Все как у зверей ведущая. "Всё как у зверей": Евгения Тимонова о животных, людях и приключениях

“Всё как у зверей” – научно-популярный Ютьюб-канал о биологических причинах человеческого поведения – был основан 10 июня 2013 г. Создатели канала – автор и ведущая Евгения Тимонова (Россия) и режиссер и продюсер Сергей Фененко ( , Голландия). В ноябре 2014 к ним присоединились художник Андрей Кузнецов (Акуаку) и оператор Олег Кугаев. 15 июля 2016 г. канал получил YouTube Silver Play Button за достижение рубежа в 100.000 подписчиков. В октябре 2015 “Всё как у зверей” наградили российской премией Tech in Media в категории Лучший научно-популярный блог. В январе 2015 Евгению Тимонову номинировали на премию “За верность науке” Министерства образования и науки РФ.

“Все как у зверей” рассказывает о том, о чем Николай Николаевич Дроздов деликатно молчал. Но кто-то же должен! Смотрите избранные программы внизу, а все наши выпуски – на YouTube-канале “Все как у зверей” . Читайте о нас, зверолюбах и людоведах, на сайте “Всё как у зверей” и пишите нам на vsekakuzverei[собака]gmail.com.

01 Звериный оскал патриотизма

Наше самое вирусное видео, хоть и не от хорошей жизни. О том, как манипулировать людьми с помощью альтруизма, патриотизма и других звериных инстинктов. Осторожно, этот выпуск содержит вынос мозга!

02 Половой отбор: чего хотят женщины

С какой стати миром правят бабские капризы, как получить реальную власть над противоположным полом, почему из человеческого пениса убрали кость и что будет, если мужчины научатся рожать, – в первом выпуске нашего атлантического сезона.

03 Почему мы голые?

Почему человек это голая обезьяна? Ну, почему обезьяна, понятно. Хомо сапиенс, род хомо, семейство гоминиды, парвотряд узконосые обезьяны, отряд приматы. Но почему голая?..

04 Гомо сапиенс: причины и поводы гомосексуального поведения

О гомосексуальности биологи стараются говорить осторожно. С одной стороны, гомосексуальное поведение животных – 1500 раз доказанный факт. С другой стороны, непонятно, что за этим фактом стоит. Вдруг это не гомосексуальность, а гомосоциальность, а мы тут уже всем наобещали? С третьей, что ни скажи на эту тему, обязательно будет истерика и скандал. Не верите – почитайте комменты к нашему самому спокойному и беспристрастному выпуску.

05 Как узнать, что подруга тебе изменяет?

Традиционно считается, что самцы от природы полигамны, а самки, наоборот, предпочитают одного партнера. Однако женский пол нарушает эту традицию направо и налево. Зачем, почему и как вы можете об этом догадаться – в нашем самом срывающем покровы выпуске.

06 Откуда растет любовь?

За что мужчины обожают женскую слабость, почему влюбленные так отвратительно сюсюкают, зачем собаки стараются лизнуть вас точно в губы, и как педоморфы победят педофилов – в нашем самом чадолюбивом выпуске.

07 Давайте по справедливости: альтруисты против халявщиков

Почему репутация такая хрупкая, а месть такая сладкая? Что делает детективы интересными, а публичные разборки увлекательными? Зачем нам зависть, откуда у нас речь и какое отношение все это имеет к реципрокному альтруизму – в нашем выпуске, тонко намекающем, что и чувство справедливости тоже появилось задолго до человека.

09 Лев, животное-мудак

Если вы когда-нибудь видели людей, то замечали – люди все время кого-то напоминают. А особенно они гордятся, если им сказать, что они похожи на льва. И это немного странно. Потому что лев… ну как бы это сказать… В общем, лев – животное-мудак.

    Евгения Тимонова

    Всё как у зверей

    Елена Пастухова

    Почему мы стареем и как это предотвратить? Все ли организмы стареют одинаково? Существует ли ген долгожительства и какие животные нам помогут его найти? Как достижения современной генетики могут отсрочить старение? Какие генно-инженерные эксперименты проводятся учеными в поисках лекарства от старения? Об этом расскажет Елена Пастухова, кандидат биологических наук, доцент кафедры радиационной биологии Челябинского государственного университета.

    Владимир Чистяков

    В чём заключается идея теломерной теории старения? Кто и когда сформулировал основные понятия этой теории? Почему наши клетки перестают делиться? Доктор биологических наук, главный научный сотрудник Академии биологии и биотехнологии им. Д. И. Ивановского ЮФУ, Владимир Чистяков расскажет, что объясняет и как применяется теломерная теория старения, каковы успехи её применения на практике и насколько она актуальна сегодня.

