Кто такой филарет романов. Патриарх Филарет: краткая биография, деятельность

История знает несколько культовых личностей, являющихся тёзками по имени, занятых в одной сфере деятельности, и, тем не менее, в корне по-разному изменивших ход истории.

Патриарх Филарет, годы жизни которого совпали с периодом крупных социальных потрясений, является одной из самых противоречивых фигур российской истории, чьи поступки и историческое значение для всей России тяжело оценить беспристрастно. Тем не менее, этот человек существенно изменил ход политических и социальных событий, прежде всего, действуя в интересах своей семьи, и обеспечивая династии Романовых твёрдое положение на престоле.

На протяжении всей своей жизни патриарх Филарет Романов - в миру Фёдор Никитович - переживал постоянные карьерные и статусные взлёты, и следующие за ними падения. Будучи человеком нерелигиозным, но волей случая занявшим пост митрополита, он непрерывно поддерживал связь с высшим московским духовенством, создавая себе праведный и достопочтенный образ, соответствующий статусу Третьего Патриарха Московского и всея Руси. Этот талантливый, властный, честолюбивый человек не мог не остаться в анналах истории.

Его тёзка по монашескому имени, самопровозглашённый в результате раскола Русской Патриарх Киевский Филарет, в миру Михаил Денисенко, известен непосвящённому человеку как ярый сторонник украинской самоидентификации. Главный итог деятельности патриарха Филарета заключается в создании независимой украинской православной церкви и общественной поддержке военных действий на юго-востоке Украины. Он публично выразил свое негативное отношение к Путину после аннексии Крыма. Патриарх Филарет, Украина, по мнению которого, должна быть самостоятельной и автономной, также известен своими резкими высказываниями в адрес других чиновников.

Как бы то ни было, но выступая за самостоятельность Украины, Филарет отстаивает интересы, прежде всего, большинства граждан этой страны, поэтому в данном тексте отсутствует поиск священных истин, зато присутствует набор фактов, позволяющих в максимальной степени ознакомиться с насыщенной жизнью этого духовного лидера.

Патриарх Филарет Романов: родословная и семья

Жизнь священнослужителя была непростой. Биография патриарха Филарета примечательна тем, что он являлся племянником Анастасии Захарьиной-Юрьевой - первой жены царя Ивана Грозного. Таким образом, клан Романовых влился в династию русских царей. Род Анастасии Захарьиной (они же Юрьевы, Кошкины) находился в услужении у московских государей с 14 века. Значение этой семьи в правлении страной возросло после 1584 года, когда Иван Грозный оставил при малолетнем сыне Феодоре опекуном боярина Никиту Романовича, брата скончавшейся Анастасии, чья добрая слава стала основой популярности рода Романовых.

Отношения Годуновых и Романовых не были враждебными. Напротив, при венчании на царство Борис подарил Романовым множество привилегий, однако, это не могло смягчить усиливающейся борьбы за царский престол.

Юность и молодость

Фёдор Никитович Романов родился в 1553 году. Обладая светским практическим складом ума, Фёдор Никитович никогда не стремился занять какой-либо священнический сан. В молодости он являлся одним из самых известных московских щёголей.

Получивший прекрасное образование, превосходно соединяющий любовь к книгам и любовь к светским нарядам, Фёдор Никитович выучился даже латинскому языку, прибегнув к помощи специально написанных для него латинских книг. По воспоминаниям современников, он был любознательным, красивым, ловким и приветливым юношей.

Митрополит Ростовский

Будучи одним из главных соперников Бориса Никитович вместе с остальными Романовыми и многими другими боярскими семьями в 1600 году был подвергнут царской опале. Начало этому процессу положил ложный донос. Федор был насильно пострижен в монахи и сослан на север княжества, в Антониев-Сийский монастырь, находящийся в 90 километрах от Холмогор. В прежние времена иноческое пострижение являлось одним из средств лишения человека политической силы. Вместе с получением нового имени, Филарет Романов также получил сочувствие и поддержку соотечественников как отправленный в изгнание царский потомок и законный царь России.

В монастыре будущий митрополит находился под строжайшим надзором - приставы пресекали любые его самостоятельные действия, одновременно постоянно жалуясь в Москву на его крутой нрав. Но больше всего Филарет Романов тосковал по своей семье.

30 июня 1605 года после государственного переворота Филарет с почестями был возвращён в Москву на правах родственника мнимого царя Лжедмитрия, а в 1606 году стал митрополитом Ростовским. После свержения самозванца в 1606 году Филарет, будучи в Москве, был послан в Углич за телом царевича Дмитрия Иоанновича по указанию нового царя Василия Ивановича. Пока Филарет был в Угличе, Шуйский возвёл на пост патриарха Московского казанского митрополита Гермогена, а Фёдор Иванович отправился на выделенную под его протекторат кафедру в Ростове Великом, где и пребывал до 1608 года.

Тушинские события

Вследствие нелюбви населения к Шуйскому, и появления на политической арене нового самозванца, воинские силы мятежников подошли к самой Москве. Патриарх Московский в срочном порядке рассылал по государству грамоты, в которых наказывал архипастырям молиться о царе Василии и описывал ход событий. Патриарх Филарет, краткая биография которого уже пестрела судьбоносными фактами, рассказывал о глобальных государственных потрясениях, восстании Болотникова, шайках "тушинского вора", от которых он, оставаясь верным царю, и пострадал впоследствии сам. В 1608 году войска Лжедмитрия Второго взяли Ростов, разорили город, а патриарх Филарет был взят в плен и с издевательствами доставлен в тушинский лагерь.

В Тушине самозванец и его люди стали оказывать Федору соответствующие почести и дали звание "Филарет, патриарх Московский". Можно не сомневаться в том, что сам Фёдор Никитович совершенно не дорожил этим положением - в Тушине его блюли и удерживали силой. Грамоты, дошедшие до нас с 1608 - 1610 годов не дают права утверждать, что Филарет (патриарх Московский) вообще имел какое-то отношение к церковным и политическим делам - напротив, Гермоген - законный Московский патриарх - считал его жертвой сложившейся ситуации.

В марте 1610 года после распада тушинского лагеря Филарет был схвачен поляками и увезён в Иосифов Волоколамский монастырь, но скоро сбежал оттуда при поддержке отряда Григория Волуева, и, вернувшись в Москву, оказался в прежней почести у Московской епархии.

