Чужая кровь читать в сокращении. М.а

Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М. Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»)

ü Кадры из кинофильма «Офицеры».

Предварительное задание:

Индивидуальные задания:

ü Найти в словаре значение слов «сострадание», «милосердие».

ü Выписать высказывания о моральных качествах человека.

Эпиграф урока:

Чувства - самая яркая часть нашей жизни.

БАЛЬЗАК Оноре де

Равнодушие - это паралич души.

ЧЕХОВ Антон Павлович

Звучит фонограмма «Реквиема» .

«Ведь не такая война была, как сейчас в иных книжках описывают. Не такая! Было в ней трудностей побольше, и смертей поболее, и геройства больше, не такого геройства, как в наших книжках, а самого обыкновенного геройства, которое тогда и геройством не называли, а просто – фронтовые будни,…» - так вспоминал о военном времени известный писатель Вячеслав Леонидович Кондратьев.

Сегодняшний наш урок мы посвящаем обычным людям, сделавшим сознательный выбор в годы величайших испытаний. Поговорим о годах гражданской войны, времени, о котором многое замалчивалось, которое ретушировалось.

Итак, тема нашего урока – нравственный выбор и ответственность за него по рассказу Михаила Александровича Шолохова «Чужая кровь».

Думаю, несправедливо говорить о рассказах писателя, ничего не сказав о его авторе.

Рассказ ученика о.

Учитель. Один из первых сборников рассказов Шолохова «Донские рассказы» посвящен трудным годам коллективизации. (Показ слайдов). Что вам известно об этом времени?

Историческая справка.

Учитель. На Дону гражданская война проходила с особым накалом драматизма. По разные стороны баррикад оказались люди, ещё вчера бывшие близкими или поддерживавшие хорошие отношения. Но война не пощадила никого и ничего. Об этом трудном времени Борис Васильев написал так: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия». Ярким примером контрастов, наблюдаемых в творчестве писателей того времени является рассказ «Лазоревая степь». Послушайте сюжет рассказа.

Ученик. В рассказе описываются события, происходившие на Дону вскоре после революции. Главный герой повествует о трудных годах служения пану, о том, как тот издевался над своими работниками, считая их совершенными скотами (зачитываются эпизоды). Но всё изменилось с приходом Советской власти, которая дала крестьянам самое главное – землю.

Вскоре возвращается бывший владелец этих угодий и, подавив сопротивление станичников, жестоко расправляется с казаками. Особую симпатию вызывают сыновья героя, которые не поддались на посулы и не приняли сторону белоказаков – их ждала страшная расправа (зачитываются фрагменты текста). И несмотря на то, что младший, Степан, остался калекой, в нем не умер человек, сохранилась жизнь: он по мере сил старается быть в гуще событий, участвовать и помогать во всем, что может сделать.

Учитель. Как вы понимаете, название рассказа метафорично: перед нашими героями предстает прекрасная картина утра, когда степь в лучах восходящего солнца окрасилась в лазоревые краски, и та же самая земля полита кровью защитников станицы: в то время, страшное время гражданской войны, принимали люди либо сторону красных, либо – сторону белых. Именно поэтому практически все произведения о гражданской войне носят оттенок контраста, противопоставления.

Несколько отличен от такой схематичности в изображении героев рассказ Шолохова «Чужая кровь». Передайте кратко сюжет рассказа.

Ученик . Действия рассказа происходят в начале двадцатых годов, во время коллективизации. Автор повествует о событиях, перевернувших привычный уклад в семье деда Гаврилы.

Этот человек потерял своего единственного сына, который воевал с красноармейцами. Но родители не могут смириться с потерей сына: они продолжают его ждать, справляют ему обувь, одежду. Они замкнулись в своем горе и ненависти к новой власти, которая заметно зреет в душе Гаврилы.

Как-то раз в их дом постучались продразверсточники. Слишком уж нагло и уверенно, как показалось деду, вели они себя. Зол был он на новую власть, да делать было нечего – и пришлось Гавриле вести их к гумну. По дороге напали на большевиков незнакомцы (дед догадался, кто это были) и порубили их.

К вечеру только пришел дед в себя и решил посмотреть, живы ли они, хотя никакой надежды не было: жестоко обошлись с ними налетчики (зачитать фрагменты текста). Каково же было удивление Гаврилы, когда у того, самого наглого и нахрапистого, он смог прощупать тоненькую ниточку пульса. Пригляделся к нему Гаврила хорошенько: молоденький паренек, над верхней губой едва пушок пробивается, и нет тех колючих льдинок в глазах-буравчиках. Такая жалость сковала сердце Гаврилы, что не смог он оставить беззащитную , едва теплившуюся жизнь вот здесь, на гумне, словно распятую

Унес Гаврила паренька в дом и стал вместе со старухой выхаживать незнакомца. Не сговариваясь с женой, они продолжали трудную и молчаливую борьбу со смертью, что кружила над их гостем. А тот не сразу поправлялся: уж слишком сильно повредила члены казацкая шашка. Спустя несколько недель стал приподниматься с постели, волочить ноги по дому, а потом и на крыльцо выходить. И как-то само собой получилось, что старики отдали парню, которого назвали именем погибшего сына, всё «приданное», что готовили Петру. Не поскупились старики и на ласку и заботу, которым вот уж который год не давали выхода. И паренек привязался к ним. Все, казалось, складывалось как нельзя лучше, да вот пришло письмо-весточка в их дом, и задумался крепко Петро-Николай, почернел аж весь. А звали его вновь на завод, который практически взрастил юношу, восстанавливать разрушенное производство. Не мог Петр ответить отказом – сам себя тогда проклял бы: «Всё положили люди за завод…Голодают, а семьями едут: строиться помогают. Неужели я тут отсиживаться буду?» понял тогда старик, что теряет он вновь обретенного сына, теперь уже теряет безвозвратно. И хотя сказал, чтобы тот обещал матери приезжать-навещать, понимал, что уедет его сынок навсегда.

