Значение имен вера надежда любовь софья. Вера, Надежда, Любовь и мать их София – когда мучениками становились дети

Родилась София в Риме 20 апреля б года до нашей эры. Ее родители были богатыми людьми, отец занимал высокую должность в римской армии. Когда Софии исполнилось шестнадцать лет, у нее умерла мать, и через год отец выдал ее замуж. Муж Софии тоже был военачальником. Жили они дружно и счастливо, и София родила мужу трех прекрасных дочерей. Девочки не походили друг на друга ни внешностью, ни характерами. Единственное, что их объединяло, - они все были очень красивы. Старшая - Вероника (Вера) родилась 2 августа 12 года. Она была высокого роста, ходила с гордо поднятой головой и на всех посматривала свысока. Была малоразговорчива. Веронику трудно было в чем-то переубедить, она всегда упорно стояла на своем, даже если была не права.
Темноволосая кареглазая малоулыбчивая девочка всегда выглядела не по годам серьезной.
Средняя - Надежда родилась 18 ноября 15 года.
Мечтательная девочка иногда так далеко улетала в своих мыслях, что не всегда слышала, когда ее кто-нибудь звал. Любила одиночество, характером обладала мягким и добрым. Темно-русые волосы, зеленые глаза, невысокий рост, стройная фигурка - вот портрет Надежды.
Младшая - Любовь родилась 11 февраля 19 года.
Нежная, ласковая, заботливая и очень подвижная девочка. Удержать на одном месте ее было просто невозможно. Ее белокурая головка мелькала то здесь, то там. Девочку постоянно окружали кошки, собаки, птицы. Она постоянно о них заботилась - кормила и уберегала от мальчишек.
Если Любовь в чем-то была виноватой, то ее ясные голубые глаза, полные слез, с такой мольбой смотрели на мать, что София просто не могла сердиться, а тем более наказывать свою любимицу.
Когда самой младшей, Любочке, исполнилось четыре года, у Софьи умер отец. Еще молодая женщина не успела оправиться от одной беды, как через год в ее дом пришла следующая - погиб муж. И если бы не дочери, которые требовали к себе внимания и заботы, София вряд ли оправилась бы от этого удара судьбы. Но не зря говорят: «Пришла беда - отворяй ворота». Так получилось и у Софии. Спустя два года новое несчастье пришло в ее семью.
Семилетняя непоседливая Любовь, взобравшись на дерево, не удержалась и сорвалась вниз. После падения девочка осталась лежать неподвижно - она могла шевелить только руками, ноги же не слушались ее вовсе. Ноги потеряли чувствительность, и девочка совершенно не ощущала боли. Произошло это 27 мая 26 года.
София даже не знала, что и делать, к кому только не обращалась за помощью отчаявшаяся мать. Спасение пришло неожиданно через два года. У мужа подруги Софии Анны был постоялый двор. Однажды ее муж пригласил хозяина каравана на вечернее чаепитие, и тот стал рассказывать о том, где они побывали и что видели интересного.
Караванщик поведал, что на окраине Римской империи, в Иудее, есть человек, который несет людям новую веру, он исцеляет больных и, говорят, даже воскрешает мертвых.
Подруга Софии Анна сразу же на следующий день рассказала ей об этом. Софии даже не пришлось долго упрашивать караванщика, тот сразу же согласился помочь женщине.
Она не хотела бросать своих детей одних, и поэтому спустя неделю София, Вера, Надежда и Любовь - все вместе тронулись в путь. Неподвижная Люба лежала на повозке, а ее мать и сестры сидели рядом с девочкой.
29 октября 28 года София и ее дочери прибыли в Иерусалим. Иисус Христос, а именно о нем и говорил караванщик, был в это время в Галилее на горе Фавор. Туда и отправились на следующий день путешественницы из Рима.
Любочка встала на ноги спустя неделю после встречи с Иисусом Христом. Но София не спешила возвращаться домой, да и спешить-то особенно было не к кому. Девочки были рядом с ней, больше дома ее никто не ждал, а рядом с Иисусом было так спокойно и надежно.
Денег, которые она взяла с собой, ей хватало на все расходы, поэтому София могла неотступно находиться возле Иисуса Христа.
25 декабря 28 года София вместе с дочерьми приняла крещение у апостола Петра.
София, Вера, Надежда и Любовь были рядом с Иисусом до последнего его часа, и они видели распятие Сына Божиего. Никто из них не хотел верить в то, что они больше никогда не увидят этого замечательнейшего из людей.
София и ее девочки были в числе тех, кто спустя две недели после казни Иисуса под покровом ночи вырыл глубокий ров и спрятал в землю крест, на котором распяли Сына Божиего. Для того чтобы скрыть исчезновение именно этого креста, сторонники Иисуса заодно закопали в землю и два других креста, на которых были распяты два разбойника. Благодаря этому поступку настоящий крест Иисуса был сохранен для потомков и его не растащили на дрова местные жители сразу после казни.
София и девочки часто приходили на Голгофу и проводили время вместе с другими христианами в молитвах и разговорах об Иисусе. Так продолжалось до 25 ноября. В эту ночь София увидела сон - к ней пришел Иисус и просил не горевать о нем, так как сейчас он, как никогда, счастлив, находясь рядом с Отцом своим. И если она готова, продолжал Сын Божий, то пусть идет и несет веру Христову от селения в селение, от человека к человеку, несмотря на трудности и испытания, которые встретятся на ее пути.
26 ноября 28 года София и девочки отправляются из Иерусалима в путешествие по странам. Они побывали в Персии, Малой Азии, Греции и прошли по всей Римской империи. Останавливаясь почти в каждом селении, София рассказывала об Иисусе Христе, о новой вере и новом учении.
Многим людям ее речи казались крамольными, в некоторых местах ее не хотели даже слушать. Но так было не везде и не всегда. Часто женщину с девочками пускали в дом на ночлег и очень внимательно слушали ее рассказ, иногда веря, иногда сомневаясь в услышанном. Неутомимую проповедницу добрые люди снабжали едой и заботливо предлагали ей отдохнуть и набраться сил.
1 июля 31 года римские солдаты схватили Софию и ее дочерей в трехстах километрах от Рима.
София, Вера, Надежда и Любовь были доставлены в столицу и преданы суду за вероотступничество, за измену своим римским богам. От них требовали публичного отречения от веры Христовой на глазах всего города.
Но София была непреклонна. Не сдались и не испугались пыток, которым их подвергли, и девочки - Вера, Надежда и Любовь. Их казнили 30 сентября 31 года. Всех четверых повесили.
Через четыре дня их тела сняли и похоронили на местном кладбище. Самой младшей из них, Любови, было только двенадцать лет.

