Теоретическое введение: психология уверенного поведения. Что значит «уверенность в себе

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности она стремится в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений. В реальности, конечно, мы чаще всего имеем дело со сложной комбинацией и взаимозависимостью этих трех факторов, в совокупности приводя щей к отказу от личного и личностного участия в социальной жизни. Налицо отказ не только от активных действий по достижению некоторых целей, но и 6-ти этих целей как таковых, отсутствие веры в себя и реальность осуществления собственных намерений.

В современной психологии наиболее детально исследована «поведенческая» основа уверенности в себе. Изучая причины неуверенности в себе, Арнольд Лазарус предположил, что причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и неадаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив. Недостаток поведенческих альтернатив, навыков поведения Лазарус назвал «дефицитом поведения» и основой уверенности в себе предложил считать его отсутствие. Лазарус выделил четыре группы навыков, которых» по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а следовательно, и для уверенности в себе. Согласно А. Лазарусу, взрослый человек должен обладать: способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать «нет»; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

Наличие этих навыков является необходимой, но еще недостаточной предпосылкой уверенности в себе. Анализируя особенности уверенного в себе поведения, психологи столкнулись С проблемой определения тонкой грани между уверенностью и агрессивностью. Некоторые из них, например Дж. Вольпе, вообще не видели разницы между ними, и более того, в качестве метода коррекции неуверенности практиковали тренинг напористого и агрессивного самоутверждения. Другие (А. Ландж и П. Якубовски) считали, что уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверенностью, имеющее ясные отличия как от одного, так и от другого. Третьи утверждали, что агрессивность и неуверенность по сути являются двумя различными формами проявления отсутствия уверенности, при которых нереализованная во внешнем взаимодействии энергия, вызванная актуализацией некоторых потребностей, либо переносится внутрь самого организма и приводит к аутодеструкции (чаще всего к невротизаций), либо оборачивается против других и приводит к неоправданной агрессивности.

Но большинство авторов считает, что агрессивность И неуверенность представляют собой два разных свойства личности. Это подтверждается, в частности, очень низкими корреляциями по шкалам агрессии и уверенности в себе. Высокая степень уверенности и агрессивности могут совпадать, если агрессивными действиями человек легко и надежно достигает осуществления своих потребностей и не видит никаких негативных побочных эффектов. В этом случае агрессивность должна пониматься как еще одна индивидуальная черта личности наряду с уверенностью.

Точно также могут сосуществовать неуверенность и агрессивность, если в репертуаре поведения человека присутствует лишь агрессивное поведение. Даже если агрессивность ничего не приносит, человек продолжает вести себя агрессивно всегда, когда, преодолевая неуверенность, он все же решается на чтолибо. Но чаще всего уверенные в себе люди крайне редко бывают агрессивны, поскольку для жизни, которая их устраивает, вполне достаточно неагрессивных действий.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей. Методология анализа невербального поведения в ситуациях, вызывающих затруднения в общении, хорошо разработана в отечественной психологии и создает надежную базу для дальнейших исследований. Назовем лишь наиболее четкие отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят собеседника глазами», всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. На словах (в вербальной плоскости) они открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «я», не боятся выражать личное мнение. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица.

Нельзя сказать, что эти особенности формируются сами собой или же что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социальнопсихологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, т.е. во взаимодействии с другими людьми и социальным окружением.

ЛИТЕРАТУРА
1. Лабунская ВА. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения» // Психологический вестник РГУ. Ростов н/Д, 1997. Вып. 2. Ч. 1. С. 2441.
2. МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997. С. 234,499-502.
3. РамекВГ. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996. Вып. 1. Ч. 2. С. 138-146.
4. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов н/Д, 1990. С. 80-90.

Фрагмент книги Ром Н. В. Как выработать здоровый пофигизм, или 12 шагов к уверенности в себе. М.: Питер, 2010

Как стать уверенным в себе человеком? Разве можно этому научиться? Да! Хорошая новость: вы уже сделали первый шаг к уверенности в себе! Вы признались себе, что готовы измениться, и взяли ответственность за эти изменения на себя. Сделайте следующий шаг - меняйтесь и идите вперед к своей уверенности!

Что такое уверенность в себе? Как отличить уверенного в себе человека? Что необходимо для развития уверенности в себе? На эти вопросы нам необходимо ответить, прежде чем мы пойдем дальше. Психологический словарь дает такое определение:

Уверенность в себе - готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи.

На мой взгляд, определение весьма удачное и емкое. Главными в нем являются два ключевых признака.

Первый - это готовность решать сложные задачи, то есть состояние внутренней психологической мобилизации. Если проще - правильный настрой, образ мыслей.

Второй - устойчивость этого качества, не смотря на возможность неудачи. То есть, по словам Уинстона Черчилля «способность идти от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом».

Однако в определении не отражено то, в чем проявляется уверенность. А именно - уверенное поведение, набор определенных поведенческих навыков. Уверенное поведение выражает отношение человека к самому себе и к окружающим его людям.

Мы будем понимать под уверенностью в себе и внутреннюю установку человека, и его поведение. Учитывая эти две составные части уверенности, будем работать по двум направлениям.

