Сообщение на тему многообразие рыб в природе. Презентация по биологии на тему: "Многообразие и хозяйственное значение рыб"

8 класс (35 часов)

Л. В. Камлюк, Е. С. Шалапёнок. Биология: 8 класс. Минск: Народная асвета, 2010

Календарно -тематическое планирование на 2012 -13 учебный год прилагается. Биология . Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (... 11 Обобщающий урок-конференция Урок-конференция Выступают с сообщениями по теме. Представляют результаты учебно ...
  • Учебный план мбоу «кобяйская средняя общеобразовательная школа им. Е. Е. Эверстова» на 2012 2013 учебный год согласовано

    Документ

    ... учебного года , 2аб классы с 2010-2011 учебного года , 1аб классы с 2011-2012 учебного года реализуют ФГОС НОО, учебный план разработан на ... по темам; - наглядные пособия, дидактический материал; - используемая литература; - календарно -тематический план...

  • Календарно-тематическое планирование по окружающему миру гбоу сош №1361 класс

    Календарно-тематическое планирование

    КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по окружающему миру ГБОУ СОШ №1361 класс - 4 « В... учебный курс для V класса , обеспечивающий переход к изучению естествен нонаучных дисциплин (биология ... года (на теллурии). Природа России (11 ч) Россия на карте...

  • Многообразие и значение рыб

    Классы Хрящевые (Акулы, Скаты) и Костные рыбы (Кистепёрые, Лососеобразные, Осетрообразные, Карпообразные, Сельдеобразные). Хозяйственное значение рыб

    Обобщение и контроль знаний по теме «Надкласс Рыбы»

    Задания и вопросы по теме

    Надкласс Четвероногие

    Класс Земноводные, или Амфибии

    Среда обитания, внешнее строение и скелет амфибий

    Среда обитания, внешнее строение и строение скелета

    Система внутренних органов. Нервная система. Размножение и развитие

    Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности

    Происхождение, многообразие земноводных, их роль в природе

    Отряды Хвостатые и Бесхвостые. Значение и охрана земноводных

    Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

    Место обитания, образ жизни и внешнее строение. Питание и дыхание пресмыкающихся

    Особенности внешнего строения и процессов жизнедеятельности

    Внутреннее строение и размножение пресмыкающихся

    Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности

    Происхождение, разнообразие и значение пресмыкающихся

    Отряды Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Их значение и охрана

    Обобщение и контроль знаний по темам «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся»

    Вопросы и задания по теме

    Класс Птицы

    Внешнее строение, покровы тела, скелет, передвижение птиц. Лабораторная работа № 5 «Приспособления к воздушному образу жизни во внешнем строении птиц»

    Форма тела, перьевой покров, передвижение

    Строение систем внутренних органов птиц

    Особенности строения и процессов жизнедеятельности

    Нервная система, органы чувств и поведение птиц. Размножение и развитие птиц

    Особенности строения и процессов размножения

    Сезонные явления в жизни птиц. Происхождение птиц

    Гнездование, выведение птенцов, послегнездовой период, перелёты птиц

    Птицы в среде обитания. Птицы леса. Болотные, водоплавающие и околоводные птицы. Птицы открытых мест обитания

    Птицы лесов и открытых пространств, водоплавающие и околоводные птицы

    Хищные птицы. Птицы культурных ландшафтов и городской среды

    Хищные птицы. Птицы парков и садов, лугов и полей

    Роль птиц в природе и их значение для человека. Птицеводство

    Роль птиц в природе и хозяйственной деятельности человека

    Обобщение и систематизация материала по теме «Класс Птицы»

    Класс Млекопитающие, или Звери

    Особенности внешнего строения млекопитающих. Скелет и мышечная система

    Строение тела, покровы, скелет, мускулатура

    Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы

    Внутреннее строение и процессы жизнедеятельности

    Выделительная, нервная системы. Размножение и развитие

    Внутреннее строение. Органы размножения. Забота о потомстве, выкармливание детёнышей молоком

    Происхождение млекопитающих. Первозвери и Настоящие звери. Отряды Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

    Происхождение млекопитающих. Характеристика отрядов

    Отряды Грызуны, Хищные

    Характеристика отрядов

    Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные, Ластоногие, Китообразные, Приматы

    Характеристика отрядов

    Значение млекопитающих в природе, хозяйстве и жизни человека

    Экскурсия № 1 «Видовое разнообразие живых организмов леса (парка), водоёма, окрестностей школы»

    Вопросы и задания по теме

    Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие»

    Вопросы и задания по теме

    Контрольная работа № 2 «Позвоночные животные»

    Эволюция систем органов животных

    Таблица № 1

    Сравнительная характеристика систем органов типов беспозвоночных животных

    Таблица № 1

    Покровная, опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная системы

    Таблица № 2

    Сравнительная характеристика систем органов классов позвоночных животных

    Дыхательная, выделительная, нервная и органы чувств, половая система

    Таблица № 2

    Обобщение и систематизация знаний по теме «Эволюция систем и органов животных»

    Разделы: Биология

    Образовательные:

    Развивающие:

    • научиться узнавать изученных рыб,
    • уметь сравнивать особенности строения рыб,
    • уметь работать с учебником,
    • соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоёмов.