Учитель. Произведения времен гражданской войны пронизаны жесточайшим антагонизмом . Как вы понимаете, рассказ «Чужая кровь» стоит особняком в этой галерее. Как вы считаете, почему автор так подробно рисует назревающую в душе Гаврилы ненависть к новой власти?

Ученик. В Гавриле, в первую очередь, говорили отцовские чувства. Нет, он не был богатым, зажиточным человеком (ведь ему пришлось продать двух быков, чтобы снарядить сына на войну) – единственное богатство, которое у него отняли большевики, – это его сын. Именно поэтому ненависть, а возможно, и месть наполнили жизнь этого человека смыслом.

Учитель. Так почему же так переменила старика ночь расстрела красноармейцев?

Ученик. Я думаю, что если бы не случилось той страшной ночи (ведь и старик не на шутку перепугался), Гаврила перестал бы быть человеком: это был ком ненависти. Но увидев беззащитного юнца, который буквально несколько часов назад так по-хозяйски распоряжался в его доме, он невольно сравнил его со своим сыном, также немного видевшим в жизни. Желание помочь пришло само и к старику, и к его жене.

Учитель . Какие чувства вызвал у вас герой рассказа?

Ученик. Самые противоречивые: от сострадания – до радости за вновь обретенное счастье, смысл жизни – и безысходности перед грозящей потерей любимого человека.

Учитель. Как трактуется в словаре слово СОСТРАДАНИЕ?

Словарная работа.

СОСТРАДАНИЕ – жалость, сочувствие, вызываемые чьи-нибудь несчастьем, горем.

МИЛОСЕРДИЕ готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.

Учитель. Какие высказывания о нелегком, но глубоко нравственном выборе вы подобрали?

Реализация домашнего задания.

(Обсуждение высказываний)

В каждом человеке намешано всего понемножку, а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь одно на поверхность.

А. и Б. СТРУГАЦКИЕ

Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.

БАЛЬЗАК Оноре де

Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант - это развитие природных склонностей, то твердая воля - это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями….

БАЛЬЗАК Оноре де

Давайте верить в то, что сила – на стороне правды; и пусть эта вера поможет нам исполнить наш долг так, как мы его понимаем.

А. ЛИНКОЛЬН

Учитель. Думаю, вы согласитесь, что жизнь старика Гаврилы изменил случай, и не будь Николая, вряд ли проснулись чувства в сердцах стариков. Каким же вы увидели «чужака»?

Ученик. Судя по тому скудному описанию, что дает молодому человеку Шолохов, герою не более двадцати лет, но он уже успел пройти путь молодого революционера. Он знает, что классовая борьба еще не закончена, но его не страшат испытания. Николай молод, полон сил. Но как многие заметили, несмотря на свинцовые нотки в голосе и жесткий взгляд, ему не чуждо ничто человеческое: так же, как и многие его современники немного любви, ласки и теплоты пришлось ему испытать. И всё же, обретя семью, почувствовав заботу близких людей, он вынужден отказаться от этого: не пришло еще время. Петр также привязался к старикам и понимает, какую боль наносит им своим отъездом (он совершенно изменился в последние дни), но не может поступиться своей совестью и прощается с ними. Он делает свой, пусть и нелегкий, выбор.

Учитель. Сцена прощания написана с такой высокой эмоциональностью, что ком в горле сжимается, когда читаешь эти строки… (зачитывается фрагмент текста). Как вы считаете, почему же рассказ назван именно так: «Чужая кровь»?

Ученик. На первый взгляд, может показаться, что Гаврила и Николай так и не стали близкими, родными людьми (ведь последний уходит из родного дома, которого у него, скорее всего, не было). Но это не так. Я думаю, что люди, придерживающиеся разных взглядов, относящие себя к различным лагерям и считающиеся противниками, могут переступить через понятие «кровь» - а в то время даже кровное родство не признавалось – и стать самыми что ни наесть родными. И на первом месте здесь уже будет не политика, а правда жизни.

Завершающие слова учителя. Вы правы, ребята. Вы взрослеете и скоро станете принимать серьезные, ответственные решения. Очень хотелось бы, чтобы перед вами стояли образы героев Шолохова, которые не теряют человечности даже в вихре гражданской войны. Каким суровым испытаниям ни подвергала бы вас жизнь, вы должны помнить, что истинное уважение заслуживают люди, способные выстоять в трудное время, не идти против совести, не плакаться, а вынести все удары судьбы и поддержать других. А закончить наш урок мне хотелось словами тонкого знатока человеческой души Николая Васильевича Гоголя: «Мир как водоворот ; движутся в нем вечно мнения и толки, но всё перемалывает время: как шелуха, слетают ложные и, как твёрдые зерна, остаются неподвижные истины».

Демонстрируются кадры из кинофильма «Офицеры».

