Был военным фельдшером. Спасённые от смерти: как работала медицина в годы войны

В наше время профессии медицинской отрасли осваивают многие молодые люди, однако не каждый знает куда лучше устроиться, получив соответствующее образование.

Одной из оплачиваемых должностей считается . Давайте более детально рассмотрим данную возможность более детально и определим основные нюансы такой деятельности.

Понятие фельдшер в стандартном переводе с немецкого языка трактуется как «полевой медик». Данный специалист имеет среднее базовое либо же углубленное образование в медицинской сфере. В своей деятельности такой сотрудник может также выполнять функции терапевта, акушера, реаниматолога, педиатра, в том случае, если он работает один, однако обычно специалист осуществляет деятельность под управлением доктора.

Интересно! Данная деятельность считается особо ответственной и важной, потому что именно фельдшеры в большинстве случаев занимаются оказанием необходимой первой помощи и обычно спасают жизни еще до поступления в больницу.

Фельдшер в армии по контракту: описание профессии, история

Данное понятие впервые появилось на территории Германии в средневековье – таким образом именовали «полевых цирюльников», которые выполняли перевязки на местах боевых действий, а в мирное время занимались диагностикой, выполнением простых манипуляций, и оказанием базовой медицинской помощи.

На территории Российской Федерации обучающие программы для фельдшеров и врачей весьма продолжительное время подразумевали совместное обучение. После первых трех лет обучения студента уже именовали «подлекарем», и предоставляли право помощи квалифицированным докторам. Проучившись еще два года, он получал квалификацию врача. Только в конце восемнадцатого века специальность фельдшера получали отдельно от врачей. По данному принципу работает система и в наше время.

В любом учреждении медицинской сферы такой специалист считается основным помощником врача. Не исключение и фельдшер в армии по контракту . Такой сотрудник осуществляет транспортировку пациентов в стационар либо отделение реанимации, проводит постановку первичных диагнозов, предоставляет помощь неотложного типа, и в ряде случаев может выступать ассистентом хирурга в простых оперативных вмешательствах.

  • на станциях, относящихся к скорой помощи;
  • в амбулаторных условиях;
  • в медицинских пунктах различных организаций либо предприятий;
  • в медицинских кабинетах аэропортов, вокзалов, школьных и дошкольных учреждений, в культурно-массовых организациях.

Тем не менее, большая часть таких фельдшеров осуществляет свою деятельность в ФАПах в сельских местностях, и выполняет терапевтические и иные мероприятия медицинской отрасли.

Фельдшер в армии по контракту: особенности образования

Для того чтобы занять вышеуказанную должность, потребуется получить следующие категории образования: общее – 11 классов, либо же базовое – 9 классов, после чего колледж медицинского направления. При наличии образования 9 классов, срок обучения составляет – 3 года 10 месяцев, а при 11 классах – 2 года 10 месяцев.

Стоит отметить, что сдача дополнительных дисциплин на ЕГЭ не требуется, сдаются исключительно обязательные предметы в стандартном порядке.

Кроме того, военных фельдшеров в большинстве случаев готовят в специализированных военных академиях медицинского характера на факультетах СПО.

Фельдшер в армии по контракту: необходимые личностные качества

Если детально рассмотреть задачи военного фельдшера, то можно выделить следующие:

  • контроль состояния здоровья призывников, служащих солдат, а также офицерского состава;
  • помощь в лечебных манипуляциях при боевых действиях непосредственно в полевых условиях, а также на территории госпиталя.

Данная работа потребует отличного состояния здоровья, выносливости и психологической устойчивости.

  • страдающим нарушениями сердечно-сосудистой системы;
  • имеющим любого рода нервные и психические расстройства;
  • имеющим болезни легких в хронических стадиях, с высокими рисками обострения;
  • при проблемах с опорно-двигательной системой;
  • при проблемах со зрением и слухом;
  • в случае рисков возникновения аллергических реакций.

Человек, который планирует работать фельдшером в армии по контракту , должен понимать, что медицинская отрасль является достаточно стрессовой сферой. Исходя из вышесказанного, такой кандидат должен иметь устойчивую психику и способность осуществлять деятельность в экстремальных и сложных ситуациях.

