Лукьянова пустынь мужской монастырь. Монастырь Свято-Лукианова мужская пустынь близ г

В ста километрах от города Пензы, в селе Трескино Колышлейского района находится Христо-Рождественская пустынь или Свято–Рождественский мужской монастырь. Образовался он здесь в конце 90-х годов прошлого века на месте разрушенной в начале XX века церкви, остатки которой были приспособлены под различные бытовые помещения. Вот в таком виде достался игумену Крониду храм. Прошло совсем немного времени (по историческим меркам) и храм засиял золотыми куполами, невиданными для сельской местности размерами в своем первозданном виде! Территория храма обнесена каменной оградой, озеленена, благоустроена.
Храм входит в состав Колышлейского благочиния Сердобской епархии Пензенской митрополии Русской Православной Церкви.
21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, престольный праздник, так как храм освящен в честь этого двунадесятого праздника.

Рядом с храмом находится дворянский некрополь, который относится к историческим кладбищам Пензенской области. Здесь находятся захоронения представителей многих дворянских фамилий, находившихся в селах Трескинской волости Сердобского уезда Саратовской губернии. Среди них: выходцы из старинного дворянского рода, ведущего свое начало с первой половины XVII века Захарьины; Орловы- родоначальник которых Владимир Лукьянович в начале XVII века был губным старостой (губные старосты появляются в первой половине XVI века для суда по разбойным делам, отвлекая таким образом от суда кормленщиков значительную часть уголовных дел. Кормле́ние - вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы) Бежецкого верха; Васильевы – далекий предок которых (Василий Васильевич) служил при Петре I обер-секретарем Адмиралтейст-коллегии и был возведен в потомственное дворянство; Добронравовы; Кротковы; Гагены; Симзены; князья Чегодаевы (татарский княжеский род). Также здесь погребены министры правительства Сергея Юльевича Витте: Михаил Григорьевич Акимов – министр юстиции и Петр Николаевич Дурнов – Министр внутренних дел.
У подножия холма к востоку от села источник Николая Чудотворца. Здесь, по приданию, явилась икона Святителя. В 2004 году по инициативе отца Кронида родник был обустроен, заключен в железобетонное кольцо, а рядом поставлен деревянный крест, и все огорожено деревянной оградой. В 2005 году над источником была построена восьмигранная бревенчатая часовня, к которой позже была пристроена дощатая купальня.
Почти двадцать лет (с 1995г.) служит и всем управляет в монастыре игумен Кронид. Батюшка очень приветливый, добрый, заботливый, каждый, обратившийся к нему за помощью, получит добрый совет, отцовскую заботу, избавление от страстей, исцеление души и тела, наставление, утешение.

Владимирской области России, входит в состав Следневского сельского поселения. Деревня расположена в 13 км к северу от Александрова.

«Исполком Лукьянцевского сельского Совета обслуживает 23 населенных пункта. Некоторые деревни от сельсовета удалены до 30 километров. Населению при обращении и сельсовет за справкой или по другим каким-либо вопросам приходилось много тратить времени. Не так давно на сессии сельского Совета для лучшего обслуживания населения организованы 4 селькома на общественных началах: Кипревский, Желдыбинский, Новоселовский и Акуловский. В них вошли товарищи, уже исполнявшие ранее обязанности председателей или секретарей сельских Советов, имеющие достаточно опыта. Селькомы проинструктированы, обеспечены всеми необходимыми бланками, книгами, бумагой. Они будут заслушивать отчеты работников торговых точек на селе, разбирать жалобы и заявления. Все четыре селькома уже действуют. Наиболее полно развернул работу Кипревский сельком (председатель С. А. Межуева). Здесь рассмотрено несколько жалоб и приняты соответствующие меры. Общественные селькомы - это ростки коммунистических начал на селе. Их надо развивать. Это задача работников сельских Советов и всей общественности» (Л. ЕРОХИНА, секретарь Лукьянцевского сельсовета. Газета «Вперед», 14 августа 1964 г.).

Численность населения: в 1859 г. – 20 чел., в 1905 г. – 60 чел., в 1926 г. – 193 чел., в 2002 г. – 60 чел., в 2010 г. – 97 чел.

В деревне расположен Лукьянов монастырь (Лукианова пустынь).

Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь



Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь

Обитель основана прп. Лукианом на месте чудесного явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы.