    Евгения Тимонова

    Всё как у зверей

    О гомосексуальности биологи стараются говорить осторожно. С одной стороны, гомосексуальное поведение животных - 1500 раз доказанный факт. С другой стороны, непонятно, что за этим фактом стоит. Вдруг это не гомосексуальность, а гомосоциальность, а мы тут уже всем наобещали? С третьей, что ни скажи на эту тему, обязательно будет истерика и скандал. Не верите - почитайте комменты к нашему самому спокойному и беспристрастному выпуску.

    Юрий Дейгин

    Пора сбросить шоры группового мышления, и признать, что старение - программа, отточенная групповым отбором. И только тогда, когда мы будем знать врага в лицо, мы сможем его победить. Иначе, делая вид, что его нет, мы так и будем искать очередной геропротектор, продлевающий жизнь мышам на всё те же 20–30%, или голодать в надежде на ещё 5–6 лет жизни.

    Евгения Тимонова

    Всё как у зверей

    Выпуск будет больше интересен носителям Y-хромосомы. Женя рассказывает об эволюции пенисов - кто был счастливым обладателем первого из них и во что они превратились у представителей разных классов (рептилий, птиц, млекопитающих).

    Юрий Дейгин

    Что такое старение? Запрограммированное убийство. А менопауза? Запрограммированная кастрация. Два механизма популяционного контроля, которые гены отточили за миллиарды лет. Почему гены поступают с нами так жестоко? По той же причине, по которой они делают всё остальное - чтобы максимизировать интеграл своего воспроизводства во времени.

    Евгения Тимонова

    Евгения Тимонова. «Все как у зверей» May 6th, 2016

    В поисках информации о дельфинах для , наткнулся на научно-популярный сериал Евгении Тимоновой «Все как у зверей». Сначала немного скептически и не без раздражения, а потом уже с удовольствием, его просмотрел. Весь! Все 50+ выпусков, и теперь жду очередной среды ради продолжения.

    Не могу сказать, что все мне у Тимоновой нравится, но альтернативы в отечественном медиапространстве не знаю. А то, что есть, это либо псевдо-натуралистическое описание, типа: «Смотрите «дети» это гепард, у него пятнышки и он очень быстро бегает. А это пингвин, он очень милый и живёт на южном полюсе. А вот секвойя, она растет очень долго, зато страшно крепкая» и так далее. Поток слабо структурированной, и по большому счету, бессмысленной информации, песнь акына…


    Другой вариант научпопа - это псевдонаучные откровения, типа: «вороны обладают чувством юмора, смотрите как они подшучивают надо другими животными». Или «У животных есть культура, пчелы разговаривают на «пчелином» языке, а недавно примат поделился с исследователем своей детской травмой, браконьеры убили его маму…». Особенно подобные откровения популярны у «жёлтых» каналов, типа Ren TV и в интернет блогах «о том, как на самом деле» или же, что удивительно, у самих популяризаторов науки. Последние отчего-то считают, что если они специалисты в одной области, то это значит и по остальным могут высказывать «авторитетное» мнение.

    У Евгении Тимоновой же получается баланс, она дает и относительно достоверную информацию, и контекст, и то, зачем это нужно и как это знание можно использовать. Наверно нельзя сказать, что базовая идея «Все как у зверей» оригинальна. Много лет с подобного кормится, например, Десмонд Моррис, автор книги «Голая обезьяна. Человек с точки зрения зоолога». И тем не менее форму подачи как у Тимоновой я ранее не встречал, а вот научный уровень, мне даже кажется, у нее повыше.

    Да, мне не нравится зацикленность автора на теме «секса». Человек безусловно в значительной степени обусловлен животным началом, но не до конца. У Тимоновой же вся суть показать, что «у птичек все то же самое», то есть: размножение, еда, доминирование. Ну и так как кулинарных программ много, а в доминировании она не очень «копенгаген», остается секс. Логично, но я с этим не согласен: у человека не все как у зверей. Хотя и обусловленность есть, и рассказывает об оной Тимонова здорово, пусть и не без псевдогламурного своеобразия.


    Комикс с иллюстрацией сюжета очередного выпуска "Все как у зверей"

    Посмотрев авторский контекст, стало понятно, что во многом провокативность умышленна. Все-таки она не только натуралист, но еще и филолог с рекламным опытом. Насколько «картинка» отличается от реальности можно посмотреть, сравнив два ролика. Постановочный:

    «Живой» ролик, содержательно, конечно, тема отдельного «плача Ярославны», но не о том сейчас речь. И Соколов, и Тимонова делают хорошее дело, так что дай им бог здоровья и сил на все. Ну а то, что, возможно, не все идеально, так зато они делают. У Тимоновой, кстати, в описании ролика еще и, как правило, приводится список использованных источников. Очень удобно.

