Докажи что болото природное сообщество. Презентация - природное сообщество - болото

Цель экскурсии – познакомиться с видовым составом, морфобиологическими особенностями водных и прибрежных растений и характером распределения их в водоеме, особенностями среды обитания.

БОЛОТО

Болотом называют растительное сообщество, сложенное многолетними растениями, способными произрастать в условиях обильного увлажнения проточными или стоячими водами и пониженной аэрации субстрата. Болота разнообразны по способу возникновения, условием существования, отличаются друг от друга флористическим составом. Доминантами и эдификаторами на болотах могут быть высшие споровые растения.

Болото как растительное сообщество

С болотами – растительными сообществами, приуроченными к сырым и увлажненным почвам, связанны представления об осоках, сфагновом мхе, клюкве, голубике, морошке. Такие болота получили названия травяных. Болота, покрытые лесом, называют лесными.

Болота с обильным разрастанием мха получили названия моховых. В случае, если господствуют зеленые мхи, болото называют гипновым, если господствует сфагнум – сфагновым.

В условиях переувлажнения, недостаточного снабжения кислородом, с более низкой температурой и повышенной кислотностью субстрата создаются условия, препятствующие развитию гнилостных аэробных бактерий.

Низинные болота возникают в пониженных частях рельефа, где скапливается излишняя вода и происходит заболачивание территории.

Низинные болота называют болотами минерального питания. Почвы их богаты минеральными и органическими веществами. Растения используют не только грунтовые воды, но и атмосферные осадки, а в пойме рек – и воды весенних паводков. Болота разнообразны по флористическому составу; поселяющиеся растения имеют разные жизненные формы.

Травянистые болота зачастую практически трудно отличить от переувлажненных лугов, с которыми они не редко связаны многочисленными переходами.

Переходные болота представляют собой переход от низинных болот к верховым. Могут занимать в рельефе самое различное положение.

Значительное место в растительности переходных болот занимают сфагновые мхи, пушица, осоки; из кустарничков и кустарников – клюква, голубика, багульник, болотный мирт; из древесных пород – сосна, береза пушистая.

Верховые болота возникают в результате заболачивания суши в условиях слабого испарения воды и наличия водонепроницаемого слоя почвы, при зарастании и заторфовывании водоемов и на месте низинных болот.

На верховом болоте господствующим является сфагнум, который обильно разрастается и определяет условия существования для других растений.

Растения верховых болот изолированы от почвенного грунта мощным торфяным слоем, живут в скудных условиях минерального питания и повышенной кислотности субстрата. Постоянны на болоте черника и брусника, которые характерны и для хвойных лесов; в заболоченных хвойных лесах растет и голубика. Для болотных кустарничков и кустарников характерно сочетание гидро- и ксероморфных черт строения. Ксероморфные признаки обитателей болот объясняются и бедностью минерального питания, особенно азотного и фосфорного.

На верховом болоте обитают и зеленые мхи, однако роль их обычно не велика. На возвышенных частях болота можно встретить лишайники.

Народнохозяйственное значение болот.

Сфагновый торф – прекрасное топливо. Многие электростанции целиком работают на торфе.

Сфагновые мхи могут использоваться как перевязочный материал, заменяющий вату.

В сельском хозяйстве торф используют как удобрение, готовят из него торфоперегнойные горшочки, мульчу; используют торф как консервирующий и упаковочный материал при хранении и перевозки фруктов, овощей, мяса и других продуктов.

Сфагновые болота представляют большой научный интерес. Благодаря своеобразным экологическим условием сфагновых болот в торфе хорошо сохраняются остатки растений, животных, живших на поверхности суши много лет тому назад.

Иногда в слоях торфа находят следы различных исторических культур. Поэтому сфагновые болота представляют интересную «книгу» природы.

Представления о болотах как о бросовых, бесполезных землях ушло в прошлое.

Однако мелиоративные работы должны проводиться с учетом всех природных комплексов.

Т.В. Курнишкова. География растений с основами ботаники.