    Воспитательные:

    • показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение,
    • раскрыть относительный характер приспособленности,
    • доказать естественное происхождение рыб,
    • познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения,
    • показать влияние человека на численность рыб.

    Оборудование:

    • таблицы,
    • рисунки

    Форма проведения урока: урок-конференция ТСО. Компьютерная презентация.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент на протяжении всего урока.

    “Иным достался от природы
    Инстинкт пророчески-слепой -
    Они им чуют, слышат воды...”

    Ф.И. Тютчев

    Уважаемые друзья. Прочтите эти слова Ф.И. Тютчева. Как вы считаете, кому они посвящены? Конечно же, удивительным и таинственным животным - рыбам. Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в жизни человека, в природе, охраной рыбных богатств. Для этого постараемся решить следующие задачи нашего с вами общения. Мы будем проводить наш урок в виде конференции. Для этого мы пригласили различных представителей, которых также интересуют наши задачи, на которые они смогут дать более полные ответы, так как являются специалистами в данной области.

    Представляю наших гостей:

    СПЕЦИАЛИСТЫ:

    • Эволюционист,
    • Систематик,
    • Ихтиолог,
    • Эколог,
    • Инженер рыбнадзора,
    • Шеф-повар из ресторана "Рыбный рай",
    • Искусствовед,
    • Врач-диетолог,
    • Специальные корреспонденты 2-х журналов: "Юный натуралист " и "Рыболов-спортсмен ",
    • Рыбак-затейник, который будет участвовать в проведении конкурса "Рыбак рыбака видит издалека".

    А остальная часть нашей аудитории будет внимательно слушать вместе со всеми, участвовать в конкурсах, а в конце нашей конференции мы подведём итоги. Для этого вы будете зарабатывать очки (рыбки).

    2. Изучение нового материала.

    Рыбы - самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден - сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.

    Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение. ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены), ПЛОСКИЕ (скаты, камбала), ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна), ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы), ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.

    Ещё более невероятной кажется окраска рыб. Зачастую яркая и контрастная, она может служить средством опознания особей своего вида или быть предупреждением о несъедобности или ядовитости хозяина.

    Что же определяет окраску рыб? Давайте спросим об этом у ихтиолога.

    Рыбак-затейник:

    Но для начала скажите, как называется наука, изучающая рыб. (Ихтиология. Учёный-специалист, который этим занимается - ихтиолог).

    Специалист-ихтиолог:

    Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной чешуёй. Эти цветоносные клетки называются хроматофорами и содержат в себе зёрна пигментов, чаше всего оранжевого, жёлтого и красного цветов. Встречается в них и чёрный пигмент, и кристаллики гуанина, который может давать белые, серебристые и перламутрово-радужные тона. При объединении двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зелёные отливы.

    Рыбак-затейник:

    Давайте спросим у ребят, как называется такая окраска рыб? (Покровительственная).

    Ихтиолог:

    Правильно! Тёмная спина и белый или серебристый низ делают рыбу малозаметной. Очень искусно маскируются под цвет грунта донные рыбы. Одни из самых умелых мастеров камуфляжа - обыкновенная камбала, которая с лёгкостью хамелеона подделывает свою окраску под камни, песок, ил. Иногда рыбы достигают такого совершенства, что имитируют окружающие предметы не только по цвету, но и по форме. Например, амазонская рыба-лист удивительно напоминает побуревший опавший лист дерева. Не уступает ей и морской конёк-тряпичник, сливающийся с водорослями, в которых обитает. Таким же затейливым образом маскируется саргассовый морской клоун, покрытый длинными кожными выростами вроде нитей, имитирующими стебли растений.

    Спасибо за обстоятельный рассказ.

    Скажите, какие ещё признаки, помимо окраски, характерны для рыб? (Форма тела, по которой они отличаются, поведение, образ жизни).

    На самом деле рыбы имеют много признаков, которые помогают им существовать, но все эти признаки носят относительный характер приспособленности, так как помогают им выживать в определённых условиях существования; если условия жизни меняются, то эти приспособления оказываются бесполезными.

    Мы уже знаем, что в природе существует огромное количество современных видов рыб, для этого их предки прошли очень длительный этап эволюции. Что нам по этому поводу скажет учёный-эволюционист?

    Специалист-эволюционист:

    Прежде я хотел бы спросить у ребят, что обозначает термин "эволюция "? Каждому биологу ясно, что знания о происхождении и эволюции какой-либо ныне живущей группы организмов нужны не только потому, что “это интересно”, но и потому, что эти знания помогают лучше разобраться в родственных отношениях современных организмов, стратегии их приспособленности к условиям жизни, в том числе, к всё более возрастающему воздействию антропогенного фактора. Эти знания нужны для экономически грамотных постановок и решения задач по рациональному использованию ресурсов современной флоры и фауны. К сожалению, вопросы эволюции рыб изучены очень слабо.

