Наступил месяц Сафар. Правда ли, что это месяц бедствий и несчастий? Начало месяца сафар Сколько дней месяца сафар в году

Месяц Сафар является вторым по счёту месяцем по календарю хиджры, в котором первым месяцем является Мухаррам. В этом году первый день Сафара приходится на 21 октября.

Происхождение названия месяца Сафар

Одним из значений слова «сафар» является «желтеть», «становиться жёлтым», согласно другому мнению слово «сафар» является производным от слова «исфар», что означает «пустота». В доисламский период это был осенний месяц , когда листья желтели, а арабы отправлялись в странствия.

2) одно из несчастливых обрядов, согласно предрассудкам, является обряд бракосочетания (никях) в этом месяце , поэтому, вступление в брак в этом месяце откладывается;

В хадисе говорится: «В Исламе нет места ташауму (дурным предзнаменованиям, пессимистичным толкованиям), самым лучшим является тафауль (оптимистичные толкования)» (имам аль-Бухари).

В другом изречении Пророка Мухаммада ﷺ говорится: «Нет места суевериям (дурным предзнаменованиям) связанным с больными , птицами , совами, месяцем Сафар » (имам аль-Бухари, 5316) .

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В вещах нет дурного предзнаменования. В месяце Сафар нет дурного предзнаменования. В крике совы нет дурного предзнаменования» (имам Муслим , Салям, 102).

Говоря о календарных месяцах, Пророк ﷺ отметил: «Все месяцы - это месяцы Аллаха , все дни - это дни Аллаха » . В другом изречении развенчивается миф, что в месяце Сафар нельзя выходить в путь, в частности, отправляться для совершения малого хаджа (умра) : «Совершение умры разрешено в любое время» (имам аль-Бухари, Хадж, 777).

Как мы видим, хадисы свидетельствуют, что в Исламе нет места таким ложным мировоззрениям, и сам по себе месяц Сафар не является месяцем несчастий. Мусульманам нельзя руководствоваться предрассудками, которые однозначно опроверг Пророк ﷺ . Не следует в месяце Сафар откладывать вступление в брак , другие важные дела и поездки.

У месяца Сафар множество достоинств, как и у других месяцев года. Совершаемые в этом месяце богоугодные дела,

Сегодня с заходом солнца мы входим в новый месяц исламского календаря – месяц Сафар. Месяц Сафар является вторым по счету месяцем года (по мусульманскому календарю) и следует после месяца Мухаррам.

О происхождение названия данного месяца существуют разные гипотезы, наиболее популярная из которых следующая. Слова «сафар» с арабского переводится как путешествие, считается, что в эти месяцы жители Мекки и других городов оставляли свои дома и совершали передвижения либо по причине сильной жары, либо из-за войн и сражений.

До времен ислама существовало поверье, что месяц Сафар – несчастливый и несет неудачу. Люди по своей невежественности полагали, что месяц Сафар приносит болезни, полон проклятий, неудач, и поэтому избегали каких-либо событий и старались всячески обезопасить себя от бед. Все это – суеверия и не более того, не имеющее ничего общего с исламом. Поскольку Аллах – милостив и милосерден, любой период времени, ниспосланный Им является благим, а наступление несчастья не зависит от дня, часа или наступления какого-то определенного месяца. Стало быть верить в то, что Сафар приносит несчастья не имеет за собой никакой основы и является не более чем предрассудком и суеверием. Месяц Сафар – самый обычный месяц, как и любой другой. Время само по себе не может быть чем-то плохим, так как даруется Всевышним.

В одном из хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) говорится:

«Не постигает (человека) несчастье, кроме как с дозволения Аллаха…» (Сура Тагабун, аят 11)

Также в хадисах пророка (мир ему и благословение Аллаха) относительно этого вопроса, сказано: «Вера в дурные предзнаменования – ширк. Нет ничего плохого в месяце Сафар» (Бухари, том 1, стр. 857).

«В вещах нет дурного предзнаменования. В месяце Сафар нет дурного предзнаменования. В крике совы нет дурного предзнаменования» (Муслим, Салям, 102).

