Кафедральный храм христа спасителя. Основные размеры храма христа спасителя

Ровно 80 лет назад — 5 декабря 1931 года — в Москве прогремел взрыв, уничтоживший одно из самых знаковых и красивых сооружений столицы — Храм Христа Спасителя. В этот день столица более чем на шесть десятков лет лишилась одной из своих главных достопримечательностей, которая наряду с Кремлем, Собором Василия Блаженного и Александровским садом, занимала совершенно особое место в истории Москвы.


Шалаев Алексей. Храм Христа Спасителя. 2005

Храм Христа Спасителя — сооружение, история которого поистине уникальна, наполнена драматическими событиями и является важной и значимой страницей летописи самой столицы.

В целом историю главного православного храма России можно разделить на три этапа: строительство (середина 19 века), разрушение (с 1931 по 1994 годы) и восстановление (с 1994 года).

Возведение Храма

Идея о строительстве крупного храма на территории Москвы возникла у императора Александра Первого сразу после того, как последний солдат французской армии Наполеона Бонапарта покинул Россию в 1812 году.

Отмечать победу в войне возведением церквей и соборов, было принято в нашей стране всегда. Например, Ярослав Мудрый построил Софию Киевскую сразу после победы над печенегами, множество соборов было построено после победы над полчищами Мамая на Куликовском поле, собор Покрова на рву (сейчас известный, как храм Василия Блаженного) был возведен Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством, а собор во имя Казанской иконы Божией Матери напоминает об изгнании польско-литовских захватчиков из Москвы в 17 веке.



Собор Василия Блаженного

Поэтому, подписывая манифест 25 декабря 1812 года, в котором было сказано: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время», — Александр Первый продолжал древние традиции российских самодержцев.

Впрочем, до того момента, как идея императора стала явью, прошло еще немало лет и достраивать Храм пришлось брату Александра Первого — Николаю Первому, затем его сыну Александру Второму, а освящение собора состоялось лишь при внуке победителя Наполеона — Александре Третьем.

Первоначальный проект возведения Храма был утвержден в 1814 году, а первый камень собора заложен в 1817 году. Интересно, что в первом конкурсе на проект собора принимали участие такие известные архитекторы той эпохи, как Д. Кваренги, А. Мельников, А. Воронихин, А. Витберг, В. Стасов. А государь из более чем 20 вариантов выбрал проект никому неизвестного, 28-летнего Карла Магнуса Витберга, который даже не был архитектором, а работал художником, был масоном и притом лютеранином. Ради победы в конкурсе Витберг принял православие, а его оригинальный проект значительно отличался от окончательного варианта строительства.

Молодой художник спроектировал масштабнейшее сооружение, тройственность которого должна была символизировать единство Отца, Сына и Святого духа.

Предполагалось, что Храм будет иметь подземную часть в виде параллелепипеда, наземную крестообразную часть и круглую верхнюю. Предполагалось также увековечить имена всех солдат, погибших в Отечественную Войну 1812 года, установить две триумфальные колоны, материалом для создания которых должны были стать переплавленные пушки французской армии. Храм должен был стать самым высоким зданием в мире на тот момент — высота собора согласно проекту Витберга должна была составить 237 метров, наземную часть планировалось окружить колоннадами, длина каждой из которых должна была составить 604 метра.

Кстати, в качестве места сооружения были выбраны Воробьевы горы, по словам Александра Первого — «корона Москвы», единственное место, где могло быть размещено, по идее Витберга, столь колоссальное сооружение.

Императору чрезвычайно понравился проект художника, на строительство было выделено более 16 миллионов рублей из государственной казны, кроме того, огромные средства были собраны в виде пожертвований.

Возведение Храма на Воробьевых горах началось 12 октября 1817 года, в пятую годовщину ухода французской армии из Москвы. Церемония закладки первого камня была проведена в присутствии царя, в обстановке очень торжественной и завершилась крестным ходом. Первые несколько лет строительство шло быстрыми темпами, на строительной площадке работали до 20 тысяч крепостных одновременно.

Однако Александр Первый все же совершил ошибку, доверив Карлу Магнусу Витбергу руководить строительством — художник был человеком честным, но слишком неопытным и доверчивым и выделенные из казны средства начали просто разворовываться подрядчиками.

В течение 7 лет не удалось завершить даже первую часть строительства, начались проблемы с оседанием почвы — Воробьевы горы оказались местом, хотя и красивым, но слишком ненадежным. В итоге после смерти Александра Первого, его брат, новый император Николай Второй был вынужден и вовсе остановить строительство, а Витберг был отдан под суд за растрату казенных средств.