Явление иконы Рождества Пресвятой Богородицы

История Лукиановой пустыни начинается с события, которое произошло в 1594 году. В селе Игнатьеве, недалеко от Александровой слободы, был построен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы по велению царя Феодора Иоанновича и по благословению Святейшего Патриарха Иова. Однажды священник этой церкви отец Георгий, войдя в неё перед началом богослужения, не обнаружил храмовой иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Несмотря на усиленные поиски, икону найти не удалось. Однако через несколько дней один из местных жителей в ближайшем лесу обнаружил пропавшую икону. «И абие явися ему то дражайшее сокровище – святая Богоматере икона. Оле чудесе, стояща о себе, на воздусе…»
Когда возвещено было об этом священнику и прихожанам, они поспешили к узанному месту, и воочию все увидели то, о чем поведал им человек, первым увидвеший чудо Божие. «Они же падше пред образом Пресвятые Богородицы со слезами молящееся на мног час». А затем икона с благоговением и страхом была взята, завёрнута в фелонь и отнесена обратно в храм. Через некоторое время всё повторилось вновь: необъяснимое исчезновение иконы из храма, появление её в том же пустынном месте и стояние «на воздусе». Икона во второй раз была возвращена в храм и вскоре снова явилась на пустынном месте. Тогда, посоветовавшись с прихожанами, отец Григорий обратился к святителю Иову, Патриарху Московскому с просьбой благословить перенесение деревянного храма из села Игнатьева на место чудесного явления иконы Пресвятой Богородицы. Благословение Святейшего Патриарха было дано, и храм и икона были перемещены на новое место.
Во времена нашествия поляков церковь была разграблена и долго находилась в запустении. Крыша на ней прогнила и обвалилась, многие иконы «облиняли», только чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы да запрестольный образ Пресвятой Богородицы Смоленской Одигитрии сохранились неповреждёнными.

В смутное время начала XVII века село Игнатьево сильно пострадало и обезлюдило, храм сохранился, однако запустел на тридцать лет.

В сер. XVII столетия на этом месте преподобным Лукианом была основана монашеская обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы, впоследствии названная Лукиановой Пустынью.

Житие Преподобного Лукиана


Прп. Лукиан Александровский. Гравюра. Сергиев Посад. 1868 год. "Снято с его надгробной иконы"

Прп. Лукиан, родился близ г. Галича (Углича) около 1610 г. от благочестивых родителей Димитрия и Варвары. Они долго были бездетны и молились Богу о даровании чада. Их молитва была услышана и Бог дал им мальчика, названного во Святом Крещении Иларионом. Грамоте, Священному Писанию, молитве, посту, ночным бдениям, богомыслию 12-летний отрок обучался у своего отца, постригшегося по обету в монашество с именем Дионисий, в построенной им пустыньке. По его смерти, желая обрести опытного наставника в иноческих подвигах, Иларион обошел несколько обителей, но везде обращал на себя внимание своим высоким житием. В 1640 году он узнал о запустевшем храме Рождества Богородицы близ Александровской слободы. Найдя его полуразрушенным, он обнаружил чудотворную икону невредимой. Подвижник построил здесь себе келью и вскоре был пострижен пришедшим по промыслу Божию священником в монашество и именем Лукиан. Вместе восстановили они храм, позже к ним присоединились еще несколько человек.
Но враг рода человеческого через недобрых людей, местных жителей, воздвиг гонение на подвижников. Братию разогнали, а Лукиана отправили в Москву, неправедно обвинив его в «нечистой жизни». Там он был определен на черную работу в Чудов монастырь. Преподобный смирился, кротко нес самые тяжелые послушания, удивляя всех его насельников, а особенно игумена. Вскоре из пределов архангельских прибыл к Патриарху инок вновь образованного там монастыря с просьбой благословить туда настоятеля. Патриарх, по совету Чудовского архимандрита Кирилла, рукоположил Лукиана в иеромонаха и в 1646 г. назначил настоятелем в архангельскую обитель.
Однако и там ожидали его многие скорби и неприязнь братии, которой строгий монастырский порядок Лукиана был не по душе. Лукиан не стал настаивать; возблагодарив за все Бога, он благословил братию и удалился в любимую им пустынь.
Был снова изгнан, но через год вернулся с патриаршей благословенной грамотой. С ним пришло несколько человек, составивших духовное воинство, от которого отступили прежние ненавистники пустыни. Произошло это так. Живя в Чудовом монастыре, прп. Лукиан не мог умолчать о своей пустыни, избранной Самой Царицей Небесной. Благочестивые люди из Москвы прониклись любовью и ревностью к этому святому месту. Они испросили у Царя и Патриарха выдать грамоту и благословение на строительство пустыни, а Лукиана утвердить настоятелем. Это третье начинание обители произошло в 1650 году.
Купцы Александровой слободы просили прп. Лукиана о создании и у них монастыря для инокинь из слободы, в котором хотели видеть его пастырем и попечителем. По многим их просьбам Преподобный смиренно согласился, и монастырь был там построен в 1654 году. Александровская обитель стала общежительной и возглавлялась игуменией, а Преподобный был для сестер пастырем и отцом, неустанно заботившимся обо всем потребном для жизни и спасения. Так на попечении у прп. Лукиана оказалось два монастыря.
Не достигнув преклонных лет, подвижник подошел к порогу смертному. Преставился он в 1655 году, 8 сентября, в престольный праздник своей обители. Похоронен, по завещанию своему, неподалеку от храма Рождества Богородицы.

