Свято рождественская пустынь. Христово - Рождественская пустынь или Свято – Рождественский мужской монастырь с

Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь (Россия, Владимирская область, Александровский район, д. Лукьянцево)

От Александрова до Лукьянцево по шоссе на север порядка 13 км. Приехали в обитель под вечер, в монастыре было пустынно (в храме шла служба), мы оказались единственными посетителями, так что появилась редкая возможность побродить внутри стен совершенно уединенно.
Ансамбль активно возрождается — ведутся интенсивные ремонтные работы, следовательно не за горами то время, когда он предстанет перед нами в былой красоте и величии.

Монастырь обладает древними постройками, почти не пострадавшими от переделок, не смотря на все перепетии истории. Вот краткая характеристика сооружений с датировками:
Храм Рождества Богородицы построен и освящен в 1712 г. при игумене Авраамии. Храм Богоявления Господня начат прп. Корнилием в 1680 г. Освящение храма было при строителе Евагрии в 1684 г. Под храмом были сделаны «полатки» для хранения хозяйственных припасов. В особом помещении находилась ризница обители.
Храм Великомученицы Екатерины освящен 10 ноября 1714 г. как больничная церковь. В 1834 г. храм отстроен заново на средства Александровских купцов. При церкви находились больничные келии. Часовня прп. Лукиана поставлена в XVIII в. над могилой прп. Лукиана усердием жителей г. Александрова. Полностью разрушена в 1926 г.
Настоятельский корпус . Нижний каменный этаж сооружен в 1694—1696 гг. настоятелем Иосифом и назывался хлебными кельями со службами. Деревянный второй этаж надстроен в 1820 г. при настоятеле Киприане для настоятельских помещений. Келейный корпус построен в 1690 г. для престарелых монахов. В начале XIX в. надстроен деревянный рубленный второй этаж. В настоятельство игумена Макария (1860—1874 гг.) деревянный этаж был заменен каменным. Современное здание — гостиница возведена в 2003 г. для размещения паломников и гостей монастыря.
С.В. Булгаков так описывал обитель в своем труде «Русские монастыри в 1913 г.»: «Лукианова Рождество – Богородицкая пустынь, заштатная, общежительная, в 10 верстах от города Александрова. Основана в 1594 г. священником Григорием; в XVII в. разорена поляками; в 1640 г. возобновлена иеромонахом Лукианом и стала называться обителью Лукиановой. В пустыни находится обретенная 1593 г. чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы...»

План-схема обители

  1. Рождественский собор
  2. Церковь Богоявления
  3. Церковь Екатерины
  4. Часовня прп. Лукиана
  5. Настоятельский корпус
  6. Братский корпус
  7. Руины казначейского корпуса
  8. Гостиница
  9. Странноприимный дом
  10. Хозяйственные здания
  11. Стены ограды

Обитель прп. Лукиана после Великой Октябрьской революции

«Лукианова пустынь была закрыта в 1920 году. Монахам и послушникам было предписано покинуть монастырь. Дальнейшая судьба их неизвестна. Богослужение во всех храмах было прекращено. Вскоре и сами храмы, как памятники старины, были отданы под охрану вновь созданного музея «Александрова слобода», который располагался на территории Успенского монастыря в Александрове.
После закрытия пустыни документы и многие иконы из собора и Богоявленского храма поступили в музей, а некоторые иконы и предметы монастырского имущества были просто разграблены. Нехрамовые строения монастыря были переданы племенному совхозу, который был обязан охранять эти здания от разрушения. В 1924 году тёплый храм Богоявления Господня был отдан под школу. В 1925 году в Екатерининском храме по просьбе комсомола был устроен клуб. Тогда же при снятии колоколов была повреждена колокольня при Богоявленском храме. Часовня преподобного Лукиана была осквернена и полностью разрушена в 1926 году. Впоследствии церковные здания были переданы музеем дому заключения, переведённому из города Александрова в Лукианову пустынь. Места погребений потомков Василия Собакина, отца Марфы, супруги царя Иоанна Грозного, а также игумена Лукиановой пустыни отца Авраамия в Рождественском соборе были осквернены и разрушены. В настоятельском корпусе в 1970-е годы располагалась больница.
В 1922 году, при изъятии из церквей и монастырей церковных ценностей, из Лукиановой пустыни было изъято 2 пуда 24 фунта (более сорока килограммов) серебра в виде окладов с икон (в частности, риза с Нерукотворного образа Спасителя из собора весом в девять с половиной килограммов), богослужебных сосудов, крестов, кадил, лампад и даже украшений со старинных Евангелий. Была снята и риза с чудотворной иконы. Верующие из города Александрова собрали серебряные монеты и лом из серебра и золота, равный весу окладу чудотворной иконы (около пяти килограммов), и, сдав его, выкупили ризу. Сама же икона была вывезена в музей «Александрова слобода».
В 1927 году прихожане Христорождественского собора города Александрова обратились с письмом в дирекцию музея с просьбой передать в действующий собор икону Рождества Пресвятой Богородицы, весьма дорогую «для всякого верующего человека, привыкшего чтить эту икону, как святыню своего сердца». Просьба не была удовлетворена. В настоящее время местопребывание явленной чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы остаётся неизвестным. (Явленная чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, написанная в XVI веке, относится к новгородской школе иконописи. Размеры её 75,5×62 см. Размер житийной иконы, в которую была вставлена явленная икона, 164,5×131,2 см.)
Явленная икона Рождества Пресвятой Богородицы Лукиановой пустыни издревле почиталась на Руси и прославилась своими чудотворениями. Наряду с двумя другими известными явленными иконами Рождества Пресвятой Богородицы, Сямской и Исааковской, она чтится в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы всею Русскою Православной Церковью.
В советское время храмы Лукиановой пустыни не ремонтировались и постепенно разрушались. Как в те далёкие времена польского нашествия, стояли они поруганные и разграбленные, без молитвы и пения, на земле, освященной трикратным явлением иконы Пресвятой Богородицы.»

