Родственный клан Рамзана Кадырова. Характеристика некоторых чеченских тейпов Нашхой и Зурзакхой

Чеченцы: нация или мафия?

"Нет постыдных способов добывать деньги,стыдно не иметь денег".
Чеченская пословица

Примечательно, что такой небольшой народ, как чеченцы, - чуть более миллиона человек, проживающих на северных отрогах Кавказа,- смог приобрести почти мифический ореол. Мифический в отрицательном смысле. Всякий раз, когда речь заходит о российской организованной преступности, рано или поздно произносят слово "чеченец".
И не только в России. В Праге, Берлине, Лондоне и в других городах, затронутых российской преступной волной, чеченцев приводят в качестве примера жестокости российских банд.
Не касаться чеченцев в разговоре об организованной преступности в странах бывшего Советского Союза так же бессмысленно, как, описывая итальянскую мафию, не привести в пример Сицилию.
Имеется очевидное сходство между Чечней и Сицилией, которое может объяснить коечто в преступной традиции: недоверие к центральным властям, а также семейные связи и клановая сплоченность, которая крепче других общественных связей. И в обоих отношениях ключ к современной ситуации следует искать в истории.
Колонизация Чечни Россией была жестокой и кровавой. Настолько кровавой, что как в царское, так и в советское время существовала строгая цензура в отношении этой главы в русскосоветской истории.
Но чеченцы выжили не только как нация. Им удалось сохранить свои особые свойства благодаря той системе сект и братств, которую не могла поломать никакая центральная власть.
Клановая структура чеченского общества уходит корнями в средневековье, когда на этой территории появился ислам.
Вместе с новой религией пришли и тарикаты, строгие мусульманские братства или орденасообщества, которые действуют в Чечне по сей день. Два тариката сегодня наиболее сильны, это - наджбандия и кадирия.
Кадирия стала самым сильным братством в Чечне в конце Xix века и разделилась тогда на три ветви: кунта-хаджийцы, батал-хаджийцы и бамат-хаджийцы.
Кунта-хаджийцы придерживались мирных методов, в то время, как батал-хаджийцы имели свою кастовую систему и проповедовали джигитизм: смелость, жестокую дисциплину, военное искусство и беспощадность к врагам.
Именно тарикат баталхаджи обвинялся в том, что во время Великой Отечественной войны он перешел на сторону немцев. Чеченцы - члены этого братства - убивали красноармейцев и командиров Красной Армии и грабили военные склады. За это была наказана вся чеченская нация. Ее руководители были уничтожены, а народ выслан со своей родины.
Кровь чеченцев, пролитая во время сталинского геноцида, все еще свежа в памяти народа.
Тарикаты помогли чеченцам сохранить крепкую внутреннюю организацию. Они основаны на замкнутости и скрытности.
Баталхаджийцы имеют "черную кассу" для своих молодых учениковмюридов и для оказания помощи своим учителям. Одновременно эта касса подобие общака воров в законе - является фондом для помощи попавшим в тюрьму или их семьям.
Эти деньги используются на все, что может способствовать усилению экономического и политического влияния братства.
Чеченские кланы отличает привязанность к оружию. Оружие - это часть культуры и поэтому с самых ранних лет мальчика-чеченца учат обращаться с оружием. Назначение мужчин - быть воинами и кормильцами.
С начала 60-х годов чеченцы почти забыты властями, пока в начале 80х годов, в последние годы советской власти, они вдруг не "вынырнули" в столице.
Чеченцы начинают наводить мосты в Москве, приобретая влияние на разных уровнях. Когда контроль со стороны государства в начале 80-х годов ослабевает, они выходят на первый план и завоевывают большое влияние в преступном мире. Агрессивно захватывая территории и особые области деятельности других банд, они сумели быстро приобрести репутацию закаленных и хорошо организованных вымогателей.
Первая попытка мафии разделить "пирог" под названием Москва была предпринята в 1988 году в Дагомысе у Черного моря.
Но с самого начала она оказалась обреченной на неудачу, поскольку в дележе не участвовали важные стороны, в том числе чеченцы. "Мы собираемся взять Москву, как сицилийцы заняли НьюЙорк и Чикаго", - был их ответ на попытки разделить столицу мирным путем.
Существует непосредственная связь между властью бывшего президента Дудаева в Чечне и преступными синдикатами в российских городах. Дудаев грозил превратить Москву в район бедствия, имея в виду как раз те криминальные группировки, которые лояльно относились к освободительным устремлениям Чечни и уже утвердились в столице.
Прямая связь чеченских банд с властями в Грозном была укреплена в результате судебного процесса в Москве в 1991 году.
Тогда "Ходжа" Нучаев, "Руслан" Атлангериев и Геннадий Ложбанидзе (Гена Шрам) были приговорены к длительному тюремному заключению за вымогательство, но вскоре освобождены на основании поддельных документов, предъявленных милицией Чечни.
А вскоре Нучаев и Атлангериев были приняты на службу в правительстве Чечни.
Чеченская преступность отличается своими традициями от советской.
У чеченских преступников существует только один вор в законе по имени Султан.
Участие в действиях вооруженных банд, строжайшая дисциплина и общая цель близки к чеченской традиции и могут объяснить, почему именно эта разновидность преступности оказалась столь успешной в новой России.
Чеченским организациям присуща строгая иерархия. Долг повиноваться носит всеобщий характер. Но при этом не создаются пирамиды власти, как это было в коммунистической партии. Чеченское братство или банда скорее напоминает снежинку с четким центром и лучами, образующими вокруг него самостоятельный рисунок.
Центр - совет старейшин.
Старейшина не обязательно должен быть старым. Самое главное - его должны уважать равные с ним и подчиненные.
Назначение совета состоит в принятии стратегических решений, касающихся всего братства, и в регулировании внутренних отношений между разными кланами, входящими в братство.
В совете старейшин отсутствует собственно вождь, но тот, кто отвечает за общую "черную кассу", может считать себя первым среди равных. Известно, что не позднее, чем осенью 1992 года, некий Муса, называемый также Старик, занимал этот пост в Москве.
27 ноября 1992 года на седьмом этаже гостиницы "Украина", в центре Москвы, Муса проводит встречу со ста пятьюдесятью руководителями разных чеченских банд со всей России. На этом собрании Муса требует новых, более эффективных методов работы, более жесткого управления и координации между разными чеченскими группами.