Почитание преподобного Лукиана, чудотворца Александровского началось сразу же после его преставления.
В нач. XVIII в., при игумене Авраамии было написано его житие по воспоминаниям его сподвижников. В этой же летописи были записаны 11 чудес, совершенные по молитвам Преподобного и милостью Пресвятой Богородицы от святой Ее чудотворной иконы. Один из списков этой рукописи сохранился и находится ныне в Российской Государственной Библиотеке.
В 1771 г. благодарные жители Александрова, избавленные от мора помощью Божией и совершением крестного хода с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы, устроили над могилой преподобного Лукиана часовню, которая была расписана внутри изречениями Преподобного и сценами его жития. В годы гонений на веру, после закрытия обители эта часовня была полностью разрушена в 1926 г., но, промыслом Божиим, мощи преподобного Лукиана не тронули, тогда как захоронения в крипте собора Рождества Богородицы оказались полностью разграбленными. После открытия обители в 1991 г. уже осенью было решено обрести это драгоценное сокровище – святые мощи. Это было сделано, с помощью Божией, в следующем 1992 г. и с тех пор преподобный Лукиан своими святыми мощами почивает в храме Богоявления.
Память прп. Лукиана 22 сентября.


Мощи прп. Лукиана. Находятся в храме Богоявления Господня.

Первым преемником преподобного стал иеродиакон Онуфрий, но он недолго пробыл в этом звании - с 1654 по 1657 г.
Продолжателем духовной традиции прп. Лукиана стал прп. Корнилий. Тогда обе обители были известны далеко за пределами Суздальской епархии своим высоким духовным строем и внешним благолепием. С 1658 года прп. Корнилий был «учинен строителем и духовником обеими обителями – своею и девическою в Александровой слободе». По ходатайству игуменьи Успенского монастыря Анисий было получено благословение святителя и грамота, в которой преподобному предписывалось жить в Успенском монастыре, а в Лукианову пустынь ездить «из недели в неделю». Наставничество иеромонахов Лукиановой пустыни в Успенском монастыре продолжалось вплоть до его закрытия, последним его духовником был игумен Игнатий. При преподобном Корнилий в Лукиановой пустыни был воздвигнут второй, тёплый храм - Богоявления. Построена шатровая колокольня.
В 1675 г. «в монастыре 15 келий, в них живет старец Корнилий с братией. Святые ворота шатровые. Монастырь огорожен забором. За монастырем двор конюшенный и скотский».
Богоявленский деревянный храм разобрали в 1680 г., и на его месте началось строительство каменного храма Богоявления с приделом Великомученика Феодора Стратилата, ангела-хранителя царя Феодора Алексеевича, неоднократно посещавшего обитель. Храм был освящён уже при преемнике преподобного Корнилия, Евагрии.
Более 20-и лет подвизался он в устроении обителей, основанных прп. Лукианом, и неотступно следовал его заветам.
Прп. Корнилий скончался 24 августа 1681 г.
В 1982 г. он, вместе с прп. Лукианом, были прославлены в лике местночтимых святых Владимирской епархии.
Дни празднования: 6 июля (23 июня по старому стилю); 21 сентября (8 сентября по старому стилю).


Часовня на могиле Святого Лукиана

В XVIII в. над могилой преподобного Лукиана построена каменная часовня


Рака с мощами Святого Лукиана Александровского




Память прп. Лукиана

Лукианова пустынь опекалась государями Феодором Алексеевичем, Иоанном и Петром Алексеевичами, многими царевнами, которые жаловали ее землями. Так сбывалось пророчество преподобного Лукиана: «...и будут вас посещать великие люди, князи и боляры, и благоверные цари».
После преподобного Корнилия монастырём с 1681 по 1689 г. управлял строитель Евагрий.


Храм Богоявления Господня

Храм Богоявления Господня построен в 1684 году.
В 1689 г., находясь в Успенском монастыре Александровой слободы, Святейший Патриарх Иоаким «сентября в 20 день... пожаловал в Александрове Слободе Переславского уезда Залесского Лукьяновы пустыни строителю старцу Андреяну с братьею милостыни 10 рублев».
Строитель Адриан управлял обителью с 9 марта 1689 по 1690, а после него - Сергий, - управлял с 1690 по 1693 г. В монастыре в 1694-1696 гг. построен настоятельский корпус (надстроен в 1950-х гг.), казначейский в 1690 г.
В последние годы XVII в. усердием постриженника Лукиановой пустыни, настоятеля пустыни (с 1694 по 1696 г.), а в период строительства, келаря Чудова монастыря, иеромонаха Иоасафа (Колычевского) началось возведение каменного пятиглавого Рождества Пресвятой Богородицы собора на месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы (и где стоял первый деревянный храм Рождества Божией Матери).
Собор продолжали возводить и при строителе иеромонахе Моисее (управлял монастырём с 1696 по 1705 г., с 1709 г. на покое). Храм строился на Средства московского купца Онисима Феодоровича Щербакова и других ревнителей наименованных в летописи обители.








Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы освящён в 1712 г. при настоятеле иеромонахе Авраамии (определён в настоятели с 1705 г.). На освящении присутствовали сестры царя Петра Алексеевича царевны Марфа и Феодосия Алексеевны. В соборе, после долгих лет разорения и запустения, сохранились большие фрагменты росписи середины XIX в.




Больничный Храм Святой Екатерины

В 1714 г. на средства подполковника Кирилла Карповича Сытина, владельца соседнего с пустынью с. Дуброва, отца погребенной у холодного собора Елизаветы Кирилловны Шубиной (урождённой Сытиной) построена каменная больничная церковь великомученицы Екатерины. Настоятель монастыря Авраамии в 1713 г. подал царю Петру Алексеевичу челобитную, «что де у них в пустыне у больницы церкви Божией не построено, а монахи больничные за древностию многие в соборную церковь с прочиею братиею ходить не могут, а ныне обещался вкладчик их подполковник Кирило Карпов сын Сытин к той больнице построить вновь каменную церковь во имя святой великомученицы Екатерины». Церковь была заново отстроена в 1834 г. на средства александровских 2-й гильдии купцов, братьев Ивана, Григория, Александра Дмитриевичей Уголковых-Зубовых. При церкви были больничные кельи. Была построена также южная часть каменной ограды со святыми воротами (ворота в советское время разрушены) и две башни.
При строителе Авраамии в монастыре были заведены синодик и вкладная книга, а также составлена летопись о начале пустыни, житие прп. Лукиана и история чудотворений от явленной иконы. В 1717 г. он был возведен в сан игумена. Игумен Авраамий скончался в 1718 г. и похоронен под алтарем храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Согласно монастырским описям 1718 г., пустыни принадлежали три деревянные часовни со святыми иконами, расположенные на Московской дороге и под Переславлем. В Москве у Сретенских ворот было подворье Лукиановой пустыни.