Специально созданная Николаем Первым комиссия, в которую входили известные московские инженеры и специалисты по земляным работам, признала, что строительство Храма Христа Спасителя по проекту Витберга на склонах Воробьевых гор завершить невозможно. Инженеры предупреждали о том, что многочисленные ключи и песчаные почвы могут привести к осадкам фундамента и столь масштабное здание может в итоге разрушится.



Вид на Воробьевы горы с Лужнецкой набережной

Государь прислушался к единодушному мнению специалистов и был объявлен второй конкурс на новый проект Храма, а местом его нового строительства был выбран Алексеевский монастырь. Во втором конкурсе проектов возведения собора принимали участие архитекторы К. Тон, А. Татищев, Ф. Шестаков, А. Кутепов, И. Таманский. Победителем стал Константин Тон.

Нельзя не упомянуть, что проект Храма Христа Спасителя для Карла Магнуса Витберга стал и главным триумфом в жизни и главной трагедией — суд признал его виновным в растрате и выслал в Вятку, под надзор полиции. Вернувшись в Петербург в 1840 году, архитектор узнал, что его проект окончательно отвергнут и начато строительство собора по новому плану и на другом месте. После такого разочарования Витберг еще строил православные храмы в Тифлисе и Перми, однако умер в безвестности и нищете.

Интересно, что согласно проекту Витберга, в Храме должны были быть увековечены имена всех воинов, погибших в войне 1812 года, а в проекте Тона предусматривалось упоминание лишь имен офицеров, отличившихся в военных действиях.

Кстати, место для нового строительства Храма Христа Спасителя выбрал лично император Николай Первый — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля. В 1837 году государь учредил особую Комиссию по вопросам построения нового Храма. Находившиеся на выбранном императором месте Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, были разрушены, а сам монастырь переведен в Сокольники.

С разрушением Алексеевского монастыря, памятника 17 века, связана довольно мрачная легенда: одна из монахинь предсказала, что новый Храм, возведенный на руинах монастыря, не простоит и 50 лет. Забегая наперед, можно отметить, что пророчество сбылось — через 48 лет после освящения Храм был взорван.



Репродукция картины «Алексеевский монастырь у Пречистенских ворот» неизвестного художника

Торжественная закладка первого камня новой стройки состоялась в августе 1839 года, в годовщину Бородинского сражения, камень для закладки был перевезен с Воробьевых гор, на нем была установлена позолоченная табличка с именами всех членов комиссии, на церемонии присутствовали митрополит Филарет и император с великими князьями. Активное строительство началось 10 сентября 1839 года, в этот раз практически все средства выделялись лишь из казны, суммы пожертвований были совсем не так велики, как при начале первой стройки.

Храм Христа Спасителя строился 44 года и стоил государству свыше 15 миллионов рублей. Возведение свода большого купола было завершено в 1849 году, а строительные леса вокруг здания убраны только в 1860 году. Еще более 20 лет продолжались работы по внутренней отделке Храма: над росписью работали такие известные художники, как В. И. Суриков, В. П. Верещагин, И. Н. Крамской и другие художники из Императорской академии художеств. Украшение внешних стен храма горельефными изваяниями святых было доверено таким известным скульпторам как А. А. Иванов, А. В. Логановский и Н. А. Ромазанов.

В 1880 году храм получил официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, был составлен штат духовенства и причта, а также утверждена смета на содержание собора, которая составила 66850 рублей ежегодно. К 1881 году были полностью завершены работы по устройству набережной и площади вокруг Храма, окончена установка наружных фонарей.


Храм Христа Спасителя в 1881 году

26 мая, в День Вознесения Господня, в 1883 году прошла торжественная церемония освящения Храма, на которой присутствовал император Александр Третий с семьей. Освящение проводил митрополит Московский Иоанникий, присутствовал весь цвет российского духовенства, состоялось торжественное шествие и праздничный салют. Кстати, в этот же день, в Кремле, состоялась и коронация на Всероссийский Престол Императора Александра Третьего.


Внутреннее убранство Храма, конец 19 века

12 июня того же года состоялась церемония освящения придела во имя святого Николая Чудотворца, а 8 июля 1883 года был освящен и второй придел собора — во имя святого Александра Невского. С этого времени в Храме Христа Спасителя начались регулярные Богослужения.

Храм сразу стал важным центром религиозной и культурной жизни всей страны: именно в этом соборе впервые прозвучала «Увертюра 1812 года» Чайковского, которая была написана композитором в ознаменование победы России в Отечественной войне с Наполеоном, хор Храма, организованный в 1901 году, считался лучшим в стране, в нем звучали голоса Константина Розова и Федора Шаляпина.