    В общем, смотрите «Все как у зверей», но не поддавайтесь соблазну. Многое как у зверей, но не все. Человек вышел из природы, и в прямом, и в переносном смысле. Да, выйдя, он многое взял с собой, и тут с Тимоновой нельзя не согласиться, но и приписывать человеку мотивацию богомола - это перебор.

    Ну и традиционная для естественнонаучников жесть выходит, когда они начинают рассуждать на гуманитарные темы. Например, о патриотизме:

    Увы, но другой интеллигенции в нашей стране практически нет. В какой-то степени Тимонову оправдывает то, что «не ведает она, что творит», и в отличие от темы «богомолов», не утруждает себя «контекстом». Да и вообще, это вполне может быть «журналистским» подходом: есть актуальная тема, делаем о ней материал, добавляем провокативности и опа — больше миллиона просмотров. Не лабутены, конечно, но суть примерно та же. Так и происходит в истории: сначала интеллигенция долго доводит население своим глумлением. Потом случается социальный взрыв, интеллигенцию вырезают или заставляют питаться с помоек, но так как все равно без нее нельзя, то формируется новая интеллигенция и социальная эволюция переходит на очередной виток. Ну а что, «Все как у зверей»…

    Тимонова Евгения - отечественная научная журналистка. Также работает телеведущей, натуралистом, считается активным популяризатором науки. С 2013 года ведет популярный блог под названием "Все как у зверей".

    Биография журналистки

    Тимонова Евгения появилась на свет в Новосибирске в 1976 году. Природу она полюбила еще в раннем детстве. В зоопарке занималась в кружке юных натуралистов, одерживала победы на биологических олимпиадах разного ранга.

    После окончания школы поступила в Томский университет. Тимонова Евгения училась на биологическом факультете. На третьем курсе в ее мировоззрении произошла серьезная переоценка ценностей, когда она осознала, что скорее натуралист, чем биолог. В результате перевелась на филологический факультет педагогического университета в Новосибирске. Получила диплом по специальность "Психология и литературоведение".

    Работа на телевидении

    Тимонова Евгения, биография которой рассматривается в этой статье, сразу после университета пошла работать на новосибирское телевидение. Свою карьеру она начала в передаче под названием "Дорогое удовольствие".

    В 2000 году девушка сделала важный шаг, переехав в Москву. Здесь она начала работать в сфере рекламной журналистики. Освоила специальность копирайтера, вскоре стала креативным директором.

    Работала и на территории стран бывшего СССР. Например, в 2006 возглавила киевский женский журнал, который назывался LQ. В должности главного редактора проработала около года.

    В 2012 году Тимонова Евгения стала победительницей конкурса "Лучшая работа в России". На торжественной церемонии героиня нашей статьи познакомилась с его организаторами, среди которых был Сергей Фененко, в то время руководивший нидерландским рекламным агентством. Вместе с ним она и придумала свой проект "Все как у зверей".

    Все о животных

    Юношеское увлечение животными и биологией сыграло определяющую роль в ее карьере. Программа "Все как у зверей" Евгении Тимоновой стала рассказывать о биологии, природе человека, эволюции и его связи с животным миром в научно-популярном формате.

    Это получился настоящий видеоканал, который Тимонова стала вести регулярно в интернете. Здесь она специализируется на оригинальных параллелях, которые проводит между поведением животных и людей, рассказывает о принципах и первопричинах нашего поведения, отвечает на многие вопросы, которые волнуют не только детей, но и взрослых. Например, почему мы голые, откуда появилась любовь, зачем нужны бабушки, чего хотят женщины, почему нас гипнотизируют прыщи и пугают дырки.

    Видео рассчитано на самую широкую аудиторию практически любого возраста и образования. Его особенно интересно смотреть потому, что оно содержит и развлекательную составляющую. В этом она полностью старается соответствовать принципу - развлекая, просвещай.

    Канал "Все как у зверей"

    Собственный канал в интернете Евгения Валентиновна Тимонова завела весной 2013 года. Индивидуальный стиль для него разработала голландская компания, с которой ей помог связаться как раз Фененко. В конце 2014 года к проекту присоединились известный оператор Олег Кугаев и художник Андрей Кузнецов.

    Самый первый сезон снят в обычной студии на фоне экрана зеленого цвета. Второй был снят целиком в Кении. Выпуски программы были посвящены дикой природе. После этого большинство сезонов были посвящены какой-то определенной стране. Так, передача "Все как у зверей" уже побывала в Новой Зеландии, Индонезии, Португалии, Индии, Хорватии, Австралии. Отдельный сезон был посвящен России.