Что касается вопроса о каком-либо особом поклонении, которое нужно совершать в месяце Сафар, то его нет. Мусульманину также как и прежде следует стремится к довольству Всевышнего путем обязательных и дополнительных поклонений, отдаления от греховного и постоянства в благих делах.

Дуа месяца Сафар

В месяц Сафар также можно совершать следующую дуа:

اَللّهُمَّ فَرِّجْنَا بِدُخوُلِ الصَّفَرِ وََاخْتِمْ لَنَا بِالْخَيْرِ وَ الظَّفَرِ

«Аллахумма фаррижна би-духули-с-сафари ва-хтим лана би-л-хайри ва-з-зафар».

Смысл: «О Аллах мой! Дай нам радость вступления в месяц Сафар. Удостой нас завершить его добром и победой».

На протяжении всего месяца также можно делать следующую дуа: «Ал-хамду-лиллахи лака-л-хамду шакуран ва-лака-л ман-ну фадлан ва-ʼана ʻабдука ʻурфан ва-ʼана лизалика ʼахлан. ʼАставдиука нафси ва-дини ва-дунйаʼи ва-ахырати ва-хаватими ʻумури ва-ʻамали ва-ʼаставдиʻука жамиʻа ʼуммати Мухаммадин салла-ллаху ʻалайхи ва-саллама би-шиддати хавлика ва-батшика ва-кувватика фа-ʼинна муставдаʻака мусанун ва-хукмака нафизун ва-кадаʼака галибун ва-йа ʼахкама-л-хакимина ва-йа ʼасраʻа-л-хасибин. Йа ʼакрама маʻмулин ва-ʼажвада масʼулин йа хаййу йа каййуму йа кадиму йа фарду йа витру йа ʼахаду йа самаду йа ман лам йалид ва-лам йулад ва-лам йакул-лаху куфуван ʼахад. Йа ʻазизу йа ваххабу ва-салла-ллаху ʻала хайри халкыхи Мухаммадив-ва-алихи ва-сахбихи ʼажмаʻин» .

Смысл: «Хвала Аллаху, Воздаю хвалу Тебе, будучи благодарным Тебе, признавая Твою Милость во всем, будучи рабом Твоим, и будучи достоин этого в глазах Твоих. Препоручаю под Твою защиту от всесокрушительной мощи силы Твоей, гнева Твоего, мощи воли Твоей себя, веру свою, жизнь свою в этом и ином мире, все итоги деяний своих и итог жизни своей ради всех людей, которые следуют за Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего). Твое заступничество защищено, на все простирается воля Твоя, предопределение Твое непобедимо. О Владыка Владык! О Скорый в расчете! О Милостивый к рабам Своим, Отвечающий на просьбы вопрошающих! О Тот, Кто Вечно Живой, Непоколебимый, Предвечный, Единый, Независимый ни от кого, Кто не родил и не был рожден, Кто не имеет Себе подобия. О Всесильный, о Воздающий, ниспошли салават лучшему из созданий Своих Мухаммаду, и всем его сподвижникам».

Благословенного месяца Сафар!

Календарь является одним из неотъемлемых элементов повседневной жизни каждого человека. Мусульмане имеют собственную систему летоисчисления, опираясь на которую происходит соблюдение ими тех или иных религиозных предписаний.

Большинство государств мира на сегодняшний день пользуется григорианским солнечным календарем, ведущим отсчёт от рождения Иисуса Христа (Пророка Исы, р.а.) и включающим в себя 12 месяцев (365 или 366 дней). В исламе же за основу взят , отсчитывающий дни с момента Хиджры - переселения Пророка Мухаммада (с.г.в.) и первых мусульман из Мекки в Медину, произошедшей в 622 году по григорианскому летоисчислению (его называют Милади). Ключевым же отличием является то, что мусульманский календарь короче григорианского на 11-12 дней, поэтому наступление тех или иных религиозно значимых событий происходит в разные даты григорианского календаря.