Болото - это широко распространенное в нашей стране природное сообщество. Посмотрите на физическую карту России: какую значительную территорию занимают болота. Топкое место, кочки, трясина, камышовые заросли, редкие кустарники.

Как образовалось болото? Когда-то на этом месте было небольшое озеро, которое не имело стока, берега его быстро поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались, все больше выступали с берегов на воду, переплетались стеблями, закрывая воду, на стеблях селились мхи, они впитывали влагу и вода застаивалась. Прошло несколько десятков лет, и растения совсем захватили озеро и закрыли воду. С каждым годом заросли становились все гуще. И вот образовался толстый слой почти до самого дна. Вот почему, когда идешь по болоту, так пружинят кочки, вязнут ноги, того и гляди - провалишься. Может быть, речушка лесная текла не спеша и постепенно в низинах зарастала травами или ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот так возникли на этих местах копилки воды - болота.

Много воды - значит, стали расти влаголюбивые травы и кустарники, и звери с птицами селятся такие, каких только на болоте и увидишь. Поверхность некоторых болот густо покрыта мхами. Особенно много воды способен впитывать мох сфагнум, что с греческого значит «губка» (рис. 2).

Сфагнум обладает особым свойством убивать микробов. Поэтому остатки отмерших организмов полностью не перерабатываются, скапливаются под слоем мха, уплотняются, и в результате образуется торф - горючее полезное ископаемое. Толщина торфа может достигать 3-4 метров и более. Именно на этой торфяной подушке живут другие обитатели болота. Торф очень насыщен водой, и он почти не содержит кислорода, необходимого для дыхания корней. Поэтому на болотах могут расти лишь немногие растения. Чаще всего на густом ковре мха поселяются багульник, осока, клюква (рис. 3-5).

Рис. 3. Багульник болотный ()

Среди болотных растений клюква особенно ценится. Люди издавна собирают эту целебную ягоду. Кроме клюквы на болотах растут и другие вкусные ягоды: голубика (рис. 6), морошка.

Рис. 6. Голубика ()

На болотах приспособились такие травянистые растения, как пушица, тростник, аир, камыш и рогоз (рис. 7, 8).

Рогоз имеет большие темно коричневые головки, которые плотно сложены из сырых волосков. Под волосками зреют семена, осенью, когда семена созревают, волоски подсыхают и сама головка становится очень легкой. Заденешь ее - и вот вокруг тебя летает светлый пух. На волосках-парашютиках семена рогозы разлетаются в разные стороны. Еще в прошлом веке из этого пуха делали спасательные жилеты. А из стебля рогозы изготавливали круглую упаковочную ткань.

На болотах встречаются и необыкновенные растения. Росянка (рис. 9) и пузырчатка - это растения-хищники.

Росянка ловит и поедает насекомых. Насекомые быстрые и подвижные, как же им может угрожать это растение? Мелкие листочки росянки покрыты мелкими волосками и капельками клейкого сока, похожего на росу, оттого растение так и назвали - росянка. Яркая окраска листьев и капелек привлекает насекомых, но, как только комар или муха сядет на растение, он тут же приклеивается к нему. Листок сжимается, а его клейкие волоски высасывают из насекомого все соки. Почему же росянка превратилась в растение-хищника? Потому что на бедных болотистых почвах ей не хватает питательных веществ. В день росянка способна проглотить и переварить до 25 комаров.

Похожим способом ловит добычу и венерина мухоловка (рис. 10).

Рис. 10. Венерина мухоловка ()

Она имеет листочки, которые закрываются как челюсти, когда кто-нибудь прикоснется к волоскам на поверхности листьев. Поскольку эти растения редкие, их нужно охранять.

Другую ловушку придумала пузырчатка, назвали это растение за липкие зеленые пузырьки, которыми густо покрыты его тонкие, как ниточки, листья (рис. 11, 12).