Первое - изменяем свой образ мышления, жизненную философию и самоооценку.

Второе - изменяем свое поведение, вырабатываем ряд конкретных навыков, выражающих уверенность в себе.

Сейчас я перечислю основные навыки уверенного поведения. Запишите их алмазным резцом сознания на золотых скрижалях своей памяти - или хотя бы ручкой в блокноте!

  • Использование местоимения «я», отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.
  • Прямое и честное выражение собственного мнения без оглядки на окружающих. Например: «Я думаю, что это плохая идея», «Я считаю, что это незаконно».
  • Способность отказывать и говорить «нет», когда это необходимо. Например: «Нет. Мне это не подходит», «Я не хочу делать это».
  • Открытость в выражении чувств и требований. Например: «Я зол», «Я хочу, чтобы вы говорили тише».
  • Способность устанавливать контакты, инициировать, начинать и оканчивать беседу и др. Например: «Здравствуйте, давайте познакомимся, меня зовут…»

Приобретая уверенность в себе, вы также приобретаете определенные внешние данные.

  • Меняется даже ваша мимика и жестикуляция!
  • Вы уверенно смотрите в глаза собеседнику.
  • Вы приобретаете царственную осанку.
  • Ваш голос становится ярче.
  • Ваши слова становятся весомее.

Как вы думаете, какие из вышеперечисленных качеств являются для вас наиболее значимыми? И дефицит каких качеств вы ощущаете наиболее остро?

Цели

Возьмите листок бумаги, ручку и запишите, каких изменений вы хотите добиться, что вам необходимо, чтобы приобрести уверенность в себе? Пожалуйста, не читайте дальше, пока не ответите на этот простой вопрос. Вопрос далеко не праздный. Чтобы двигаться дальше, необходимо понимание процесса.

Теперь вы знаете, что для вас означает уверенность в себе. Сохраните этот листок: это ваши цели на данный момент. На месяц уберите его с глаз долой, а потом достаньте и проверьте, что произошло с вашей уверенностью и с вашими целями? Желаю приятных открытий!

Психологическая наука утверждает: «Уверенность в меньшей степени зависит от дефицита поведения, чем от недостатка чувства собственной ценности». Это значит, что главное - ваши мысли и отношение к себе. Самооценка - вот ключ к уверенности в себе! Это намного более важно, чем отсутствие каких-то практических поведенческих навыков.

Понаблюдайте, как вы разговариваете сами с собой.

Какие слова говорите себе, совершая важные поступки или готовясь их совершить?

Что вы при этом чувствуете?

Как вы оцениваете себя и других людей?

Как воспринимаете и преодолеваете трудности?

Ответив на эти вопросы, вы сможете осознать, насколько успешно управляете своими мыслями и чувствами.

Изменение вашего поведения будет эффективным только в том случае, если при этом изменится ваш внутренний диалог и отношение к самому себе. Между установками «Я ни на что не способен» и «Я сделаю это» разница, как между льдом и пламенем!

Изменение внутренних установок, которые мешают двигаться вперед и успешно действовать, - это решающий шаг на пути к уверенности.

Такие установки и мысли, как: «У меня ничего не получится», «Я не достоин уважения», «Я - тупица», - крайне вредны и просто недопустимы. Нельзя позволять себе мыслить подобным образом! С такими мыслями трудно стать уверенным в себе человеком.

Ваши мысли должны помогать вам действовать. Они должны стать вашими друзьями! Поэтому почаще говорите самому себе, мысленно или даже вслух, ободряющие слова.

У меня все получится!

Я способен (способна) это сделать.

Я могу и добьюсь успеха!

Я сделаю это!

Открою вам еще один небольшой секрет. Уверенность - это не обязательно успех ваших действий. Уверенность заключается просто в уверенном участии в ситуации!

Предлагаю два простых упражнения для осознания того, как работают наши мысли. Сделайте их прямо сейчас - они не займут много времени.

Внутренний обвинитель

Запишите три-пять отрицательных мыслей, которые чаще всего используете. Это мысли, отнимающие у вас силу. Мысли, выражающие ваши сомнения. Может быть, это негативные оценки других людей. Может быть, самообвинения.

Вот несколько примеров: «У меня ничего не получится», «Я неинтересный собеседник», «Все мужики - сволочи». Зафиксировали? Теперь задайте себе несколько вопросов.

Помогают ли мне эти мысли в жизни и как именно?

Помогает ли хоть одна из этих мыслей сделать что-нибудь хорошее?

К чему приводит подобный образ мыслей?

В каких ситуациях я применяю эти мысли?

Какая польза мне от этих мыслей?

Вопросы очень похожие, но имеют разные оттенки. Если вам сложно ответить на эти вопросы сейчас, подумайте над ними завтра. Взгляните на них незамыленным взглядом. Уверяю вас, завтра эти утверждения будут казаться вам чужими!

У каждого человека свой набор «любимых» ограничивающих установок. Многим из нас удается с легкостью критиковать и обвинять себя за малейшую «провинность». Одно могу сказать наверняка: подобные мысли - путь в никуда.

