Формы представления исследовательских работ методическая разработка на тему. «обсуждение результатов Статье приведены результаты исследовательских работ

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОСТОЧНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ НА

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

ПОДРОСТКОВ

А.Л. Сивков

В статье приведены результаты исследования влияния занятий восточными

единоборствами на формирование ценностно-мотивационной сферы подростков.

Показано, что занятия подростков восточными единоборствами являются одним из

эффективных способов формирования ценностно-мотивационной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития и закрепления у подрастающего поколения адекватных, социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности.

Ключевые слова: ценности, мотивы, ценностно-мотивационная сфера, восточные единоборства, подростки.

The influence of oriental combat sports training on the formation of value-motivational sphere of teenagers. The results of the study the influence of oriental combat sports training on the formation of value-motivational sphere of teenagers are presented. It is shown that oriental combat sports training are an effective way of forming value-motivational sphere of teenagers in order to prevent the formation of their deviant behavior, development and consolidation of the younger generation of adequate, social values and motives of approved activities.

Key words: values, motives, values and motivational sphere, martial arts, teenagers.



В современном российском обществе остро стоит проблема девиаций среди подростков. Все более широкое распространение получают такие формы девиантного поведения, как алкогольная и наркотическая зависимость, асоциальное поведение, подростковая преступность, приверженность молодежным субкультурам. Это является следствием существующих дефектов социализации подрастающего поколения, таких как нарушения в системе детско-родительских отношений, ослабления воспитательного, социализирующего потенциала как современной общеобразовательной школы, так и дополнительного, внешкольного образования, употребление алкоголя родителями и др. В результате неправильной социализации происходит деформация ценностно-мотивационной сферы подростков.

Ценности человека являются основанием для выбора того или иного поведения в социальной среде. В отечественной психологии можно выделить несколько подходов к пониманию ценностных ориентаций.

Ряд авторов, изучающих личность в связи с установками, отмечают, что понятие «ценностные ориентации» близко к таким понятиям, как установки, потребности, интерес и отражает установку личности на те или иные материальные или духовные ценности, существующие в обществе (Давыдова К.Д., Здравомыслов А.Г., Кон И.С., Ядов В.А. и др.). Идеи о родстве потребностей и ценностей представлены в работах Алишева Б.С., Ленгле А., Николаевой И.А., Шакурова Р.Х. и др.

Авторы, изучающие психологические отношения личности, под ценностями личности понимают как осуществляемый во взаимодействии план личностных отношений. Отношение свидетельствует о субъективности, пристрастности человека, избирательности предпочтения одних ценностей другим (Грузд Л.В., Грязнов А.Н., Мясищев В.Н., Рогов М.Г. и др.).

Авторы, рассматривающие личность в связи с анализом ее деятельности, характеризуют ценности как устойчивые, внеситуативные обобщенные мотивационные образования, функцией которых является опосредованное побуждение к деятельности через порождение конкретноситуативных мотивов (Зубова Л.В., Карандашев В.Н., Леонтьев Д.А., Нурлыгаянов И.Н. и др.).

Исследованию ценностей учащихся различного уровня профессионализации посвящены работы Б.С. Алишева, С.П. Дырина, В.Т. Лисовского, П.Н. Осипова, М.Г. Рогова, Р.Х. Шакурова и др. .

Как отмечают многие исследователи, ценности, с одной стороны, определяют процесс познания человеком социального мира, с другой стороны, осуществляют регуляцию поведения человека в социальной среде. То есть «ценности, организуемое ими познание и мотивируемое ими поведение, задают важнейшие смыслы человеческой жизнедеятельности» .

Ценностно-мотивационная сфера личности выступает как сложная иерархизированная совокупность ценностей, мотивов и ее отношений к действительности. По своей сути здесь прослеживается взаимосвязь деятельности и ценностных ориентаций личности .

Ценностно-мотивационной сфере личности присущи все структурные компоненты системы:

общие интегративные свойства, целостность, структурность, многомерность и множественность, иерархичность и динамичность . Если “положить” выделенные компоненты системы на ценностно-мотивационную сферу подростков, то можно отметить:

1. Общие интегративные свойства, т.е. ценности и мотивы, выделенные в целом для всей социальной группы, будут отличаться от свойств образующих ее компонентов, т.е. от конкретных ценностей и мотивов.

2. Ценности и мотивы структурированы, т.е. им присуща вполне конкретная форма организации, включающая в себя разнообразные формы и способы взаимосвязи и взаимодействия элементов.