Вот эти-то группы или кланы и образуют лучи снежинки. Каждое такое ответвление обладает большой автономией и правом самостоятельно вести свои дела. Члены клана называются просто "людьми".
Стоит заметить, что по данным милиции, менее половины членов в чеченских группировках составляют чеченцы, В бандах, называемых "чеченскими", встречаются представители всех бывших советских народов, в том числе и славянских.
Объединяет кланы - помимо совета старейшин - наличие профессиональных убийц, которых привлекают в тех случаях, когда конфликт решается при помощи оружия Убийцы не относятся к какому-то отдельному клану, а могут быть привлечены по решению совета. Как правило, вооруженная группа или убийца-профессионал посылается из одного города в другой с разовым поручением, чтобы милиция не могла обнаружить связи с местным кланом.
Для управления этой деятельностью у чеченцев существует собственная разведывательная служба. Глава ее по кличке Ахмет располагает не менее чем пятьюстами квартирами и другими тайными убежищами в Москве, используемыми для конспиративных встреч и секретных сообщений, или мест, где укрываются агенты и профессиональные убийцы.
В Москве чеченские банды составляют три крупные группы: Центр, Останкино и Южный порт.
Центральная группа, которую возглавляет Лечи Исламов, контролирует свыше трехсот фирм, а также проституцию (мужскую и женскую) во многих крупных гостиницах.
Останкинская группа во главе с Мамудом Большим контролирует продажу мебели, продуктов и компьютеров, а также осуществляет перевозки в Грозный, столицу Чечни.
Южный порт Москвы, где сосредоточены значительные речные перевозки, является известным криминальным районом. Там имеется группа, возглавляемая ныне убитым в межклановой разборке Николаем Сулеймановым по прозвищу Хоза. Самый большой доход эта группа имеет от торговли автомобилями и деталями к ним.
Если прогуляться по улицам Грозного, то скоро станет понятно, какой товар движется в Чечню взамен печатаемых здесь фальшивых российских денег и изготавливаемых автоматов "Борус" ("Волк"). Это автомашины.
В течение года, к примеру, в местный автомобильный регистр были внесены десятки "роллсройсов" и "феррари-тестаросса", не говоря уже о несметном количестве американских и японских автомобилей, о которых в этом небольшом горном государстве несколько лет назад не могли и мечтать.
Как оказались здесь эти символы высокого положения?
Способов много, но честных среди них мало. Самое простое - обычные кражи и нападения на машины в ночное время как в странах СНГ, так и за их пределами.
По данным берлинской полиции, чеченцы часто были замешаны в кражах у российских войск, которые размещались на немецкой земле.
Но для получения автомобилей понастоящему высокого класса чеченцы предпочитают страховые мошенничества при участии представителей Запада. Если у господина Вебера в Гамбурге имеется шикарный "мерседес", то ему могут предложить, скажем, цену в десять тысяч марок. Сумма не так уж велика, но зато нет и риска от прямой кражи.
Соль сделки в том, что герр Вебер подождет с заявлением в полицию о краже в течение трех дней. Если он сделает это раньше, ему не поздоровится.
Если господин Вебер сдержит обещание, то чеченский "покупатель" успеет вывезти машину из Германии и ввести ее в бывший Советский Союз через какой-нибудь приграничный пропускной пункт, где у него имеются контакты.
А дома, в Грозном, он купит регистрационные документы, подлинные или фальшивые - по желанию.
В Германии же автомобиль объявляется бесследно пропавшим, а потерпевшей стороной оказывается страховая компания, услугами которой пользуется герр Вебер.
История его автомобиля может получить продолжение.
Чеченскому владельцу наскучил его "мерседес" или он хочет еще более роскошный автомобиль.
И вот он продает его через посредника бизнесмену Сергею Петрову из Ростова-на-Дону, готовому заплатить значительную сумму за несколько подержанный "мерседес" (на котором снова появляются немецкие номера).
Чего не знает Петров, так это того, что последним владельцем автомобиля является чеченец, а у того остались копии ключей.
Как только Петров заканчивает запутанные хлопоты по регистрации своей новой машины, она необъяснимым образом исчезает и опять оказывается в Грозном.
Этот фокус можно повторять в Курске, Воронеже, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.
Войны между бандами, в которых замешаны чеченцы, относятся к наиболее кровавым. Объяснение не только в том, что сами чеченцы быстро хватаются за оружие, несомненен так-же и этнический аспект. Одним из символов чеченцев является мишень, а будучи нацией отщепенцев, они стали прекрасными бойцами.
Противопоставление "белых" и "черных" - славян и кавказцев, если использовать этнические термины, существовало задолго до теперешних войн между бандами. Но стрельба пошла всерьез, когда новые банды стали делить Москву на территории и подчинять себе выгодные предприятия.
Для чеченцев, прибывших в Москву извне, власть оружия является одним из наиболее действенных способов показать свою силу и решительность. Войны у себя дома также приучили их к мысли, что человеческая жизнь немного стоит.
Поначалу в перестрелки ограниченно вовлекались люди, которые были непосредственно замешаны в деятельность банд, например, таксисты в крупных аэропортах и перед гостиницами. Затем она превратилась в настоящую расовую войну, когда посторонние люди с внешностью южан оказывались в опасной зоне, а чеченцев убивали только за то, что они чеченцы.
Этот конфликт достиг своей вершины в начале 1993 года, когда бандой из Ивантеевки были убиты три чеченца. Пятьсот членов чеченских кланов собрались на встречу, на которой пятеро из ивантеевской банды были приговорены к смерти. Несколько чеченцев взяли на себя поручение исполнить приговор.
Когда русские группы узнали об этом, они объединились под лозунгом "Москва - русским!" Чеченцы были объявлены отверженными.
В ответ на это чеченцы попытались объединить в единый фронт различные группы с Кавказа против московских банд.
Милиция в известной мере узаконила подобные этнические войны. Например, после попыток путчей и различных политических демонстраций она использует свои особые права, чтобы выслать из столицы десятки лиц "кавказской национальности".
В качестве борьбы с организованной преступностью такие меры малодейственны, потому что банды имеют своих информаторов в милиции и ключевые персоны всегда успевают оказаться в безопасности.