Рассказы

  • Тема: творчество Н. Носова. Рассказы: «Фантазеры», «Огородники», «Замазка», «Мишкина каша», «Огурцы»
  • Урок внеклассного чтения во 2 классе «Рассказы о животных в творчестве русских писателей»
  • «Колымские рассказы» В. Шаламова и поэтика постимпрессионизма

Изучая краткое содержание работы Шолохова, мы видим казака Гаврилу и историю о том, как он снарядил своего единственного сына Петьку на фронт. Ждет он с женой его возвращения, вот только не дождутся. Петька убит на поле боя. Не верят старики в данную весть, верят что Петя вернется. Берегут все его вещи. Время идет, а сына нет. Парень пропал без вести, а в Филипповку приходят красные. Вся жизнь перевернулась, появилось еще больше седины на висках, ведь в смерти сына старики винят именно их. Так и коротали бы они со старухой свои дни в полуразвалившемся хозяйстве, но случай перевернул всю их жизнь.

Во дворе Гаврилы между продотрядниками и казаками произошла стычка, во время которой казаки расправились с красноармейцами. Среди них казак нашел тело парня, чей возраст совпадал с их погибшим ребенком. Он был в тяжелом состоянии. Старики выходили его, а позже привязались к нему настолько, что стали считать своим сыном, несмотря на то, что в нем чужая кровь. Называли они его Петькой, предложив остаться навсегда. Николай обещал подумать над предложением и пожить пока до лета. С приобретением нового чужого ребенка, жизнь стала ярче, вот только приносят им письмо, где парня зовут на завод, обратно на Урал. И Николай принимает страшное для стариков решение, уезжать. Расставание было горестным и печальным, ведь старики вновь лишались человека, который заменил им родную кровинушку.

Анализируя работу Чужая кровь дальше, мы видим поднятую автором тему преемственности поколений, которая является основой человеческой жизни. Каждый человек стремиться оставить свой след, передав все созданное своим потомкам. Только осознавая, что после тебя остается наследник, человек может быть по-настоящему счастлив, его жизнь приобретает смысл. Вот поэтому, когда сын не вернулся с фронта, основы жизни стариков стали рушиться, ведь незачем было Гавриле поддерживать дома и постройки. По этим же причинам зародилась и любовь стариков к чужому ребенку. Доброта и милосердие побеждает классовую ненависть к людям, которые нарушили казачьи устои.

Жаль только, что Николай не остается у Гаврилы. Его классовое сознание оказалось сильнее человеческих чувств, вот он и уезжает на завод, что манит его, уезжает, чтобы и дальше служить революции.

Чужая кровь герои рассказа

Говоря о произведении Шолохова и его героях, мы видим насколько точно удалось автору передать их образы, отражая их характеры и качества.

Рассказы «Червоточина» («разлом» богатой семьи), «Прод-комиссар» (сын не останавливает расстрел отца) продолжают ту же тему: «одного роду, но не одного класса» люди.

Одно из важнейших достижений молодого Шолохова – от­крытие души простого казака, в которой он находит черты ис­тинной человечности, красоты, продолжая тем самым тради­цию классической литературы в решении темы «маленького че­ловека», но уже на своем особом, донском материале.

Рассказ «Чужая кровь» словно предсказывает нам будущего Шолохова. Главное здесь – глубокий психологизм в обрисовке характера старого Гаврилы и его жены. Шолохов сумел передать сложную гамму чувств, их движение. Вначале – «вынашивал, кохал, нянчил ненависть» к красным, назло надевал погоны, шаровары с лампасами, кресты и медали. Дрогнуло сердце от ужаса расправы над продотрядом и от жалости к белокурому продотряднику – мальчишка еще, ровесник погибшему сыну… Горе, ненависть, озлобление постепенно отступают перед лю­бовью к спасенному юному продкомиссару: «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного»… «Слезы закипали в груди» от жалости и тревоги, когда ухаживал за ра­неным. «Невыплаканную любовь» перенесли старики на нового Петра, радовались, когда он впервые произнес «отец». С пора­зительной силой передана трагедия расставания: старик «угло­вато осунулся» и не выдержал: «Прощай, родимый! Солнышко ясное без тебя у нас…» – и, кривя мокрое от слез лицо, резко, до крика, повысил голос: «Подорожники не забыл, сынок?.. Ну, прощай!.. Прощай, сынушка!» – а в груди рыдало невып­лаканное слово «Не верится!». Итак, в «Донских рассказах» уже обнаружились важнейшие черты Шолохова-художника:

– правда, суровая, подчас жестокая, умение показать ост­рые жизненные конфликты;

– внимание к простому человеку, к образам живых людей (об этом шел спор в литературе 20-х годов);

– особый язык (разговорный, с использованием элементов донского диалекта, фольклорных мотивов, например, песня в «Чужой крови», параллели с животным миром), индивидуали­зация речи героев, юмор;

– особая роль пейзажа (например, образ непаханой, запу­щенной земли в «Чужой крови»; «Днями летними, погожими, в степях донских, под небом густым и прозрачным звоном се­ребряным вызванивает и колышется хлебный колос. Это перед покосом, когда у ядреной пшеницы гарновки ус чернеет на ко­лосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти» («Алешкино сердце»).

«Донские рассказы» свидетельствовали о несомненной та­лантливости молодого писателя. И в то же время Шолохов еще не поднялся в них над уровнем большинства произведений 20-х годов, в которых ожесточенное классовое противостояние при­нималось как нечто естественное и закономерное, не подлежа­щее сомнению.

Сюжеты большинства произведений несложны, они отлича­ются резкой контрастностью изображения (наши – не наши) и такой же однозначностью авторской позиции, что влияет на подбор художественных средств. Поэтому в «Донских рассказах» нет и еще не могло быть того многостороннего охвата жизни во всей ее сложности, разнообразии и трагизме, того осознания самоценности человеческой личности, которые будут присущи «Тихому Дону».

