Что случилось с независимостью России (2 фото). «независимость» на пути к банкротству: как это было («автостат»)

Один из крупнейших автодилеров в России уходит с рынка. Для покупателей по предоплате это может означать потерю денег.

ГЛАВНОЕ

Сегодня Газпромбанк подал иск о банкротстве одного из крупнейших российских автодилеров «Независимость». К вечеру стало известно , что компания закрыла свои последние дилерские центры в Москве.

  • До кризиса «Независимость» была одним из лидеров российского рынка, доля компании доходила до 13-15%. Но после начала падения продаж в 2013 году автодилера подвел расчет на агрессивный рост за счет заемных средств.
  • Спасти автодилера не смог даже сильный акционер в лице инвесткомпании А1, входящей в «Альфа-групп» (ей принадлежит 49,95% акций дилера). В начале 2017 года акционеры докапитализировали компанию на $20 млн, но это не спасло ситуацию.
  • Российский авторынок падает уже четыре года подряд. Пик падения (-35,7%) пришелся на 2015 год. В 2016 году продажи «Независимости» падали втрое быстрее рынка - 27,5% против 11%.
  • На начало 2017 года в дилерский портфель группы «Независимость» входили бренды Audi, VW, BMW, Jaguar, Land Rover, Volvo, Ford, Peugeot и Mitsubishi. Выручка группы в 201 году составила 26 млрд рублей. Долг компании оценивается в 6 млрд рублей.
Если вы заказали машину в «Независимости» и внесли предполату, вернуть эти деньги теперь будет трудно. Лучше всего прямо сейчас обратиться в представительство компании-производителя. Когда в октябре контракт с «Независимостью» расторгла BMW, поставку оплаченных автомобилей клиентам представительство немецкой компании взяло на себя.

Узнайте, что стоит за последними новостями Без цензуры и в самом удобном формате. Примеры писем

Подписаться

Подписаться

ДЕНЬГИ «Я тебя угощу таким вином, которого ты никогда не пробовал»

Про дело Алексея Улюкаева написано столько, что в это трудно поверить, но только сегодня бывший министр был впервые допрошен в суде. Если бы Игорь Сечин пришел на заседание, он мог бы лично услышать от Улюкаева обвинение в заведомо ложном оговоре - но глава «Роснефти» вновь не явился в суд, сославшись на командировку в Италию. Адвокаты Улюкаева махнули рукой и заявили , что больше вызывать Сечина не будут. А мы для всех, кого не было на суде, главные детали из допроса экс-министра.

Каждый цент на счету

Вслед за «Черной пятницей» в США наступил Киберпонедельник - главный день распродаж в онлайн-торговле. Это и день главной схватки между Amazon и Walmart. Крупнейший американский ритейлер уже который год пытается сравняться с Amazon по низким ценам в онлайне, и в этом году у Walmart впервые получилось: как показало исследование Reuters, цены на Walmart.com всего на 0,3% выше, чем у конкурента (год назад было 3%). В прошлом году Walmart выделил на снижение цен $1 млрд: ритейлер идет на убытки, чтобы увеличить долю на рынке онлайн-торговли, 42% которого контролирует Amazon.

Кому не хватает капитала

И снова МКБ и Промсвязьбанк: агентство Fitch в своем отчете назвало системно значимые банки, которые по уровню капитала не дотягивают до новых требований ЦБ, вступающих в силу с 1 января. МКБ, впрочем, решил проблему с помощью SPO, половину которого выкупил владелец банка Роман Авдеев. Промсвязьбанку же придется продавать проблемные активы. Оба банка фигурировали в скандальном письме о «проблемах крупных банков» управляющего «Альфа-капитала» Сергея Гаврилова наряду с «Открытием» и Бинбанком.

ПРАКТИКА Машины нет, налог есть

Автовладельцы этой осенью стали получать неожиданные уведомления от ФНС с требованием заплатить транспортный налог сразу за несколько давно проданных и даже угнанных машин. Что за сбой случился в налоговой, непонятно, но оспорить налог стоит как можно быстрее - «Ведомости» объясняют , что делать в этой ситуации.