С 1719 г. обителью управлял игумен Иоасаф (ум. 1724). На его место 12 августа 1724 г. определён строитель Иоасаф, 22 января 1727 г. переведенный в Переславский Данилов монастырь.
В 1728 г. ризничий иеромонах Онуфрий и вся братия Лукьяновой пустыни обратились к императору Петру II с прошением о восстановлении игуменства в Лукиановой пустыни. «Бьют челом богомольцы Ваши, Переяславского уезда Залесского, Лукояновы пустыни иеромонахи и иеродиаконы и вся братия. По указу... Государя Петра Великого... и по благословению тогда правительствующего престолом патриархии Всероссийской, преосвященного Стефана Яворского, митрополита Рязанского и Муромского, в 1717 г. во обители нашей Лукояновой пустыни из строителей учинено игуменство, и посвящен Авраамии первым игуменом, и по кончине его... были поставлены к нам же в обитель игумены: из Переславля из Никитского монастыря иеромонах Варлаам, а после него... был игуменом тоя ж нашей Лукояновой пустыни иеромонах Иоасаф, а после его, Иоасафа, был из Переславля, Борисоглебского монастыря строитель Иоасаф же, и от нас взят в Переславль в Данилов монастырь в архимандриты, а когда в правление было бывшего Новогородского архиепископа Феодосия и объявлен указ был из Святейшего Правительствующего Синода, чтобы умалить власть по монастырям и малые монастыри приписывать к большим, тогда и в нашей обители игуменство пресеклося, и ныне у нас, богомольцев Ваших, строитель учинен - тому другой год - того ж нашего монастыря иеромонах Иосиф, и человек древен, и немощен, и с нуждою и к церкви приходит, и службы своей снести не может. А ныне мы... видя Ваше всемилостивейшее милосердие, что во многих обителях прежние чины властелинские обновлены и удостоены быть по-прежнему, того ради и мы, богомольцы, и в нашем монастыре Лукояновы пустыни, как мы монахи, так и вкладчики, со общего согласия желаем иметь по-прежнему игумена, которого согласно ж мы... ныне выбрали Чудова монастыря, что в Кремле, иеромонаха Макария, видя и усмотря его ко оному правлению достойного быть игуменства... по указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказали: вышеозначенного Чудова монастыря иеромонаха Макария в помянутую Лукоянову пустыню... во игумена произвесть...». 5 октября 1728 г. иеромонах Макарий возведен во игумена Лукьяновой пустыни, 27 октября 1729 г. уволен за болезнью.
29 октября 1729 г. настоятелем Лукьяновой пустыни определен бывший строитель Сольбинского монастыря Варлаам. Он управлял Лукьяновой пустынью до 1732 г. В 1732 г. игумен Варлаам отпущен по болезни, засвидетельствованной братией Лукиановой пустыни, до 20 человеками. Местом жительства ему указана Никольская пустынь на р. Сольбе.
Строительство стен (каменная ограда с семью башнями строилась в 17 12-1733 гг.) закончено при настоятеле игумене Макарий (управлял монастырем с 1730 по 1733).
В 1733 г. настоятелем Лукиановой пустыни, с возведением в сан игумена, назначен иеромонах из Спасо-Кукоцкого монастыря Иессей, он упоминается в документах обители до 1740 г
С 1754 по 1755 г. обителью управлял игумен Боголеп. В 1764 г., с учреждением штатов, настоятели Лукиановой пустыни были уже не в сане игуменском, но строительском. Переведенный из Пешношского монастыря иеромонах Иоанникий управлял Лукиановой пустыней с 1767 по 1772 гг.
В 1771 г. по прошению жителей г. Александрова был учреждён ежегодный крестный ход с чудотворной иконой в шестую неделю по Пасхе из Лукиановой пустыни в Александров в память избавления города и окрестностей от чумы. На пути в с. Бакшееве было чудотворной иконе молебное пение с водоосвящением, затем ещё три, последнее в Александрове, в Слободе Садовной, где икону встречал крестный ход духовенства Александровского монастыря и городской Преображенской церкви. После Иоанникия управляли строители: Филарет (с 1773 по 1777), и Макарий (с 1792 по 1798).
С 1792 г. настоятелем Лукиановой пустыни был игумен Макарий, в миру священник Яков Озерецковский. (до 1792 г. - настоятель Архангельского монастыря в г. Юрьеве-Польском, похоронен в Лукиановой пустыни). Он был отцом двух известных в русской истории лиц: естествоиспытателя и путешественника, академина Николая Яковлевича Озерецкого (1750-1827) и первого по времени обер-священника армии и флота Павла Яковлевича Озерецковского (1758-1807).
17 сентября 1799 г. лукиановский строитель Иоасаф был переведен в Вязниковский Благовещенский монастырь, а оттуда в Лукианову пустынь переведен иеромонах Феофил.
В начале XIX в. монастырём управляли иерамонахи Андрей и Никандр.
В 1804 г. монастырём управлял строитель иеромонах Никон, префект Владимирской Духовной семинарии, с 1810 по 1811 - строитель Игнатий.
В 1815 г. настоятелем был иеромонах Израиль. С 1818 по 1825 г. управлял строитель Киприан.

По плану 1824 г., в пустыни в то время были: собор Рождества Пресвятой Богородицы, храм Богоявления Господня с приделом вмч. Феодора Стратилата, больничный храм вмц. Екатерины, часовня прп. Лукиана, двухэтажный настоятельский и два братских корпуса, а также одноэтажный больничный корпус.
Монастырь был обнесен каменной оградой со святыми воротами и семью башнями.




Восточная башня

Он имел собственный конный, кирпичный и изразцовый заводы, а также несколько мельниц. В престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы у стен монастыря традиционно собиралась осенняя многотысячная ярмарка.

При игумене Платоне в 1850 г. капитально отремонтирован собор, окружающая его с трёх сторон паперть украшена изразцами.


Игумен Макарий

Игумен Макарий (Михаил Мыльников, уроженец г. Мурома, из купцов.), настоятельствовавшем с 1860 по 1874 г. Во святом крещении Михаил, он происходил из купеческого семейства г. Мурома. С ранних лет он проявил склонность к монашеству и захотел поступить в монастырь. В Муроме были тогда две мужские обители, но ищущий спасения юноша ушел в Саровскую пустынь, прославленную тогда строгой подвижнической жизнью своих насельников. Там он положил начало своему иноческому житию, будучи определен в ней послушником. Девять лет прожил он в Саровской пустыни, быв некоторое время в послушании при известном подвижнике иеросхимонахе Александре. Игумен Макарий впоследствии всегда восторгался иноческим житием в Саровской пустыни и воодушевлялся благоговейным воспоминанием о ее великих подвижниках. Из Сарова Михаил перешел в Спасо-Вифанский монастырь, где в 1838 г. был пострижен в монашество и наречен Макарием, откуда уже иеромонахом поступил в 1843 г. в монастырь прп. Стефана, Махрищского. До этого Макарий жил три года в Нямецкой лавре и с той поры особенно чтил память прославившего ее старца Паисия Величковского. Прожив 8 лет в Махрицком монастыре, он был определен в Золотниковскую пустынь казначеем, а вскоре утвержден в ней строителем. Благоустроив монастырь, в 1860 г. он был поставлен строителем в Лукианову пустыню, где через год в награду за усердное служение произведен в сан игумена в 1861 году.
Приняв в расстроенном состоянии монастырское хозяйство, о. Игумен, по мере средств, исправив его недостатки, успел воздвигнуть в течение своего 14-летнего настоятельства ряд значительных построек. Вблизи монастыря был возведен двухэтажный каменный корпус с двумя флигелями и вокруг них каменную ограду. Здание это было предназначено для гостиницы и странноприимной. В гостинице для паломников размещалась церковно-приходская школа. В монастырской школе обучались грамоте и церковному пению дети сироты из солдатских семей, жившие в приюте при пустыни.
В настоящее время здание странноприимного дома за оградой Лукиановой пустыни – дело рук о. Макария – находится в бедственном состоянии. Лишенное кровли, оно постепенно разрушается.