Каждый год православные христиане отмечают прекрасный праздник – День Веры, Надежды и Любови. Это имена трех сестер, которые стали символом истинного мужества и стойкого духа, настоящим примером христианской благодетели. Отмечают праздник 30 сентября. В этот день почитают память святых великомучениц и их матери по имени София. Все женщины с именами Вера, Надежда и Любовь 30 сентября празднуют именины.

История праздника

В Древнем Риме жила женщина по имени София. Было у неё три дочери: Вера (Пистис), Надежда (Элпис) и Любовь (Агапэ). Девочкам на тот момент было 12, 10 и 9 лет. Согласно историческим фактам в Риме во II веке большинство людей были язычниками. София же исповедовала христианство, поэтому дочерей воспитывала именно в этой вере.

В один из дней императору Адриану сделали донос об этом факте. Он отдал приказ обратить женщину и ее дочерей в языческую веру, но они отказались. В результате случилось самое страшное, что может ожидать мать. На ее глазах казнили трех дочерей. Они были обезглавлены. Римский император Адриан предал мужественных и верующих сестер страшным пыткам за их несогласие соблюдать языческие каноны.

За это старшей Вере отрезали грудь, Надежду изрезали ножами, а самую младшую Любовь пытались сжечь. Благодаря молитвам и вере они оставались невредимыми. Императора это привело в гнев, поэтому он приказал обезглавить праведных сестер. Софию после этого он решил помиловать, но сердце матери не вынесло горя. Спустя трое суток она умерла на могилах дочерей – Веры, Надежды и Любови.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София – раннехристианские святые, жившие во 2 веке и мученически умершие за свою веру. 30 сентября по новому стилю Православная церковь вспоминает святых мучениц-отроковиц вместе с их матерью.

В русской народной традиции долго сохранялись обычаи, которых придерживались в этот праздник, названный в простонародье Всесветные бабьи именины, Девичий день или Всесветная бабья выть.

Первые известные жизнеописания святой Софии и её дочерей относятся к 7-8 векам . Они были составлены на греческом, болгарском, армянском, грузинском и латинском языках. На старославянский житие перевели из греческого до 9 века.