При этом мусульмане не имеют всеобщего единого исламского календаря, так как используются разные методы определения нового месяца. Одни богословы ратуют за то, что этот момент наступает тогда, когда на небе видна новая луна. Другие же считают, что в данном случае следует прибегать к новейшим технологиям и определять наступление месяца по спутнику. Именно наличие этих разногласий приводит к тому, что одно и то же событие (например, наступление месяца Рамазан, празднование Ураза-Байрам и так далее) в разных государствах и даже регионах одной страны происходит в разное время.

Мусульманский календарь, как и григорианский, составляют 12 месяцев. В заключительном Божьем Откровении сказано:

«Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные» (9:36)

Особенности каждого месяца

1. Мухаррам

Начинается исламский календарь с месяца Мухаррам. Он занимает особое положение и входит в число четырёх запретных месяцев в исламе, о которых упоминается в вышеупомянутом аяте. Их запретность обусловлена тем, что Творец наш наложил запрет на конфликты и ведение войн в эти месяцы.

Месяц Мухаррам, который особо выделяется в исламе, несёт в себе большое достоинство для правоверных. К примеру, этот период считается весьма благоприятным для тех, кто собирается держать дополнительный пост. Заключительный Божий Посланник (с.г.в.) разъяснял: «После Рамазана самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам - месяц Господа» (хадис от Муслима и Абу Дауда).

Отдельно мусульмане выделяют в месяце Мухаррам день Ашура, который приходится на десятое его число. О значимости этой даты свидетельствует то обстоятельство, что немало важных событий в истории ислама приходится именно на (в 2019 г. это 9 сентября). Соблюдение поста 10-го числа месяца Мухаррам, как считается, способствует искуплению грехов за целый год. В доказательство приводится достоверное изречение Пророка Мухаммада (с.г.в.): «У того, кто постится в день Ашуры, прощаются грехи за год» (хадис от Муслима, ат-Тирмизи и Ахмада). Однако шиитские богословы утверждают, что пост в этот день соблюдать не следует, поскольку это дата трагической гибели имама Хусейна, особо почитаемого у мусульман-шиитов.

2. Сафар

Вторым месяцем исламского лунного календаря является Сафар. У арабов доисламского периода он считался месяцем бедствий, в связи с чем в этот период они старались не выходить в длительные путешествия, не вступать в брак и т.д. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) развеял эти предрассудки, заявив: «Не существует плохих примет месяца Сафар» (Муслим).

Следует помнить, что всё в этом мире исходит от нашего Создателя, вне зависимости от того, какой месяц на дворе.

3. Раби уль-Авваль

В календаре мусульман третьим по счёт идёт месяц Раби уль-Авваль, значимый, прежде всего, тем, что в этот месяц родился и перешёл в мир иной Заключительный Посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.). Обращаясь к нему с Своём Откровении, Аллах указывает:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107)

К слову, мусульмане, проживающие главным образом в государствах постсоветского пространства, а также в ряде иных стран, празднуют (8 ноября) - День рождения своего Пророка (с.г.в.). Однако богословы из арабского мира выступают категорически против его празднования. В качестве аргумента они приводят хадис, который гласит: «Поистине, Аллах заменил их (праздники) двумя лучшими днями: Днём разговения и Днём жертвоприношения» (Абу Дауд).

4. Раби уль-Ахир

Четвёртым месяцем года в системе мусульманского летоисчисления является Раби уль-Ахир, именуемый также Раби ус-Сани. Его название означает «последняя весна» или «вторая весна» и подразумевает продолжение предыдущего месяца.

5. Джумад аль-Уля

Следующий месяц исламского календаря - Джумад аль-Уля (иногда называют Джумад аль-Авваль). Арабское слово «джумада» используется для обозначения засухи. В этот месяц, как правило, в доисламской Аравии (откуда и сохранились названия всех месяцев) имела место засуха.

6. Джумад аль-Ахир

Шестым месяцем календаря является Джумад аль-Ахир (или Джумад ас-Сани). Этот месяц, как и предыдущий, считался у арабов времён джахилии самым засушливым, в связи с чем они и получили такие наименования. В месяц Джумад аль-Ахир перешёл в мир иной ближайший сподвижник Мухаммада (с.г.в.) и первый праведный халиф - Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.).