    В качестве рецензентов привлекались известные отечественные биологи. Например, Станислав Дробышевский, Александр Панчин, Александр Марков, Александр Соколов.

    В 2016 году программа "Все как у зверей" начала выходить на канале "Живая планета", который входит в холдинг ВГТРК. На данный момент у проекта уже более ста тысяч подписчиков в интернете.

    Самый популярный выпуск шоу назывался "Звериный оскал патриотизма". Он был посвящен механизмам военной пропаганды. У него было несколько миллионов просмотров. В 2015 году канал "Все как у зверей" получил премию на конкурсе инновационной журналистики в номинации "Лучший научно-популярный блог".

    Сезоны шоу

    На данный момент снято уже восемь сезонов шоу "Все как у зверей". Самый первый назывался "Начало". В нем были выпуски про пингвинов, искусство мимикрии, женские секреты приматов, прокрастинацию, львов, богомолов (это, кстати, любимое насекомое Тимоновой, которое живет у нее дома), пауков. Во всех этих выпусках автор пыталась провести параллели между поведением людей и диких животных.

    Второй сезон назывался "Вокруг Кении за 20 дней", а третий "Где попало". В нем были выпуски про дельфинов, зубров и бобров.

    Четвертый сезон был целиком посвящен эволюции человека. Тимонова рассказывала про половой отбор, происхождение любви, массаж и сплетни. Название пятого сезона "В Азии", а шестого - "В России". В нем отдельное внимание уделялось суркам, котикам и тюленям, лисам, лошадям Пржевальского, одомашниванию котов и приручению собак.

    Седьмой сезон команда проекта "Все как у зверей" снимала в Индии, а последний на сегодняшний день восьмой сезон в Австралии. В нем есть серии под названием "Чак Норрис среди крокодилов", а также выпуски, посвященные яду, молоку и яйцам утконосов, особенностям коралловых рифов, удивительным акулам, а также тому, почему нам так нравится их мясо, уникальному австралийскому животному вомбату, обладающему оригинальным умом и сообразительностью, кенгуру и опасным австралийским медузам.

    Личная жизнь

    Личная жизнь Евгении Тимоновой складывается весьма успешно. В 2015 году она вышла замуж.

    Ее супругом стал художник Андрей Кузнецов, известный по сотрудничеству с мультипликационной студией "Пилот". Сам он является режиссером нескольких анимационных фильмов: "Как обманули змея", "Ворон-обманщик", "Похождения лиса", "Пумасипа", "Ученый медведь", "Храбрец". Все они входят в мультипликационный сериал "Гора самоцветов", посвященный сказкам народов России.

    В качестве художника-постановщика он участвовал в создании отечественного рисованного мультфильма "К югу от севера" и мультфильма "Про Ивана-дурака". В настоящее время Кузнецов вместе с Тимоновой работает над проектом "Все как у зверей".

    Почему людям не нравится, когда их сравнивают с обезьянами и хомячками, и что не устраивает россиян в ролике про патриотизм

    Уже два года натуралист Евгения Тимонова придумывает и ведет регулярный видеоблог «Все как у зверей» - программу о том, в кого люди такие. Пятиминутные научно-популярные ролики про каракатиц-трансвеститов и матриархат у пятнистых гиен набирают десятки тысяч просмотров на YouTube и лишний раз напоминают пользователям рунета о том, что человек в первую очередь часть природы. Недавно Тимонова приезжала в Казань с лекцией и побеседовала с корреспондентом «БИЗНЕС Online» о науке и жизни.

    «КОГДА ЧЕЛОВЕК СТРАДАЕТ, У НЕГО ЕСТЬ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЖЕЛАНИЕ ЗАСТАВИТЬ СТРАДАТЬ ДРУГИХ»

    Евгения, во-первых, поздравляю вас с недавним бракосочетанием. В связи с этим вопрос: каково быть замужем, зная , что любовь - это всего лишь закрепленные эволюцией отголоски родительского инстинкта, а поцелуи - рудиментарный жест, напоминающий о том, как звери кормят своих детенышей?

    Нельзя все воспринимать так серьезно! То, что ты чувствуешь по отношению к своему мужу, - твои личные переживания, и никакая наука это полностью объяснить не может. Да и не собирается: к сожалению или к счастью, не все состоит из рациональных понятий. Как только какой-то ученый или человек, выдающий себя за ученого, начинает утверждать, что может объяснить все со стопроцентной точностью, нужно отойти от него подальше - скорее всего, он шарлатан. Да, есть те, кто после просмотра наших видео бегает с квадратными глазами и не понимает, как теперь жить и во что верить. Мне остается только завидовать их доверчивости и способности полностью погружаться в идею. То, что мы предлагаем, - лишь гипотеза, которая объясняет какую-то часть реальности. Многое при этом остается за кадром.