Андрей КОНСТАНТИНОВ

На чтение 6 мин. Просмотров 7k. Опубликовано 29.07.2015

Кто правит Чечней. Клан Кадырова. Как выстроена вертикаль управления в Чечне и кто занимает ключевые должности в республике

На прошлой неделе в управлении Чечней произошли перестановки. Администрацию главы республики возглавил 27-летний бывший мэр Грозного со знаковой фамилией – Ислам Кадыров.

Семья

– Однофамильцев у нас нет, – обтекаемо говорят в Чечне, намекая на родство, способствующее карьере.

Ислам Кадыров – племянник Рамзана Кадырова, сын двоюродного брата главы республики, который и сам, кстати, возглавляет республиканское БТИ. У руля чеченской столицы Ислам Кадыров встал в возрасте 25 лет. До этого он уже успел поработать заместителем председателя правительства и министром по земельным и имущественным отношениям.

«Рамзан Кадыров вручил Зарган Кадыровой орден имени Ахмата Кадырова» – это не шутка. Это реальный факт из чеченской жизни. Зарган Кадырова – родная сестра Рамзана, которая является помощником главы республики (то есть своего брата) по дошкольному образованию. Она открывает садики, является почетной гостьей на всех праздниках.

Зулай Кадырова – тоже родная сестра. Но должность занимает повыше – заместитель управделами главы Чеченской республики, и ее имя более известно. Во время одной из поездок в приграничный Хасавюрт дагестанские полицейские пытались проверить личности двух ее вооруженных телохранителей. Зулай встала на защиту подчиненных и, оступившись, нечаянно сломала руку. Через час на месте происшествия уже был ее брат в сопровождении своей охраны. Горячие кавказские парни, к счастью, разошлись без стрельбы. Однако тот конфликт еще долго аукался его зачинщикам.

Сестры Кадырова замужем, но носят свою фамилию, а не мужей. От такой фамилии добровольно не отказываются. Мужья и дети сестер также заняты в управлении республикой: министр транспорта и связи Рамзан Черхигов, управделами президента Якуб Закриев, первый заместитель председателя парламента Салман Закриев, руководитель УФМС Сахаб Закриев. начальник управления ГИБДД Шамхан Денилханов – брат жены Рамзана Кадырова, Медни Кадыровой.

Племянник Рамзана, 25-летний Идрис Черхигов, возглавлял такую серьезную структуру, как Совбез республики. Позже дядя переставил его на должность главы Курчалоевского района, где находится вотчина Кадыровых – укрепленное селение Центорой.

Именная серебряная медаль весит 1 кг

В Чечне сложилась эксклюзивная ситуация даже для Кавказа. Такой откровенно клановой системы нет даже в других северокавказских регионах, не говоря уже о средней полосе России , – считает зав. сектором Кавказа Центра региональных и цивилизационных исследований РАН Энвер Кисриев. – Но такое положение устраивает Москву, так как оно обеспечивает главное для республики и всего региона в целом – устойчивость и четкое управление. Кадыров подчиняется Москве, а Кадырову подчиняется Чечня. Такое положение вещей обусловлено послевоенным состоянием республики, а также опасностями, которые до конца не искоренены.

Враги

– У Кадырова много не то что недоброжелателей, а откровенных врагов, в том числе и смертельных. Отсюда желание окружить себя людьми, на которых можно опереться. И личная преданность ценится в современной Чечне больше, чем профессиональный опыт и знания, – убежден чеченский правозащитник, попросивший не называть его имени. Чечня – регион, где никогда точно не знаешь, как твое слово отзовется.

Правозащитники еще ищут людей, бесследно пропавших в республике. Ищут, зная, что вряд ли найдут. Похитители в масках не представляются, не имеют отличительных знаков. Действуют то ли от власти, то ли против власти, то ли вообще работают под нее. Но большая часть случаев относится к прошлому. Последний раз люди в черных масках появлялись на уничтожении домов родственников боевиков, напавших на Грозный в декабре 2014 года. Современная Чечня уже достаточно твердо встала на мирные рельсы, чтобы не бряцать оружием, а действовать силой убеждения. На улицах все чаще попадаются не вооруженные молодые люди, а парни, воздействующие только блеском глаз и силой слов. Это адепты Рамзана и его курса – работники Центра духовно-нравственного воспитания и развития ЧР. Своего рода кавказские дружинники, которые следят, чтобы девушки «правильно» одевались, молодые люди вели себя как следует, а в кафе не продавали спиртное. И в Чечне все знают: с этими правилами игры лучше согласиться.

Друзья

– Бесспорно: Чечня продемонстрировала реальное экономическое чудо. Скачок, который осуществила республика, уникален, – считает Кисриев.

Доказательств этих слов невозможно не замечать: чеченская столица превратилась в один из самых благоустроенных и новых городов в России. Здесь нет разрухи. Как нет и политической оппозиции. Но первое можно увидеть наглядно.

Самая высокая в России 400-метровая башня с ресторанами, салонами, апартаментами, элитными квартирами будет построена в 2018 году. Восстановление и стройка в республике идут за счет фонда семьи Кадыровых, куда «добровольно-принудительно», как писал «Коммерсант», сбрасывается практически каждый бизнес и чуть не каждый чеченец. Руководит фондом мать Кадырова – Аймани. А первый взнос делал сам Рамзан, продав личные «Жигули».

Безопасность в Чечне сейчас превыше всего. Поэтому силовые структуры республики возглавляют только приближенные к Рамзану люди – родственники или самые верные друзья. Как члены семьи Адама Делимханова, депутата Госдумы, которого сам Кадыров охарактеризовал «ближе, чем брат» и «человек, который может меня сменить». В ближний круг входят также Абузайд Висмурадов («Патриот»), возглавляющий личную охрану Кадырова, и Магомед Даудов («Лорд»), спикер парламента. Кулак и голос – тоже часть клана, но благодаря не кровному родству, а «чему-то большему». «Лорд» – бывший боевик, вышедший из леса и присягнувший на верность Рамзану – получил прозвище от Кадырова за свой «английский» стиль в одежде. Про «Патриота» Висмурадова ходят легенды, что он вычисляет даже тех, кто плохо пишет про Рамзана в интернете. Наверняка байки, но очень показательные.

Кадырову нужны во власти люди, которым он безгранично доверяет. Доверять безгранично на Кавказе принято членам своей семьи и проверенным друзьям.

Между тем

17 июля Рамзан Кадыров лично открыл в Гудермесе комбинат школьного питания. Там и произнес разлетевшуюся фразу, что разведется с женой, если увидит на домашнем столе привозные продукты. Комбинат входит в группу компаний «Лидер-А» – название, как вы догадываетесь, отнюдь не случайное.

Все, что имеет приставку «Лидер», в Чечне связывают с семьей Рамзана Кадырова. Глянцевый журнал о нем, сеть автозаправок, несколько предприятий пищепрома, современный агрохолдинг… «В планах комбината производство 48 видов питания с годовым объемом 48 млн условных банок, – написал чеченский лидер на собственной страничке в «Контакте». – На этой же территории действуют консервный и мясной цехи, кондитерская фабрика и молочный комбинат. Все они входят в группу компаний «Лидер-А». Кроме того, начато создание молочного комплекса на 1200 голов КРС».

