Вячеслав зайцев биография личная жизнь. Вячеслав Зайцев - биография, фото, личная жизнь модельера: Одинокий Художник




Медаль Ветеран Труда (1983)
Золотая медаль ВДНХ (1983)





Почетный гражданин Парижа

Академик РАХ (2007)


Вячеслав Зайцев родился 2 марта 1938 года в городе Иваново. Мальчик вырос в семье рабочих. Детство проходило в военные годы и в типичных для того времени условиях. Отец Вячеслава ушел на фронт и матери приходилось ставить на ноги сына одной. Женщина прививала интерес к красоте природы, окружающему миру, чтению, народной песне. В 1945 году пошел в ивановскую среднюю школу, а в 1952 году продолжил учебу в химико-технологическом техникуме.

В 1956 году Зайцев получил красный диплом по специальности «художник текстильного рисунка». Профессия выбрана традиционная для Иваново, ведь именно она гарантировала работу в столице ситца. Впрочем, Вячеслав рисовать любил с детства. А в техникуме отличался не только талантом, но и усердием. Строгие педагоги ставили перед учащимися нелегкие задачи. Требовали не только выразительности линий на ткани и наполненности рисунка, но и «оживания» орнамента. При этом, выполняя задания, будущий модельер постоянно задавался вопросом, как ткани с его рисунком выглядели бы на готовых изделиях.

Развивать свои навыки и знания Зайцев решил в Москве, в текстильном институте. В столицу приехал в 1956 году и оказался совершенно не похож на местных абитуриентов. Парень отличался представлениями о жизни, людях, искусстве. Вячеслава сразу приняли на факультет прикладного искусства по специальности моделирование одежды. Молодой человек знал, что в Москве рассчитывать ему нужно только на себя, поэтому начал совмещать работу с учебой, а в минуты свободного времени ходил на выставки, в театры и музеи.

В вузе Вячеслав Зайцев постиг не только мастерство прикладного текстильного искусства как профессиональный каллиграф, но и изучил рисунок как основу графики. К тому же копировал старых западных и русских мастеров, рисовал античность и египетские фрески, а так же средневековые орнаменты и персидскую миниатюру. Уже в институте Вячеслав выступал в роли модельера и демонстратора своей одежды одновременно. Нередко непривычными вещами по силуэту и сочетанию цветов шокировал сокурсников и преподавателей. Под пристальное внимание Зайцево попало русское народное искусство. Модельер ездил по древним городам и изучал суть искусства: пропорции, сочетанию цветов, ритм, колористический строй.

В 1950-е годы все художники имели скудное представление и мировой моде. Необходимую информацию черпали в зарубежных журналах. На занятиях в Театральной библиотеке Зайцев познакомился с именитыми мастерами моды. Его впечатлили Поль Пуаре, Габриель Шанель, Кристиан Диор. В основу диплома Вячеслав Зайцев хотел положить нарядную одежду. Но модельеру отдали женские деловые костюмы. Со своим заданием справился на «отлично».

Московский текстильный институт Вячеслав окончил в 1962 году и попал по распределению в город Бабушкин на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза на должность художественного руководителя. Модельер сразу же начал создавать коллекцию одежды для работниц области и села. Крой и цветовое решение начали рушить стереотипы об образе тружениц и после обсуждений модели оказались отвергнуты. Но линию позже опубликовали в журнале «Пари матч» вместе со статьей под названием «Он диктует моду Москве».

В 1965 году по этой статье Марк Боан и Пьер Карден разыскали Вячеслава. До их встречи модельер хорошо себя проявил, и его пригласили на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома моделей одежды в Москве. Парижские кутюрье ознакомились с творчеством коллеги и признали его профессионалом.

В Доме моделей одежды Зайцев работал тринадцать лет и завершил там карьеру как заместитель художественного руководителя. За эти годы модельер проделал огромную работу по созданию сезонных коллекций для предприятий легкой промышленности союза. Группа художников под руководством Зайцева учитывали и уровень промышленности, и качество тканей, и климат регионов, и возраст потребителей.