Лукианова пустынь

Пос. Лукьянцево.

История Лукиановского монастыря начинается с явления чудотворной иконы Рождества Божией Матери. В 1594 г. в с. Игнатьево, неподалеку от Александровской Слободы, была построена деревянная церковь Рождества Божией Матери. Однажды её священник Григорий, войдя, обнаружил, что пропала храмовая икона. Поиски не дали результата. Через несколько дней один из жителей села нашёл икону в ближнем лесу «стоящую о себе, на воздусе». Икона была возвращена, но всё повторилось снова. Тогда священник обратился к патриарху Московскому Иову с прошением благословить перенесение храма из с. Игнатьево на место чудесного явления иконы. Благословение было дано, и храм перенесён. В Смутное время он запустел.

Будущий преподобный Лукиан, в миру Иларион, родился в пределах г. Галича. Его родители Димитрий и Варвара, ведя строгую и благочестивую жизнь, сокрушались о своём бесплодии. Они дали особый обет Богу - пойти в монастырь и там закончить свою жизнь в покаянии, если услышит Он их молитву о чаде, которого, возрастив, оставили бы в мире на помин их душ. Бог не отверг их молитв и даровал им сына, которого во святом крещении назвали Иларионом. Грамоте и особенно Священному Писанию он обучился от своего отца, ставшего монахом с именем Дионисий в построенной им пустыньке. От него же блаженный отрок перенял жизнь как подвиг, как спасение, учился молитве, посту, ночным бдениям, видя в отце светлый пример высокой жизни. Очень многих влёк образ веры монаха Дионисия, и по кончине старца в память о нём была поставлена его учениками церковь во имя Живоначальной Троицы.

Желая обрести себе опытного наставника для иноческих подвигов, |Иларион пришёл в обитель святых Афанасия и Кирилла на р. Мологе и [три года нёс послушания, приобретя уважение и любовь всего монастыря, начиная с игумена. Но затем послушник, к недоумению всех, тайно покинул общежитие иноков, не снося похвал в его адрес, как грозной опасности для себя, и переместился в Покровский монастырь близ города Углича, основанный преподобным Паисием, но здесь по той же причине провёл тоже небольшое время. Стремясь к совершенству, Иларион искал для себя отшельничества, дабы полнее и прилежнее в нём отдаться Богу. Незримо пришёл к нему ответ - идти в пределы града Переславля-Залесского, в Слободу Александровскую.

Это было в 1640 г. От поселян Слободы Иларион, к радости своей, узнал о пустыни, отдалённой от мирских мест. Окружённая большим лесом и болотами, стояла церковь в честь Рождества Богородицы с образом Рождества Божией Матери, чудесно оставшимся, несмотря на полную разорённость и заброшенность этого места. «Часто ходил я к этой церкви, - говорил Илариону благочестивый поселянин Марк из с. Авксентьево, что в четырёх верстах от Александровской Слободы, - и молился со слезами пред чудотворною иконою Богоматери, чтобы даровала на месте том жителя доброго, и нам бы спастись под его руководством». Тронула душу Илариона весть об иконе Божией Матери, к которой особо прилежал с юных лет. От Марка он услышал дивный рассказ, как святая икона Богоматери трижды по воздуху чудесно перемещалась из села Игнатьева в место, Ею выбранное, близ болота, нарываемого Богородицким, известного ещё под именем Псковитиново Раменье. Сюда же вскоре, ведомый Промыслом Божиим, пришёл из Dологодских земель иеромонах Феодосии из обители Спаса.

Он образовал Илариона желанием разделить его труды и особенно живым рассказом о том, как он во время молитвы услышал Её голос: «Феодосие, иди в Переславские пределы Залесские и покрой там церковь Мою, Раскрытую и запустевшую». Феодосии пошёл искать эту церковь в Череславских землях, тщательно расспрашивая о ней. Он с трудом дошёл до пустыни, и радости его не было конца, когда увидел он церковь Богородицы с Её иконой. В иеромонахе Феодосии Иларион нашёл для себя посланного свыше пресвитера, который совершит над ним монашеский постриг, что и произошло на 30-м году его жизни. Иларион был наречён в пострижении Лукианом, получив, как новоначальный, от иеромонаха отеческие наставления. Они восстановили храм, к ним присоединилось ещё несколько человек.