7. Раджаб

Вторая половина лунного года начинается с месяца Раджаб. Как и Мухаррам, он входит в перечень запретных месяцев в исламе, во время которых строго запрещается ведение войн. Так, существует коранический аят:

«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц - великое преступление» (2:217)

В хадисах можно встретить слова Посланника Всевышнего о желательности держать уразу в запретные месяцы, к каковым относится и Раджаб. «Соблюдайте пост в некоторые дни заповедных месяцев!» (Абу Дауд). Однако многие богословы назвали этот хадис слабым.

На месяц Раджаб пришлись значимые в истории ислама события. К примеру, в 1-ю его пятницу наступает - дата заключения брака родителями Заключительного Божьего Посланника. Некоторые богословы возводят её до уровня праздника, другие же отмечают, что эта ночь является лишь памятной датой, а значит, праздновать данную дату не стоит.

27 числа месяца Раджаб состоялось знаменитое ночное путешествие Пророка Мухаммада (с.г.в.) - Исра, а также его вознесение на небеса - . Данное событие является одним из величайших чудес в истории ислама и упоминается в Коране:

«Пречист Тот, Кто перенёс ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение» (17:1)

8. Шаабан

Восьмой по счёту мусульманский месяц, идёт непосредственно перед священным Рамазаном. Во время Шаабана верующие готовятся к соблюдению предстоящего обязательного поста. Подготовка включает, в том числе, соблюдение поста в отдельные дни. Так делал и Посланник Всевышнего (с.г.в.).

Передаётся со слов Аиши бинт Абу Бакр (р.а.): «Я не видела, чтобы Пророк Мухаммад соблюдал пост на протяжении всего месяца, кроме месяца Рамазан, и я не видела, чтобы в каком-либо месяце он постился больше, чем в Шаабане» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

Кроме того, правоверным в этот месяц не меньшее внимание следует уделить и поклонению. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) подчёркивал: «Наш Господь спускается в середину ночи месяца Шаабан и прощает грехи всем Своим творениям, кроме многобожника и приверженца нововведений!» (Ибн Маджа).

9. Рамазан

Наиболее значим для мусульман во всём мире Священный месяц Рамазан (Рамадан). Важность его обусловлена тем, что именно в эти 30 дней исламского календаря человечеству была ниспослана последняя Книга Аллаха.

Исключительность Рамазана описывается в хадисах: «Когда наступает Рамазан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи» (аль-Бухари и Муслим).

Важнейший элемент данного месяца - обязательный пост, служащий одним из столпов ислама. Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Поистине, есть в Раю врата, называемые «ар-Райян», через которые в День воскрешения будут входить постящиеся, и не войдет через эти врата никто, кроме них» (аль-Бухари и Муслим).

Кроме того, именно на 9-й месяц исламского календаря приходится лучшая ночь в году - (Ночь предопределения). На её величие указывает уже тот факт, что ей посвящена целая кораническая сура:

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или могущества, величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (Сура 97)

Эти аяты прямо указывают, что Ляйлят уль-Кадр превосходит по степени своего блага 1000 месяцев, а это соответствует более чем 83 годам - практически целой человеческой жизни. И всякое положительное деяние, которое свершается в эту ночь, обернётся для раба Аллаха куда большим благом, нежели добрые поступки, совершаемые им на протяжении всей своей земной жизни.

В Рамазан верующим надлежит усердствовать в чтении аятов и сур Священной Книги, читать (предпочтительно - с джамаатом) намазы таравих, совершать иные благие дела, поскольку за них можно рассчитывать на увеличенную во много раз награду от Создателя. (В 2019 году месяц Рамазан начинается 6 мая и первый день поста приходится на эту дату).

10. Шавваль

Следующий за Рамазаном месяц Шавваль тоже считается особым в жизни уммы. В первую очередь это обусловлено тем, что 1-го числа данного месяца отмечается один из самых важных исламских праздников - День разговения (Ид аль-Фитр, Ураза-Байрам, который в 2019 году выпадает на 4 июня и празднуется ещё два последующих дня).

Во-вторых, в Шавваль мусульманам рекомендуется соблюдать 6 дней уразы. Совместно с постом в месяц Рамазан они дают награду, равноценную савабу, получаемому за год поста. Основание так утверждать содержится в хадисе: «Если кто-то соблюдал уразу в Рамазан и прибавил к ней шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (Муслим).