В греческом варианте Вера, Надежда и Любовь именовались соответственно Пистис, Елпис, Агапэ. Эти имена можно увидеть на некоторых иконах святых. Греческое имя София, что значит «премудрость», в переводе сохранилось.

Наиболее полное житие великомучениц составлено специалистом по церковной истории архиепископом Черниговским Филаретом (Гумилевским).

История церковного праздника восходит ко временам правления римского императора Адриана, а это 117-138 годы . Христианка София с мужем и тремя детьми жили в Милане. Будучи обеспеченной, семья постоянно занималась делами милосердия.

Дети воспитывались в христианских добродетелях, их учили ценить не материальные блага, а деятельно и с любовью относиться к ближним. Девочки находили примеры для подражания в поведении родителей, черпали знания и мудрость из Священных книг.

Оставшись вдовой, София раздала имущество бедным и отправилась с дочерьми в Рим. Узнав из донесений о благочестивой жизни этой семьи и непреклонной вере в Христа , император повелел привести Софию с детьми во дворец.

Зная, как поступали с христианами в языческой Римской империи, предвидя испытания, мать призвала дочерей не отрекаться от веры ни при каких обстоятельствах и молиться Всевышнему о даровании сил перенести все муки.

Прибыв к Адриану, святые открыто объявили себя христианами и отказались принести жертвы языческой Артемиде. Надеясь образумить Софию и её детей, император поселил их к знатной женщине Палладии, язычнице. Той никакими ухищрениями не удалось склонить семейство к отречению от Христа.

По истечению трёх дней София с 12-летней Верой, 10-летней Надеждой и 9-летней Любовью снова стояли перед императором. Он приказал привести их на беседу по очереди.

Сначала говорили с Верой - старшей сестрой. Она поражала правителя своей твёрдостью и разумными ответами . Тогда девочку подвергли истязаниям, отрезая части тела; положили на раскалённую решетку, бросили в горящую печь и кипящий котёл со смолой.

Святая была невредима и радостно воспринимала все муки . Во время казни мать поддерживала дух дочери и вместе с ней молилась Господу укрепить силы в испытаниях. После зверских мучений Веру обезглавили.

По примеру старшей сестры Надежда не отреклась от Единого Бога . Её тоже били и сдирали кожу железными когтями, привязав к дереву. Потом, невредимую, бросили в огонь, не оставивший на её теле следов.

После этого хотели умертвить её в котле с кипящей смолой, но котёл лопнул и обжёг мучителей. Тогда девочке тоже, как и сестре, отрубили голову.

9-летняя Любовь претерпела не менее страшные истязания . Её привязали к колесу и били палками, после чего безуспешно жгли на костре и в конце концов тоже отрубили голову.

Все пытки происходили на глазах у матери, которая до конца вытерпела душевную муку и вместе с детьми молилась своему Богу. Останки своих дочерей София похоронила 30 сентября на холме у 18-го столба на Аппиевой дороге, в пригороде столицы империи.

Три дня она молилась о детях на их могиле, а потом тихо скончалась. Христиане похоронили её тело возле места погребения Веры, Надежды и Любови.

Подвиг веры трёх девочек и их матери Софии остался в памяти людей и передавался из поколения в поколение.

В 8 веке при папе Римском Павле I святые мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии перенесли в новую церковь Святого Сильвестра на Марсовом поле в Риме, а в 777 году – во Францию, в бенедиктинское аббатство г.Эшо, что недалеко от Страсбурга. Небольшая часть мощей осталась в монастыре святой Иулии.

Святую Софию стали считать покровительницей аббатства . Паломники со всего мира приезжали поклониться мощам святых Веры, Надежды, Любови и их матери. В 1143 году игуменьей обители была построена гостиница для многочисленных паломников.

Во времена французской революции монастырь разорили, а мощи пропали . Восстановление сохранившейся в бывшем аббатстве церкви Святого Трофима началось в 1898 году. В 1938 году епископ Шарль Руш из Рима привёз в Эшо частицы мощей святой Софии.

Одну из них положили в расписанный изображениями эпизодов из жития святых отроковиц и их матери саркофаг 14 века (в нём хранились до исчезновения святые мощи Софии и её девочек). Другая частица мощей была запечатана в реликварий. Здесь хранятся мощи и в наши дни.