    Разрешите задать вопрос! Каковы причины этого?

    Специалист-эволюционист:

    Причин этому несколько, но главная из них - сравнительно небольшое количество палеонтологического материала. И чем древнее ископаемые остатки рыб, тем меньше число их находок.

    Корреспондент журнала “Юный натуралист”:

    Какие находки чаще всего попадаются?

    Специалист-эволюционист:

    Чаще всего находят окаменевшие зубы, чешую и позвонки древних рыб, реже отдельные кости черепа. Редкими и ценными для науки находками являются отпечатки скелета или даже всего тела рыбы. Очень редко в окаменевшем состоянии оказываются мягкие ткани животных. Например, найдена окаменевшая мышца акулы, жившей более 300 млн. лет назад.

    Благодаря эволюционным преобразованиям произошёл расцвет рыб. Что по этому вопросу скажет нам учёный-систематик?

    Учёный-систематик:

    Впроцессе эволюции (на протяжении 500 млн. лет) происходила не только смена видов рыбообразных и рыб, но, самое главное, изменялись их внешнее и внутреннее строение, физиология, образ жизни, появились разнообразные систематические группы рыб, видов которых около 25 тысяч. Давайте спросим у ребят, как называется наука, которая занимается классификацией организмов в группы по степени их родства? (Систематика). Каковы основные систематические единицы? (Тип-подтип-класс-подкласс-отряд-род-вид. Хордовые, черепные или позвоночные).

    Надкласс рыбы. Подкласс - хрящевые и костные.

    Отряд акулы - костно-хрящевые.

    Отряд скаты - двоякодышащие.

    Кистепёрые.

    Костистые.

    Ребята, с учебником дома заполнить "Систематика группы рыб".

    Сходство разных видов рыб может объясняться или близким родством (систематизация признаками), или сходными чертами поведения, образа жизни (биологическими признаками).

    Главный вывод:

    Многообразие рыб - результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.

    Итак, мы с вами познакомились с многообразием рыб, их систематическим положением. Немаловажное значение имеет практическое значение рыб в природе и жизни человека, и, конечно, их охрана. Продолжим дальше нашу работу. Мы уже с вами знаем, что рыбы заселяют практически все водоёмы, различающиеся по солёности воды, насыщенности её кислородом и температуре. С возрастанием глубины водоёмов увеличивается сила давления воды, уменьшается освещённость, обедняются кормовые условия. В процессе исторического развития выживают те рыбы, у которых выработались различные приспособления к условиям жизни в водоёмах и их частях. Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности.

    Я вижу, у журналистов уже возникли вопросы, предоставляем им слово.

    Журналист:

    Спецкор журнала “Юный натуралист”. Мой вопрос специалисту-систематику. Объясните, почему так велико разнообразие рыб в водоёме?

    Систематик:

    По этому вопросу я уже говорил, но я ещё продолжу. Большинство видов рыб обитает в морях. Морские пресноводные виды можно встретить в толще воды, придонных слоях и на дне. Рыбы, обитающие в толще воды и у её поверхности, обычно имеют обтекаемую форму тела, сильно развитый хвостовой плавник. Это позволяет им быстро плавать, спасаясь от преследования. Придонные плавают медленно, их уплощённое тело малозаметно и для добычи, и для врагов. Рыбы, живущие среди ярких зарослей, имеют яркую окраску; в водоёмах пещер, в условиях темноты обитают бесцветные рыбы. Как мы уже говорили, рыбы по-разному могут приспосабливаться к условиям окружающей среды, сохраняя свою численность.

    Свой вопрос желает задать спецкор журнала “Рыболов-спортсмен”.

    Журналист:

    Яхотел бы задать вопрос экологу. Каково значение рыб в природе?

    Ни для кого не секрет, что рыбы поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Велико значение рыб в регуляции численности водных беспозвоночных. Рыбы часто служат кормом друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.

    Таким образом, рыба является важным звеном в целях питания живых организмов.

    Рыбак-затейник:

    Я рыбак, и рыбака вижу издалека. Поэтому предлагаю справиться со следующим испытанием: составить цепи питания обитателей водоёма.

    Слово журналисту:

    Спецкор журнала “Юный натуралист”. Наши читатели хотели бы узнать, каково практическое значение рыб для человека.

    Кто, как не шеф-повар, ответит на этот вопрос.

    Шеф-повар:

    Значение рыб в жизни человека исключительно велико: общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках. Мясо рыбы не уступает по питательности свойствам мяса крупного рогатого скота. Белые рыбы с меньшими энергозатратами перевариваются и почти полностью усваиваются в желудочно-кишечном тракте. Кроме того, из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым. Рыба - богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I.

    Нашу беседу продолжит врач-диетолог.

    Врач-диетолог:

    Рыбак-затейник:

    Я рыбак, рыбака вижу издалека. Вот вам следующее задание: составьте меню из трех рыбных блюд.

    Ведущий:

    Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения. Только несведущему человеку кажется, что рыбы и искусство - это вещи не вполне совместимые, вот наш искусствовед думает по-другому.

