Восприятия. Восприятие пространства, времени и движения

образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств (Г.Гельмгольц, И.М.Сеченов). Для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево необходима асимметрия человеческого тела. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх - вниз, свидетельствуют об отклонении тела от того положения, когда вертикальная ось тела перпендикулярна плоскости земли. За счет работы механизмов пространственного зрения формируется восприятие глубины, вдали.

ПРОСТРАНСТВО: ВОСПРИЯТИЕ

образное отражение пространственных характеристик внешнего мира - восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. Особенно существенное участие принимают анализаторы зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов, реализуемые активными движениями при контроле посредством органов чувств.

Для чувственного различения направлений вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево, по-видимому, необходима асимметрия человеческого тела, ибо в роли отправной точки при восприятии пространства выступает тело самого индивида. В частности, ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формируют восприятие направления вверх-вниз, свидетельствуя об отклонении тела от вертикального положения. За счет работы механизмов зрения пространственного формируется восприятие глубины и дали пространства.

Механизмы восприятия пространства более поздни филогенетически по сравнении с механизмами восприятия зрительного, они интегрируют соответственную информацию о пространстве, полученную также от слуховой, вестибулярной и кожно-мышечной систем сенсорных. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операциями, но их окончательное оформление происходит за счет обретаемого в ходе жизни опыта практических действий с предметами и практического передвижения в пространстве. Восприятия пространства служит основой восприятия движения, тоже выполняемого за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию (обнаружение, выявление) движения.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

англ space perception) - чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. К В. п. иногда относят также восприятие пространственных свойств и отношений частей собственного тела наблюдателя (т. н. схема тела). В любом случае верно, что в процессе В. п. участвуют все органы чувств человека, но ведущая роль в В. п. принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного (кинестезического), кожного и вестибулярного анализаторов.

В. п. основано на "измерениях" расстояний и углов в окружающем человека пространстве (Г. Гельмгольц, И. М. Сеченов), осуществляемых органами внешних чувств и движениями мускулатуры. Высказывалась т. зр. о том, что необходимым условием для чувственного различения пространственных основных направлений (вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево) является асимметрия человеческого тела: не столько морфологическая, сколько функциональная. Ярко выраженная функциональная асимметрия, как известно, обнаружена и в работе больших полушарий головного мозга (см. Литерализация функций, Межполушарная организация психических процессов). Это дало основание утверждать, что морфологическая симметрия органов чувств (и человеческого тела вообще) в сочетании с функциональной асимметрией составляют одно из обязательных условий В. п. (Б. Г. Ананьев.)

При В. п. человек исходит из нормального положения своего тела, когда его вертикальная ось перпендикулярна плоскости земли. Ощущения, поступающие от аппарата равновесия (вестибулярной системы), помогая поддерживать это положение, обеспечивают восприятие направления вверх-вниз.

Наибольшую информацию о пространстве (до 95%, Ф. Клике) человеку дает зрение. В. п. начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К 2 воспринимаемым измерениям - в высоту и в ширину - добавляется 3-е - вдаль. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации и конвергенции глаз, а при восприятии глубины к ним присоединяются функции, выполняемые корреспондирующими и диспаратными точками сетчатки. В процессе В. п. осуществляется зрительная локализация предметов. Необходимо отметить и то, что пространственная ориентация у человека в большой степени опирается на выработанные культурой знаковые средства отображения пространственных отношений, часть из которых подвергается интериоризации (сюда относятся и знаковые когнитивные карты). См. Аккомодация глаз, Безориентирное поле, Бинокулярное зрение, Восприятия пространства нарушения, Глубинное зрение, Зрительное восприятие, Иллюзия Луны, Константность восприятия, Макропсия, Микропсия, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Поле зрения, Реафферентации принцип, Стереопсис.

Восприятие пространства

Специфика. Отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. В этом восприятии особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств, как было показано еще в исследованиях Г.Гельмгольца и И.М.Сеченова. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх - вниз, свидетельствуют об отклонении тела от того положения, когда вертикальная ось тела перпендикулярна плоскости земли. За счет работы механизмов пространственного зрения формируется восприятие глубины, дали.

Восприятие пространства

пространство: восприятие - образное отражение пространственных характеристик внешнего мира - восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. Особенно существенное участие принимают анализаторы зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов, реализуемые активными движениями при контроле посредством органов чувств.