Здесь искали:

  • чужая кровь краткое содержание
  • Червоточина шолохов краткое содержание
  • червоточина краткое содержание

Война – это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое целое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали всё для победы над врагом, был ли это Батый, Наполеон или Гитлер. Находились во все времена предатели и трусы, но это была капля в море. Войны эти были освободительными, когда народ вставал на защиту своего Отечества. Но были и другие войны, более масштабные, вошли в историю под названием мировых. Наша многострадальная Родина прошла ещё одну войну – Гражданскую, войну, которая разделила нашу страну на два враждующих лагеря. На мой взгляд, это самая большая беда. Если есть один общий враг для всего народа, то и правда для всех одна. В Гражданскую войну были две правды – старая и новая. И обе стороны были правы по-своему. Это война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестёр, сделала врагами совершенно близких и родных людей.

М. Шолохов, будучи очевидцем и участником Гражданской войны, видел, что она несёт страшное зло в человеческий мир прежде всего потому, что она калечит души.

Писатель, поражённый разливом жестокости, несоблюдением главных заповедей Божьих, заново переосмысливает все увиденное им. Так появляются «Донские рассказы».

В своей работе мы попытались проанализировать рассказы, вошедшие в сборник, и установить, какое настроение – оптимистическое или пессимистическое – несут финальные сцены рассказов. Для этого мы решили использовать два наиболее ярких, на наш взгляд, рассказа «Жеребёнок» и «Чужая кровь». Итак, что же победит: жизнь или смерть?

В рассказе «Жеребёнок» на первое место выдвигается животворящий народный быт, который сопротивляется безумию войны и является опорой человеческого в человеке. В самом начале заявлена антитеза: только что родившегося жеребёнка охватывает ужас жизни на земле. «Вонючий град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и, слегка окропив землю, заставил мать жеребёнка – рыжую Трофимову кобылицу – вскочить на ноги и снова с коротким ржанием привалиться вспотевшим боком к спасительной куче».

Но этот ужас снимается вечной и неизбывной материнской лаской. Она сильнее всякого разрушения и смерти. Это рождение новой жизни даёт возможность воспринять одному из главных героев Трофиму, который в начале рассказа довольно равнодушно задаётся вопросом: «Убить его?», а в конце – жертвует своей жизнью, ради спасения жеребёнка. Таким образом, М. Шолохов подчёркивает бессмысленность Гражданской войны. Трофим, делая свой выбор, знал, что белоказаки его не пощадят. И, тем не менее, отдал жизнь за «меньшого брата». Что толкнуло его на этот поступок? Мысль о необходимости убить жеребёнка приходит в голову и эскадронному, ход суждений которого доходит до комизма: «Я даже не понимаю, Трофим, как ты мог допустить? В разгар Гражданской войны и вдруг подобное распутство» Однако, жизнь сопротивляется всем уздечкам, которые хотели на неё накинуть воюющие стороны. И, прежде всего, противится этому человеческая душа. «На крыльце сидел эскадронный в сопревшей от давнишнего пота рубахе. Пальцы, привыкшие к бодрящему холодку револьверной рукоятки, неуклюже вспоминали забытое, родное – плели фасонистый половник для вареников».

Разрушительное начало Гражданской войны бессильно перед созидающим бытом, герои М. Шолохова сопротивляются злу войны через возврат к трудовым, исконно крестьянским занятиям. Эскадронный решает пощадить жеребёнка – на нём ещё придётся пахать. Спор войны и мира, жизни и смерти драматизирован, сгущён до символики. Жеребёнок мешается в бою, он будит жалость, а этого на войне не полагается, и судьба жеребёнка вроде бы оказывается решённой. Хотя беззащитный жеребенок, по сути, мог бы выступить примиряющим началом в борьбе красных и белых, дал же приказ казачий офицер не стрелять в Трофима, и никто его не нарушил. И Трофим бросается спасать жеребёнка вопреки своим и чужим доводам о необходимости его «сничтожить».

«Крик над водой был тонок и отточен, как жало шашки, Полоснул он Трофима по сердцу, и чудное сделалось с человеком: пять лет войны сломал, сколько раз смерть по-девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел под красной щетиной бороды, побелел до пепельной синевы – и, ухватив весло, направил лодку против течения, туда, где в коловерти кружился обессилевший жеребёнок, а в саженях десяти от него Нечепуренко силился и не мог повернуть матку, плывущую к коловерти с хриплым ржанием».

Жеребёнок спасён. Но Трофим убит казачьим офицером выстрелом в спину. Финал показывает, что, несмотря на все смерти, рано или поздно победит жизнь, чего бы это ни стоило.

Автор был далёк от иллюзии скорого разрешения конфликта. Любить врага и не мстить ему – эта заповедь стала актуальнейшей в годы войны. Но подняться до её исполнения было дано не многим, в народной массе она не восторжествовала. Только отдельные личности своим примером указывали путь выхода из тупика, смертельного тупика самоуничтожения. Таким был дед Гаврила из «Чужой крови».

Рассказ «Чужая кровь» является венцом донского цикла в плане нравственной проблематики. Символично его начало, определяющее движение времени по православному церковному календарю.

«В филипповку, после заговенья, выпал первый снег». Первая фраза уже задала тон повествованию. Провожая сына на войну с красными, справил его дед Гаврила на славу, наказал служить так, как в старину его деды-прадеды служили царю.

Уходя, Петро берёт с родимого база горсть земли, а дед Гаврила нянчит в душе ненависть и злобу к большевикам. Автору близка и дорога верность героя вольному духу казачества, его несломленность и бесстрашие: «Вешал на грудь медали и кресты, полученные за то, что служил монарху верой и правдой; шёл по воскресеньям в церковь, распахнув полы полушубка, чтоб все видали».

