Гробница Тутанхамона. История

Открытие гробницы Тутанхамона December 18th, 2015

1923 год. Лорд Карнарвон, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Вот были времена! Искатели сокровищ и приключений делали открытия и первыми проникали в веками закрытые сокровищницы и гробницы. Мы уже с вами изучали, что это за , а так же есть мнение, что

Но сейчас я хочу вам показать уже знаменитые в интернете исторические фотографии вскрытия гробницы Тутанхамона.

В 1907 году египтолог и археолог Говард Картер был нанят Джорджом Гербертом, 5-м графом Карнарвоном, для наблюдения за раскопками в египетской Долине царей. Ученый сумел создать себе хорошую репутацию, скрупулезно описывая и сохраняя открытия.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена
целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

«Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота.» Говард Картер.

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона.


Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывалась древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы, в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.

Эти фотографии, задокументировавшие открытие легендарной гробницы Тутанхамона, были колоризованы Dynamichrome для выставки «The Discovery of King Tut», которая откроется в Нью-Йорке 21 ноября 2015 года.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей.

Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Декабрь 1922 года. Под ложе-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают на золотой колеснице из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

2 декабря 1923 года. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое огромный льняной
покров с золотыми розетками, напоминающими ночное небо, охватывает меньший ковчег.

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий тщательно сворачивают льняной покров.

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих тщательно разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

В 1923 году сначала в английских, а затем в газетах многих других стран появились заголовки «Величайшее открытие в Фивах», «Несметные сокровища Египта», «Тутанхамон появляется из небытия».

«Запалом» этой сенсации стала найденная 6 ноября 1922 года в Долине царей нетронутая гробница одного из самых загадочных египетских фараонов — Тутанхамона.

Кто этот фараон, о котором заговорил весь мир? Что знали о нем до раскопок его погребения?

Известно, что Тутанхамону было всего девять лет, когда он вступил на престол, и восемнадцать, когда он скончался. От периода его правления до нас дошло немного памятников, да и то часть из них, как оказалось, были «переписаны на свое имя» последующими фараонами. Из письменных источников, дошедших до наших дней, самым значительным и наиболее интересным для историков был коронационный декрет Тутанхамона, начертанный на плите в большом храме бога Амона в Карнаке:

«Когда его величество вступил на престол, как царь, храмы всех богов и богинь от Элефантины до болот Дельты пришли в упадок, их святилища обезлюдели и превратились в развалины, заросли травой, их часовни перестали существовать и сделались местом, по которому ходят. Земля перевернулась вверх дном, и боги отвернулись от нее... Но когда мое величество поднялся на трон отца и начал править страной, Черная земля и Красная земля (то есть Египет и Ливия) находились под его наблюдением», тогда, как говорится далее, царь посоветовался со своим сердцем, повелел открыть храм Амона в Фивах, храмы всех других богов во всех городах Египта, вернуть им все владения и сокровища и назначить жрецов в каждый храм.

Этот декрет подводит итог одному чрезвычайно бурному событию в египетской истории.

В XIII веке до нашей эры на египетский престол вступил фараон Аменхотеп IV. Еще до его царствования между жречеством Амона и фараонами отношения были весьма обостренными. Жрецы Амона проводили идею о том, что фараоны одерживают победы над врагами благодаря Амону. Это снижало значение фараона, ставило царя в зависимое от жрецов положение и в конце концов привело к открытому конфликту: Аменхотеп провозгласил единым богом Египта бога Атона в образе солнечного диска с расходящимися во все стороны лучами. Каждый луч оканчивался рукой, держащей знак «анх», то есть жизнь. Так символически изображалось, что единственный податель жизни бог Атон, а вместе с ним и царь, так как понятие «царь» и «бог» было отождествлено. Аменхотеп переменил свое имя, которое означало «Амон доволен», на Эхнатон — «Благой для Атона». Он перенес столицу из Фив во вновь выстроенный город на берегу Нила, назвав его Ахет-Атон («Небосклон Атона»). Эхнатон окружил свой двор и храм людьми из незнатных родов и повелел закрыть храмы всех остальных богов.

Старая знать и потерявшие власть жрецы низверженных божеств вынуждены были подчиниться деспоту, но не смирились и ждали удобного случая, чтобы вернуть былое могущество.

Этот случай наступил после смерти Эхнатона и очень краткого правления его преемника Сменхкара, который умер почти сразу после вступления на престол. И тогда трон занял девятилетний царь, имя которого было выдержано в традиции эхнатоновской реформы — Тутанхатон, что означало «Живая статуя Атона». Бывший царедворец Эхнатона Эйе, который стал фактическим правителем Египта при царе-мальчике, очень быстро нашел контакт ее старой знатью и жречеством, и прежняя религия вскоре была восстановлена. Об этом и говорится в декрете нового царя, который стал называться Тутанхамон — «Живая статуя Амона».

Однако, несмотря на то, что правление Тутанхамона засвидетельствовано документами, его гробница не была найдена, хотя в Долине царей (так называют место, где сосредоточены царские погребения, на западном берегу Нила, в районе Фив) проводились многочисленные раскопки.

Но английский археолог Говард Картер был уверен, что могила Тутанхамона находится там.

В 1915 году Картер получил концессию на раскопки в этой долине. В течение долгих семи лет — семи раскопочных сезонов — шла работа.

В сегодняшнем выпуске «Курьера «Вокруг света» читатель познакомится с отрывками из полевых дневников Картера о заключительном этапе раскопок. Дневники эти были опубликованы в английской печати в 1972 году. (Часть этих записей Картер использовал в своей книге «Гробница Тутанхамона», изданной вскоре после его раскопок. Русский перевод этой книги вышел в 1959 году очень небольшим тиражом, и книга давно уже стала библиографической редкостью.)


Я приехал в Луксор 28 октября 1922 года и к 1 ноября, завербовав нужных мне рабочих, был готов к началу сезона. Наши прошлые раскопки кончались у северо-восточного угла гробницы Рамзеса VI, и отсюда я стал рыть к югу — по направлению к баракам рабочих, наскоро сколоченным тремя футами выше скального основания.

Когда я на следующее утро прибыл к раскопу, меня встретила необычная тишина: работы были приостановлены, и я понял, что случилось что-то из ряда вон выходящее. Под первой же лачугой обнаружили крутой ход в скале.

Мы не могли быть первыми...

С нетерпением наблюдал я, как одна за другой появляются ступеньки ведущей вниз лестницы. Наконец, когда солнце уже садилось, на уровне 20-й ступеньки открылась верхняя часть замурованной и опечатанной двери. Я обследовал печать, но никакого имени на оттиске не обнаружил, можно было только разобрать, что это хорошо известная печать царского некрополя: шакал и девять пленников.