Здание странноприимного дома

В самой обители был им построен двухэтажный каменный корпус для братских келий, который и сейчас является основным жилим и хозяйственным зданием монастыря.


Братский корпус

Жизнь о. Макария, как строгого подвижника и справедливого начальника, являла собой пример для подражания, как для иноков, так и для мирян. Епархиальное начальство всячески вознаграждало его усердное служение. Был награждён золотым наперсным крестом и орденом Святой Анны 3-й степени.
В это время братии в монастыре было 30 человек, 3-4 иеромонаха и 2-3 иеродиакона.
Еще ревностнее игумен Макарий старался о духовном созидании иноческой жизни в обители. С этой целью он, подражая уставу почитаемой им Саровской пустыни, ввел строгое общежитие и истовое богослужение с древним столповым пением и протяжным чтением. После кафизм воскресные антифоны пелись нараспев. На полиелее избранный псалом пелся целиком и через каждые три стиха величание праздника. В местные и большие праздники положенные по Уставу в каноне запевы не читались, но пелись, а по шестой песни бывало чтение синаксаря, после шестопсалмия перед кафизмами всегда бывало чтение толкового Евангелия. В великую четыредесятницу после кафизм читались творения преподобного Иоанна Лествичника. Богослужения в Лукиановой пустыни отправлялись в следующем порядке: в четыре, а иногда и в три часа совершалась полунощница и утреня, в девять часов - литургия, в четыре часа пополудни вечеря, а большие праздники и в воскресные дни в шесть часов вечера всенощное бдение.
Игумен Макарий (Мыльников) умер в 1874 году на 75-м году жизни, был погребён у алтарной части собора с южной стороны.
В 1893 г. в монастыре, при игумене Иерониме и при участии настоятельницы Успенского женского монастыря игуменьи Евфрасии, торжественно праздновалось 300-летие явления чудотворной иконы.
В конце XIX в. две первоначальные квадратные угловые башни на южной стене заменены новыми круглыми.
Архимандрит Агафангел (Макарин) был пострижен в монашество в 1874 году в Золотниковской пустыни (ныне Архиерейское подворье Успенская Золотниковская пустынь Шуйской Епархии), где впоследствии был настоятелем. Там он пребывал вплоть до назначения на должность настоятеля Лукиановой пустыни 6 июля 1899 года.
В его игуменство в 1902 году московский купец Василий Семенович Коршаков выложил гончарными цементными портретными плитками пол в Екатерининской церкви. В этом же году там были сделаны новые клиросы. В 1904 году за успешное управление монастырем шестидесятилетний настоятель произведен в сан архимандрита.
22 октября 1906 года архимандрит Агафангел был убит в своей келье разбойниками при вооруженном нападении на монастырь. При монастыре было ночлежное помещение для странников, им даже выдавался обед и ужин. Благодаря уединенному положению монастыря монастырским приютом часто пользовались люди неблагонадежные: в монастыре иногда происходили кражи простые и с взломом. Наконец произошел полный разгром монастыря и убийство настоятеля. Впоследствии выяснилось, что некоторые из убийц находились в монастырской ночлежной вместе со странниками. Вскоре после этого печального события, по предложению уездной полицейской власти, ночлежное помещение было закрыто. Приют в монастырской гостинице стал даваться только лицам, известным монастырскому начальству и бедным богомольцам, имеющим надлежащие документы, при этом принималось не более 3 человек.

В 1916 г. настоятелем был игумен Корнилий.
По документам 1917 г. монастырской братии было 37 человек во главе с игуменом Игнатием.

