Описание храма сергия радонежского на куликовом поле. Описание храма сергия радонежского на куликовом поле Храм прп сергия на куликовом поле

На предполагаемом месте Куликовской битвы .

Инициатива создания храма-памятника на Куликовом поле принадлежит С. Д. Нечаеву , основавшему в своей усадьбе первый музей Куликовской битвы . Ещё в 1820 году он написал письмо тульскому губернатору А. Д. Балашову с предложением построить на Куликовом поле храм в честь преподобного Сергия Радонежского, благословившего русских воинов на победу в Куликовской битве . В 1836 году архитектор А. П. Брюллов подготовил первый проект храма, который в то время не был утвержден императором.

Напишите отзыв о статье "Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле

– Вот эта девочка, её зовут Мария, потеряла свою единственную защиту, своего друга, которого тоже убил «человек». Я думаю, это тот же самый. Как же мы можем найти его? Ты знаешь?
– Он сам придёт... – тихо ответил Светило, и указал на жмущихся к нему малышей. – Он придёт за ними... Он их случайно отпустил, я ему помешал.
У нас со Стеллой поползли по спинам большие-пребольшие, шипастые мурашки...
Это звучало зловеще... А мы ещё не были достаточно взрослыми, чтобы кого-то так просто уничтожать, и даже не знали – сможем ли... Это в книгах всё очень просто – хорошие герои побеждают чудовищ... А вот в реальности всё гораздо сложнее. И даже если ты уверен, что это – зло, чтобы побеждать его, нужна очень большая смелость... Мы знали, как делать добро, что тоже не все умеют... А вот, как забирать чью-то жизнь, даже самую скверную, научиться ни Стелле, ни мне, пока ещё как-то не пришлось... И не попробовав такое, мы не могли быть совершенно уверены, что та же самая наша «смелость» в самый нужный момент нас не подведёт.
Я даже не заметила, что всё это время Светило очень серьёзно за нами наблюдает. И, конечно же, наши растерянные рожицы ему говорили обо всех «колебаниях» и «страхах» лучше, чем любая, даже самая длинная исповедь...
– Вы правы, милые – не боятся убить лишь глупцы... либо изверги... А нормальный человек к этому никогда не привыкнет... особенно, если даже ещё не пробовал никогда. Но вам не придётся пробовать. Я не допущу... Потому что, даже если вы, праведно кого-то защищая, мстить будете, оно сожжёт ваши души... И уже больше никогда прежними не будете... Вы уж поверьте мне.
Вдруг прямо за стеной послышался жуткий хохот, своей дикостью леденящий душу... Малыши взвизгнули, и все разом бухнулись на пол. Стелла лихорадочно пыталась закрыть пещеру своей защитой, но, видимо от сильного волнения, у неё ничего не получалось... Мария стояла не двигаясь, белая, как смерть, и было видно, что к ней возвращалось состояние недавно испытанного шока.
– Это он... – в ужасе прошептала девчушка. – Это он убил Дина... И он убьёт всех нас...
– Ну это мы ещё посмотрим. – нарочито, очень уверенно произнёс Светило. – Не таких видели! Держись, девочка Мария.
Хохот продолжался. И я вдруг очень чётко поняла, что так не мог смеяться человек! Даже самый «нижнеастральный»... Что-то в этом всём было неправильно, что-то не сходилось... Это было больше похоже на фарс. На какой-то фальшивый спектакль, с очень страшным, смертельным концом... И тут наконец-то меня «озарило» – он не был тем человеком, которым выглядел!!! Это была всего лишь человеческая личина, а нутро было страшное, чужое... И, была не была, – я решила попробовать с ним бороться. Но, если бы знала исход – наверное, не пробовала бы никогда...

Музей «Куликово поле» основан в 1965г. на Красном холме близ д.Ивановка Куркинского района Тульской области как филиал Тульского областного краеведческого музея.

До 1967 г. располагался в небольшом деревянном доме рядом с храмом Сергия Радонежского, где жила первая сотрудница филиала Клавдия Михайловна Алексеева.

Здесь располагалась небольшая фотовыставка, рассказывающая о материалах, собранных об истории Куликовской битвы.