3. Система ценностей и мотивов обладает целостностью, ибо включает в себя конкретные ценности и мотивы.

4. Системе ценностей и мотивов присуща многомерность и множественность, так как в нее могут включаться ценности и мотивы различных видов жизнедеятельности (профессиональных, учебных и т.д.). Этот показатель отражает, прежде всего, развитость содержания ценностей и мотивов.

5. Ценностям присуща иерархичность, проявляющаяся в зависимости от гендерных особенностей и социально-демографических характеристик. Под иерархичностью мы будем понимать доминирование определенных ценностей и мотивов внутри выделенных нами для анализа групп подростков.

6. Ценности и мотивы имеют тенденцию к изменениям в зависимости от возраста и конкретной ситуации. Ценности и мотивы носят как устойчивый, так и ситуативный характер. Все они имеют как общие проявления, свойственные всем представителям данной социальной группы, так и отличные, связанные с конкретными ситуациями жизнедеятельности. Здесь мы особо отмечаем, что достижение вполне конкретной ценности может привести к тому, что она снизит свою значимость в дальнейшем, уступит место другой ценности. Но она не “пропадет”, а включится в “системную детерминацию” и будет выступать в роли внутреннего фактора и предпосылки образования новой ценности .

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ценности и мотивы лежат в основе любого поведения. Ценности дают ответ на вопрос «ради чего?», «какой смысл…?», а мотивы отвечают на вопросы «почему?», «зачем?» совершено то или иное действие, реализуется то или иное поведение. Ценностно-мотивационную сферу личности, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Ценностно-мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Необходимо искать эффективные пути коррекции ценностно-мотивационной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития и закрепления у подрастающего поколения адекватных, социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности.

Занятия восточными единоборствами считаются очень распространенным в среде современных подростков способом самовоспитания. Увлечение подростков единоборствами связано не только с возможностью развития у себя физических и волевых качеств, ни и с возможностью приобщиться к культуре Востока, в которой сильный акцент делается на формирование социально-одобряемых ценностей и мотивов поведения. И если в обычной физкультурно-спортивной деятельности происходит интенсивное физическое и волевое становление личности, то при занятиях восточными единоборствами происходят изменения в картине мира, в ценностно-мотивационной структуре личности, что является важнейшим элементом социализации в подростковом возрасте.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных истории, философии и методике обучения боевым искусствам (С.В. Биджиев, С.А. Иванов-Катанский, И.В. Оранский, В.Д. Осокин, М. Ояма, Г. Фунакоси и др.) показал, что в них практически не определены теоретические основы формирования ценностно-мотивационной сферы подростков средствами восточных боевых единоборств, недостаточно изучен потенциал восточных единоборств в формировании социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности, поведения у подростков.

Таким образом, противоречия между потребностями системы дополнительного образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования ценностно-мотивационной сферы подростков, занимающихся восточными единоборствами, и недостаточной теоретической и эмпирической разработанностью данного вопроса, обуславливают актуальность темы нашего исследования.

Объектом нашего исследования явились подростки, занимающиеся восточными единоборствами.

Предмет – особенности ценностно-мотивационной сферы подростков, занимающихся восточными единоборствами.

В 2011 году в г. Казани нами было проведено исследование, в котором приняло участие 44 подростка, занимающихся в секциях восточных единоборств, и 47 подростков, не занимающихся восточными единоборствами.

При изучении ценностных ориентаций подростков, занимающихся восточными единоборствами, мы опирались на понимание ценностей как мотивационных целей, которые они выражают .

Исследование проводилось с использованием методики для изучения ценностей личности Ш.Шварца, адаптированной Карандашевым В.Н., Реттгес С.В., Методики диагностики полимотивационных тенденций в Я-концепции личности С. М. Петровой и методики изучения школьной мотивации (W.Henning).

В результате статистической обработки полученных в ходе исследования данных с помощью Ткритерия Стъюдента, у подростков, занимающихся и не занимающихся восточными единоборствами, были выявлены достоверные различия средних показателей по таким элементам ценностно-мотивационной сферы на уровне индивидуальных приоритетов, как конформность (t = 2,64, р 0,01), традиции (t = 2,90, р 0,01) и универсализм (t = 2,32, р 0,05). Это говорит о том, что подростки, занимающиеся восточными единоборствами, более, чем их сверстники, ограничивают свои действия и побуждения, которые могут причинить вред другим или привести к конфликтам. Для них важно гармонично взаимодействовать с другими людьми, подавляя свои асоциальные наклонности. Такие подростки более уважительно относятся к обычаям и традициям, сложившимся в обществе, следование традициям для них означает принадлежность к данному обществу, к его культуре. Также они больше своих сверстников, не занимающихся восточными единоборствами, настроены на понимание других людей, терпимость, благодарность и поддержание благополучия как окружающих их людей, так и общества в целом, у них более выражена потребность в красоте, гармонии и справедливости. Причем, так как эти достоверные различия выявлены на уровне индивидуальных приоритетов, а на уровне нормативных идеалов достоверных различий между двумя этими группами подростков не выявлено, мы можем говорить о том, что данные особенности подростки, занимающиеся восточными единоборствами, не только декларируют как ценности, но и проявляют в своем поведении.