Как в девяностые

Опыт российских бизнесменов-первопроходцев начала 90-х может показаться неповторимым. Но, если примерить его на новые рынки, которые сейчас создаются с нуля (взять тот же блокчейн), получится очень похоже: специалистов в стране нет, опыт приходится приобретать наощупь и рисковать всем. Пять предпринимателей, начинавших в 90-е с нуля, рассказали Theory&Practice, как они решали эти проблемы.

Как открыть бизнес в США

Любой предприниматель мечтает о том, чтобы выйти на американский рынок - но это не так просто: вполне может выясниться, что ваш продукт для него просто не приспособлен, а бывает и так, что в США прорывается тот, кому это не нужно. Управляющий стартап-акселератора iDealMachine Сергей Фрадков объясняет , как, кому и где нужно начинать вести бизнес в США, и почему это не получится делать дистанционно.

БУДУЩЕЕ Космическая бюрократия

Илон Маск собирается отправить людей на Марс в 2024 году, Джефф Безос

24 ноября 2017 года Арбитражные суды Москвы и Свердловской области зарегистрировали иски Газпромбанка о банкротстве целого ряда дилерских центров, входящих в ГК «Независимость». Предварительно Банк сообщал о своих намерениях - в отношении десятка дилеров ГК (среди них фигурировали дилеры Volvo, Audi и Peugeot). Общая задолженность Группы оценивается примерно в 6 млрд рублей…

Напомним, что в июле 2017 года ГК закрыла свой Центр Land Rover на Ленинградском шоссе и центры KIA и Volvo в Екатеринбурге. В сентябре BMW отключил «Независимость» от системы заказа автомобилей (а в ноябре стало известно, что место бывшего дилерского центра BMW на Белой Даче ГК «Независимость» займет автодилер «Авилон»). В октябре Volvo Car Russia разорвала контракт с ГК. В середине ноября «Независимость» исчезла из списка официальных дилеров «Мазда» в России (на официальном сайте дистрибьютора Mazda в России «Мазда Мотор Рус»).

Однако процесс падения автогиганта начался гораздо раньше 2017 года…

Период расцвета

В , выпущенной аналитическим агентством «АВТОСТАТ» в 2016 году, отдельный блок посвящен ГК «Независимость», которая долгое время входила в пятерку крупнейших автомобильных холдингов России. И от главы к главе - там четко видно, как красиво начиналась группа (12 июня 1992 года), как поэтапно развивалась даже в кризис 2008 года, как расширяла свой портфель брендов.

Она осуществляла продажи автомобилей марок Volvo (с 1992 г.), Audi (с 1998 г.), Ford (с 2000 г.), Land Rover (с 2002 г.), Volkswagen (c 2002 г.), Jaguar (С 2003 г.), Mazda (с 2004 г.), Peugeot (с 2007 г.), BMW (с 2008 г.), Porsche (в 2010-ом, но недолго), KIA (с 2011 г.). А запустив свой, на тот момент крупнейший в Европе, центр кузовного ремонта, смогла взять на обслуживание не только «собственные» марки, но еще и Chevrolet, Opel, Skoda.

В лучшие годы сеть дилерских центров этой ГК включала 18 автосалонов в Москве и Московской области, 9 - в Екатеринбурге и Свердловской области, 4 - в Уфе и Башкортостане. При этом имидж «Независимости» подкреплялся не только финансовыми показателями владельцев (в 2006 году один из владельцев Роман Чайковский впервые попал в рейтинг российских миллиардеров), но и объемами продаж (так, в 2012 году ГК реализовала около 42 тысяч новых автомобилей, в 2013 году - около 36 тыс. шт.), выручкой (2011 - 44,5 млрд руб., 2012 - 57 млрд руб., 2013 - 51 млрд руб., 2014 - 47 млрд руб., 2015 - 33,4 млрд руб.) и более 150 престижными отраслевыми наградами и премиями, подтверждающими лидерство ГК в сфере обслуживания и продаж.