Для чувственного различения направлений вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево, по-видимому, необходима асимметрия человеческого тела, ибо в роли отправной точки при восприятии пространства выступает тело самого индивида. В частности, ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формируют восприятие направления вверх-вниз, свидетельствуя об отклонении тела от вертикального положения. За счет работы механизмов зрения пространственного формируется восприятие глубины и дали пространства.

Механизмы восприятия пространства более поздни филогенетически по сравнении с механизмами восприятия зрительного, они интегрируют соответственную информацию о пространстве, полученную также от слуховой, вестибулярной и кожно-мышечной систем сенсорных. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операциями, но их окончательное оформление происходит за счет обретаемого в ходе жизни опыта практических действий с предметами и практического передвижения в пространстве. Восприятия пространства служит основой восприятия движения, тоже выполняемого за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию ( , выявление) движения.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Форма восприятия.

Специфика.

Отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. В этом восприятии особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств, как было показано еще в исследованиях Г.Гельмгольца и И.М.Сеченова. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх - вниз, свидетельствуют об отклонении тела от того положения, когда вертикальная ось тела перпендикулярна плоскости земли. За счет работы механизмов пространственного зрения формируется восприятие глубины, дали.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

(англ. space perception ) - чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. К В. п. иногда относят также восприятие пространственных свойств и отношений частей собственного тела наблюдателя (т. н. схема тела). В любом случае верно, что в процессе В. п. участвуют все органы чувств человека, но ведущая роль в В. п. принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного (кинестезического), кожного и вестибулярного анализаторов .

В. п. основано на «измерениях» расстояний и углов в окружающем человека пространстве (Г . Гельмгольц , И . М . Сеченов ), осуществляемых органами внешних чувств и движениями мускулатуры. Высказывалась т. зр. о том, что необходимым условием для чувственного различения пространственных основных направлений (вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево) является человеческого тела: не столько морфологическая, сколько функциональная. Ярко выраженная функциональная асимметрия, как известно, обнаружена и в работе больших полушарий головного мозга (см. Латерализация функций , ). Это дало основание утверждать, что морфологическая симметрия органов чувств (и человеческого тела вообще) в сочетании с функциональной асимметрией составляют одно из обязательных условий В. п. (Б . Г . Ананьев .)

При В. и. человек исходит из нормального положения своего тела, когда его вертикальная ось перпендикулярна плоскости земли. Ощущения, поступающие от аппарата равновесия (вестибулярной системы ), помогая поддерживать это положение, обеспечивают восприятие направления вверх-вниз.

Наибольшую информацию о пространстве (до 95%, Ф. Кликс) человеку дает зрение. В. п. начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К 2 воспринимаемым измерениям - в высоту и в ширину - добавляется 3-е - вдаль. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации и конвергенции глаз , а при восприятии глубины к ним присоединяются функции, выполняемые корреспондирующими и диспаратными точками сетчатки. В процессе В. п. осуществляется зрительная локализация предметов. Необходимо отметить и то, что пространственная ориентация у человека в большой степени опирается на выработанные культурой знаковые средства отображения пространственных отношений, часть из которых подвергается интериоризации (сюда относятся и знаковые ). См. , , , , , , , , , , , , , , .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "восприятие пространства" в других словарях:

    ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА - восприятие пространственного расстояния на поверхности собственного тела при помощи осязания. Это не дает восприятия собственно пустого пространства, напротив, мы можем мысленно продолжить координаты предмета (а также, напр., нашего тела) за… … Философская энциклопедия

    Восприятие Пространства - образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают … Психологический словарь

    Восприятие пространства - восприятие пространственных расстояний на поверхности собственного тела при помощи осязания. Это не дает восприятия собственно пустого пространства, напротив, позволяет мысленно продолжить масштабы (координаты) предмета за пределы его самого и… … Начала современного естествознания

    ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА - отражение в сознании человека объективно существующего пространства, формы, величины и взаимного расположения объектов, их удаленности и направления, в котором он находится. В. п. и одновременный анализ положения собственного тела относительно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Цивилизационное восприятие пространства-времени - Различаются следующие культурологические типы восприятия пространства времени. Китайское ощущение дает неподвижность и утвержденность на месте всего временного содержания; индийское движение и хочет уничтожить все содержание времени и превратить… … Геоэкономический словарь-справочник