Негативные мысли отбивают всякое желание действовать. Вы привыкаете замечать только плохое, хорошее постепенно тускнеет. Вы устаете, нервничаете, злитесь и погружаетесь в депрессию. Вы сами создаете себе проблемы…

Остановитесь! Забудьте о том, что вы когда-то так думали! Все это происходило не с вами! Теперь пора поменять внутреннего обвинителя на внутреннего защитника. Станьте для себя лучшим другом! Дарите себе хорошие перспективные мысли. Идите к своей уверенности. Настраивайтесь на успех!

Внутренний защитник

Возьмите бумагу и ручку. В течение минуты не задумываясь записывайте все свои положительные качества, навыки и умения. Те качества, которые вы сами или окружающие люди ценят и считают положительными. Каждую фразу начинайте с местоимения «я»! Можете использовать выражения «Я могу»,«Я умею»,«Я считаю» и т. д.

Я добрый отзывчивый человек.

Я умею всегда быть в форме.

Я пеку вкуснейшие блинчики…

Все, что угодно, и в любой последовательности. Отбросьте ложную скромность, не сдерживайте полет мысли. Если не хватило минуты, возьмите еще одну. Это только приветствуется!

Теперь выберите из этих качеств, навыков и умений то, которое вам нравится больше всего. Выбрали? Засеките десять минут и напишите небольшое сочинение об этом качестве или навыке.

Не скромничайте, описывайте себя с любовью, нежностью, уважением, заботой и теплотой! Начните сочинение со слов «Я горд, что…» Не думайте долго над словами и выражениями. Десять минут пролетят быстро! Главное - пишите от души.

Наконец прочитайте свое сочинение вслух. Читайте бодро, громко и с выражением! Осознайте: это все вы!!!

Обязательно перечитайте это сочинение на следующий день. Можете начинать с воодушевляющего чтения каждое утро. Это простое средство мощнее любого допинга!

Вы чувствуете уважение к себе? Вам хочется меняться и учиться, расти и совершенствоваться? Вам хочется добиться цели? Если да, поздравляю - вы успешно справились с упражнением!

Это упражнение можно проделывать с любым положительным качеством из вашего списка. Не забывайте регулярно пополнять свой список положительных качеств и навыков. Ведь ваша цель - научиться относиться к себе как можно лучше!

Важнейший принцип самостоятельной работы: лишь активная тренировка ведет к успеху. Успех - это всегда включение в ситуацию. Неуспех - избегание ситуации!

Уважайте и любите себя. Вы - самое ценное, что у вас есть! Не будет вас - не будет ничего! Осознавая это, вы делаете еще один шаг к своей уверенности.

© Н.В. Ром, 2010 г.
© Публикуется с разрешения издательства


Традиционно в психологии личности выделяют 3 типа поведения: неуверенное, агрессивное и уверенное (ассертивное).

Неуверенное поведение – отказ от собственных желаний с целью помочь кому-либо, постоянное игнорирование своих потребностей.

Агрессивное поведение – это попытки доминирования или достижение своей цели в ущерб другим людям, удовлетворение своих потребностей происходит за счет других.

Ассертивное (уверенное) поведение – выражение себя и удовлетворение своих собственных потребностей (или большинства из них), душевный комфорт и доброжелательное отношение к окружающим. При этом достижение своих целей идет без ущерба для других.

При работе с данной проблемой очень важно найти те особенности поведения человека, которые отличают его неуверенное поведение, ставшего уже привычным, от ассертивного. И сосредоточиться на развитии навыков подлинной уверенности в себе.

В чем же суть такого поведения? Термин «ассертивность» происходит от английского assert , что в переводе означает «отвоевывать свои права», придерживаясь при этом вежливого тона в общении. Быть ассертивным – это значит оставаться уверенным и спокойным в трудной и конфликтной ситуации, значит быть настойчивым и умеющим настоять на своем. Данный навык является важнейшим элементом при проведении любых переговоров, решении конфликтов, при отстаивании своих собственный границ личности. Это способность человека отстаивать свою точку зрения и добиваться того, что ему нужно, добиваться удовлетворения своих потребностей, сохраняя при этом уважение и к себе и к партнеру, не нарушая границы личности другого. И делает он это уверенно, открыто и целеустремленно.

Что и говорить, такой собеседник может вызвать у многих бурю негодования, разжечь искру зависти, и, в то же время, – стать объектом для подражания среди окружающих. И далеко не всегда его волевые качества находят поощрение среди друзей и знакомых, но, тем не менее, он все же продолжает настойчиво вести собственную линию поведения. Такой человек часто использует такие фразы, как: «вот что я думаю», «я считаю» или: «я уверен в своих словах, но если вы не согласны, я выслушаю ваше мнение, и, возможно, мы придем к компромиссу».

