боевиков (всего 53707), лагеря подготовки боевиков (всего 970), склады оружия и боеприпасов (всего 6769), нефтяные месторождения (212) и нефтеперерабатывающие заводы (184), станции перекачки топлива и колонны топливозаправщиков (132), а также.

18 декабря 2015 года Совет Безопасности ООН в поддержку политического перехода в Сирии. В качестве основы для политического перехода в Сирии СБ ООН одобрил Женевское коммюнике "Группы действий" по Сирии от 30 июня 2012 года и "венские заявления" (совместное заявление от 30 октября 2015 года по итогам многосторонних переговоров по Сирии, проведенных в Вене, и заявление Международной группы поддержки Сирии от 14 ноября 2015 года). Переговоры между сирийским правительством и представителями сирийской оппозиции под эгидой ООН .

В Женеве состоялось восемь встреч, однако никакого прогресса они не принесли.

Последние женевские консультации закончились в середине декабря 2017 года взаимными обвинениями сторон, а начать прямые переговоры между делегациями так и не удалось. Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура назвал восьмой раунд "упущенной золотой возможностью" и указал на то, что обе стороны создали на переговорах негативную и безответственную атмосферу, . Основные дискуссии на переговорах ведутся вокруг неофициального документа из 12 пунктов о будущем Сирии, предложенного спецпосланником ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой. Параллельно проходят дискуссии (конституция, выборы, управление и терроризм). 25-26 января 2018 года в отделении ООН в Вене состоялась специальная встреча по Сирии, .

Параллельно в Сирии в Астане, инициированные Россией, Ираном и Турцией. Состоялось восемь раундов переговоров, последний — . За это время был подписан меморандум о создании зон деэскалации в Сирии, было согласовано положение о совместной оперативной группе по мониторингу режима прекращения боевых действий в Сирии, достигнут ряд других договоренностей, которые . В ходе седьмого раунда переговоров было принято решение о проведении в Сочи Конгресса национального примирения Сирии.

*Террористические и экстремистские организации, запрещенные на территории России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

15 марта 2011 года на фоне т.н. "арабской весны" в Сирии начались массовые антиправительственные выступления. Противники действующего режима в столице страны Дамаске. Затем антиправительственные демонстрации вспыхнули на юге страны — в расположенном на границе с Иорданией городе Дераа.

В апреле 2011 года массовые манифестации с требованием проведения кардинальных реформ . В результате столкновений с полицией погибли люди.

Глубочайший внутриполитический кризис уже к концу 2011 года перерос во внутренний вооруженный конфликт. Запоздавшее с осуществлением политических реформ сирийское руководство не поспевало за ходом протестных выступлений. Требования сирийской улицы, в своей основе суннитской, демократических прав и свобод по аналогии с другими арабскими странами быстро трансформировались в лозунги свержения правящего режима Башара Асада (он сам алавит; алавиты — ).

Международный комитет Красного Креста (МККК) , что расценивает конфликт в Сирии как гражданскую войну.

Разрастанию кризиса способствовала его беспрецедентная интернационализация с поддержкой антиасадовской оппозиции региональными (Турция, аравийские монархии) и внешними (в первую очередь, США и Франция) игроками. Стремление последних любой ценой сменить в Сирии режим привело к милитаризации конфликта, накачиванию непримиримой оппозиции деньгами и оружием. Требования ухода Башара Асада сочетались с форсированным становлением в качестве альтернативы режиму "зонтичных" оппозиционных структур. Кульминацией этого процесса стало создание в ноябре 2012 года Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции.

© AP Photo / Virginie Nguyen Huang, File


© AP Photo / Virginie Nguyen Huang, File

Параллельно шло становление вооруженного крыла оппозиции под "крышей" т.н. Свободной сирийской армии. Диверсионно-террористическая активность со временем эволюционировала в крупномасштабную партизанскую войну на широком "театре боевых действий". В результате значительные территории страны в приграничье с Турцией и Ираком перешли под контроль вооруженной оппозиции, а "линия фронта" вплотную приблизилась к столице.

Между тем, логика развития конфликта привела к поляризации сирийского общества, ожесточению противостояния, в том числе на межконфессионой основе. На таком фоне в стане вооруженной оппозиции усилились позиции суннитских исламских радикалов (алькаидовская группировка "Джебхат ан-Нусра"*, запрещенная в России, и др.) с их призывами к джихадизации повстанческого движения. В результате в Сирию потянулись тысячи "борцов за веру" со всего арабо-мусульманского мира.

По данным на конец 2015 года, на территории страны вели действия более тысячи вооруженных антиправительственных групп, включавших более 70 тысяч человек. Из них десятки тысяч — иностранные наемники, а большинство составляли экстремисты из более чем 80 стран , в том числе мусульманских государств, ЕС, США, России и Китая (мусульмане-уйгуры).