Параллельно Вячеслав Зайцев работал над авторскими моделями. С 1965 по 1968 года демонстрировал знаменитую «Русскую серию», в 1976 году коллекции из ивановских ситцев, сводные коллекции в США, Японии, Канаде, Франции, Югославии и Италии. Правда, все показы проходили без участия самого модельера.

В это время за границей Вячеслава Зайцева воспринимали как лидера советской моды, его прозвали в западной прессе «Красным Диором». По версии чехословацкого издания «Кветы» в «Обзоре моды за 100 лет» Зайцев занял почетное место в галерее портретов выдающихся художников моды. Его имя стояло наравне с Полем Пуаре, Габриель Шанель, Кристианом Диором.

Дом моделей модельер оставил потому, что при системе многоступенчатых советов, госстандарта и индустрии моды, авторский замысел искажается, модели устаревают в производстве, не дойдя до потребителя. Вячеслав Зайцев начал заниматься просветительством, приобщать людей к эстетике одежды, писать, выступать и устраивать показы моделей, привлекая внимания к проблемам моды.

После этого художник начинает сотрудничать с популярными артистами эстрады и театра. Это Муслим Магомаев, Тамара Синявская, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Александр Стрельченко, Алла Пугачева, Людмила Зыкина, Филипп Киркоров, «Машина времени», «На-на». После Дома моделей Зайцев перешел на фабрику индивидуального пошива и стал работать над ассортиментом нового Дома моды, художественным руководителем которого стал в 1982 году. Спустя шесть лет его избрали директором. Позже Дом моды стал первым в стране Домом Моды европейского стиля и получил имя Вячеслава Зайцева.

В Доме моды открывается первый в России профессиональный театр моды. Театр начинает успешно гастролировать по городам мира. В 1996 году Вячеслав стал президентом ОАО «Московский Дом Моды Зайцева». Под его руководством начинает работать Лаборатория моды и Агентство моделей.

Модельер моделировал одежду для Людмилы Путиной, Светланы Медведевой, ведущих российских артистов и спортсменов. Летом 2007 году возглавил программу на Первом канале «Модный приговор», где проработал до середины 2009 года.

Значительную и многолетнюю область творческой деятельности Вячеслава составляет театральный костюм, сценография, театральный плакат. Для более двух десятков спектаклей столичных театров модельер выполнил сценические костюмы. В последствии Зайцев создал костюмы к спектаклю «Пиковая дама» в Малом Театре. Также создал костюмы к ряду спектаклей театров других городов, в том числе, для Театра балета «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.

С 2009 года Вячеслав Зайцев является председателем жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль». В марте 2013 года к 75-летию мэтра издательская группа Navona выпустила книгу Сергея Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение». Модельер награжден званиями «Почетный гражданин Парижа» и «Почетный гражданин Иваново».

В 2017 году Вячеслав Зайцев по традиции открыл показ сезона весна-лето 2018 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Коллекция Славы Зайцева вышла в алых тонах и в стиле ретрошок. Дизайнер переосмыслил классические силуэты Диора, разбавляя французские тенденции китчем а-ля рюс: кокошниками, павловопосадскими платками, народными орнаментами.

Награды и Признание Вячеслава Зайцева

Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (1998)
Орден «Знак Почета» (14 ноября 1980 года) - за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады
Медаль За трудовую доблесть (1974)
Медаль Ветеран Труда (1983)
Золотая медаль ВДНХ (1983)
Народный художник Российской Федерации (2006)
Почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (11 февраля 1991 года) - за заслуги в области дизайна моды и многолетнюю плодотворную работу по пропаганде искусства моделирования одежды
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996)
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года
Дважды лауреат премии Правительства России (2009, 2010)
Почетный гражданин Парижа
Почетный гражданин Щелковского муниципального района Московской области
Академик РАХ (2007)
Медаль ордена Ивана Калиты (Московская область)
Медаль «За Веру и Подвижничество», Общероссийского Общественного Движения содействия духовному развитию населения «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси» (2015)
Нагрудный знак Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в российскую культуру» (2018 год)

Вячеслав Зайцев - советский и российский художник-модельер, которому по праву принадлежит первенство в советской и российской моде. Дизайнер сумел без соответствующей индустрии в Советском Союзе создать сами понятия «высокая мода» и «дизайн одежды». Сегодня Зайцев воспринимается как великий мастер всемирного значения.