Празднуя память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, их матери, мы празднуем торжество христианских добродетелей , стремимся любить друг друга и любить Бога, чтобы окружающий мир стал добрее.

Вспоминаем стойкость веры одних из первых христиан – вдовы Софии и её детей, ужасаясь пережитым ими нечеловеческим мучениям и понимая, что сила не в телесной мощи, а в нисходящей на верующих благодати Святого Духа.

Эта благодать и поднимает человеческий дух над всем мирским, творит чудеса.

30 сентября особо поздравляют всех, кто носит имя Веры, Надежды, Любови, Софии . Святые мученицы являются их небесными покровителями.

На Руси этот день считался «бабьими именинами», или «Вселенской бабьей вытью». Начинался он с плача. Вспоминая святых Софию и её детей, оплакивали их муки, а также свои беды и горести родственников, близких. Считали, что плач убережет семью на весь год от больших и малых неприятностей. Девушки и юноши собирались в этот день на своеобразные посиделки, где пытались найти свою вторую половинку.

Замужние женщины в церкви покупали три свечи, две ставили перед образом Спасителя, а третью брали домой. В полночь её закрепляли в середине круглого хлеба и читали подряд 40 раз заговор о мире и согласии в доме . Утром всем членам семьи раздавали по кусочку каравая.

Образ Святых сестёр и матери их Софии в Православии один из самых почитаемых. В православной иконописи чаще всего в центре находится младшая из отроковиц Любовь, вокруг неё стоят сёстры, а сзади – их мать.

София изображена укрывающей, обнимающей детей или указывающей путь. Сёстры чаще всего держат в руках крест как символ мученичества. На некоторых иконах Веру изображают с Евангелием в руках, Надежду – с лампадой, Любовь – со свитком, а их мать Софию – с крестом.

Обычно одежды у великомучениц красного цвета, символизирующего пролитую кровь . Есть и одиночные, именные, иконы. Дома их уместнее всего хранить рядом со сборным образом четырёх мучениц.

В западной иконописи Веру, Надежду и Любовь изображают взрослыми девушками – символами добродетелей христианства . Веру зачастую на иконах пишут с крестом в руках, Надежду – держащей якорь, а Любовь – окружённую маленькими детьми.

Святых Веру, Надежду и Любовь, а также их мать Софию почитают в Православной церкви широко. Имена мучениц имеют символическое значение:

  • София значит «премудрость Божия» , она является матерью христианских добродетелей веры, надежды и любви.
  • Вера – это уверенность в том, что судьба человека, препорученная Богу , во благо и спасение самого человека. Это единение с Богом, доверие к Божьим дарам, убеждённость в Его силе и милости.
  • Без надежды не может быть веры , так как это есть переживание уверенности в повсеместной и ежеминутной Божьей защите, если мы соблюдаем Его заповеди.

Любовь для христианина – это то, в чём состоит смысл человеческой жизни . Она определяет отношения людей друг с другом, отношение к Богу и к себе как творению Божьему и Его образу. Именно любовь считал апостол Павел главной из всех добродетелей:

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»

Наиболее чтимая в наше время икона Веры, Надежды, Любови и их матери Софии (17 века) была написана Карпом Золотарёвым и находится в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря (Москва ).

В Троице-Сергиевой Лавре находится ныне образ святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, датируемый 15 веком.

Помолиться перед иконой можно в храмах во имя сестёр-великомучениц и их матери в Санкт-Петербурге, на Миусском кладбище в Москве, в Кирове, Днепропетровске, Казани, Бобруйске, Вятке и многих других городах.

О чём же молятся перед образом мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии? Эта икона является одной из «семейных» .

  • К ней обращаются с молитвой об укреплении семьи, о взаимопонимании между родителями и детьми, о здоровье детей и их благополучии.
  • Перед святым образом просят уберечь семью от недоброжелателей, детей – от плохого влияния.
  • Помогают святые мученицы женщинам в их просьбах о даровании хорошего мужа, зачатии долгожданных детей, благополучных родах, исцелении женских болезней и заболеваний суставов.
  • Святая мученица София, пережившая утрату мужа и одна воспитывавшая детей, а потом ставшая свидетельницей их смерти, избавит от скорби и уныния из-за потери близких, укрепит в вере, поможет найти выход из трудных ситуаций.
  • По вере икона даёт силы противостоять жизненным невзгодам и принимать мудрые решения.
  • Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София также являются небесными заступницами за всех своих тёзок в их житейских нуждах.