В 1920 г. в Лукиановой пустыни был пострижен в монашество , расстрелянный 5 апреля 1938 г. на Бутовском полигоне и прославленный в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.
В 1922 г. монашеское общежитие было безбожной властью разорено. Иноки, заранее предупрежденные о предстоящем аресте, покинули обитель. Все имущество поступило в музей, часть икон и святынь обители была поругана и уничтожена, а строения были переданы соседнему племенному совхозу.
Местопребывание явленной чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы доныне остается неизвестным. В 1924 г. храм Богоявления Господня был отдан под приемник для беспризорных детей. В 1925 г. в Екатерининском храме был устроен клуб. Часовня прп. Лукиана была разрушена в 1926 г., но Промыслом Божиим мощи Святого сохранились под спудом неповрежденными. Впоследствии церковные здания были переданы городской тюрьме для малолетних преступников. Места погребений потомков Василия Собакина, отца царицы Марфы, супруги Иоанна Грозного, игумена Лукиановой пустыни Авраамия и других настоятелей (в крипте под алтарем Рождественского собора) были разграблены, осквернены и разрушены. В 1970-х гг., в монастыре поместили дом престарелых, с отделениями для душевнобольных и слепых. В 1988 г. монастырский комплекс передан для использования Александровскому комбинату искусственных кож, который использовал его как хозяйственную базу.
Лукианова пустынь в 1991 г. первая во Владимирской епархии возродилась из небытия. К тому времени древний монастырь пришел в полный упадок. Открытие пустыни состоялось в 6-ю Неделю по Пасхе и оказалось связанным с обновлением крестного хода, установленного в 1771 г.
В 1992 г. были обретены находившиеся более 350-и лет под спудом святые мощи прп. Лукиана.
Некоторые из новых насельников монастыря уже упокоились на кладбище восстанавливаемой обители. Так, медсестра Екатерина, которой в советское время являлся в тонком сне возжигавший в разрушенном храме лампады монах-старец, упокоилась в монастырской земле, будучи уже монахиней Варварой. Неподалеку от нее находится могила пустынножителя, известного духовного писателя монаха Меркурия (Попова, +1996), автора книг «В горах Кавказа» и «Записки монаха-исповедника».
Религиозная Организация "Монастырь Свято-Лукианова Мужская Пустынь Близ Города Александрова Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 29 декабря 1999 г.
В 1999 году с Афона по благословению Святейшего Патриарха Алексия была торжественно доставлена икона «Игумения Святой Горы Афон». Эта икона написана греческим иконописцем схимонахом Паисием специально для обители.
Первый Наместник монастыря Архимандрит Досифей (Даниленко), 17 лет возглавлявший его после открытия (с 1991 по 2008 гг.) почил о Господе 13 марта 2009 г. и похоронен на Троекуровском кладбище в г. Москве.
Восстановление Богородице-Рождественской Свято-Лукиановой пустыни сопряжено с немалыми трудностями. Больших денежных и материальных средств требует продолжение реставрации главной святыни монастыря – собора Рождества Пресвятой Богородицы. В обители отсутствуют разрушенные в советское время святые ворота, только фундамент остался от изящной часовни, стоявшей некогда на месте погребения преподобного Лукиана. Нет средств для восстановления больничного храма во имя святой великомученицы Екатерины. Нуждаются в капитальном ремонте игуменский корпус, монастырская стена, ее башни и многое другое. Но насельники монастыря не жалуются на тяготы и неудобства, связанные с восстановительными работами, и уповают на то, что молитвенное заступничество Божией Матери, предстательство Небесного покровителя пустыни преподобного Лукиана, усердные молитвы, посильная помощь прихожан и благотворителей обители поддержат их в этом благом деле.


Иисус, Богородица и прп. Лукиан и Корнилий

Икона Рождества Пресвятой Богородицы

Икона Богородица «Неувядаемый Цвет»

Афонская Икона Божией Матери


Афонская Икона Божией Матери

Большой радостью обители стала икона Божией Матери под названием совершенно новым из всех ранее известных «Игумения Святой Горы Афон», доставленная из Греции, со Святой Горы, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Теперь этот святой образ Богоматери живо утверждает веру насельников обители о каком-то особом небесном попечении из жития, нелёгком в своих буднях среди бушующего в страстях мира. Что-то близкое и подобное можно видеть в прихождении этой афонской иконы Богоматери на это историческое место, некогда освящённое тоже святой иконой Её Рождества, ставшее монашеским уделом.