Зарегистрировано предприятие в Центорое – кадыровском родовом селе. А открывать торговый дом «Лидера-А» в 2014 году приезжал тогдашний министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров.

Сегодня уже не выяснить, почему и в какое время произошло установление такой системы, как чеченские тейпы. Известно, что уже в середине восемнадцатого века нохчи (чеченцы), соединившись с ингушами, полностью сложили свой этнос. А до этого времени неизвестно, сколь долго формировались своего рода военно-экономические союзы, то есть чеченские тейпы.

Легенда

Легенды гласят, что предки чеченцев имели котёл из бронзы с выкованными на нём названиями первых двадцати тейпов, но не вошедшие в этот список котёл расплавили. Тем не менее названия изначальной двадцатки сохранились: Сесанхой Ильеси-некъе, Беной, Млли-некъе, Юбак-некъе, Центорой и остальные пятнадцать.

Чеченские тейпы объединялись и между собой. Эти крупные образования назывались тукхумы. Девять тукхумов уже в середине девятнадцатого века объединяли чеченские тейпы, коих насчитывалось сто тридцать пять. Сегодня их больше, и подразделяются они на горные, которых более ста, и равнинные, которых около семидесяти. Каждый тейп внутри делится на ветви и фамилии (гары и некъи). Главой является совет старейшин тейпа, где вершат закон самые опытные и уважаемые представители, кроме того, обязательна должность бячча - военачальника.

Чистые и смешанные

Назывались чеченские тейпы, список которых будет представлен по возможности полно, соответственно местности, где род проживал, или того дела, которым род занимался. Например, тейп Харачой (в переводе на русский - "пещера") или тейп Шарой (перевод - "ледник") явно по первому типу названы, а вот тейп Пешхой - это тейп печников, тейп Хой - стражников, тейп Дешни - ювелиры по золоту.

Есть тейпы чистые и смешанные. Нохчмакхой - так называют любой чистый тейп - сформированный сугубо из чеченцев, к остальным примешивалась и другая кровь. Гуной, к примеру, породнён с терскими казаками, Харачой - в большой мере с черкесской кровью, Дзумсой - с грузинской, а Арсалой - с русской. Таким образом, отличают смешанные чеченские тейпы. Список их более обширен, чем нохчмакхой.

Главное для тейпа - начала

Поскольку это родовой союз, здесь формируется личность каждого чеченца и ему прививаются все моральные и нравственные нормы. Постулаты эти чеченцы называют началами. Всего начал двадцать три. Некоторые здесь будут перечислены. Незыблемость и единство обычаев для всех членов тейпа без исключения - это первое начало. Второе даёт право на землевладение по общинному принципу. Третье начало вряд ли будет соответствовать представлениям остального цивилизованного мира - оно предписывает кровную месть за убийство родственника по тейпу, и это не зависит даже от близости родства. Чистые чеченские тейпы по сей день ревностно относятся к положенным началам.

Четвёртое начало запрещает инцест, то есть брак между членами тейпа невозможен. Пятое - за взаимовыручку в случае необходимости своему представителю весь тейп обязан оказывать помощь. Шестым началом чеченцы призывают почитать умерших: если умирает член тейпа, траур носят все какой-то период времени, запрещены праздники и увеселения. Седьмое начало о совете старейшин, восьмое - о выборе руководителя и военачальника, ни одна должность не передаётся по наследству. Девятое начало о представительстве, которое решает тоже совет старейшин, а десятое - о том, что должности в совете старейшин пожизненные, однако история чеченских тейпов рассказывает и о случаях смещения представителя.

Кровная месть

Третье начало, которое исповедуют чеченские тейпы и тукхумы, требует более широкого раскрытия. Итак, чир - за любого человека из представителей данного рода. Это обычай с необычайно глубокими корнями. Даже в недалёком прошлом в случае убийства целая фамилия, а иногда и тейп, был вынужден бежать в чужие земли. Ци - кровь - переходило многими десятилетиями из рода в род, пока последний представитель данной фамилии, ветви или тейпа не будет умерщвлён.

В позднейшее время кровь переходит только на одно семейство, но ранее границы чира определял совет старейшин нейтральных тейпов.

Непосредственно после убийства собирались советы старейшин и в том тейпе, где случилось несчастье, и в том, по вине которого оно произошло. В первом - принимали решение об отмщении, а во втором искали возможности к примирению. Далее шли переговоры. Если тейп убитого не был согласен на примирение, то подключались нейтральные советы старейшин. Если же и они не снискали мира, то начинали вырабатывать условия мести: как широко распространится месть, каким оружием. Убить кровника ни при каких обстоятельствах нельзя в спину и без предупреждения, в священный месяц Рамазан, а также и в другие праздники, нельзя убивать в людном месте и - тем более - в гостях.

Начало разложения системы

Цивилизация берёт своё. Исследователи уверены, что сегодня тейповая система в Чечне постепенно умирает. Крупные тейпы - например, Центарой и Беной - разрослись так сильно, что даже кровное родство забыто и возможны браки внутри тейпов. Многие из них расчленяются постепенно на всё большее количество родов, и первоначальный тейп становится тукхумом.

Многие чеченцы помнят время, когда самый юный из них мог назвать более двадцати колен собственных прямых предков. Сейчас даже о принадлежности к тейпу ответит не каждый молодой чеченец. Взрослые и пожилые люди заметно тревожатся, поскольку родство в чеченском обществе - величина основополагающая. Люди без рода-племени не могут быть чеченцами.

Знатный чеченский тейп

Ялхой, а вернее, Ялхорой, весьма знаменитый тейп. Именно из него произошла фамилия Дудаева, а также это один из немногих тейпов, в котором существовали пришлые наёмные работники, а по другим сведениям - рабский труд. Происхождение связано с кастовой профессиональной организацией, воины Ялхороя даже зарабатывали, охраняя рубежи других тейпов.

Жили в одноимённом селении, а также по всей Чечне и в Ингушетии, где основали село. Ялхоройцы были наиболее верными сторонниками Джохара Дудаева. До сих пор в этом клане существует культ воинственности и многие другие чисто горские ценности: гостеприимство, почитание женщин. Они имеют нрав решительный и в предках относят себя к людям княжеского достоинства.

Достаточно хорошо изучены лишь некоторые чеченские тейпы. Их происхождение устанавливается и подтверждается многочисленными исследованиями учёных. Об остальных известно гораздо меньше, и сведения разнятся в виду того, что собраны чаще всего из устных легенд и преданий.