    См. восприятие пространства Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

    Восприятие (перцепция) (perception) - Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к рым это совершается. Классическая теория Представление о том, что все наши… … Психологическая энциклопедия

    ПРОСТРАНСТВА, ВОСПРИЯТИЕ - Совершенно прямое значение – восприятие пространства. Обычно здесь подразумеваются значения 1 и 2 этого термина: 1 – как физическое пространство, окружающее индивида, а 2 – как ощущение пространства, внутри которого человек действует. Этот термин … Толковый словарь по психологии

Восприятие пространства - способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное расположение.

Восприятие пространства объясняется следующими теориями: теория извлечения признаков, теория шаблонов, теория покомпонентного распознавания .

Физиология зрения

Восприятие глубины

Восприятие глубины и объемности предмета возникает когда изображение попадает на сетчатку обоих глаз в точки, находящиеся на разном расстоянии от центральных ямок . Это ощущение усиливается сокращением и расслаблением глазных мышц .

Также на небольшом расстоянии глубину можно оценивать и при помощи монокулярного зрения .

При изображении пространства на плоскости глубина предаётся средствами линейной и тональной перспективы.

Восприятие объемности предметов

Основную роль при восприятии объемности играет бинокулярное зрение - эта способность видеть предмет одновременно с двух сторон.

Также предметы воспринимаются объёмными из-за светотени - наблюдаемого на поверхности объекта распределения освещённости , создающей шкалу яркостей . Равномерно освещённый предмет воспринимается плоским, например, Луна и Солнце из-за их равномерной яркости, воспринимаются не как шары, а как плоские диски . При рассеянном свете из-за отсутствия теней и полутеней объект кажется почти плоским. Средствами светотени передаётся объёмность предметов при изображении пространства на плоскости.

Восприятие формы

На восприятие формы предмета влияет константность восприятия - при изменении освещённости, расстояния и ракурса форма предмета воспринимается относительно постоянной, например, круглый предмет кажется круглым, даже если он в перспективе виден в форме эллипса .

Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула , способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отражённый свет изменяется если переместить его из слабо освещённой комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонён к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклонённый квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности.

Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика - Таулесса:

K = V − P R − P {\displaystyle K={\frac {V-P}{R-P}}}

где V {\displaystyle V} - высота прямоугольника-измерителя, которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона, R {\displaystyle R} - высота квадрата эталона, P = R ⋅ cos ⁡ α {\displaystyle P=R\cdot \cos \alpha } , где α {\displaystyle \alpha } - угол наклона квадрата-эталона.

Для исследования механизмов константности зрительного восприятия проводятся эксперименты с инверсией поля зрения человека. Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня.

Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер - если он на большом расстоянии - малый угловой размер, если на маленьком расстоянии - большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается «регрессом к действительным объектам» . Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии . Так иллюзия Понцо показывает как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом - рисунком - заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный чем отрезок расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен «ближе» к наблюдателю.

Восприятие пространства составляет важную часть перцептивного опыта субъекта. Мы живем в объемном динамичном мире, для адекватной ориентации в нем нам необходимо отражать его трехмерные свойства. С. Л. Рубинштейн в своей знаменитой книге «Основы общей психологии» предлагает в восприятии пространства выделять восприятие расстояния или отдаления, на котором предметы расположены от нас и друг от друга, и восприятие направления, в котором они находятся, а также величины и формы этих предметов .

Восприятие пространства долгое время являлось дискуссионной проблемой в науке. В традиционной психологии принято говорить о проблеме восприятия пространства. Одним из первых эту проблему поставил ирландский философ, епископ Джордж Беркли, который в своем знаменитом трактате «Опыт новой теории зрения» (1709) осуществил радикальный пересмотр теории зрительного восприятия и восприятия пространства в частности, восходящей к работам Рене Декарта и Джона Локка. Проблема восприятия пространства, по словам Беркли, состоит в том, что расстояние до объекта не воспринимается прямо и непосредственно. Беркли пишет: «...расстояние, само по себе и непосредственно, не может быть видимо. Ибо расстояние, будучи линией, перпендикулярной к глазу, проектирует только одну точку на дно глаза, и эта точка остается одной и той же, будет ли расстояние длиннее или короче» . На рис. 6.1 показана многозначность сетчаточной проекции, как об этом говорит Беркли: один и тот же двумерный сетчаточный образ порождается бесконечным множеством по-разному пространственно ориентированных объектов; точки А, А2 и АЗ, независимо от того, на каком расстоянии находятся от наблюдателя, проецируются в одну точку на сетчатке А В силу этого, по мнению Беркли, оценка расстояния до объекта есть результат суждения, вывода, основанного на различных признаках, которые в современной психологии называют признаками удаленности и глубины.