Ассертивное поведение кардинально отличается от агрессивного или пассивного поведения. И если, к примеру, на работе возникают конфликтные ситуации, уверенный в себе сотрудник вряд ли позволит себе проявить всплеск негативных эмоции или оскорбить своего оппонента, будь то начальник или уборщица. Он будет отстаивать свое мнение, опираясь на аргументы, факты и логику. И не отступит до тех пор, пока его точка зрения будет не только учтена, но и, хотя бы отчасти, разделена в процессе спора. Ведь ясность и прямота собственных высказываний являются его главным оружием в ходе любой дискуссии. Такое поведение нельзя назвать хладнокровным или расчетливыми, а скорее – уверенным и волевым. В отличие от конфликтных или, наоборот, мягкосердечных и пассивных людей, ассертивные люди открыто говорят о своем недовольстве и не носят в себе груз отрицательных эмоций, при этом умея не переходить на личности. И что очень важно – не испытывают за свое поведение ни капли вины, тревоги или застенчивости. Ассертивное поведение не возникает само по себе, оно формируется в процессе воспитания. Его также можно приобрести или усилить в течение жизни, формируя навыки уверенности в себе, в своих силах.

Сейчас проводится огромное количество тренингов по развитию уверенного поведения, но необходимо помнить, что на тренинге отрабатываются всего лишь поведенческие навыки без их глубинной проработки. А так как в основе любого неуверенного поведения лежит какой – либо страх, повышенная тревожность, а может быть даже базовое недоверие к миру, поэтому очевидно, что для действенного решения данной проблемы наиболее эффективно будет сочетание отработки необходимых поведенческих навыков с более глубинной индивидуальной психологической проработкой личности. В этом случае индивидуальная психологическая работа ведётся в техниках гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, НЛП, символдрамы, экзистенциальной терапии .

Развитие навыков уверенного поведения в своей основе предполагает:

– глубинная психологическая проработка страхов;
– развитие и удержание навыка внутреннего состояния уверенности;
– тренировку модели уверенного поведения;
– спокойное и адекватное принятие критики в виде получения обратной связи от другого человека;
– осознание и принятие жизненных правил уверенного в себе человека.

В ходе индивидуальной психологической работы клиент получит новый опыт по всем вышеперечисленным позициям.

Личные жизненные правила уверенного человека:

1. Живите по своим правилам.
2. Стремитесь к осуществлению своих желаний.
3. Не оправдывайтесь.
4. Не бойтесь просить.
5. Не бойтесь говорить «нет», когда это вам необходимо.
6. Помните: вы, как и все люди, имеете право на ошибку.
7. Не бойтесь, когда необходимо, говорить громко и твёрдо, при этом не впадать в гнев, оставаясь внутренне спокойным.
8. Приучайте других общаться с вами так, как вы того хотите.
9. Чаще улыбайтесь. Улыбка – признак уверенного в себе человека.
10. Помните: только тогда вы сможете помочь другим, когда сами станете сильным.
11. Умейте выдерживать неопределённость.
12. Не забывайте: свобода других заканчивается там, где начинается ваша свобода, и ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

ВСЕГДА ПОМНИТЕ:
КРУТАЯ ЛИЧНОСТЬ = УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ + МНОГО АГРЕССИИ
СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ = УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ + МНОГО ПОДДЕРЖКИ ДРУГИМ

Уверенное поведение — поведение, выражающее внутреннюю силу и спокойствие. Это расслабленное тело без зажимов, отсутствие суеты в движениях, спокойное выражение лица, спокойный, прямой, не «бегающий» взгляд, четкая, не сбивчивая речь. Корсет уверенности: не сутулится, привычка держать прямой спину (королевская осанка), расправленные плечи, высокая шея, уверенная походка, четкие жесты. Уверенный человек — смотрит прямо, шагает спокойно, руками жестикулирует смело. У уверенного человека свой стиль общения и характерные обороты, демонстрирующего его статус и уверенность. Уверенность — это смелость заявить о себе: не "писклявый", не скованный зажимами голосовых связок звучный голос, громкая уверенная речь, определенность в формулировках, решительность в выводах, способность заявить о своих желаниях и настоять на своих законных правах, готовность отдавать распоряжения и требовать их выполнения.

Заметим: прямое (смелое) выражение своих желаний у уверенного человека не сопровождается агрессией в сторону собеседника. Агрессивное поведение, когда нарушаются права другого — уже не уверенное поведение.

Уверенное поведение помогает душевному здоровью, а неуверенное — источник внутренних проблем. Опущенные плечи, тоскливый взгляд и брови домиком обеспечат вам неотъемлемое от жизни огромное количество проблем, трудностей, страхов, ужасов, неприятностей и прочих развлечений. Те, кто привыкли держать осанку – у тех обычно вопросов меньше, а сил и позитива больше. Добавьте к этому внимательный собранный взгляд, уверенные жесты, и вы готовы к встрече с трудностями. Приучите себя к уверенной походке и осанке!