Днем 24 ноября вся лестница была расчищена, и мы смогли должным образом обследовать запечатанную дверь. Нижняя часть печати была гораздо четче — можно было разобрать имя «Тутанхамон». Если мы нашли — а это казалось весьма вероятным — могилу этого таинственного монарха, чье пребывание на троне совпало с одним из наиболее интересных периодов египетской истории, у нас были достаточные основания для того, чтобы поздравлять друг друга. Но...

Теперь, когда вся дверь была на виду, стало ясно, что ее уже вскрывали — в ней было два заново замурованных и опечатанных отверстия, причем та печать, которую мы увидели первой — шакал и девять пленников, — покрывала эти отверстия, а печать Тутанхамона находилась на нетронутой части двери.

Следовательно, до нас здесь побывали грабители — и не однажды. Оставалась надежда, что они не опустошили ее окончательно.

Утром 25-го мы вскрыли дверь. За ней начинался ведущий вниз проход той же ширины, что и лестница, около 7 футов в высоту, доверху забитый осколками камней.

Разбирая проход, мы находили глиняные черепки, куски штукатурки, алебастровые кувшины, целые и битые, разноцветные керамические вазы, многочисленные осколки других предметов и бурдюки — в последних, наверное, хранили воду, нужную для замуровывания дверей. Это были улики ограбления...

Волнение

26 ноября был самым чудесным днем в моей жизни, и вряд ли еще когда-нибудь доведется мне пережить такой.

Утренние работы продвигались медленно: мы боялись упустить, проглядеть хотя бы один предмет в грудах мусора. К полудню мы наткнулись на вторую запечатанную дверь — почти точную копию первой. Эта дверь была 30 футами ниже уровня входа.

Отпечатки менее четкие, чем в первом случае, но все равно можно было различить печати Тутанхамона и царского некрополя.

Дрожащими руками я проделал крошечное отверстие в верхнем левом углу. Железный зонд, который я туда просунул, ничего не встретил на своем пути — за дверью было пусто. Мы проверили, не содержит ли вырывающийся из отверстия воздух горючие гады, и я заглянул.

Сначала я ничего не увидел, так как поток воздуха заставлял пламя свечи трепетать, но когда глаза привыкли к неровному свету, детали внутреннего убранства стали постепенно выступать из мглы: странные звери, статуи — и золото. На всем лежал его отблеск. На мгновение — оно, наверное, показалось вечностью для стоявших рядом — я онемел от изумления, и когда лорд Карнавон, не в силах больше выносить неопределенности, спросил: «Вы видите что-нибудь?», я мог только сказать: «Да, прекрасные вещи».

Потом, расширив отверстие для того, чтобы мы оба могли заглянуть, мы просунули внутрь электрический фонарик.

Опечатано

Мне кажется, многие археологи могут признаться в чувстве благоговейного ужаса, почти смятения, когда они входят в помещение, закрытое и замурованное много веков тому назад. Три тысячи, может быть, четыре тысячи лет прошло с тех пор, когда нога человека в последний раз ступала по полу, на котором вы сейчас стоите, и приметы прежней жизни, окружающие вас, — миски, наполовину наполненные строительным раствором, которым замуровывали двери; отпечаток пальца на свежеокрашенной поверхности; погребальный венок — говорят, что все это могло происходить чуть ли не вчера.

Постепенно сцена прояснилась, и мы могли различить отдельные объекты. Прямо против нас стояли три огромных позолоченных ложа, их боковины были сделаны в виде животных, и головы чудовищ отбрасывали гротескно искаженные тени. Наше внимание приковали две находящиеся справа статуи — одинаковые черные фигуры фараона, стоящие друг против друга как часовые, в золотых передниках и сандалиях, с булавами и жезлами, со священной коброй на лбу.

Эти предметы мы разглядели первыми.

Между ними, вокруг них, наваленные на них в беспорядке лежали разрисованные и инкрустированные ларцы; алебастровые вазы для благовоний, покрытые ажурной резьбой; букеты цветов; кровати; кресла; груды странных белых коробок овальной формы; лампы совершенно неожиданных конструкций.

Внизу, на самом пороге комнаты лежала прекрасная лотосообразная полупрозрачная алебастровая ваза, слева — груда разобранных на части колесниц, сверкающих позолотой; из-за них выглядывала портретная статуя фараона.

Наконец до нас дошло, что во всей этой мешанине не было и намека на саркофаг или на мумию.

Постепенно мы поняли, в чем дело. Между двумя черными статуями-часовыми была еще одна запечатанная дверь. То, что мы видели, было передней комнатой, а за охраняемой дверью должна находиться другие помещения, может быть, целая анфилада, и в одном из них мы, возможно, найдем мумию фараона во всех великолепных одеяниях смерти.

Мы вошли...

Наутро мы разобрали дверь и вошли в гробницу.

Надо было составить точное описание и сфотографировать все содержимое передней в нетронутом виде; к тому же, прежде чем вскрывать следующую дверь, необходимо было все разобрать.

Впечатление поистине поразительное. Здесь, тесно прижатые друг к другу, лежали десятки предметов, любой из которых мог полностью вознаградить целый сезон раскопок. Одни были хорошо знакомы нам, другие казались новыми и необычными. Ни один из нас не мог даже предполагать, что такое множество вещей окажется в таком хорошем состоянии.

Деревянный ларец, одна из наиболее художественно ценных находок гробницы, расписанный охотничьими и батальными сценами, восхитительное маленькое кресло с подлокотниками из черного дерева, слоновой кости и золота, позолоченный трон, который я без колебания могу назвать самой прекрасной, вещью, когда-либо найденной в Египте. Маленький ковчег с шитым золотом саваном, на котором в трогательно-наивной манере изображена чета правителей.

И, самое главное, на всех более или менее крупных вещах стояло имя Тутанхамона.

Разграблено

Взволнованно переходя от одного предмета к другому, мы сделали новое открытие. За стоявшим в южном углу ложем было небольшое правильной формы отверстие в стене — еще одна замурованная дверь, еще один след ограбления.

Значит, мы действительно не были первыми. Перед нами другая комната, меньше, чем первая, но еще более t забитая вещами.

Состояние, в котором находился этот внутренний покой (названный в конце концов боковым), просто невозможно описать. В передней комнате, видимо, пытались хоть как-то навести порядок после визита грабителей, зато здесь все было перевернуто вверх дном — воры действовали торопливо, хотя и методично. На полу не осталось ни одного свободного дюйма. Здесь были прекрасные вещи — расписной ларец, столь же изящный, как и тот, что мы нашли в передней; прелестные алебастровые и фаянсовые вазы; игральная доска из слоновой кости, покрытая резьбой и росписью.