Теория признаков пространства была сформулирована не сразу, и история решения проблемы восприятия третьего измерения насчитывает не одно столетие.

Рис. 6.1.

Р - плоскость проекции, в данном случае - сетчатка глаза

Немецко-американский философ и искусствовед Эрвин Паиофский в своей работе «Перспектива как символическая форма» показал, что для каждой эпохи характерно свое понимание пространства, так как восприятие пространства является продуктом общественно-исторического развития людей 1 . Первыми в европейской науке, кто задался вопросом, как мы воспринимаем пространство, были ученые Древней Греции. Так, Пифагор (ок. 570 до н.э. - ок. 500 до н.э.) утверждал, что исходящие из глаз лучи обнаруживают объект так же, как находящийся на удалении объект обнаруживает рука. Похожей точки зрения придерживался Евклид, который около 300 лет до н.э. в своей книге «Оптика» заложил основы современного геометрического анализа визуального пространства. Евклид также считал, что глаза испускают лучи, а информацию об удаленности несет длина исходящих лучей по аналогии со степенью растяжения руки.

Большой вклад в развитие современной теории восприятия пространства внес древнегреческий астроном и математик Клавдий Птолемей. Птолемей разработал одну из первых теорий бинокулярного зрения, которая в настоящее время лежит в основе бинокулярного восприятия пространства. «Оптика» Птолемея, так же как и Евклида, была основана на идее зрительных лучей, выходящих из глаза, однако Птолемей пошел дальше, указав на важность двух глаз для зрительного восприятия пространства и описав механизмы диплопии и фузии (образования единого зрительного образа), во многом определяющие бинокулярное восприятие пространства .

Большой вклад в развитие теории восприятия пространства внес арабский ученый из Каира Ибн ал-Хайсам (965-1040 н.э.). Ибн ал-Хайсам дал описание строения глаза, утверждая, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза. Он детально проработал теорию бинокулярного зрения Птолемея и открыл множество зрительных феноменов, которые повторно были открыты и описаны только в XIX в.

В течение XIV-XV вв. проблема восприятия пространства в основном решалась европейскими художниками эпохи Возрождения, где в трудах Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452-1519), Альбрехта Дюрера (1471 - 1528) и др. был дан детальный анализ перспективы и описаны ее основные виды. В XVII в. голландский художник Рембрандт Харменсзон ван Рейн описал практически все известные на данный момент монокулярные признаки удаленности и глубины. В это же время Иоганн Кеплер в своей фундаментальной работе «Диоптрика» (1611) описывает геометрические законы распространения света в прозрачной среде и принципы построения изображений.

Как уже было отмечено выше, существенный вклад в развитие теории признаков пространства внес Джордж Беркли. Беркли, подчеркивая выводной характер знания о пространстве, писал: «когда я воспринимаю большое число таких промежуточных объектов, как дома, поля, реки и т.п., которые, как я знаю по опыту, занимают значительное пространство, то отсюда я образую суждение или заключение, что объект, который я вижу за ними, находится на большом расстоянии. С другой стороны, когда объект, имеющий на близком расстоянии, как я знаю по опыту, яркую и большую наружность, кажется бледным и малым, я тотчас заключаю, что он находится на далеком расстоянии. И это, очевидно, есть результат опыта, без которого из бледного и малого вида я не вывел бы никакого заключения относительно расстояния объектов» . Информацию о пространстве наблюдатель получает при помощи так называемых осязательных ощущений; под осязательными ощущениями Беркли понимал мускульную информацию, сопровождающую повороты глаз и головы. Беркли придерживался ассоциативного взгляда на природу психических явлений, поэтому он считал, что между зрительными и осязательными ощущениями устанавливается ассоциативная связь, вследствие чего те пространственные свойства объекта (его форма, размер, удаленность от наблюдателя и т.д.), которые требуют движений глаз, по ассоциации воспринимаются зрительно.