Внешняя поддержка позволила активизироваться террористической организации "Исламское государство Ирака и Леванта"* (ИГИЛ), позже * (ИГ, арабск. ДАИШ, запрещена в России). Летом 2014 года организация "Исламское государство"* .

© AP Photo / Raqqa Media Center Боевики террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ) в городе Ракка, Сирия


© AP Photo / Raqqa Media Center

Новый виток конфликта возник в августе 2013 года, когда ряд СМИ сообщили о масштабном применении сирийскими войсками химического оружия в окрестностях Дамаска. Жертвами атаки стали более 600 человек. Коалиция национальной оппозиции Сирии утверждала, что число жертв могло достигнуть 1,3 тысячи человек. После инцидента стороны конфликта неоднократно заявляли о своей непричастности, обвиняя в случившемся оппонентов. В Дамаск ездили инспекторы ООН, чтобы . Проведенное миссией ООН расследование подтвердило сам факт химической атаки, но миссия не занималась определением, какая из сторон конфликта .

Возможное использование химического оружия развязало мировую дискуссию о необходимости начала военной операции в Сирии. В свою очередь, президент России Владимир Путин и выдвинул инициативу о постановке под международный контроль сирийского военно-химического потенциала. 28 сентября 2013 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию по Сирии в поддержку плана Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), направленного . В конце июня 2014 года вывоз химического оружия из Сирии был завершен . В начале 2016 года ОЗХО .

Удары по позициям ИГ* в Сирии наносит международная коалиция во главе с США, при этом коалиция действует .

30 сентября 2015 года президент Сирии Башар Асад обратился к Москве с просьбой об оказании военной помощи. Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Совета Федерации предложение о принятии постановления о согласии на использование контингента Вооруженных сил России за рубежом, Совет Федерации единогласно поддержал обращение президента. Военной целью операции была заявлена воздушная поддержка сирийских правительственных сил в их противодействии террористической группировке "Исламское государство". Самолеты российских Воздушно-космических сил (ВКС) в этот же день приступили к проведению воздушной операции группировки ИГ* на территории Сирии.

Вооружённые силы России начали военную операцию в Сирии по официальному запросу президента республики Башара Асада 30 сентября 2015 года..

По данным на сентябрь 2017 года, воздушно-космические силы совершили более 30 тысяч боевых вылетов, нанеся свыше 92 тысяч авиаударов, в результате поразили свыше 96 тысяч объектов террористов. Среди объектов террористов, уничтоженных ВКС: командные пункты (всего 8332), опорные пункты террористов (всего 17194), скопления боевиков (всего 53707), лагеря подготовки боевиков (всего 970), склады оружия и боеприпасов (всего 6769), нефтяные месторождения (212) и нефтеперерабатывающие заводы (184), станции перекачки топлива и колонны топливозаправщиков (132), а также.

18 декабря 2015 года Совет Безопасности ООН в поддержку политического перехода в Сирии. В качестве основы для политического перехода в Сирии СБ ООН одобрил Женевское коммюнике "Группы действий" по Сирии от 30 июня 2012 года и "венские заявления" (совместное заявление от 30 октября 2015 года по итогам многосторонних переговоров по Сирии, проведенных в Вене, и заявление Международной группы поддержки Сирии от 14 ноября 2015 года). Переговоры между сирийским правительством и представителями сирийской оппозиции под эгидой ООН .

В Женеве состоялось восемь встреч, однако никакого прогресса они не принесли.

Последние женевские консультации закончились в середине декабря 2017 года взаимными обвинениями сторон, а начать прямые переговоры между делегациями так и не удалось. Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура назвал восьмой раунд "упущенной золотой возможностью" и указал на то, что обе стороны создали на переговорах негативную и безответственную атмосферу, . Основные дискуссии на переговорах ведутся вокруг неофициального документа из 12 пунктов о будущем Сирии, предложенного спецпосланником ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой. Параллельно проходят дискуссии (конституция, выборы, управление и терроризм). 25-26 января 2018 года в отделении ООН в Вене состоялась специальная встреча по Сирии, .

Параллельно в Сирии в Астане, инициированные Россией, Ираном и Турцией. Состоялось восемь раундов переговоров, последний — . За это время был подписан меморандум о создании зон деэскалации в Сирии, было согласовано положение о совместной оперативной группе по мониторингу режима прекращения боевых действий в Сирии, достигнут ряд других договоренностей, которые . В ходе седьмого раунда переговоров было принято решение о проведении в Сочи Конгресса национального примирения Сирии.

*Террористические и экстремистские организации, запрещенные на территории России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Похожие статьи