Кроме того, среди личностных качеств стоит упомянуть следующие: способность быстро принимать решения и действовать, мышление логического характера, способность общаться с людьми различных психических типов, общая выносливость, спокойствие, доброжелательность и лояльное отношение к окружающим, память, развитые внимательность и собранность, навыки психолога, способного успокоить пациента.

Фельдшер в армии по контракту: условия службы на контрактной основе

Условия подписания договора и поступления на добровольную военную службу устанавливаются действующим законодательством «О воинской обязанности», а также специальными правилами Министерства обороны Российской Федерации. На сегодняшний день условия таковы:

  • возрастная категория – от 18 до 40 полных лет;
  • наличие образования (от среднего);
  • уровень физической подготовки – соответствие нормативам;
  • следующие категории лиц: прошедшие ранее службу контрактного либо призывного характера, офицеры запаса, лица мужского пола с высшим образованием, женщины, а также иные категории граждан, которые указаны в официальном перечне.

Для фельдшеров в армии по контракту существуют и определенные ограничения согласно профпригодности, в первую очередь рассматривают кандидатов с первой или второй присвоенной категорией. Однако, возможно рассмотрение и третьей категории при отсутствии других кандидатов.

Кроме того, необходимо соответствие состояния здоровья, кандидат должен быть годен либо ограниченно годен по заключению военно-врачебной комиссии.

Фельдшер в армии по контракту: как поступить на службу

Важно! Гражданин, который принял решение устроиться на службу в армию по договору, должен посетить специальный пункт отбора в своем регионе, и пройти полную консультацию по всем интересующим нюансам.

В дальнейшем, подбираются различные военные специальности для кандидата, и создается необходимая рекомендация для последующей подачи в военный комиссариат.

После этого, военный должен с удостоверением личности подать заявку по форме в местное отделение комиссариата. Изначально его рассматривает начальник, после чего проводятся специальные мероприятия для определения уровня подготовки и медицинского состояния кандидата.

© Б.Г. Андрюков, 2010 УДК 61. 355

Б.Г. Андрюков

подготовка военных фельдшеров во владивостокском морском госпитале В XIX В.

Военно-морской клинический госпиталь Тихоокеанского флота, г. Владивосток

Автор, используя исторические документы, связал историю обучения фельдшеров для русской армии и флота с созданием и деятельностью военно-фельдшерской школы при Владивостокском морском госпитале. Изложенные факты и документальные свидетельства приводятся впервые.

Ключевые слова: военно-фельдшерская школа, Владивостокский морской госпиталь.

На протяжении всего XIX в. русская армия и флот испытывали большую потребность в специально обученных помощниках врачей, способных оказывать некоторые виды медицинской помощи. Вопрос о подготовки младших медицинских специалистов стал особенно остро после введения в 1805 г. фельдшеров в штат русской армии, хотя еще в 1735 г. подлекари, цирюльники, костоправы и рудометы были официально включены в состав войск и состояли в нем до конца ХУШ в. Такое разделение отражало ремесленническую подготовку этих «специалистов», осуществлявших медицинскую помощь и уход за раненными, больными людьми и животными.

Специально обученных медицинских специалистов, организованная подготовка которых началась в школах при первых военных госпиталях стали называть фельдшерами (от немецких слов feld и scherе, дословно -«полевые ножницы», «полевой цирюльник»).

Обучение военных фельдшеров нуждалась в хорошей теоретической и практической подготовке, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляли к ним реальные условия военного времени и позволяли бы им в отсутствии врача действительно оказать необходимую медицинскую помощь или быстро и грамотно помогать врачам в госпиталях и лазаретах.

Одним из первых документов, четко регламентирующих организацию подготовки и обучения фельдшеров в госпиталях «по местным их к тому удобствам» из солдатских и казачьих сыновей для нужд армии было Высочайше утвержденное Положение 1816 г.