Непредвиденные обстоятельства

Жизнь превратилась в ночной кошмар. Передняя комната была настолько забита вещами, что, вытаскивая одну, мы подвергали соседние риску быть поломанными. Да и кто мог сказать наверняка, что тот или иной предмет не сломается под тяжестью собственного веса. Некоторые были в прекрасном состоянии — такие же прочные, как и в день изготовления, зато другие выглядели весьма сомнительно.

Здесь, например, были вышитые бисером сандалии, в которых полностью сгнили нитки. Одна рассыпалась, едва я к ней прикоснулся, и в руках осталась только горсть ничего не значащих бусинок. В этом случае требовалось особое обхождение — спиртовка, немного парафина, час или два на то, чтобы парафин застыл — и со второй сандалией можно было обращаться довольно свободно.

Помещение очень пострадало от просачивающейся сквозь известняковые стены влаги — она не только покрыла все желтоватым налетом, но и превратила все кожаные предметы в густую черную массу.

Приходилось работать медленно, мучительно медленно, и все это очень нервировало, так как каждый понимал, какую ответственность он несет.

Любой мало-мальски сознательный археолог чувствует эту ответственность. Вещи, которые он находит, не являются его собственностью, и он не может распоряжаться ими по своему усмотрению. Они — прямое наследие прошлого настоящему, а археолог — лишь облеченный определенными привилегиями посредник, сквозь руки которого это наследство проходит; и если он по неосторожности, небрежности или невежеству утратит часть информации, которую это наследие несет, он виновен в совершении величайшего археологического преступления.

Разрушить свидетельства прошлого очень легко, но эти разрушения необратимы.

Семь недель понадобилось на то, чтобы разобрать переднюю комнату, и, слава богу, мы ничего не повредили.

А за это время информация об открытии распространилась со скоростью лесного пожара, и за границей появились самые фантастические сообщения о нем; но одна версия получила наибольшее признание среди местных жителей — будто три аэроплана приземлились в долине и, нагруженные сокровищами, отбыли в неизвестном направлении.

За дверью

К середине февраля 1923 года наша работа над передней комнатой была завершена. Каждый дюйм пола тщательно обследован, и почва просеяна — ни одна бусинка, ни один кусочек мозаики не должен был пропасть, и теперь здесь голо и пустынно. Наконец-то мы готовы к проникновению в тайну опечатанной двери.

Между нами и тем, что находилось за этой дверью, лежали столетия, и руки мои дрожали, когда я наносил первый осторожный удар по штукатурке. Искушение заглянуть внутрь было настолько велико, что как только я проделал небольшое отверстие, я не смог удержаться и посветил туда электрическим фонариком.

Перед нами открылось удивительное зрелище — на расстоянии ярда от двери была стена, закрывающая вход в помещение. По виду, она была сделана из чистого золота.

Когда убрали последние камни, все стало на свои места. Мы стояли на пороге погребальной камеры фараона, и стена, которая преграждала наш путь, оказалась стенкой огромного позолоченного футляра, в котором находился саркофаг. Настолько огромным было это сооружение (как мы потом установили — 17 футов на 11 и 9 футов в высоту), что оно занимало почти всю площадь камеры и немного не доходило до потолка. Сверху донизу футляр был покрыт золотом, а по бокам находились панели из блестящего синего фаянса с мозаичными изображениями различных символов — они должны были обеспечивать крепость и сохранность футляра.

Закрыто на засов

Стены погребальной камеры — в отличие от передней — были покрыты различными рисунками и надписями, выполненными ярчайшими красками, но несколько торопливо и небрежно.

Побывали ли воры и здесь и не повредили ли они мумию фараона? На восточной стороне футляра были большие створчатые двери, закрытые на задвижку, но печати на них не стояло, и это, казалось, могло служить ответом на наш вопрос.

Мы отодвинули задвижки из черного дерева, и двери растворились так легко, как будто ими пользовались только вчера. За ними — второй футляр, точная копия первой, только без мозаичных панелей. В ней были такие же закрытые на задвижку двери, но на них стояла нетронутая печать — имя Тутанхамона и шакал, лежащий над девятью врагами Египта. Над футляром нависал льняной покров производивший тягостное впечатление. Его поддерживали изящные деревянные карнизы, и он был весь расшит блестками, но от времени стал бурым и во многих местах прорвался под тяжестью прикрепленных к нему позолоченных бронзовых маргариток.

Только глядя на этот покров, мы осознали, что находимся рядом с мумией фараона. Нетронутая печать на двери второго футляра говорила, что грабители не проникли туда и не повредили мумию.

Значит, мы будем первыми, кто ступил в усыпальницу юного фараона с тех пор, как 3300 лет назад он нашел здесь вечный покой.

Мы наконец обрели то, о чем и мечтать не могли, — абсолютное проникновение в погребальные обряды, которым следовали во времена фараонов.

А в дальнем конце погребальной камеры нас ждал следующий сюрприз — низенькая дверь вела в еще одно помещение — меньшее, чем предыдущие, и не такое высокое. Достаточно было беглого взгляда, чтобы понять — здесь, в этой маленькой комнатке, находились самые ценные сокровища гробницы.

Напротив двери, у стены, стоял самый прекрасный надгробный памятник, который я когда-либо видел, — настолько прекрасный, что у меня захватило дух от удивления и восхищения. Большой позолоченный балдахин почти достигал потолка, который был тоже полностью покрыт золотом. Перед балдахином стояли статуи четырех богинь смерти с протянутыми в предостерегающем жесте руками — позы их были так естественны, а на лицах была написана такая боль и сострадание, что казалось кощунством на них смотреть.

Несомненно, под балдахином были сосуды, в которых содержались внутренности умершего фараона.

В комнате была еще масса замечательных вещей — фигура бога-шакала Анубиса, а за ним — голова коровы на подставке — символы загробного мира. У южной стены комнаты лежало бесчисленное множество черных ковчегов со створчатыми закрытыми и запечатанными дверцами. Только один был открыт — в нем находилась статуэтка Тутанхамона, стоящего на черном леопарде.

В центре комнаты, слева от Анубиса и коровы, стоял ряд великолепных ларцов. Открыв один из них, мы увидели опахало из страусовых перьев с ручкой из слоновой кости — веер прекрасно сохранился. Здесь были и полностью оснащенные модели парусных лодок, а у северной стены стояла еще одна колесница.

Сколько времени занял наш поверхностный осмотр гробницы, я не знаю... Но каждый из нас, переступая порог погребальной камеры, протестующе взмахивал руками — невозможно было поверить, что все увиденное существует на самом деле.

Открываем саркофаг

В течение всего второго сезона мы разбирали стену, отделяющую погребальную камеру от передней комнаты, и демонтировали позолоченные погребальные футляры. Их оказалось четыре — один в другом.