С началом реставрации храма Сергия Радонежского выставка переместилась в одну из башен храма.

Для сооружения мемориала на Красном холме был объявлен сбор средств по подписке среди населения империи. Но Александр I , одобривший идею российской общественности, скончался. Его брат Николай I долго не занимался обустройством Куликова поля. В конце концов, император позволил возвести монумент на месте легендарного сражения 1380 года.

Был объявлен конкурс на создание проекта памятника. Победил в нем известный архитектор А. П. Брюллов (автор здания Главного штаба в Санкт-Петербурге , Пулковской астрономической обсерватории и др.).

В 1834 году Николай I утвердил эскиз, но лишь в 1847 году проект был принят к исполнению. В 1849 г. на заводе Берда в Петербурге завершили отливку около 200 чугунных элементов нового памятника, и зимой их перевезли на санях на Куликово поле.

Здесь столп-памятник был собран и торжественно открыт 8 сентября 1850 г., в день Рождества Пресвятой Богородицы – день Куликовской битвы.

Просторы Куликова поля определили высоту памятника 30 метров. Его вес 110 тонн, материал – чугун.

Внешне формы памятника напоминают триумфальный столб с трехступенчатым основанием. В первом ярусе расположены ниши с надписями и барельефами. В промежутках между нишами находятся декоративные украшения - шлемы, мечи, щиты русских воинов. Второй и третий ярусы - пучки сужающихся к верху колонн. Четвертый ярус украшен дубовыми листьями – символ доблести и ратной славы.

Венчает колонну золоченая маковка с православным крестом.

Памятник-колонна Дмитрию Донскому - старейший монумент Куликова поля.

Сразу же памятник Дмитрию Донскому стал неотъемлемой частью пейзажа Куликова поля.

Крестьяне окрестных деревень стали проводить здесь праздничные гуляния. Особенно ярким и шумным «на Памятнике» (как говорят местные жители) был праздник Троицы, который, впрочем, отмечается здесь и по сей день.

Само это место – Красный холм, – особенно после строительства храма-памятника Сергию Радонежскому, в народном сознании стало святым, неподверженным никаким злобным силам. И действительно: во время Великой Отечественной войны на территории Куликова поля проходили бои, но столп, несмотря на артиллерийские канонады и авиабомбардировки, остался стоять неповрежденным, словно заколдованный…

Храм Рождества Богородицы(дата строительства с 1875-1884 гг.) построен к 500-летнему юбилею победы на Куликовом поле на месте захоронений воинов, павших во время сражения. Рождество Богородицы, церковный праздник, пришедшийся на день сражения.

В 1980 году храм отреставрировали, а в 2008 году восстановили иконостас конца XIX века.

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле построен по инициативе аристократа С. Д. Нечаева, основавшего в своём дворце первый музей Куликовской битвы. Его красивые зеленые купола - украшение музейного комплекса на Красном Холме.

В 1836 году архитектор А. П. Брюллов сделал первый проект храма, неутверждённый императором. В 1904 году епископ Тульской епархии Питирим получил одобрения Синода и Императора России Николая II на сооружение храма. Царь пожертвовал на храм Сергия 5 тысяч рублей золотом. Проект храма выполнил архитектор А. В. Щусев в стиле древнерусских храмов XIV-XVI веков. Один из куполов храма спроектирован в виде воинского шлема XIV века. Церковная служба на Куликовом поле свершалась до 1940 года. После закрытия храм был частично разграблен.

К 1992 году храм отреставрировали и церковная служба была возобновлена. В настоящее время храм является подворьем Троице-Сергиевой лавры.

Церковь. Действует.
Престолы: Сергия Радонежского
Архитектурные стили: Модерн, Романтический стиль
Год постройки: 1915.
Архитектор: А. Щусев

Ещё в 1821-1824 годах генерал-губернатор А. Д. Балашов, в развитие инициативы С. Д. Нечаева, хотел создать на Куликовом поле (на площади в 100 десятин) мемориальный комплекс, в составе которого был бы и храм во имя Сергия Радонежского. Позже А. П. Брюллов в своем первоначальном проекте, одобренном Николаем I в 1836 году, имел в виду сооружение такого храма. Однако при повторном рассмотрении проекта (1845) и принятии решения о его реализации император повелел упростить проект, оставив только мемориальную колонну – памятник Дмитрию Донскому.