Детство и юность

Вячеслав родился в Иваново в небогатой семье, где уже подрастал его старший брат Владимир. Детство мальчика пришлось на военные годы. Отец ушел на фронт, попал в плен, бежал и дошел до Берлина, а после войны попал в лагерь как бывший военнопленный. От жизненных трудностей мама слегла в больницу, а Слава одно время попрошайничал, распевая песни у магазина.

В школе парень проявлял способности к рисованию: у Зайцева отлично получалось оформлять концертные афиши школьных праздников. После окончания семилетки он поступил в Ивановский химико-технологический техникум, где отучился на художника текстильного рисунка.

В 2000-е модельер проявил себя и как талантливый телеведущий. Он был приглашен в программу «Модный приговор», которую вел на протяжении 2 лет. Позднее Вячеслав Михайлович возглавил жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль».

Личная жизнь

В 24 года еще начинающий и малоизвестный кутюрье женился на девушке из обеспеченной и высокопоставленной семьи. Избранницу звали Марина, ее мама была балериной в театре им. , а отец - военным летчиком.

Отношения в молодой семье складывались непросто: мать жены модельера всячески препятствовала этому союзу. У Вячеслава и Марины родился сын Егор, который впоследствии пошел по стопам отца. Позднее он подарил родителям двух внучек - Марию и Анастасию. Маруся продолжила семейную династию и уже заявила о себе как о перспективном дизайнере одежды.

История моды

2854

02.04.14 16:13

Этот российский художник-модельер удостоился такого количества наград и званий, что поневоле начинаешь ему завидовать. За свою жизнь он прошел немало испытаний и трудностей, однако сумел добиться славы и успеха, несмотря ни на что. Знакомьтесь – Вячеслав Михайлович Зайцев.

Биография Славы Зайцева

Детство и юность будущего модельера

Мальчик родился 2 марта 1938 года в городе Иваново. Его детство проходило в тяжелых условиях, так как в то время начиналась война. Его отцу пришлось пойти на фронт, а на мамины плечи легла забота о сыне.

В 1945 году Вячеслав поступает в среднюю школу. Кроме школьного обучения, любовь к знаниям ему прививала родная мама Мария Ивановна. По своей природе она была одаренным человеком, хотя и не смогла полностью раскрыть свой талант. Зато передала некоторые свои способности сыну.

В возрасте 14 лет Вячеслав поступает в химико-технологический техникум, где и продолжает учебу. В 1956 году он получает диплом по специальности художник текстильного рисунка. А спустя 6 лет оканчивает текстильный институт в Москве. После этого его берут на работу на швейную фабрику.

Врожденный талант Зайцева

Как известно, Вячеслав Михайлович с детства любил рисовать. Это способность пригодилась во время обучения в техникуме и институте. Во-первых, у него был к этому талант, во-вторых, он много трудился, чтобы развивать свои способности.

В те годы Зайцев изучил рисунок как основу графики, стал копировать западных мастеров, занимался рисованием античных фигур, египетских фресок и т.д. Все это мастерство как нельзя кстати пришлось в то время, когда он приступил к созданию своих первых моделей.

На фабрике Вячеслав Зайцев создает коллекцию спецодежды, которую моментально отвергли. Однако позже сам Пьер Карден и Марк Боан находят Зайцева, чтобы выразить признательность за изобретение той уникальной коллекции, которая не нашла свое применение в СССР.

Уже в это время модельер проявил себя с лучшей стороны, создавая модную женскую одежду для столицы и области. Его приглашают на работу в экспериментально-технический цех в качестве художественного руководителя.

За все время работы талантливый модельер создал множество сезонных коллекций, которые имели огромный спрос на предприятиях легкой промышленности.

1965-1968 годы запомнились тем, что Вячеслав Зайцев продемонстрировал авторскую коллекцию под названием «Русская серия».

С 80-х годов XX столетия Зайцев продолжает заниматься созданием различных коллекций, показ которых происходит не только в России, но и в Париже, Нью-Йорке и других крупных городах по всему миру.