Рис. 11. Пузырьки пузырчатки ()

Рис. 12. Пузырчатка ()

Все листья у растения в воде, корней нет, а над поверхностью поднимается лишь тонкий стебелек с желтыми цветками. Пузырьки нужны растению для охоты, а охотится эта травка на водяных жителей: маленьких рачков, водяных блох, инфузорий. Каждый пузырек - это хитро устроенная ловушка и одновременно пищеварительный орган. Особая дверца закрывает пузырек до тех пор, пока к волоскам этого отверстия не прикоснется какое-нибудь существо. Тогда клапан открывается и пузырек засасывает добычу. Из пузырька уже не выбраться, клапан, как дверь в комнату, открывается только в одну сторону. Внутри пузырька находятся железки, которые вырабатывают пищеварительный сок. В этом соке добыча растворяется, а затем всасывается растением. Пузырчатка очень прожорлива. Уже примерно через 20 минут пузырек готов захватить новую жертву.

Как животные болот приспособились к жизни на влажных местах? Среди обитателей болот известна лягушка. Сырость помогает лягушкам поддерживать постоянно свою кожу во влажном состоянии, а обилие комаров обеспечивает им питание. На болотистых берегах рек селятся бобры (рис. 13), водяные крысы, можно увидеть ужа и болотную гадюку.

Слышали ли вы поговорку: «Всякий кулик свое болото хвалит»? Кулик - стройная птица, похожа на чайку. Эта птица имеет защитное оперение, своим длинным клювом кулик находит в иле затаившихся там личинок комаров (рис. 14).

Часто на болотах можно встретить цапель (рис. 15) и журавлей (рис. 16), у этих птиц длинные и тонкие ноги, это позволяет им ходить по топкой холодной грязи, не проваливаясь.

Питаются цапли и журавли лягушками, моллюсками, червями, которых много на болоте. Сладкими ягодами любят лакомиться на болоте белые куропатки, а сочными частями растений - лоси и косули.

Вечерами и ночами по болоту разносится чей-то рев, напоминающий рев быка. Что только не рассказывали люди по этому поводу! Будто водяной кричит или леший с ним повздорил. Кто ревет и хохочет на болоте? Страшно ревет и ухает небольшая по размеру птица выпь (рис. 17).

У выпи очень громкий крик, разносящийся на 2-3 километра в округи. Выпь живет в тростниковых зарослях, в камышах. Охотится выпь на карасей, окуней, щук, лягушек и головастиков. Часами неподвижно стоит выпь в зарослях у воды и вдруг молниеносно метнет свой острый, как кинжал, клюв - и рыбке не уйти. Начнешь искать выпь на болоте - и мимо пройдешь. Она клюв вертикально поднимет, шею вытянет, и ни за что не отличишь ее от пучка сухой травы или камыша.

Но не только выпь кричит ночью на болоте. Вот сидит на ветке хищная птица филин. Длиной она почти 80 сантиметров (рис. 18).

Это ночной разбойник и нет от него спасения ни птицам, ни грызунам. Это он так хохочет на болоте, когда стемнеет.

Жители болотистых мест иной раз ночами могут наблюдать удивительное зрелище, как на болоте танцует множество голубоватых огоньков. Что же это такое? Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по этому вопросу. Возможно, это воспламеняется болотный газ. Выйдут его облачка на поверхность и на воздухе загораются.

Люди с давних пор побаивались болот. Стремились осушать и использовать земли под пастбища и поля и тем самым думали, что помогают природе. Так ли это? Болото приносит большую пользу. Во-первых, это природное водохранилище пресной воды. Вытекающие из болот ручейки питают большие реки и озера. В дождь мхи болот впитывают излишнюю влагу, как губки. А в засушливые годы спасают водоемы от высыхания. Поэтому нередко после осушения болот реки и озера мелеют. Васюганское болото - одно из самых больших болот в мире, его площадь больше площади Швейцарии (рис. 19).

Рис. 19. Васюганское болото ()

Расположено между реками Обь и Иртыш. В этом болоте берет начало река Васюган. Такие реки, как Волга, Днепр, Москва-река, также вытекают из болот. Во-вторых, болота - это прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистая вода. В-третьих, на болотах растут ценные ягодные растения: клюква, морошка, голубика. В них содержится сахар, витамины, минеральные вещества. Также на болотах растут лекарственные растения. Например, в годы Великой Отечественной войны сфагновый мох использовали как перевязочный материал для быстрого заживления ран. Росянка применяется для лечения простуды и кашля. К тому же, болото - это природная фабрика торфа, которое используется и как топливо, и как удобрение.