В соборе была собрана богатейшая библиотека, регулярно проводились экскурсии и состоялись такие значимые для страны события, как 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года, в 1913 году прошло празднование 300-летие Дома Романовых, состоялось открытие памятников Александру Третьему и Николаю Васильевичу Гоголю.

А главный престольный праздник собора — Рождество Христово — до революции 1917 года отмечался православной Москвой как важнейший праздник Победы в войне 1812 года.



Храм Христа Спасителя, 1909 год

Именно в Храме, в тревожном 1917 году состоялось Поместное собрание, на котором впервые за последние 200 лет был избран Патриарх России — Святейший Патриарх Тихон, который ныне причислен Русской Православной Церковью к лику Святых.


Интерьер собора, 1902 год

С 1902 года в Храме действовали общеобразовательные курсы для рабочих, во время Первой мировой войны в соборе шел сбор пожертвований для российских воинов, беженцам и раненным.

В 1918 году полностью прекратилась государственная поддержка Храма, и в дальнейшем он существовал лишь на средства прихожан, решением патриарха Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, которое ставило своей целью сохранение православной святыни.

Разрушение

Братству не удалось отстоять Храм — в 1931 году, 13 июля, на заседании ВЦИК СССР, председателем которого был М. И. Калинин, было принято решение снести собор. Поводом для такого решения стало строительство колоссального памятника новой, советской России — Дворца Советов: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москва со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

План реконструкции Москвы был принят еще 2 июня 1931 года, так что на заседании состоялось лишь официальное утверждение решения, которое являлось вполне логичным продолжением антирелигиозной политики советского государства. В самом деле, массовое разрушение церквей, которое шло в те годы по всей стране, не могло не затронуть главный православный символ столицы — Храм Христа Спасителя.

Взрыв, разрушивший собор, прогремел 5 декабря 1931 года. Стены Храма, толщиной практически 3,2 метра, устояли после первого взрыва, так что подрывникам пришлось повторить свою работу.



5 декабря 1931 года, взрыв Храма

Взрывы были слышны за несколько кварталов от собора и по-настоящему потрясли москвичей, не только православных, но и просто считавших Храм важной частью истории белокаменной.

Поэт Николай Арнольд написал стих, который стал выражением мнения общественности по поводу разрушения Храма:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

Только разборка обломков собора заняла практически полтора года. После того, как место было расчищено, начались работы по возведению Дворца Съездов, который должен был стать настоящим шедевром советской архитектуры.



Проект Дворца Съездов

Венчать гигантскую башню Дворца должна была, конечно же, статуя Ленина. Такое решение — строительство коммунистического «храма» на месте православного, было весьма символично, проект нового дворца утверждался лично Сталиным. Согласно проекту Б. М. Иофана, победившего в объявленном советским правительством конкурсе, здание высотой 420 метров должно было стать самым высоким в мире, главным административным сооружением СССР, центром так называемой «Новой Москвы».



Сравнение размеров взорванного Храма и запланированного Дворца Советов

Строительство Дворца Съездов было начато в 1937 году, рабочие успели вырыть огромный котлован, началось возведение фундамента, которое осложнялось сложным грунтом и плывунами. До 1941 года строительство фундамента было завершено, за проведение работ отвечал конструктор Николай Никитин, сделавший все необходимые расчеты.

Великая Отечественная Война помешала планам строительства Дворца Съездов, однако многие историки считают, что главной причиной заморозки проекта было решение Сталина отказаться от возведения новых символов власти и сохранить более традиционные ориентиры. Доказательством тому служит история Дома Советов в Ленинграде, построенном на Московском проспекте. В итоге в здании был открыт военный институт, а органы центральной власти остались в Смольном институте и Мариинском дворце.

Во время обороны Москвы металлические конструкции будущего Дворца Советов были переплавлены на противотанковые ежи и какие-либо работы по возведению здания были прекращены.

Официально власти заявили об отказе от строительства Дворца только в конце 1950-х годов, в 1957-1959 годах проводился конкурс проектов нового административного здания, местом для возведения которого были выбраны все те же Воробьевы горы. А на месте котлована, вырытого еще в 1937 году, в 1960 году появился бассейн «Москва», строительство которого проекту архитектора Дмитрия Чечулина началось в 1958 году.



Бассейн «Москва»

Православные жители столицы неоднократно высказывали недовольство строительством на месте святыни открытого бассейн, появилась даже поговорка: «Был храм, потом — хлам, а теперь — срам».



Бассейн «Москва» незадолго до сноса

Восстановление

Общественное движение за восстановление Храма Христа Спасителя начало действовать еще в конце 1980-х годов, после начала перестройки.