У афонской иконы есть своя интересная история.
Это действительно новая по своему содержанию и происхождению икона написана греческим иконописцем афонского монастыря схимонахом Паисием. Автор письма смело поставил Богоматерь с игуменским жезлом над всем монашеским островом в присутствии двух русских иноков – преподобных Антония и Силуана, ярко начертав мысль для молящихся о денно-нощно Её стоянии пред Богом за тех, кто стремится к спасению души как самому святому делу жизни. Путь с Афона в Россию, в Лукианову пустынь был для этой иконы удивительно светлым.
Организовал переправку святой иконы по морю и по воздуху настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон (Смирнов). Он увидел чудо этой иконы. На отдельном рейсе корабля под названием «Скоропослушница» она предпочла пройти по морю от Святой Горы до пристани города Уранополиса, оставив типовой и пассажирский рейс, всегда шумный и не совсем благоговейный. В Москве встречали святую икону большим составом монашеских общин Владимирской епархии как видимое благословение Богоматери для них. Не передать всех чувств, всего трепета сердец от увиденного святого образа Богородицы, красно и прямо пасхаольно написанного молитвой и любовью афонского инока. Здесь же заключили образ в киот с цветами. Полились первые моления перед Той, которая явилась со Святой Горы, дабы укрепить ищущих небесного покоя души. Во Владимире произошла небывалая встреча иконы его горожанами, начиная с первых его лиц. В течение месяца «Игумения Святой Горы Афон» обходила все монастыри епархии и крупные города, встречая огромное почитание горячее благоговение людских сердец. По обителям службы проходили в ночь, обращающуюся в молениях в день для души, не знающей земного времени. Трудно охватить все случаи с людьми, увидевшими изменения в своей жизни от обращений и молений своих к Богоматери. Последней остановкой и окончательной для иконы, доставленной из города Киржача, стала Лукианова обитель. С крестным ходом, с братским пением образ Богоматери 25 октября 1999 года внесли в Богоявленский храм монастыря, украсив его небесной красотой Невесты Неневестной.

Настоятель - Игумен Шибеко Владимир Степанович.
Сайт Богородице-Рождественской Свято-Лукиановой мужской пустыни - http://www.slpustin.ru/


Copyright © 2015 Любовь безусловная

Паломничество – это путь, который верующие издавна совершали для того, чтобы посетить места земных подвигов святых угодников Божиих ради встречи с Богом и для обретения молитвенников о себе. Каждый святой, мощам которого поклоняется верующий христианин в паломничестве, становится ближе и роднее, и к нему становится сердечной. Такое путешествие для поклонения святыням всегда признавалось Церковью как действенное средство для преодоления духовной расслабленности.

Слово паломник происходит от латинского palm - «пальма», благодаря обычаю христианских странников, участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим, возвращаться оттуда с пальмовыми ветвями, подобными тем, с которыми жители Иерусалима в свое время встречали Христа.

В русском языке есть синоним слову паломник – богомолец , человек, идущий молиться Богу. Главное в паломничестве - это молитва, посещение богослужения и поклонение святыням.

Наш монастырь – это не просто памятник культуры, архитектуры и истории XVIII века, это в первую очередь дом Божий, обитель молитвы, которая творится здесь вот уже несколько сотен лет. Убедительно просим наших паломников не забывать об этом и со вниманием отнестись к монастырским правилам и порядкам.

  • Собираясь в паломническую поездку, очень хорошо заранее прочитать об , а также о святых, почитаемых в нашей обители. Это преподобные и Александровские. Конечно о многом будет рассказано на экскурсии, но лучше подготовиться к встрече заранее.
  • Для благочестивого христианина внешний вид имеет большое значение, потому что очень тесно связан с внутренним состоянием. Одежда паломника должна быть благообразной и опрятной. Неуместны шорты, бриджи, не принято женщинам находиться в брюках, коротких юбках, с непокрытой головой. Одежда не должна быть с открытыми плечами и глубоким вырезом. Православный человек должен иметь на груди крестик. Наша обитель значительно отличается от благоустроенных московских монастырей, поэтому если на улице слякотно, то рекомендуем взять резиновую обувь.
  • Паломнику может пригодиться фотоаппарат или видеокамера , запрета на съемку у нас нет. Но следует помнить, что на любые действия, в том числе и на фото- и видеосъемку, необходимо спрашивать благословение у начальствующих лиц обители.
  • В святом месте запрещено курить, сквернословить, плевать, бегать по территории, громко разговаривать, кричать, громко смеяться. Запрещается распивание спиртных напитков, рассказывание неприличных историй (анекдотов).
  • Вход в жилые и хозяйственные помещения, а также на хозяйственную территорию монастыря запрещается , если на то нет особого благословения.
  • Если паломничество придется на время богослужения, в храме обязательно нужно выключать, либо ставить на беззвучный режим мобильные телефоны .
  • Если паломники прибывают в монастырь с детьми , то нельзя оставлять их без присмотра. На территории монастыря нужно соблюдать тишину, с благоговением относиться к монастырским храмам. Играть и резвиться дети могут только за территорией монастыря.
  • Возможности накормить большие группы паломников у нас нет, продуктовых магазинов поблизости тоже нет, поэтому о пропитании необходимо позаботиться заранее.
  • По вопросам проведения экскурсии следует договориться заранее, связавшись с нами любым способом, указанным в разделе «


Похожие статьи