В промежутках между футлярами мы нашли пару великолепных вееров, многочисленные луки, стрелы и парадные булавы, но, пожалуй, лучше всего были серебряные и золотые жезлы, увенчанные крошечными фигурками юного монарха, — видно было, что они сделаны рукой большого мастера.

Эта кропотливая работа заняла восемьдесят четыре дня.

После того как мы сколотили подмостки и установили подъемное устройство, места в камере осталось совсем немного. Мы сталкивались лбами, прищемляли пальцы, пробираться можно было только ползком.

Но мы были более чем вознаграждены за все эти неудобства. Разобрав последний футляр, мы увидели крышку огромного — 9 футов в длину — саркофага из желтого кварцита. Крышка была цела и лежала на том же месте, где ее оставили много веков назад.

Мы увидели это надгробие — истинный шедевр среди всех ему подобных. Для нас наступил момент наивысшего волнения: как же выглядит фараон?

Установили подъемник. Я отдал приказ. Среди напряженного молчания огромная плита весом более тонны с четвертью поднялась со своего места. Свет проник в саркофаг. Крышка повисла в воздухе, один за другим мы отвернули льняные покровы, и когда сняли последний, раздался изумленный вздох — всю внутренность саркофага занимал золотой рельефный портрет молодого фараона.

Портрет оказался крышкой замечательного гроба, повторявшего очертания человеческой фигуры. Он был 7 футов в длину, и внутри него, безусловно, находилось еще несколько гробов, скрывавших останки фараона.

Весь гроб был покрыт блестящей позолотой, а лицо и руки — позолотой тусклой, с примесью. Это прекрасно передавало всю безысходность смерти. На лбу фараона-мальчика лежали две эмблемы — Кобра и Ястреб — символы Верхнего и Нижнего Египта; но наиболее трогательной в своей человеческой простоте была обвивающая символы гирлянда цветов, — как нам хотелось думать, это был последний привет от девочки-вдовы юного правителя «Двух царств».

Среди царского великолепия, среди блеска золота ничего не было прекраснее этих нескольких засохших цветов, все еще сохраняющих свои краски и оттенки.

Мумия фараона

Из передней вынесли всю ее замечательную обстановку, из погребальной камеры убрали золотые футляры, и в ней остался только открытый саркофаг с несколькими гробами, все еще хранящими свою тайну. Задача, которая теперь стояла перед нами, — открыть крышку внешнего гроба, не вынимая его из саркофага.

Крышка отошла довольно легко, и под ней был второй гроб, тоже повторяющий очертания тела. Он был покрыт тонким льняным покрывалом, сильно потемневшим и обветшавшим. На покрывале лежали гирлянды оливковых и ивовых листьев, лепестки голубого лотоса и васильков. Нам предстояло решить, как лучше распорядиться вторым гробом. Трудности возникли, во-первых, из-за глубины самого саркофага, а во-вторых, из-за плохого состояния внешней оболочки и второго гроба, так что вынимать их можно было только вместе.

Несмотря на огромный вес — тонна с четвертью, они были успешно подняты чуть выше уровня крышки саркофага, и здесь под них подвели деревянные бруски.

А внутри находился третий гроб, главные детали которого были спрятаны под тесно прилегающим красноватым покрывалом. Открыта только отполированная золотая маска, вокруг шеи и на груди лежал замысловатый воротничок из бус и цветов, а под головной убор было вложено льняное полотенце.

Я убрал цветочный воротничок и льняные покрывала. Поразительный факт! Весь гроб, 6 футов 1 ? дюйма в длину, был отлит из чистого золота. Загадка огромного веса, над которой мы до сих пор ломали голову, разрешилась. Третий гроб с трудом могли поднять восемь сильных мужчин.

Только когда мы перенесли его, в оболочке второго, в переднюю, где было просторнее, мы поняли, наконец, всю значительность происходящего: гроб был искусно отлит из чистого золота толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметров.

Какое огромное богатство было захоронено вместе с этими древними фараонами!

Детали орнамента скрыты под черным блестящим слоем — остатками жидких мазей, которыми, без сомнения, обильно поливали гроб. В результате он прочно приклеился к стенкам второго гроба, и мы решили поднять крышку и обследовать содержимое, прежде чем будут приняты какие-либо решительные меры. К счастью, соединительная линия между крышкой и гробом была видна, и мы с трудом приподняли ее за золотые ручки.

Перед нами, занимая все внутреннее пространство золотого гроба, лежало то, что осталось от юного фараона, — аккуратно и тщательно сделанная мумия, покрытая мазями, окаменевшая и потемневшая от времени. В целом мрачному и тяжелому впечатлению противоречила прекрасная золотая маска, покрывающая лицо и грудь фараона.

Мумия символизировала бога Озириса. Чеканная золотая маска, уникальный образец древнего портретного искусства, выражала печаль и спокойствие, заставлявшие задуматься о юности, так преждевременно отданной смерти.

Г. Картер

Перевела с английского Н. Рудницкая


Каково же значение открытия гробницы Тутанхамона для египтологии?

К сожалению, письменных памятников, литературных и исторических, там не оказалось. А религиозные тексты обычного содержания, связанные с заупокойным культом, ничего нового не прибавили к тому, что уже давно известно. Поэтому с исторической точки зрения значение этой находки невелико. Зато для истории искусства здесь оказалось очень много материала. Статуи фараона, золотая маска мумии и лица на трех саркофагах являются точными портретами Тутанхамона. Благодаря этому стало возможным установить принадлежность Тутанхамону нескольких статуй, «узурпированных» последующими фараонами, например, Хоремхебом, который стер имя Тутанхамона на статуе и написал свое. Очень много нового дали памятники художественного ремесла, в огромном количестве заполнявшие все помещения гробницы. Они значительно расширили знания в этой области. Кроме того, чрезвычайно важным оказался факт, что искусство времен Тутанхамона оказалось связующим звеном между искусством Амарны (так называется период правления Эхнатона по имени селения Тель-эль-Амарна — месту, где археологами была найдена столица Ахет-Атон) и последующим периодом.

Не дала гробница Тутанхамона и ответов на вопросы, связанные с загадочной судьбой самого Тутанхамона. Мы так и не знаем, чьим сыном был мальчик-фараон. Неясно даже — отчего так рано окончилась его жизнь? Почему его гробница заполнена сокровищами, отличается от обычных царских склепов и производит впечатление вырубленной в короткий срок? Не предназначалась ли усыпальница, где похоронен Эйе, первоначально для Тутанхамона? Старик Эйе, женившийся на вдове Тутанхамона, почти девочке, вступил на престол после смерти юного царя. Здесь можно предполагать многое. Возможно, Тутанхамон скончался внезапно и его гробница была еще не достроена, поэтому, пока бальзамировали его тело, срочно вырубили для него усыпальницу, не придерживаясь обычных канонов для царских склепов.

