Компоненты входящие в политическую систему. Понятие, структура и типология политических систем

  • 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
  • 9. Функции юридической практики.
  • 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
  • 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
  • 1. По сфере применения
  • 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
  • 12. Всеобщие методы.
  • 13. Общенаучные методы.
  • 14. Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
  • 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
  • 17. Структура власти.
  • 18. Виды власти.
  • 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
  • 4) По отношению к политике
  • 5) По способу организации
  • 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
  • 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
  • 19. Понятие и свойства государственной власти.
  • 20. Догосударственное общество
  • 3. Социальные нормы.
  • 21. Предпосылки происхождения государства и права.
  • 22. Многообразие теорий происхождения государства и права.
  • 23. Современная наука о происхождении государства и права.
  • 24. Основные закономерности развития государства и права.
  • 25. Плюрализм в понимании и определении государства
  • 26. Понятие и признаки государства
  • 27. Сущность государства.
  • 28. Социальное назначение государства.
  • 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
  • Субъекты политики
  • Классификация (виды) субъектов
  • Характеристика субъектов политики.
  • 1. Человек
  • 2. Малые группы
  • 3. Политические организации
  • 4. Общественные организации
  • 5. Элита
  • 6. Социально-политические классы
  • 7. Нации и этнические группы как субъекты политики
  • Системный подход к анализу политической жизни
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.
  • Соотношение политической системы и политической организации
  • 31. Место и роль государства в политической системе.
  • 32. Место и роль общественных объединений в политической системе.
  • 33. Виды политических систем.
  • 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
  • Соотношение с задачами и целями
  • Алгоритм:
  • 35. Виды функций
  • 36. Формы осуществления функций
  • 37. Методы осуществления функций государства
  • 38. Функции Российского государства, их эволюция
  • 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
  • 40. Принципы организации аппарата современного государства.
  • 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
  • 42. Структура аппарата современного государства
  • 3. Законодательные органы
  • 4. Исполнительные органы
  • 5. Судебные органы
  • 43. Понятие и элементы формы государства.
  • 44. Форма правления.
  • 45. Форма государственного устройства.
  • 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
  • 2. По способу централизации федерации делятся на:
  • 3. По положению субъектов федерации:
  • 4. По наличию права выхода из федерации:
  • 5. По способу образования:
  • 46. Межгосударственные союзы.
  • 47. Политический режим
  • Политический и государственный режим: соотношение
  • Демократический режим
  • Тоталитарный режим
  • Авторитарный режим
  • 48. Соотношение элементов формы государства.
  • 49. Форма современного российского государства
  • 2 Точки зрения
  • 50. Подходы к классификации государств.
  • 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
  • 51. Формационный подход к типологии государства.
  • 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 53. Понятие гражданского общества.
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.

    Политическая система общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функ­ционирование политической власти.

    Политическая система имеет ряд характерных черт:

    Именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

    Зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

    Обладает относительной самостоятельностью.

    По своей структуре политическая система общества состоит из пяти элементов, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности: 1) Институционный (или организационный) элемент . Выражает внешние проявления политической системы, в него входят те организации и объединения людей, которые вовне представляют политическую систему. В этот элемент входят государственные органы, общественные объединения всех организационноправовых форм (массовые движения, общественные организации, учреждения, фонды, органы общественной самодеятельности), политические партии как специфический субъект и др. Организационный элемент является главным в политической системе, он придает устойчивость политсистеме, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. 2) Нормативный элемент представляет собой нормативные основы деятельности политической системы. К нормативному элементу относятся: · Политические нормы (содержатся в уставах, программах политических партий). · Нормы права (например, Конституция РФ, Закон РФ "Об общественных объединениях Российской Федерации"). · Политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старейшим депутатом). 3) Функциональный элемент . Показывает, как действуют, функционируют на практике элементы политической системы. К нему относятся: · Политические действия (митинги, демонстрации, забастовки, собрания, сходы, шествия, пикеты и др.); · Политические процессы (процесс формирования парламента, процесс формирования общественного мнения; процессы характеризуются длительностью, протяженностью во времени, состоят из ряда последовательных действий); · Акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, одна из функций политической партии - выдвижение кандидатов в выборные государственные органы; фактическое выдвижение кандидата и будет являться актом реализации функции политической партии). 4) Идеологический элемент . Он включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в обществе. 5) Коммуникативный элемент . Представляет собой те каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы, о решениях, принимаемых теми или иными органами. Коммуникативный элемент включает в себя все виды средств массовой информации. Необходимо подчеркнуть, что понятие политической системы образуют все перечисленные элементы в совокупности, в комплексе.