В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил восстановление святыни, а в годовщину разрушения Храма, 5 декабря 1990 года на месте будущей строительной площадки был установлен гранитный «Закладной» камень. Фонд, собиравший средства на сооружение собора был основан в 1992 году, согласно указу президента Бориса Ельцина «О создании фонда возрождения Москвы», в список объектов которого был внесен и Храм Христа Спасителя.

Уже в 1994 году было начато восстановление Храма. Интересно, что при строительстве был использован фундамент Дворца Советов, возведение которого стало формальным поводом для сноса собора. Главой Общественного наблюдательного Совета по воссозданию Храма Христа Спасителя был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Первоначальный проект восстановления главного храма Москвы был составлен реставратором Алексеем Денисовым, однако, как это часто бывает в нашей стране и уже однажды происходило при возведении Храма в 19 веке, стройка была окружена слухами, обвинениями властей в коррупции, растрате пожертвованных на строительство средств и скандалами.

В итоге Денисов покинул проект и за руководство восстановлением Храма взялся известный скульптор Зураб Церетелли, который отступил от проекта, утвержденного московскими властями. В частности, были установлены не мраморные, а бронзовые горельефные композиции (оригиналы, оставшиеся от разрушенного Храма, сохранились в Донском монастыре), вместо золоченой кровли было установлено покрытие на основе нитрида титана.



Один из фрагментов разрушенного Храма, хранящихся в Донском монастыре

Появились в Храме Христа Спасителя и такие современные атрибуты, как подземная двухуровневая парковка, рассчитанная на 305 машиномест и автомойка.



Современный вид Храма Христа Спасителя

7 января 1996 года состоялась торжественная закладка последних кирпичей в стену главного входа собора, на которой присутствовали Патриарх Алексий Второй, Борис Ельцин и Юрий Лужков.

19 августа 1996 года, в большой православный праздник — день Преображения, Патриарх Алексий Второй совершил освящение нижнего Спас-Преображенского храма, его главного престола и состоялась первая литургия. После этого начались регулярные богослужения в Храме, внутренняя отделка которого была еще не завершена, службы проводились каждое воскресенье и по праздникам.

7 сентября 1997 году, во время празднования 850-летия Москвы Храм Христа Спасителя стал центром проведения торжественных мероприятий, на площади перед собор прошел молебен, после чего патриарх освятил стены Храма.

В 1999 году завершилось возведение верхней части собора, и уже 19 августа того же года именно в Храме прошла канонизация царской семьи, расстрелянной большевиками в 1918 году. В свое время, в прежнем соборе Николай Второй вместе с семьей торжественно праздновал 300-летие Дома Романовых и именно в восстановленном Храме последний российский император был причислен к лику святых.

Художники под руководством Зураба Церетелли начали роспись собора в апреле 1999 года, и уже в декабре внутренняя отделка Храма была полностью завершена.



Интерьер Храма, 2009 год

С 31 декабря 1999 года Храм Христа Спасителя открыт для всех верующих и желающих воочию увидеть самый большой православный храм Русской церкви, способный вместить одновременно до 10 тысяч человек.

Только в 2010 году состоялась замена временно установленных перед освящением собора пластиковых медальонов в тимпанах кокошников на бронзовые. Протодиакон храма Александр Агейкин заметил, что в современных условиях, при нынешней экологии столицы белокаменные медальоны, в 19 веке созданные из особого, редкого мрамора, не смогут служить долго, так что принято решение установить бронзовые, что станет главным отличием восстановленного Храма от разрушенного предшественника.

Такие медальоны из бронзы и бронзовые же горельефы вместо мраморных полностью противоречат историческому проекту Константина Тона. Специалисты говорят о том, что восстановленный Храм стал не точной, а условной внешней копией разрушенного в 1931 году собора.



Бронзовые скульптуры Храма

В восстановленном Храме проводятся самые масштабные богослужения в стране, именно здесь отпевали Патриарха Алексия Второго, президента Бориса Ельцина, певицу Людмилу Зыкину, виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича, балетмейстера Игоря Моисеева, актера Вячеслава Тихонова, советского и русского писателя Сергея Михалкова. В Храме Христа Спасителя был избран новый Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.


Пасхальное богослужение, 2011 год

В настоящее время Храм Христа Спасителя является собственностью Москвы, правительство города получает доход от эксплуатации отдельных коммерческих компонентов комплекса и распоряжается зданием. В 2004 году было объявлено о передаче собора в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви, также был создан Совет попечителей Храма Христа Спасителя.

Кроме того, собор имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси, в нем действует Музей, который принадлежит Музею истории города Москвы.