Они хотели построить на месте ветхой церкви Рождества Божией Матери новую, испросили благословения у патриарха, заготовили лес, но архимандрит Рождественского монастыря во Владимире Иосиф, имевший в своём ведении Симеоновский монастырь близ Александровской слободы, пришёл с недобрыми людьми, расхитил брёвна, братию разогнал, а Лукиана скованным отправил в Москву, оклеветав в нечистой жизни. Лукиан был определён в черную работу в Чудов монастырь. Преподобный смирился, нёс самые тяжёлые работы. Полный кротости и незлобия, он духовно засиял в стенах кремлёвского монастыря и удивлял всех его насельников, особенно игумена Кирилла. Спустя некоторое время из архангельских земель в Москву прибыл инок Тихон, насельник обители Всемилостивого Спаса, именуемой ещё Козьеручьёвским монастырём, с просьбой к московскому патриарху благословить способного начальника в эту северную обитель. Патриарх Иосиф не мог отказать посланцу обители Всемилостивого Спаса. Он стал спрашивать своих ближайших служителей, где найти доброго старца и строителя для сиротствующего монастыря? Чудовский архимандрит Кирилл сказал: «Есть у меня в обители доблестный инок, разумен и опытен во всём, который вполне может стать настоятелем». Удивился святейший патриарх такому доброму слову об иноке, посланном на исправление, и тотчас послал за ним. Он подробно расспросил инока о его происхождении и монашеском подвиге, увидел глубину и силу ума, а также светлое смиренномудрие его души. Патриарх рукоположил монаха Лукиана в иеродиакона, а затем в иеромонаха и назначил в архангельскую обитель. Это произошло в 1646 г. Основным делом у нового настоятеля было строительство обители, к чему он приступил прилежно и тщательно, не оставляя вместе с тем и своё добродетельное жительство как монах. В обители возводились храмы. Но через инока Тихона произошло изгнание преподобного Лукиана.

Он не стал противиться и, возблагодарив за всё Милостивого Спаса, благословил братию и отправился из обители в свои прежние намоленные места, в любимую им пустынь, что за Александровской Слободой, к церкви Рождества Божией Матери. Был снова изгнан и в третий раз с новой патриаршей благословенной грамотой вернулся. С ним пришли благочестивые, гостиной сотни купцы Герасим Шевелев, Тимофей Рабенской, Иоанн Гаврилов, сын Шильцова, от Чудова монастыря Феодор-иноземец, из садовников - Онисим Борисов, сын Горлова, - они и составили духовное воинство, от которого отступили прежние ненавистники пустыни. Началось третье вселение в неё: срубили две кельи на всех, затем приступили к церковным зданиям. Иждивением купцов был привезён лес, ими оплачивалось всё храмовое строение, и сами они, оставив Москву, облеклись в монашеский чин. Преподобный Лукиан, общаясь с людьми очень деловитыми в жизни, не мог умолчать о себе, полюбившем уединение, о своей пустыни, избранной Самой Царицей Небесной, благословлявшей это место своей иконой. Благочестивые люди Москвы прониклись любовью и ревностью к святому месту от услышанного в Чудовом монастыре.

Царский истопник Александр Феодоров, сын Борков, а также переславец Тимофей Иоаннов, сын Микулаев, тоже видный человек в Москве. Посовещавшись с преподобным Лукианом, просили государя Алексея Михайловича, а также Святейшего Патриарха Московского выдать грамоту и благословение на строительство пустыни, а иеромонаха Лукиана утвердить постоянно служащим в ней. На руки преподобного было выдано всё для полного устроения пустыни. Купцы Александровской Слободы просили преподобного Лукиана о создании у них при обветшавшей церкви Успения монастыря из инокинь Слободы, в котором, более того, хотели видеть его пастырем и попечителем. Вначале он отказывался, считая себя грешным и недостойным таких деяний, но потом по многим просьбам купеческих людей, победивших его своей любовью к нему, смиренно согласился. Вместе с ними он отбыл в Москву, где предстали они пред самим государем России Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном с просьбой о построении монастыря в известной некогда царской Слободе, на что и получено было повеление - строить девичий монастырь, а также благословение патриарха на восстановление Успенской Церкви и освящение её. Вернувшись, преподобный поставил монастырь, оградив его со всех сторон, а также срубив кельи. Храм Успения устроил в благолепии для молитвы и освятил. Это произошло в 1654 г. Монастырь стал общежительным и насчитывал 20 сестёр, к ним поставлена была игуменья. Преподобный был для них пастырем и отцом, неустанно заботясь обо всём потребном для жизни и спасения. На попечении У игумена Лукиана оказалось два монастыря. На него все взирали как На живой образ иноческого жития, стремясь всячески подражать ему в Подвигах веры. Окормляя две обители, преподобный часто бывал в Александровской Слободе, пастырски наставляя не только сестёр монастыря, но и народ, приходивший в него.

Преподобный Лукиан преставился в 1654 г., в престольный праздник своей обители. Был он был ростом мал, с проседью в русой окладистой бороде. Преподобный предсказал близкое бедствие – моровую язву, случившуюся спустя три года по его кончине. Всё сказанное им сбылось в точности. Тогда сомневающиеся вспомнили пророчества святого и прониклись к нему большим почтением.