Двоевластие

В сентябре 1610 года Филарет, а также в составе "великого посольства" двинулся из Москвы под Смоленск на встречу с королём Сигизмундом, после чего тот отправил послов в Польшу в качестве пленных. В плену Филарет провёл целых восемь лет, и был обменян в 1619 году, а затем сразу доставлен в Москву, где на троне уже сидел его собственный народоизбранный сын дабы занять опустевшее место Московского патриарха. В 1619 году 24 июня в Успенском соборе произошло наречение его в сан - "Филарет патриарх Московский и всея Руси". Теперь Филарет, именуемый царским титулом "Великий государь", начал управление в равной степени церковью и государством.

Таким образом, в Москве установилось двоевластие сроком в 14 лет, в котором высший правительственный авторитет имели только царь и земский собор, а письма отца-патриарха сыну-государю раскрывают всю силу влияния патриарха на ведение государственных дел, и во всей полноте описывают деятельность патриарха Филарета.

Историкам известен соборный приговор 1619 года, о том, "как земля устроити", который был создан докладными "статьями" патриарха. В нём верно оценивалось неравномерное материальное и имущественное положение населения в разных частях царства, поэтому были приняты такие меры как:

  • правильное устроение службы из поместий;
  • составление точных кадастровых описей земель и на их основании достижение правильности податного обложения;
  • приведение в известность как наличных средств казны, так и её будущих ресурсов, для определения доходов и расходов;
  • принятие действительных мер к искоренению административных правонарушений, мешающих установлению государственного и социального порядка в стране.

Все эти введения преследовали единственную цель - увеличение правительственных средств наиболее легким и правильным для населения способом.

Также Фёдор Никитович покровительствовал книгопечатанию, а также проводил редактирование древнерусских текстов на предмет наличия ошибок.

Реформы церковного управления

События жизни патриарха шлифовали из него политического дельца и тонкого дипломата. Интересы по укреплению династической власти стимулировали его направить все свои силы на управление делами государства, в которых он был способным и тактичным руководителем. Но, будучи лишённым богословского образования, он был особенно сдержан и осторожен в церковных делах. В этой сфере Филарет заботился об охране правоверия и основную опасность высматривал за польско-литовским рубежом. В остальном же он шел за сиюминутными потребностями церкви и никогда не принимал шагов вперёд. Таким образом, политическая деятельность Филарета была плодотворнее и активнее церковной. С 1619 по 1633 годы государственная власть при нём окрепла, а династия Романовых обрела поддержку в широких кругах населения, и в этом заключается историческая заслуга Фёдора Никитовича.

По всем вопросам, связанным с религией и церковным устроением он предпочитал советоваться с московским духовенством, чем заслужил себе немалую славу в её среде.

Семья и дети

Фёдор Никитович женился на дочери бедного дворянина из Костромы Ксении Ивановне Шестовой. У них родились шестеро детей. После опалы Бориса Годунова на семью Фёдора Никитовича, Ксению Ивановну насильно постригли в монахини под именем Марфы и отправили в Заонежский Толвуйский погост. Сын Михаил и дочь Татьяна вместе с тётками Настасьей и Марфой Никитичными были увезены в село Клины, находящееся в Юрьевском уезде.

Филарет Патриарх всея Руси сразу после возвращения домой из польского плена и проведения кампании по возведению на престол своего сына Михаила, превратился в расчётливого и опального регента.

Смерть патриарха Филарета 1 октября 1633 года положила конец двоевластию в государстве и окончательно установила на престол род Романовых, царствовавших до самого 1917 года.

Историческая значимость Филарета

Будучи регентом малолетнего царя Михаила и фактически правителем страны, патриарх Филарет от своего имени подписывал государственные грамоты и также обладал титулом Великого государя.

Говоря о патриархе Филарете, историки в большинстве своём говорят о его покровительстве книгопечатанью. С 1621 года дьяки специально для царя занялись изготовлением первой русской газеты "Вестовые письма".

Патриарх понимал ценность и благоволил развитию оружейной и металлургической промышленности. Поэтому Андрей Виниус в 1632 году получил разрешение царя Михаила Фёдоровича на основание первых в России чугуноплавильных, железодетальных и оружейных заводов под Тулой.

Патриарх Филарет Киевский: рождение и семья

Этот священнослужитель родом из Украины. Филарет Патриарх Киевский, в миру Михаил Антонович Денисенко, появился на свет в шахтёрской семье 1 января 1929 года. Местом рождения указывается село Благодатное, находящееся в Амвросиевском районе Донецкой области.

Несмотря на обязательные требования по данным СМИ, Филарет публично открыто жил со своей семьёй - упоминаются его супруга Евгения Петровна Родионова, умершая в 1998 году, и трое детей - дочери Вера и Любовь, а также сын Андрей.

Учёба, монастырь и принятие монашества

Денисенко в 1946 году окончил среднюю школу, а в 1948 году - Одесскую Духовную семинарию и был принят в Московскую духовную академию. В январе 1950 года он, будучи на втором курсе, постригся в монахи, приняв имя Филарет. Весной получил сан иеродиакона, а в 1952 году был рукоположен в сан иеромонаха.

Занимаемые посты и звания

В 1952 году Денисенко получил степень кандидата богословия и остался в Московской духовной семинарии преподавать Святое Писание Нового Завета. Одновременно Филарет был исполняющим обязанности благочинного Звание доцента получил в марте 1954 года.

В августе 1956 года Филарет, будучи игуменом, стал инспектором Саратовской духовной семинарии, затем - Киевской духовной семинарии. Управление делами Украинского экзархата он начал в 1960 году, будучи в сане архимандрита.

В 1961 году Денисенко назначен настоятелем подворья Русской православной церкви в Александрии при Александрийском патриархате.

В 1962 году Филарет получил сан епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. В то же время его назначили управляющим Рижской епархией; летом 1962 года - викарием Среднеевропейского экзархата; в ноябре того же года он стал епископом Венским и Австрийским.

В 1964 году Филарет получил место викария в Московской епархии и уже как епископ Дмитровский стал ректором Московской духовной академии и семинарии.

Член Священного Синода возвёл его в сан архиепископа Киевского и Галицкого в 1966 году. В декабре того же года Филарет стал главой киевского Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. В это время он в составе делегаций Московского патриархата, Русской православной церкви и Украинского экзархата неоднократно предпринимал поездки за рубеж, участвуя в конгрессах, конференциях и ассамблеях. В 1979 году Филарет получил награду в виде ордена Дружбы народов, а в 1988 году - орден Трудового Красного Знамени за активную миротворческую деятельность.