    Искусствовед:

    Конечно, рыбы попали и на полотна художников, например, натюрморты с рыбой, или картина А. Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой Карпуша) , город Бычки (Рязанская обл.), г. Елец, г. Ершов (Саратовская обл.), г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.), рыба входит в гербы некоторых городов.

    1. Крылья есть, а не летает? (Рыба).
    2. Драчун и забияка, живёт в воде, когти на спине, и щука не проглотит. (Ерш).
    3. Он в самом омуте живёт, хозяин глубины.
      Имеет он глубокий рот, а глазки чуть видны. (Сом).

    Есть рыбы, которые носят название светил небесных - Луна-рыба, рыба-солнце.

    Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их необходимо охранять.

    Слово предоставляется специалисту по рыбнадзору.

    Инженер рыбнадзора:

    Воздействие человека на естественную природную среду постоянно растёт, в результате под угрозой исчезновения оказалось существование многих видов животных и растений. У нас в стране принят закон “Об охране и использовании животного мира. Отдельная глава, посвященная рыбам, предписывает всем рыболовецким учреждениям и организациям, а также рыболовам-любителям строго соблюдать установленные правила рыболовства. Законодательством определены способы и сезоны лова. Сети должны иметь ячейки не меньше определённого размера, чтобы в них попадались только взрослые рыбы. Категорически запрещено глушить рыбу взрывами, так как при этом бесполезно гибнет огромное количество рыбы.

    Человек сокращает и уничтожает место обитания рыб своей хозяйственной деятельностью. Строим города, дома, заводы, загрязняем и осушаем водоёмы - нет рыбам пристанища! К сожалению, всё больше видов рыб попадает на страницы Красной книги, и в этом виноват человек.

    Журналист (спецкор журнала “Юный натуралист”):

    Я хочу задать вопрос экологу: есть ли на страницах Красной книги Брянской области рыбы, подлежащие охране?

    ВКрасную книгу редких и исчезающих животных Брянской области занесены 8 видов рыб.

    • стерлядь (осетровые),
    • обыкновенный сом (сомообразные),
    • жерех (карпообразные),
    • судак,
    • обыкновенный подуст,
    • подкаменщик,
    • обыкновенный усач,
    • сырть (окунеобразные).

    Численность этих видов резко падает.

    Ещё Роберт Бернс предвидел беду, нависшую над классом "Рыб ", в своём стихотворении.

    Живая быстрая форель в стремительном полёте
    Обречена попасть на мель, барахтаться в болоте.
    Увы! Ничем я не могу помочь своей форели -
    Она лежит на берегу и дышит еле-еле.

    Журнал "Рыболов-спортсмен", вопрос:

    Кто желает на это ответить?

    Рыбнадзор:

    Ядумаю, смогу ответить на этот вопрос. Большое внимание уделяется вопросу очистных сооружений, которые препятствуют попаданию в водоёмы воды, загрязнённой отходами заводов. В тех местах, где реки перегорожены плотинами электростанций, для проходных рыб устраивают специальные ступенчатые обходные речные пути, а также лифты. Чтобы увеличить численность ценных промысловых рыб, их разводят на специальных рыбных заводах, создавая благоприятные для размножения условия. (См. схему развития рыб, рис.1).

    Наша конференция подходит к концу, мы обменялись мнениями, постарались ответить на многие вопросы. Давайте ещё раз повторим, каково значение рыб в природе и жизни человека. Для этого обратимся к схеме:

    А теперь подведём итоги конкурса “Рыбак рыбака видит издалека”.

    3. Заключение.

    Подведение итогов, выставление оценок, сбор карточек, жетонов.

    О рыбах много знаем мы,
    И в то же время мало;
    И нужно всем: и вам, и нам,
    Чтоб их побольше стало!

    Хрящевые рыбы. Первые рыбы появились на нашей планете примерно 340–360 миллионов лет назад. Наиболее древние из современных рыб – хрящевые живут почти исключительно в море. Они получили свое название потому, что их скелет целиком хрящевой. Тело их покрыто особыми чешуйками. У большинства хрящевых рыб жаберные щели открываются наружу самостоятельно. Таким образом, снаружи видно с каждой стороны тела по 5–7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет. К хрящевым рыбам относятся, например, акулы – стремительные хищники моря, челюсти которых вооружены острыми кинжаловидными зубами. Крупные акулы нападают нередко и на человека.

    Другая группа хрящевых рыб приспособилась к донному образу жизни. Это скаты. В связи с этим тело скатов стало сжатым в спинно-брюшном направлении и роль главного органа движения получили сильно увеличенные грудные плавники.

    Костно-хрящевые, или осетровые, рыбы имеют хрящевой скелет, но у них имеются и некоторые кости. В позвоночнике осетровых на всю жизнь сохраняется хорда, которую под именем вязиги употребляют в пищу. У них есть плавательный пузырь, жаберная крышка. Некоторые осетровые (например, белуга) могут достигать нескольких метров длины. Вместо сплошного чешуйчатого покрова у них вдоль тела проходит 5 рядов крупных костных бляшек «жучек». Осетр, стерлядь, севрюга и другие рыбы этой группы питаются червями, моллюсками и другими беспозвоночными, которых отыскивают среди донного ила с помощью небольших усиков, расположенных впереди рта. Несколько месяцев в год осетровые проводят в море (например, в Азовском, Черном или Каспийском), а для икрометания входят в реки.