    Согласно другим классификациям, компонентами политической системы общества являются: 1) Политическая организация - совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественнополитические организации и движения). То есть это субъекты политической жизни . Это, в первую очередь, политическая организация общества как совокуп­ность политических объединений общества, выража­ющих его интересы (государство, политические пар­тии, иные общественные организации и движения). В периоды активных (революционных) общественных изменений субъектами политической жизни может выступать народ, отдельные классы, нации, группы, которые являются в то же время объектом управления политической власти.

    Политическая организация общества охватывает стабильные политические организации и учреждения общества, непосредственно осуществляющие политическую власть (государство, партии, трудовые коллективы, общественные организации и массовые движения, СМИ).

    Ведущим элементом, ядром политической организации общества являетсягосударство со всеми его составляющими частями - законодательной, исполнительной, судебной властями, вооруженными силами, органами разведки, внутренних дел, прокуратурой и т. д.

    2) Политические отношения , складывающиеся между структурными элементами системы;

    Политические отношения - взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Возникают с момента, когда извечная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений осуществляется при активном участии государства.

    Характеристики политических отношений:

    возникая при активном участии сознания людей, политические отношения выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, партиями, государствами;

    влияют на многие внешние и внутренние параметры существования людей благодаря деятельному, активному характеру политических отношений. Воздействие на экономическую жизнь общества оказывается через установление приоритетов экономического развития; с помощью политических мер, действий государственного механизма можно поддержать или препятствовать развитию культуры, науки, религии, поддерживать одну систему нравственных ценностей и подавлять другие;

    главный, специфический для политики инструмент воздействия на разнообразные стороны социальной жизни - власть, принуждение, авторитетное влияние с использованием силы организации, в качестве которой могут выступать партии, союзы, государство, движения и институты, возникающие на основе объединения воли и действия многих людей, придерживающихся определенных принципов.

    3) Политические нормы и традиции , регулирующие политическую жизнь страны;

    Политические принципы и нормы, регулирующие по­литическую жизнь страны. Большинство политичес­ких норм имеют правовую форму закрепления, на­пример, многие конституционные нормы имеют ярко выраженный политический характер. Политические принципы и нормы закрепляются в Конституциях, Законах, кодексах (уголовный, процессуальный и т. д.),. подзаконных актах. Они регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное. Через политические нормы и принципы происходит формирование политического сознания и поведения граждан, соответствующего целям и задачам политической системы. Через принципы и нормы политико-властные структуры доводят до сведения общества свои цели, определяют желаемую модель поведения.

    4) Политическое сознание , отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

    Политическое сознание как осознанное отражение сферы политики субъектами политической и, в целом, социальной жизни (индивидами, группами, классами, общностями), представляющее собой совокупность соответствующих знаний, оценок и установок. Политическое сознание и политическая культура , которые также являются ведущими элементами политической системы. Складываясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, политическая культура, в свою очередь, дает знание законов и механизма осуществления политики, формирует отношение человека к политической жизни,. способствует пониманию целей и содержания политики государства. Однако провалы в политике перестройки и последующего псевдореформаторства, несбывшиеся ожидания и как следствие - разочарование широких слоев общества породили у значительного числа людей усталость, снижение интереса к политическим событиям.

    Интегративная функция политической культуры в обществе состоит в том, что она служитопорой существующей политической системы, способствует единению (или разъединению) всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации.

    5) Политическая деятельность , охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

    Политическая деятельность – это систематическое, сознательное вмешательство индивидов или социальных групп в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.

    Она выражается в конкретных политических действиях, т.е. акциях, поступках социальных субъектов с целью добиться тех или иных результатов. Ответные действия тех, чьи интересы при этом затрагиваются, называются реакцией.