Первые госпитальные школы открылись при Московском госпитале, а позднее - Санкт-Петербургском сухопутном, Рижском, Варшавском, Тифлисском и других военных госпиталях. За многие годы существования госпитальные и в последующие годы, сменившие их, военно-фельдшерские школы подготовили тысячи медицинских и аптекарских фельдшеров, в которых так нуждалась армия.

Дальнейшая военная судьба военных фельдшеров была незавидной. Получив первое звание младшего фельдшера, и получая за свой труд весьма небольшое жалование, они только через пять лет могли рассчитывать на очередное повышение в звании и лишь через 12 лет службы - право сдачи экзамена на первый классный чин, что заставляло многих способных юношей уклоняться от поступления в военно-фельдшерские школы. Кроме того, качество подготовки военных фельдшеров оставалось весьма низким вследствие того, что большинство госпиталей не имели достаточной учебной базы, не хватало учебников, пособий и прочих предметов обучения.

Реформа военно-фельдшерского образования в конце 60-х годов XIX в. стала следствием неудовлетворения военного ведомства работой школ при госпиталях.

В соответствие с Приказом Временно Управляющего Морским министерством №120 от 21.08.1874 г. с ссылкой на Приказ Управляющего Морским министерством от 19.08.1872 г. №106 согласно Высочайшего повелению от 19.07.1872 г. при госпиталях Российской империи и в том числе Владивостокском морском госпитале были созданы военнофельдшерские школы нового образца, приобретя характер военных прогимназий с достаточно широким кругом предметов, распределенных по годам обучения. Этим же приказом были утверждены Правила и Программа обучения на 4 года.

Во Владивостокском госпитале первый набор учеников в военно-фельдшерскую школу нового типа состоялся в 1876 г. Ежегодно в школу набирались по 10 грамотных мальчиков из местных жителей в возрасте от 12 до 16 лет.

Согласно Извлечению из правил о поступлении в школу, мальчики принимались исключительно по просьбе родителей или родственников или попечителей с приложением метрического свидетельства о

рождении мальчика в письменном виде. При приеме будущим фельдшерам делалось освидетельствование относительно состояния здоровья и физического развития согласно с расписанием недостатков (литер Г), с которыми допускался прием на военную службу вольноопределяющихся.

Несмотря на ограничение возраста учеников, допускалось принимать подростков и до 12 лет, если по физическому и умственному развитию он удовлетворял требованиям, необходимым для обучения фельдшерскому искусству.

Помещение для школы было отведено в одном из деревянных зданий на территории госпиталя в Докторской слободке, на улице Никифоровской (частично сохранилась до наших дней в виде переименованной в 1932 г. улицы Пионерской).

Продовольствие, обмундирование, помещения и все содержание учеников производилось за счет госпиталя, под наблюдением попечителя госпиталя. Для Владивостокского госпиталя на 10 учеников отпускались средства на продовольствие и обслуживание 1500 рублей; на вознаграждение преподавателей, учебные пособия и разные хозяйственные расходы - 600 рублей, Итого ежегодно 2100 рублей. При открытии школы единовременно на первоначальное обзаведение из казны отпускалось 500 рублей.

Программа обучения была преимущественно практическая, соблюдался постепенный переход от более легких предметам к сложным дисциплинам и специальным занятиям. Предметы подразделялись на общеобразовательные (Закон Божий, история России, география, зоология, физика, чистописание, уставы, русский язык, арифметика, геометрия, латинский язык) и специально-медицинские (анатомия, физиология, десмургия, хирургическая клиника, правила по уходу за больными и ранеными, правила при вскрытии трупов, фармация, фармакология, рецептура, патология, правила ведения медицинской отчетности).

Для обучения и присмотра за учениками привлекались госпитальные врачи, священники. По окончанию обучения ученики сдавали экзамены, по результатам которых они производились в фельдшеры (младшие фельдшеры) по представлению Главного Доктора госпиталя приказом командира Владивостокского порта.