В числе первых на рынке компания начала работать и с подержанными автомобилями. Так, уже в 2009 году «Независимость» сумела реализовать 2,1 тыс. автомобилей с пробегом и даже выделила работу с ними в отдельное бизнес-направление «Независимость-Intrade». Поначалу это подразделение имело 11 технически оснащенных небольших площадок по Москве, но через пару лет на территории ТЦ «МЕГА-Белая Дача» для него был отдельно открыт крупный мультибрендовый центр, рассчитанный на 250 машино-мест и началось строительство еще более крупной площадки в составе строящейся «дилерской деревни» на Киевском шоссе.

Между тем на базе кузовного центра открылось новое направление «АвтоМарин» - линия по ремонту для владельцев яхт, катеров и гидроциклов, а для более широкого развития собственных финансовых услуг (кредитование, страхование, лизинг, оценка и управление автопарками) компания создала отдельное подразделение «Независимость-Финсервис» (в 2011 году оборот только этого подразделения превысил 1700 млн рублей).

Все это, вместе взятое, позволяло ГК пережить кризисные годы лучше, чем рынок авторитейла в целом. Вместе с другими лидерами «Независимость наращивала свою долю…

Начало падения

Всего пять лет назад, в 2012 году по объему выручки (57 млрд руб.) «Независимость» входила в пятерку крупнейших авторитейлеров российского рынка. Но уже в 2013-ом, несмотря на ряд предпринятых усилий по реорганизации бизнеса, на 10-процентное сокращение персонала, на продвижение и развитие сопутствующих продажам автосервисных и финансовых услуг заняла только шестое место по выручке в рейтинговой таблице авторитейлеров и седьмое по продажам.

В 2014-ом ГК все еще - в первой десятке (она на 7-ом месте). Однако реализация новых автомобилей упала почти на четверть (при том, что рынок в целом сократился всего на 10%). Эксперты предположили, что у холдинга слишком большая доля брендов, которые упали на 20-40% (Ford, Peugeot, Volkswagen, BMW).

Вместо воплощения в жизнь планов по заявленному ранее дальнейшему развитию за счет открытия центров в регионах, Группа начинает оптимизировать свой бизнес. Закрыт ряд центров Mitsubishi и Peugeot. По Peugeot даже в Москве приостановлены продажи новых автомобилей, оставлен только сервисный контракт. В столице ГК начинает формировать дилерские центры кластерного типа, решив представлять в одном здании по несколько брендов (на шоссе Энтузиастов, на Ярославском шоссе, на Ленинградском шоссе).

Весной 2015-го у Группы появились первые серьезные долги перед банками, но первое время как-то удавалось договариваться. По выручке в 2015-ом компания опустилась на 11 место, а по объемам продаж новых автомобилей - на 18-ое. В 2015-ом «Независимость» прекратила работать с Mitsubishi (закрыв все центры бренда в городах своего присутствия), в феврале 2016-ого та же участь постигла два из шести центров Ford…

По итогам 2016 года компания в общей сложности реализовала 9,1 тыс. новых автомобилей - на 27,5% меньше, чем годом ранее. Продажи автомобилей с пробегом через автосалоны холдинга составили 5,3 тыс. единиц (-14,8%).

Что будет?

В сентябре 2017 года в СМИ просачивалась информация о том, что Группа компаний «Независимость» ведет переговоры о реструктуризации долга с основными кредиторами, процесс в активной стадии, к нему привлечены консультанты и аудиторы. В редких комментариях, отпускаемых журналистам, звучала надежда, что приемлемые решения будут найдены. «Группа компаний «Независимость» проводит оптимизацию бизнеса, откомментировал ситуацию председатель совета директоров Роман Чайковский, - она позволит сконцентрироваться на работе с наиболее успешными марками - Audi, Volkswagen, Volvo, Mazda и проч.».

Однако в том же сентябре стало известно о задержках «Независимости» в выдаче оплаченных автомобилей BMW и Volvo покупателям. А вскоре представители BMW признались, что отключили от системы заказа «Независимость» и приступили к вывозу автомобилей с территории центра.

В Peugeot, как рассказали журналисты «Коммерсанта» в конце сентября, им пояснили, что претензий покупателей по выдаче машин «Независимостью» не поступало, но потом добавили, что контракт с дилером истекает в конце года, а вопрос о его продлении на стадии рассмотрения. В Jaguar Land Rover “Ъ” лишь заметили, что «Независимость» является официальным дилером, но сейчас машины не продает.