Вас, святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ей же покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас грешных, да упование на благая не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную ниспослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Царя царей и Господа господствующих, да сохранит под покровом Церковь Свою святую. Со слезами умиленно припадающее к вам, вашего теплаго предстательства пред Богом усердно молим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

30 сентября 2018 года православная церковь отмечает праздник великих святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Этот церковный праздник в простонародье называют еще Бабьими именинами. С этой датой связывают множество интересных традиций, которые дошли до наших времен. В данной статье речь пойдет о краткой истории праздника, а также о том, какими делами можно заниматься в этот день, а на какие наложен запрет.

История праздника

Итак, 30 сентября отмечается церковный праздник, полное название которого - День святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. История своими корнями уходит глубоко в прошлое. Это случилось во 2 веке в Италии. В одном из городов жила София и было у нее три дочери. Они исповедовали христианство. Тогда были достаточно тяжелые времена в плане религии, так как в Италии большинство людей были язычниками. Однако, мать и девочки совершенно не скрывали своей веры, за что и поплатились. Семью подвергли жестоким испытаниям, а потом расправились с ними. Все четыре мученицы, претерпевшие страдания во имя Христа, были причислены к лику святых.

Молитва Вере, Надежде, Любови и матери их Софии о любви

«О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие! К вам ныне со усердною молитвою притекаем. Что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия добродетели пребывающия, во ихже образ нареченныя, самою вещию оныя явисте? Умолите убо Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, и сохранит, и Того славу, яко солнце незаходимое, зрети да сподобит. Споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных, и щедрот Своих да сподобит нас Христос Бог, Емуже славу возсылаем, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Что можно и нужно делать в этот день

В старину люди считали, что в этот день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии необходимо выговориться, поплакать, высказать все свои страхи и обиды вслух. Выплакав все накопившиеся слезы и высказав весь негатив, считалось, что человек получал так называемый оберег на один год, который защищал семью от всего плохого.

Бабьи именины отмечали стандартно и с широким размахом 3 дня. А для тех, кто родился в этот день, пекли особенные угощения. Молодые люди устраивали смотрины, знакомились друг с другом. Если между парнем и девушкой образовалась взаимная симпатия, шли знакомиться с родителями. И спешили это сделать побыстрее, так как 14 октября - праздник Покрова, с приходом которого начинался свадебный сезон.

Для тех женщин, которые вышли замуж, рекомендовалось в этот день сохранять мирную и спокойную обстановку в семье. Для этого они организовывали специальные обряды. Приобретали в церкви 3 свечи, 2 из них ставили там же перед иконой Иисуса Христа. Третью приносили домой. Когда время близилось к полуночи эту свечу втыкали в центр хлебного изделия. Потом поджигали и 40 раз говорили об исчезновении всего дурного из дома и просили о том, чтобы в нем поселился мир и спокойствие. Когда наступало утро, этим хлебом кормили всех, кто обитал в доме, за исключением гостей. Необходимо было крайне аккуратно кушать хлеб, не проронив ни крошки, но в случае, если крошка падала на пол, ее обычно не выкидывали.

Что нельзя делать в этот день

В этот день женщинам не разрешалось работать, в том числе нельзя было выполнять даже мелкую домашнюю работу. Им нужно было только плакать и плакать. И поэтому праздник получил еще одно неофициальное название - Бабье вытье. Весьма интересный факт - в этот день рекомендовалось рыдать без исключения всем женщинам, которые хотели получить заветное семейное счастье, а также любимого суженного.

Вконтакте

Жившие во 2 веке и мученически умершие за свою веру. 30 сентября по новому стилю Православная церковь вспоминает святых мучениц-отроковиц вместе с их матерью.

В русской народной традиции долго сохранялись обычаи, которых придерживались в этот праздник, названный в простонародье Всесветные бабьи именины, Девичий день или Всесветная бабья выть.

История

Первые известные жизнеописания святой Софии и её дочерей относятся к 7-8 векам . Они были составлены на греческом, болгарском, армянском, грузинском и латинском языках. На старославянский житие перевели из греческого до 9 века.

В греческом варианте Вера, Надежда и Любовь именовались соответственно Пистис, Елпис, Агапэ. Эти имена можно увидеть на некоторых иконах святых. Греческое имя София, что значит «премудрость», в переводе сохранилось.