Что качается различий в мотивационной направленности подростков двух изучаемых групп, то выявлены достоверные различия средних показателей по шкале трудовой мотивации (t = 2,02, р 0,05), что указывает на то, что подростки, занимающиеся восточными единоборствами для достижения своих целей готовы больше и упорнее трудиться, чем их сверстники, не занимающиеся данным видом спорта.

Таблица 1.

Значимые достоверности различий средних показателей по школьной мотивации у подростков, занимающихся и не занимающихся восточными единоборствами.

–  –  –

Значимые достоверности различий средних показателей по мотивации к учебе в школе представлены в таблице 1.

Из таблицы видно, что для подростков, занимающиеся восточными единоборствами, в процессе учебы в школе более, чем для их сверстников, не занимающихся восточными единоборствами, важно одобрение их знаний и поведения со стороны учителей. Они более заинтересованы в получении знаний, им интереснее учиться, причем они понимают, что хорошие знания принесут им уважение со стороны одноклассников, сделают их лидерам в своем коллективе. Они разделяют интересы одноклассников, участвуют в жизни класса, для них важно ощущать принадлежность к своему школьному коллективу. Также они получают больше удовольствия от учебы в школе, чем подростки, не занимающиеся восточными единоборствами.

На основании изложенных выше результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. Занятие восточными единоборствами способствует формированию у подростков социально направленных ценностных ориентаций, направленных на интересы как своей группы, так и общества в целом, и подчеркивающих возможность сохранения стабильности за счет добровольного самоограничения и подчинения, потребности в гармонии и справедливости.

2. Занятия восточными единоборствами ориентируют подростков на труд для достижения своих целей, а также значительно усиливают и расширяют их мотивацию к учебе в школе.

Следовательно, занятия подростков восточными единоборствами являются одним из эффективных способов формирования ценностно-мотивационной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития и закрепления у подрастающего поколения адекватных, социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности. В системе дополнительного образования важно сделать акцент на создание у подростков интереса и широких возможностей для занятий данным видом спорта.

Литература:

Грязнов А.Н. Терциарная социализация: дисс… док. псих. наук / А.Н. Грязнов. Ярославль. 2007.

Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое 2.

руководство. Спб, изд-во РЕЧЬ. 2004. 72 с.

Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // 3.

Психологический журнал. 2001. Том 22. №3. С. 26.

Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального 4.

Чеверикина Е.А. Ценностные ориентации студентов, склонных к зависимости от психоактивных 5.

Наиболее адекватной формой представления результатов научной работы (апробированной многовековой практикой мировой науки) можно считать трехчастную форму. Три одинаково важных основных раздела:

Введение в проблему исследования (литературный обзор) с постановкой целей и задач, разработкой программы исследования,

Описание и анализ собственных результатов,

Обсуждение результатов в соответствии с исходными целями и задачами - структурируют изложение в логике, удобной для понимания сути научного исследования.

Основные критерии работы, на которые обращено особое внимание при защите научной работы:

1) реальная научная новизна работы - учитываются содержание (суть) предложенного автором подхода, полученных результатов и обоснованность сделанных выводов, вклад автора в изучение данной проблемы исследования.

2) оформление работы - учитывается, в какой степени автор сумел представить (выразить, донести) свое понимание проблемы исследования, полученные данные, согласованность собственных и литературных данных (например, если работа содержит невыправленные опечатки, то это снижается оценка работы).

3) трудоемкость - оценка реального объема проделанной работы (трудоемкость организации, методического обеспечения и проведения исследования).

4) гармоничность (общая культура работы) - итоговая оценка того, в какой степени согласуются содержание и способ представления (оформление) в работе, согласования замысла и реализации, общее впечатление читателя о проделанной автором работе, показанных им умениях, знаниях и затраченных усилиях.