Карьера телеведущего

Вдобавок к своей основной профессии Вячеслав Зайцев начал вести передачу на телевидении «Модный приговор». Программа показывает зрителям практически настоящий суд, на котором его судьи должны справедливо оценить человека, который обвиняется в том, что не следил за модой на протяжении долгого времени.

Все достижения Зайцева

Трудно перечислить все достижения Вячеслава Михайловича, так как их очень много. Но стоит сказать о том, что благодаря своему врожденному таланту и чрезвычайному трудолюбию, он стал не только российским модельером, но и живописцем, народным художником Российской Федерации, профессором гуманитарных наук, ведущим телевизионной программы, автором нескольких известных книг и просто замечательным человеком.

Личная жизнь

Вячеслав Зайцев был женат на Марине Зайцевой, однако брак распался, достоверные причины до сих пор неизвестны. От брака есть сын, которого зовут Егор. Он пошел по стопам отца и стал дизайнером. Кроме того, есть внучки Настя и Маруся Зайцевы.

Когда я была еще маленькой девочкой лет двенадцати, в нашем доме появилась небольшая книжка “Такая изменчивая мода”. Написал ее Зайцев Вячеслав Михайлович, наш отечественный , но это была не его биография, нет. В своей книге Вячеслав Зайцев увлеченно и ярко описывал “этот многоликий мир моды” (кстати, так называлась вторая книжка этого знаменитого кутюрье, которая тоже впервые была издана в 1980 году). Помню, с каким упоением я читала эту книжку, хотя далеко не все из прочитанного понимала тогда. Прошло еще несколько лет, и эта книга стала моей настольной. Я зачитала ее до дыр! Но вот несколько лет назад, переезжая на новое место, я потеряла ее! Видимо, в спешке выкинула ее вместе со старыми пожелтевшими журналами и прочей макулатурой. Обычный случай при переезде, но было чувство, будто я потеряла что-то очень дорогое и ценное.

Родился герой моей статьи 2 марта 1938 года в “ситцевом краю” – городе Иваново, в самой обыкновенной советской семье. Славой его назвали в честь известного политического деятеля Вячеслава Молотова, который, как известно, по батюшке тоже был Михайловичем. Между прочим, уже в конце восьмидесятых Зайцев сократил свое полное имя до прежнего мальчишеского Слава, так как узнал, что Молотов был довольно неприятной личностью.

Отец будущего знаменитого модельера был осужден в годы войны, как побывавший в плену у немцев. Маме, Марии Ивановне, пришлось оставить свою мечту стать артисткой оперетты, и работать то уборщицей, то прачкой. Но любовь к пению и театру передалась и от матери к сыну. Спустя годы, модельер Зайцев вспоминает, как будучи подобно многим детям сладкоежкой, зарабатывал пением в кондитерских. В награду маленький певец получал крошки печенья и конфет.

Вячеслав Зайцев в молодости, фото из архива: встреча с Пьером Карденом и Марком Боаном

После окончания в 1955 году средней школы Вячеслав Зайцев поступил в Ивановский химико-технологический техникум, в котором получил специальность художника текстильного рисунка. По завершению обучения в техникуме он практически сразу же поступил в Московский текстильный институт обучаться на художника-модельера – в то время это было единственное место, куда его могли принять как сына “врага народа”. По окончании ВУЗа в 1962 году юноша был распределен в город Бабушкин, где был назначен художественным руководителем Экспериментально-технической швейной фабрики Мособлсовнархоза. Вот здесь-то молодой модельер поразил своих соотечественников, предложив необычную коллекцию спецодежды для сельских тружениц. По крою и цвету та одежда во многом напоминала русский народный костюм, но искажала сложившееся представление об “образе телогрейки” (со слов самого модельера 🙂). Естественно, коллекция была забракована, но весть о ней проникла через пресловутый “железный занавес”, и журнал “Пари Матч” посвятил ей огромную, на шесть полос статью. Этот номер попал в руки . И когда весной 1965 года мэтр в очередной раз посетил Москву, Слава Зайцев разыскал его. С этого самого дня и началась долгая и теплая дружба двух выдающихся мастеров ХХ века: Пьера Кардена и Славы Зайцева. За те три года, что разделяли дебютную коллекцию модельера Зайцева и его встречу с мэтром моды, он достиг уже немалых успехов, создав модную женскую одежду для торговой сети Москвы, в частности для магазина “Светлана”. За месяц до судьбоносного для Зайцева дня, он был принят в Общесоюзный Дом Моделей одежды (ОДМО), что на Кузнецком мосту, 14, на должность худрука экспериментально-технического цеха. Но тот апрельский день практически стал переломным в судьбе простого ивановского паренька. На встрече в московском ресторане “София” кроме Кардена присутствовали также два других прославленных модельера: тогдашний глава Дома “Кристиан Диор” Марк Боан и Ги Ларош. Надо ли говорить, что внимание таких мировых знаменитостей к неизвестному мастеру из СССР не прошло мимо зарубежной прессы: нью-йоркская газета “Women Wear Daily” разразилась статьей “Встреча королей моды”, сопроводив ее снимком, сделанным во время обеда мэтров (а французы фактически признали Вячеслава достойным “братом по оружию”).