    - Много таких, с квадратными глазами?

    Вообще, наш блог рассчитан на адекватных людей со здоровым чувством юмора. И, думаю, на деле никто не оказывается в полном тупике. Но при этом значительная часть аудитории сталкивается с проблемой принятия: на глубинных уровнях человеческая самость протестует против отождествления с животными. Мы привыкли думать, что мы индивидуальности, что у нас богатый внутренний мир, а подобная информация выбивает почву из-под ног: «Вы предлагаете мне теорию, согласно которой все мои действия продиктованы низменными инстинктами, а сам я - полуобезьяна, да еще и прокрастинирую как хомячок? Да кто вы вообще такие?!» Подобная реакция характерна для людей, которые не обладают достаточными знаниями и любовью к окружающему миру по причине отсутствия все тех же знаний. Неведение порождает страх: животные в представлении многих - темные неприятные существа, которые не имеют к нам никакого отношения. Кроме, конечно, котиков. И задача наших видеороликов - заполнение этого информационного вакуума. Весь живой мир - это лестница, а ты одна из ее ступеней. Ты не висишь в вакууме, ты часть системы, и это прекрасно! Когда человек оторван от всего, он не понимает себя и страдает, а когда человек страдает, у него есть подсознательное желание заставить страдать других. Отсюда, в том числе, агрессия в адрес создателей блога. Но это нормальный фоновый шум: если что-то можно понять неправильно, кто-нибудь обязательно поймет это неправильно.

    - Зрительские нападки всегда неоправданные и эмоциональные или встречаются научно обоснованные претензии?

    Главное даже не замечание, а констатация факта со стороны ученых-специалистов: «Вы все очень упрощаете». И с этим я согласна. Но это корректное упрощение: мы рисуем модель сложной схемы, которая повторяет общие очертания и не противоречит действительности. Редукция в нашем случае неизбежна, потому что развлекательный ролик с интересным сюжетом вряд ли можно сделать очень глубоким. Хотя для желающих мы помещаем внизу ссылки на использованную литературу. Конечно, некоторые коллеги пытаются анализировать пятиминутное видео с позиций научной работы - в таком случае даже не знаешь, что им ответить, потому что люди банально не понимают, что только что посмотрели и для чего это предназначено.

    У вас всего два курса биологического образования, потом вы стали заниматься психологией и литературоведением. Недовольные коллеги используют это как аргумент в спорах?

    Большинство коллег за меня только рады, говорят: какое счастье, что ты в свое время не дошла до диплома. В итоге я стала не биологом, а натуралистом. Натуралист - человек скорее гуманитарного склада, он обладает биологическими скилами, нанизанными на гуманитарный подход к миру. Да, «Все как у зверей» - это не биология в строгом научном смысле, но это и не должно быть ею. Если бы я доучилась, стала бы еще одним кабинетным ученым, которых и так миллион. А сейчас я специалист, который может своим рассказом о науке достучаться до человеческих сердец и умов, что довольно редко получается у большинства коллег-биологов.

    Вообще, мое образование в университете закончилось в тот момент, когда мы начали резать мышей и лягушек. Я поняла, что просто не могу. Для меня самой это было удивительно: с пяти лет я знала, что буду биологом, перелопатила гигантское количество литературы, никогда не была кисейной барышней, а тут... Не знаю, что произошло. Сейчас у меня есть мысль вернуться и доучиться, но это будет уже осознанный шаг - я знаю, что образование нужно мне для работы. Например, если я еду на Мальдивы снимать мант без диплома биолога, я простой турист с соответствующим набором прав, а если с дипломом - уже член научной экспедиции. И я рада, что пришла к этому только сейчас: когда ты сформировался как воспринимающий субъект, можно спокойно образовываться в классических традициях, не рискуя потерять нестандартный взгляд на вещи.

    «ОКОЛОПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС НЕ ОСТАВЛЯЕТ ВЫБОРА: ЛИБО ТЫ МЕРЗАВЕЦ И ПРЕДАТЕЛЬ РОДИНЫ, ЛИБО ИДЕШЬ НА УБОЙ НИ ЗА ЧТО»

    - Самый резонансный ролик в блоге на данный момент - «Звериный оскал патриотизма» . Видео, в котором вы с помощью примеров из жизни пчел, муравьев и приматов критикуете риторические приемы официальной пропаганды, набрал больше 900 тыс. просмотров и сотни гневных комментариев. Что людей раздражает больше всего?