    Двоякодышащие рыбы. В Африке, Австралии и Южной Америке живут немногие представители удивительной группы пресноводных рыб, когда-то очень многочисленных и распространенных по всему миру. Их назвали двоякодышащими по той причине, что плавательный пузырь у них играет роль легкого. Обычно они дышат, как все рыбы, но при пересыхании водоемов зарываются в ил и проводят засушливое время в спячке, дыша атмосферным воздухом. Скелет их, подобно скелету осетровых, преимущественно хрящевой, но имеет отдельные кости. Одна из двоякодышащих рыб – африканский чешуйчатник.

    Кистеперые. Считали, что кистеперые рыбы вымерли за 50 – 100 миллионов лет до нашего времени. Неожиданно в 1938 году в Индийском океане, близ южной оконечности Африки, был пойман первый экземпляр латимерии, принадлежащей к кистеперым рыбам. Теперь известно уже несколько десятков экземпляров этой крупной (около 1,5 м длины) рыбы, пойманных между Мадагаскаром и Африкой. Интересно строение их грудных плавников, очень напоминающих переднюю конечность наземных позвоночных. Большинство вымерших кистеперых были пресноводными, имели дополнительное воздушное дыхание, и именно от них произошли первые наземные позвоночные.

    Костистые. Наибольшего развития достигают рыбы, весь скелет которых состоит почти из одних костей. Поэтому их называют костистыми. В истории Земли они возникли сравнительно недавно, около 180 миллионов лет назад. У более древних представителей костистых на всю жизнь сохраняется связь плавательного пузыря с кишечником, а большинство плавниковых лучей мягкие. К числу этих рыб принадлежат, например, сельди. Большинство из них живет в море и держится большими стаями, совершающими странствования для икрометания. Питаются сельди мелкими, взвешенными в воде организмами.

    В наших пресных водах обитает много карповых рыб: плотва, лещ, карась, чехонь, уклейка и многие другие. Эти рыбы питаются растительным кормом и беспозвоночными. Зубы в челюстях у них развиты слабо или совсем отсутствуют. Зато в глубине глотки у них имеются особые приспособления для измельчения пищи.

    Острые зубы челюстей помогают хищной щуке хватать рыб, лягушек и даже птиц. Другой крупный хищник (1–2 м длины) наших пресных вод – сом имеет челюсти, покрытые множеством небольших, очень острых зубов. В углах рта он имеет усики. Сома иногда называют «акулой пресных вод»: он нападает даже на человека.

    Среди морских рыб большое промысловое значение имеют тресковые, одним из признаков которых служит непарный усик на подбородке. В наших пресных водах встречается представитель тресковых – налим.

    Самые молодые рыбы в истории Земли – такие костистые, у которых плавательный пузырь во взрослом состоянии не сообщается с кишечником, а лучи в плавниках колючие. Их называют колючеперыми. К ним относятся окунь, судак, ерш и др.

    Класс: 7

    Презентация к уроку


























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока: познакомиться с многообразием рыб; выявить признаки основных классов рыб; сформировать умения сравнивать и определять наиболее распространённые отряды рыб; воспитывать бережное отношение к природе

    Задачи:

    Образовательные: раскрыть многообразие рыб, изучить признаки классов и отрядов рыб.

    Развивающие:

    • научиться узнавать изученных рыб,
    • уметь сравнивать особенности строения рыб,
    • уметь работать с материалом,

    Воспитательные: формировать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на охрану животных, рациональное природопользование,

    Оборудование: презентация «Многообразие рыб», таблицы «Морские рыбы», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», «Тип Хордовые. Класс Рыбы», проектор, компьютер, фотографии рыб, табл. систематические группы рыб.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Объяснение материала

    Учитель - Ребята сегодня мы с вами отправимся на корабле знаний в открытое море, заходя в реки и каналы, мы будем спускаться под воду и знакомится с водными обитателями, а именно с рыбами. Отдать швартовый, в путь!

    Пока доплываем до первого погружения давай те подумаем кого мы можем встретить на нашем пути. Перед вами схема назовите основные классы и отряды рыб (слайд 3). Мы плывем в научное путешествие поэтому должны записывать свои наблюдения.

    Учитель раздает таблицы и маленькие фотографии рыб.(приложение 1)

    Ну вот мы и доплыли до места, все в батискаф и погружаемся. Ой, ой, ой кто это перед нами (слайд 4).

    Ученики - Это акула. Быстрая и мощная рыба с хрящевым скелетом, обитающая в морях и океанах. У нее нет плавательного пузыря и она лишена нейтральной плавучести. Эта рыба имеет острую чешую, которою называют плакоидной, а так же опасные зубы, у нее внутреннее оплодотворение и ей присущ процесс живорождения.