Чеченский тейп Чертой (Чартой)

Это чрезвычайно интересный клан, более всего примечателен тем, что чартоевцы практически никогда не воевали, но напротив - были миротворцами и часто выступали в роли посредников в любых внутричеченских делах. Состоял либо сам со себе, либо в тукхуме Нохчмахкахой - сведения разнятся.

Имели родовое село в Чечне - Чартой-юрт, но также проживали ещё в десятке местечек Чечни и в Грузии. Из известных представителей был наиб Имама Шамиля и полковник в охране Александра Первого. Как считают чеченские тейпы - еврейского происхождения только тейп Чартой, это объясняет многие отличия этого клана от других.

Белгатой, Белтой (Билтой) и Чермой

Довольно большой и известный по всей Чечне тейп Белгатой когда-то сам существовал как часть тейпа Белтой. Легенда о происхождении очень красива. Когда-то давно случилось так, что эпидемия выкосила почти весь Белгатой, но считаные единицы выживших снова размножились и сделали свой род ещё более успешным, чем он был ранее. Это подтверждает и само название: бел - "умереть", гатто - "воскреснуть". Среди чеченцев белгатоевцы считаются весьма энергичными и работоспособными людьми.

Белтой (или Билтой) тоже многочисленный и известный клан. Отсюда произошёл политик Бейбулат Таймиев, современник Пушкина, о котором поэт писал в ходе своего путешествия в Арзрум. Народ Белтой расселяется повсюду, а в старые времена проживал в Ножайюртовском районе, на востоке Чечни. Известный род, который знает вся Тейпы ее населяют разнообразные, но вот виднейший политический деятель и нефтепромышленник Тапа Чермоев вышел именно отсюда. Расселялись в основном в Мехкетах и у родовой горы Чермой-лам, а в древности, как гласят предания, все чермойцы жили глубоко в горах.

Чеченский тейп Аллерой (Алерой)

Имя этого тейпа хранилось на легендарном котле из бронзы, принесённом предками в Нахша. Именно здесь, в расселённом по всей территории страны, но корнями опирающийся на Чечню Восточную, именно в этом клане родился экс-президент, подавшийся в бандиты. Этот тейп чистый, наряду с другими написанными на бронзовом котле входит в нахчмахкахой. Расселяется в Ножай-Юртовском и Шалинском районах.

История об аллеройцах существует примерно с пятнадцатого века, после нашествия хана Тимура, который перебил множество местных жителей и оставил в Чечне своих наместников из кабардинских князей, такровских, ногайских, джайских мурз и ханов. Чеченцы быстро размножились и стали совершать дерзкие нападения на тимуровых вассалов, пытаясь совершить реконкисту - отвоевать свои земли. Первый алл основал аул аллероев, объединил оставшихся после нашествия татаро-монголов соотечественников, чтобы защищать свои земли. Аллерой делится внутри ещё на пять тейпов, поскольку род стал многочисленным, причём считается всё ещё чистым.

Беной

Должно быть, это самый многочисленный из тейпов Чечни, как минимум - на втором месте по численности. Беноевец-миллиардер Малик Сайдуллаев утверждает, что из миллиона оставшихся чеченцев триста шестьдесят тысяч принадлежат тейпу Беной. Расселены они по всей республике, подразделяются на девять родов. Во всех войнах принимали активнейшее участие, где снискали себе неувядающую славу. Например, Байсангур Беноевский не покинул Шамиля до самого конца, несмотря на отвернувшуюся от героя военную удачу.

Огромное количество беноевцев проживает в диаспорах Передней Азии, откуда расползается по миру терроризм. А в Чечне, напротив, беноевцы считаются неуклюжими и по-деревенски хитроватыми. Однако и здесь - бесстрашны, верны слову и долгу. Из них много столетий назад составился костяк крестьянских слоёв народа, которые сбросили власть дагестанских и кабардинских правителей. Это отцы демократии гор, которая стала фундаментом этнического менталитета. Среди родов тейпа Беной есть и русская, и грузинская кровь.

Гендаргеной

Тейп тоже чрезвычайно многочисленный и знаменитый, более того - центровой, из исторического Нохчиймохка, широко расселившийся по Чечне. Дипломат и политический деятель Доку Завгаев родом отсюда. Здесь житница и для Чечни, и для Дагестана, и куда более отдалённых мест. Именно здесь существовал доисламский Нашха как культурный, политический, ритуальный и религиозный центр.

Здесь основывался Совет страны (Мехк кхелов), откуда и появились чистые чеченские тейпы, среди которых, разумеется, и Гендаргеной, чьи представители во всей истории страны занимали одно из самых видных мест. Советская власть позволила гендаргенойцам учиться, что они делали с большим успехом, чем члены других кланов. Именно поэтому этот тейп дал стране много руководителей, партийцев и хозяйственников.

Харачой и Дешни

Этот тейп знаменит своими представителями - и жившими в разные века, но снискавшими примерно равную славу. Сведения об этом клане попали в письменные русские документы очень рано, а чеченцы говорят, что именно харачоевцы стали первыми жениться на русских, что не помешало Зелимхану стать выдающимся борцом с царской властью, когда был покорён Кавказ. Чечня этот тейп очень уважает, считает наиболее умным.

Дешни - клан горный, юго-востока страны, относится к чистым тейпам. Здесь сохранились до сих пор княжеские фамилии. Один из носящих такую много лет назад смог жениться на грузинской княжне, выдав гору Дешни-лам, принадлежащую всему тейпу, за свою собственную. Теперь Дешни живут повсеместно, даже в Ингушетии.

Нашхой и Зурзакхой

Нашхо - родина чистых тейпов, является энтогенетическим центром нохчиматиенов Средневековья, о которых упоминают армянские географы девятнадцатого века. Жили на юго-востоке страны. Некоторые исследователи причисляют полностью всё население этой местности к одному тейпу. Другие - подразделяют.

Зурзакхой - тейп из исконных, даже в имени своём сохранивший средневековый этноним - дзурзук, как называли себя предки чеченцев и ингушей. Этот тейп в тукхумы не входил, всегда занимая самостоятельную позицию. Такой он был не один, ещё Садой, Пешхой, Майстой.

В современной Российской Федерации широко распространен стереотип о том, что народы Кавказа (жители как Южного, так и Северного Кавказа) неспособны строить государство, что они на генетическом уровне пронизаны коррупцией, клановой системой, и править этими регионами может только большое государство с помощью комбинации грубой силы и поддержки местных кланов. Почти на протяжении двух веков Грузия тоже управлялась подобными методами. В настоящее время наше государство частично смогло уйти от существующей системы, однако в последнее время активно рассматривается возвращение Грузии на российскую орбиту. Мы постараемся показать обратные результаты предположительного объединения в евразийском союзе на базе примеров кавказских республик, где и сегодня широко используются методы российского управления.