С каждым годом качество подготовки и уровень специальных знаний выпускников школы улучшалось, чему способствовали хорошая организация обучения и достаточно высокий уровень преподавателей, большинство из которых были опытными врачами Владивостокского морского госпиталя или Сибирского флотского экипажа, окончившими Московский университет или Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, докторами медицины: В.И. Исаев, Г. фон Медер, П.И. Салтыков, И.М. Польский, Л.М. Бирк, Е.А. Берг, К.А. Красильников и другие.

Первый выпуск военно-фельдшерской школы при Владивостокском морском госпитале состоялся в 1878 г. Всего до 1894 г. школа подготовила для нужд армии и флота 156 фельдшеров. Абсолютное большинство из них (149 человек) остались служить на Дальнем Востоке, а некоторые из выпускников школы впоследствии успешно служили во Владивостокском госпитале (Николай Васильев, Николай Басевич, Григорий Петров, Владимир и Алексей Шеркунович, Степан Богатырев, Аким Батов).

Конечно, это количество подготовленных фельдшеров не могло удовлетворить острую потребность в армии и флоте на Дальнем Востоке. К 1891 г. укомплектованность фельдшерами госпиталей и лазаретов составляла 65-70%, а в полках и на кораблях - менее 50%. На каждый миноносец полагался 1 фельдшер, на кораблях 1 ранга по штату имелось по 2 фельдшера, на судах 2 ранга - по 1 фельдшеру. С началом ХХ в., в период Русско-японской и Первой Мировой войн этот некомплект еще больше усилился.

Какова была дальнейшая судьба выпускников военно-фельдшерских школ? После получения звания фельдшера (младшего фельдшера) они, числясь в нижних чинах, состояли на действительной службе в госпиталях и на флотилиях Российского флота с получением за усердие и выслугу медицинских званий и классных чинов не менее 10 лет (обязательный ценз), после чего по желанию могли уволиться в запас или продолжить службу с получением за выслугу надбавки к окладу и чины.

В последующие годы после введения в штаты военных лечебных учреждений для ухода за раненными и больными сестер милосердия, госпитальных фельдшеров стали освобождать от лечебно-клинической работы и чаще использовать на канцелярской, медикостатистической и административно-хозяйственной работах в качестве делопроизводителей и мелких медицинских чиновников.

В качестве примера прохождения службы военного фельдшера привожу выписку из личного дела делопроизводителя конторы Владивостокского морского госпиталя Григория Федоровича Фролова. В 1847 г. он окончил фельдшерскую школу при Крон-штатдском морском госпитале и получил звание младшего фельдшера. В 1855 г. в звании фельдшера был переведен в Петропавловский морской госпиталь, с которым в 1858 г. переведен в Николаевск-на-Амуре, где стал старшим аптекарским учеником

госпиталя. В 1865 г. был переведен в Сибирский флотский экипаж с присвоением звания старшего фельдшера и чина коллежского регистратора (XIV). В 1868 г. - комиссар, делопроизводитель госпиталя по хозяйственной части. В 1870 г. получил чин губернского секретаря (XII), который соответствовал на флоте званию мичмана. Через 3 года службы (в 1873 г.) произведен в коллежские секретари (Х), что соответствовало военным званиям «штабс-капитан», «штабс-ротмистр».

Таким образом, подготовка военных фельдшеров во Владивостокском морском госпитале в XIX в. явилась отражением успехов и недостатков в системе подготовки этих медицинских специалистов для нужд армии и флота. Недостаточная учебная база госпиталей, отсутствие учебников и пособий, штатных преподавателей и невысокие базовые знания учеников сказывались на качестве подготовки фельдшеров. И все же свою задачу госпитальные военно-фельдшерские школы выполнили. Владивостокский морской госпиталь в течение более 20 лет был единственным на Дальнем Востоке военным лечебным учреждением, который регулярно пополнял флот и армейские части грамотными фельдшерами, подготовленными из местных подростков. Многие из этих фельдшеров, закончив службу и уволившись в запас, остались во Владивостоке, перешли на работу в гражданское медицинское ведомство и в период

революционных событий 1917-1922 гг. сыграли заметную роль в организации здравоохранения Дальневосточной республики.

Но это уже совсем другая история.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюков Б.Г. У истоков милосердия.. Владивосток, Уссури, 2007. - 368 с.