    Учитель – молодцы, посмотрим некоторые виды акул (слайд 6) (слайд 7)

    А вот и китовая акула (слайд 8). Она медленно движется вперед, разинув огромную пасть. По мере того как вода попадает в жабры, мелкая рыбешка и планктон запутываются в "ворсинчатых матах", закрывающих жаберные щели. Эти гребневидные сита называются жаберными тычинками. Животному остается только глотать пищу. Ой смотрите кто это? (слайд 8,9)

    Ученики – Это скат. Эти рыбы занесены в перечень опасных животных, а в общем они безобидные и безвредные. У некоторых грозный и свирепый вид, некоторые могут уколоть, отравить или оглушить человека, но не было случая, чтобы кто-нибудь из них совершил неспровоцированное нападение на людей. Большинство их имеет плоское тело, а их грудные плавники расплющились, расширились и превратились в "крылья", представляющие одно целое с головой и боками.

    Учитель – возвращаемся на корабль и проверим, что мы узнали. Зачитывается таблица.

    Впереди пресноводный пролив, а это, что за рыба? (слайд 12)

    Ученик – Осетр. Немногочисленная группа рыб. В строении осетрообразных сохранились древние признаки, подчеркивающие их сходство с хрящевыми рыбами. В течение всей жизни у осетрообразных сохраняется хорда, скелет костно-хрящевой. Тело удлиненное, голова начинается с уплощенного рыла, с нижней стороны которого имеются две пары усиков и рот в виде поперечной полулунной щели. Челюсти лишены зубов. В кожном слое по бокам вдоль тела и на хребте располагается пять рядов крупных костных бляшек, между ними хаотично разбросаны мелкие костные пластинки. Грудные и брюшные плавники прикрепляются к телу горизонтально. Хвостовой плавник неравнолопастный, напоминает хвост акул. Есть плавательный пузырь.

    Представители семейства осетровых встречаются в основном в северном полушарии умеренных широт Европы, Северной Азии и Северной Америки. Во взрослом состоянии большую часть жизни эти рыбы проводят в морях. Байкальский осетр, американский озерный осетр и стерлядь считаются пресноводными рыбами. (слайд 12)

    Мясо осетровых ценится за прекрасные вкусовые качества. В пищу оно употребляется свежим, соленым, копченым. Икра осетровых - очень ценный питательный продукт.

    Учитель – мы опять в море смотрите как блестит вода, кто это? (слайд 14,15)

    Ученики – Это сельдеобразные. Рыбы этого отряда обладают вытянутым телом, слегка сжатым с боков. Окраска спинки темно-синяя или зеленоватая, брюшко белое с серебряным отливом. Парные и непарные плавники мягкие. Боковая линия незаметна. Длина тела обычно 5-75 см, иногда бывают до 5 м.Большинство сельдеобразных обитает в морях, есть и проходные - перемещающиеся для размножения из морей в реки и наоборот.

    Немногие представители отряда обитают в пресных водоемах. Питаются планктонными беспозвоночными. Крупные особи, как правило, - хищники, поедающие мелких рыб.

    Отряд состоит из трех семейств. Наиболее известны рыбы из семейства сельдевых, относительно мелкие или средних размеров, длиной обычно 35-45 см, реже - более. Обитают сельдевые преимущественно в морях. Промысловое значение имеют океаническая (атлантическая, балтийская, беломорская, тихоокеанская) сельдь, сардина, иваси. Наиболее мелкими рыбами из имеющих промысловое значение являются килька и тюлька, обитающие в Балтийском, Черном и Каспийском морях.

    Учитель – почти достигли цели нашего путешествия, но кто это впереди?

    (слайд 16,17)

    Ученик – это семга, из отряда лососевых. Общеупотребительные в быту названия «лосось» и «форель» вопреки стереотипу не соответствуют ни одному виду рыб. Это собирательные названия либо целого семейства или подсемейства (характерно для имени «лосось»), либо большой группы видов, объединённых одним свойством (форель).

    Собственно лососем считается сёмга вообще, или сёмга во время нереста. С другой стороны, термин «лосось» присутствует в названии более десятка разных видов рыб из разных подсемейств, а также в названии двух родов - Благородные лососи и Тихоокеанские лососи.

    Все рыбы лососевых пород промыслового значения: семга, Каспийский, Черноморский, Аральский лососи, белорыбица и другие - находятся под особой охраной Министерства рыбной промышленности РФ, поэтому ловля любого лосося и любым способом, в том числе и спиннингом, может производиться лишь с особого на то разрешения, выдаваемого Министерством или местными органами, регулирующими рыболовство, или на местах, специально отведенных для ловли спортивным способом.

    Рыбы лососевых пород относятся или к проходным, которые живут в море и только на время нереста входят в реки для икрометания, или к пресноводным, которые живут в реках и в море совершенно не уходят. Лососи - рыбы севера. Но некоторые из них водятся в Черном, Каспийском и Аральском морях. Это объясняется геологическим прошлым названных морей, которые некогда были соединены с Северным Ледовитым океаном.