11. Зуль-Каида

Одиннадцатым месяцем исламского календаря является Зуль-Каида, третий запретный месяц после Мухаррама и Раджаба. В ходе него запрещается вести военные действия и вступать в конфликты.

12. Зуль-Хиджа

Заключительный месяц года в исламском летоисчислении играет огромнейшую роль в жизни уммы, поскольку на него приходится выполнение важных религиозных обрядов.

Во-первых, Зуль-Хиджа является месяцем совершения одного из столпов ислама - паломничества ().

Во-вторых, отдельно выделяются первые 9 дней этого месяца: «В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит совершение их именно в эти дни», - говорится в хадисе, приведённом аль-Бухари. Данный временной отрезок правоверным советуется провести в посту, проявить усердие в поклонении, помогать нуждающимся, претворять в жизнь иные угодные Аллаху деяния.

Особое место в начальной декаде месяца Зуль-Хиджа занимает День Арафа (в 2019 году приходится на 10 августа) . Тому, кто в этот день будет держать уразу, по милости Господа будут прощены все грехи, которые он совершил за 2 года. Подтверждение этому можно найти в хадисе: «Пост в день Арафа служит искуплением грехов прошедшего и грядущего годов» (Муслим).

Ну и самая важная дата в конце мусульманского лунного года приходится на 10-е число месяца Зуль-Хиджа, когда отмечается второй из величайших праздников в исламе - День жертвоприношения (Ид аль-Адха, Курбан-Байрам, который в 2019 году празднуется с 11 по 14 августа).

Наступил месяц сафар – второй месяц мусульманского лунного календаря. И, как обычно, мы хотим рассказать нашим читателям, что произошло в мусульманском мире в этот месяц.

Насчет названия месяца сафар существует множество гипотез. К примеру, есть мнение, что оно происходит от арабского слова «сыфр» - ноль, пустота, поскольку в это время дома арабов пустели, и они отправлялись на поиски пропитания. Другой вариант гласит, что это слово происходит от однокоренного арабского слова, обозначающего свист ветра, поскольку этот месяц был ветреным.

Отметим также, что у арабов доисламской Аравии месяц сафар считался несчастливым, так что они избегали в это время заключать торговые сделки или вступать в брак. Все подобные предрассудки были отменены с приходом Ислама. Пророк Всевышнего (мир ему) говорил о подобных предрассудках:

«Нет никаких суеверий - (таких как) крики совы и других птиц, звезд, предвещающих дождь, других плохих примет месяца cафар» (Бухари).

Счастливым или несчастным человека делают его собственные поступки. Если он ведет праведную жизнь, он будет угоден Богу и любим окружающими людьми. Если он же будет грешником и дурным человеком, то пусть не винит в своих несчастьях никого, кроме себя.

Какого-то особого поклонения, которым следует отмечать этот месяц, не существует. В этом месяце, как в остальное время года, верующим следует стремиться к довольству Аллаха, совершая то, что Он повелел нам, и отдаляясь от того, что Он запретил.

Какие же события имели место в этот месяц?

27 число месяца сафар – это ночь хиджры или переселения в Медину нашего Пророка Мухаммада (мир ему).

Все мы знаем, какие события предшествовали этому событию. Мусульманская община в Мекке подвергалась преследованиям со стороны язычников-курайшитов в течение долгого времени. С каждым годом притеснения становились все более невыносимыми, и Пророк (мир ему) начал искать безопасное место, где он и его сподвижники могли бы без помех следовать своей религии.

Во время одной из ежегодных ярмарок, проводимых в Мекке, он встретился с представителями арабских племен города Ясриб – так тогда называлась Медина. В их городе в течение долгого времени не утихала вражда между жившими там арабскими племенами, и они надеялись, что приход туда нового Пророка сможет примирить враждующие стороны.

Посланник Всевышнего (мир ему) отдал распоряжение своим последователям начинать тайное переселение в Ясриб. Чтобы не привлекать внимания своих врагов, они должны были отправляться туда тайно, небольшими группами, почти с пустыми руками. Через четыре месяца, когда мусульманская община в Медине выросла, переселение должен был совершить сам Пророк (мир ему).