Вообще о судьбе Тутанхамона существует много гипотез, но пока ни одна из них не подтверждена достаточно обоснованными фактами.

Обследование мумии позволило точно определить возраст Тутанхамона. Он совпал с данными историческими — ему было 18—19 лет, его конечности не вполне окостенели, в местах соединения видны еще хрящи, которые исчезают к 20 годам. Кроме того, рентгеновское просвечивание мумии не дало других существенных результатов; следов болезни, от которой мог умереть юноша, не обнаружено. За ухом у мумии оказался след глубокой ранки неизвестного происхождения. Анализ крови Тутанхамона и Сменхкара, правившего до Тутанхамона, женатого на старшей царевне, показал, что у обоих одна и та же группа. При этом некоторое сходство их лиц, судя по портретной скульптуре, позволяет считать их близкими родственниками — возможно, даже братьями. Но, повторяю, кто был отцом Тутанхамона, остается неясным. Одни считают его сыном Аменхотепа III, то есть братом Эхнатона. Этой версии придерживается египтолог Ноблекур в своей книге «Жизнь и смерть одного фараона», но эта книга похожа скорее на исторический роман, чем на серьезное научное исследование.

Таинственной остается и смерть царя. Неизвестно, умер ли он своей смертью или насильственной. Можно без конца фантазировать на эту тему. Но узнаем ли мы когда-нибудь истину?

Р. Рубинштейн, кандидат исторических наук

Надпись на стене гробницы Тутанхамона гласила: «Смерть скоро настигнет того, кто осмелится нарушить покой мёртвого правителя!» Интересно, что на протяжении следующих десяти лет, смерть тринадцати участников археологических раскопок и девяти близко общающихся с ними людей не могла не привлечь внимания общественности, особенно – журналистов, которые смогли сделать из этого события настоящую сенсацию.

Их не волновал тот факт, что возраст большинства умерших учёных значительно превышал семьдесят лет, а один из организаторов экспедиции, лорд Карнарвон, болел астмой, и воздух затхлой гробницы на пользу ему не пошёл. А вот на то, что присутствовавшая при вскрытии усыпальницы и саркофага дочь Карнарвона, леди Эвелин, прожила не один десяток лет, умерев в восьмидесятилетнем возрасте, пресса особого внимания не обратила.

Одно из самых известных захоронений мира, гробница Тутанхамона или как её обозначают археологи, KV 62, находится в центре долины Царей на западном побережье Нила, недалеко от современного города Луксор (в древности – Фива). На географической карте эту территорию можно обнаружить по следующим координатам: 25° 44′ 27″ с. ш., 32° 36′ 7″ в. д.

На территории было обнаружено более шестидесяти могил, усопших правителей Египта и высокопоставленных чиновников, и состоит она из двух долин – восточной, где расположена большая часть гробниц, и западной. Долину Царей археологи — вот уже на протяжении двух веков прочесывают туда-сюда, перебирая каждый камешек и, казалось бы, новых находок на её территории обнаружено быть не должно.

Тем не менее в 2006 году удалось найти очередную нетронутую гробницу с пятью мумиями. Эта находка стала первой с 1922 года, когда Картером была обнаружена гробница Тутанхамона, наполненная золотом, драгоценными камнями, посудой, статуэтками и другими уникальными произведениями искусства, созданными в XIV ст. до н.э.

Тутанхамон, правитель Египта

До того момента, как была обнаружена гробница Тутанхамона, фараона, который правил с 1332 по 1323 год до нашей эры, в самом существовании этого правителя многие египтологи сомневались – слишком уж незначительный след в истории своей страны он оставил. Что, впрочем, не удивляет: Египтом он начал править в возрасте девяти лет, а умер, не дожив до двадцати. Он только успел возобновить культ бога Амона, который его отец, фараон Эхнатон, заменил Атоном.

В том, кто именно был его отец, учёные к единому мнению не пришли. Большинство египтологов, учитывая данные недавно проведённых анализов ДНК и радиологического исследования остатков фараона, сходятся на том, что родителями фараона были Эхнатон и его сестра. Среди правителей древнего Египта близкородственные браки были не редкость, поэтому не удивительно, что женой Тутанхамона также оказалась его сестра, Анхесенамон, от которой он имел двух мертворожденных детей (их остатки были обнаружены в его усыпальнице).

Одной из самых интригующих тайн Тутанхамона является вопрос: почему правитель умер, не дожив даже до двадцати лет (даже по тем временам смерть в девятнадцатилетнем возрасте считалась ранней). На этот счёт существует несколько версий:

  1. Тутанхамон умер из-за внезапной болезни;
  2. Юноша имел неизлечимые наследственные заболевания, которые бывают от близкородственных браков;
  3. Молодого правителя убили;
  4. Фараон умер, упав с колесницы и получив травмы, несовместимые с жизнью.

Современные исследования показали, что наследственными болезнями молодой фараон не страдал, поэтому никаких генетических заболеваний, тяжёлой формы сколиоза или болезни, которая придала его скелету женоподобную фигуру и т.п., у него не было. Единственными болезнями, которые выявили учёные, была так называемая «волчья пасть» и косолапость. Также ими была опровергнута гипотеза о том, что он скончался из-за несовместимой с жизнью травмы, поскольку подобных переломов у фараона обнаружено не было (трещина в черепе, судя по всему, появилась, когда жрецы бальзамировали тело).


Последние исследования показали, что смерть Тутанхамона вызвала тяжёлая форма малярии, чему свидетельствуют найденные в усыпальнице лекарства для лечения этого заболевания. Поскольку в саркофаге были обнаружены венки из цветущих васильков и ромашек, удалось установить, что похоронен он был в первой половине весны. На мумификацию уходит около семидесяти дней, следовательно молодой правитель должен был умереть в начале зимы (в это время в Древнем Египте был как раз разгар сезона охоты, из-за которого и появилось предположение, что он упал с колесницы).

Поиски потерянной гробницы

Искать усыпальницу Татанхамона археолог Картер и лорд Карнавон начали в 1916 году. Идея изначально казалась утопичной, поскольку в те годы эта территория была перерыта вдоль и поперёк и считалось, что здесь невозможно найти никаких значительных находок.

На поиски гробницы археологи потратили более шести лет, а обнаружили ее там, где ожидали найти меньше всего: перекопав все окрестности, они не тронули лишь небольшой участок, на котором находились хижины древних строителей усыпальниц (интересно, что именно отсюда они и начинали раскопки).

Уводящая вниз ступенька была обнаружена египтологами под первой же лачугой. Расчистив лестницу, археологи увидели внизу замурованную дверь – открытие гробницы Тутанхамона состоялось! Случилось это 3 ноября 1922 года. На этом этапе работы в гробнице фараона Тутанхамона были приостановлены: как раз в это время лорд Карнарвон находился в Лондоне. Картер, решив дождаться его, отправив телеграмму, что он нашел искомое, терпеливо ожидал друга в течение трёх недель. Тот приехал с дочерью, леди Эвелин – и 25 ноября 1922 года археологи спустились к гробнице.