Анна Седых, рмнт.ру

8 июня 1883 года, 130 лет назад, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя. Вспоминаем главные факты о главном кафедральном соборе Русской православной церкви.

Идея создания Храма Христа Спасителя

Илл. План местности у Храма Христа Спасителя, 1870-е годы

Храм Христа спасителя – это мемориал воинам, павшим в Отечественной войне 1812 года. Идея построения храма-памятника участникам войны, которую впервые назвали «Отечественной», и исход которой решало общенародное движение, воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.

Первый Храм Христа Спасителя

Проект Храма Христа Спасителя предложенный архитектором А.Л. Витбергом

Между разгромом наполеоновской армии и началом строительства Храма в центре Москвы прошло довольно долгое время: почти 27 лет. Не так широко известно, что в эти годы был проведен международный конкурс на постройку Храма, был выбран проект, и даже приступили к самому строительству. Однако это должен был быть другой храм - не тот, копию которого мы видим сейчас на Волхонке. Конкурс, который в 1814-м году провел Александр I, выиграл 28-летний Карл Магнус Витберг. Витберг был готов архитектурно выразить всемирную миссию России, призванной нести истинный свет мира, разума и христианской любви для борьбы против революционной заразы, охватившей цивилизованный мир в обличье Бонапарта. Задумка была грандиозной – создать на Воробьевых горах, в месте, от которого открывается вид на всю Москву, большой храмовый комплекс в стиле ампир, с колоннадами, спусками к Москва-реке и широкой каменной набережной. В 1817 году, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка именно такого Храм. Однако вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а сразу после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

Первый миф о Храме Христа Спасителя

Фото А.А.Тон. Храм Христа Спасителя

Хотя работы на Воробьевых горах были свернуты, от самой идеи возведения Храма Николай I не отказался, но лично выбрал для него и место - Алексеевский холм на Волхонке, близ Кремля; и архитектора - автора помпезной «русско-византийской» стилистики Константина Тона. Но было всё-таки одно обстоятельство, которое могло бы смутить любого православного человека: для сооружения нового храма требовалось снести постройки находившегося на этом месте женского Алексеевского монастыря. В связи с этим обстоятельством появилось старомосковское поверье, будто настоятельница Клавдия выразилась следующим образом: «Окромя большой лужи здесь ничего не будет». Так, считали москвичи, игуменья «предрекла» сооружение здесь в будущем открытого бассейна «Москва» с подогревом воды, работавшего круглый год. Вряд ли эта легенда правдоподобна. Ведь митрополит Московский Филарет (Дроздов), совершавший 17 октября 1837 г. службу по случаю переноса Алексеевского монастыря в Красное Село, встречался в этот день с игуменьей Клавдией. Вряд ли Клавдия могла разразиться в такой момент проклятиями. Другое событие, связанное с закрытием Алексеевского монастыря, кажется более достоверным. В первый же день сноса рабочий, снимавший крест с монастырской церкви, сорвался с купола и разбился насмерть в присутствии огромного числа зрителей. Понятно, что народ воспринял это как дурное предзнаменование.

Второй Храм Христа Спасителя

Ф.А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя в Москве. 1883 год

Строительство Храма продолжалось почти 44 года: он был заложен в 1839 году, а освящён - в1883-го. Он был уникален: высотой 103,5 м., он мог вместить до 10 тысяч человек. Стены его были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, роспись внутри была выполнена Верещагиным, Суриковым, Крамским, Васнецовым. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма. Такого грандиоза в московском церковном зодчестве до тех пор не было. Храм был виден из любой точки города, звон его разносился далеко за пределы Москвы. При храме была собрана большая библиотека. Храм просуществовал в своем первоначальном виде 48 лет. В 1931 года он был взорван.

Второй Миф о Храме Христа Спасителя

Илл. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола

Перед тем как взорвать Храм у научной общественности взяли показания о том, что он не имеет художественной ценности. Академики-архитектуры публично клялись, что он не является произведением искусства. В числе немногих защитников Храма остался знаток и ценитель московской старины, художник Аполлинарий Васнецов. Росписи, барельефы, колонны разошлись по московским учреждениям и новым музеям. Миф или правда, но говорят, что «часовню-алтарь у большевиков выкупила жена американского президента Элеонора Рузвельт и подарила Ватикану», соборным мрамором отделали станции метро «Площадь Свердлова» и «Охотный ряд», а скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».