Запомни: нельзя подходить к заболоченной местности и к торфяным разработкам на болоте! Это очень опасно.

На болота заходят медведи, олени, кабаны, лоси, косули, которые тоже находят здесь для себя пищу.

Болото - такая же необходимая часть природы, как леса и луга, их тоже надо охранять. Уничтожение болот приведет к изменению природы на всей планете. В настоящее время 150 болот России взято под охрану.

Сегодня на уроке вы получили новые знания о болоте как природном сообществе и познакомились с его обитателями.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Biofile.ru ().
  2. Liveinternet.ru ().
  3. Animalworld.com.ua ().

Домашнее задание

  1. Что такое болото?
  2. Почему нельзя высушивать болота?
  3. Каких животных можно встретить на болоте?

Тема: Природное сообщество болото.

1.Организационный момент.

Итак, мы начинаем урок. Пусть он принесёт нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание и наблюдательность.

2.Акутуализация знаний.

Сегодня мне приснился удивительный сон. Мне снилось, что я попала в густой, труднопроходимый хвойный лес. Где же я? (В тайге).

- Что растёт в тайге? (пихта, ель, лиственница)

- Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (иголки не колются – они мягкие)

- Чем ценна древесина лиственницы? (устойчива к гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолётов, в машиностроении).

- Какое растение в переводе с латинского называют «скала»? (сосна)

- Из какого дерева изготавливают музыкальные инструменты? (ель)

- Какое дерево называют чудо-деревом?(кедр)

- Что объединяет растения тайги? (Эти растения нетребовательны к теплу)

Я гуляла по лесу и попала в какое-то таинственное, необычное место. Я заметила, что растительность в этом месте довольно скудная. Кругом очень сыро, мох.

3. Формулирование темы и цели урока

Работа в группах.

- Составьте картину из пазлов, и вы увидите это место. Догадались, где я оказалась? (болото)

- О чём вы подумали, какие ассоциации возникли у вас при слове «болото»?

- А вот у меня возникает ассоциация: болото – сообщество. А что такое природное сообщество? Природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды.

- Какие природные сообщества вы уже знаете? (лес, луг, поле, озеро)

- Кто-нибудь видел настоящее болото? Какое оно?

- Что бы вы хотели узнать о болоте? Итак, тема нашего урока: Болото.

Цели: (план урока) Узнать, что такое болото? Как образуются болота?

Что растёт на болотах?

Кто живёт на болотах?

Значение болот.

- Как вы думаете, где можно получить эти знания? (книга, карта, группа, подумать, спросить у учителя)

Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Лес не был бы лесом, если бы его заросли не перемежались болотами.

С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми, и с хвостами!

Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Самые увлажнённые участки болот носят название топи . Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей. Люди старались обходить болота стороной.

Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. Они перестали верить в “нечистую силу”, и болота открыли человеку свои тайны.

4. Усвоение новых знаний.

Чтобы лучше узнать о болоте и его обитателях мы отправимся на виртуальную экскурсию по болоту. Будем сами находить ответы и делиться знаниями с одноклассниками.

- Предлагаю поработать в группах. Ваши задания на карточках.

Группа 1

Найдите в тексте учебника на с. 93 – 97 информацию о том, где и как образуются болота. В каких природных зонах встречаются болота? (Покажите на карте)

Группа 2

Найдите в тексте учебника на с. 93 – 97 информацию о растениях болот.

Группа 3

Найдите в тексте учебника на с. 93 – 97 информацию о животных болота.

Группа 4

Найдите в тексте учебника на с. 93 – 97 информацию о растениях и животных болота, на её основе составьте схему цепей питания.

Группа 5 – консультанты

Работа по тексту учебника на с. 93 – 97 + дополнительная информация о растениях и животных болота.