Республика Дагестан

Клан Шихсаидовых – состоит из этнических кумыхов. Значительные фигуры: Хизри Шихсаидов (депутат российской Думы), брат-Шихсаид Шихсаидов (бизнесмен), сын Д. Шихсаидов (заместитель председателя национального совета Дагестана), племянник Мурад Шихсаидов (бывший вице-премьер и министр сельского хозяйства), племянник Джамбулатов (ректор академии сельского хозяйства). В клан входит также достаточно влиятельный род Курбановых и Алиевых. Бывший губернатор Дербентского района Курбан Курбанов, Нариман Курбанов (председатель экологического комитета национального совета Дагестана), Асият Алиева (председатель комитета образования). В 90-х годах Хизри Шихсаидов был связан с такими известными рэкетирами, как Гаджи Махачев, Магомед Гаджиев (тот же "Мага-фикса"), Шамиль Гасанов (тот же "Кусок"), Хамзат Ахмедов (тот же "Гамсахурдия") и др. Они стоят за немалыми фактами похищений и убийств людей, происшедших в 90-х годах. Клан Шихсаидовых контролирует хлебный бизнес, часть банковской сферы. Им также доступны дотации, перечисленные из центрального бюджета Российской Федерации. Основными сторонниками клана являются этнические кумыхи. Клан находится в противостоянии с кланом Алиевых, зато в хороших отношениях с кланом Саида Амирова и олигарха Сулеймана Керимова.

Клан Саида Амирова – этнический даргуец, однако его клан интернациональный. Его лидер, Саид Амиров, мэр города Махачкала. Он потерял конечности в результате осуществленных на него нападений. Главными союзниками Амирова являются его племянники (со стороны сестры) Джамалладин Гасанов и Магомедкадыр Гасанов (депутаты Думы от ЛДПР и "Единой России"), депутаты совета Дагестана Ферзият Багандова, Газимагомед Абдуллаев, Адил Кабардиев, Сефер Алиев, Пикрет Раджабов, бизнесмен Владимир Ашурбеков, Саидпаша Умаханов (бывший начальник администрации Хасавюрты), Акбар Акаев (бывший мэр Буйнакска). Клан Амирова контролирует строительную сферу и черный бизнес черной икры. По инициативе Саида Амирова в городе Махачкала вкладывается инвестиция в пять миллиардов долларов для строительства микрорайона "Лазурный берег". Предположительно, у Амирова есть финансовые интересы и в этом проекте. В Дагестане Саид Амиров известен, как относительно менее коррумпированный и сравнительно независимый от Москвы политик. Его даже называют "железной рукой" из-за непримиримой борьбы с повстанцами. Саид Амиров дистанцируется от правящих кланов Алиевых и Леваша.

Клан Леваша (тот же клан Магомедовых) – клан состоит из даргуйцев, проживающих в левашском районе. Один из главных эго родоначальников, бывший секретарь ЦК Дагестанской ССР и в последующем президент республики Дагестан Магомедали Магомедов (по кличке "Дед"). С его приходом в политику связано усиление в Дагестане системной коррупции. Его сын Магомедсалам Магомедов в настоящее время является президентом Дагестана. Губернаторы многих районов и мэры нескольких городов по происхождению являются выходцами из левашского района и родственниками Магомедалиевых. Этот клан в латентном противостоянии с кланом Алиева. Правящая элита максимально на всех уровнях осуществляет устранение этнических хунзов от управления республики. С левашевским кланом, и конкретно нынешним президентом связана актуализация вопроса дидойцев с целью нарушения этнического единства хунзов. Клан леваша владеет многими легальными и нелегальными (азартные игры и проституция) бизнесами. Клан в хороших отношениях с олигархом Сулейманом Керимовым.

Клан Насруддинова – клан интернациональный. Его лидер Магомедхусейн Насруддинов. Он владелец дочерней компании Газпром "Даггаз". Его главные союзники депутат Керим Гусейнов и бывший гендиректор "Даггаз" Рафик Асланбеков, зять Гусейнова. Клан известен т.н. "газовыми войнами" с бывшим губернатором Хасавюрты Алхаматовым. Причиной "войны" было перераспределение сфер влияния в энергетической сфере. Кроме монополии газа, другими активностями клан не отличается. На политической арене Магомедхусейн Насруддинов поддерживает клан леваша.

Клан хунзов – укомплектован этническими хунзами. Его наиболее видающийся представитель бывший президент Дагестана Муху Алиев. А также можно выделить бывшего кандидата в президенты Магомеда Магомедова. В настоящее время клан ослаб, и сферы его влияния связаны лишь с локальным бизнесом. На нынешней политической карте Дагестана наиболее видным представителем хунзов является мэр города Хасавюрты Сайгидпаша Умаханов. Он в противостоянии с правящей элитой. Его часто обвиняют в покровительстве мятежникам. Несмотря на это, влияние Умаханова ограничивается только городом Хасавюрты и прилегающими к нему территориями.

Сулейман Керимов – этнический лезгин, известный олигарх. В его владении крупная компания "Нафто-газ". Он владеет 4,5% акций в Газпроме, 6% в Сбербанке, 75% в "Полиметал", 25% "Уралкал". А также он владелец футбольного клуба "Анжи". Согласно журналу "Форбс" у него состояние в 7,8 миллиардов долларов, и в рейтинге российских олигархов он на 19 месте. С именем Сулеймана Керимова связаны скандальные выборы в Дербенте, когда на пост градоначальника в результате грубого вмешательства Сулеймана Керимова был избран Казимахомедов. Среди протеже Сулеймана Керимова называют следующих депутатов: Абдулгамид Емиргамзаев и его племянник Руслан Гаджиев ("Справедливая Россия "). У Керимова были натянутые отношения с бывшим президентом Дагестана Муху Алиевым. Сегодня он поддерживает правящий клан. В настоящее время Керимов занят благотворительностью. Особо большим авторитетом пользуется Керимов в Южном Дагестане, в регионах, населенных лезгами, и говорящих на языках лезгийской группы.