Первым преемником преподобного стал иеродиакон Онуфрий, но он недолго пробыл в этом звании - с 1654 по 1657 г.. Самым же значительным преемником преподобного Лукиана был преподобный Корнилий, избранный братством и посвященный в иеромонахи святейшим патриархом. Обе обители стали известными далеко за их пределами своим высоким духовным строем и внешним благолепием.

С 1658 г. Корнилий был «учинен строителем и духовником обеими обительми своею и девическою (в Александровой Слободе)». По ходатайству игуменьи Успенского монастыря Анисий было получено благословение святителя и грамота, в которой преподобному предписывалось жить в Успенском монастыре, а в Лукианову пустынь ездить «из недели в неделю». Наставничество иеромонахов Лукиановой пустыни в Успенском монастыре продолжалось вплоть до его закрытия, последним его духовником был игумен Игнатий.

При преподобном Корнилий в Лукиановой пустыни был воздвигнут второй, тёплый храм - Богоявления. Построена шатровая колокольня.

В 1675 г. «в монастыре 15 келий, в них живет старец Корнилий с братией. Святые ворота шатровые. Монастырь огорожен забором. За монастырем двор конюшенный и скотский».

Богоявленский деревянный храм разобрали в 1680 г., и на его месте началось строительство каменного храма Богоявления с приделом Великомученика Феодора Стратилата, ангела-хранителя царя Феодора Алексеевича, неоднократно посещавшего обитель. Храм был освящён уже при преемнике преподобного Корнилия, Евагрии. В 1892 г. перед колокольней было выстроено шатровое крыльцо.

В XVIII в. над могилой преподобного Лукиана построена каменная часовня (её руины, покрытые железной крышей с главкой и крестом, находятся с южной стороны Богоявленского храма). Лукианова пустынь опекалась государями Феодором Алексеевичем, Иоанном и Петром Алексеевичами, которые жаловали её землями. Особо выделялись попечением о пустыни окольничие царского двора Алексий и Тимофей Лихачёвы, заслужившие вечный помин у братии. Преподобный Корнилий скончался 24 августа 1681 г. После преподобного Корнилия монастырём с 1681 по 1689 г. управлял строитель Евагрий.

В 1689 г., находясь в Успенском монастыре Александровой слободы, Святейший Патриарх Иоаким «сентября в 20 день... пожаловал в Александрове Слободе Переславского уезда Залесского Лукьяновы пустыни строителю старцу Андреяну с братьею милостыни 10 рублев». Строитель Адриан управлял обителью с 9 марта 1689 по 1690, а после него - Сергий, - управлял с 1690 по 1693 г. В монастыре в 1694-1696 гг. построен настоятельский корпус (надстроен в 1950-х гг.), вначале XIX в. - братский корпус, казначейский в 1690 г.

В последние годы XVII в. усердием постриженника Лукиановой пустыни, настоятеля пустыни (с 1694 по 1696 г.), а в период строительства, келаря Чудова монастыря, иеромонаха Иоасафа (Колычевского) началось возведение каменного пятиглавого собора на месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы (и где стоял первый деревянный храм Рождества Божией Матери).

Собор продолжали возводить и при строителе иеромонахе Моисее (управлял монастырём с 1696 по 1705 г., с 1709 г. на покое). Храм строился на Средства московского купца Онисима Феодоровича Щербакова и других ревнителей наименованных в летописи обители. Собор Рождества Пресвятой Богородицы освящён в 1712 г. при настоятеле иеромонахе Авраамии (определён в настоятели с 1705 г., возведен в сан игумена в 1717, управлял обителью по 1719 г.).

На освящении присутствовали сестры царя Петра Алексеевича царевны Марфа и Феодосия Алексеевны.

В соборе, после долгих лет разорения и запустения, сохранились большие фрагменты росписи середины XIX в. В 1714 г. на средства подполковника Кирилла Карповича Сытина, владельца соседнего с пустынью с. Дуброва, отца погребенной у холодного собора Елизаветы Кирилловны Шубиной (урождённой Сытиной) построена каменная больничная церковь великомученицы Екатерины. Настоятель монастыря Авраамии в 1713 г. подал царю Петру Алексеевичу челобитную, «что де у них в пустыне у больницы церкви Божией не построено, а монахи больничные за древностию многие в соборную церковь с прочиею братиею ходить не могут, а ныне обещался вкладчик их подполковник Кирило Карпов сын Сытин к той больнице построить вновь каменную церковь во имя святой великомученицы Екатерины». Церковь была заново отстроена в 1834 г. на средства александровских 2-й гильдии купцов, братьев Ивана, Григория, Александра Дмитриевичей Уголковых-Зубовых. При церкви были больничные кельи. Была построена также южная часть каменной ограды со святыми воротами (ворота в советское время разрушены) и две башни. При строителе Авраамии в монастыре были заведены синодик и вкладная книга. Местоблюститеем Патриаршего Престола митроолитом Стефаном (Яворским) о. Авраамии в 1717 г. возведён в сан игумена. Он скончался в 1719 г. и похоронен под алтарём храма Рождества Пресвятой Богородицы. С 1719 г. обителью управлял игумен Иоасаф (ум. 1724). На его место 12 августа 1724 г. определён строитель Иоасаф, 22 января 1727 г. переведенный в Переславский Данилов монастырь.