М. Шолохов даёт выразительную картину фронтовых будней гражданской войны, когда у старика всех нажитых трудом лошадей забрали сначала казаки, потом красные, а последнюю «купили» махновцы за пару английских обмоток. Так что основания у деда Гаврилы ненавидеть новую власть были веские. Они ещё более укрепились, когда узнал дед о гибели единственного сына.

«А ночью, накинув полушубок, вышел во двор, поскрипывая по снегу валенками, прошёл на гумно и стал у скирда.

Из степи дул ветер, порошил снегом; темень, чёрная и строгая, громоздилась в голых вишнёвых кустах.

Потом лёг плашмя на притоптанный возле скирда снег и тяжело закрыл глаза».

Продразвёрстка ещё более подлила масла в костёр стариковского горя. Но когда Гаврила увидел своего врага поверженным и беззащитным, в нём вместо ненависти проснулось совсем иное – жалость. Казак, воспитанный в духе религиозной морали, оказывается верным ей и в самый тяжёлый, трагически запутанный момент Гражданской войны. Бесплодная ненависть сменяется жалостью, а потом – и любовью. Дед Гаврила победил в себе дух зла и тем самым указал путь и своему приёмному сыну – путь взаимного прощения, незлобия и покаяния. И теперь город, завод – чуждая, враждебная сила, связанная с новой властью, - отнимают и второго сына у стариков. Гаврила смиренно отпускает от себя Петра. Мы думаем, что революция разрушает семью, Шолохов не строит никаких иллюзий: «Не вернётся!».

М. Шолохов приходит к идее необходимости морали: любите врагов своих. Своей художественной вершины эта мысль достигает в рассказе «Чужая кровь».

В ужасной кровопролитной войне люди в окопах умирали «безобразно просто». А кто виноват в бессмысленной вражде? Почему люди должны гибнуть, так и не узнав правды.

Но несомненным кажется нам, что жизнь победила в этом противостоянии. В рассказе «Жеребёнок» автор утверждает идею постоянного обновления жизни. Рождение жеребёнка – символ приближающегося будущего, светлого, а не горького. Оставшийся в живых жеребёнок – олицетворение новой жизни, даже после стольких убийств у людей есть будущее, поэтому они должны бороться за свое него.

Потеряли нравственные ориентиры люди, убивает отец сына в «Родинке», сын отца в «Продкомиссаре» муж жену, оставляя сиротой ребёнка в «Коловерти», отец своих детей в рассказе «Семейный человек». Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться.

www.hintfox.com

Анализ рассказа М.А.Шолохова «Чужая кровь»

Рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь» открывается по­этичной картиной зимней донской степи. Уже в этом неболь­шом описании читатель угадывает ключевой эпитет - «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все вре­мя думает о сыне, пропавшем в войну без вести.

По старинным казачьим обычаям снарядил Гаврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с се­ребряным набором - дорогую семейную реликвию, из поколе­ния в поколение передававшуюся от отца к сыну - своеобраз­ный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.

С пропажей сына пришло в упадок у Гаврилы все хозяйст­во: «Рушились сараи, ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по- своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка».

С болью пишет М.А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно и достойно выполнил свой долг перед родиной. А в ста­рости. оказалось, что нет у него ни моральных, ни материаль­ных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять.

Символом горя и запустения в рассказе становится образ тиши­ны, расплетавшейся по хате «незримой кружевной паутиной».

Мучаясь и плача по ночам, Гаврила и его жена заставляют себя верить в то, что сын вернется. Шьют ему папаху и полу­шубок, берегут от моли мундир. Но проходит время, и надеж­ды на то, что Петро вернется, остается все меньше и меньше. Символом быстротечного хода времени, как и во многих дру­гих произведениях М.А. Шолохова, в рассказе «Чужая кровь» становится течение Дона. Автор при этом использует харак­терный для устного народного творчества прием параллелиз­ма: «Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень про­зрачно-зеленая, всегда торопливая».

Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.

Во время продразверстки забирают у Гаврилы пшеницу. Прямо во дворе у него происходит стычка, в ходе которой кубанские казаки нападают на продотрядников и убивают председателя. Так в мирную жизнь хуторян входят реалии братоубийственной борьбы. Глядя на мертвые тела, Гаврила понимает, что кого-то из этих продотрядников тоже не дож­дутся домой старики. Внезапно обнаруживается, что один из красноармейцев еще жив. Осознав это, Гаврила забывает про личное горе, про убитого красными сына и спасает парня. Вы­хаживая больного, дед мучается: в душе его происходит борь­ба ненависти с жалостью. Постепенно Гаврила и его жена привязываются к спасенному Николаю, который напоминает им погибшего Петра. Отдают ему сшитую для сына одежду. Выясняется, что у парня тоже никого нет: отец умер, а мать его бросила в детстве. Постепенно старики привязываются к спасенному красноармейцу все больше и больше. Он даже на­чинает заслонять образ погибшего сына. Вдруг Николаю при­ходит письмо с далекого Урала: его зовут на родной завод. Старик понимает, что парень не будет вместо Петра пахать донскую землю. Тяжело переживает Гаврила прощание с при­емным сыном, когда тот решает уехать. «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас», - говорит он ему на прощанье. Так, едва обретя утраченного сына, старики вновь теряют его.

Солнце - один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.