Республика Чечня

Клан Кадырова – этот клан часто называют именем клана Центерой. Собственно Рамзан Кадыров является представителем бенои теип (теип- родовая-племенная единица чеченцев и ингушей). В его ближайшее окружение входит его двоюродный брат, называемый правой рукой Адам Делимханов. В руках родственников Кадырова, или его ближайшего окружения, все чеченские силовые ведомства. Вог главе спецбатальона "Север" стоит полковник Алимбек Делимханов (брат Адама Делимханова), спецбатальона "Юг" капитан Анзор Даудов, батальона "Запад" Саид-Магомед Какиев. В родном селе Кадырова Центрой (бывший Хоси-Юрты) размещен кадетских корпус, где ведется военное учение детей 14-15 лет, родственников и соплеменников Кадырова. Дворцовым бизнесменом Рамзана Кадырова считается олигарх Руслан Байсаров. Кадыров в хороших отношениях с владельцами крупного капитала братьями Бажаевами. У клана Кадырова монополизирован весь существующий в Чечне крупный бизнес. Помимо Чечни, Кадыров активно старается расширить влияние в Ставропольской области, Москве, Ингушетии и Дагестане. Силовые ведомства Кадырова активно действуют в тех странах Европы, где есть чеченская диаспора. Кадыров активно следует суфистскому тарикату шейха Кунта Хаджи и силовым путем борется с любым проявлением импортированного из Аравии салафитского (т.н. вахабитского) ислама.

Клан Ямадаева – тот же клан Гудермеса, во главе которого стояли братья Ямадаевы. В течение ряда лет Селим Ямадаев командовал неконтролируемым Кадыровым спецотрядом ГРУ, батальоном "Восток". Подобно "Востоку", существовал спецбатальон ГРУ "Запад", который на сегодня подчиняется Кадырову. После оккупации Цхинвальского региона отношения между Рамзаном Кадыровым и Ямадаевыми обострились, что завершилось ликвидацией Ямадаевых. В настоящее время клан Ямадаевых уничтожен, и не имеет никакого влияния в Чечне.

Республика Ингушетия

Правящий клан – данный клан представляет нынешний правитель Ингушетии Юнусбек Евкуров, и его команда. Собственно Евкуров является кадром, сформированным в лоне ГРУ. На его счету десантная спецоперация в городе Приштине в Косово, в результате которой был осуществлен захват аэропорта Приштина. В ближайшее окружение Евкурова входят: Муса Чилиев (председатель правительства республики Ингушетии), Уваис Евкуров (брат Евкурова) , а также олигарх Муса Келигов. Уваис Евкуров контролирует нефть и газоснабжение Ингушетии. Его нередко называют "Уваиснефть". Кроме того, у клана Евкурова перераспределены транши, перечисленные из Москвы. Учитывая, что Ингушетия является одной из самых дотационных республик на Северном Кавказе, объем траншей должен быть довольно большим.

Михаил Гуцериев – этнический ингушский олигарх. В течение долгого времени жил в Лондоне. Согласно журналу Форбс, его состояние насчитывает 2,5 миллиардов долларов, и в рейтинге проживающих в России бизнесменов он занимает 38 место. В его владении фирмы "Руснефть", "Русский уголь", "Моспромстрой" а также британская компания GCM Global Energy Inc. Осуществляет добычу нефти на территории Азербайджана и Казахстана. Его брат Сайт-Салам Гуцериев и племянник Михаил Шишханов тоже крупные бизнесмены. Гуцериев активно занят благотворительностью в разных регионах России. В Ингушетии его деятельность связана с финансированием предвыборной кампании бывшего президента Мурада Зязикова. Имя Гуцериева фигурировала во время приобретения активов грузинского олигарха Бидзины Иванишвили в России. Весной 2010 года состоялся телефонный разговор Гуцериева и Юнус-Бек Евкурова, однако детали неизвестны. В настоящее время финансовый потенциал Гуцериева на территории Ингушетии в меньшей мере использован.

Республика Северная Осетия - Алания

Клан Мамсурова – правящий клан Северной Осетии. Долгое время Мамсуров опирался на криминального авторитета Тамерлана Дзабиева ("Тамик"), убитого в 2010 году во Владикавказе. Одним из наиболее значительных источников доходов Мамсурова и его окружения в Северной Осетии является бизнес спирта. К списку бизнесменов, приближенных Мамсурова, можно причислить бывшего владельца пивоварни "Балтика" Таймураза Болоева, и водочного магната Таймураза Бокоева. Определенное влияние есть у Мамсурова на территории оккупированного Цхинвальского региона. В нынешнем противостоянии Кокойти-Тедеева он поддерживает Эдуарда Кокойты и его клан. Серьезного политического оппонента у команды Мамсурова нет.

Республика Кабардино-Балкария

Клан Канокова – этот клан объединен вокруг инвестиционного холдинга "Синдика", учредителем которого является собственно правитель нынешней Кабардино-Балкарской республики Арсен Канокоев. В "Синдику" входят до 70 предприятий, разбросанных по всей территории России. В политику он пришел из бизнеса. К окружению Канокова причисляют криминальных авторитетов Алисага Шогенцукова ("Аликос"), Альберта Назранова ("Негр"). В числе сторонников Канокова называют также "Союз добровольцев войны в Абхазии", в составе которого криминальный авторитет Казбек Яхагоев ("Яха"), и другие. Клан Канокоева также контролирует горнолыжные курорты, что становится причиной раздражения балкарцев. Лояльностью к Канокову отличается "Всемирная ассоциация черкесов" и ее президент Кашонби Ажахов.

Республика Карачаево-Черкесия

Клан Деревых - клан состоит из этнических черкесов. В течение долгого времени его лидером был мэр города Черкесск, Станислав Дерев, скончавшийся в 2006 году. Деревы отличаются финансовой силой и латентной поддержкой черкесских националистов. В их владении фирма "Меркурий", включающая сеть предприятий по всей республике. В политическом спектре нынешней Карачаево-Черкесии роль Деревых минимальная. Клан в напряженных отношениях с карачаевскими и черкесскими кланами.

Клан Арашуковых – подобно клану Деревых, этот клан тоже состоит из черкесов. Возглавляет его Рауль Арашуков. В его владении следующие фирмы: "Ставрополькрайгаз" (дочерняя фирма Газпром), "Ставрополькартон", "Артекс-Юг", "Адюх", "Недра -2004" и др. Арашуков поддерживает хорошие отношения с ингушским олигархом Михаилом Гуцериевым. Внутри республики они сотрудничают с локальным кланом Тамбиевых (этнические карачаевцы). Сам А. Тамбиев является заместителем "Ставропольрегионгаз". Он также вкладывает инвестиции в сельское хозяйство.