После кончины Пимена - Патриарха Московского и всея Руси - весной 1990 года, Филарет стал местоблюстителем Патриаршего престола и одним из наиболее вероятных кандидатов в патриархи, для избрания которого был созван поместный собор. В июне 1990 года собором был избран новый глава РПЦ - митрополит Алексий Второй. Однако традиционно именно Филарет патриарх Киевский и всея Украины считался следующим по значению архиереем Русской церкви и самым влиятельным постоянным членом Священного Синода.

Филарет как духовный деятель УПЦ

В этот период при поддержке Филарет начинает активную деятельность, направленную на автономизацию Украинской церкви. СМИ рассказывают о начале их "дружеских" отношений ещё в период работы Денисенко в ЦК Компартии Украины. С провозглашением независимости Украины в 1991 году, Кравчук всячески стимулировал процесс создания автономной церкви, имеющей основу канонической УПЦ - у Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и униатов не было необходимой поддержки населения для обеспечения себе автономии. Подразумевалось, что каноническая автокефалия как самостоятельное объединение УПЦ вберёт в себя все православные церкви Украины и снизит уровень межконфессиональных противоречий.

В январе 1992 года Филарет собрал епископов на совещание и при поддержке теперь уже украинского президента Кравчука составил обращение к патриарху, всем архиереям и Священному Синоду, в котором обвинял РПЦ в умышленном затягивании процесса положительного решения в вопросе автокефалии УПЦ. РПЦ уже поднимал этот вопрос весной 1992 года в отсутствии Филарета. В ответ на обращение московским патриархатом Филарету было предъявлено обвинение в том, что он использует предоставленную автономию в качестве орудия усиления своей власти в управлении Украинской Церковью, с оказанием давления на местных священников для принуждения их к поддержке автокефалии. В процессе этого диспута украинский патриарх Филарет был обвинён в аморальном поведении и его грубых просчётах в управлении и был обязан добровольно сложить полномочия предстоятеля Украинской православной церкви. Сам Филарет добровольно дал слово архиерея, что не будет устраивать препятствий свободному выбору Украинской церкви в процессе избрания ею нового первоиерарха, но через некоторое время он отказался расставаться с постом предстоятеля УПЦ. Далее последовало его отречение от архиерейской клятвы. Так возник религиозный раскол, известный в истории православия как "филаретовский". Сам Филарет обосновывает своё первоначальное обещание давлением со стороны РПЦ, а потому считает его вынужденным.

В 1992 году Архиерейский собор УПЦ всё-таки смог сместить Филарета с поста первоиерарха УПЦ и Киевской кафедры. Он остался в штате, но не имел права на проведение богослужений, а в июне того же года Судебным деянием Архиерейского собора за человеческие пороки, шантаж, диктат, клятвопреступление и публичную клевету на Архиерейский Собор, учинение церковного раскола, а также за проведение в состоянии запрета священнослужений, Филарет был низвергнут с сана и лишён всех степеней священства и прав, касающихся пребывания в клире.

В июне 1992 года сторонниками Филарета был собран Объединительный собор в Киеве. Это положило начало созданию Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) в результате объединения некоторых представителей УПЦ, относящихся к Московскому патриархату, и УАПЦ. В 1995 году Филарет занял в ней пост патриарха.

19 февраля 1997 года Архиерейский собор РПЦ отлучил Филарета от церкви за ведение раскольнической деятельности в межсоборный период.

Взаимоотношения с Россией

Филарет занимал место самого вероятного кандидата на пост предстоятеля РПЦ, однако далеко не всех устраивала его кандидатура. Особенное порицание и негодование вызывали его небезупречный нравственный облик, властолюбие, манеры поведения, грубость и мирской образ жизни.

Во время выборов нового патриарха сильно обострилась борьба УПЦ за свою автономизированность. И даже после принятия в 1990 году Архиерейским собором РПЦ нового положения и предоставления Украинскому экзархату больше прав в самоуправлении и проявлении в церковной сфере национальных традиций, предоставления независимости и самостоятельности в управлении УПЦ, а Филарету - титула "Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины" - он не переставал бороться за независимость украинской религиозной идеалогии, теперь - в сфере общественной и светской жизни.

Патриарх Филарет считает Россию главным агрессором в конфликте на юго-востоке Украины, утверждая, что Россия, как враг украинского народа, обречена на поражение.

Широко известны взаимные обращения Патриарха Кирилла всея Руси и Патриарха Филарета всея Украины. В письме к украинскому архиерею московский патриарх призывал взвешенно и методично подойти к вопросу о продолжении поддержки конфликта на юго-востоке Украины, и призывал в это непростое, тревожное время объединиться всей русской церковью против тёмной стороны человеческой личности, совершая всеобщие христианские молебны. Однако в своём ответном обращении к московскому патриарху, Филарет крайне негативно отзывался о позиции РПЦ, в резкой форме говоря о невозможности единения этих церквей, и надменной позиции Московского патриарха по отношению к патриархату Киевскому.

В последнее время, в связи с участившимися поездками Патриарха всея Руси Кирилла в церковные чертоги Украины, патриарх Филарет сохраняет осторожную дистанцию в отношениях с РПЦ, справедливо полагая о возможном устранении себя с политической арены.

Патриарх Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов)

Патриарх Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов; ок. 1554 — 1 (11) октября 1633) — церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи; третий Патриарх Московский и всея Руси (1619—1633). Первый из рода Романовых, носивший именно эту фамилию; двоюродный брат царя Фёдора Иоанновича (сына Ивана IV Грозного); отец первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича (избранного на трон в 1613 году).

Филарет (Романов-Юрьев Феодор Никитич) (1619 - 1633). Шилов Виктор Викторович

В ранние годы Фёдор Романов не помышлял о монашестве и духовной стезе. Боярин (c 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году.

Царь Федор Иванович. Парсуна. Неизвестный художник. (копия с парсуны XVII в в.) ФГУК "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Борис Фёдорович Годунов

В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов: был псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, служил воеводой в ряде полков.


«Рудольф II, император Священной Римской империи.»

Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет » и «Марфа» , что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын — Михаил Фёдорович — впоследствии в 1613 году был избран русским царём.


Филарет (Эрмитаж)


«Неизвестный художник. Портрет инокини Марфы (Ксения Ивановна Шестова).»

Один из моментов избрания Михаила Романова на царство. Сцена на Красной площади. Правая верхняя часть иллюстрации срезана в подлиннике

Венчание на царство Царя Михаила Федоровича в Успенском соборе

До того Филарет успел пережить новые взлёты и падения: освобождённый как «родственник» из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II; его юрисдикция распространялась на территории, контролируемые "тушинцами" , при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане

С. В. Иванов. «В Смутное время»

В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником семибоярщины.

Насильственное пострижение Василия Шуйского (1610 г.).