    Семга очень красива: тело ее стройное, удлиненное, с мелкой ярко-серебристой чешуей, среди которой, выше боковой линии, разбросаны в небольшом количестве Х-образные темные пятнышки; спина ее темная, с синим стальным отливом; брюхо белое; хвостовой и спинной плавники темно-серые, а остальные несколько светлее. Рот у семги большой, челюсти хрящевато-костистые с довольно крупными зубами и очень сильные. Семга в море питается мелкой рыбой и вырастает до 1,5 м длиной, нагуливая до 32 кг и больше прекрасного по вкусу мяса. Отличительным признаком семги, как и всех вообще лососевых, служит жировой плавник, помещающийся на спине около мощного хвоста.

    Учитель – но вот мы почти дома, впереди пресная вода, какая красивая рыба – прямо из сказки – золотая рыбка. И это кто? (слайды 18,19,20)

    Ученик – карп. Карп -рыба семейства карповых - это культурная (одомашненная) форма сазана. Карп - стайная рыба, желто-зеленого и коричневого цвета. Характерными признаками карпа являются два уса с каждой стороны верхней челюсти. Окраска тела у этой рыбы может варьировать в зависимости от места обитания. Его спина обычно темного, даже черного цвета с зеленоватым отливом, бока - желтоватые и светловатое брюхо. Слегка выемчатый спинной плавник - темно-серый, брюшные, грудные и анальный плавники - светло-серые с фиолетовым оттенком, хвостовой - красно-бурый.

    Карпы - очень неприхотливые, хотя и теплолюбивые рыбы (выносит температуру до 35 °С, живёт в прудах с небольшим количеством кислорода, (выносит значительное загрязнение), карьерах, оросительных и дренажных каналах, реках. Если карп попадает в реку, то предпочитает держаться в тихих заросших заводях с медленным течением. Речные карпы имеют более вытянутое тело и пойманные на крючок оказывают большее сопротивление по сравнению с сородичами из стоячих водоемов.

    В водоемах России наиболее распространенными представителями карпообразных являются плотва, елец, жерех, линь, усач, лещ, рыбец, уклейка, чехонь, сазан, карась, амур, все имеют большое промысловое значение. Ряд видов искусственно разводят в прудовых хозяйствах.

    Учитель – а теперь спросим рыбаков – знаете ли вы следующих рыб, которые сейчас проплывают мимо нас.(слайд 21,22)

    Ученики – окунь. Отряд Окунеобразные - самая многочисленная по видовому составу группа рыб (рис. 5). Распространены они в водоемах всех материков и в океанах. Характерная особенность окунеобразных - наличие двух спинных плавников с острыми колючками. Плавательный пузырь у некоторых из них отсутствует. Длина тела от 1 см до 5 м и масса от менее грамма до 1000 кг и более. Почти все рыбы отряда окунеобразных съедобны и являются объектами промысла, а также любительского лова. Мелкие рыбы этой группы прекрасно живут и размножаются в аквариумах.

    Учитель – молодцы, еще немного и мы дома, ой, ой смотрите кто там почти на берегу. Да еще и синяя, пойдем знакомится. (слайд 23,24)

    Ученики – да это же латимерия. В рождество 1938 года рыбаки, занимавшиеся промыслом в Индийском океане, у берегов Южной Африки" обнаружили среди рыб поднятых тралом с глубины 69 метров, очень странное существо. Размером и весом оно было с невысокого человека - длина составляла 1,5 -1,8м, а вес - 57 кг. Великолепного синеватого оттенка с металлическим блеском рыба была покрыта крупной толстой чешуей и имела мощные, веслообразные плавники. Когда капитан наклонился, чтобы получше рассмотреть это существо, оно разинуло пасть, полную острых зубов, и впилось ему в руку. Никто из находившихся на судне не видел Подобного животного. Когда судно пришвартовалось в одном из доков Ист-Лондона, это существо отнесли в местный музей. Известный ихтиолог тотчас понял, что это самая важная находка, которую удалось "сделать в море ученым. Он определил, что это один из экземпляров рыб, которая в течение миллионов лет скрывалась в глубинах морей, в сотнях метров от поверхности. Назвали ее в честь хранительницы музея, которая сообщила ему о находке, мисс Кортни Лэтимер. В 1952 году из глубин моря между Африкой и Мадагаскаром был извлечен еще один целакант. Позднее в этом же районе было поймано более дюжины таких живых ископаемых, представителей ветви, давно считавшейся вымершей, - ветви, которая соединяет между собой позвоночных обитателей суши и моря.

    3. Закрепление

    Учитель – мы вернулись из путешествия, давайте подведем итоги, что у нас получилось (Проверка таблицы). А теперь давайте подведем итоги перед вами карточки с внешним видом рыб – добавьте те часть тела, которых не хватает и определите к каким классам и отрядам они относятся. (приложение 2).

    Посмотрите, фильм, который мы сняли за время путешествия, камера снимала только те моменты, которые мы из-за нашей большой исследовательской деятельности мы упустили из виду.(слайд 25).

    4. Рефлексия.