Наиболее полное житие великомучениц составлено специалистом по церковной истории архиепископом Черниговским Филаретом (Гумилевским).

Церковного праздника восходит ко временам правления римского императора Адриана, а это 117-138 годы . Христианка София с мужем и тремя детьми жили в Милане. Будучи обеспеченной, семья постоянно занималась делами милосердия.

Дети воспитывались в христианских добродетелях, их учили ценить не материальные блага, а деятельно и с любовью относиться к ближним. Девочки находили примеры для подражания в поведении родителей, черпали знания и мудрость из Священных книг.

Оставшись вдовой, София раздала имущество бедным и отправилась с дочерьми в Рим. Узнав из донесений о благочестивой жизни этой семьи и непреклонной вере в Христа , император повелел привести Софию с детьми во дворец.

Зная, как поступали с христианами в языческой Римской империи, предвидя испытания, мать призвала дочерей не отрекаться от веры ни при каких обстоятельствах и молиться Всевышнему о даровании сил перенести все муки.

Прибыв к Адриану, святые открыто объявили себя христианами и отказались принести жертвы языческой Артемиде. Надеясь образумить Софию и её детей, император поселил их к знатной женщине Палладии, язычнице. Той никакими ухищрениями не удалось склонить семейство к отречению от Христа.

По истечению трёх дней София с 12-летней Верой, 10-летней Надеждой и 9-летней Любовью снова стояли перед императором. Он приказал привести их на беседу по очереди.

Сначала говорили с Верой — старшей сестрой. Она поражала правителя своей твёрдостью и разумными ответами . Тогда девочку подвергли истязаниям, отрезая части тела; положили на раскалённую решетку, бросили в горящую печь и кипящий котёл со смолой.

Святая была невредима и радостно воспринимала все муки . Во время казни мать поддерживала дух дочери и вместе с ней молилась Господу укрепить силы в испытаниях. После зверских мучений Веру обезглавили.

По примеру старшей сестры Надежда не отреклась от Единого Бога . Её тоже били и сдирали кожу железными когтями, привязав к дереву. Потом, невредимую, бросили в огонь, не оставивший на её теле следов.

После этого хотели умертвить её в котле с кипящей смолой, но котёл лопнул и обжёг мучителей. Тогда девочке тоже, как и сестре, отрубили голову.

9-летняя Любовь претерпела не менее страшные истязания . Её привязали к колесу и били палками, после чего безуспешно жгли на костре и в конце концов тоже отрубили голову.

Все пытки происходили на глазах у матери, которая до конца вытерпела душевную муку и вместе с детьми молилась своему Богу. Останки своих дочерей София похоронила 30 сентября на холме у 18-го столба на Аппиевой дороге, в пригороде столицы империи.

Три дня она молилась о детях на их могиле, а потом тихо скончалась. Христиане похоронили её тело возле места погребения Веры, Надежды и Любови.

Подвиг веры трёх девочек и их матери Софии остался в памяти людей и передавался из поколения в поколение.

В 8 веке при папе Римском Павле I святые мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии перенесли в новую Святого Сильвестра на Марсовом поле в Риме, а в 777 году – во Францию, в бенедиктинское аббатство г.Эшо, что недалеко от Страсбурга. Небольшая часть мощей осталась в монастыре святой Иулии.

Святую Софию стали считать покровительницей аббатства . Паломники со всего мира приезжали поклониться мощам святых Веры, Надежды, Любови и их матери. В 1143 году игуменьей обители была построена гостиница для многочисленных паломников.

Во времена французской революции монастырь разорили, а мощи пропали . Восстановление сохранившейся в бывшем аббатстве церкви Святого Трофима началось в 1898 году. В 1938 году епископ Шарль Руш из Рима привёз в Эшо частицы мощей святой Софии.

Одну из них положили в расписанный изображениями эпизодов из жития святых отроковиц и их матери саркофаг 14 века (в нём хранились до исчезновения святые мощи Софии и её девочек). Другая частица мощей была запечатана в реликварий. Здесь хранятся мощи и в наши дни.

Празднуя память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, их матери, мы празднуем торжество христианских добродетелей , стремимся любить друг друга и любить Бога, чтобы окружающий мир стал добрее.

Вспоминаем стойкость веры одних из первых христиан – вдовы Софии и её детей, ужасаясь пережитым ими нечеловеческим мучениям и понимая, что сила не в телесной мощи, а в нисходящей на верующих благодати Святого Духа.