В 1728 г. ризничий иеромонах Онуфрий и вся братия Лукьяновой пустыни обратились к императору Петру II с прошением о восстановлении игуменства в Лукиановой пустыни. «Бьют челом богомольцы Ваши, Переяславского уезда Залесского, Лукояновы пустыни иеромонахи и иеродиаконы и вся братия. По указу... Государя Петра Великого... и по благословению тогда правительствующего престолом патриархии Всероссийской, преосвященного Стефана Яворского, митрополита Рязанского и Муромского, в 1717 г. во обители нашей Лукояновой пустыни из строителей учинено игуменство, и посвящен Авраамии первым игуменом, и по кончине его... были поставлены к нам же в обитель игумены: из Переславля из Никитского монастыря иеромонах Варлаам, а после него... был игуменом тоя ж нашей Лукояновой пустыни иеромонах Иоасаф, а после его, Иоасафа, был из Переславля, Борисоглебского монастыря строитель Иоасаф же, и от нас взят в Переславль в Данилов монастырь в архимандриты, а когда в правление было бывшего Новогородского архиепископа Феодосия и объявлен указ был из Святейшего Правительствующего Синода, чтобы умалить власть по монастырям и малые монастыри приписывать к большим, тогда и в нашей обители игуменство пресеклося, и ныне у нас, богомольцев Ваших, строитель учинен - тому другой год - того ж нашего монастыря иеромонах Иосиф, и человек древен, и немощен, и с нуждою и к церкви приходит, и службы своей снести не может. А ныне мы... видя Ваше всемилостивейшее милосердие, что во многих обителях прежние чины властелинские обновлены и удостоены быть по-прежнему, того ради и мы, богомольцы, и в нашем монастыре Лукояновы пустыни, как мы монахи, так и вкладчики, со общего согласия желаем иметь по-прежнему игумена, которого согласно ж мы... ныне выбрали Чудова монастыря, что в Кремле, иеромонаха Макария, видя и усмотря его ко оному правлению достойного быть игуменства... по указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказали: вышеозначенного Чудова монастыря иеромонаха Макария в помянутую Лукоянову пустыню... во игумена произвесть...». 5 октября 1728 г. иеромонах Макарий возведен во игумена Лукьяновой пустыни, 27 октября 1729 г. уволен за болезнью.

29 октября 1729 г. настоятелем Лукьяновой пустыни определен бывший строитель Сольбинского монастыря Варлаам. Он управлял Лукьяновой пустынью до 1732 г. В 1732 г. игумен Варлаам отпущен по болезни, засвидетельствованной братией Лукиановой пустыни, до 20 человеками. Местом жительства ему указана Никольская пустынь на р. Сольбе.

Строительство стен (каменная ограда с семью башнями строилась в 17 12-1733 гг.) закончено при настоятеле игумене Макарий (управлял монастырем с 1730 по 1733).

В 1733 г. настоятелем Лукиановой пустыни, с возведением в сан игумена, назначен иеромонах из Спасо-Кукоцкого монастыря Иессей, он упоминается в документах обители до 1740 г

С 1754 по 1755 г. обителью управлял игумен Боголеп. В 1764 г., с учреждением штатов, настоятели Лукиановой пустыни были уже не в сане игуменском, но строительском. Переведенный из Пешношского монастыря иеромонах Иоанникий управлял Лукиановой пустыней с 1767 по 1772 гг.

В 1771 г. по прошению жителей г. Александрова был учреждён ежегодный крестный ход с чудотворной иконой в шестую неделю по Пасхе из Лукиановой пустыни в Александров в память избавления города и окрестностей от чумы. На пути в с. Бакшееве было чудотворной иконе молебное пение с водоосвящением, затем ещё три, последнее в Александрове, в Слободе Садовной, где икону встречал крестный ход духовенства Александровского монастыря и городской Преображенской церкви. После Иоанникия управляли строители: Филарет (с 1773 по 1777), и Макарий (с 1792 по 1798).

С 1792 г. настоятелем Лукиановой пустыни был игумен Макарий, в миру священник Яков Озерецковский. (до 1792 г. - настоятель Архангельского монастыря в г. Юрьеве-Польском, похоронен в Лукиановой пустыни). Он был отцом двух известных в русской истории лиц: естествоиспытателя и путешественника, академина Николая Яковлевича Озерецкого (1750-1827) и первого по времени обер-священника армии и флота Павла Яковлевича Озерецковского (1758-1807).

17 сентября 1799 г. лукиановский строитель Иоасаф был переведен в Вязниковский Благовещенский монастырь, а оттуда в Лукианову пустынь переведен иеромонах Феофил.

В начале XIX в. монастырём управляли иерамонахи Андрей и Никандр

В 1804 г. монастырём управлял строитель иеромонах Никон, префект Владимирской Духовной семинарии, с 1810 по 1811 - строитель Игнатий.

В 1815 г. настоятелем был иеромонах Израиль. С 1818 по 1825 г. управлял строитель Киприан.

При игумене Платоне в 1850 г. капитально отремонтирован собор, окружающая его с трёх сторон паперть украшена изразцами.