Рассказ «Чужая кровь», несомненно, помогает постичь суть и последствия гражданской войны. Однако социально- исторический аспект нельзя отделить в нем от общефилософ­ского содержания. Для М.А. Шолохова важно показать тему преемственности поколений как основу всего человеческого бытия. Человек может быть счастлив, лишь осознавая, что вся его жизнь оставит на земле определенный след, все лучшее, что создано им, будет наследовано потомками. Потребность в продолжении рода - одна из важнейших потребностей чело­веческой жизни. И еще одна связанная с этим понятием тема важна в рассказе - тема бескорыстной родительской любви, неиссякаемого источника доброты на свете.

uchitel-slovesnosti.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАЛЬНЫХ СЦЕН В РАССКАЗАХ М. ШОЛОХОВА «ЖЕРЕБЕНОК И «ЧУЖАЯ КРОВЬ»

Катан Валерия

Ослоповская Лия

11 класс, школа № 6, РФ, г. Новый Уренгой

Ратникова Инна Эдуардовна

научный руководитель, учитель русского языка и литературы школа № 6, РФ, г. Новый Уренгой

Введение.

Война - это большая беда для любого человека. Во время войны люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали все для победы над врагом. Всегда находились предатели и трусы, но их количество это была каплей в море. Во время освободительных войн народ вставал на защиту Отечества. Если есть один общий враг для всего народа, то и правда для всех одна. Этим и была страшна Гражданская война - тем, что были две правды: старая и новая. И обе стороны были правы по-своему. Эта война сделала врагами не только бедных и богатых, но и родителей и детей, братьев и сестер, близких и родных людей. Великие исторические перемены в жизни народа М. Шолохов прослеживает на многочисленных судьбах людей, живущих на берегах реки Дон, где борьба за советскую власть приняла особенно острые формы.

Предмет исследования: содержание финальных сцен рассказов М. Шолохова «Жеребенок» и «Чужая кровь».

Цель: определение смысла жизни в условиях Гражданской войны, возможности существования морали: любите врагов своих.

Методы исследования: описательный, наблюдение, анализ, классификация и систематизация.

1. Определение символики войны и мира, жизни и смерти.

2. Изучение картин фронтовых будней Гражданской войны.

3. Исследование правил религиозной морали.

4. Анализ нравственных ориентиров людей в условиях Гражданской войны.

Основная часть.

B рассказе «Жеребенок» на первое место выдвигается животворящий народный быт, который сопротивляется безумию войны и является опорой жизни человека. В самом начале рассказа заявлена антитеза - только что родившегося жеребенка охватывает ужас жизни на земле: «…Вонючий град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и, слегка окропив землю, заставил мать жеребенка - рыжую Трофимову кобылицу - вскочить на ноги и снова с коротким ржанием привалиться вспотевшим боком к спасительной куче…» . Но этот ужас снимается вечной и неизбывной материнской лаской. Она сильнее всякого разрушения и смерти. Рождение новой жизни дает возможность понять это одному из главных героев - Трофиму, который в начале рассказа довольно равнодушно задается вопросом: «Убить его?», а в конце - жертвует своей жизнью ради жеребенка. Так M. Шолохов подчеркивает бессмысленность Гражданской войны. Трофим, делая свой выбор, знал, что белоказаки его не пощадят, но, тем не менее, отдал жизнь за «меньшого брата».

Разрушительное начало Гражданской войны бессильно перед созидающим бытом, герои М. Шолохова сопротивляются злу войны через размышления и возврат к трудовым крестьянским занятиям. Эскадронный решает оставить жеребенка в живых - на нем еще придется пахать. Спор войны и мира, жизни и смерти драматизирован, сгущен до символики. Жеребенок мешается в бою, он будит жалость, а этого на войне не полагается, и судьба жеребенка вроде бы оказывается решенной. Но Трофим бросается спасать его вопреки своим и чужим доводам о необходимости его «сничтoжить».

«…Крик над водой был звонок и отточен, как жало шашки. Полоснул он Трофима по сердцу, и чудное сделалось с человеком: пять лет войны сломал, сколько раз смерть по-девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел под красной щетиной бороды, побелел до пепельной синевы - и, ухватив весло, направил лодку против течения, туда, где в коловерти кружился обессиливший жеребенок…». Жеребенок спасен. Но Трофим убит казачьим офицером выстрелом в спину. Финал показывает, что, несмотря на все смерти, рано или поздно победит жизнь, чего бы это ни стоило.

Автор был далек от иллюзии скорого разрешения конфликта. Любить врага и не мстить ему - эта заповедь стала, по мнению автора, актуальнейшей в годы войны. Рассказ «Чужая кровь» является венцом донского цикла в плане нравственной проблематики . Символично его начало, определяющее движение времени по православному календарю. «В Филипповку, после заговенья, выпал первый снег». Уже первая фраза задает тон повествованию. Провожая сына на войну с красными, справил его дед Гаврила на славу, наказал служить так, как в старину его деды-прадеды служили царю. Уходя, Петро берет с родного база горсть земли, а дед Гаврила нянчит в душе ненависть и злобу к большевикам. Автору близка и дорога верность героя вольному духу казачества, его несгибаемость и бесстрашие.

М. Шолохов дает выразительную картину фронтовых будней Гражданской войны, когда у старика всех нажитых трудом лошадей забрали сначала казаки, потом красные, а последнюю «купили» махновцы за пару английских обмоток. Так что основания для ненависти к советской власти были веские. Они еще более укрепились, когда узнал дед о гибели единственного сына. «…А ночью, накинув полушубок, вышел во двор, поскрипывая по снегу валенками, прошел на гумно и стал у скирда. Из степи дул ветер, порошил снегом; темень черная и строгая, громоздилась в голых вишневых кустах.

Потом лег плашмя на притоптанный возле скирда снег и тяжело закрыл глаза…».