Структурными элементами отчета о НИР являются:

Титульный лист;

Список исполнителей;

Определения;

Обозначения и сокращения;

Введение;

Основная часть;

Заключение;

Список использованных источников;

Приложения.

В соответствии с главной целью, научная работа оформляется для представления специфическому читателю - ученому, специалисту в определенной области знания, который должен ее понять и извлечь интересующую именно его информацию, а также оценить ее с точки зрения научной новизны, обоснованности полученных результатов, перспективности использования и т.п. Поэтому при оформлении работы необходимо это учитывать, максимально облегчая процесс понимания на всех уровнях:

Использовать хороший литературный русский язык;

Текст должен быть легко читаемым;

Следует использовать лаконичный объективно-беспристрастный стиль изложения;

Специально структурировать работу и представлять результаты в удобной форме;

Строгий и единообразный способ ссылок на цитированные литературные источники;

В итоге оценивается научная позиция самого автора, четкость и логичность изложения материала работы, практическая значимость позиций работы.

23. Методы теоретического исследования

Основными методами теоретического исследования являются:

Дедукция;

Моделирование;

Аксиоматика;

Математизация и Формализация.

Название дедуктивный метод происходит от слова “дедукция”, что означает умозаключение от общего к частному. При дедуктивном методе первый этап формирования навыков и умений - ознакомление - реализуется в процессе знакомства с правилом и примерами, второй этап - тренировка - включает отработку изолированных формальных операций, третий этап - речевая практика - организуется на базе переводных упражнений. В научном познании дедукция тесно связана с Индукцией.

Моделирование - 1) изготовление и использование моделей; 2) изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели). Моделирование - одна из основных категорий теории познания, один из методов прогнозирования. Достоверность познания и эффективность прогнозирования при моделировании значительно возрастают при формировании и исследовании нескольких вариантов моделей изучаемых объектов.

Аксиоматический метод - один из способов дедуктивного построения научных теорий, при к-ром:

1) выбирается нек-рое множество принимаемых без доказательства предложений определенной теории (аксиом);

2) входящие в них понятия явно не определяются в рамках данной теории;

3) фиксируются правила определения и правила вывода данной теории, позволяющие вводить новые термины (понятия) в теорию и логически выводить одни предложения из других;

4) все остальные предложения данной теории (теоремы) выводятся из (I) на основе (3)

Математическое кодирование явлений природы и общества позволяет понимать, управлять и предсказывать ход реальных процессов

«ОБСУЖДЕНИЕ результатов»

Следующим после «Результатов исследования» структурным разделом научной статьи, который только ей и присущ, является «Обсуждение результатов». Оно входит в размер статьи, что может привести к его превышению, поэтому «Обсуждение результатов» должны быть, как можно короче. Основное его содержание, обычно, посвящено тематической интерпретации представленных результатов исследования. Причем, такой, которая убедительно доказывает (логически объясняет) факт устранения актуальной проблемы, в виде устранения ее причин и негативных последствий. Неадекватная интерпретация экспериментального материала, в принципе, не позволит логически обосновать это доказательство, а значит читатель статьи так и не поймет, была ли достигнута поставленная научная цель и удалось ли устранить актуальную проблему вместе с ее причинами и последствиями.

Перед тем, как приступить к написанию этого теоретического раздела статьи, целесообразно внимательно ознакомиться с его содержанием в других статьях журнала, где вы предполагаете опубликоваться. Таким способом можно повысить информационное качество соответствующих сведений, что будет способствовать их опубликованию. Наличие или отсутствие, для этого раздела, отдельного заглавия определяется требованиями редакции.

В рамках редакторского ограничения объема статьи, раздел «Обсуждение результатов» может быть наибольшим, а по своему содержанию самым интересным. Это объясняется тем, что в нем представлена авторская интерпретация полученных результатов, а также их сравнительный анализ и логическая взаимосвязь с работами других ученых, которые занимались похожей проблемой. Используя эти сведения автор статьи приводит аргументацию, подтверждающую решение поставленных задач, достижение научной цели и устранения актуальной проблемы, представленных во «Введении». Такая аргументация предполагает, прежде всего, объяснение, каким образом приведенные результаты устраняют причины (негативные последствия) актуальной проблемы, путем решения соответствующих научных задач. В «Обсуждении результатов» излагается авторский взгляд на свой экспериментальный материал и анализируется его научная значимость, по отношению к рассмотренной проблеме. Благодаря такому анализу, доказывается адекватность примененного научного подхода и достоверность полученных результатов. Автор объясняет логичность выявленных взаимосвязей между изучаемыми показателями и обосновывает, таким способом, успешность устранения существующих актуальных причин и негативных последствий рассматриваемой проблемы. При этом, обсуждается соответствие полученных данных и их интерпретации научным материалам других ученых (прежде всего, известных), которые занимались похожей тематикой. Такое обсуждение направлено на объяснение расхождений или совпадения во взглядах на адекватность поставленных научных задач, на эффективность методов их решения, на успешность достижения научной цели и устранения актуальной проблемы, как таковой. Но наиболее познавательно-значащим в «Обсуждении результатов» является или оригинальный методологический подход к изучаемой проблеме, или новая гипотеза, или теория, объясняющая ее особенности и позволяющая их прогнозировать. Авторские рассуждения по этому поводу могут стать информационным основанием для дальнейшего развития существующих или для создания новых научных направлений, как по рассмотренной тематике, так и по сопутствующим или, даже, абсолютно новым, а также для экспериментальной проверки сделанных теоретических выводов.