В отличие от патриарха Гермогена, он в принципе не возражал против избрания царём Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками (1611).

Павел Чистяков — «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860

Владислав IV Ваза

Сигизмунд III Ваза

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года, и был торжественно встречен сыном.

Прибыл в Москву 14 июня 1619 года; 24 июня его интронизацию по чину поставления первого Московского Патриарха совершил бывший в Москве Иерусалимский Патриарх Феофан III.

Феофан III (патриарх Иерусалимский)

Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич» ; фактически руководил московской политикой.

По воспитанию и характеру был человек светский; в собственно церковно-богословских делах разбирался слабо и по спорным вопросам (как-то, скандальное разбирательство из-за слов «и огнем» в молитве на освящение воды в Потребнике) сносился с Вселенским Патриархом и испрашивал определения о том Собора Восточных Патриархов.

Книгопечатание

Филарет уделял большое внимание печатанию книг и исправлению ошибок в текстах древних рукописей. В 1620 году возобновил работу Московской типографии на Никольской улице, основанную еще Иваном Грозным в 1553 году. Учредил «правильню» — особое помещение для справщиков (редакторы древних рукописей). Филарет особо следил за «чистотой» древних текстов, для чего привлекались самые образованные справщики, которые обязаны были сверять тексты с древними славянскими рукописями, а иногда прибегали к греческим источникам. Исправленные книги распространялись по монастырям, церквям и торговым лавкам по себестоимости, без наценки. В Сибирь книги рассылались бесплатно. Всего Московская типография при Филарете выпустила множество изданий месячных миней и ряд богослужебных книг.

Титулярник (17 век, ГИМ) Выставка "Романовы. Начало династии", приуроченная к 400-летию избрания на царство Михаила Федоровича Государственный Исторический музей, весна 2013 года.

Реформы церковного управления

Управление патриаршим двором Филарет стремился устроить по образцу государева двора. Был создан новый класс патриарших дворян и боярских детей, получавших за службу поместные оклады.

20 мая 1625 года Филарет на правах государя издал царский указ, по которому патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население патриаршей области во всяких делах, кроме татьбы (воровства) и разбоя. Таким образом, при Филарете патриаршая область окончательно сложилась как государство в государстве. Её управление упорядочилось, но и значительно усложнилось.

Согласно светским государственным учреждениям, возникают патриаршие приказы:

Судный, или разрядный — ведал судебными делами;

Церковный — ведал делами церковного благочиния;

Казенный — ведал сборами с духовенства;

Дворцовый — вел хозяйство патриарших вотчин;

В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими. Патриарх лично принимал и подписывал доклады. Также Филарет провел полную опись церковного и монастырского имущества и пересмотр жалованных грамот, выданных монастырям с переданными в их пользование землями.

Патриарх Украинской Православной Церкви Киевского патриархата

Образование

Родился 23 января 1929 года в селе Благодатном Амвросиевского района Донецкой области в семье шахтёра. Имя в миру - Михаил Антонович Денисенко. В 1946 году, по окончании средней школы, вступил в третий класс Одесской духовной семинарии, которую окончил с отличием. В 1952-м окончил Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия.

Карьера священнослужителя

1 января 1950 года принял монашеский постриг с именем Филарет.

15 января 1950 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием был рукоположен в сан иеродиакона, а 18 июня 1951 года - в сан иеромонаха.

С 1953 года - преподаватель Московской духовной академии.

В 1956-м назначен инспектором Саратовской духовной семинарии с возведением в сан игумена.

В 1957 году переведен на должность инспектора Киевской духовной семинарии, а 12 июля 1958-го возведен в сан архимандрита и назначен ректором Киевской духовной семинарии.

В 1960 году назначен управляющим делами Украинского Экзархата и настоятелем Свято-Владимирского кафедрального собора в Киеве.

1961-1962 гг. - настоятель подворья Русской Православной Церкви при Александрийском патриархате в городе Александрии (Объединенная Арабская Республика).

В феврале 1962-го по решению Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода стал епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии, с поручением управлять Рижской епархией.

С июня по октябрь 1962 года исполнял обязанности Экзарха Средней Европы. После образования епархии РПЦ на территории Австрии в октябре 1962-го назначен епископом Венским и Австрийским. 12 декабря 1964 года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии и семинарии. 14 мая 1966 года возведен в сан архиепископа и назначен Экзархом Украины, архиепископом Киевским и Галицким, постоянным членом Священного Синода.

25 февраля 1968 года Патриархом Алексием возведен в сан митрополита. В 1971 году Патриархом Пименом удостоен права ношения двух панагий.

После смерти Патриарха Пимена 3 мая 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви тайным голосованием избрал митрополита Филарета Местоблюстителем на Московский Патриарший престол. Был председателем Поместного Собора РПЦ, проходившего 7–8 июня 1990-го.

Филарет инициировал обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о предоставлении Украинской Православной Церкви самостоятельности и независимости в управлении. 25-27 октября 1990 года Архиерейский Собор РПЦ предоставил УПЦ самостоятельность и независимость в управлении, а митрополит Филарет единогласно избран украинским епископатом Предстоятелем Украинской Православной Церкви с титулом Митрополит Киевский и всея Украины.

Борьба за автокефалию

После провозглашения 24 августа 1991 года Верховным Советом УССР независимости Украины секретарь ЦК КПУ стал первым её президентом. Как и Кравчук, Митрополит Филарет резко меняет убеждения на кардинально противоположные и начинает действовать под девизом «в независимом государстве - независимую церковь». Архиерейский собор УПЦ 1 ноября 1991 года единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви и обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ за утверждением этого решения. Однако Архиерейский собор РПЦ 2 апреля 1992 года перенёс рассмотрение вопроса на Поместный собор РПЦ. Будучи обвинён в том, что он не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян в Украине, Филарет дал архипастырское слово подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

В 1991-1992 годах в СМИ России стали распространяться материалы о нарушении Предстоятелем Украинской Православной Церкви монашеских обетов, о его тирании и т. п. Появлялась информация и о том, что Филарет (Денисенко) был тесно связан с КГБ, в отчётах которого фигурировал как агент под псевдонимом «Антонов». Сам не отрицает своих прошлых контактов с органами советской тайной полиции и шпионажа: «Что касается КГБ, то нужно сказать, что с Комитетом госбезопасности были связаны все без исключения архиереи. Все без исключения! В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ. Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все.»