Что касается Volvo, то с августа 2017 года перешедший в расчетах с дилером на предоплату, производитель в октябре сделал заявление : «С учетом репутационных и других потерь, которые несет Volvo Cars в связи со сложившейся ситуацией, мы не видим возможности для продолжения сотрудничества с компанией «Независимость».

В середине ноября дистрибьютор автомобилей Mazda в России, «Мазда Мотор Рус», приостановил сотрудничество с автодилером «Независимость» в части продаж последним новых машин марки Mazda. На его сайте «Независимости» больше нет в списке официальных дилеров.

Газпромбанк подал в суды иски о банкротстве компаний группы автодилерских предприятий «Независимость», сообщил «Интерфакс» со ссылкой на материалы картотеки арбитражных дел. А потом уже «Ведомости» рассказали , что 24 ноября Арбитражный суд Свердловской области зарегистрировал иски банка о банкротстве ООО «Независимость недвижимость Урал», ООО «Независимость Екатеринбург М», ООО «Независимость Екатеринбург К» и в тот же день Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иски о банкротстве ООО «Независимость МЦ», ООО «Мастерпромторг», ООО «Независимость - автомобили с пробегом», ООО «Независимость - Химки».

Что помимо Газпромбанка, подавшего в суд на "Независмость", у ГК есть еще один крупный кредитор - Сбербанк.

По данным журнала «Автобизнесревю», в 2016 году продажи новых автомобилей у «Независимости» упали на 27,5%, до 9,1 тыс. штук, хотя общее падение российского рынка, было гораздо меньше — 11%. Выручка группы сократилась на 11%, составив 29 млрд руб.

В июле этого года группа закрыла дилерские центры в Москве (Volvo, Land Rover/Jaguar и Volkswagen) и Екатеринбурге (Volvo, Mitsubishi и Kia). 28 сентября один из крупнейших кредиторов «Независимости» ​Газпромбанк разместил 11 уведомлений о намерении обратиться в суд «в связи с наличием признаков банкротства» в отношении компаний этой группы в Москве, Екатеринбурге и Уфе.

Представитель «Независимости» и тут объяснил это «обычной технической процедурой». По его словам, сейчас ведутся переговоры с банком об урегулировании задолженности. Что касается ситуации с BMW, то представитель дилера заявил РБК, что «Независимость» в 2017 году потеряла на продажах машин этой марки около 300 млн руб. из-за их низкой маржинальности.

Общая задолженность «Независимости» составляет около 6 млрд руб., сказал РБК представитель группы. Помимо Газпромбанка ключевым кредитором «Независимости» является Сбербанк. Его представители не ответили на запросы РБК.

Фото: Никита Инфантьев / «Коммерсантъ»

Представитель А1 сообщил, что менеджмент дилерской группы сейчас реализует антикризисный план при поддержке банков и импортеров. «Мы оказываем менеджменту поддержку в переговорном процессе и прилагаем все усилия для разрешения сложившейся ситуации», — добавил он. Роман Чайковский не смог оперативно прокомментировать ситуацию.

Аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко считает, что на усугубление ситуации в «Независимости» мог повлиять комплекс факторов: кризисное состояние экономики, резкое снижение продаж в 2016 году, слабая активность на рынке по сравнению с остальными участниками, неграмотная стратегия работы с автоконцернами, а также возросшая долговая нагрузка. «Полгода назад один из акционеров дилера, группа А1, уже докапитализировал «Независимость» на $20 млн, но для продолжения работы такого бизнеса уже тогда необходимо было сужать число автосалонов и первыми сворачивать контракты с неэффективными марками», — отмечает он. По словам Яковенко, группе будет крайне сложно продолжить работу.

Представитель «Независимости» рассказал РБК, что рассматривается несколько сценариев развития событий, среди которых реструктуризация кредитных линий и запуск процедуры финансового оздоровления компании. «У нас есть в портфеле марки, которые позволяют компании показывать прибыль от продаж, на них и будет сосредоточена работа», — сказал он, не уточнив, о каких брендах идет речь.​ ​По словам представителя группы, сейчас идет «сложный переговорный процесс», касающийся дальнейшей судьбы компании. «На рынке уже есть успешные прецеденты разрешения ситуаций, схожих, если не сказать гораздо худших, чем [ситуация] с ГК «Независимость», — утверждает он.