А потом был 1967 год и московский Всемирный фестиваль моды, где Вячеслав Михайлович получил Гран-при за платье под девизом “Россия”. “Красный Диор!” – громогласно окрестила его западная пресса. Чуть ранее начались периодические демонстрации сводных коллекций Дома Моделей, созданных под чутким руководством Зайцева, на зарубежных выставках. Казалось бы, успех! Но огорчала одна маленькая деталь: на всех этих выставках отсутствовал сам автор великолепных творений! Власти долгое время не выпускали модельера за рубеж, даже в дружественные соцстраны. Американцы даже предлагали открыть у себя фирменные магазины Зайцева, но советская сторона отвергла это предложение. Лишь один раз Пьер Карден смог помочь другу, поставив условие болгарам: мол, если не будет Зайцева на вашем фестивале моды, то не будет и меня!

Слава Зайцев в молодости, архивное фото

Несмотря на трудности, Вячеслав Михайлович, которого еще в детстве за его оптимизм прозвали “солнечным зайчиком”, легко двигался вперед. Уже в 1972 году он пошел на повышение, став теперь уже заместителем худрука самого Дома Моделей. А спустя два года снова был шумный успех: чешский журнал “Кветы”, обозревая моду за прошедшие сто лет, поместил фото Зайцева в одном ряду с самыми значительными модельерами мира, среди которых были Коко Шанель, Поль Пуаре и все тот же Диор. Тогда же, в семидесятых модельер начинает создавать костюмы для артистов театра и эстрады. Возможно, лучшим из его творений для мастеров сцены было красное платье-балахон, созданное для А.Б. Пугачевой, которым она поразила публику на фестивале в Сопоте в 1978 году.

И все же, тогда же в 1978, после успешной демонстрации коллекций в Доме кино, приуроченной к сорокалетию Зайцева, он покидает ОДМО. По его словам, он устал каждый раз сокрушенно разводить руками, отвечая на один и тот же бесконечный вопрос: “Где все это можно купить?”. Задавленный бюрократической машиной, дизайнер чувствовал себя ненужным в Доме Моделей. Интересно, что тогда же Зайцев впервые попробовал слагать стихи: накопившееся в душе просто требовало выхода. Перейдя на работу на фабрику индпошива, он работает над коллекциями для нового Дома Моды. В 1982 году, став художественным руководителем Дома, он на его базе создает первый в СССР Театр Моды.

С началом перестройки в стране модельер Зайцев наконец-то начинает выезжать в страны капитала: первая такая поездка состоялась в 1986 в Канаду. И вот наступил 1988 – юбилейный для Вячеслава Михайловича год. Представление своей коллекции на Неделе Высокой моды в столице Франции! Мало того – теперь В.М. Зайцев еще и почетный гражданин славного города Парижа! Вот он – триумф! Позже модельер сказал, что это было самое светлое событие в его жизни. Но не прошло и полгода, как состоялся второй показ в столице Франции и знакомство Вячеслава с легендарным кутюрье (лично для меня это самый значительный факт, потому как Сен-Лорана я просто обожаю – прим. автора 🙂). Впрочем, на этом знакомство (и даже последующее сотрудничество) с известными модельерами не заканчивается – вскоре Зайцев лично встречается с Жан-Луи Шерером, Тьерри Мюглером, Пако Рабанном и прочими. А в декабре 1989 в Токио модельер Зайцев стал победителем конкурса “Пять лучших модельеров мира”, обскакав таких мэтров, как Клод Монтана, Ханае Мори и итальянский дуэт Byblos!