2. Андрюков Б.Г. Светя другим...Владивосток, Русский остров, 2002. - 196 с.

3. История Военной медицины России. Том 3. XIX - начало ХХ в. - СПб., ВМедА, ВММ, 2006. -688 с.

4. ПСЗРИ. - СПб, 1830. - Т.28. №21.606.

5. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.30. №23.606.

6. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.33. №26.606.

7. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.33. №26.606.

8. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.37. №28.606.

9. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.13. №11143.

10. ПСЗРИ. - СПб, 1873. - Т.44. отд.1. №47008.

11. Постановления о военно-учебных заведениях // Свод военных постановлений. - СПб, 1871. -Кн.15, прил. 77.

12. РГА ВМФ Ф.1283.Оп.1.Д.64.

13. РГА ВМФ Ф.1283 Оп.1 Д. 33.

14. РГА ВМФ Ф.1283 Оп.1 Д. 81.

15. Свод военных постановлений. - СПб, 1871. -Кн. 15, прил.15.

PREPARATION MILITARY PARAMEDICS IN THE VLADIVOSTOK NAVAL HOSPITAL IN THE XIX CENTURY.

Naval Hospital of the Pacific Fleet, Vladivostok

By using historical documents relating to the history of teaching assistants for the Russian army and navy with the establishment and activities of military medical school at Vladivostok naval hospital. The facts and documentary evidence are set out for the first time.

Key words: military paramedical school, Vladivostok naval hospital

Адрес переписки: e-mail: [email protected]


Наряду с бессмертными подвигами воинов Великой Отечественной Войны, танкистов и летчиков, нельзя не отметить героизм и отвагу советских медиков. Благодаря им тысячи солдат остались живыми, вернулись в строй и одержали победу над немецкими захватчиками. Многие из них сражались на передовой и сложили голову за освобождение своей родины.

Михайлов Федор Михайлович

Огромный вклад в победу над фашистскими захватчиками внес Федор Михайлович Михайлов. До начала ВОВ он успел отслужить на флоте, поучаствовать в Гражданской войне и сражении против войск Юденича, закончить мединститут и стать врачом.

В 1941 году г. Славута, где Михайлов работал главврачом, был захвачен немцами. Не дождавшись появления местных подпольщиков, он решил создать собственную партизанскую организацию. Сумев добиться расположения немцев, он стал главврачом «Грослазарета» - лагерной больницы, где содержались раненые пленные солдаты. Именно в них он видел необходимый резерв «бойцов» для противостояния оккупантам. Михайлов создал инфекционный барак, куда помещались тяжелораненые красноармейцы, многих из которых он поставил на ноги. Так как немцы туда почти не заходили, выздоровевших пленных врач тайно переправлял на свободу, а лагерному начальству представлял их как «умерших».


Постепенно Михайлов сумел объединить подпольщиков соседних областей, и организация выросла в масштабное партизанское объединение. Ее участники стали устраивать диверсии, нанося захватчикам ощутимый урон. Немцы, узнав о подпольщиках, сумели вычислить Михайлова и арестовать. Сначала его несколько недель пытали, а когда поняли, что от него ничего не добиться - прилюдно повесили.

Зинаида Туснолобова-Марченко

Одной из выдающихся фигур военной медицины является половчанка Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко. За несколько месяцев до начала войны она вышла замуж, но вскоре ее мужа призвали на передовую. Сама же она тут же отправилась на медицинские курсы, а окончив их - ушла добровольцем на фронт. Несмотря на юный возраст, она на равных с мужчинами отправлялась в бой, на месте оказывая медицинскую помощь пострадавшим и вынося их с поля боя. За 8 месяцев нахождения на фронте Зинаида Туснолобова-Марченко спасла 128 раненных офицеров и солдат.

В феврале 1943 года Туснолобову тяжело ранили, когда она пыталась спасти командира, но не успела, он погиб. Прежде чем потерять сознание, Зинаида успела спрятать секретные бумаги, которые лежали рядом с военачальником. Когда она очнулась, немцы добивали раненых. К ней также подошли и стали бить прикладом по голове, отчего она снова потеряла сознание. Когда Туснолобову доставили в госпиталь, она была сильно обморожена. Из-за начавшейся гангрены врачам пришлось ампутировать ей обе руки и ноги.