Находящаяся за оградой монастыря гостиница построена при игумене Макарий (Михаил Мыльников, уроженец г. Мурома, из купцов, 1ум. 1874), настоятельствовавшем с 1860 по 1874 г. Он в молодости был 9 лет послушником в Саровской пустыни, потом перешёл в Спасо-Вифанский монастырь, где в 1838 г. постригся и наречён Макарием, в 1843 г. поступил в Махрищский монастырь, был в Нямецком монастыре и чтил память преподобного Паисия Величковского, в 1860 г. определён строителем в Лукианову пустынь, в 1861 г. возведён в сан игумена. Был награждён золотым наперсным крестом и орденом Святой Анны 3-й степени. В это время братии в монастыре было 30 человек, 3-4 иеромонаха и 2-3 иеродиакона.

В 1893 г. в монастыре, при игумене Иерониме и при участии настоятельницы Успенского женского монастыря игуменьи Евфрасии, торжественно праздновалось 300-летие явления чудотворной иконы.

В конце XIX в. две первоначальные квадратные угловые башни на южной стене заменены новыми круглыми.

В 1916 г. настоятелем был игумен Корнилий. В 1920 г. в Лукианову пустынь поступил, и был здесь пострижен в монашество преподобномученик Илия (Вятлин). Он родился 24 февраля 1867 г. в с. Карийское Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Ивана Вятлина, воспитавшего сына в вере и благочестии. Придя в возраст, Илья Иванович женился и в 1892 г. у них с женой родился сын Павел. Илья Иванович работал на ткацкой фабрике в г. Александрове ткачом и прислуживал в церкви. Овдовев, он принял твердое решение уйти в монастырь. Вопросы собственного спасения, молитвы и веры всегда стояли у него на первом месте, и для него казалось неважным, что произошла революция и начались гонения. В 1922 г. монашеское общежитие было безбожной властью разорено; монах Илия был рукоположен во иеромонаха и стал служить в одном из храмов в г. Александрове. Летом 1937 г. храмы в Александрове были закрыты, а священство арестовано. Отец Илия не был тогда арестован, вероятней всего потому, что НКВД счел его слишком старым, ему тогда исполнилось семьдесят лет. 27 июня 1937 г. он поселился в с. Еремеево Истринского района Московской области и стал здесь служить в храме Вознесения Господня.

Однако волна арестов не миновала и это село. 20 февраля 1938 г. местный оперуполномоченный НКВД отправил начальству рапорт о необходимости ареста священника «как отъявленного врага народа». 25 февраля был выдан ордер на арест священника в обосновании ареста писалось, что о. Илия говорил: «Советская власть всех крестьян загнала в колхоз и мучает их, а нас, священников, советская власть совсем задушила. Большевики здесь нас не забирают, вот где я раньше служил священником, там всех забрали и посадили в тюрьму». 28 февраля 1938 г. о. Илия был арестован. В протоколе допроса написано, что о. Илия говорил: Поскольку я человек, убежденный в вере, то мне не нравится политика советской власти, которая агитирует против религии, поэтому я действительно говорил прихожанам, что советская власть окончательно задушила религию и нас, священников, и крестьян в колхозах мучают и не дают веровать в Бога...». 5 апреля 1938 г. иеромонах Илия (Вятлин) был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой, и брошен в один из рвов, в которых лежат десятки тысяч людей, расстреляных на этом полигоне.

В 1920-х гг. монастырь был закрыт, монахам предписано покинуть его, а храмы, как памятники старины, отданы под охрану созданного на территории Успенского монастыря в г. Александрове музея. В 1922 г. иноки, предупреждённые доброжелателями о предстоящем аресте, покинули пустынь, взяв с собой то, что смогли увезти. Оставшиеся иконы и святыни поступили в музей, часть их уничтожена, поругана. Пустынь была разорена до неузнаваемости.

В 1924 г. в храме Богоявления разместилась школа, в 1925 г. в Екатерининской церкви устроен клуб, часовня преподобного Лукиана разрушена в 1926 г. Позднее в монастыре была устроена тюрьма. В 1970-е гг. в настоятельском корпусе располагалась больница. Местонахождение вывезенной в музей г. Александрова чудотворной иконы Рождества Божией Матери в настоящее время неизвестно. В зданиях разместили дом инвалидов.

12 мая 1991 г. Богородице-Рождественская Лукианова пустынь возрождена. В этот день состоялся первый крестный ход с иконой Рождества Пресвятой Богородицы, завещанный преподобным Лукианом. Возглавил его преосвященнейший Евлогий, епископ Владимирский и Суздальский.

Торжественное шествие следовало от Троицкого собора Свято-Успенского женского монастыря в пустынь при многочисленном стечении народа. Этим было положено начало возобновлению Лукиановой обители - первого монастыря, открывшегося во Владимиро-Суздальской епархии после 70-летнего периода гонений на Церковь. Настоятелем стал игумен Досифей (Даниленко). Александровские прихожане с большим усердием и любовью помогают инокам в восстановлении их монастыря, столь знаменитого в прошлом.

Богоро́дице-Рожде́ственская Свя́то-Лукиа́нова пу́стынь - православный мужской монастырь в деревне Лукьянцево Александровского района Владимирской области. Пустынь названа по имени основателя монаха Лукиана. Учреждена в 1650 году. После Октябрьской революции была закрыта, в 1991 году возрождена.