- Представьте результаты вашей работы. Всем слушателям необходимо быть внимательными, чтобы заполнить таблицу наблюдений.

Группа 1.

Болото - это особое природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Болота и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв. км.

Вода вытеснила воздух. Без доступа воздуха нижние части растений отмирают, опускаются на дно. Через несколько десятков лет из этих растительных остатков на болоте появляется полезное ископаемое торф.

Практическая работа - свойства торфа

- Рассмотри кусочек торфа под лупой. Из чего он состоит? Попробуйте отделить части торфа. На что они похожи?

- А теперь посмотрите, что происходит, если я поджечь торф. Слайд

Вывод: торф состоит из остатков растений, которые легко можно отделить друг от друга, горит.

Люди издавна используют его как топливо , как удобрение и как сырьё на химических заводах.

- Не забывайте о таблице наблюдений.

Физкультминутка

Свежий воздух мы вдохнём,

За грибами все пойдём.

Друг за другом по тропинке,

А в руках у нас корзинки.

Вот болотце впереди,

Как же нам его пройти?

Встанем на носочки,

Прыгнем мы на кочку.

На полянке у реки

Мы увидели грибы.

Их в корзинку соберём,

Группа 2

- Какие растения можно встретить на болотах?

Деревья на болотах чахлые, низкорослые, так как слишком много влаги.

Корни деревьев в воде вымокают, задыхаются без воздуха, поэтому создать надёжную опору они в этих условиях не могут.

На болоте можно встретить ольху, берёзу, сосну.

1)Рассказ про мох сфагнум

Во время войны (70-летие Победы в ВОВ скоро будет праздновать вся страна) врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.

2) загадка клюква

3) голубика

4) морошка растёт на болотах Крайнего Севера, брусника

5) У аира болотного есть очень красивые названия: в России его называли «водяной райской травой», а на латыни – душистой, или благовонной тростью. Это лекарственное растение.

В народе есть поверье, согласно которому аир помогает только добрым людям - тем, кто стремится к гармонии, излучает свет и тепло. А тем, кто копит злобу и ненависть, нарушает закон и обижает слабых, он не принесёт пользы.

Болотная трава пушица. При созревании у пушицы на концах стеблей образуются как будто комочки ваты, белые и пушистые. Пушинки помогают маленьким, лёгким семенам улетать с ветром. Бывает, что порыв ветра закрутит их, подымет выше деревьев и перенесёт на другое болото. Тогда на будущий год там тоже забелеют головки пушицы.

Раньше ватой пушицы в деревнях, стоящих поблизости болот, набивали подушки и матрасы, даже выделывали из неё ткани.

Когда идёшь по болоту в жаркий летний день, ощущаешь, что воздух здесь какой-то особый. С полчаса походишь – голова будто бы одурманена, время от времени и разболеться может. Это всё от аромата багульника – невысокого кустарника, растущего на болотах.

Издавна знает народ о лечебных свойствах багульника. При помощи багульника вылечивают такие болезни, как ревматизм и артрит. А ещё используется как средство, предохраняющее одежду от моли.

6) стрелолист (почему такое название?) , рогоз и камыш ( семейство осоковых). Заросли камыша уменьшают загрязнение водоёмов, использовали в хозяйстве: плели коврики, сумки, крыли крыши деревенских домов. Рогоз: из листьев тоже можно плести: корзинки, циновки. Пухом из початков набивали подушки. Пух хорошо впитывает жидкость, можно использовать при оказании первой помощи раненому вместо ваты. У рогоза съедобны корневища, содержит крахмал, сахар, можно молоть муку.

7) росянка

Какое общее свойство есть у всех растений болот? (Влаголюбивые.)

- А какие животные там живут?

Группа 3

1) насекомые

2) лягушка

3) ондатра

Ондатра – зверёк длиной до 30 см, напоминающий полевую мышь. Ондатра, как и бобр, – строитель. Только хатка её поменьше.

Даже в самые сильные морозы температура в хатках ниже нуля не опускается, а бывает восемь, девять градусов. Это ведь совсем тепло.