Несмотря на полученную инвалидность, муж Зинаиды не бросил ее. Вместе они прожили счастливую жизнь и вырастили двоих детей.

Валерия Осиповна Гнаровская

Валерия Гнаровская родилась в 1923 году в деревне Модолицы (ныне Ленинградская область), окончила школу и собиралась поступать в институт, но ее планам не суждено было сбыться. Когда началась война, она вместе с семьей была эвакуирована в Тюменскую область, село Пеганово. Неоднократно она втайне от матери обращалась в военкомат с просьбой отправиться на передовую, но ей отказывали.

В 1942 году Валерия добилась зачисления в стрелковую дивизию, где окончила курсы медсестер, а после ушла на передовую добровольцем. Когда ее дивизия прибыла на Сталинградский фронт, она первая ринулась в бой, поразив всех своей отвагой и бесстрашием. Гнаровская принимала активное участие в обороне Сталинграда, воевала на Юго-Западном фронте, а также участвовала в Донбасской операции и освобождении Левобережной Украины.


В сентябре 1943 года несколько немецких танков прорвались в тыл советских войск, двинувшись к позициям медсанбата и штаба. Гнаровская не раздумывая схватила связку гранат и бросила их под танк, пожертвовав при этом своей жизнью. За все время пребывания на фронте, Валерия оказала медицинскую помощь более 300 солдатам и командирам. За мужество и героизм ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Буйко Петр Михайлович

Родился Буйко Петр Михайлович в 1895 году, выучился и поступил в петербургскую Военно-фельдшерскую школу. После он работал младшим помощником врача в военном госпитале Николаева.

На фронт Буйко отправился добровольцем в качестве военфельдшера. На захваченной врагами территории, сначала он вынужден был вести частную врачебную практику, а после работать в районной больнице Фастова. В это же время он вел партийную деятельность. Вместе с бежавшей из плена медсестрой, Буйко организовал подпольную организацию и партизанские отряды в соседних селах. На немецкой бирже труда он был одним из участников медицинской комиссии, что позволило ему вмешаться в мобилизацию пленных в Германию. Для этого он выписывал больным ложные диагнозы.


В 1943 году деятельность Буйко раскрыли, и он ушел к партизанам. В этом же году отряд попал под облаву немцев и врача арестовали. В течение двух суток его мучили и истязали, но он ни в чем не признавался. Не получив никаких ответов, немцы учинили над ним жестокую расправу. На глазах у местных жителей Буйко вместе с тремя заложниками облили бензином и сожгли заживо.

Георгий Синяков

Чуть менее известным военным медиком является Георгий Синяков. Несмотря на это, его вклад в борьбу над немецкими захватчиками бесценен. В 1928 году он окончил медуниверситет Воронежа, после чего более десяти лет заведовал отделением городской больницы.

В начале войны врач ушел на фронт хирургом медико-санитарного батальона. Вскоре он оказался с раненными бойцами в плену у немцев. Пройдя через несколько концлагерей, Синяков был отправлен в Кюстринский лагерь смерти, где начал оперировать раненых военнопленных. Весть о гениальном докторе быстро вышла за пределы лагеря и немцы стали привозить к Синякову своих родственников. Добившись расположения гестаповцев, Георгий смог свободно передвигаться по территории концлагеря, а дополнительно полученный пай - делить между другими заключенными. Вскоре врач возглавил подпольное формирование и стал помогать организовывать побеги.


Синяков разработал мазь, которая хорошо заживляла раны, но с виду оставляла их свежими. Так, вылечив тяжелораненых, он делал вид, что лекарства совсем не помогают, а потом устраивал немцам «показательные смерти». В числе его пациентов оказались сотни спасенных солдат, в том числе и известная летчица Егорова-Тимофеева. После освобождения из плена врач около 15 лет работал ведущим хирургом медсанчасти на тракторном заводе Челябинска.