  • 1. на основании формулировок задач, представленных во «Введении», постройте логическую цепочку между их последовательным решением и устранением соответствующих причин и негативных последствий актуальной проблемы;
  • 2. проинтерпретируйте только те тематические показатели, которые свидетельствуют об успешном решении конкретных научных задач и объясните, каким образом они это обеспечивают;
  • 3. опираясь на это объяснение, логически обоснуйте факт достижения поставленной научной цели и устранение рассмотренной актуальной проблемы, как таковой. Сделанный вывод может быть положен в основу формулировки главного вывода в разделе статьи «Выводы»;
  • 4. приведите результаты исследований других ученых, на основании которых это обоснование можно проинтерпретировано, в рамках вашего авторского подхода к устранению проблемы;
  • 5. сформулируйте этот подход, с использованием проведенной интерпретации, создав, таким образом, модель (гипотезу или теории) изученной проблемы (явления). Сделанный вывод может быть положен в основу формулировки одного из промежуточных выводов в разделе статьи «Выводы»;
  • 6. на основании этой модели спрогнозируйте новые результаты и, если возможно, то подтвердите их (прямо или косвенно) экспериментальными данными других ученых;
  • 7. обобщите приведенный научный материал (собственный и из первоисточников) для обоснования адекватности реализованного подхода для устранения рассмотренной актуальной проблемы и других, аналогичных ей, наметив перспективы продолжения исследований по изучаемой тематике. Сделанный вывод может быть положен в основу формулировки заключительного вывода в разделе статьи «Выводы».

В «Обсуждении результатов», соответствующие сведения должны предоставляться в той же последовательности, что и экспериментальные результаты в разделе «Результаты исследования». Причем, их, обязательно, нужно рассматривать, в первую очередь, с точки зрения решения поставленных научных задач по устранению соответствующих причин и негативных последствий, ранее сформулированных во «Введении». Такое рассмотрение должно продемонстрировать факт достижения научной цели и устранения актуальной проблемы. Для этого, сначала, каждый экспериментально полученный результат, связанный с решением конкретной научной задачи, интерпретируется, в рамках примененного терминологического базиса, с учетом целенаправленного тематического анализа существующих литературных первоисточников. Затем, с использованием той же терминологии, приводится логическое решение каждой научной задачи, в виде устранения конкретной причины и/или ее последствий. После чего, с помощью той же терминологии объясняется, каким образом была достигнута научная цель и устранена проблема и, какая от этого польза.

Типовое обсуждение результатов, обязательно, включает в себя целенаправленный краткий обзор проработанных первоисточников (приведенных в «Списке литературы» и по своему содержанию не дублированных во «Введении»), связанных с интерпретацией конкретных тематических показателей, представленных в «Результатах исследования». На основе этих библиографических материалов определяется степень соответствия авторской трактовки полученных данных существующим точкам зрения, в рамках разрабатываемой тематики. Это сопровождается адекватными научными комментариями с формулировками новых взглядов и научно-практических подходов, как к рассмотренной, так и к другим подобным проблемам. Авторская интерпретация представленных результатов может быть положена в основу создания новой гипотезы или теории, как в рамках рассмотренной тематике, так и в других тематических направлениях, прямо или косвенно с ней связанных. Их научная суть будет отражать адекватность, логичность и понятность приведенной интерпретации представленного экспериментального материала, с позиций достижения цели проведенного исследования и устранения актуальной проблемы. Эту информационную часть обсуждения читатель может использовать для ознакомления с существующими научными взглядами, как относительно известных, так и новых экспериментальных данных, представленных в статье. При желании, он может проработать приведенные первоисточники для детального изучения представленного в них материала.