    Цель политической деятельности состоит либо в укреплении существующих общественных отношений, либо в их преобразовании, либо в полном разрушении и создании иной социально-политической системы. В качестве цели рассматриваются также завоевание и удержание политической власти. Конкретное политическое действие может предусматривать более узкую задачу: создание партии или общественной организации, победу на выборах, разработку и принятие различных решений и т.п. Иногда ставится цель создания идеального социально-политического устройства. Средства и методы политической деятельности, т.е. ее приемы и способы, весьма разнообразны. К ним относят митинги, манифестации, выборы, референдумы, речи и призывы, собрания, встречи, переговоры, консультации, декреты, реформы, восстания, революции, войны и др. Выбор средств и методов политического действия зависит от особенностей политической культуры общества. Их использование, как правило, устанавливается законом.

    Результаты политической деятельности выражаются в изменениях как в политических ситуациях, так и в социально-политическом устройстве Функции политической системы разнообразны. Остановимся на важнейших их них. · Контроль за сферой распределения ценностей как ведущую функцию политической системы обеспечивает государство как главный компонент политической системы. В качестве ценностей могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга. Распределительная функция политической системы определяет пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно должно начинаться с влияния на сферу распределения, а не производства. Эта функция является предпосылкой реализации следующей функции. · Функция интеграции общества. Политическая система призвана обеспечить взаимосвязь и единство действий различных элементов структуры общества. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности. · Функция упорядочения политических процессов. Эта функция направлена на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации - фактора сохранения социальной целостности. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность политической системы. Отсутствия подобного сочетания служит причиной многочисленных деструкций в политической системе. · Функция вовлечения населения в политическую жизнь Данный перечень функций политической системы не является исчерпывающим. Важно подчеркнуть, что функции политической системы необходимо отличать от функций отдельных входящих в нее институтов (партий, государства)

    Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего, это политическое сообщество - совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления.

    Второй необходимый компонент - должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Должностные лица персонифицируют должностные посты, они - основа политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы. Существует два слоя должностных лиц. Первый - должностные лица, занимающие посты в общесистемной иерархии, имеющей более общий характер. Это президент, глава правительства, министры, глава администрации президента, губернаторы и т.п. Второй слой - лица, выполняющие исполнительную работу специального профиля, а также исполнители - посредники, т.е. чиновники, которые должны беспристрастно управлять, точно и добросовестно выполнять приказы, распоряжения, крепить государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом.

    Третий компонент - правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме.

    Четвертый компонент - территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Территория как компонент политической системы не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией - это тоже политическая система.

    Политическая система обладает определенной структурой - устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда. Политические системы традиционно патриархального типа характеризуются слабой дифференциацией. Современные политические системы отличаются сложной дифференциацией. Они имеют широкую базу структур, принимающих решения или влияющих на принятие решений: разветвленный государственный аппарат, группы интереса, политические партии, ассоциации, средства массовой информации и т.п.

    Политические структуры включают в себя различные организации, как собственно политические - государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие.

    Политические структуры - это не только организации, но и устойчивые отношения, взаимодействия различных участников политики - политических актеров, которые играют определенные роли. Депутаты парламента, судьи, избиратели, партийные функционеры - это все роли, тесно взаимосвязанные между собой в политике и составляющие структуру политической системы. Политическая система таким образом - это устойчивое взаимодействие ролевых структур.

    Политическим структурам присуща определенная устойчивость. В отличие от быстрых изменений - процессов или функций, структурные изменения происходят медленно. Быстрое преобразование политических структур или их слом характерны для периода революций и несут в себе значительные социальные издержки. Политические системы в это время отличаются нестабильностью. Антагонистические аспекты политических интересов доминируют над интеграционными.

    В политической системе социальные группы стремятся реализовать свои интересы с помощью механизма власти. Власть дает возможность конкурирующим группам распределять ценности, блага в соответствии с весомостью их влияния. Политическая сфера, как отмечал американский политолог Г.Лассуэлл, отвечает на вопросы, кто и что получает, когда и как? Конкретная политика, т.е. принятие решений и их реализация на государственном уровне, выступает общественным результатом взаимодействия между интересами и властью.

    На функционирование политической системы огромное воздействие оказывает политическая культура. Являясь носительницей фундаментальных политических знаний и ценностей, политическая культура выступает в качестве глубинного основания всего общественно-политического устройства. В политической культуре фиксируется субъективная ориентация людей на политику и власть. Именно политико-культурный феномен делает нормативно одинаковые формы государственного правления и устройства многовариантными в реальной жизни. Политическая культура может свести на нет все попытки реформ, если они не вписываются в ее контекст.