Военврач – это не просто военнослужащий с медицинским образованием, а человек независимо от внешних условий, беспристрастно и с полной отдачей движимый желанием оказывать помощь всем пострадавшим от вооруженных конфликтов и войн. Профессия, которая зародилась еще во времена Древнего Египта, не теряет своей актуальности и в XXI веке, что обусловлено множеством горячих точек на карте земли.

Обязанности

Военный врач – это и медик, который по долгу службы способен оказать медпомощь военным и гражданским лицам, невзирая на ранги и статусы, но и вместе с тем обладать командирскими навыками. Особенность его работы состоит в необходимости действовать не только в мирное время, но и в ситуациях с риском для жизни, во время боевых действий или вооруженных конфликтов, когда требуется грамотно организовать медицинскую службу.

Основная задача военврача – медицинское обеспечение и оснащение вооруженных сил. В мирное время они тоже не остаются без дела, выполняя следующие обязанности:

    профилактика заболеваний среди военнослужащих, предотвращение возникновения эпидемий;

    контроль и наблюдение по выполнению санитарных норм составом;

    обучение военнослужащих базовым навыкам оказания первой медицинской помощи;

    медосмотры, оперативное лечение больных и проведение экстренных операций раненым солдатам и при необходимости их эвакуация;

    снабжение медпрепаратами и перевязочным материалом, инструментами, оборудованием.

Таким образом, функции военных врачей не ограничиваются одним лечением они значительно шире и включают комплекс мер по обеспечению войсковой части всем необходимым, т. е. исключить всевозможные барьеры, которые препятствуют выполнению поставленных боевых задач солдатами и офицерами.

Требования

Далеко не все соискатели желающие трудоустроиться врачом в воинскую часть смогут это сделать. К претендентам на данную вакансию предъявляется ряд требований и условий:

  1. Наличие высшего медицинского образования.
  2. Отсутствие судимости у претендента и его близких родственников.
  3. Эмоциональная стабильность, психическое здоровье.
  4. Военная подготовка, физическое развитие.
  5. Отсутствие каких-либо заболеваний (противопоказаний по здоровью).

Соответствие соискателя все заявленным критериям говорит не только о его квалификации, но и психологическом потенциале, что помогает быстрее и легче адаптироваться в условиях боевых действий и приступить к выполнению поставленных задач.

При этом важно заметить, что данная должность не подразумевает в отношении потенциальных кандидатов никаких ограничений в зависимости от половой принадлежности, кроме как, наличия образования и специальной военной подготовки, поэтому женщина военврач не является исключением.


Воинские звания для военных медиков

Медицинская служба вооруженных сил включает следующие категории работников:

    Военные врачи: хирург, стоматолог, санитарный врач.

    Провизоры, фармацевты, лаборанты.

    Фельдшера, медсестры, санитары.

    Санитарные инструктора.

Каждый медицинский работник как указано в Положении о прохождении службы независимо от того находится ли он в запасе или же состоит в Вооруженных Силах должен иметь персональное воинское звание. Таким образом, для военнослужащих предусмотрен целый ряд воинских званий, который был представлен еще в 1943 году НКО СССР в зависимости от того, где врач выполняет свои обязанности. Причем условия назначения действуют как для военно-медицинского, так и военно-ветеринарного состава.

При наличии медицинской или ветеринарной военно-учетных специальностей к соответствующим воинским званиям добавляют слова «медицинской / ветеринарной службы».

Войсковые звания

Младший офицерский состав медицинской (ветеринарной) службы:

  • младший лейтенант;
  • лейтенант;
  • старший лейтенант;
  • капитан.

Старший офицерский состав медицинской (ветеринарной) службы:

  • майор;
  • подполковник;
  • полковник.

Высший офицерский состав медицинской (ветеринарной) службы:

  • генерал-майор;
  • генерал-лейтенант;
  • генерал-полковник.

Однако с 1935 до 1943 года звания военврачей имели иное название. Среди них значились и ранги военных врачей.