4) птицы

5) выпь, цапля

- Что общего во внешнем виде птиц?

Длинные ноги, чтобы удобнее было ходить по болоту. Длинные клювы помогают доставать пищу из воды. Все эти птицы летают, а дикие утки ещё и плавают.

6) филин

А вот на ветке виден какой-то бурый нарост. Вдруг повернулась голова, и уставились два круглых желтоватых глаза. Филин - ночной разбойник! Нет от него спасения в темноте ни птицам, ни грызунам. Это он так громко хохочет на болоте, как стемнеет. Несведущий человек прямо обомлеет, когда в первый раз услышит его жуткий раскатистый смех.

7) гадюка, уж

Гости болота.

- Как вы думаете, живут ли крупные животные на болотах? Почему?

Верно, на болотах они не живут, но заходят в гости.

Заходит сюда и могучий лось - высокий, с длинными ногами, мощной грудью, горбоносой головой. Лоси любят водоросли, даже ныряют на ними в воду. И олень с развесистыми рогами заглядывает. И медведь, и лесной петушок - тетерев, и рябчик, и белые куропатки. И всех, кто в гости заглянет, болото угостит вкусными ягодами, травками, спрячет в гуще камыша, уложит спать на мягоньком мху, вылечит от недугов.

Группа 4

Соберите цепи питания:

Пушица-комар - лягушка- цапля

Пушица-комар - лягушка- гадюка

Сок растений - насекомое – росянка

5.Рефлексия.

Таблица наблюдений.

Продолжи высказывание

Баллы

    Болота образуются в низинах .

    Торф образуется из остатков растений.

Торф используется как топливо, удобрение.

3.Среди растений болота есть мох, пушица, клюква , и редко деревья.

    Среди животных болота большинство представители групп насекомые, птицы, земноводные, пресмыкающиеся.

Всего

6-8 баллов – «3» 9-11 баллов – «4» 12-14 баллов – «5»

- А знаете ли вы, что 22 апреля – День защиты Земли – это праздник, который объединяет всё население планеты в деле защиты окружающей среды.

- Как вы думаете, а нужно ли защищать болото? Вопрос остаётся открытым. Продолжим изучение темы на следующем уроке. Подумайте, найдите дополнительную информацию.

6.Итог.

Приём «Сжатие информации»

Попробуйте одним предложением сказать, о чём мы говорили на уроке.

Какие выводы можете сделать?

7.Домашнее задание по выбору. Рекомендации: прочитать рассказ М. Пришвина “Кладовая солнца”.

- с.93-97

- с.93-97 + подобрать загадки о животных, растениях болота;

- с.93-97 + найти информацию о необычных объектах или явлениях болота.

Лугами называют группы растительных сообществ, образованных травянистыми растениями, развивающимися при средних условиях увлажнения. Растительные сообщества, образующие луга, очень разнообразны. Их разнообразие вызывается степенью увлажненности почвы. Так, например, луга на сильно увлажненных почвах характеризуются растительным сообществом, образованным лисохвостом и мятликом болотным. Для лугов с умеренно увлажненными почвами наиболее типичны разнотравно-бобовые или злаково-разнотравные растительные сообщества.

На лугах преобладают многолетние злаки с мощной корневой системой: овсяница, мятлик, ежа, лисохвост, тимофеевка и другие. Много трав из семейства бобовых. Растут также растения из других семейств, составляя разнотравье луга. Это колокольчики, лютики, ромашки, луго вые васильки, поповник, герань, подмаренник и другие.

Растения разнотравных растительных сообществ луга в большинстве случаев образуют хорошо выраженную дернину. Дернина состоит из плотно сомкнувшихся и переплетенных корней и корневищ злаков и осок.

Луга используют для сенокошения и для выпаса скота. Наиболее ценное сено получают с тех лугов, где больше половины всех растений сообщества составляют высокие злаки и бобовые травы. На участках лугов, где пасется скот, трава низкая. Здесь много растений розеточных и ползучих, стойких к вытаптыванию.