Разрушение Храма

Илл. Проект Дворца Советов

В атмосфере антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР. Храм должна была заменить гигантская "вавилонская башня", увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров - он должен был стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире. Очень выгодное с градостроительной точки зрения место - Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 - 1814 годов и 100-летие самого Храма – большевикам эти памятные даты не давали покоя. Храм вероломно разрушили. Но строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить: после начала войны каркас его фундамента из сверхпрочной стали пошел на изготовление брони танков «Т-34». Затем, на месте храма, с 1960 года функционировал открытый плавательный бассейн «Москва». Нынешний Храм Христа Спасителя не дал пропасть этому пространству: в нем расположен нижний храм, музей Храма, стоянка, зал церковных соборов и другие помещения.

Третий Храм Христа Спасителя

Илл. Гвоздь Креста Господня

С 1994 по 1997 год Храм Христа Спасителя в Москве был отстроен заново на том же месте и освящён 19 августа 2000 года. В Храме постоянно находятся такие святыни как Риза Господня и Гвоздь Креста Господня.

До XVII века Риза Христова хранилась в Патриаршем храме города Мцхета - древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху. В 1624 году он предложил ее царю Михаилу Романову. Вскоре Риза была доставлена в Москву и помещена в Патриарший Успенский собор Кремля. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля.

Животворящий крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке. Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни. Гвоздь, хранящийся в Храме Христа Спасителя, был передан Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года.

Закладка храма была произведена 12 декабря 1817 года на Воробьевых горах между Смоленской и Калужской дорогами. Но этот проект, задуманный в величественных классических формах, так и не был реализован – указом Сената от 11 мая 1827 года строительство было прекращено.

Проведенный в 1829 году второй конкурс не дал ожидаемого результата, и в 1830 году Николай II передал проектирование храма К.А. Тону, которому удалось гармонично соединить идею храма с его обликом и достойным местоположением – территорией Алексеевского монастыря. В 1837 году была назначена Комиссия по сооружению храма, через год начались строительные работы.

Сооружение храма Христа Спасителя стало для Москвы знаменательным событием: его архитектура провела четкую грань меж двух эпох в архитектуре Москвы – уходящего классицизма в варианте послепожарного московского ампира и зарождения русского стиля для обновления исторического центра Москвы.

Использовав в проекте тип традиционного пятикупольного храма с характерным позакомарным покрытием, восходившим к византийским образцам, Тон дополняет его рядом элементов, которые ассоциировались только с московскими прототипами XV-XVI веков. Это и килевидная форма закомар, и аркатурно-колончатый пояс на уровне окон второго яруса, и, наконец, опоясывающая основной объем храма, повторяющая форму равноконечного креста плана, обходная галерея, превращенная из традиционного гульбища в Музей войны 1812 года. И если символики форм в неосуществленном проекте Витберга опиралась на христианское вероучение, то в тоновском проекте программно и определенно заявлена тема национального храма-памятника, храма-музея и обетного храма, возведенного в освященном обычаем месте – в центре Москвы, рядом с древним Кремлем.

Массивный кубовидный объем храма, грандиозность которого обусловлена близостью Кремля, получил одинаковое оформление по четырем своим фасадам: их отличает лишь тематика скульптурного убранства. Фасады снаружи декорированы 48 рельефами, авторами которых были скульпторы А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, П.К. Клодт. Рельефы, украшающие двери порталов собора исполнены по моделям Ф.П. Толстого.

Внутренняя отделка храма производилась по новому проекту, работу над которым возглавили сменившие ушедшего в отставку Тона архитекторы А.И. Резанов и Л.В. Даль. Обратившись к традиционной, «поясной» схеме росписи древнерусских храмов, они подчинили ее соразмерности архитектурных членений, отказавшись от типичного для классицизма декора с использованием ордерных элементов. Сюжетные композиции вписывались в орнаментальные обрамления, подчиненные формам, линиям и абрисам предназначенных для живописи поверхностей стен. В орнаментальной разбивке стен храма были использованы разные породы мрамора и декоративная роспись. Сюжетные композиции, повествующие о земной жизни Христа, расположенные выше уровня хор, исполнили художники А.Т. Марков, И.Н. Крамской (главный купол), П.В. Басин и Н.А. Кошелев (центральный барабан, своды малых куполов), Ф.А. Бруни и П.С. Сорокин (паруса и клиросы), В.В. Верещагин (ниши в основании четырех пилонов), а также Г.И. Семирадский, В.Д. Фартусов, В.Е. Маковский и др.

Иконостас, представляющий собой уникальную композицию в виде мраморной восьмигранной часовни, увенчанной золоченым бронзовым шатром, располагался по оси главного входа в восточной части основного креста храма. Его высота вместе с шатром составляла 26,6 м. Иконы на Царских вратах и в четырех ярусах иконостаса были написаны, в основном, Т.А. Неффом. Часовня одновременно служила иконостасом и играла роль надпрестольной сени.