    Применяя системный подход к политике, политологи стремились дать общую теорию политической власти, раскрыть механизм ее стабильности. Модель политической системы, предложенная Д.Истоном, дает представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.

    Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

    1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т. д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от полижи и власти. j 2.. Совокупность политических институтов и орга-низаций, составляющих структуры системы: государ-во, все ступени правления от высших органов влас-ти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения пред-принимателей, группы интересов и другие).

    3. Нормативная подсистема: политические, право-вые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регулятивы политического поведения и деятельности.

    4. Функциональная подсистема: методы полити-ской деятельности. . , 5.. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

    Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, помощью которых реализуется политическая власть осуществляется управление общественной жизне - \ деятельностью людей. В составе системы - полити-ческие структуры и сообщество людей со свойствен-ным ему образом политической жизни; стилем поли-тической деятельности.

    Некоторые зарубежные политологи считают «ос - новными элементами» политической системы саму власть, а также интересы и политику, понимаемую как результат взаимодействия между властью и об - ществом. При таком подходе расширено толкование понятия «основной элемент», оно отождествляется с понятиями «признак» или «специфическая черта» системы. Смысловое содержание термина «элемент» вполне определенно: это составная часть целого (системы), чем не выступают ни власть, ни интересы, ни тем более политика.

    Политические институты - один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И тем не менее каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроля за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.

    Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую силу. Преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические вывески над новыми аппаратами еще не означают коренного изменения содержания их деятельности и взаимоотношения с государством и обществом.

    Ядро политической системы - государство. Государство выступает орудием политического господства определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепций современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительствами и народными массами»13.

    Государство - многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

    Являясь институциональным механизмом выражения всеобщих интересов или же интересов господствующих классов, государство тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. Представление их в политическом процессе осуществляют другие организации: политические партии и иные общественно-политические объединения, которые поэтому и входят в политическую систему. Причем сюда относятся также оппозиционные партии и организации. Включение последних в систему означает факт институционализации социально-политических конфликтов и свидетельствует о демократичности общества.

    Бытие государственных и иных политических институтов невозможно без их легитимации. Леги-тимационная система - неотъемлемая сторона политической системы как целого. Независимо от того, на какой Основе она построена (общей воле народа, господстве большинства, консенсусе, идеологии, традиции и т. п.), в любом варианте легитимация неразрывно связана с нормативно-правовой подсистемой и вместе с нею как бы цементирует всю политическую систему, придает ей качественную специфику. В свою очередь нормативно-правовая подсистема обеспечивает реальное функционирование политических и общественных институтов власти и управления. Ее характер зависит от того, какова социальная основа институтов, кто правит в данном обществе, а сама эта подсистема определяет то как правят, каким образом осуществляется власть. Отсюда особенности основных методов деятельности политических институтов. Они могут базироваться на прямом насилии или же на угрозе применения принуждения, действовать посредством привития членам сообществ навыков к сотрудничеству и согласию, а также путем применения вознаграждения и наказания.

    Свойства политической системы, связанные как со способом ее фактического действия в данном обществе, так и с субъективной ориентацией на нее членов общества, составляет политическую культуру. Специфика этого элемента - в его интегриро-ванности во все другие компоненты системы, способности быть своеобразным человеческим (субъективным) критерием прогрессивности политического общества в целом.

    Что касается коммуникативной подсистемы, то без нее политическая система не может ни существовать, ни функционировать уже только потому, что она суть институционализация совместной деятельности людей, их общественных отношений.

    Отмеченные элементы политической системы приобретают свою специфическую конкретизацию в зависимости от типа системы и политических режимов. Неодинаков и конкретный набор элементов в различных обществах. Так, в ряде стран одним из главных элементов политической жизни выступают религиозные учреждения (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан). В развитых же капиталистических странах церковь, как известно, отделена от государства и не играет существенной роли в политике. Качественно отличается от других политическая система в странах, где господствует одна идеология и политическая партия.

    Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям.

    Без них не осуществима децентрализация власти и управления.