Болота - это сообщества, расположенные на участках суши, избыточно увлажненных стоячими или проточными водами, занятых растениями, способными развиваться при повышенной влажности.

Болота возникают либо при зарастании озер, на дне которых из отмерших растений образуется торф, либо при заболачивании суши, если на почве поселяются зеленые мхи и сфагнумы.

В первом случае озеро, если его прибрежья не глубоки, зарастет с краев тростником, камышом, осокой и другими растениями. Их стебли и листья, отмирая к зиме, накапливают торф на дне озер. Озера мелеют и постепенно превращаются в сплошные травянистые болота. Если озеро у берегов глубоко, то на его поверхности образуется ковер из плавающих растений - сабельника, вахты, белокрыльника и других.

Ковер из переплетенных стеблей этих растений колышется под тяжестью человека, что опасно, и наступать на него не следует.

На таком своеобразном ковре поселяются мхи. Нижние части мхов, отмирая, падают на дно и постепенно заполняют все озеро. Озеро таким образом превращается в болото.

Растения, поселяющиеся на торфе, своими подземными органами не соприкасаются с грунтом, что приводит к обеднению их минерального питания. Выживают только растения, для которых такое минеральное питание окажется достаточным. Создается новое растительное сообщество из болотных кустарничков и немногочисленных видов травянистых растений: подбел, пушица, болотный мирт, росянка, голубика, багульник, клюква, осоки.

Иное растительное сообщество возникает на тех болотах, где корни растений доходят до грунта. Многие растения таких болот обладают значительными размерами, как, например, рогоз, хвощи, тростник и другие.

Количество видов растений, населяющих растительные сообщества болот, достаточно разнообразно. Здесь растут разные виды осок, ситников, водяной подорожник, сусак зонтичный, лютик длиннолистный, калужница, поручейник, вербейник, виды ежеголовки, сабельник и многие другие.

Вода в болотах холодная и нагревается только с поверхности. Особенно холодная вода в глубине болота, так как торф почти не пропускает солнечное тепло. Корни растений плохо всасывают холодную воду и, находясь в воде, страдают от ее недостатка. Страдают растения и от недостатка воздуха, потоку что болотная почва им бедна. Поэтому лишь немногие растения хорошо приспособились к жизни на болоте.

Особую группу составляют растения водоемов. Они имеют ряд признаков, связанных с жизнью в воде. Так, корни и корневища многих водных растений имеют особую ткань с полостями для запасания воздуха.

Подводные органы имеют увеличенную наружную поверхность, которая создается путем рассечения листьев на многочисленные доли, как у роголистника и лютика водяного, или путем образования тесьмовидных листьев, как у рдестов. Такое строение органов облегчает и увеличивает доступ кислорода в растение из воды, обедненной воздухом.

У самого берега пруда или озера растут береговые растения: частуха, сусак, осока, лютики. Дальше, на небольшой глубине, поселяются камыш и тростник. Их корни и нижние части стеблей обычно погружены в воду, а верхние части образуют высокие заросли. Еще дальше, на значительно большей глубине, растут водные растения с плавающими листьями. Это кувшинка с белыми и кубышка с желтыми цветками.

На больших глубинах в воде живет много различных водорослей, а из цветковых - роголистник и узколистные рдесты.

В водоемах живут небольшие цветковые растения, свободно плавающие на поверхности воды. Это ряска и пузырчатка.

Урок по окружающему миру на тему:

Природное сообщество – болото.

Тема: природное сообщество - болото.

Цель: познакомить учащихся с природным сообществом – болото.

Задачи урока:

    Дать представление о болоте, о его разнообразном растительном мире;

    Раскрыть значение болот для человека и природы;

    Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения;

    Формирование ценностного отношения к миру живой природы.

Литература:

Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Окружающий мир, 3 класс, часть 2. – Самара, издательский дом «Федоров», 2010.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный момент.

    Подготовительный этап (работа в группах).