    Стандартный набор контраргументов: «мы не животные, а люди, патриотизм - это хорошо, вы покушаетесь на святое». Мы не старались сделать идеально корректное видео, не приглаживали формулировки, и зрители почувствовали укол в живое, узнали манипуляции, которые применяют к ним каждый день. У многих сработал защитный механизм: когда тебя застукали на том, что ты ведешься на провокации и отказываешься от критического осмысления, ничего не остается, кроме самообороны. Причем в видео нигде не сказано, что патриотизм - это плохо, просто там совершенно четко (смею на это надеяться), хоть и упрощенно показан механизм, которым человека берут за ноздри и ведут туда, куда ему не надо. Околопатриотический пафос не оставляет выбора: либо ты мерзавец и предатель родины, либо идешь на убой ни за что. Не за отчизну, а за интересы людей, которым на твои нужды глубоко наплевать.

    - Это видео - попытка высказаться по поводу текущего конфликта, в котором участвует Россия?

    Самое интересное, что я совершенно не думала про Украину, когда писала сценарий ролика - я тогда вообще выпала из информационного поля. Изначально подразумевалось, что это будет скорее про терроризм и христианско-исламские противоречия. Поэтому когда видео выстрелило на фоне новостей про ДНР и ЛНР и все комментаторы начали сражаться на этой границе, я была дико удивлена. Понятно, что это универсальные принципы пропаганды, но получилось такое точное попадание, что даже как-то жутко. По комментариям видно, что страшно сейчас большинству людей: никто ничего не понимает, никто на самом деле не хочет воевать.

    - После ролика количество подписчиков на канал увеличилось?

    Да, сейчас у нас там больше 60 тысяч человек. Когда я написала и отправила режиссеру этот сценарий, он сказал: «Очень круто, хотя такую телегу на 15 минут никто не осилит». Но мы решили все равно ее снять, потому что она важная и крутая - кто дотерпит до конца, тот молодец. Сейчас у видео почти миллион просмотров, и это только на официальном канале. Какие-то энтузиасты нарезали из нашего ролика «колбасу», наложили туда слова Путина и Киселева, и получилась пропагандистская поделка с правильным закадровым текстом. Сначала мы их стыдили и банили за нарушение авторских прав, а потом надоело, смирились. Чувство, будто бы ты сочинил She"s got it и потом смотришь, как ее перепевают вокзальные лабухи (смеется) . У этой переделки тоже почти миллион просмотров, более того, она распространяется гораздо быстрее, чем оригинал. Людям хочется какого-то простого продукта, и они с большим трудом воспринимают высказывания, в которых нет прямого ответа на вопросы «что делать?» и «куда идти?» Причем это касается как одной стороны, так и другой. Я читала комменты и думала: надо же, вот где бы я еще узнала, что у соотечественников в головах! Мы пестуем ненависть к врагу, потому что это позволяет нам быть ближе и сплоченнее, хотя вполне можно помогать людям вокруг и без допинга в виде ненависти к соседям.

    А вот следом за патриотизмом вышел ролик про гомосексуальность , где мы осознанно избегали любых зацепок, за которые нас могли бы перетянуть на сторону гей-пропаганды или, наоборот, дискриминации. Тема одиозная, тут только скажи «гомосексуальность», и все уже готовы драться, но у нас получился какой-то шедевр корректности. И там около 150 тысяч просмотров - до патриотизма даже близко не дотягивает.

    - Это обидно? Хочется быстрой славы?

    Быстрой вообще не хочется. С одной стороны, взрывы посещаемости приятны: это значит, ты вытащил тему, которая удовлетворяет какой-то общественный запрос. С другой, чтобы получалось хорошо, надо делать то, что интересно самому.

    Ролик про патриотизм вывел формат блога за рамки научно-популярной передачи, теперь в нем четко звучит гражданская позиция. В связи с этим вопрос про видео, которое «Все как у зверей» делали для канала «Дождь» . На фоне кадров с потасовками в Федеральном Собрании РФ вы рассказываете про доминирование самцов в обезьяньих стаях, а когда повествование переключается на «внеранговых самцов», в видеоряде появляется гордый Ходорковский. Это тоже осознанная гражданская позиция? Вам не кажется, что это такой же перегиб, как Киселев, вмонтированный в ролик про патриотизм?

    Нам позвонили с «Дождя» и говорят: «Готовим программу про параллели России и Африки. Можете рассказать про африканских животных, которые похожи на людей современной России?» Фактически в ролике я говорила об универсальных вещах: любой парламент в любой стране третьего мира - а я все же верю, что в какой-нибудь Голландии из-за культурного компенсаторного механизма это выглядит несколько иначе - часто ведет себя как-то так. Это human nature. Но потом «Дождь» наложил на мой рассказ свой видеоряд. Внеранговый самец Ходорковский - это, конечно, очень смешно и нелепо. Настолько смешно, что мы даже не расстроились. Мы влезли в телевизор, посмотрели, как там бывает, получили опыт, и обе стороны разошлись довольными. Кстати, этот случай сильно сказался на чувстве собственной значимости моего режиссера: он посмотрел на съемку и монтаж и сказал, что сделал бы в тысячу раз лучше.