Продразверстка подлила масла в костер стариковского горя. Но когда Гаврила увидел своего врага поверженным и беззащитным, в нем вместо ненависти проснулась жалость. Казак, воспитанный в нормах религиозной морали, оказывается верным ей и в самый тяжелый, запутанный момент войны. Бесплодная ненависть сменяется жалостью, а потом-любовью. Дед Гаврила победил в себе дух зла и тем самым указал путь и своему приемному сыну - путь взаимного прощения и покаяния. И теперь город, завод - чуждая, враждебная сила, связанная с новой властью, - отнимают и второго сына стариков. Гаврила смиренно отпускает Петра.

Заключение.

По нашему мнению, идея необходимости морали М. Шолохова - любите врагов своих - достигает художественной вершины в рассказе «Чужая кровь». В ужасной кровопролитной войне люди в окопах умирали «безобразно просто». А кто виноват в бессмысленной вражде? Но победила в этом противостоянии, несомненно, жизнь. В рассказе «Жеребенок» автор утверждает идею постоянного обновления жизни. Рождение жеребенка - символ приближающегося светлого будущего. Оставшийся в живых жеребенок - олицетворение новой жизни, за которое стоит бороться.

Во время Гражданской войны люди теряют нравственные ориентиры: отец убивает сына, муж убивает жену. Но изменить мир человек не может. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, тогда мир постепенно начнет очищаться. В своих рассказах М.А. Шолохов осуждает войну: она, по его мнению, величайшее зло…

Список литературы:

  1. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М.: Современник, 1995. - 412 с.
  2. Шолохов М.А. Донские рассказы. Красноярск.: Речь, 1997. - 156 с.

sibac.info

"Донские рассказы" М.А.Шолохова

Урок литературы в 11 классе

«Донские рассказы» М.А.Шолохова

Васильева Людмила Ивановна

ТЕМА. «В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата»

ЦЕЛИ. Обратить внимание учащихся на один из трагических периодов истории России. Помочь увидеть с позиции сегодняшнего дня правдивое слово писателя, слово о человеке в период гражданской войны.

– Рассмотреть понятие «война» с нравственно-религиозной и социальной точек зрения, осудить братоубийственные усобицы, изображённые М.А.Шолоховым в рассказах «Родинка», «Продкомиссар», «Шибалково семя», «Чужая кровь»;

– «развивать то, что есть в душе» (В.Непомнящий): формировать систему нравственных ценностей;

– вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;

– воспитывать уважение к природе и фольклору родной страны;

– развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения.

Эпиграф к уроку:

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.

Демокрит

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

План урока

1. Вступительное слово учителя. Обращение к первому эпиграфу урока. Определение целей урока.

3. Анализ рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”. На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические, тонкие и толстые вопросы; следующие формы работы: фронтальная и индивидуальная.

4. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

5. Домашнее задание (Прием “Незаконченное предложение”).

1. Вступительное слово учителя.

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.

Актуализация знаний учащихся.

Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения? Ответ: это вооруженная борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками.

Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?

Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

Свое отношение к гражданской войне вы выразили в синквейнах. Представьте их.

Промежуточный вывод. Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, ненасытным Молохом требуя жертв, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо в этом отношении замечание греческого философа Демокрита.

Обращение к первому эпиграфу урока.

В произведениях каких писателей, поэтов нашла свое отражение тема гражданской войны? Ответ: М. Булгаков Белая гвардия”; Б. Пильняк “Голый год”, “Повесть непогашенной луны”; Д. Фурманов “Чапаев”; А. Серафимович “Железный поток”; И. Бабель “Конармия”; А. Фадеев “Разгром”; М. Волошин “Усобица”; М. Цветаева “Дон”, “Москве”, поэма “Перекоп”; Д. Бедный “Проводы”.

Определение целей урока.

Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова.

Наша цель – выявить концепцию (систему взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений.

2. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних произведениях.

“Донские рассказы” были опубликованы в 1926 году. Их автор М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. А затем – реальность другой жизни.

Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром.

“Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор

Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу “Молодая гвардия”, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”.

Итак, мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова.

4. Анализ рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”.

1) Анализ рассказа “Родинка”.

· Как вы думаете, можно ли по первым строкам “расшифровать” рассказ, то есть определить, о чем он и как закончится? Ответ: рассказ с первой строчки будто дымится кровью. Он словно начинается невидимой смертью – ликвидацией банды. И если произведение начинается смертью, то смертью и закончится. Зло порождает зло.

· Обратите внимание на детали: “баранья кость”, “лошадиный пот”. Что они означают? Ответ: “баранья кость” - своеобразный символ чего-то звериного, нечеловеческого, которое будто бы наваливается на нас с первой строчки рассказа; а “лошадиный пот” - символ загнанности в произведении.

· Кто чувствует себя загнанным в рассказе? Ответ: главные герои: Николка и его отец, атаман банды.

· Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве? Ответ: жизнь Николки Кошевого, эскадронного командира, выбилась из привычного русла, привычной нормы. Об этом свидетельствует портрет героя. Шолохов подчеркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война. “Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая”. (А ему 18 лет). В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.

· О чем думает Николка? Ответ: “Опять кровь – уморился так жить – опостылело все”.

· Какой мотив возникает в размышлениях героя? Ответ: мотив очерствения души. Антиподом юного героя становится Атаман банды – родной отец Николки.

· Как раскрывается душевное состояние Атамана?

· Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы? Ответ: “Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной”,- пишет Шолохов об Атамане. Это же очерствение души, одичание подчеркивается и сравнением атамана с волком. “Ведет Атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно”. Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего Атаманом банды. “Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы”.