Эта благодать и поднимает человеческий дух над всем мирским, творит чудеса.

30 сентября особо поздравляют всех, кто носит имя Веры, Надежды, Любови, Софии . Святые мученицы являются их небесными покровителями.

На Руси этот день считался «бабьими именинами», или «Вселенской бабьей вытью». Начинался он с плача. Вспоминая святых Софию и её детей, оплакивали их муки, а также свои беды и горести родственников, близких. Считали, что плач убережет семью на весь год от больших и малых неприятностей. Девушки и юноши собирались в этот день на своеобразные посиделки, где пытались найти свою вторую половинку.

Замужние женщины в церкви покупали три свечи, две ставили перед образом Спасителя, а третью брали домой. В полночь её закрепляли в середине круглого хлеба и читали подряд 40 раз о мире и согласии в доме . Утром всем членам семьи раздавали по кусочку каравая.

Икона и ее значение

Образ Святых сестёр и матери их Софии в Православии один из самых почитаемых. В православной иконописи чаще всего в центре находится младшая из отроковиц Любовь, вокруг неё стоят сёстры, а сзади – их мать.

София изображена укрывающей, обнимающей детей или указывающей путь. Сёстры чаще всего держат в руках крест как символ мученичества. На некоторых иконах Веру изображают с Евангелием в руках, Надежду – с лампадой, Любовь – со свитком, а их мать Софию – с крестом.

Обычно одежды у великомучениц красного цвета, символизирующего пролитую кровь . Есть и одиночные, именные, иконы. Дома их уместнее всего хранить рядом со сборным образом четырёх мучениц.

В западной иконописи Веру, Надежду и Любовь изображают взрослыми девушками – символами добродетелей христианства . Веру зачастую на иконах пишут с крестом в руках, Надежду – держащей якорь, а Любовь – окружённую маленькими детьми.

Святых Веру, Надежду и Любовь, а также их мать Софию почитают в Православной церкви широко. Имена мучениц имеют символическое значение:

  • София значит «премудрость Божия» , она является матерью христианских добродетелей веры, надежды и любви.
  • Вера – это уверенность в том, что судьба человека, препорученная Богу , во благо и спасение самого человека. Это единение с Богом, доверие к Божьим дарам, убеждённость в Его силе и милости.
  • Без надежды не может быть веры , так как это есть переживание уверенности в повсеместной и ежеминутной Божьей защите, если мы соблюдаем Его заповеди.
  • для христианина – это то, в чём состоит смысл человеческой жизни . Она определяет отношения людей друг с другом, отношение к Богу и к себе как творению Божьему и Его образу. Именно любовь считал апостол Павел главной из всех добродетелей:

    «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

    Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»

Наиболее чтимая в наше время икона Веры, Надежды, Любови и их матери Софии (17 века) была написана Карпом Золотарёвым и находится в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря (Москва ).

В Троице-Сергиевой Лавре находится ныне образ святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, датируемый 15 веком.

Помолиться перед иконой можно в храмах во имя сестёр-великомучениц и их матери в Санкт-Петербурге, на Миусском кладбище в Москве, в Кирове, Днепропетровске, Казани, Бобруйске, Вятке и многих других городах.

О чем им молятся?

О чём же молятся перед образом мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии? Эта является одной из «семейных» .

  • К ней обращаются с молитвой об укреплении семьи, о взаимопонимании между родителями и детьми, о здоровье детей и их благополучии.
  • Перед святым образом просят уберечь семью от недоброжелателей, детей – от плохого влияния.
  • Помогают святые мученицы женщинам в их просьбах о даровании хорошего мужа, зачатии долгожданных детей, благополучных родах, исцелении женских болезней и заболеваний суставов.
  • Святая мученица София, пережившая утрату мужа и одна воспитывавшая детей, а потом ставшая свидетельницей их смерти, избавит от скорби и уныния из-за потери близких, укрепит в вере, поможет найти выход из трудных ситуаций.
  • По вере икона даёт силы противостоять жизненным невзгодам и принимать мудрые решения.
  • Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София также являются небесными заступницами за всех своих тёзок в их житейских нуждах.

Молитва

Вас, святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ей же покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас грешных, да упование на благая не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную ниспослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Царя царей и Господа господствующих, да сохранит под покровом Церковь Свою святую. Со слезами умиленно припадающее к вам, вашего теплаго предстательства пред Богом усердно молим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Похожие статьи