Представитель Peugeot сказал РБК, что контракт с «Независимостью» истекает в конце года и возможность его продления сейчас рассматривается. В пресс-службе Mitsubishi РБК сообщили, что дилерский центр «Независимости» в Уфе продолжает работу. Представители Land Rover/Jaguar и Ford Sollers также утверждают, что продолжают сотрудничать с дилером.

Консолидация продолжается

Тем временем конкуренты «Независимости» активизируются. В конце сентября газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники писала, что автодилерская группа «Авилон» может занять дилерский центр BMW «Белая дача» в Москве, который арендует «Независимость». ​Гендиректор «Авилона» Андрей Павлович подтвердил РБК, что компания заинтересована в расширении сотрудничества с BMW и сейчас рассматривает возможность развития проекта на «Белой даче» под собственным брендом. «На данный̆ момент этот вопрос находится на стадии переговоров, и как только мы придем к финальному решению, сразу же сообщим об итогах», — сказал он.

«Авилон» также может включить в портфель марку Volvo. Как рассказал РБК Павлович, компания подала заявку на дилерство. ​Новый салон, по словам гендиректора, может расположиться на Волгоградском проспекте в столице, где сконцентрировано большинство автосалонов группы. Подвести итоги тендера планируется в ноябре. Представитель Volvo Антон Свекольников отказался от комментариев. Представитель BMW сказал, что компания готова рассматривать сотрудничество с дилерами, которые себя уже зарекомендовали в работе с маркой.

Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов отмечает, что потенциальный уход «Независимости» с рынка кардинально не скажется на нем: «Конкуренция в Москве среди дилеров высока, поэтому освободившиеся ниши очень быстро заполнят другие участники».

В августе по сравнению с августом 2016 года, почти до 133 тыс. штук. Однако премиальные импортные бренды, не имеющие производства в России, в основном показали отрицательную динамику.

Volvo около месяца назад перешла с «Независимостью» на схему работы по предоплате, но получает жалобы клиентов по поводу задержек в доставке автомобилей, а клиенты Mazda ждут автомобилей дольше, чем в среднем по дилерской сети бренда, сообщили RNS в компаниях. Ранее BMW сообщил, что «Независимость» нарушает сроки передачи клиентам купленных автомобилей и для сохранности автомобилей компания вывозит их с территории дилерского центра.

«Ориентировочно с августа мы работаем с дилером по схеме предоплаты, т.е. отгружаем ему автомобили после получения полной оплаты стоимости автомобиля в адрес «Вольво Карс». Нам известно о жалобах клиентов, касающихся несвоевременной доставки автомобилей компанией «Независимость». Вместе с тем нам также известно, что многие клиенты, обращавшиеся к нам с жалобами, получили свои автомобили с задержкой», — рассказали RNS в пресс-службе «Вольво Карс».

«К сожалению задержки действительно имеют место в отдельных случаях, но руководство компании делает все возможное для недопущения подобных инцидентов в ближайшем будущем», - сообщил RNS представитель «Независимости».

Сейчас у Volvo - один дилерский центр на Ярославском шоссе в Москве. «В июле по решению ГК «Независимость» были закрыты дилерские центры Volvo Car на Ленинградском шоссе в Москве и в Екатеринбурге», - сказали в компании. Сейчас компания ведет переговоры с дилером «по дальнейшим шагам для стабилизации ситуации с доставкой автомобилей клиентам».

Клиенты Mazda ждут автомобилей дольше обычного, но клиенты соглашаются ждать, подписывая договоры с дилером, рассказала RNS коммерческий директор Mazda Mtotr Rus Марина Занаревская. «Средние сроки выдачи автомобилей клиентам после подписания договора у дилера Mazda - компании «Независимость» - больше среднего по дилерской сети Mazda. Однако это изначально отражается в договорах с клиентами, таким образом, дилер корректен в выполнении контрактных обязательств», - сообщила она.