27 мая 1992 года, под председательством митрополита Харьковского Никодима (Руснака), Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви в Харькове (в составе 18 архиереев) «выразил недоверие митрополиту Филарету (Денисенко) и уволил его с Киевской кафедры <…> запретил ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви»

Извержение из сана и анафема

11 июня 1992 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило З-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)». Филарет не признал за собой вины и не подчинился решению Собора, назвав его неканоническим и незаконным.

21 февраля 1997 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Свято-Даниловом монастыре в Москве был отлучён от Церкви и предан анафеме. Постановлением Собора в вину Филарету вменялось: «Монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей». Филарет отлучения не признаёт, поскольку оно, с его точки зрения, было совершено по политическим мотивам, являясь, таким образом, недействительным.

Деятельность в УПЦ КП

25 июня 1992 года состоялся Всеукраинский Поместный Собор, на котором было провозглашено объединение части Украинской Православной Церкви и Украинской Автокефальной Православной Церкви в единую . Собор признал незаконным решение Архиерейского Собора РПЦ и избрал Патриархом Киевским и всея Руси-Украины митрополита Мстислава (Скрипника). Митрополит Филарет был избран заместителем Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Патриарха Мстислава (Скрипника).

В октябре 1995 года на Всеукраинском Поместном Соборе митрополит Филарет был избран Патриархом Киевским и всея Руси-Украины. Интронизация состоялась 22 октября 1995 года во Владимирском кафедральном соборе Киева.

Патриарх Филарет – третий патриарх Русской Православной Церкви и великий государственный деятель времён смуты. Его биография – в нашей стать!

Когда мы вспоминаем деятелей, укрепивших страну после испытаний смуты, нередко забываем одного из главных героев.

Патриарх Филарет. Портрет работы Виктора Шилова. drevo-info.ru

Есть в Кремле чудное здание – Филаретова пристройка к звоннице колокольни Ивана Великого. Изумрудный шатёр, увенчанный золотым крестом, приковывает внимание и надолго врезается в память. Это знаменитый каменных дел мастер Бажен Огурцов по благословению патриарха Филарета завершил ансамбль огромной московской колокольни. Это изящное кремлёвское здание – как памятник третьему русскому патриарху.

А что мы помним про патриарха Филарета? Только одно: он был отцом и фактическим соправителем первого царя из династии Романовых. Сегодня трудно представить себе, что у Святейшего Патриарха может быть сын – правитель державы. Да и в те времена такое было в диковинку: единственный подобный случай в истории Руси. Судьба патриарха Филарета уникальна. Кажется, на такие сюжетные повороты только Дюма был способен, да и то – при помощи ансамбля литературных негров.

Жил да был состоятельный московский боярин Фёдор Никитич. Щеголеватый и остроумный повеса. Обаятельный, остроумный, энергичный. Кстати, он был первым боярином, носившим фамилию Романов. Род-то уже считался именитым, но его отец Никита Романович, носил фамилию Захарьин-Юрьев. И был племянником царицы Анастасии. Той самой любимой жены Ивана Грозного, гибель которой так повлияла на его характер и судьбу. Стоп! Этот факт нужно запомнить. Призрачное родство Фёдора-Филарета Романова с великим государем из рода Рюриковичей сыграет важную роль на выборах царя. Сын племянника жены – седьмая вода на киселе. Но Романовы крепко ухватятся за этот шанс.

Итак, молодой боярин Фёдор Никитич Романов жил в Москве в своё удовольствие. На улице Варварке, которая в ХХ веке много лет – видимо, в назидание боярам Романовым – носила имя Степана Разина. Голландский путешественник Исаак Масса вспоминал про него: «красивый мужчина, очень ласковый ко всем и такой статный, что в Москве вошло в пословицу у портных говорить, когда платье сидело на ком-нибудь хорошо: “второй Федор Никитич”» А ещё тот голландский шпион пересказал слух о том, что царь Фёдор Иоаннович перед смертью буквально передал скипетр своему тёзке Романову. Слух устойчивый, который, по всей видимости, сами Романовы и распускали.

Когда умер набожный царь Фёдор, последний Рюрикович, Фёдору Романову исполнилось 44 года. Преклонный, даже запредельный возраст по тем временам, но расцвет для политика, если Бог наделил его здоровьем. Он к тому времени стал опытным управленцем, успел повоеводить. Вызывал уважение в дворянской среде приятным обхождением и мягкой твёрдостью. Словом, человек, рождённый властвовать. Это и тревожило Бориса Годунова, нового царя. Он видел в Романовых опасных конкурентов и не без оснований, а Фёдора Никитича невзлюбил со времён Ивана Грозного. Родовитые бояре считали нового самодержца выскочкой, он же не был царём по рождению, не был природным царём. Годунов отвечал им жёстко, показывал, кто в доме хозяин. Фёдор Романов не скрывал властолюбия – и сразу подпал под подозрение. Он-то считал себя выше Годунова! Как-никак, родственник природного царя, и красив, и латыни учён. Но политический опыт Бориса был оружием неотразимым. Годунов приблизился к трону ещё во времена Ивана Грозного, многому научился у первого русского царя. А уж при Фёдоре правил, как всесильный премьер-министр – и не без пользы для государства. Словом, пришлось Фёдору Никитичу несладко.

Царь Борис Фёдорович, как и положено амбициозному государственному деятелю, ценил соглядатаев и доносчиков. Они позволяли ему видеть сквозь стены. За доносы щедро награждал серебром, мехами и поместьями. В свите бояр Романовых шатался дворянин по фамилии Бартенев. Служил он у них, между прочим, казначеем. Тайно он явился к Семёну Годунову и предложил свои услуги. Они сговорились. Вскоре Бартенев подложил в тайник Романовых каких-то отравленных кореньев. Начался сыск, а слухи пошли один другого страшнее.

Дом Романовых царёвы люди взяли приступом. А потом братьев допрашивали, а их людей жестоко пытали. Пресловутые коренья стали доказательством того, что Романовы готовили подлое злодеяние: хотели отравить царя.

Не странно ли, что в православном царстве-государстве пострижение в монахи было самой расхожей политической репрессией? Пожалуй, в этой практике нетрудно разглядеть лицемерие.

И вот под колокольный звон в 46 лет недавний светский лев становится монахом и получает имя Филарет. Он и церковной службы толком не знал. Заодно в монахини постригли и его супругу – урождённую Ксению Ивановну Шестову. Эта властная, яркая (и тоже уже немолодая) женщина в те дни нисколько не походила на служительницу Бога. Однако Ксении Ивановны больше не стало и на свет Божий явилась инокиня Марфа.

Казалось, супруги больше никогда не свидятся. Поначалу их разлучили и с детьми – в том числе и с будущим царём. Казалось, супруги больше никогда не свидятся, а приверженцы Годунова, верно, не сомневались, что Филарет встретит закат дней скромным монахом.