    «ОБНЯТЬ СЛОНА И ПЛАКАТЬ»

    Часть видеоблогов вы снимали в зоопарках, питомниках и дельфинариях. Задумывались об этической стороне вопроса?

    Это действительно сложный момент. Нельзя сказать, что все дельфинарии - это ады и хлорные тюрьмы, но среди них, несомненно, много тюрем и адов. Например, с дельфинарием, в котором мы снимали афалин , нам повезло. Животные там счастливые и контактные - выпрыгивают к тебе из бассейна, ласкаются, требуют внимания. Думаю, если бы им там было плохо, программа бы получилась на другую тему и с другим настроением.

    - Вы делаете что-то, чтобы решить проблему?

    В Европе сейчас отказались от практики закрытых дельфинариев, и это естественное формирование культуры содержания животных. Условия улучшаются постепенно, пусть не так быстро, как хотелось бы. Но поверьте, если бы вы посетили зверинец образца XIX века, вы бы рыдали неделю. 50 лет назад никто не умел ни кормить, ни лечить дельфинов в неволе, а теперь они размножаются в дельфинариях и общаются с людьми. Конечно, если главная цель - заработать деньги, люди всегда экономят в ущерб всему живому вокруг. Но ведь они привыкли так же поступать по отношению друг к другу, поэтому объяснить бизнесмену, что с животными нужно считаться, практически нереально. Я не знаю, как решать эту проблему. Могу сказать одно: если мы сталкиваемся с плохим содержанием животных, то обязательно делаем на этом акцент в блоге. Например, недавно мы три недели снимали слонов на острове Чанг, и это было просто ужасно. На слоне ведь все написано: ты видишь морду, и там вся история его жизни. Ты встаешь рядом с ним перед камерой, чтобы рассказать, как работает хобот и система амортизации, а в этот момент хочется просто обнять его и плакать.

    Кстати, про обнять. Вы уже сказали, что люди склонны сочувствовать только миловидным зверям. Видимо, чтобы расширить границы зрительской терпимости, вы часто появляетесь в кадре то со змеей, то с богомолом, то с тараканом. А есть животные, которые вам неприятны?

    «НА КАЛИМАНТАНЕ НЕОЖИДАННО СНЯЛИ ПРОГРАММУ ПРО ОРАНГУТАНОВ»

    - «Все как у зверей» существует уже два года. Как за это время изменился блог?

    Для первых передач режиссер просто брал видео про зверей с YouTube (согласно правилу добросовестного использования медиаматериалов для образовательных программ, нам можно использовать чужие любительские съемки), а теперь мы сами ездим снимать на натуру. Были в Индонезии, Кении, Беловежской пуще, Хорватии... Появился момент спонтанности: вот на Калимантане неожиданно сняли программу про орангутанов. Они очень пугливые, и когда мы туда ехали, были уверены, что увидим в лучшем случае рыжую тень, а на деле животные чуть ли не на головы нам падали - в общем, то, что надо. В итоге написали на коленке сценарий и быстренько все сделали. Хотя в целом подготовка к съемкам стала гораздо тщательнее, и если раньше я сочиняла текст за пару дней, то теперь мне бывает нужно до нескольких недель.

    - Потому что чем больше подписчиков у канала, тем сильнее ответственность?

    Потому что чем больше знаешь, тем сильнее ощущение, что ты знаешь недостаточно. Во времена первых видео про льва или аксолотля у меня был базовый набор знаний, и мне было легко. Но когда берешься за темы вроде реципрокного альтруизма, закапываешься в информацию так, что из всего изученного массива для сюжета бывает нужно процентов пять. Я просто не могу остановиться, пока не перелопачу все, потому что мне интересно и хочется видеть полную картину. Потом я отправляю сценарий режиссеру, который говорит: «Так, это никто не поймет, а тут вот, конечно, любопытный момент, но не нужный», - и к моменту съемок не остается даже этих 5 процентов.