Всякий раз, когда будет происходит что-то для вас неприятное (пусть даже мелкое – кто-то раскритиковал, случилась мелкая неприятность), встречайте это расправляя плечи и создавая себе красивую осанку. Отследите, как изменится ваше мировосприятие…

Ощущение уверенности и уверенное поведение — взаимосвязаны. Уверенному поведению помогает правильное внутреннее состояние, а состояние уверенности укрепляется при уверенном поведении. Попробуйте! Чтобы ощущать себя уверенно, начинайте вести себя уверенно. Тот, кто ведет себя уверенно, кто держит себя уверенно — начинает ощущать себя увереннее. Ведя себя уверенно, вы своей уверенностью убеждаете сами себя. Ничто так не убеждает человека, как его собственное поведение. Из всех видов самогипноза гипноз собственным телом - один из самых действенных . Кроме того, ведя себя уверенно, вы своей уверенностью убеждаете окружающих, и они начинают соответственно относиться к вам. Что для вас уже максимально убедительно.

Откуда люди знают, кто в данной ситуации Хозяин и как им нужно относиться именно к вам? Они не знают, а вы им — сообщите. Сообщите своим поведением. Большинство людей живет по шаблонам, и их обычно устраивает шаблон любой - лишь бы он был им уверенно предложен. Вот и подскажите им, что к вам нужно относиться с уважением, как к одному из Хозяев Жизни, а чтобы они не мучились сомнениями, сделайте это максимально уверенно.

А основа уверенного поведения — тренировка. Чтобы ваше поведение стало уверенным — тренируйтесь. В любой, самой тревожной ситуации, за обедом ложкой вы себе в рот попадете. Почему? Потому что вы так едите уже несколько десятилетий, потому что этот навык — отработан. Когда вы таким образом, тренировкой, приучите себя к естественно уверенному для вас поведению, то тогда даже в тревожной ситуации вы будете вести себя уверенно — просто потому, что вы ведете себя так всегда. Начните с того, что распрямите спину и начните говорить громко. Громче, чем раньше. А почему бы и да? Другие говорят громко, им можно. Попробуйте и вы, и посмотрите что получится. Скорее всего, страшного ничего не произойдет, а уверенность у вас начнет прибавляться.

Пометьте себе: новое поведение вам будет легче выработать в новой компании (новом окружении). Подумайте, может быть, записаться на какие-то курсы, или в секцию? Удобно отрабатывать новое, уверенное для вас уверенное поведение в магазинах или на рынке — там, где люди вас не знают. Там вашему громкому голосу и уверенным высказываниям никто не удивится, а постепенно свой новый навык вы перенесете и в свое привычное окружение.

Уверенное поведение надо просто осваивать, себя к нему приучать.

Развитие уверенности в себе начинается с устранения демона, который называется страх; этот демон сидит у человека на плече и нашептывает ему: «Ты не сможешь это сделать…»

И. Хилл. Закон успеха

Уверенное поведение – это собирательное понятие, включающее в себя различные составляющие. Это поведение:

♦ Целенаправленное. Цели – это образы предвосхищаемых результатов, т. е. того, что человек рассчитывает получить в результате своих действий. При уверенном поведении он достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. Однако не любые цели служат предпосылкой уверенного поведения. Во‑первых, они должны быть реалистичными, т. е. принципиально достижимыми данным человеком с учетом имеющихся у него возможностей и ограничений. Во‑вторых, должны быть конкретными, такими, чтобы точно представлять, на основе чего, по каким именно критериям можно было бы судить, достигнуты они или нет. В‑третьих, более целесообразно определять для себя цели в позитивных терминах: как образ того, что планируется достигнуть, а не того, что хотелось бы избежать.

♦ Ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания по их поводу. Даже если цели ставятся достижимые и действия совершаются именно те, которые позволяют к ним приблизиться, возникновение тех или иных затруднений в большинстве случаев все равно неизбежно. К ним следует относиться как к жизненной данности. Но реагируют разные люди на эти затруднения по‑разному. Для неуверенного человека они превращаются в такие препятствия, которые вызывают массу негативных переживаний, но конструктивную активность, направленную на их преодоление, не вызывают. Человек тратит массу сил именно на эти переживания, при этом не продвигаясь к целям. Или, другая крайность, тратит все силы на преодоление возникших препятствий, которые в реальности вообще не преодолимы, вызвавшие их обстоятельства не зависят от человека. И сталкиваясь при этом с очередными неудачами, переживает все сильнее. Уверенный же человек способен к рациональному анализу возникающих затруднений и, если те представляются преодолимыми (при разумных, оправданных затратах времени и сил), тратит усилия именно на то, чтобы их преодолеть. Если же препятствия оказываются слишком серьезными или вообще непреодолимыми, такой человек не «ломится лбом в закрытую дверь», а пересматривает цели или ищет другие способы их достижения.

♦ Гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющуюся обстановку. Такой человек быстро ориентируется в ситуациях новизны и неопределенности, способен оперативно пересматривать те модели поведения, которые не приводят к положительным результатам. Особенно ярко гибкость проявляется в общении. Уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит. Он, в зависимости от ситуации общения, может принимать на себя различные социальные роли и вести себя в соответствии с теми требованиями, которые они предъявляют. Неуверенный же человек постоянно прячется за какую‑то социальную роль, ведет себя согласно ей без учета той ситуации, в которой находится (например, как военный, всегда и со всеми общающийся с командных позиций, настолько «сросшийся» с этой ролью, что для него становится практически невозможно общаться как‑то иначе).