Первая комната

Ещё не дойдя до двери, египтологи поняли, что грабители гробниц здесь уже побывали (вход не только вскрывали, но и обратно замуровывали и запечатывали). Это подтвердило и тот факт, что размуровав дверь, в коридоре были обнаруженные разбитые черепки, целые и битые кувшины, вазы и прочие осколки предметов – грабители явно уже уносили добычу, когда были остановлены, возможно, стражей.

Почему сокровища гробницы Тутанхамона оказались неразграбленными – одна из тайн, которая вот уже около столетия не даёт покоя учёным. Интересно, что в результате исследований египтологами было точно установлено, что грабежом усыпальниц занимались не только профессиональные расхитители гробниц, но и близкие к трону люди. Когда Египет переживал кризисные времена, пополнять казну за счёт вскрытия гробниц давно почивших фараонов не гнушались. То, что первая обнаруженная печать, которой запечатали усыпальницу молодого фараона, являлась лишь обыкновенной царской печаткой, а имя Тутанхамона находилось на печати, находящейся на нетронутой части двери, говорит само за себя.

Удивлению археологов не было пределов. После многочисленных работ им удалось добраться до комнаты, заставленной разнообразными предметами: здесь находился золотой трон, вазы, ларцы, светильники, письменные принадлежности, золотая колесница. А друг напротив друга стояли две чёрные скульптуры фараона, в золотых передниках и сандалиях, с булавами, жезлами и со священной коброй на лбу.

Также была обнаружена дыра, сделанная грабителями и ведущая в боковую комнату, которая была полностью забита золотыми украшениями, драгоценными камнями, предметами быта и даже находилось несколько распиленных кораблей, на одном из которых правитель после смерти должен был отправиться в загробный мир.

Придя в себя от увиденного обилия сокровищ, археологи поняли, что саркофаг в этих помещениях отсутствует, следовательно, должна быть ещё одна погребальная комната. Третье запечатанное помещение было обнаружено между двумя скульптурами. И вот тут исследования были остановлены: Картер решил закрыть гробницу и уехал в Каир для организационной работы (увидев такое количество драгоценностей и ценных экспонатов, он принял решение провести с египетским правительством переговоры).

Вернулся он в середине декабря, после чего к причалу была проведена железная дорога. А возле берега находился пароход, специально арендованный для того, чтобы вывезти сокровища гробницы Тутанхамона. Первая находка была извлечена из усыпальницы 27 декабря, а первую партию драгоценностей на судно доставили в середине марта (как раз в это время заболевает и умирает от воспаления лёгких лорд Карнарвон).


Вытаскивать наружу находки было непросто, тогда как часть вещей находилась в идеальном состоянии, другая часть — почти истлела (это относится к тканным, кожаным и деревянным предметам). В качестве примера Картер наводит пару найденных вышитых бисером сандалий: одна сандалия буквально рассыпалась при малейшем прикосновении, и чтобы её кое-как собрать, пришлось приложить немалые усилия, а вот вторая оказалась довольно крепкой. Такая ситуация возникла из-за проникающей через известняковую стену влаги, из-за которой многие предметы в комнате покрылись желтоватым налётом, а кожаные вещи сильно размякли.

Усыпальница

Погребальную комнату, в которой был установлен обитый пластинами из золота и украшенный синей мозаикой огромный футляр, вскрыли в середине февраля. То, что воры сюда не забрались, стало понятно, когда Картер обнаружил, что печати на саркофаге оказались нетронуты. Размеры футляра, где находился саркофаг, поражали:

  • Длина – 5,11 м;
  • Ширина – 3,35 м;
  • Высота – 2,74 м.

Футляр занимал практически всю усыпальницу (интересно, что из этой комнаты можно было попасть в ещё одну, которая была наполнена сокровищами). На одной из сторон футляра были установлены закрытые на засов створчатые двери без печати. За ними находился ещё один футляр, поменьше, без мозаики, но с печатью Тутанхамона. Над ним нависал прикреплённый к деревянным карнизам расшитый блёстками покров из льняной ткани (к сожалению, время его не пощадило: он стал бурым и во многих местах порвался из-за находящихся на нём позолоченных бронзовых маргариток).


Работы в очередной раз были остановлены. Нужно было убрать стену, которая отделяла усыпальницу от первой комнаты и разобрать четыре позолоченных погребальных футляра, между которыми были обнаружены булавы, стрелы, луки, золотые и серебряные жезлы, украшенные фигурками Тутанхамона. На эти работы у археологов ушло около 84 дней.

Разобрав последний футляр, перед египтологами оказалась крышка огромного саркофага из жёлтого кварцита, длина которого превышала 2,5 метра, а крышка весила более тонны. Открыв саркофаг, учёные обнаружили огромный позолоченный рельефный портрет Тутанхамона, который на деле оказался крышкой двухметрового гроба, повторяющей контуры мужской фигуры. На лбу крышки-портрета находились обвитые гирляндой из высохших цветов символы Нижнего и Верхнего Египта – Кобра и Ястреб.

В первом саркофаге размещался второй, где и был установлен основной золотой гроб и находилась окаменевшая и потемневшая от времени мумия Тутанхамона, лицо и грудь которого покрывала золотая маска (толщина стенки саркофага составляла около 3,5 мм).

Интересно, что статуи египетского правителя, найденные в первой комнате, как и золотые маски, обнаруженные на мумии и лицах на трех гробах, оказались точными копиями молодого правителя. Это дало возможность установить, что некоторые статуи Тутанхамона были присвоены некоторыми фараонами, например, Хоремхеб стёр на скульптуре его имя и написал своё.

Проклятье гробницы

Раскопки и исследования усыпальницы молодого фараона длились около пяти лет, а уже через год словосочетание «Тутанхамон проклятие гробницы» стали практически неотделимы друг от друга. Всё началось после того как через год после вскрытия гробницы от воспаления лёгких скончался лорд Карнарвон, далее, на протяжении нескольких лет ушли из жизни ещё около десяти участников раскопок.

Одной из самых популярных идей поклонников теории «Тутанхамон проклятие гробницы» (среди них был и Артур Конан Дойл) были гипотезы о вредном грибке, радиоактивных элементах или положенных в гробницу ядов. Сама картина смертей выглядит следующим образом:

  • Карнарвон умирает в марте 1923 года (говорят, что в момент его смерти в Каире неожиданно исчезло электричество);
  • Второй жертвой проклятья становится Дуглас-Рейд, который делал рентген мумии;
  • Погибает А.К. Мейс. Он вскрывал с Картером погребальную комнату;
  • В этом же году из-за заражения крови умирает брат Карнарвона, полковник Обри Герберт;
  • Египетского принца, который был на раскопках при вскрытии гробницы, убивает собственная супруга;
  • На следующий год в столице Египта от выстрела убийцы погибает генерал-губернатор Судана сэр Ли Стек;
  • В 1928 г. внезапно умирает Ричард Бартель, секретарь Картера, а его отец два года спустя выпрыгивает из окна;
  • В 1930 г. заканчивает жизнь самоубийством сводный брат лорда Карнарвона.