Вопрос о возведении храма преп. Сергия на Куликовом поле возбудило в начале XX века тульское духовенство и дворянство. В 1902 году епифанский помещик граф В.А. Олсуфьев пожертвовал около 40 десятин земли под строительство. Спустя два года епископ Питирим, окормлявший Тульскую епархию, просил одобрения Синода и царя Николая II на сооружение храма и получил его, да ещё от императора личный взнос на храм Сергия в 5 тысяч рублей золотом.

Проект храма взялся выполнить архитектор Алексей Викторович Щусев. Строительный комитет возглавил Юрий Александрович Олсуфьев – граф, бескорыстный и мужественный охранитель от разграбления в годы Советской власти культурно-исторических ценностей Троице-Сергиевской лавры был растрелян в 1938 г. на Бутовском полигоне, жена его, С. В. Олсуфьева (Глебова) Умерла в 1943г. в заключении, в Свияжском монастыре. Кстати, многие произведения искусства принадлежащие лично Ю. А. Олсуфьеву украшают экспозиции тульских музеев, а так же музей А. С. Пушкина и Третьяковсковскую галерею.

А. В. Щусев долго и настойчиво работал над проектом храма. Первоначальный вариант (1906) он частично переработал, придя к окончательному решению всех деталей лишь к 1911 г. Заложен храм 16 (26июня) 1913 г.

Замечательный зодчий,– пишет В. Н. Ашурков,– отразил героическую победу русского народа над полчищами Мамая в ярком национально-архитектурном образе созданного им храма. Смелое соединение элементов церковной архитектуры с формами крепостного зодчества делает образ мемориального здания очень своеобразным и одновременно близким национальной традиции, так как план его восходит к некоторым древним русским храмам. Трёхчастная композиция здания образно как бы перекликалась с композицией картины В. М. Васнецова «Богатыри» (1898 г.). Здание состоит из трёх объёмов – двух боковых башен и собственно церкви с возвышающимися над ними куполами. Каждой из башен в окончательном варианте проекта давалась индивидуальная трактовка. В письме хранителю Русского музея П. И. Нерадовскому Щусев писал: «Что касается Куликовской церкви, то она выходит по архитектуре очень хорошо. Я изменил верх второй башни, вместо купола– шлем... Оставить обе башни одинаковыми это лож-но-классично, робко...» Различные пропорции башен, особые очертания их крыш, похожих на воинские шлемы, были навеяны образами русского былинного эпоса и напоминали о древних богатырях – героях битвы, о героизме и стойкости самого русского народа, много лет назад грудью отстоявшего Родину здесь, на просторах поля Куликова...»

Осенью 1914 года строительно-монтажные работы по возведению храма были в основном закончены В годы Первой Мировой войны работы хотя и замедлились, но храм в 1917г., был достроен, не успев сделать внутренне убранство согласно проекту.

Написать иконы для иконостаса предложили Дмитрию Семеновичу Стеллецкому и Владимиру Алексеевичу Комаровскому (их имена, к сожалению, были забыты до недавнего времени). Так случилось, что благодаря Комаровскому работа над иконостасом проходила в усадьбе Ракша, расположенной близ уездного города Моршанска Тамбовской губернии. Летом 1914 г. заказ Олсуфьева был завершен, и иконы отправили в Тульскую губернию, в мемориальный храм на Куликовом поле. Комаровские с нетерпением ждали отзыва графа, которого считали строгим и справедливым критиком. Через десять дней от него пришла телеграмма: «Сегодня открыли иконы, поражены красотою, пишу, обнимаю. Юрий». Дальнейшая судьба иконостаса неизвестна, после Октябрьских событий иконостас загадочным образом исчез. Есть мнение, что он был расхищен местными жителями на доски. Сохранилось часть акварельных эскизы иконостаса.