· Что общего между жизни Николки и Атамана? Ответ: их жизнь выбилась из привычного русла, они “загнаны”.

· Почему? Ответ: герои оторвались от своей прежней жизни, своих традиций.

· Каков центральный конфликт рассказа? В чем его трагизм? Ответ: конфликт между белыми и красными уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.

· Когда этот конфликт достигает своей кульминации?

· Как осознается Атаманом убийство Николки? Ответ: убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознается героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью.

· Какие литературные ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода?

Промежуточный вывод. М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

В чем, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова “родинка”. Ответ: Слово “родинка” имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово “родинка” своим корнем связано со словами, означающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.

Обращение к читательскому опыту учащихся. Драматический раскол казачьего мира, казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов М. Шолохова.

Назовите эти рассказы. Ответ: рассказы “Семейный человек”, “Продкомиссар”, “Бахчевик”. И если в рассказе “Родинка” детоубийство – трагическая случайность, то в этих рассказах детоубийство и отцеубийство – сознательный выбор героев.

Промежуточный вывод. Во многих ранних рассказах М. Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения. А именно в этой христианской, всепрощающей любви М. Шолохов видит спасение от полного расчеловечивания. И примером тому служит рассказ “Чужая кровь”.

2) Анализ рассказа “Чужая кровь”.

· Что общего в рассказах “Родинка” и “Чужая кровь”, чем они различаются?

· Кто из героев рассказа “Чужая кровь” проходит трудный путь вочеловечивания?

· Какие качества, черты русского национального характера воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы? Ответ: в образе главного героя воплотились такие качества, как стойкость, мудрость, приверженность традициям, отцовская любовь к сыну, всепрощение и гуманизм.

· В каких эпизодах они проявляются?

· Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая Косых, девятнадцатилетнего продкомиссара?

· Сформулируйте идею рассказа.

5. Подведение итогов урока.

Какова концепция гражданской войны в “Донских рассказах” М. Шолохова?

Заключительное слово учителя. Гражданская война предстает в “Донских рассказах” М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.

Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.

6. Домашнее задание.

Письменно закончите предложение “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова - …”, раскрыв концепцию гражданской войны в ранних рассказах М. А. Шолохова.

Рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь» открывается по­этичной картиной зимней донской степи. Уже в этом неболь­шом описании читатель угадывает ключевой эпитет - «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все вре­мя думает о сыне, пропавшем в войну без вести.

По старинным казачьим обычаям снарядил Гаврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с се­ребряным набором - дорогую семейную реликвию, из поколе­ния в поколение передававшуюся от отца к сыну - своеобраз­ный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.

С пропажей сына пришло в упадок у Гаврилы все хозяйст­во: «Рушились сараи, ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по- своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка».

С болью пишет М.А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно п достойно выполнил свой долг перед родиной. А в ста­рости. оказалось, что нет у него ни моральных, ни материаль­ных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять.

Символом горя и запустения в рассказе становится образ тиши­ны, расплетавшейся по хате «незримой кружевной паутиной».

Мучаясь и плача по ночам, Гаврила и его жена заставляют себя верить в то, что сын вернется. Шьют ему папаху и полу­шубок, берегут от моли мундир. Но проходит время, и надеж­ды на то, что Петро вернется, остается все меньше и меньше. Символом быстротечного хода времени, как и во многих дру­гих произведениях М.А. Шолохова, в рассказе «Чужая кровь» становится течение Дона. Автор при этом использует харак­терный для устного народного творчества прием параллелиз­ма: «Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень про­зрачно-зеленая, всегда торопливая».

Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.

Во время продразверстки забирают у Гаврилы пшеницу. Прямо во дворе у него происходит стычка, в ходе которой кубанские казаки нападают на продотрядников и убивают председателя. Так в мирную жизнь хуторян входят реалии братоубийственной борьбы. Глядя на мертвые тела, Гаврила понимает, что кого-то из этих продотрядников тоже не дож­дутся домой старики. Внезапно обнаруживается, что один из красноармейцев еще жив. Осознав это, Гаврила забывает про личное горе, про убитого красными сына и спасает парня. Вы­хаживая больного, дед мучается: в душе его происходит борь­ба ненависти с жалостью. Постепенно Гаврила и его жена привязываются к спасенному Николаю, который напоминает им погибшего Петра. Отдают ему сшитую для сына одежду. Выясняется, что у парня тоже никого нет: отец умер, а мать его бросила в детстве. Постепенно старики привязываются к спасенному красноармейцу все больше и больше. Он даже на­чинает заслонять образ погибшего сына. Вдруг Николаю при­ходит письмо с далекого Урала: его зовут на родной завод. Старик понимает, что парень не будет вместо Петра пахать донскую землю. Тяжело переживает Гаврила прощание с при­емным сыном, когда тот решает уехать. «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас», - говорит он ему на прощанье. Так, едва обретя утраченного сына, старики вновь теряют его.

Солнце - один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.

Рассказ «Чужая кровь», несомненно, помогает постичь суть и последствия гражданской войны. Однако социально- исторический аспект нельзя отделить в нем от общефилософ­ского содержания. Для М.А. Шолохова важно показать тему преемственности поколений как основу всего человеческого бытия. Человек может быть счастлив, лишь осознавая, что вся его жизнь оставит на земле определенный след, все лучшее, что создано им, будет наследовано потомками. Потребность в продолжении рода - одна из важнейших потребностей чело­веческой жизни. И еще одна связанная с этим понятием тема важна в рассказе - тема бескорыстной родительской любви, неиссякаемого источника доброты на свете.



Похожие статьи