Да, лед тронулся, но… по признанию самого кутюрье, званий и регалий он к тому времени уже имел предостаточно, а вот денег… К сожалению, мировое признание его, как модельера, не принесло особого богатства. Но к счастью, тогда же в Париже знаменитая фирма “L’Oreal Paris” предложила Славе Зайцеву создать духи. Та парфюмерная линия была названа “Маруся” (в честь мамы модельера, хотя вообще-то “Maroussia” переводится как “Моя Россия”) и была презентована в 1992 году. Эти духи стали невероятно популярными.

Модельер Зайцев известен еще и как педагог и наставник: практически все современные известные российские модельеры прошли его школу. Также Вячеслав Михайлович – организатор многих конкурсов и семинаров моды, из которых, наверное, следует упомянуть ежегодные конкурсы: профессиональных художников-модельеров им. Надежды Ламановой (г. Москва) и “Талант” (Иваново).

Об этом человеке можно рассказывать бесконечно. Подробную биографию В.М. Зайцева в хронологическом порядке, а также полный перечень его коллекций, наград, званий и т.п. вы можете просмотреть на официальном сайте модельера zaitsev.info. Могу еще предложить вашему вниманию свежее видео.

P.S. Мне всегда был интересен этот человек. Я много читала и смотрела о нем: статьи, интервью, телепередачи… И оказалось, что многие его мысли созвучны моим. Полностью согласна со следующими словами Славы Зайцева (но не о театре как таковом, а об искусстве в целом):

“…я люблю больше эстетический театр. Все, что связано с красотой. Потому что в жизни так много грязи, что, приходя в театр, не хочется купаться в этой грязи. Хочется насытить свою душу чистотой и светом, и уйти оттуда не с тяжелыми думами о реальности бытия” .

Еще новости о моде

  • Ulyana Sergeenko показ коллекции весна-лето 2017…
  • Показ Alexander Terekhov в Москве: обзор коллекции…

Вячеслав Зайцев – советский и российский художник-модельер, которому по праву принадлежит первенство в советской и российской моде. Вячеслав Зайцев, не имея соответствующей индустрии, сумел в Советском Союзе создать сами понятия «высокая мода» и «дизайн одежды». Сегодня Зайцев воспринимается как великий мастер всемирного значения. Но удивительно другое – западные дизайнеры и кутюрье увидели в Славе Зайцеве уникальный талант за 30 лет до того, как это рассмотрели соотечественники.

Детство и юность

Вячеслав родился в Иваново. Неизвестно, повлияла ли атмосфера города невест на решение будущей звезды создавать для женщин модную одежду, но с направлением будущей профессиональной деятельности юноша определился быстро. Профессия дизайнера наложила на жизнь Вячеслава Зайцева романтический флер, но простой биографию модельера назвать невозможно.


Вячеслав Зайцев родился в небогатой семье. Мальчик знал, что родители в браке вынужденно, «по залету», и что мать в браке несчастна. Детство мальчика пришлось на военные годы, и жизнь будущего дизайнера стала еще хуже. Отец ушел на фронт, попал в плен, бежал и дошел до Берлина, а после войны попал в лагерь как бывший военнопленный.

Еды в семье не стало, мать и сын собирали ягоды в лесу. Когда Вячеслав с мамой навещали отца, семью ограбили, женщина слегла в больницу, а мальчик начал попрошайничать и петь у магазина, чтобы добыть еду.


Молодой дизайнер Вячеслав Зайцев

Тем не менее, Вячеслав ходил в школу, ездил по колхозам со школьным коллективом и пел, помогал учителям рисовать афиши. После окончания школы-семилетки он поступает в Ивановский химико-технологический техникум, где учится на художника текстильного рисунка.