В 1918 году храм Сергия Радонежского был взят под так называемую «охрану государства». Церковная служба на Куликовом поле свершалась вплоть до 1940 года, когда храм окончательно закрыли, чтобы устроить в нем выставку, посвященную 560-летию Куликовской битвы. Последним настоятелем храма был священник Отрадинский Алексей Николаевич. Жители окрестных деревень, живые свидетели тех лет, рассказывают, что до 1941 года храм был ещё более или менее целым, хотя его, конечно, никто не охранял. И фашисты его не разрушали, т. к. на Куликово поле нога немецкого солдата не ступала. Разорение Куликовской святыни начали красноармейцы тыловых частей с того, что сдирали с крыши медные (в один мм) листы кровли и меняли их на самогонку у крестьян. Таким же путём исчезали из храма плиты пола. После ухода из района Поля воинских частей начатую поруху довершили колхозники. При желании ещё и сегодня храмовую медь и плиты можно отыскать в подворьях селян. Что было, то было. Слова из песни не выкинуть... К началу реконструкции одно из лучших творений зодчего Щусева оказалось в более чем плачевном состоянии.

И опять-таки надо воздать должное: те же власти, что отдали храм на волю ветрам и дождям, на поруху развращённым обобществлением людям, они же, эти власти, опамятовались и к 600-летию битвы провели масштабные и дорогостоящие ремонтно-восстановительные и строительные работы по созданию вполне благопристойного музейного комплекса, центральное место в котором занимает храм Сергия. В 1992 году, более пятидесяти лет спустя от последней в 1940 году литургии, в храме при вручении премии им. преподобного Сергия Радонежского вновь зазвучал голос священника, совершавшего в сопровождении церковного хора храма 12-ти святых Апостолов г. Тулы торжественное богослужение. Этим священником был протоирей о. Лев Махно.

8 октября по новому стилю 1873 г. в Кишиневе родился Алексей Щусев. Выходец из дворянской семьи создал, как писали в советские годы, самое дорогое всем людям Земли сооружение - мавзолей Ленина. Оставил академик архитектуры и академик Академии наук СССР память о себе и на тульской земле. Он - автор храма Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля.

В начале ХХ века Щусев стал лидером неорусского стиля - национальной версии модерна с вольной интерпретацией мотивов древнерусского зодчества, доведенными до гротеска деталями декора. В 1902 году он получил светский заказ от графа Ю. А. Олсуфьева на переделку и надстройку фамильного особняка на Фонтанке. Эта работа стала первым значительным произведением архитектора. Она настолько понравилась, что Олсуфьев вспомнил о Щусеве, когда успешно разрешилась давняя идея поставить на Куликовом поле храм во имя Сергия Радонежского. О его постройке говорил еще А. П. Брюллов в первоначальном проекте, одобренном Николаем I в 1836 году. Однако при повторном рассмотрении в 1945 году идею, как водится в России, секвестировали, урезав до одной мемориальной колонны - памятника Дмитрию Донскому.

Только в начале ХХ века тульское духовенство и дворянство пробили идею с возведением храма. В 1902 году епифанский помещик граф А. В. Олсуфьев пожертвовал около 40 десятин земли под строительство. Спустя два года епископ Питирим, окормлявший Тульскую епархию, получил одобрение Синода и царя Николая II на сооружение храма и личный взнос от императора в 5 тысяч рублей золотом.

После смерти отца комитет по сооружению храма возглавил его сын Юрий, в связи с чем он совершил несколько поездок в древние русские города для знакомства с памятниками архитектуры, а также изучал раскрытые в начале XX в. древнерусские иконы в Русском музее. Граф Юрий Александрович Олсуфьев слыл попечителем искусств. Многие собранные им произведения искусства оказались потом в экспозиции тульских музеев, музея А. С. Пушкина, Третьяковской галерее. Юрий Олсуфьев входил в Общество сохранения памятников искусства в России, был председателем Тульского отделения Общества, членом Тульской архивной комиссии. В 1912—1914 годах издал шеститомник «Памятники искусства и старины Тульской губернии».

В ходе работы Щусев с Олсуфьевым едва не поссорились - графу не нравился предложенный архитектором русский модерн с асимметричным главным фасадом, он требовал однотипные по форме завершения башен. В итоге они все-таки нашли компромисс.