В отличие от «Введения», где приводятся только обобщенные тематические сведения из проработанных научных первоисточников, литературно-обзорная часть «Обсуждения результатов» направлена только на работы других ученых, которые прямо или косвенно связаны с конкретными экспериментальными данными, представленными в статье. Причем, они, в авторской интерпретации, имеют непосредственное отношение к решению конкретных научных задач по достижению цели проведенного исследования. Изложение имеющихся литературных первоисточников при обсуждении авторских результатов должно быть логичным, последовательным и четко направленным на объяснение адекватности выбранной интерпретации экспериментальных данных (из «Результатов исследования») для достижения научной цели, сформулированной во «Введении». Если же полученные результаты имеют «экстравагантный» характер, то необходимо заручиться виртуальной поддержкой других ученых (в первую очередь, известных), точка зрения которых или совпадает, или близка, или, хотя бы, не противоречит авторской позиции. Это можно сделать, цитируя соответствующие высказывания, взятые из конкретных публикаций или ограничиться их подробным пересказом. Но цитаты или их пересказ следует приводить только в том случае, когда автор не нашел в первоисточниках никаких экспериментальных данных, подтверждающих адекватность авторских неординарных утверждений, умозаключений и др., примененных им для доказательства факта достижения цели своего исследования. Таким способом он может виртуально заручиться поддержкой научных авторитетов для обоснования правомерности своего научного подхода и интерпретации полученных данных на основе собственного терминологического базиса.

Информационное содержание библиографического обзора в «Обсуждении результатов» должно быть связано с комментариями по пунктам технологического плана изложения соответствующего материала. В этом литературном обзоре приводятся, в первую очередь, те сведения, которые, по мнению автора, подтверждают правильность использованной интерпретации и важны для доказательства факта устранения актуальной проблемы. Кроме того, в нем следует, также, рассмотреть материалы похожих исследований, но объясняющих полученные результаты с других позиций. При этом, надо постараться найти общность подхода к решению аналогичных научных задач, а также обсудить возможные причины существующих различий. В конечном счете, такое обсуждение должно убедить читателя в адекватности и правильности окончательных выводов статьи, в их авторской интерпретации. Представленные доказательства направлены, прежде всего, на объяснение логики достижения научной цели проведенного исследования, путем последовательного решения соответствующих научных задач по устранению причин и последствий актуальной проблемы. Содержания раздела «Обсуждение результатов» должно характеризовать эту логику, основываясь на выбранной интерпретации полученных экспериментальных данных, которая, по мнению автора, свидетельствует об устранении актуальной проблемы. Эта интерпретация должна учитывать научные сведения из литературных первоисточников, в отношении каждого из тематических показателей, фигурирующих в окончательных выводах. В этой связи, прежде всего, необходимо представить сведения из специализированных научных периодических изданий (журналов) за последние годы. При этом, желательно ссылаться на известных ученых, работавших с аналогичной проблематикой, и разделяющих (или, как минимум, не отрицающих) научные взгляды и подходы автора. В отношении тех ученых, прежде всего известных, которые имеют другую точку зрения, то о них целесообразно подробно говорить, только, если у автора и/или у его «единомышленников» (из «Списка литературы») имеются весомые аргументы в пользу своей правоты. В противном случае, лучше ограничиться обобщенным упоминанием об их существовании и вернуться к детальному обсуждению их научных взглядов, после замечаний рецензента статьи (если они будут). Только по его рекомендации, в связи с доработкой статьи, следует рассмотреть этот вопрос более подробно. При этом, для доказательства правомерности научного подхода автора и его интерпретации полученных результатов необходимо будет опираться на тех известных научных авторитетов, которые разделяют (не отрицают) авторскую точку зрения на рассматриваемую проблему.

При изложении «Обсуждения результатов» следует использовать термины и определения из описаний актуальной проблемы, причин и последствий ее существования, научной цели, задач и экспериментальных данных из «Введения», «Методики исследования» и «Результатов исследования». Кроме того, эти же термины и определения должны использоваться в формулировках соответствующих выводов в разделе «Выводы».

«Обсуждение результатов» желательно, чтобы не превышало =2.0 страниц формата «А-4», согласно ранее предложенным параметрам печати (см. подраздел 3.1 «Рекомендации для текстового представления результатов», с абзацами).