    Институциональные взаимосвязи динамичны, реализуются и воспроизводятся в форме живых противоречий, в чем, собственно, выражается диалектика политической власти и относительная самостоятельность институтов. Вертикальные связи имеют тенденцию к доминированию над горизонтальными, поскольку власти присуще свойство централизации и концентрации. Правящие и оппозиционные институты, системные и внесистемные организации, политические, властные и общественные учреждения, государственно-правовые и традиционные нормы - все они и в структурно-организационном и в функциональном планах выступают как взаимодействующие противоположности. И могут быть объективно осмыслены лишь в контексте анализа реальных противоречий политической системы. Рассматривая, скажем, .институты законодательной, исполнительной и судебной властей, надо иметь в виду их естественную, сущностную противоречивость. Политическая история стран мира свидетельствует о постоянном соперничестве субъектов законодательной и исполнительной властей, о стремлении второй занять господствующее положение в системе.

    Политическая система, будучи организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты - это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти, или обеспечение ее стабильного функционирования.

    Политические отношения властвования выступают в определенном аспекте как господство одних групп людей над другими. До сих пор в истории общества господство оставалось объективным законом политической жизни. Право одних властвовать над другими в явном или скрытом виде было не исключением, а правилом. Социалистические революции поначалу возвестили миру о кончине отношений политического господства в обществе. Но затем они вновь возродились в лике партийно-государственной бюрократии. Антиподом господства являются идеалы демократии. Идеалы, но не деформированная демократическая реальность с ее принципом безоговорочного подчинения меньшинства большинству, с неизменной тенденцией перерастания в фактическое господство меньшинства над большинством или же, что не менее опасно для свободы, в диктатуру большинства по отношению к личности.

    Сказанное не следует понимать в том смысле, что политические отношения в любой их модификации однозначны господству. Да, власть - это подчинение, однако не всякое подчинение тождественно повиновению как атрибуту господства. Властеотноше-ние, основанное на легальной (правовой) легитимации, влечет узаконенное принуждение, вплоть до угрозы физического насилия. Вместе с тем властвование, базирующееся на идеологической или структурно-организационной легитимации, предполагает в первую очередь осознанную убежденность людей в его правомочности. В первом случае властные политические отношения являются не чем иным как господством. А во втором - прежде всего отношениями добровольного признания массами политической системы и поддержки ее институтов.

    Политическая система демократического типа характеризуется такой легитимностью, которая предполагает и отношения господства и отношения сотрудничества, добровольного признания авторитета власти как необходимого условия осуществления прав и свобод человека.

    Первенство господства в политических отношениях сохраняется до тех пор, пока не исчезнут его источники в социально-экономическом бытии: асимметричность общественных отношений, социальная дифференциация людей, необходимость выделения из общества особых групп людей для выполнения властных функций, связанных с управлением общими делами, и возможность использования этих функций для присвоения привилегированных общественных статусов.

    Доминирование отношений господства в политической жизни не является критерием качественного различия систем. Все дело в том, какой тип господства: легитимный или нелегитимный, основанный на системе всеобъемлющих прав или на авторитете правителей, на признанных большинством общества ценностях или же ценностях, навязанных ему меньшинством - элитой, партией, власть предержащими. От типа господства зависит устойчивость политических систем, их жизненность. Драматический опыт советской модели политических отношений продемонстрировал ущербность, неспособность к самореформированию и адаптации системы, базирующейся главным образом на господстве одной партийной олигархии и идеологической легитимации власти. Хотя изначально по своей объективной природе данная система утверждалась как форма институализации интересов большинства и взаимопомощи.

    Ученые рассматривают мир политического как сложную систему. Сама идея рассматривать сложные организмы как системы пришла в политическую науку из биологии. Основная идея системного подхода заключается в следующем: каждый элемент системы выполняет определенную функцию; невозможно произвольно изменить ни один из элементов системы; изменение одного элемента влечет изменение других.

    Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, ценностей, идей, с помощью которых реализуется политическая власть. Понятие «политическая власть» позволяет представить политическую жизнь в определенной целостности и устойчивости. Эта категория начала использоваться политиками в 1950 – 1960 гг., чтобы помочь исследователям упорядочить описание политических процессов, выявить внутренние закономерности развития политических структур. Один из первых категорию «политическая система» ввели в оборот американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд, которые подчеркивали, что политическая система объединяет не только организованные стороны политической жизни – государство, партии и другие политические организации, но и такие факторы, как сознание, мировоззрение, культурные нормы, идеи. Системой эту широкую сеть политических отношений и взаимодействий назвали потому, что все они взаимозависимы: если изменяется государство или появляются новые политические партии, то соответственно меняется и политическая жизнь в целом.