Со времен епископа Беркли в области психологии восприятия пространства решаются, таким образом, два основных вопроса. Первый вопрос касается признаков, которыми пользуется наблюдатель при оценке расстояния. Усилия исследователей направлены на обсуждение проблемы, действительно ли восприятие пространства опосредовано признаками и если да, то какими именно и как они работают. Второй вопрос вытекает из первого: является ли восприятие пространства врожденной способностью человека или же ему надо учиться? Оба вопроса решаются в современной психологии по-разному. Взгляды Беркли существенно повлияли на современную психологию восприятия пространства, и в настоящее время наибольшее распространение получила «теория признаков». Эта теория представляет собой традиционный подход к проблеме восприятия третьего измерения, однако наряду с ней существует и нетрадиционный взгляд на эту проблему, в основном представленный экологической теорий американского психолога Джеймса Гибсона и его последователей. Гибсон подверг критике традиционное решение проблемы третьего измерения, утверждая, что принятые в науке признаки удаленности и глубины являются избыточными. Сам автор подчеркивает, что восприятие является прямым процессом, непосредственным, а не опосредованным какими-либо признаками или сетчаточным, нервным или же психическими изображениями.

Большую роль в развитие психологии восприятия пространства внесли также ученые XIX в. - Эвальд фон Геринг, Чарльз Уитстоун, Йоханнес Мюллер, Герман фон Гельмгольц и др. Их вклад в теорию восприятия пространства мы рассмотрим далее.

Как уже было отмечено выше, проблема восприятия пространства состоит в поиске ответа на вопрос, каким образом наблюдатель воспринимает удаленность объекта, если сама информация о расстоянии не является перцептивной. В случае зрительного восприятия эту проблему можно пояснить следующим образом: откуда в сознании человека берется информация о трехмерности мира, если основой восприятия является плоская двумерная проекция этого мира на сетчатке глаза (рис. 6.2)? Теория признаков отвечает на этот вопрос так: третье измерение добавляется к плоскому изображению благодаря признакам удаленности и глубины. Двумерная проекция на сетчатке вместе с признаками удаленности и глубины формирует в сознании перцептивное (иначе - видимое, субъективное) пространство. Перцептивное пространство имеет отличия от объективно существующего, например, если объективное пространство подчиняется законам евклидовой геометрии, то в перцептивном пространстве работают совсем иные законы

Страница 1

В понятие «восприятие пространства» вкладывается двоякий смысл. Во-первых, это психическое отражение физического пространства как вместилища различных реальных физических объектов, включая самого наблюдателя. Указанные объекты могут представать в виде предметов – например, грозовое облако, так и в виде процессов – например, громыхание от электрического разряда в этом облаке. Тогда мы можем говорить о малых пространствах, в которых включенным в них объектам может быть «тесно», или о больших, обширных пространствах, в которых объекты могут размещаться свободно, просторно. Надо отметить, что речь идет только о физическом пространстве на макроскопическом уровне организации мира, то есть о трехмерном евклидовом пространстве в декартовой системе координат независимо от пространственных характеристик Вселенной в целом. Тем более речь не идет об идеальных пространствах типа многомерных математических или классификационных пространств.

Второй аспект восприятия заключается в психическом отражении пространственных характеристик физических объектов. Здесь выделяются две группы параметров: 1) пространственное расположение объектов относительно субъекта восприятия. Это расстояние между ними, или удаленность объекта, и направление, в котором по отношению к субъекту расположен наблюдаемый объект (сверху – снизу, справа – слева, спереди – сзади и различные промежуточные позиции); 2) геометрические характеристики самих объектов. Это их форма и размеры (величина). Параметры первой группы применимы к любым физическим объектам, параметры второй группы – только к предметам. Благодаря отражению параметров первой группы мы может характеризовать не только конкретные объекты, но и то пространство, в котором они расположены, то есть воспринимать пространство как вместилище, ограничивая бесконечность, опредмечивая абстракцию.