Затем – переезд в Москву и студенческие годы в знаменитом Московском текстильном институте. По распределению Вячеслава Зайцева отправили в подмосковный городок Бабушкин, где находилась экспериментально-техническая швейная фабрика Мособлсовнархоза. Там молодой человек создал первую коллекцию – спецодежду для работниц сельской местности, которая была практичной и удобной, но одновременно и женственной. Конечно, коллекция не прошла проверку советского методического отдела.


Вячеслав Зайцев и эскизы его коллекций

Эта линия спецодежды привлекла внимание западной прессы к начинающему кутюрье. Коллекцию опубликовал французский журнал «Пари Матч», а представители Пьера Кардена и Кристиана Диора, позднее пообщавшись с коллегой из Москвы, в один голос признали Вячеслава Зайцева равным себе. И хотя до конца 80-х годов советский дизайнер был лишен возможности выезда из страны, в Европе Зайцева давно считали одним из ведущих мировых дизайнеров.

Мода и дизайн

На фабрике в Бабушкине Вячеслав Зайцев сумел проявить себя более чем убедительно, регулярно предлагая новые решения в дизайне одежды. В результате его пригласили на Кузнецкий мост, где располагался знаменитый Общесоюзный Дом Моделей. Там Вячеслав Зайцев проработал 13 лет и сотрудничал с самыми лучшими манекенщицами, включая Регину Збарскую, Леку Миронову и Милу Романовскую.


Вячеслав Зайцев и его сын ЕгорПервым результатом работы Вячеслава Зайцева в Доме Моделей явилась коллекция «Русская серия», созданная по народным мотивам. В нее входило и платье «Россия», демонстрировавшееся Збарской на Всемирном фестивале моды и получившее Гран-при. После этого платья западная пресса величает Зайцева не иначе, как «Красный Диор».

Было и множество других успешных разработок, но к середине 70-х годов Вячеслав Зайцев крайне не удовлетворен работой. Его удручает, что из-за принципов советской системы эскизы попадают на фабрику слишком поздно, и когда потребитель видит изделие в магазине, оно уже безнадежно устарело. Вячеслав приходит к мысли, что труд модельера в СССР не эффективен и бессмысленен, и в итоге увольняется.


После Дома Моделей дизайнер работает на фабрике индивидуального пошива для Дома Моды, а позднее переходит в этот самый Дом, где становится художественным руководителем. Именно там, начиная с 1982 года, Вячеслав Зайцев создает свои всемирно известные авторские коллекции. Модельера отличает постоянный поиск стиля и придание формам и линиям одежды собственного неповторимого штриха.

В 1992 году Вячеслав Зайцев создает собственную «Лабораторию Моды», академию дизайна при Доме Моды Вячеслава Зайцева, а через пять лет у кузницы кадров появляется и официальный сайт.

Среди последних, особо запомнившихся публике образов, созданных Зайцевым, — роскошный вечерний наряд из кремового кружева и белоснежное платье, как будто сошедшее с картины Врубеля «Царевна-Лебедь». Оба наряда на Неделе моды в Москве демонстрировала Миссис Россия Алиса Крылова.


Наряду с модой серьезное значение в творчестве Вячеслава Зайцева занимают живопись и рисунок. Его картины не имеют никакого отношения к дизайну одежды. Они передают эмоции и чувства автора, даже его философское восприятие жизни. Произведения Вячеслава декоративны и всегда ярки и самобытны.

Персональные выставки художественных работ Вячеслава Зайцева неоднократно проходили в городах Соединенных Штатов, Бельгии, Франции, Эстонии. Пять его картин, как живописных, так и графических, постоянно выставлены в московской Третьяковской галерее, а несколько полотен из серии «Как молоды мы будем» можно увидеть в Музее истории Москвы.


Еще одна сторона творчества прославленного модельера – это сценический костюм для театра и эстрады. Вячеслав Зайцев разрабатывал одежду для Театра Сатиры, МХАТа, Театра имени Моссовета, «Современника» и многих других. Чаще всего его приглашали для придания необычности и уникальности стандартным фасонам классических пьес.