♦ Социально ориентированное – направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям», а не «от людей» или «против людей». Такой человек стремится к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. Эта стратегия поведения сохраняется и тогда, когда человек встречается с затруднениями. Для их преодоления уверенный человек при необходимости использует социальные ресурсы, обращается к окружающим за поддержкой. Другие стратегии подразумевают либо уход в себя, замыкание в своем внутреннем мире, одиночество (движение «от людей»), либо противопоставление себя окружающим, вражду с ними, агрессию (движение «против людей»). Если человек склонен к какой‑либо из этих стратегий, то при возникновении жизненных затруднений такая склонность тоже усиливается: замкнутый отторгается от людей еще больше, становится нелюдимым, а настроенный враждебно – переходит к открытой агрессии. В подавляющем большинстве случаев это приводит к тому, что возникает своего рода заколдованный круг, проблемы в результате такого поведения усиливаются еще больше.

♦ Сочетающее спонтанность с возможностью произвольной регуляции. Когда обстановка требует немедленных действий, человек их совершает, но при необходимости может и управлять своими спонтанными реакциями. Это касается не только поведения, но и эмоционального реагирования. Такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости (например, когда обстановка не позволяет проявлять их внешне или они слишком сильные, препятствующие адекватному восприятию действительности) он готов взять их под контроль.

♦ Настойчивое, но не переходящее в агрессивное. Человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это, по возможности, не в ущерб интересам других людей. Конечно, уверенное поведение не означает жертвенную позицию и отказ от своих интересов. Напротив, такой человек готов отстаивать их весьма жестко, идти ради них на конфликт. Но, во‑первых, в таких конфликтах он концентрируется именно на отстаивании своих интересов, а не на том, чтобы оскорбить, унизить или обидеть собеседника как личность. Во‑вторых, уверенный человек не конфликтует без объективных поводов к тому. Если то, из‑за чего возникла напряженность, для партнера важнее, чем для этого человека, или если ему важнее сохранить гармоничные взаимоотношения, он готов уступить, пожертвовать своими интересами. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешить конфликт гибко, с учетом всех нюансов ситуации.

♦ Направленное на достижение успеха, а не на избегание неудачи.

Человек ориентирован на то, чтобы получить нечто позитивное, и руководствуется именно этой целью, но не тем, чтобы избежать возможных неприятностей. Размышляя над своими целями, такой человек представляет себе их успешное достижение, а не то, как он терпит неудачу. Например, начиная готовиться к экзамену, уверенный человек представляет его успешную сдачу, и стремится именно к этой цели. Неуверенный же представляет, как он «проваливает» экзамен, и устремлен к тому, чтобы эта ситуация не воплотилась в реальность. Первый из этих видов мотивации эффективнее и с большей вероятностью приводит к успехам. Во‑первых, когда человек видит благоприятный исход предстоящего дела, его эмоциональное состояние куда лучше, чем когда он думает о неудаче. Как следствие, и его деятельность будет более эффективной, что повысит шансы на достижение успеха. Во‑вторых, когда мы детально представляем что‑либо, то волей‑неволей начинаем воплощать это в реальность. Особенно ярко это заметно на примере так называемых идеомоторных движений – достаточно представить себе какое‑либо двигательное действие, как соответствующие мышцы начинают совершать небольшие, обычно незаметные для нас, но вполне реальные движения, нужные для него (этот эффект даже используется в спортивных тренировках). В сфере душевного реагирования происходит принципиально то же самое – что мы себе представили, то наша психика исподволь и начинает воплощать в действительности.

♦ Созидательное. Человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было (будь то окружающие люди или собственные особенности психики), а вместо этого создает то, что считает нужным. Это как в бизнесе, где побеждает не тот, кто тратит ресурсы на борьбу с конкурентами, а тот, кто делает свое дело более эффективно, чем они. Победить дурную привычку – заменить ее хорошей. Отказаться от неэффективного способа мышления или поведения – выработать другой, более эффективный. Преодолеть собственную неуверенность – значит, овладеть способами уверенного поведения. Как гласит народная мудрость, «лучше бороться за что‑то, чем против чего‑то».

«Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. п. в отношении своего окружения»

(Старшенбаум, 2006, с. 92).

Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и самодостаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно – в сфере межличностных отношений. Внешние признаки уверенного и неуверенного поведения тоже ярче всего заметны в ситуациях общения.

Человек, уверенный в себе, выглядит спокойным, держится с достоинством. У него открытый взгляд, ровная осанка, спокойный и уверенный голос. Он не суетится, не заискивает, не выказывает раздражения. Уверенный в себе человек умеет отстаивать свою позицию, не прибегая ни к агрессии, ни к пассивно‑зависимому поведению. Он откровенно высказывается о своих потребностях, а также о желаемых действиях со стороны партнеров, делая это без враждебности и самозащиты, способен отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим людям .

Поведение неуверенного человека бывает двух типов: пассивнозависимым и агрессивным.

Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить

0 своих желаниях и потребностях в косвенной форме, «обиняками», пассивен, но при этом не готов принять и то, что может предложить партнер.