В июле закрылся один из центров «Независимости» на Ленинградском шоссе в Москве, где присутствовали Volvo, Jaguar и Land Rover, а также два центра в Екатеринбурге. Оставшийся центр Jaguar и Land Rover сейчас работает, говорила RNS представитель российского офиса JLR.

Сейчас «Независимость», кроме Jaguar, Land Rover, Volvo, Mazda, BMW, продает автомобили Audi, Volkswagen. Пресс-службы марок не ответили на запрос RNS. Также на сервисном обслуживании у "Независимости" - автомобили Ford, Mitsubishi, Peugeot.

«Руководство группы компаний «Независимость» регулярно встречается с представителями импортеров, в том числе, сегодня была встреча с Volvo. В рамках этой встречи обсуждался план совместной работы с целью нормализации ситуации. Деятельность компании продолжается, мы в постоянной коммуникации со всеми участниками процесса - импортерами, клиентами, партнерами. Мы ежедневно выдаем машины и оказываем услуги по сервисному обслуживанию», - сообщил представитель «Независимости».

Автодилер «Независимость» прекратил продажи автомобилей в своих столичных салонах. У группы, в отношении которой подан иск о банкротстве, осталось несколько центров в регионах.

Автодилерская группа «Независимость» закрыла последние точки продаж автомобилей в Москве. Об этом РБК рассказал источник, близкий к группе, и подтвердил партнер компании. Представитель «Независимости» подтвердил РБК закрытие всех московских салонов группы​.

Сайт автодилера и телефоны автосалонов не работают. Согласно официальным сайтам Audi и Volkswagen (две последние марки, с которыми у «Независимости» действовали дилерские договоры), компания больше не является их официальным дилером. Представитель Volkswagen (объединяет марки Volkswagen, Audi и др.) сказал, что «изменений в статусе» «Независимости» не произошло: компания остается дилером ее марок.

Сейчас у группы продолжают работать несколько автоцентров в регионах — Ford в Екатеринбурге и Уфе, Peugeot — в Екатеринбурге. Представитель Ford Sollers сообщила РБК, что автосалоны группы в этих городах продолжают продавать машины, но с 1 декабря договор с «Независимостью» будет расторгнут. Представитель Peugeot сказала, что контракт с дилером действителен до конца 2017 года.

Проблемы «Независимости» обострились в начале 2017 года. Компания сменила управляющего и начала оптимизацию бизнес-процессов. Общая задолженность группы составляет около 6 млрд руб. Ее основными кредиторами являются Газпромбанк и Сбербанк. 24 ноября Газпромбанк подал иски о банкротстве к ряду структур «Независимости».

На начало 2017 года у группы было восемь дилерских центров в собственности и четыре в аренде в Москве и регионах. В июле автодилер закрыл ряд автосалонов в Москве (Volvo, Land Rover/Jaguar и Volkswagen) и Екатеринбурге (Volvo, Mitsubishi и Kia). В конце сентября «Независимость» лишилась контракта с BMW. Тогда представитель дилера заявлял РБК, что группа рассматривала возможность расторжения соглашения в связи с убыточностью продаж этой марки. По его словам, в 2017 году «Независимость» потеряла на продажах машин этой марки около 300 млн руб. из-за низкой маржинальности. Позже «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники сообщил, что автодилерская группа «Авилон» может занять дилерский центр «Белая дача», который «Независимость» арендовала под продажу автомобилей BMW. В октябре дилерские контракты с «Независимостью» также расторгли Volvo, Jaguar/Land Rover, Mazda и Mitsubishi. В результате у дилера оставались только Audi, Ford, Volkswagen и Peugeot.

Председатель правления АГ «Авилон» Андрей Павлович сообщил РБК, что сейчас «Авилон» находится в процессе завершения сделки по покупке автоцентра BMW. По его словам, интерес к другим автосалонам «Независимости» могут проявить дилеры, специализирующиеся на продаже конкретных брендов. «Автоцентры очень тяжело перепрофилировать под другую деятельность, а сетка в Москве очень устоявшаяся с точки зрения локации. Если банки вдруг будут продавать центры Land Rover, то интерес будет скорее у дилеров этого бренда. Работать там можно будет только с теми брендами, с которыми работала «Независимость», — заключил он.



Похожие статьи