Представленные рекомендации для написания раздела научной статьи - «Обсуждение результатов» помогут студенту более эффективно интерпретировать свой экспериментальный материал и доказывать правомерность примененного подхода к достижению научной цели проведенного исследования. Такая интерпретация может быть положена в основу создания новой гипотезы или теории описания изучаемой проблемы Читатель может их использовать для построения свих теоретических подходов для решения аналогичных научных проблем и для проведения соответствующих экспериментальных проверок. Это будет способствовать формированию научного авторитета автора статьи, как теоретика, специализирующегося в конкретной научной тематике. Кроме того, знания особенностей создания информационно качественного «Обсуждения результатов» помогут студенту более эффективно прорабатывать соответствующий материал из других публикаций, адекватнее воспринимая их теоретическую направленность. Адекватное применение представленных рекомендаций повысит качество научной интерпретации результатов исследования и таким образом, увеличит шансы студенческой статьи (работы) быть опубликованной в профессиональном научном журнале. Представленные советы по созданию раздела «Обсуждение результатов» носят рекомендательный характер и могут быть творчески изменены ее автором, но, с учетом требований редакции журнала, где планируется опубликоваться.

Олеся Хисаметдиновна Ильясова,

учитель химии, биологии

МКОУ «Саринская СОШ», с.Сары.

Проектная и исследовательская деятельность школьников (из опыта работы)

Современный социальный заказ к системе образования направлен на исследовательскую деятельность как важнейший ресурс личности. Реализация исследовательского подхода в обучении поможет достичь нового качества образовательных результатов современных выпускников. Именно на новое качество образования делается акцент внедрением ФГОС. Это связано с процессами глобализации, модернизации, информатизации, научными открытиями и быстрым обновлением информации. Современный этап развития образования диктует необходимость вовлечения учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, поскольку при этом у них происходит формирование способностей самостоятельно мыслить, анализировать, добывать и применять знания, выдвигать гипотезы, планировать действия, сотрудничать в разнообразных группах, осуществлять самоанализ и самооценку – то есть овладение универсальными способами деятельности и технологиями, которые им пригодятся в будущем.

Исследовательская форма работы дополняет учебно-познавательный процесс новыми способами получения и представления информации.

Учебно-исследовательская деятельность понимается как форма организации образовательного процесса, в которой учащиеся сами овладевают способами решения проблем в процессе самостоятельного познания, организованного и направляемого педагогом, решают творческие, исследовательские задачи. Учебно-исследовательская деятельность ориентирует на решение учащимися учебных проблем, которые уже разработаны наукой .

Знакомясь с материалами, представленными педагогами (статьи, проекты, исследовательские работы учащихся, работы НОУ), можно сделать вывод о том, что в настоящее время организацией исследовательской и проектной деятельности учащихся занимаются педагоги всех регионов нашей страны. Кроме того исследовательская деятельность учащихся сама по себе не нова в обучении, однако немного изменились требования к оформлению и содержанию самих работ. Особое внимание авторы статей уделяют рассмотрению проблемы создания эффективных условий для организации исследовательского и проектного обучения. Для организации качественной исследовательской и проектной деятельности учащихся важным условием является владение необходимыми компетенциями самим педагогом. Что особо актуально для начинающих педагогов.

В своей статье привожу результаты и анализ работы в течение первого года использования проектной деятельности на уроках химии, биологии и внеурочное время. Вместе с учащимися мы проводили исследования как практического, так и теоретического характера.

Исследовательская деятельность, как известно, представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования, и включает в себя семь этапов:

1) формулирование темы,

2) формулирование цели и задач исследования,

3) теоретические исследования,

4) экспериментальные исследования,

5) анализ и оформление научных исследований,

6) внедрение и эффективность научных исследований,

7) публичное представление работы.

Начальным этапом работы является выбор темы. Выбор темы работы – очень важный этап, поскольку тема предопределяет весь дальнейший ход работы. Тема работы не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой. В то же время понятно, что чем меньше слов в названии темы, тем она шире, охватывает более широкое поле деятельности (изготовление красок). И наоборот, – чем больше слов в названии, тем тема уже, охватывает более узкую область (изготовление красок на основе натуральных красителей).

Требования к теме научно-исследовательской работы:

    актуальность и новизна (соответствие современному состоянию определенной науки);

    научность (корректность употребления терминов, понятий, формулировок);

    проблемность (тема должна иметь исследовательско-поисковый характер);

    точность (соответствие объективно существующим в науке фактам);

    оригинальность (тема не должна быть шаблонной).

Следующий этап связан с выработкой структуры оформления содержания исследовательской работы. При этом необходимо придерживаться общих требований, в соответствии с которыми в структуру исследовательской работы входят: титульный лист; содержание; перечень условных обозначений (при необходимости); введение; основная часть; заключение; библиография (список литературы) .