В психологии восприятие пространства обычно рассматривается во втором аспекте (как отражение пространственных характеристик объектов внешней среды). Именно с этих позиций и будет вестись дальнейшее изложение.

В норме главную роль в восприятии пространства у человека играют зрительные восприятия, которые базируются одновременно и на зрительных, и на двигательных ощущениях. Вспомогательную роль играют слуховые и обонятельные восприятия, а на близких расстояниях – двигательные и осязательные (особенно при восприятии формы).

Человек способен зрительно различать удаленность предметов на расстоянии до 2,5 километров. Все, что расположено дальше этого предела, воспринимается нами как размещенное на одной плоскости. Так, звезды на небе представляются нам «размещенными» на внутренней поверхности сферы, в центре которой находимся мы сами, хотя в действительности разница в их удаленности от нас как наблюдателей огромна. Умение распознавать удаленность предметов в указанном радиусе – качество не врожденное, что доказано многочисленными экспериментами с детьми.

Обеспечивает визуальное восприятие удаленности (или глубины в любом направлении) наше бинокулярное зрение, то есть видение двумя глазами.

Ощущения глубины, или удаленности, возникают в результате зрительных различий в зрительных ощущениях от каждого глаза. Физиологической основой этих эффектов являются, во-первых, несовпадение раздраженных одновременно точек на сетчатках левого и правого глаз (так называемых диспаратных точек) и, во-вторых, мускульные ощущения глазных мышц. Диспаратность – это несовпадение раздражаемых точек на сетчатках левого и правого глаз.

Глубину можно воспринимать и одним глазом, но надежность и точность при этом снижаются. В основе такого монокулярного восприятия лежит наш перцептивный опыт. Так, если истинные размеры объекта нам известны, то восприятие его удаленности опирается на соотношение воспринимаемой величины с истинной. Если необходимо установить расстояние до нескольких известных объектов, то чаще используется результат их взаимного соотнесения. Например, если футбольный мяч кажется нам меньше теннисного, то это значит, что он расположен от нас дальше, чем теннисный. Правильно определить расстояние до неизвестных объектов, даже окруженных известными, гораздо труднее. Вспомогательным фактором во всех случаях могут служить движения головы, при которых происходит перспективное смещение всех видов точек.

Объемность предмета воспринимается как неодинаковая удаленность от наблюдателя разных точек этого предмета.

Мы способны определять расстояние до различных объектов с помощью не только зрения, но и слуха, и обоняния. Однако это производится обычно с гораздо меньшей уверенностью и с другими пространственными ограничениями предельного поля восприятия. Здесь индивидуальные особенности людей предопределяют значительную вариантность эффективности (понимаемой в первую очередь как точность) отражения. Принципы слухового или обонятельного определения расстояний напоминают принципы зрительного восприятия в монокулярном варианте: опора идет на известные характеристики объектов, сравнение которых дает информацию об их взаимном расположении, что, в свою очередь, позволяет сделать вывод об их положении относительно субъекта восприятия. Для зрения это размеры, которые выступают как показатели пространственной величины объектов. Для слуховой и обонятельной модальностей такой опорой служат показатели величины силовых (интенсивностных) характеристик: соответственно громкости звука или силы запаха. Сравнив известные величины этих характеристик объекта при его расположении вблизи субъекта с их силой в данный момент, можно ориентировочно определить расстояние до этого объекта: чем слабее звук или запах, тем дальше находится их источник. Главная проблема в этом случае состоит в том, что, во-первых, эталонные показатели зачастую слишком вариативны, а значит, ненадежны, и во-вторых, воспринимаемые в конкретной ситуации показатели по интенсивности совсем не обязательно должны в реальности быть равными эталонным.


Другие материалы:

Продуктивное поведение в конфликте
В наших силах если не совсем разрешить конфликт, то намного уменьшить его разрушительную силу. Прежде всего, определим, чего мы хотим достичь, каков психологически идеальный для нас выход из сложившегося положения; часто это - разрешение...

Характеристика областей затруднения
В настоящее время затруднения, или барьеры общения рассматриваются с разных позиций в зависимости от основания анализа и подхода. Так, в рамках общепсихологической интерпретации они классифицируются как смысловые, эмоциональные, когнитивн...

Иерархическая модель
Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ, Г.Ю. Айзенк в своей теории пытается показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. Для Айзенка в личности...



Похожие статьи