Монах не мог претендовать на престол. Не имел права. Но Фёдор (простите, теперь уже Филарет) и в ссылке верил в будущее своё возвышение. К церковной службе в те дни душа его не лежала: он вообще, по сравнению с современниками, до преклонных лет был глуховат к Евангельскому слову. К патриарху Иову, который поддерживал Годунова, относился без почтения. Поначалу он не помышлял о церковной карьере и держал себя с братьями-монахами высокомерно.

Пристав Богдан Воейков – усердный соглядатай – доносил царю, что живет Филарет «не по монашескому чину, всегда смеется неведомо чему и говорит про мирское житье, про птицы ловчие и про собаки, как он в мире жил, и к старцам жесток». Воейков побаивался, что Романов может бежать, потому что «ограду монастырскую велено свесть на гумно и около монастыря ограды нет». Ограду укрепили, да и следили за пленником не вполглаза. Филарет воодушевился, когда получил известия о художествах Самозванца – будущего Лжедмитрия Первого, который наступал на Годунова.

Когда «вор Гришка Отрепьев» стал царём Димитрием, пока ещё без приставки «лже» – Романова выпустили на волю. К тому времени Филарет стал иеромонахом и метил в архиереи. Борода его поседела. Самозванец старался приветить врагов Бориса Годунова – и Филарет быстро стал митрополитом Ростовским. Трудно сказать, как отреагировали на это настоящие священники вверенной ему епархии. Но Филарет переменился, постепенно он превратился в настоящего служителя Церкви. Стал смиреннее и мудрее, да и на богословское самообразование не жалел времени.

Во дни наступления «Тушинского вора», Лжедмитрия Второго, Ростов самозванцу не покорился. Позиция митрополита Филарета была твёрдой. Город предали огню, разграбили, не пощадив даже храмов, а митрополита захватили в плен. Самозванец принял его с почтением, они обменялись подарками. Тушинцы объявили Филарета патриархом Московским. Он должен был рассылать по Руси грамоты, склоняя паству на сторону Лжедмитрия. В этой ситуации Филарет держался дипломатично, осторожно. Вслед за ним в Тушино перебрались некоторые его родственники и союзники. Царя Василия Шуйского Филарет презирал, но и Тушинского вора не считал государем, хотя само присутствие «патриарха Филарета» в Тушине создавало видимость законной власти Лжедмитрия. Патриарх Гермоген – непреклонный противник самозванца – не серчал на Филарета за невольное присвоения патриаршьего достоинства. В своей грамоте патриарх Гермоген писал, что молит Бога о тех, «которые взяты в плен, как и Филарет митрополит и прочие, не своею волею, но нужею». Доброта святого патриарха помогла Филарету сохранить доброе имя после краха Лжедмитрия…

Ему предстояла сложная дипломатическая миссия: митрополит Филарет возглавил большое посольство в Польшу, к королю Сигизмунду. Там он откажется признать сдачу Смоленска – и попадёт под стражу. Девять лет митрополит провёл в плену – правда содержали его, главным образом, в комфортных условиях. Интересов Руси он полякам не продал.

Вот вам парадокс: Михаила Романова избрали царём из уважения к отцу, а сам Филарет ещё долго оставался в польском плену… По тем временам, он был уже глубоким стариком – пережил по возрасту и Ивана Грозного, и Годунова, и, наверное, в Москве немногие верили в возвращение Филарета. Казалось, вот-вот он отдаст Богу душу. Но здоровье у Филарета было отменное. Он так и останется в истории главным долгожителем из Романовых: несмотря на успехи медицины в 19 веке, ни один царь этой династии не дотянет до 75 лет. А Филарет жил не менее 79-ти, а скорее всего – больше 80-ти. За тысячелетнюю история нашей страны ни один правитель (не считая отставников) не дожил даже до 76-ти!

Отец и сын встретились на реке Пресне 1 июня 1619 года. Друг друга они любили странною любовью: ведь до этого летнего дня Михаил и Филарет практически не общались. Исполнили ритуал: поклонились друг другу в ноги, оба заплакали, обнялись и долго молчали, онемев от радости. Случай небывалый: действующий царь обнял отца. Бывает, что сын убивает отца ради шапки Мономаха, а тут при живом отце мальчишка стал царём. Филарет к тому времени уже и ещё не был патриархом: всё, что делалось при дворе Лжедмитрия Второго, разумеется, считалось противозаконным.

Вскоре Филарета избирают патриархом. Михаил вздохнёт облегчённо: теперь можно вполне официально переложить ответственность за страну на плечи отца. Патриарх получил царский титул – великий государь. Все государственные вопросы без исключения решал патриарх. Даже иноземных послов они принимали вдвоём – и, конечно, престарелый отец показал себя куда более энергичным дипломатом, чем царствующий сын. При патриархе действовало правительство, он был в те годы и премьер-министром, и канцлером. Титул «великий государь» вполне соответствовал его положению на Руси и в православном мире. Неспроста историки называют его русским Ришелье. Редкое согласие между отцом и сыном (в истории монархий гораздо чаше встречались раздоры!) обеспечило расцвет симфонии Церкви и государства.

Имел ли он царские амбиции? В Коломенском дворце в 1863 году нашли портрет, где Федор Никитич изображен в царском кафтане с дорогим поясом, отделанным горностаями. В правой руке скипетр, на портрете надпись: «Царь Феодор Никитич». Сверху был написан портрет патриарха Филарета… История этой картина загадочна. То ли Федор Никитич ещё при Годунове тешил самолюбие, то ли уже в годы правления сына хотел хотя бы на картине видеть себя не только патриархом, но и царём.

Властный? Ещё какой! А вот страстишка к роскоши осталась во франтоватой юности. О великом государе Филарете вспоминали, что он менял верх на шубе, отдавал старые сапоги в починку и с необыкновенной предосторожностью отдавал чистить и мыть свой единственный белый шелковый вязаный клобук с шитым золотом и серебром херувимом. Настоящий государственный человек должен с презрением относиться к побрякушкам. Так и Филарет.

Питался просто, соблюдал посты. Ему постоянно покупали к столу на рынке “хлеб да калачик на 4 или на 3 деньги и на 2 деньги клюквы”. Покупка оловянной да деревянной посуды, в свою очередь, свидетельствовала о простоте повседневных потребностей этого святителя.