Неуверенность проявляется и через прямо противоположное, агрессивное поведение, когда кричат, оскорбляют, размахивают руками, смотрят с презрением и т. п. Агрессивность в поведении, как это ни покажется странным, тоже признак неуверенности. Такое поведение характеризуется требовательностью или враждебностью, человек «переходит на личности» и зачастую обращает внимание не столько на то, чтобы удовлетворить свои потребности, сколько на то, чтобы наказать другого.

В табл. 8 (Алберти, Эммонс, 1998, с изменениями) приведена сравнительная характеристика этих видов поведения.

Таблица 8

Иногда уверенное поведение рассматривается как промежуточное между застенчивым и агрессивным, агрессия трактуется как следствие избыточности уверенности. Между тем, результаты психологических исследований агрессивности убедительно показывают, что она в большинстве случаев сопровождается не чрезмерно высокой, а как раз недостаточной уверенностью в себе. Корректнее говорить о том, что она, как и застенчивость, представляет собой один из вариантов проявления неуверенного поведения.

В чем же тогда различие между теми, у кого неуверенность приводит к застенчивости, и теми, у кого она проявляется в форме агрессии? Есть основания полагать, что основное различие между этими типами реагирования связано с тем, чему человек склонен приписывать ответственность за собственную неспособность достигнуть цели. Застенчивые люди приписывают ее самим себе (рассуждения выстраиваются по типу «У меня не получается, потому что я сам плохой»). Агрессивные же перекладывают ответственность на других людей или на окружающую действительность в целом («У меня не получается, потому что ты мне мешаешь»). Схематично это можно отразить следующим образом (см. рис. 7):

В российской ментальности уверенность в себе нередко воспринимается как отрицательное качество, отождествляясь с наглостью и самодовольством. Между тем, объективных оснований приравнивать эти понятия нет. Как уже подчеркивалось, уверенный человек отстаивает свои цели таким образом, что это не сопровождается действиями, направленными против окружающих, призванными нанести им какой‑либо вред.

Рис. 7

Уверенность в себе отнюдь не означает безусловно‑высокую самооценку человека. Она подразумевает, что он, наряду с тем, что принимает себя в целом как личность, свои частные способности и умения оценивает реалистично – т. е. далеко не всегда высоко. Самооценка уверенного человека является не столько повышенной, сколько дифференцированной: каждая частность оценивается отдельно, но это не переносится на личность в целом. Неуверенный же человек обладает неустойчивой и малодифференцированной самооценкой, зачастую он рассуждает по схеме «Раз у меня это не получилось – значит, я сам плохой и ни на что не годный, ничего у меня не выйдет». Или, наоборот, «Раз это удалось, то должно получаться и все остальное». И такие прямо противоположные суждения могут меняться по нескольку раз на дню под влиянием малозначимых, случайных факторов. Неуверенность в себе наиболее ярко проявляется в ситуациях, связанных с общением. Так, В. Г. Ромек (2002) отмечает такие проявления неуверенности в себе в межличностных отношениях:

♦ Страх быть отвергнутым или высмеянным. Он становится барьером, в результате действия которого люди даже не пытаются наладить отношения, поскольку заранее убеждены, что ничего хорошего из этого не выйдет.

♦ Заниженная самооценка. Например, люди рассуждают таким образом: «Я посредственный, заурядный, никому не могу быть интересен», «Я не смогу и двух слов вымолвить, общаясь с этим человеком». В результате такой человек, будучи заранее уверен в своей несостоятельности, даже не пытается качественно выполнить дело или выстроить отношения с интересующим его собеседником.

♦ Нерациональные убеждения, препятствующие межличностным контактам. Самые частые варианты этих убеждений: необоснованные обобщения («Доверчивость никому и никогда не приносит ничего хорошего»), глобальные выводы из единичных фактов («Раз эта девушка мной не заинтересовалась – значит, я вообще неинтересный человек»), нереалистичные суждения о долженствовании («Я должен всем и всегда нравиться и не должен показывать свои истинные чувства»).

♦ Излишнее стремление «соблюдать приличие», избежание всяческих личных проявлений из опасения, что они могут кого‑то задеть, обидеть, произвести неблагоприятное впечатление («Что обо мне люди подумают?!») и т. п.

♦ Отсутствие навыков выражения чувств. Такие люди попросту не умеют говорить о своих личных переживаниях, все общение у них получается отвлеченным, касающимся каких‑то внешних предметов, но никак не их самих, своих желаний, потребностей и чувств.

Приведем примеры нескольких связанных с межличностным взаимодействием бытовых ситуаций, в которых у подростков достаточно ярко проявляются навыки уверенного поведения или, напротив, отсутствие таковых:

♦ Беседа с продавцом в магазине: необходимость подробно расспросить его о каком‑либо товаре, попросить продемонстрировать его, перевесить продукты, проверить правильность расчетов и т. п.

♦ Завязать диалог с прохожим: спросить время, выяснить дорогу в то или иное место, помочь найти автобусную остановку или магазин, торгующий определенными товарами.