Основной объем храма опоясывала двухъярусная галерея, в первом этаже которой был устроен музей. На его стенах разместились 177 мраморных плит; на их поверхности были высечены сведения об основных событиях военных действий 1812 года, высочайшие приказы, рескрипты и увековечены имена воинов – защитников Отечества. Во втором ярусе, на хорах, разместились дополнительные престолы храма.

5 декабря 1931 года храм был взорван. Некоторое количество фресок было снято и передано в Третьяковскую галерею. Несколько горельефов с фасадов храма переданы в Музей архитектуры (вмонтированы в стены Донского монастыря). В 1990 году начато его восстановление, при строительстве были использованы хранящиеся в Музее архитектуры чертежи Тона и его помощников. Новый храм был воздвигнут на огромном стилобате, внутри которого разместился нижний храм во имя Св. Николая Мирликийского, Музей храма Христа Спасителя и зал церковных соборов. Вновь построенный храм был освящен в 2000 году.

История Храма Христа Спасителя в Москве поражает воображение, как и сам храм. Она полна трагических событий, драматических ситуаций, пророчеств и таинств. Святыня, от одного взгляда на которую замирает сердце и которую особо чтут россияне, прошла тернистый путь к сегодняшнему величию. Этот храм можно назвать символом России, ведь его судьба неразрывно связана с судьбой народа, сначала создавшего святыню, потом ее разрушившего, а затем воскресившего.

Строительство Храма Христа спасителя. Задумка

Издавна на Руси возводились церкви в честь окончания воин. Эту святую традицию поддержал и Александр Первый, решивший построить храм, как только Россия победила Наполеона в 1812 году. Соответствующий манифест был подписан императором 25 декабря. В нем Александр выражал почтение и благодарность солдатам, сложившим голову за родину, и утверждал, что в память о подвиге русского народа должна быть построена церковь.

Так началась непростая история Храма Христа Спасителя в Москве.

Первая попытка строительства

Приступив к реализации задумки, Александр Первый объявил конкурс среди архитекторов. Среди них было немало известных и маститых, но победу одержал молодой и неопытный в вопросах архитектуры художник Карл Магнус Витберг. Проект, представленный им, впечатлил царя и был утвержден в 1814 году.

Планировалось, что 237-метровый храм станет самой высокой постройкой планеты, будет состоять из подземной и наземной частей (первая в форме параллелепипеда, а вторая – крестообразная плюс купол). Проект предполагал также триумфальные колонны, отлитые из трофейных французских пушек. А еще на стенах храма должны были увековечить имена всех солдат, павших на поле боя в Отечественной войне.

Возводить сооружение решили на Воробьёвых горах, а руководство строительством Александр доверил Витбергу. Из казны было выделено шестнадцать миллионов рублей. Работы начались в годовщину победы над Наполеоном 12 октября 1817 года.

Честный, но наивный Витберг допустил разворовывание выделенных средств, поэтому строительство затянулось, и спустя семь лет после его начала не было сделано практически ничего. Тем временем ушел из жизни император Александр, которого сменил на престоле его брат Николай Первый. Решением нового царя возведение храма приостановили. Важным фактором здесь оказалось еще и то, что Воробьевы горы совершенно не подходили для такого мощного сооружения – началась просадка песчаных почв и стало ясно, что для храма нужно искать другое место.

Вторая попытка строительства

История Храма Христа Спасителя в Москве могла бы закончиться, так толком и не начавшись, но Николай Первый был решительно настроен продолжить дело брата. Он снова объявил конкурс, выиграть который удалось архитектору Константину Тону. Новое место для сооружения император выбирал лично – им стал Алексеевский монастырь, и будущий храм таким образом должен был смотреть на Кремль.

Монастырь и расположенная рядом с ним церковь всех Святых были взорваны, и с этим событием связана леденящая душу легенда. Она гласит, что одна из монашек предрекла храму, возводящемуся на «костях погибших» религиозных святынь, недолгую жизнь, заявив, что простоит он всего лишь полвека.

Строительство началось в очередную годовщину битвы под Бородино – в августовский день 1839 года - и длилось сорок четыре года. Заканчивалось оно уже при Александре Втором, а функционировать храм начал при Александре Третьем. На реализацию грандиозного проекта было потрачено пятнадцать миллионов рублей.

Над оформлением храма трудились такие известнейшие живописцы и скульпторы России, как Суриков, Крамской, Иванов, Рамазанов и другие.