Церковь Рождества Богородицы

На месте Лукиановой пустыни было прежде место, называемое «Псковитиново Раменье». Здесь на пустоши в лесу, на болоте стояла церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь сия перенесена была из села Игнатьева; потому что Сама Матерь Божия указала быть на этом месте храму, чудным знамением от своей иконы.

Преподобный Лукиан (родом из Галича) из Покровского (Угличского) монастыря пришёл искать пустынного места для подвигов безмолвия в пределы Переславля-Залесского в слободу Александровскую, и по указанию поселян Марка и Семёна поселился с ними близ этой запустелой церкви.

Церковь Псковитина Раменья пережила Литовское разорение 1611 года и, следовательно, существовала до 1611 года. Церковь оставалась пустою до 1640 года. Явление и чудеса от образа Рождества Пресвятыя Богородицы дали существование в 1640 году запустелой церкви: получив сонное знамение, сюда пришёл с Вологды Спасо-Прилуцкого монастыря чёрный священник Федосей Поморец. В 1649 году патриарх Иосиф позволил Александру Фёдоровичу Баркову и Тимофею Микулаеву обновить этот храм и выстроить его заново.

Учреждение пустыни

Лукиан был пострижен в прежней церкви от священника Спасо-Прилуцкого монастыря Феодосия Поморца, а в чёрные попы поставлен от патриаршего рукоположения в 1646 году. 28 августа 1650 года патриарх Иосиф выдал Лукиану грамоту, в которой определил его к новопостроенной церкви Рождества Богородицы как иеромонаха. И как с тех пор иноческое священнослужение не прекращалось, то Лукиан должен быть поставлен первым основателем иноческой обители, и сама обитель (пустынь) должна быть по справедливости названа Лукиановою.

Блаженный Лукиан скончался в этой пустыни 1654 года сентября 8 дня.

Монастырские церкви

1. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы . Когда именно сначала построена была сия церковь, неизвестно. По чудесам, бывшим от образа Рождества Богородицы, она сперва была покрыта иноком Феодосием Поморцем и другими старцами в 1640 году. Сей Феодосий с братиею жил при сей церкви недолго. «И пожил, - сказано в грамоте Царя Алексея Михайловича от 1650 года, - тут тот поп Феодосий с братиею немного времени от изгони Андроникова монастыря Архимандрита Иосифа, потому что он Иосиф под новою Александровскою слободою в то же время строил Семёновский монастырь». После Феодосия Александр и Тимофей и иные окольные люди, слыша от чудотворного образа Пресвятой Богородицы чудеса, в 1648 году воздвигнули новую церковь и призывали для служения при ней священников. «Но, - сказано в той же грамоте, - за пустотою мирские попы нейдут, потому что около тоя церкви вёрст по пяти и по шести и больше пусто, лесом поросло и болото, жилых сёл и деревень нет и впредь тут в приход за пустотою быть некому». Тогда изъявил желание служить при той церкви инок иеромонах Лукиан, который в 1650 году и был определён.

В 1707 году постриженник Лукиановой пустыни, впоследствии Чудова монастыря келарь Иоасаф Кольдвечевский, по причине чрезмерной ветхости этой церкви, обещался построить вместо деревянной каменную. Сия каменная церковь окончена строением в 1712 году июня 14, и по указу Петра I и благословению Стефана Митрополита Рязанского и Муромского была тогда освящена Спаса Нового монастыря Архимандритом Моисеем по исправному требнику при строителе Лукиановой пустыни Аврамие.

2. Церковь во имя Богоявления Господня . Когда и кем построена была эта церковь, неизвестно. Известно только из грамоты Патриарха Иоакима, что она в 1680 году была ветхая деревянная и что в этом же году строитель иеромонах Корнилий просил у Патриарха построить вместо её новую каменную с приделом во имя Великомученика Феодора Стратилата.

В 1684 году при строителе Евагрие она была совсем окончена строением и, с благословения Патриарха Иоакима, освящена Никитским Игуменом Романом, по новоисправленному чиновнику, который велено было взять у Архимандрита Горицкого монастыря Гурия.

3. Больничная каменная церковь во имя Великомученицы Екатерины . Историческое основание сей церкви следующее: в 1714 году мая 13 строитель Аврамий подал Государю Петру I челобитье, «что-де у них в пустыни у больницы церкви Божии непостроено, а монахи больничные за древностию многие в соборную церковь с прочею братиею к литургии ходить немогут»; а ныне обещается вкладчик их подполковник Кирило Карпов сын Сышин к той больнице построить вновь каменную церковь во имя святой великомученицы Екатерины, - и просил на то дозволения. По указу Великого Государя Преосвященный Стефан Митрополит строителя Аврамия благословил построить означенную больничную церковь с тем, «чтобы копая рвы и бьючи сваи погребенным телесем человеческим какого повреждения не было». Церковь сия была построена и освящена в том же 1714 году ноября 10 самим строителем Аврамием.