♦ Общение с учителем, преподавателем в вузе: уточнить критерии выставления оценки за какую‑либо работу, выяснить условия сдачи экзамена, получить индивидуальную консультацию по непонятному вопросу

♦ В общественном транспорте: выяснить у кондуктора или пассажиров маршрут движения, узнать, когда пойдет следующий автобус, во сколько с утра начинается движение на данном маршруте и т. п.

♦ На дискотеке, в клубе и т. п. – завязать разговор с понравившейся девушкой (для девушки – с парнем), пригласить или быть приглашенной на танец, обменяться телефонами или адресами электронной почты.

Несмотря на то что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно, в первую очередь, в общении не со старшими, а со сверстниками. Это дает широкие возможности для развития навыков уверенного поведения посредством специально организованной работы в подростковых группах, участники которых интенсивно взаимодействуют между собой. Для того чтобы подростки научились такому поведению, совершенно недостаточно рассказов о нем, на необходимо смоделировать условия, в которых у участников будет возможность соприкоснуться с ним непосредственно, в собственном жизненном опыте. Оптимальные условия для этого создает психологический тренинг.

Тренинг, направленный на развитие уверенного поведения, включает несколько последовательно реализуемых задач (Старшенбаум, 2006, с. 96):

♦ Обучение внешнему выражению чувств, связанных с общением.

♦ Обучение согласованности внешне выражаемых и внутренне переживаемых чувств.

♦ Закрепление новых стереотипов поведения с помощью обратной связи.

♦ Обучение использованию местоимения «Я».

♦ Тренинг спонтанности и гибкости.

♦ Обучение самоодобрению и самопохвале.

В то же время такой тренинг не сводится исключительно к играм и дискуссиям, направленным непосредственно на тренировку различных навыков уверенного поведения. Как отмечает И. В. Бачков (2007, с. 134), он «помимо упражнений, развивающих умения уверенного поведения в сложных ситуациях, обязательно должен включать и упражнения на сплочение участников и развитие представлений о своей группе». От себя добавим, что этот тренинг также должен содержать блоки, направленные на развитие, как минимум, еще двух групп навыков; речь идет об эффективной коммуникации и использовании различных средств общения, а также тренировке навыков саморегуляции эмоциональных состояний и их поведенческих проявлений, особенно в ситуациях неопределенности.

Предлагаемая программа направлена на развитие перечисленных навыков. Она рассчитана на старших подростков (14–16 лет) и может использоваться в группах, включающих 6‑16 участников. Допустимо и большее число, однако тогда тренинг потребует некоторых модификаций и будет предъявлять повышенные требования к организаторским способностям ведущего. Упражнения сгруппированы в 12 занятий, длительность каждого составляет ориентировочно 3 академических часа (т. е. в целом программа рассчитана на 36 часов). Однако следует учитывать, что реальная длительность проведения того или иного блока работы зависит от очень многих факторов и заранее определяется лишь очень условно. Представленное количество упражнений, скорее всего, фактически окажется для указанного времени избыточным, что оставит ведущему возможности для их выбора.

Следует обратить внимание, что далеко не все упражнения, входящие в состав каждого из занятий, узко направлены именно на ту тему, которая вынесена в его название. Название занятия – это лишь обозначение ключевой идеи, которой посвящен соответствующий фрагмент работы. Наряду с упражнениями, нацеленными непосредственно на ее раскрытие, в каждом занятии представлены и разминки, и игровые упражнения, касающиеся основной темы лишь вскользь. Кроме того, программа выстроена спирально, и ключевые темы «всплывают» в разных контекстах на протяжении тренинга неоднократно (так, например, навыкам саморегуляции посвящено отдельное занятие, но вместе с тем они актуализируются и в теме «Преодоление стрессов», и «Противостояние влиянию»).

Тренинг тесно перекликается и с двумя другими программами, представленными в этой книге (так, об эффективной коммуникации и конструктивном поведении в конфликтах речь идет также в тренинге общения, а об уверенном поведении в ситуациях неопределенное‑ти – в тренинге креативности). Мы намеренно не стали стремиться к такой группировке материала, которая исключала бы параллели в затрагиваемых темах. Даже если тренинги проводятся последовательно с одними и теми же участниками, к некоторым ключевым моментам целесообразно вернуться несколько раз, рассматривая их в разных контекстах (тем более, что конкретное содержательное наполнение этих тем во всех случаях различается).

Отметим, что для проведения с подростками тренинга уверенного поведения ведущему не обязательно иметь базовое психологическое образование. С этим вполне успешно справляются и другие специалисты (педагоги, социальные работники, врачи‑психотерапевты, спортивные тренеры), изучившие по литературным источникам методику проведения тренингов и, что немаловажно, имеющие собственный опыт участия в них. Более того, по нашим наблюдениям, для успешного проведения подобных тренингов зачастую важнее оказываются не фундаментальные психологические знания, а наличие опыта педагогической работы с молодежью. Разумеется, сказанное ни в коей мере не отрицает необходимости качественного знания ведущим тех прикладных психологических аспектов, которые имеют непосредственное отношение к тематике тренинга (психология малой группы, компетентность в общении, влияние и противостояние влиянию, механизмы саморегуляции, основы конфликтологии и т. д.), а также психологических особенностей подростков.



Похожие статьи