Таким образом, военным врачам по постановлению ЦИК и СНК СССР могли присвоить следующие звания:

  1. Военфельдшер.
  2. Старший военфельдшер.
  3. Военврач 3-го, 2-го, 1-го ранга.
  4. Бригврач.
  5. Дивврач.
  6. Корврач.
  7. Армврач.

При этом звание «Военврач 3-го ранга» присваивалось лицам с высшим медицинским образованием, которые только поступали или призывались в армию.


Особенности

Карьера военврача начинается со звания лейтенанта. Присвоение последующих званий осуществляется в соответствии с основными правилами, которые действуют в отношении и других военных. Если кандидат на должность военного врача имеет лишь образование с дипломом гражданского вуза, после чего он еще прошел и срочную службу, то звание сержант – это максимум который только возможен.

Наличие таких вводных позволяет лишь претендовать на должность санитара (звание рядовой), фельдшера (прапорщик) или медсестры (сержант).

Карьерная лестница в таком случае ожидает, только если получить образование в специальном военном ВУЗе, по окончании которого будет присвоено наименьшее офицерское звание.

Именно студенты очного отделения медицинского военизированного ВУЗа, проходят как медицинские дисциплины, так и курс боевой подготовки. Высшие учебные заведения такого плана осуществляют прием и парней и девушек. Таким образом, осуществляется принцип равенства полов.

Причем интерес к данной профессии среди представительниц слабого пола значительно выше, нежели у юношей. Так, конкурс среди девушек в Военно-медицинской академии имени Кирова составил 35 человек на место, в противовес молодым людям, когда их количество не превысило и 12 человек на место.

Таким образом, если ранее военными врачами были исключительно мужчины, то сегодня среди имен полковников медицинской службы значатся и женские имена.

Получив звание лейтенанта, граждане, окончившие ВУЗ в обязательном порядке в военном комиссариате должны встать на учет, где им на руки будет выдан военный билет. Не выполнив это условие, в отношении их могут применить санкции административной ответственности.


Подготовка специалистов

Главной кузницей кадров военной медицины, начиная с советских времен, является ВМедА им. Кирова. Три факультета (летный, морской, сухопутный) выполняют подготовку специалистов данного направления. Срок обучения составляет 6 лет, после чего выпускник получает диплом и звание лейтенанта. Следующим этапом в образовании становится интернатура.

В отличие от мед. вузов гражданского направления для поступления в ВМедА есть жесткое ограничение по возрасту 16-22 года, причем полных 16 лет на момент поступления должно быть уже на 1 августа. Абитуриент, которому на 31 июля исполнилось 23 года, не сможет поступить в академию.

Будущий военный врач еще на студенческой скамье познает все тяготы воинской службы. Как на других военных кафедрах курсанты в ВМедА проходят строевую подготовку, на первых двух курсах у них казарменное положение и ранний подъем. Кроме этого, студенты носят обязательную форму одежды и выполняют суточные наряды. При этом весь процесс строится на соблюдении воинской дисциплины, физических тренировках (лыжная подготовка, бег, нормативы по стрельбе и плаванию).

Востребованность и перспективность

Спрос на квалифицированных специалистов профессии военный врач остается стабильно высоким. Причем это характерно не только в период военных конфликтов, но и в мирное время. Боеспособной армии наряду с вооружением для эффективности требуется и медицинское сопровождение.

Данная специальность сулит большие возможности и карьерный рост. При этом деятельность врача вовсе не ограничивается одной лишь врачебной практикой и позволяет заниматься сугубо научной деятельностью.

Заключив контракт, как правило, это бывает на 5 лет, военврач может пойти и в гражданскую медицину. Для этого потребуется лишь пройти переквалификацию, причем еще до окончания действия контракта. Единственным условием является выплата неустойки. Сюда включают все затраты, которые понесло государство. Значительная часть их приходится на выдачу вещевого довольствия, а это немалая сумма.

Профессия военного врача нелегкая и требует не только медицинских познаний, но и выдержки. Причем военная дисциплина нередко воспитывается еще с юных лет, когда большинство, начиная с военных лицеев, привыкает к военной жизни, до поступления в ВУЗ.



Похожие статьи