    Истон разработал кибернетическую модель политической системы в виде «черного ящика» с входами, на которые поступают импульсы от окружающей среды (требования, ожидания населения, колебания обществененного мнения и их поддержка системы) и выходами, то есть решениями, принимаемые системой в ответ на требования и поддержку. Модель Истона предполагает, что мы не интересуемся тем, что происходит внутри системы (как и почему принимаются определенные политические решения), но внимательно фиксируем все внешние проявления ее деятельности, то есть взаимосвязь со средой. Взаимосвязь внешней среды с политической системой может иметь положительный характер (в случае положительной обратной связи политической системы со средой) и отрицательный (в случае отсутствия обратной связи системы со средой. Внешне это может проявляться в отсутствии поддержки населением принятых политических решений – забастовках, акциях протеста, актах неповиновения. В таких случаях требуются новые решения и действия, чтобы система работала нормально). Таким образом, решения, принимаемые системой на выходе, в свою очередь становятся источником новых требований и поддержки, характер и содержание которых зависят от механизма обратной реакции.

    Существуют и другие подходы, раскрывающие внутреннюю структуру политической системы, которая включает следующие компоненты: институциональный, идеологический, коммуникативный, нормативный и культурный подсистемы.

    Институциональный компонент состоит из основных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения и т.д.). Главным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Центральным институтом власти в обществе является государство, именно им принимаются властные решения, обязательные для всего общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

    Идеологический компонент объединяет теоретический уровень политической жизни – политические идеологии, принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции и уровень обыденного сознания – политическую психологию, чувства, настроения, предрссудки, мнения, традиции. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные установки, эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на политическое поведение и на политическое развитие в целом. И крайне важно учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом.

    Коммуникативный компонент представляет собой совокупность средств массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет), с помощью которых осуществляется коммуникация между нациями, классами, группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти. В современном мире значение средств коммуникации в активизации политической жизни особенно возрастает. С распространением средств электронной связи и массовым освоением их населением формирование определенного политического климата, привлечение обывателя в политику приняло массовый характер.

    Нормативный компонент объединяет политические нормы и нравственные принципы. Нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченнсть и направленность на стабильность политической системы. Через политические принципы получают официальное признание социальные интересы различных слоев общества.

    Культурный компонент выступает как интегрирующий фактор, способный с помощью культурных ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую систему в целом.

    Значимость политической системы проявляется в реализуемых ее функциях, среди которых наиболее важными являются:
    - представительство интересов субъектов политической жизни на государтвенном уровне;
    - определение политического курса, целей и задач общества;
    - мобилизация и распределение ресурсов общества, имеющие целью устойчивое и эффективное развитие общества;
    - политическая социализация, то есть включение индивида в политическую жизнь, имеющее целью обеспечение преемственности политических ценностей. Формирование политического сознания и политической культуры личности.

    Однако в целом, политическая система эффективна тогда, когда она не разделяет общество, а способствует его объединению, консолидации, сохраняя при этом свою целостность и известную автономию от общества.

    Политическая система общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

    Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

    Основные формы политических систем:

    Демократия

    Взгляды на политическую систему

    Понятие политической системы носит много аспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

    Если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

    В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы, и её определение связывается главным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

    В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

    Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия...

    Системность

    Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

    Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

    Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими.

    Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий её институтов, ценностей и т. д. {2}

    В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как:

    1.Понятие «политическая система общества» ее структура и функции.

    В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

    Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

    Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

    Политическая система имеет ряд характерных черт:

    1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

    2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

    3) она обладает относительной самостоятельностью.

    Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система, в конечном счете, регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

    Выделяют следующие компоненты политической системы:

    1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

    2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

    3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

    4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

    5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

    Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

    В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

    Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

    Выделяют следующие функции политической системы:

    обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

    управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

    мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

    выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

    удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

    интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

    политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

    Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм. {1}



    Похожие статьи