На начальных этапах формирования навыков исследовательской деятельности возникли определенные трудности: на первом этапе встала проблема неумения учащихся работать с информационными источниками. Достаточно сложно выбрать главное из огромного количества информации, предоставляемой энциклопедиями, учебниками, научной литературой, а также компьютерной сетью Интернет. Кроме того работа с литературой для учащихся менее привлекательна, нежели экспериментальная часть. Требуется определенное время, чтобы привить навыки работы с книгой, умение правильно оформить свои рассуждения и выводы в реферате, учится делать ссылки на использованные работы. Лучше с теоретической частью справлялись старшеклассники. Учащимся 7-8 классов требовалось больше времени и помощи со стороны педагога. Здесь большую помощь нам оказало то, что ребята занимались в химико-биологическом кружке, либо приходили для дополнительных консультаций, поэтому времени на подготовку проектов было достаточно.

Большое значение имеют базовые знания учащихся. Для того чтобы сразу включиться в проектно-исследовательскую деятельность, ребенок должен иметь определенный багаж знаний по этому предмету, особенно это важно для экспериментальных наук – химии, биологии, физики и др. Поэтому большим плюсом в этом плане становятся пропедевтические курсы.

Работу нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. Ребята, выступавшие впервые, даже перед одноклассниками порой терялись при возникновении вопросов у учащихся. Поэтому для удачного представления работы необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.

Материально-техническая база образовательного учреждения, особенно небольшого населенного пункта, часто не удовлетворяет требованиям исследовательской деятельности (отсутствие реактивов, специального оборудования и т.п.), поэтому от некоторых проектов нам пришлось отказаться, либо выбирать исследования с менее насыщенной экспериментальной частью. В решении данного вопроса может помочь связь с другими более оснащенными образовательными учреждениями (лицеи, научные общества учащихся при вузах и т.п.). Кроме того, это бесценный обмен опытом, расширение кругозора учащихся, выход исследовательской деятельности за пределы школы, также это может стать эффективной профориентационной работой.

Для повышения интереса к проектной деятельности мы привлекали учащихся старшего звена: проводился опрос «Что ты знаешь о вреде сигарет?», на предмет употребления алкогольных напитков, сигарет (анонимно). После исследований ребята с проектами выступали на классных часах в рамках недели здоровья.

Также весьма интересным стал проект «История темперных красок и их изготовление», в котором проводился сравнительный анализ красок из натуральных красителей и искусственных лакокрасочных изделий. В практической части этого проекта ученица изготовила несколько красок различных цветов и предложила воспользоваться ими другим учащимся, которые давали свою оценку краскам.

Исследовательскую деятельность можно организовать на трёх уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика исследований при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а сама работа представляет собой поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень помимо умения работать с первоисточниками предполагает также проведение экспериментов, накопление данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в её разработке, т.е. логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.

Дальнейшая работа будет направлена на повышение заинтересованности учеников в исследовательской деятельности. Зачем заниматься научной работой учащимся? Этим вопросом, вероятно, задаются многие педагоги, учащиеся.

Во-первых, научная работа наилучшим образом демонстрирует связь между теорией и практикой; во-вторых, развивает логику, интуицию, чёткость и последовательность мышления, речевые навыки; в-третьих, даёт шанс проявить себя талантливым детям; в-четвёртых, формирует умения, которые могут быть применены в реальной жизни.

Исследовательская работа школьников – первый шаг к получению качественно нового образования. Однако для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности необходимо решение многих вопросов и создание условий для организации исследовательского и проектного обучения в современной образовательной практике.

Список литературы:

    Ахрамович М.И. Условия организации исследовательской деятельности школьников //

    Богуш Н.Ф. Место и роль исследовательской деятельности учащихся в изучении учебного предмета «химия» (из опыта работы) // От проектной и исследовательской деятельности учащихся к научно-исследовательской работе: Материалы Международной научно-практической конференции. – Минск: АПО «Белорусская ассоциация «Конкурс», 2013.

    Волочко А.М. Основные характеристики научно-исследовательской работы учащихся // От проектной и исследовательской деятельности учащихся к научно-исследовательской работе: Материалы Международной научно-практической конференции. – Минск: АПО «Белорусская ассоциация «Конкурс», 2013.

    Гостев А.Г., Лебедев М.В. Научное общество учащихся в лицее: современные представления и факторы развития. – Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2001 .



Похожие статьи