В прессе появились сообщения о смерти таких известных участников экспедиции, как Брэстеда, Гардинера, Дейвиса (они действительно умерли в это время, но на момент смерти их возраст превышал 70 лет, а Гардинеру было 84). К истории «Тутанхамон проклятие гробницы» относили и супругу Карнарвона, Альмины, о которой говорили, что она якобы скончалась на 61 году жизни от укуса насекомого, но слухи оказались ложными, она умерла значительно позже, в возрасте 93 лет.

А вот смерть главного участника экспедиции, Картера, к загадочным смертям, как не старались журналисты, приписать не смогли: он умер шестнадцать лет спустя после вскрытия гробницы – слишком уж велик оказался срок для того, чтобы его можно было привязать к столь популярной теме как «Тутанхамон проклятие гробницы».

16 февраля 1923 года Говард Картер открыл последнюю дверь на пути к Тутанхамону и его несметным богатствам. Археологу удалось обнаружить его гробницу среди песков «Царства мертвых» и раскрыть секрет неизвестного фараона.

Когда Картеру пришла мысль о поисках Тутанхамона, он уже был признанным археологом, который долгое время жил в Египте и был весьма известен благодаря другим своим не менее важным находкам – именно он копал знаменитый Храм Хатшепсут, а также инспектировал работы американского археолога Теодора Дэвиса. В целом, долина царей к этому времени представляла собой изрытый котлован, большинство гробниц, особенно крупных фараонов, уже были найдены, и древнее кладбище фараонов не обещало новых сюрпризов. Надежду могли дать лишь неизвестные фараоны, чье имя «не прогремело» в истории. Однажды, работая в Каире на одной из египетских стел, Картер наткнулся на упоминание о неком Тутанхамоне, преемнике скандального Эхнатона, который возродил культ Амона Ра, а потом скоропостижно скончался. Главное – про гробницу Тутанхамона никто ничего не слышал, ее не было в списке открытых погребений Долины Царей.

Последняя попытка

В 1906 году Картер познакомился с богатым лордом Карнарвоном, которому его представил директор Каирского музея Гастон Масперо. Эта встреча оказалась весьма кстати для поглощенного своим открытием Картера. Лорд Карнорвон, ярый коллекционер древностей, согласился спонсировать поиски неизвестной гробницы – он верил в свою звезду. Но быстрого триумфа не получилось, прошло двенадцать лет, с перерывом на Первую мировую войну, археологи перекопали уже всю долину царей, но никаких следов Тутанхамона не нашли. Научное сообщество скептически относилось к поискам эфемерного правителя XVIII династии, да и сам Карнарвон уже не верил в успех предприятия. Но после долгих поисков, Картер уже знал, где копать.

Когда-то, работая с Теодором Дэвисом, Картер обнаружил рядом с гробницей Рамзеса VI фаянсовый кубок и изломанный деревянный ларец. На обоих предметах было начертано имя Тутанхамона. Возможно, эти предметы не принадлежали гробнице Рамзеса, а были забыты здесь когда-то жрецами, во время похорон неизвестного правителя. Нужен только еще «один сезон». В 1922 лорд предоставил Картеру последнюю попытку. И она увенчалась успехом. 4 ноября 1922 года его лопата стукнулась обо что-то твердое. Это оказалась запечатанная дверь.

Первое разочарование

Ошеломленный своей находкой, Картер телеграфировал лорду, что нашел неизвестную, невскрытую гробницу, обещая временно прекратить работы до его приезда. Карнарванон сразу же выехал из Лондона и был на месте уже через две недели. Гробницу откопали, на сей раз уже до конца. Внизу замурованного входа различались оттиски печатей с именем… Тутанхамон.

Это был настоящий успех! Картер не просто нашел неизвестную гробницу, но и доказал, что Тутанхамон – не его выдумка, а действительно исторический правитель. Но в этот момент присутствующих охватило беспокойство – на двери были следы взлома, гробницу уже открывали, причем дважды.

«Самый чудесный день жизни»

За первой дверью следовал коридор, а за ним следующая дверь. К утру 26 ноября проход к ней был расчищен. Дверь тоже была замурована и запечатана печатями Тутанхамона и царского некрополя. И здесь присутствовали следы вскрытия.

Решающий момент наступил – Картер пробил отверстие, поднес свечу, и увидел то, что до него не удавалось видеть ни одному египтологу, и может, никогда больше не удастся. Археолог потерял дар речи. Вот как он впоследствии описал свое впечатление в дневнике: «Впечатление было грандиозное, смутное, подавляющее… ни о чем подобном мы даже не мечтали. Перед нами была комната, настоящий музейный зал… полный всевозможных предметов. Некоторые казались нам известными, другие совершенно ни на что не походили, и все они были навалены друг на друга в неисчерпаемом изобилии Это был мой самый чудесный день в жизни».

Хранилище или гробница?

Тем не менее, саркофага нигде не было. Поэтому, оправившись от первого впечатления, ученые решили, что ошиблись – это не гробница, а всего лишь тайник. Но когда внимательнее вгляделись в правую стенку комнаты, где стояли, обращенные друг к другу, черные статуи фараона - изображения его Ка, то заметили между ними еще одну замурованную дверь. У исследователей появилась надежда – может за ней новые сокровища и, конечно же, сам фараон.

Дальнейшие поиски пришлось временно прекратить. Для начала нужно было зафиксировать уже найденное: зарисовать, зачертить, составить описи предметов. Работа заняла год – ее изрядно усложняла шумиха, поднявшаяся вокруг нового открытия. Журналисты не давали проходу, а в Париже появилась даже женский туалет «по-тутанхамоновски».

Призрак Тутанхамона

16 февраля 1923 года начали вскрывать дверь, которая могла привести к погребальной камере, но в последний момент археологи почувствовали неладное: «В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним» — вспоминал потом Говард Картер. Но не останавливаться же на полпути – печати взломали, а за ними стоял огромный золотой саркофаг, и лежали несметные сокровища.

Говорят, что ослепленные золотым блеском археологи не сразу заметили табличку с угрожающей надписью: «Вилы смерти пронзят того, кто нарушит покой фараона». Первым в гробницу зашел лорд Карнанвон. Спустя несколько месяцев он неожиданно заболел и умер.

Было ли проклятье?