Архиепископ Астраханский Пахомий утверждал: “Филарет был среднего роста, Божественное Писание знал и понимал только от части, был человеком мнительным и наделён такой властью, что сам Царь боялся его. К духовенству был очень милостивым, но больше занимался делами царскими чем Церковью”. Волосы, бороду и усы он постригал достаточно коротко, отчего тогдашние сатирики за глаза его называли “мужиком”. Между прочим, в книге финансовых расходов на государственные нужды была статья ” 8 алтын на подстрижку патриарху волос, бороды и усов”!

Как только Филарет взялся за дело – страна встрепенулась. В 1620 году правительство разослало грамоты, в которых под страхом жёсткого наказания запрещало воеводам и приказным людям брать взятки, а городским и уездным жителям давать их. Своевременная мера! Важной реформой была поземельная перепись, в результате которой подати были распределены справедливее и точнее.

Всячески пытался правитель поддерживать работящих русских людей, их и тогда не хватало. Для этого смело вводил протекционистские меры: налоги на ввозимые товары. Чтобы развивалось собственное производство! А как ещё вылезти из нищеты? Но русское купечество за годы войн обнищало: для больших проектов пришлось приглашать иностранцев. Голландский купец Виниус устроил подле Тулы заводы для литья пушек, ядер и выделывания разных других вещей из железа. Правительство строго следило, чтобы иностранцы не скрывали от русских секретов мастерства. Нравы при этом сохранялись строгие: скажем, за употребление табаку резали носы -совсем как в наше время. При царе Михаиле вызывали из-за границы не одних ратных людей, не одних мастеров и заводчиков: понадобились люди учёные, и в 1639 году вызван был в Москву известный учёный голштинец Адам Олеарий – астроном, географ и геометр. Почти волшебник, загадочный иноземец.

На Спасской башне появились часы с боем. Вспомнилось старое выражение: «Москва – третий Рим». Новые города появлялись в Сибири – почти безлюдные крепости, из которых позже вырастут Красноярск и Якутск. Далеко дошли русские люди!

К специфическим церковным проблемам он не был столь внимателен. А государственные реформы проводил вполне дельные. В первую очередь поднял руку на коррупцию и не без успеха. Купцам раздавались особые привилегии, в том числе разрешение ездить в другие страны при условии торговать еще и казенными товарами, следить за работой таможен и кабаков для пополнения доходов государственной казны. К тому же удалось наладить хлебную торговлю. Русский хлеб закупали шведы, немцы, французы. А значительная часть доходов шла в государственную казну: Филарет умел считать копейку. Эти меры спасли Русь от разорения.

Из польского плена Филарет явился убеждённым врагом Запада. Он видел, как в результате реформации распалось католическое единство в Европе и пресекал в зародыше подобные процессы на Руси. Он отстаивал право перекрещивать католиков в православную веру – это коснулось тысяч славян на западных рубежах империи.

Он приглашал талантливых иноземцев в качестве полезных гастролёров, но не любил, когда чудаки укоренялись на Руси. Иностранцев на русской службе в те времена уже хватало. Филарет потребовал: или переходите в православие или убирайтесь восвояси. Мало кто из немцев обратился в православие, а специалисты были необходимы государству… Тогда патриарх решил переселить их в комфортабельное гетто. Так возникла обширная немецкая слобода – Кокуй, в районе нынешней Бауманской улицы. Пущай там иноверцы и варят своё пиво! От этого уютного городка остался один дом – усадьба голландского лекаря Ван-дер-Гульста. Всего лишь один дом, да и то перестроенный.

Филарет проявил строгость и обуздал главного русского бунтаря-космополита – Ивана Хворостинина. Острослов, мизантроп, скептик, он презирал всё русское. Как часто мы встречаем таких Хворостининых в современной творческой интеллигенции! Такие бывают в каждом поколении: в семье не без Хворостинина. А уж смутное время взбаламутило элиту. Поляки, литовцы, немцы, шведы сновали по Руси, шуровали в Москве. К ним приглядывались. Их обычаи казались заманчивыми. Иноземцы не держали строгих постов, выпивали, курили, носили необычные для русского глаза костюмы. Они больше читали, они ярче развлекались. Некоторые потянулись к ним, стали подражать. Впали, если говорить языком ХХ века, в низкопоклонство перед Западом.

Хворостинин писал: «Московские люди сеют всю землю рожью, а живут все ложью». В Москве «все люд глупый, жити… не с кем…». Он заявлял, что хочет продать свои вотчины и уехать в Литву. Подозревали его и в ересях. За все это Филарет приказал сослать Хворостинина в Кириллов монастырь, держать его безвыходно в келье, давать читать только церковные книги и заставлять молиться. Это было в 1623 году. Хворостинин просидел там девять лет и был отпущен в 1632 году, когда дал обещание и клятву соблюдать уставы греческой церкви и не читать никаких еретических книг. Вроде бы и впрямь перевоспитался. А, может быть, просто постарел.

С годами всё больше внимания уделял патриарх делам церковным.

До последних дней патриарх трудился, вот уж пример деятельной старости. Активизировались связи с Восточными церквами. Денег в казне всё ещё не хватало, но святейшему удалось наладить работу типографии. Исправление и печатание богослужебных книг он считал главной своей задачей. Монастыри и храмы приобретали книги по низкой цене: типография не гналась за прибылью. А на Север и в Сибирь книги посылались бесплатно. Крещение народов Сибири Филарет считал миссией Русской Церкви, именно он учредил Тобольскую епархию.

Да тобою, пресветлым государем, благочестивое ваше царство паки воспрославит и распространит Бог от моря и до моря и от рек до конец Вселенныя, и расточенная во благочестивое твое царство возвратит и соберет воедино, и на первообразное и радостное возведет, воеже быти на Вселенней царю и самодержцу христианскому, и возсияти, яко солнце посреде звезд!

Сентябрь 1633 года принёс в Москву дурные вести из-под Смоленска. Ставленник и друг Филарета, опытный полководец Михаил Борисович Шеин попал в польскую ловушку, не сумел уберечь войско от дезертирства и апатии. Смоленск остался польским. А Русь чудом избежала более чувствительного поражения. За неудачную осаду Смоленска Шеина казнят прилюдно… Будь жив патриарх Филарет, этого не случилось бы. Но он не перенёс первых печальных вестей из-под Смоленска. Не болел. После обедни поговорил с сыном – и занемог. Скончался в тот же день, указав на преемника – будущего патриарха Иоасафа, псковского архиепископа. Филарет понимал, что новый святейший не получит столь обширной власти, и избрал для этой роли человека благочестивого, волевого, но не питавшего политических амбиций. Он оставил ему Церковь преображённую, паству, успокоенную после череды потрясений.