В это время его враги решились на дерзкий поступок – они задумали убить его. Чтобы избежать кровной мести, ночью к нему в дом должны были отправиться семь молодых людей – по одному от каждого знатного рода, и одновременно нанести ему семь ударов мечами. Однако Посланнику Господа (мир ему) было открыто о готовящемся покушении, и в ту же ночь он с верным другом Абу Бакром (да будет доволен им Всевышний) спешно вышел в дорогу и отправился в Медину.

Когда заговорщики ворвались к нему в дом, на его кровати под покрывалом они обнаружили его воспитанника Али (да будет доволен им Всевышний). Раздосадованные неудачей, убийцы покинули дом Пророка (мир ему) ни с чем и тут же спешно организовали погоню. Но, как мы знаем, Мухаммад (мир ему) и Абу Бакр сумели избежать их козней и невредимыми достичь Медины, где их радостно приветствовали единоверцы.

Также 11 числа месяца сафар скончался Ибн Дакик аль-Ид , выдающийся исламский правовед, богослов шафиитской школы.

Его полное имя было Тукиуддин Абуль-Фатх Мухаммад ибн Али аль-Куси (1228 – 1302 гг. н.э.). Он происходил из семьи благочестивых родителей – его отец Мадждуддин Абуль-Хасан Али был известным маликитским правоведом, а его мать происходила из семьи богослова аль-Муктараха. Сам Ибн Дакик родился на берегу Красного моря, когда его родители направлялись в Мекку для совершения хаджа. Рассказывают, что, когда его родители обходили Каабу, его отец брал сына на руки и обращался с мольбой ко Всевышнему, чтобы его сын стал ученым и праведным человеком.

Как передается, еще юношей Ибн Дакик был, поистине, ненасытен в стремлении к знаниям, проводя дни и ночи за книгами. Передается, что ему очень хотелось найти книгу имама Рафии по шафиитскому праву, и когда он, наконец, нашел ее, то не пожалел за нее тысячи дирхамов.

После того, как юноша получил все возможные знания у ученых родного города, он отправился в Каир, который был тогда одним из центров исламского научного мира. В Каире он обучался у таких великих ученых как Иззуддин ибн Абдуссалям и Хафиз аль-Мунзири. Далее он отправился в Аравию, а оттуда в Александрию.

Еще в совсем молодом возрасте Ибн Дакик так преуспел в исламских науках, что его имя стало известным в мусульманском мире. Он был преподавателем религиозных дисциплин в научных центрах Египта, а также занимал должность кади (шариатского судьи) в Египте.

Его современники, а затем и ученые следующих веков признавали за ним уровень муджтахида – а такого уровня удостаивались лишь единицы. Ибн Аль-Имад в книге «Шазаратуль-захаб» передает слова его учителя, Ибн Абдуссаляма, который говорил, что Ибн Дакик был человеком, которым гордился весь Египет.

Другой ученый, имам Захаби, автор знаменитого труда «Сияр алям ан-нубаля», где он собрал биографии многих известных ученых, написал про него следующие слова: «Ибн Дакик аль-Ид - верховный судья Египта, выдающийся учёный, шейх и имам, образец для подражания, праведный человек, который был выдающимся знатоком фикха двух мазхабов, специалистом в науке хадиса».

Этот великий ученый скончался в 1302 году, в возрасте 74 лет.

Анна Кобулова

Зачастую мусульмане, не владеющие арабским языком, сталкиваются с проблемой определения начала и конца лунных месяцев. Постараемся пролить свет на мусульманский календарь, сравнив с привычным для нас григорианским календарем, по которому живут в нашей стране. Итак, обычный год по солнечному календарю содержит в себе 365 (366) дней, где «солнечные» же месяцы состоят из 30-31 дня, за исключением февраля. Лунный же месяц состоит из 29 или же 30 дней. Соответственно, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 10 – 11 дней вперед.