Храм был заложен храм 16 (26 июня) 1913 года. Трехчастная композиция здания, по замыслу Щусева, как бы перекликалась с композицией картины В. Васнецова «Богатыри», написанной сравнительно недавно, в 1898 г. Каждой из башен в окончательном варианте проекта давалась индивидуальная трактовка. В письме хранителю Русского музея П. И. Нерадовскому Щусев писал: «Что касается Куликовской церкви, то она выходит по архитектуре очень хорошо. Я изменил верх второй башни, вместо купола - шлем... Оставить обе башни одинаковыми это ложноклассично, робко...» Различные пропорции башен, особые очертания их крыш, похожих на воинские шлемы, были навеяны образами русского былинного эпоса и напоминали о «древних богатырях - героях битвы, о героизме и стойкости самого русского народа, много лет назад грудью отстоявшего Родину здесь, на просторах поля Куликова...»

Осенью 1914 года строительно-монтажные работы по возведению храма были в основном закончены, Иконы для иконостаса писали Дмитрий Стеллецкий и Владимир Комаровский. Летом 1914 года они были отправлены в Тульскую губернию. Дальнейшая судьба их неизвестна, после революции иконостас исчез. Есть даже версия, что его растащили в безбожные времена на доски местные жители.

К 1917 году храм был достроен. Не успели сделать лишь внутреннее убранство согласно проекту. В 1918 году храм во имя преподобного Сергия Радонежского был освящен и даже взят под охрану государства. До 1940 года здесь даже совершались церковные службы.

Алексей Щусев в советские годы, когда приобрел силу как автор мавзолея Ленина, даже успел заступиться за человека, с которым он так яростно спорил, когда проектировал храм на Красном холме. В 1925 году графа Олсуфьева первый раз арестовали как члена антисоветской группировки. Щусев послал в его защиту письмо в ОГПУ: «Прилагая настоящую справку Главмузея, я удостоверяю, что Юрий Александрович Олсуфьев лично мне известен более 20 лет как гражданин, всецело преданный науке об искусстве, не занимая официальных государственных должностей, и особенно в последнее время он занимался ценными архивными исследованиями, чрезвычайно полезными для обоснования бытовых сторон отраслей рабочей промышленности Сергиева Посада, а потому я всемерно ходатайствую о скорейшем рассмотрении его дела. Москва. Февраля 14 дня 1925 г. Академик архитектуры, автор Мавзолея В.И. Ленину».

Олсуфьева отпустили. Долгое время он путал следы, часто переезжая с место на место, но все равно не уберегся. Он был расстрелян в 1938 году на Бутовском полигоне. Жена его, С. В. Олсуфьева (Глебова), умерла в 1943 году в заключении, в Свияжском монастыре.

Академик Щусев с 1945 года и до своей смерти стал первым директором созданного по его инициативе Музея русской архитектуры (в настоящее время Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева). В 1940-е годы значительное место в его работе занимали проекты восстановления городов, разрушенных в годы войны. Одним из последних его творений стала московская станция метро «Комсомольская-кольцевая», отражающая торжество победы над фашизмом. Умер 24 мая 1949 года.

Храм Сергия Радонежского на Красном холме, по воспоминаниям, до войны более-менее уцелел, хотя и никем не охранялся. Не тронули его и немцы, до Куликова поля они не дошли. Зато изрядно поживились красноармейцы-тыловики, менявшие медные листы с кровли и плиты на полу на самогонку. После их ухода разграбление довершили и окрестные колхозники.

Только в начале семидесятых годов рабочие Тульских реставрационных мастерских поменяли кровлю, установили на звоннице позолоченный шпиль, рамы, провели остекление и внутренние отделочные работы.

А к 600-летию битвы в храме и вовсе прошли масштабные и дорогостоящие ремонтно-восстановительные и строительные работы. Был, хоть и весьма приблизительно реализован первоначальный замысел Щусева по убранству храма, в котором разместили экспозицию музея, посвященного Куликовскому сражению.

В 1992 году в храме при вручении премии им. преподобного Сергия Радонежского вновь была проведена служба в сопровождении церковного хора храма 12-ти святых Апостолов г. Тулы. Торжественное богослужение провел протоирей о. Лев (Махно).

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского на Красном Холме входит сейчас в музейно-исторический и природный комплекс «Куликово поле».



Похожие статьи