После смерти лорда пошли слухи о проклятье загадочного фараона. Нельзя сказать, что они были основаны на пустом месте, египтяне действительно всегда оставляли таблички с проклятиями, на случай непрошенных гостей. Найденная в гробнице Тутанхамона надпись не была исключением. Но ни одно вскрытое захоронение не повлекло за собой столько смертей, как пресловутая гробница Тутанхамона, которой приписывают целых 22 жертвы. Сторонники версии «о проклятье» говорили о внезапной и загадочной кончине самого фараона, который умер в 19 лет, якобы упав с лошади; о хаосе, который творился в самой гробнице – ведь обычно в погребении все оставляют в порядке, а в данном случае все вещи были разбросаны. Необъяснимым представлялся еще тот факт, что, несмотря на вскрытие гробницы грабителями, которое произошло спустя пару десятилетий после самих похорон, мародеры не унесли и половины. Подготовленные для выноса вещи так и остались там. Что-то застало злоумышленников на месте преступления.

Рассказ о гробнице Тутанхамона, знаменитого на весь мир древнеегипетского фараона кратко изложен в этой статье. Доклад о гробнице Тутанхамона может быть дополнен интересными фактами.

«Гробница Тутанхамона» краткое сообщение

Тутанхамон был фараоном XVIII династии фараонов Египта, и правил он царством в 1347-1337 годах до нашей эры. Этот молодой правитель стал символом древнеегипетской цивилизации и самым известным фараоном благодаря находке его гробницы. Она была единственной в Долине Царей, к которой руки грабителей практически не коснулись.

Гробница фараона была обнаружена в Долине Царей. И это единственная гробница, которая дошла до исследователей в первозданном виде. Это при том, что ее явно раза два скрывали воры. Усыпальницу обнаружили в 1922 двое англичан – египтолог Говард Картер и археолог-любитель лорд Джордж Карнарвон. Здесь они обнаружили много украшения, саркофаг из золота с телом мумифицированного фараона. Но обо все поподробнее.

История открытия гробницы Тутанхамона

Поиски усыпальницы Тутанхамона начались еще в 1916 году. Идея археолога Картера и лорда Карнавона казалась всем утопичной, ведь до того времени Долину Царей перелопатили вдоль и поперек. Но англичане упорно целых 6 лет шли к своей цели. Перекопав все участки, они не затронули небольшую часть территории, где, по их мнению, были хижины строителей гробниц.

Под первой лачугой египтологи обнаружили уводящую вниз ступеньку. Принявшись расчищать лестницу, археологи внизу увидели замурованную дверь гробницы. Это была сенсация. Открытие гробницы Тутанхамона случилось 3 ноября 1922 года. Первый этап работы на этом был закончен. Картер решил дождаться лорда Карнарвона, который находился в Лондоне.

25 ноября 1922 года они спустились к усыпальнице. Дойдя до двери Картер понял, что гробница Тутанхамона открыта была уже до него, при чем не раз, так как вход не был замурован и запечатан. В коридоре усыпальницы египтологи заметили битые и целые кувшины – еще один факт деятельности грабителей. Но внутри их ждал настоящий сюрприз-тайна: почему сокровища фараона остались нетронутыми? Удивлению археологов не было предела. Проделав многочисленные работы, Картер добрался до комнаты, полной разнообразных предметов.

Так что нашли в гробнице Тутанхамона? В первых двух комнатах обнаружились вазы, золотой трон, ларцы, письменные принадлежности, светильники, золотая колесница, многочисленные золотые украшения, драгоценные камни, предметы быта, распиленные корабли. Картера особо впечатлили стоящие друг напротив друга черные скульптуры фараона, в золотых сандалиях и передниках, с жезлами, булавами и священной коброй на лбу. Также он увидел прекрасный перьевой веер, который от касания рук рассыпался в пыль.

Археологи, когда пришли в себя после увиденного количества сокровищ, обнаружили, что в этих помещениях нет саркофага. А значит, есть еще погребальная комната.

Между скульптурами фараона было обнаружено запечатанное третье помещение. и Картер принимает решение законсервировать дальнейшие исследования, с целью проведения организационных работ и переговоров с правительством Египта. В декабре он вернулся к работе и приступил к описанию, консервированию и перевозки сокровищ из усыпальницы. 27 декабря на свет вытащили первую партию находок. Делать это было не очень легко, ведь некоторые вещи, сделанные из ткани, кожи или дерева практически истлели.

Исследование погребальной комнаты

Погребальная комната была устлана обитыми золотыми пластинами и украшена синей мозаикой. Ее открыли в середине февраля. Также обнаружили футляр, в котором находился саркофаг. На одной стороне футляра были створчатые двери, закрытые на засов, правда, без печати. За ними расположился еще один, меньшего размера, без мозаики, но с фараоновой печатью. Нависал над ним покров из льняной ткани с блестками, прикрепленный к деревянным карнизам. После того, как археологи разобрали последний футляр, перед исследователями открылась крышка большого саркофага, сделанная из желтого кварцита. Подняв крышку, Картер обнаружил позолоченный огромный рельефный портрет Тутанхамона. На самом деле это была крышка двухметрового гроба с контурами мужской фигуры.

В золотом саркофаге находилась потемневшая от времени и окаменевшая мумия Тутанхамона. Его грудь и лицо покрывала маска из золота. С этого времени мир узнал о великом фараоне Древнего Египта – молодом и таинственном Тутанхамоне.

Где находятся предметы из гробницы Тутанхамона?

Предметы из усыпальницы фараона находятся в разных музеях нашей планеты. Сегодня большая часть экспонатов находится в Большом Египетском Музее. Посмертная золотая маска фараона и саркофаг выставлены в Каирском музее.

Гробница Тутанхамона: интересные факты

Томография тела Тутанхамона в 2005 году показала, что фараон имел рост — 180 см), и хорошо питался.

Тутанхамон и его жена не имели детей, хотя у Анхесенпаатон дважды произошел выкидыш. Тела двух мертворожденных девочек-младенцев были мумифицированы и помещены в гробницу Тутанхамона в небольших гробах.

Существует легенда о проклятии гробницы Тутанхамона. С гробницей связывают череду смертей нескольких исследователей, изучавших захоронение. Первым среди исследователей умер лорд Карнарвон, финансировавший раскопки. Он скончался почти через пять месяцев после открытия гробницы, 5 апреля 1923 года.

Журналисты насчитали 22 жертвы проклятия, 13 из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы. А Говард Картер, руководивший всеми работами в гробнице, умер последним, в 1939 году в возрасте 66 лет.

Надеемся, что «Гробница Тутанхамона» доклад помог Вам подготовиться к занятию. А то, что вам известно о гробнице Тутанхамона, Вы можете оставить через форму комментариев ниже.



Похожие статьи