Клан Хапсироковых – тоже укомплектованный этническими черкесами. Во главе Назир Хапсироков. Он содействовал приходу к власти бывшего президента Мустафы Батдиева и его клана. Клан отличается большими финансовыми возможностями. В собственности "Хапсика" (кличка Назира Хапсирокова) крупный банк "Мабатекс", а также другие фирмы, разбросанные по Российской Федерации. Клан Хапсирокова в настоящее время в альянсе с карачаевским кланом Айбазовых. Эти последние обвиняются в убийстве перспективного черкесского политика, Фрала Шебзухова. В настоящее время клан Хапсироковых вкладывает инвестиции в горно-курортной зоне Домбаи.

Клан Батдиева – состоит из этнических карачаевцев. Во главе клана бывший президент Карачаево-Черкесской республики Мустафа Бадтиев. Нынешний президент Рашид Темрезов осмысливается как раз таки членом клана Батдиева. Клан владеет разного рода бизнесами на территории республики и за ее пределами.

Клан Айбазовых – этнические карачаевцы. Возглавляет клан Ратмир Айбазов (кличка "Циклоп"). Он владел строительной фирмой, строящей крупные объекты в разных регионах. Он финансирует карачаевский фонд Эльбрусоид, который занимается разными культурными мероприятиями, и преследует целью возрождение и сохранение карачаевской культуры. Клан Айбазовых смог заслужить благорасположение одного из титульных этносов Карачаево-Черкесии, абазов, что в последующем было использовано для политической борьбы с черкесскими кланами.

Республика Адыгея

Правящий клан – во главе нынешний правитель республики Адыгея Аслан Тхакушинов. Вообще адыгейская республика отличается от остальных кавказских республик тем, что здесь в меньшей мере представлена клановая система, и чувствуется больше интеграции с южными регионами Российской Федерации, например, с Краснодарской областью.

На республику сильно влияют власти краснодарского края в лице ее главы Александра Ткачева. Проектом Ткачева считается русская организация в республике Адыгея, "Славянский союз", лоббирующая интересы проживающих в Адыгее этнических русских и присоединение республики к Краснодарскому краю.

Традиционное чеченское общество переживает сейчас сложный процесс интеграции в сложившиеся в XX-XXI веках межнациональные и общественные процессы. Трансформации, зачастую проходящие под серьезным влиянием извне, неизбежно разрушают и оставляют в прошлом исторические формы существования чеченского народа, его интереснейшие внутренние связи. «Вестник Кавказа» рассказывает о некоторых особенностях организации чеченского (шире – вайнахского) общества, которые неизбежно будут потеряны в наступившем веке.

Главное, чем выделяются вайнахские народы (чеченцы, ингуши и бацбийцы) среди прочих северокавказских – сохранившаяся и в XX веке родоплеменная (тейповая) структура организации народа.
Вайнахский род (тейп) представлял собой несколько сыновьих групп – гаров (ветвей рода, так как тейп состоял лишь из отцелинейных родственников, исключая их жен – членов другого тейпа), которые могли назвать имя своего реального предка и в свою очередь делились на более мелкие группы: семья (доьзал) и другие.

Тейпы (роды) были объединены в тукхумы – военно-экономические союзы, не связанные между собой кровным родством, но объединенные в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника и экономического обмена.

Несмотря на главенство мужчины, женщина имела такие же наследственные права. Так, дочь наследовала равную долю с братом, а мать – наравне с детьми. И лишь позже, с установлением шариата (гражданского права мусульман), традиционное адатное право вайнахов трансформировалось в систему, в которой при разделе состояния главы дома сын получал полную долю, дочь – полдоли, а жена – одну восьмую.

С середины XIX века в связи с модернизационными процессами в самой Чечне, а также обретшей серьезные масштабы миграцией чеченцев в столичные и соседние регионы России, традиционная тейповая структура вайнахского общества стала разрушаться, уходя в легенды и воспоминания стариков.

Современные ученые, в частности Л.С.-Э.Басханова, отмечают, что «Разложению тейпа и исчезновению его как реальной социальной категории способствовали:
1) Рост внутренних противоречий и несоответствие тейпа как социального института новым социально-экономическим реалиям;
2) Отсутствие необходимости в социально организующих функциях тейпа в связи с появлением государственных учреждений (имамат Шамиля, царская администрация и т.д.);
3) Нарушение принципа единой территории тейпа;
4) Отсутствие единых экономических и политических интересов у различных патронимических групп тейпа в связи с нарушением принципа единства территории;
5) Принятие патронимией на себя функций, определяемых особенностями национального менталитета, прежде всего кровной мести.
Чеченский тейп из социальной организации превратился в категорию мифологическую, в категорию нравственного порядка. И как категория мифологическая тейп становится в представлении чеченцев идеальной организацией всеобщего равенства и справедливости».

В чем же коренная причина слома такой крепкой и основанной на прочных морально-нравственных и кровных основаниях системы? М.М.Юсупов пишет, что за последние десятилетия «коренным образом изменилась психология рядового чеченца: это уже не крестьянин, привязанный к своей земле и традиционным ценностям», а обедневший индивидуум, уже оторванный от своих крестьянско-традиционных корней, но еще не нашедший своего места в индустриальной городской среде. В связи с этим «социологи отмечают упрощение иерархии социальных связей в чеченском обществе и архаизацию различных сторон общественных отношений, что представляет собой серьезную угрозу для развития чеченского народа как нации».

Между тем, в последнее время процесс послевоенного восстановления Чечни происходит стахановскими темпами. Чеченская республика безоговорочно лидирует среди субъектов СКФО по темпам социально-экономического развития, хотя это не отменяет серьезных проблем, вставших перед чеченским (равно как и перед другими северокавказскими) народом. И традиционные ценности вовсе не обречены, как это может показаться, глядя на большинство западных обществ, выступивших в индустриальную и постиндустриальную эпоху.

Общинный принцип организации общественного быта не только сохраняется, но велением современности является признание джамаатно-кантонных объединений (то есть реалий сельской территориальной общины). В этих объединениях должны действовать адатно-шариатные суды (суды по обычному и мусульманскому праву), в ведение которых следует отнести широкий круг вопросов, касающихся внутренней жизни общины: нарушение прав женщин, семейно-брачные отношения, процедуры улаживания различный споров, в отдельных случаях даже связанные с убийством (процедура примирения кровников)». Сегодня все больше говорят о необходимости сохранения норм поведения, диктуемых традиционными установками.

Стоит также вспомнить недавние случаи примирения «кровников» и враждующих родов в Чечне и Ингушетии с помощью старейших моральных авторитетов и по инициативе глав республик.

Продолжение следует…

Алексей Балашов , специально для « «



Похожие статьи