Функционирование Храм Христа Спасителя до революции

8 июля после двух торжественных освящений Храм Христа Спасителя начал принимать прихожан. И сразу же стал культурно-религиозным центром России. Здесь проводились различные знаковые для страны мероприятия, такие как, например, празднование столетнего юбилея окончания войны с французами и трехсотлетия дома Романовых, избрание российского Патриарха, открытие памятника Гоголю, презентация «Увертюры 1812 года» Петра Ильича Чайковского и другие. При храме функционировала шикарная библиотека, также с первых лет 20 века здесь проводились курсы для рабочих, желающих получить образование Люди приезжали взглянуть на святыню и помолиться в ее стенах изо всех уголков страны. Экскурсии по храму были обычным делом. Во время Первой Мировой войны в помещении Храма Христа Спасителя собирали помощь российским воинам.

Разрушение Храм Христа Спасителя в 1931 году

С приходом к власти большевиков государственное финансирование святыни, естественно, прекратилось. А в 1931 году история Храма Христа Спасителя в Москве трагически прервалась. «Черное» решение приняли 13 июля, а 5 декабря собор был взорван. Разрушить мощные стены не удалось с первого раза, попытку пришлось повторить. Страшные звуки и удручающая картина «казни» потрясли не только верующих, но и других жителей Москвы, считавших храм неотъемлемой частью столицы.

На месте взорванной святыни Сталин планировал построить Дворец Советов с гигантской статуей Ленина на крыше. Но строительство прервалось во время войны, и больше его решили не возобновлять. Фактически все, что успели сделать – это вырыть огромный котлован и заложить фундамент. Яму позже использовали при создании бассейна «Москва».

Мрамором святыни отделали несколько станций столичного метро, сюда же «ушли» и скамейки из камня. Плиты с именами погибших воинов превратили в крошку и посыпали ею парковые дорожки.

Возрождение Храма Христа Спасителя в Москве

Во время перестройки история Храма Христа Спасителя в Москве получила свое продолжение. Именно тогда верующие начали сбор подписей за «воскрешение» собора. В 90-м году Священный Синод РПЦ дал свое благословение этому начинанию и тогда же на месте бывшего и будущего храма заложили гранитный камень. Начался сбор средств.

К строительным работам приступили в 1994-м. Изначально, автором проекта был выбран реставратор Алексей Денисов, но после ряда громких скандалов, связанных с коррупцией и растратой средств, руководство возведением храма доверили архитектору Зурабу Церетели, который позволил себе несколько отклониться от утвержденного властью проекта.

В Рождественский день 1996 года заложили последний камень в стену парадного входа, а в день Преображения воссозданный нижний храм был освящен Патриархом всея Руси Алексием Вторым. Тогда же стали регулярно проводить богослужения.

Второе освящение уже полностью готового собора произошло во время празднования 850-летия Златоглавой 7 сентября 1997-го.

Для посетителей Храм Христа Спасителя открыл свои врата в последний день второго тысячелетия. Сегодня он является главным православным храмом не только Москвы, но и всей России. Возвышаясь над землей на 105 метров, святыня хорошо просматривается со многих точек столицы и привлекает внимание своим великолепием. Здесь, как и раньше, проходят важнейшие мероприятия государственного уровня, проводятся экскурсии, отпевают выдающихся людей (Алексий Второй, Борис Ельцин, Людмила Зыкина, Сергей Михалков и другие), работает музей.

Храм Христа Спасителя в Москве не только самый главный православный объект страны, но и самый большой. Одновременно в нем могут находиться десять тысяч человек.

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник , посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен , так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года нового храма.

В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах.

7 января 1995 года в праздник Рождества Христова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с мэром столицы Юрием Лужковым заложили памятную капсулу в основание храма.

Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались 29 сентября 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Архитектурный замысел комплекса Храма Христа Спасителя был разработан управлением Моспроект‑2 совместно с Московской патриархией. Руководитель проекта и главный архитектор — академик Михаил Посохин. Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской академией художеств во главе с ее президентом Зурабом Церетели, в росписи участвовали 23 артели художников . Воссоздание скульптурного убранства фасадов храма осуществлено под руководством академика Юрия Орехова при содействии фонда "Скульптор". Колокола были отлиты на Заводе имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).

Воссозданный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи. Современный храм отличается стилобатной частью (цокольный этаж), возведенной на месте существовавшего холма‑основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.
Стены и несущие конструкции храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).

Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской православной церкви, он вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания — 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 тысячи квадратных метров.

Храм имеет три престола — главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).

В числе главных святынь храма — частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы, святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), глава святителя Иоанна Златоуста, частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. В храме находятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери и Смоленской‑Устюженской Божией Матери.

Храм Христа Спасителя является Кафедральным собором Русской православной церкви. Настоятель храма — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ключарь — протоиерей Михаил Рязанцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Похожие статьи