Дата рождения: 1553 г. Страна: Россия Биография:

24 июня 1619 года, после семилетнего периода так называемого «межпатриаршества», митрополит Филарет был возведен на Первосвятительскую кафедру. Его интронизацию возглавил Патриарх Иерусалимский Феофан IV, который по Промыслу Божию оказался в то время в Москве.

Патриарх Филарет (в миру Феодор Никитич Романов-Юрьев) родился около 1553 года. Он принадлежал к одному из видных боярских родов. Феодор Никитич был племянником Иоанна Грозного (сыном брата его супруги Анастасии Романовны). С юных лет, воспитываясь в придворной обстановке, он был широко образован, обладал прекрасными душевными качествами, приятной внешностью, был любим народом, принимал видное участие в государственных делах, которыми любил и умел заниматься.

После смерти царя Феодора он стал одним из законных претендентов на Русский трон, и многие хотели именно его видеть царем. Подвергнутый опале при Борисе Годунове, он был пострижен в монашество с именем Филарет и отправлен в монастырь святого Антония Сийского В Архангельской губернии. Смирившись перед волей Божией, Филарет стал искренне подвизаться по всем правилам строгой православной аскезы и так в этом преуспел, что вызвал большое уважение и почитание в церковном мире. После смерти Бориса Годунова в 1606 году его возводят в сан митрополита Ростовского. В том же году он участвовал в прославлении святого царевича Димитрия и перенесении его мощей в столицу.

В Смутное время самозванец Лжедимитрий II, захватив митрополита Филарета в плен, нарек его «Патриархом Московским». Авраамий Палицын писал, что тушинцы держали своего патриарха в неволе, «блюли того всегда крепкими сторожми и никакоже ни словеси, ни помавания дерзнути тому дающее». Патриарх Гермоген знал это и в своих грамотах писал, что молит Бога о тех, «которые взяты в плен, как и Филарет митрополит и прочие, не своею волею, но нужею».

Впоследствии Филарет был назначен на опасную должность духовного главы русского посольства у Сигизмунда III. За отказ писать в Смоленск о сдаче города полякам митрополит Филарет был взят под стражу. Последовали годы томления в польских застенках, почти 9 лет пребывал он в плену и показал такое «крепкостоятельство», что снискал уважение у поляков.

Тем временем в 1613 году Земский собор избрал на русское царство Михаила Романова, а за его отцом утвердил титул «нареченного Патриарха». Зная, как дорог царю Михаилу его отец, поляки тянули, выставляли все новые требования, думая, что Государь поступится еще чем-нибудь, и медлили с разменом пленника. Но Филарет держался мужественно и неподкупно, написав сыну, что он скорее останется в великом утеснении, но не пожертвует и пядью Русской земли.

Размен пленных произошел только в 1619 году. Этот плен, соединенный с тяжкими лишениями Филарета, возвысил его в глазах россиян: на него смотрели как на мученика, пострадавшего за Православную веру и за Отечество. Почти сразу же по прибытии митрополита Филарета совершилось избрание и наречение его в Патриарха.

Соборное определение о причинах избрания его на этот Престол характеризует Филарета как «...мужа во учениих божественных апостол и отец зело изящна, и в чистоте жития и благих нрав известна»; «по плоти той царев отец, и сего ради да будет царствию помогатель и строитель, и сирым заступник и обидимым предстатель». Патриарх Филарет сделался ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила Феодоровича Романова. Умудренный большим жизненным опытом, Первосвятитель хорошо знал систему государственного управления и помогал юному и неопытному государю, своему сыну. В правительственных указах имя Патриарха стояло рядом с именем царя, он носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич». Фактически именно при Патриархе Филарете оформилось то соотношение власти царя и Патриарха, которое впоследствии стало восприниматься как идеальное для Православной державы правление «Премудрой Двоицы». Годы его Патриаршества ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ.

Патриарх Филарет очень много сделал для восстановления в стране гocyдapственности после Смуты. Первое, чего он добился — это проведения поземельной переписи, благодаря которой были справедливо распределены подати, что увеличило доходы казны, облегчив одновременно налоговое бремя простого народа. С помощью церковного суда Патриарх укрепил дисциплину в государстве. Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами. Началось реформирование армии, строились новые заводы.

Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия, в преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности, в реформе церковной администрации. Большое внимание Патриарх Филарет уделял внешней политике, руководил дипломатическими сношениями, а также создал шифр для дипломатических бумаг. Важный след оставила деятельность Патриарха Филарета в области церковного управления; были учреждены особые Патриаршие приказы, которые упорядочивали церковные дела.

Патриарх Филарет заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах. По его благословению при Чудовом монастыре в Москве было открыто Греко-латинское училище, ставшее очагом дyховного просвещения.

Первосвятитель много внимания уделял печатанию и исправлению богослужебных книг. Из Московской типографии, расширенной по указу Патриарха Филарета, в период его предстоятельства вышло множество изданий, в том числе полный круг богослужебных книг. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — бесплатно.

В 1620 году по благословению Патриарха Филарета была учреждена новая Тобольская епархия, имевшая огромное значение для распространения христианства среди народов Сибири.

При Патриархе Филарете возобновились прерванные в эпоху Смуты сношения Москвы с Восточными Церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих Церквей.

Во время правления Патриарха Филарета был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени, в основе которого лежало представление о необходимости сохранения веры предков, полученной от Апостолов и хранимой на Руси на протяжении веков; отступление от Православия грозило гибелью, как это случилось с бывшими столицами христианского мира. Единственной хранительницей древнего благочестия признавалась Москва, поэтому любые попытки переосмысления отечественного религиозного опыта и любые западные влияния трактовались как опасные и недопустимые. Отсюда запреты и ограничения на хождение сомнительных по содержанию книг. Опыт, полученный в польском плену, убедил Патриарха Филарета в недопустимости унии для Русской Церкви, и, занимая Патриарший Престол, он предпринял все усилия для ограждения России от западных религиозных влияний.

В период Патриаршества Филарета, кроме канонизации Макария Унженского (1619) и Авраамия, епископа Галицкого (1621), в Москву была принесена риза Господня. В 1625 году посол персидского шаха поднес Патриарху золотой «ковчег, а в нем великаго и славнаго Христа срачица». Святыня была поставлена в Успенском соборе, а празднование в ее честь установлено 27 марта.

Патриарх Филарет сделал много полезного для Русской Церкви. Его незаурядная личность заметно повысила престиж и достоинство Патриарха Московского. Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 года. Он сам указал себе преемника — архиепископа Псковского Иоасафа.

Погребен Патриарх Филарет в .



Похожие статьи