    Молодцы потрудились на славу, каждый из вас при посадке на корабль получил 3 рыбки – веселую, грустную и задумчивую, перед вами 3 аквариума отпустите рыбок в тот аквариум, который больше всего подходит к вашему настроению на данном уроке.

    5. Домашнее задание: повторить п.22,23

    Список литературы:

    1. В.В. Латюшин В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» -М. Дрофа 2009
    2. В.В. Латюшин Г.А. Уфимцева «Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин В.А.Шапкина «Биолигия. Животные. 7 класс» -М. Дрофа, 2008
    3. А.В.Онищенко «Биология в таблицах и схемах» СПБ ООО «Виктория плюс» 2010
    4. http://www.learnbiology.ru/19.htm
    5. http://www.zooeco.com/0-rib/0-ribi3-1.html
    6. http://images.yandex.ru
    7. http://900igr.net
    8. http://ru.wikipedia.org
    9. http://fish-book.ru

    Рыбы – класс позвоночных животных, живущих в водоемах. Характерные черты рыб:

    • Обтекающая форма;
    • присутствие сердца с двумя камерами;
    • жабры для дыхания;
    • плавники и чешуя, покрывающие тело.

    Разнообразие рыб огромно: от маленьких тропических видов, до акул с весом 12 тонн. Одни обитают в поверхностных водах океана, другие живут на глубине более 2км, одни пресноводные, иные населяют солёные воды. Эти факторы и повлияли на развитие, и эволюцию рыб, таким образом сформировав многообразие рыб, известных человеку.

    Особенности надкласса Костных рыб

    Характерные признаки костных рыб:

    • Костные или жаберные крышки — покрывают жаберные щели;
    • костный скелет;
    • покрыты ганоидной чешуей;
    • плавательный пузырь;
    • иногда имеются легкие;
    • оплодотворение только внешнее (икра);

    Костистые рыбы — многообразная группа и насчитывает 22000 представителей. Местами их обитания служат все водоемы Земли.

    Отряды Костных и их характеристика


    Отряд Осетровые . Позвоночник в основном состоит из хрящевой ткани, кости только в черепе. Характерным для них является наличие чешуи (довольно толстые чешуйки), расположенной пятью рядами: один на спине, два располагаются по бокам, два в брюшной области. Головной отдел вытянут, с небольшим выступом, который помогает в поиске пище на дне (разные виды беспозвоночных). Встречаются в морях — Каспийском и Черном, а во время нереста уходят к прилегающим к ним устьям рек. Самая большая из Осетровых — белуга, масса которой около 1000кг.

    Отряд Карпообразные . Почти все обитают в пресной воде, характерно отсутствие зубов. Недостаток компенсируется глоточными зубами, которые служат для перетирания еды. Карпообразные — это карась, лещ, сом, а также пираньи и пр.

    Сельдеобразные . Все являются морскими обитателями, живут в больших стаях, питаются мелкими рачками. Вид сельдеобразные имеют округлый, приплюснутый с боков, на теле располагается мелкая серая чешуя. Известными представителями отряда являются анчоусы, шпроты, килька и др.

    Отряд Тресковые . Почти все тресковые живут в морях, только налим является пресноводным. Отличительная черта представителей отряда — наличие усика в области подбородка. Особенно ценится печень трески, как источник витамина В.

    Отряд Кистеперые . Науке известен лишь один представитель — латимерия. Размер тела латиметрии — около 1,5м. Встречается в Индийском океане. Вид исчезает в течении 100 миллионов лет и скорее всего исчезнет.

    Особенности надкласса Хрящевых

    • Скелет состоит из хрящевой ткани;
    • отсутствуют крышки жаберных щелей;
    • у всех представителей отсутствует жаберный пузырь.

    Отряды Хрящевых и их характеристика


    Отряд Акулы . Все плавники (первый, второй спинной, грудной, брюшной, хвостовой) расположены горизонтально, хвостовой плавник особенно массивный. В головном отделе располагаются внешние жаберные щели, ноздри, голова имеет вытянутый вид – рострум. Акулы дышат через рот, также из-за отсутствия плавательного пузыря, они постоянно передвигаются, чтобы не уйти на дно.

    Оплодотворение внутреннее, для акул характерно живорождения или откладывание яиц. Среди акулоподобных встречаются как маленькие представители, длиной всего лишь 17 см, так и китовая акула, длинной 12 метров. Практически все акулы хищники и представляют опасность для человека. Некоторые из них питаются только кальмарами или планктоном (большеротая, гигантская, китовая).

    Отряд Скаты . Привычное место обитания – дно моря, тело их сплющено в спиннобрюшном отделе, плоское, в виде ромба. Хвостовая часть видоизменилась в жгут. Размеры скатов колеблются от 4см, до крупных, например морской дьявол, с массой около 2.5 тонн.

    Скаты для защиты от врагов могут использовать электрический заряд (напряжение около 70 Вт), мелких животных они способны убить или парализовать. Крупные представители могут быть опасны и для человека. Как и акулам, скатам свойственно живорождение, рождают потомство от 1-3 до 20-25 детенышей.



    Похожие статьи