Средства содержания монастыря

Грамотою 1650 года царя Алексея Михайловича иеромонаху Лукиану вместе с утверждением его во священника при вновь построенной церкви, велено владеть ему «церковным доходом, и пашнею и сенными покосы и всякими угодьи, которыя около тое церкви подошли близко, и которые бывали у тое церкви изстари и чем прежние попы владели ». Но этих земель для обеспечения продовольствием пустыни было недостаточно. Царь Фёдор Алексеевич посетил Лукианову пустынь и после направил в неё щедрые дары. В 1677 году в свое посещение он пожаловал пустыни пустошь Аминево.

В 1678 году царь пожаловал пустоши - Бекирево, Шадрино, Загляднино и мельницу на реке Малом Киржаче.

В 1680 году пожаловал он 16 пустошей: Пашково, Плечево, Чечкино, Востриково, Киниково, Балуево, Летолово, Харламово, Непейну, Обарино малое, Обарино большое, Филимоново, Княжево, Мартьянку, Малогино, Губино.

В 1681 году - пожаловал он же 6 пустошей: Сидорово, Тщаниково, Рябинино, Карпово, Патрекейку, Гатвышево да полпустоши Перепечино.

В 1685 и 1686 годах цари Иоанн и Пётр Алексеевичи все эти владения утвердили за Лукиановою пустынею.

Строители пустыни

Три строителя после Лукиана известны до 1714 года.

1. Иеромонах Корнилий с 1677 года по 1680-й. При нём повелено было устроить каменную церковь во имя Богоявления Господня на место ветхой деревянной, с приделом святого Феодора Стратилата.

2. Иеромонах Евагрий с 1681 года. При нём церковь во имя Богоявления была окончена строением и освящена Переславского Никитского монастыря Игуменом Романом по исправному чиновнику, взятому для сего у Архимандрита Горицкого монастыря Гурия.

3. Иеромонах Аврамий с 1707-1714. При нём вместо деревянной церкви в честь Рождества Богородицы устроена каменная и освящена Спаса нового монастыря Архимандритом Моисеем. При нём же построена была в 1714 году больничная церковь во имя Великомученицы Екатерины.

Настоятели пустыни

  • 1642 - 8 сентября 1654 - Лукиан, преподобный
  • 1654-1657 - Ануфрий
  • 13 мая 1658 - 11 августа 1681 - Корнилий
  • октябрь 1681 - 6 января 1689 - Евагрий
  • 9 мартя 1689-1690 - Адриан
  • 18 декабря 1690-1693 - Сергий
  • январь 1694-1695 - Иоасаф (Колдычевский)
  • 3 февраля 1696-1705 - Моисей
  • 6 октября 1705-1719 - Авраамий, игумен (с 6 октября 1705 по 21 февраля 1717 г. - строитель)
  • 1719-1724 - Иоасаф, игумен
  • 12 августа 1724 - 22 января 1727 - игумен Иоасаф
  • 5 октября 1728 - 27 октября 1729 - игумен Макарий
  • 27 октября 1729-1732 - игумен Варлаам
  • 1732-1733 - игумен Макарий
  • 7 февраля 1733-1746 - игумен Иессей
  • 1746-1748 - игумен Иустин
  • 1748-1750 - игумен Иосиф
  • 1751-1753 - игумен Пахомий (Симанский)
  • 1753-1754 - игумен Никанор (Юдин)
  • 1754-1755 - игумен Боголеп
  • 1759-1760 - иеромонах Виссарион
  • 1760-1763 - игумен Иоасаф
  • 1763-1767 - игумен Аарон
  • 1768-1771 - иеромонах Иоанникий (Калков)
  • 1771-1778 - иеромонах Филарет
  • 1778-1781 - иеромонах Алипий
  • 1781-1784 - иеромонах Геннадий (Каретников)
  • 1784-1789 - иеромонах Макарий
  • 1789-1792 - иеромонах Арсений
  • 1792 - 3 июня 1798 - игумен Макарий (Озерецковский)
  • 1798-1799 - иеромонах Иоасаф
  • 1799-1800 - иеромонах Феофил
  • 1800-1803 - иеромонах Андрей
  • 1803-1804 - иеромонах Вениамин
  • 1804-1805 - игумена Никон
  • 1805-1807 - иеромонах Владимир
  • 1807-1810 - иеромонах Никандр
  • 1810-1812 - иеромонах Игнатий
  • 1812-1818 - иеромонах Израиль
  • 1818-1825 - иеромонах Киприан
  • 1825-1829 - иеромонах Иоанникий II
  • 1829-1831 - иеромонах Паисий
  • 1831-1834 - иеромонах Феофан
  • 1834-1838 - иеромонах Вениамин II
  • 1839-1840 - иеромонах Аввакум (Святухин)
  • 1840-1846 - иеромонах Анатолий
  • 1846-1847 - иеромонах Аркадий
  • 1847-1850 - иеромонах Аарон
  • 1850-1855 - иеромонах Платон
  • 1855-1860 - иеромонах Виктор
  • 1860-1874 - игумен Макарий (Мыльников)
  • 1874-1876 - игумен Вассиан
  • 1887-1895 - игумен Иероним
  • 1895-1899 - игумен Иннокентий (Никольский)
  • 1899-1906 - игумен Агафангел (Макарин)
  • 1907-1917 - архимандрит Игнатий
  • 12 мая 1991-2008 - архимандрит Досифей (Даниленко)
  • c 2008 - иеромонах Тихон (Шебеко)


Похожие статьи