Началом летоисчислению стало очень значимое событие в жизни Любимца Аллаха ﷺ – переселение (по-арабски «Хиджра») из Мекки в Ясриб, названный позже Городом Пророка ﷺ Мадинату ан-Набий, или, как мы привыкли говорить, Медина. Это переселение (Хиджра) было совершено летом 622 года по христианскому летоисчислению.

В мусульманском (лунном) году также 12 месяцев:

1. Мухаррам

3. Раби‘-уль-авваль

4. Раби‘-ус-сани или Раби‘-уль-ахир

5. Джумад-уль-уля или джумад-уль-авваль

6. Джумад-уль-ахир

8. Ша‘бан

9. Рамадан

10. Шавваль

11. Зуль-ка‘да

12. Зуль-хиджа

Так как лунный месяц содержит 29 или 30 суток, некоторые месяцы года имеют по 30 дней, а другие – по 29. Примерное определение последнего и первого числа непригодно для точного определения начала месяца. Спутник Земли движется по небесной сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами. Поэтому принято определять начало месяцев с появлением новой Луны.

Лунный календарь и человек

Наш календарный месяц (солнечный), насчитывающий 30-31 день, не соответствует никаким периодическим процессам, происходящим в природе. Лунный же месяц это естественный период, с которым связаны циклические изменения в природных процессах на Земле. В течение лунного месяца происходят приливы на морях и океанах, причём мощность их увеличивается и уменьшается в зависимости от дня лунного месяца; меняется поведение атмосферы; прохождение Луны через магнитосферный шлейф Земли меняет параметры магнитосферы; отражение солнечного света от поверхности Луны также периодически меняется. И все эти изменения имеют отражение в организме растений, животных и человека. Так, от лунного цикла зависит интенсивность процессов брожения, поглощения кислорода сельскохозяйственными культурами (морковью, картофелем), периоды размножения у животных (особенно морских), месячная периодичность овуляции.

Современная наука нашла связи, посредством которых Луна влияет на человека. Так, из-за сильного гравитационного воздействия Луны на оболочку Земли (твёрдую и жидкую), в дни новолуний и полнолуний сильно меняются следующие физические параметры: влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля. Оказывается, даже небольшие изменения этих параметров влияют на человеческий организм. Но если они происходят резко и сильно, а организм человека предварительно ослаблен, зашлакован и т.д., то это приводит к появлению разнообразных болезней. Например, резкие колебания атмосферного давления нарушают стабильность кроветворных функций, приводят к таким заболеваниям, как гипертония, различные рецидивы сердечно-сосудистых нарушений. Исходя из этого, становится понятной особенность отрезков времени, в которых совершаются омовения, намазы и другие виды поклонения мусульман.

Месяц Сафар

Месяц Сафар – это второй месяц мусульманского лунного календаря. К сожалению, некоторые малообразованные в плане исламских знаний мусульмане, следуя за невеждами, думают, что это какой-то особенный, «зловещий» месяц, боятся выезжать куда-то или заключить брак в этом месяце, совершать умра. Основа этому – выдумки арабов времен джахилии (до прихода Пророка ﷺ ). Посланник Аллаха ﷺ разрушил эти верования в злополучность месяца Сафар, сказав: «Совершение умры разрешено в любое время» (Бухари, Хадж, 777). Пророк ﷺ сказал: «Все месяцы - это месяцы Аллаха, все дни - это дни Аллаха» .

Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В Исламе нет места ташауму (дурным предзнаменованиям, пессимистичным толкованиям), самым лучшим является тафауль (оптимистичные толкования)» (Бухари, Тыбб, 54).

В другом хадисе говорится: «В вещах нет дурного предзнаменования. В месяце Сафар нет дурного предзнаменования. В крике совы нет дурного предзнаменования» (Муслим, Салям, 102).

Как мы видим, в хадисах Любимец Аллаха ﷺ указывает на то, что в Исламе нет места таким ложным мировоззрениям.

А теперь зададимся вопросом, может ли быть месяц или день неблагоприятным для мусульманина? Да, и это день, в котором он совершил грехи и, позабыв о Создателе, вызвал Его гнев. Ровно так же, как лучший день – это тот, в котором мусульманин преуспел в богоугодных делах и получил довольство Аллаха.



Похожие статьи