Причем не только отечественные режиссеры хотели сотрудничать со знаменитым модельером. Он также выполнял заказы нескольких бродвейских театров. Наиболее известная постановка, где актеры выходят в нарядах от Зайцева, — это мюзикл Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз».


Вячеслав Зайцев работает над костюмом чемпионки мира по фигурному катанию Натальи Бестемьяновой

Также делал костюмы кутюрье и для кинематографа, и для звезд эстрады, и для спортсменов. Именно Зайцев «одел» советскую спортивную делегацию на московской Олимпиаде-80. Ему же принадлежит разработка облика шоу-группы Бари Алибасова «На-На» и рок-группы «Интеграл».

Но одной только одеждой Зайцев не ограничивался. Например, для спектакля «Вишневый сад», который ставился на германской и венгерской сценах, Вячеслав, помимо костюмов, разработал сценические плакаты и прочие декорации.

Личная жизнь

В 24 года еще начинающий и малоизвестный кутюрье женился на девушке из обеспеченной и высокопоставленной семьи. Избранницу звали Марина. Знакомые девушки были шокированы, что Марина предпочла Вячеслава Зайцева, а не знаменитого дипломата или летчика, которые постоянно ухаживали за обеспеченной наследницей. Чета Зайцевых прожила вместе три года и произвела на свет сына Егора, который, кстати, впоследствии пойдет по стопам отца.

О том, что жена уходит, дизайнер узнал, вернувшись из Венгрии, где создавал костюмы для фильма. Развод с женой произвел сильное впечатление на Вячеслава, так как дизайнер искренне относился к Марине и любил бывшую жену еще долгое время после разрыва отношений. Также модельер добивался права увидеться с сыном. Поначалу ребенок не знал, что мать не дает Вячеславу возможности встретиться с ним, и считал, что папа его бросил и переживал по этому поводу.


Проблемы в семье подкосили дизайнера. У Вячеслава даже началась депрессия на этой почве. Помогла выйти из этого состояния одна из сотрудниц Дома Моделей по имени Инна, которая давно была влюблена в модельера.

Влюбленные прожили некоторое время в гражданском браке, после чего разошлись. Но когда Зайцев попал в тяжелейшую автомобильную катастрофу и долгое время находился в больнице, Инна ухаживала за ним и всячески помогала. Девять дней Вячеслав Зайцев пролежал в реанимации, затем полгода потратил на реабилитацию.

Дизайнер сильно пострадал в автокатастрофе, хуже всего пришлось правой ноге, врачи уже начали морально подготавливать Вячеслава и говорить с пациентом об ампутации ноги.


По словам дизайнера, в этот страшный период Вячеслав Зайцев успел даже смириться с мыслью о потере ноги. Модельер придумал себе новый модный образ, который будет подходить под новое состояние: Вячеслав Зайцев представлял, как в черной шляпе, черных очках, белой рубахе и с тростью будет ходить по Кузнецкому мосту. Но при этом Зайцев не прекращал тренировки и реабилитацию, запрещал себе сдаваться. В результате врачи все же спасли ногу модельеру.

Позднее Вячеслав и Инна попытались возобновить отношения, но новый союз выдержал только год, и на этот раз расставание было окончательным. Больше создавать семью Вячеслав Зайцев не пытался.

Вячеслав Зайцев сейчас

2 марта 2016 года Вячеслав Михайлович отмечал 78-ой день рождения. После вечеринки кутюрье признался журналистам, что уже не первый год страдает тяжелым заболеванием – болезнью Паркинсона.

Из-за болезни у дизайнера появились проблемы с суставами. Врачи даже настояли на титановом протезе. Накануне праздника дизайнер перенес операцию на коленном суставе и проходил курс реабилитации в Карловых Варах.


Проблемы со здоровьем не мешают творчеству дизайнера. В 2017 году Вячеслав Зайцев по традиции открыл показ сезона весна-лето 2018 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Коллекция Славы Зайцева вышла в алых тонах и в стиле ретрошок. Дизайнер переосмыслил классические силуэты Диора, разбавляя французские тенденции китчем а-ля рюс: кокошниками, павловопосадскими платками, народными орнаментами.



Похожие статьи