    Кстати, еще одна важная перемена: у нас появились рецензенты, и теперь до режиссера сценарий смотрят еще ученые-специалисты. С той же гомосексуальностью получилась феерическая история. Сначала я отправила текст Александру Маркову (знаменитый российский биолог, палеонтолог и популяризатор науки - прим. ред. ), который сказал «Вау! Молодцы! Обязательно скажите, когда выйдет!» Я дико обрадовалась, потому выше похвалы Маркова вообще ничего не бывает, но на всякий случай нашла еще одного рецензента - специалиста по поведению животных из московского зоопарка, которая просила своего имени не называть. Она стоит на совершенно противоположных позициях, ей вся эта толерантная тема крайне неприятна, но при этом она ответственный ученый, который не может грешить против истины. С ней переписывались неделю, и в итоге из сюжета ушли какие-то шапкозакидательские тенденциозные моменты. Сначала у нас был грубый перекос в сторону антигомофобии, а в финале получилось что-то более-менее претендующее на объективность.

    - Блог сейчас - это ваша основная работа?

    Да.

    - Тогда расскажите про свой график.

    Мой режиссер живет в Португалии, поэтому программы мы делаем на нейтральной территории. Чтобы не ехать далеко ради одной или двух передач (хотя бывает и так, например, в Беларуси мы сделали две программы, покормили всех комаров и замечательно провели время), снимаем пулами по 10 программ. Сначала я их несколько месяцев пишу, потом у нас выезд, потом все это монтируется и выходит на канале раз в две недели. Мы думали о том, чтобы выпускаться чаще, но путем проб выяснили, что у каждого выпуска есть свой жизненный цикл - как раз две недели. Сначала это фреш, все делятся видео у себя на страничках и пересылают его друзьям, а вторая неделя обычно уходит на рефлексию. Если залить новый ролик раньше, два видео слипнутся, и зритель не успеет ничего переваривать.

    - Параллели между людьми и животными можно проводить бесконечно? Дефицита тем нет?

    Какой там! Я не знаю, за что хвататься. Начинаешь расписывать какой-то сюжет, рождается 10 новых ответвлений.

    - Можете рассказать о планах на ближайшие выпуски?

    Ну, до августа мы выкладываем Индонезию. Еще будут манты и слоны, сюжет про способы самолечения у животных... Наверное, как перечень это выглядит не очень интересно, так что лучше просто дождаться их выхода.

    «ДЕЛАЙ ВО ВСЕХ СТИЛЯХ, ДЕНЕГ ХВАТИТ!» КАК ГЛАВНЫЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП КАЗАНИ

    На лекции в рамках цикла «Красная таблетка» вы сказали, что центр семьи на набережной Казанки напомнил вам коллективную амебу...

    Это удивительно! Когда амебы испытывают голод, они слипаются в одно большое тело, напоминающее по форме чашу на ножке, и превращаются в споры, чтобы в таком виде переждать трудные времена. Увидела ваш ЗАГС и даже немного позавидовала: я-то выходила замуж на ВДНХ, это тоже то еще капище всевозможных культурных символов и плодородных тотемов. Думала, мы с мужем максимально выпендрились, но после вашего «Казана» поняла, что это был не предел (смеется ).


    - Какие еще сооружения в Казани вас удивили?

    Дворец земледельцев и дома, которые находятся рядом с ним. Смотришь с другого берега реки - нелепость, китч и нарочитая декоративность, но когда видишь это вблизи, замечаешь очень интересные детали. Он весь слеплен из несочетаемого: готическая башенка, под ней ставни из деревенского дома, тут же атланты и грифоны, античные колонны, расположенные в перевернутом порядке друг над другом... Все это слеплено воедино и выглядит просто фантастически смешно, но у меня язык не поворачивается сказать, что это плохо. В Москве такого китча тоже полно, но смотреть на него невозможно - все сделано как-то без любви. Казань вообще очень толерантный город, снова проведу параллель с биологией: тут лишайники, грибы и водоросли образуют гармоничный организм. Напротив главного здания вашего Университета стоит дом, который купец когда-то построил для своей невесты (дом Ушковой - прим. ред. ). Он, конечно, сделан с б о льшим вкусом, чем Дворец земледельцев, но тенденция та же: наш экскурсовод рассказывал, что, когда архитектор спросил, в каком стиле строить, ему ответили: «Делай во всех, денег хватит!» Я так поняла, что тут это вообще главный градостроительный принцип.

    Последний вопрос - про эволюцию. Как вы думаете, какие качества современного человека полезны для выживания и потому должны быть закреплены на генном уровне?

    Наверное, наша все возрастающая гуманистичность и чувствительность по отношению ко всему живому. С течением времени мы становимся все более корректны к ближним - нам кажется, что это происходит не очень быстро, но, поверьте, по меркам эволюции люди развиваются просто с космической скоростью. Нас должно спасти то, что мы постепенно становимся все более добрыми, потому что больше у нас, кажется, нет никаких шансов.



    Похожие статьи