Какие ассоциации у вас возникают при слове «болото»? запишите слова-ассоциации на листочках, поделитесь своими мыслям и чувствами в группе. Используя слова-ассоциации, напишите текст на тему “Болото”. Прочитайте в группе тексты друг другу, выберите один для чтения всему классу.

В народе говорят: “Болото, с одной стороны, беда, а с другой – кладезь добра”. Какие мысли и вопросы возникли у вас по поводу данной пословицы? Поделитесь ими в группе и представьте всему классу.

    Работа по теме.

Сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие на болото, узнаем особенности этого природного сообщества, познакомимся с его удивительным и разнообразным растительным миром, поговорим о значении болот для человека и природы.

Давайте вспомним, что такое природное сообщество?

Какие природные сообщества мы с вами уже изучили?

Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Лес не был бы лесом, если бы его заросли не перемежались болотами.

С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми, и с хвостами!

Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Самые увлажнённые участки болот носят название топи. Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей. Люди старались обходить болота стороной.

Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. Они перестали верить в “нечистую силу”, и болота открыли человеку свои тайны.

Болотом называют избыточно увлажнённые участки суши, но без сплошного зеркала воды на поверхности и со слоем торфа не менее 30 см.

Болото – это особое природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Болота и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв. км.

Болото может появиться на месте заросшего озера.

Больше всего болот в тайге и в тундре.

Идёшь по лесу и видишь: деревья растут всё реже, под ногами чавкает пропитанная водой земля. И вот перед вами болото.

На болоте мы можем увидеть все этажи растительности: деревья, кустарники, травы, кустарнички, грибы и мхи.

На болоте можно встретить и деревья. Такие как ива, ольха, ель, береза, сосна.

Вместо йода и ваты можно использовать мох сфагнум.

Среди мха встречаются тонкие стебельки пушицы с белыми клочками “ваты” наверху.

Из трав на болтах много осоки.

Встречаются на болотах камыши.

Когда идёшь по болоту в жаркий день, чувствуешь, что воздух здесь какой-то особенный. С полчаса походишь – голова будто бы одурманена, иногда и разболеться может.

Это всё от запаха вечнозелёного ядовитого багульника – невысокого кустарника, обычно растущего на болотах.

Другой болотный кустарник – вереск. Он, как и багульник, оставляет на зиму зелёные листочки и с ними прячется от мороза под снегом.

Растут на болоте и ягодные кустарнички.

Отгадайте их:

Когда весною талые

Сойдут с болот снега,

Они, как бусы алые,

Усеют берега. (Клюква)

Листики – с глянцем,

Ягодки – с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки. (Брусника)

Голубые ягодки

Повисли на кусточке.

Голубые ягодки

Зелёные листочки. (Голубика)

Росло – повыросло

Из кустов повылезло.

На кончике закрутилось

Красным цветом заискрилось. (Морошка)

На болоте часто раздаются «вздохи». Это выходят газы, образующиеся на глубине болота из-за гниения остатков растений и других организмов.

Болота – рай для размножения разных насекомых. А так как есть насекомые, то на болоте очень много насекомоядных земноводных – лягушек, жаб, тритонов. Раз есть земноводные, появляются их враги – змеи. В наших болотах водятся ужи и гадюки.

Из земноводных вы лучше всего знакомы с лягушками. Польза от лягушек, как и от жаб, огромная. Они поедают много насекомых, слизней, спасая растения от вредителей.

На зиму лягушки прячутся в ямках, закапываясь в ил. Весной же громкий «лягушачий концерт» возвещает, что вновь вернулось тепло.

На болоте встречается мелкое растение – росянка. Это растение – хищник. Оно не захотело погибать на бедных болотистых почвах и приспособилось ловить и есть насекомых.

    Итог урока.

С каким природным сообществом мы сегодня с вами познакомились?

Какие животные обитают на болоте?

Почему на болотах очень много земноводных?

    Домашнее задание.

Дети записывают слова и обсуждают свои мысли в группе.

Учащиеся обсуждают пословицу в группах, затем делятся своими мыслями со всем классом.

Дети отвечают на вопросы.

Дети закрывают глаза и внимательно слушают.



Похожие статьи