Социальная группа.

Понимается любая совокупность индивидов, находящихся во взаимодействии, объединенных общими интересами и оказывающих друг другу помощь. Внешние отличительные признаки социальной группы:
1) развитие;
2) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие;
3) своя ролевая структура.

Среди многообразия больших социальных групп необходимо выделить классы. В любом обществе, за исключением первобытного, существуют классы, хотя внешне они не всегда четко выражены.

Классы, как известно, большие группы людей, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Кроме того, классы различаются тем, что благодаря различию места в определенном укладе общественного хозяйства одни могут присваивать труд других.

Классообразующими признаками являлись: наличие (отсутствие) собственности на средства производства; работа на себя и других; доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу, т.е. неравенство. В соответствии с этим в капиталистическом обществе выделяли класс буржуа и люмпенов, а структуру советского общества сводили к рабочим, крестьянам и прослойке - интеллигенции. Между тем в советском обществе, как и в любом другом,
наряду с общепринятыми и названными общностями людей имели место и другие, например бездомные и нищие.

Социально-психологические признаки классов следующие:
- социальный статус, означающий положение в социальной иерархии;
- определенный образ, качество и стиль жизни;
- шкала ценностей, система потребностей и интересов;
- традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки и круг общения;
- социальная этика, сленг, жаргон.

Классовая структура общества - явление не статичное. Она зависит от типа государства, экономики и общества.

В настоящее время широкое распространение получила теория постиндустриального общества, которая предусматривает деление всего общественного развития на три этапа: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

В доиндустриальном обществе ведущую роль играет сельскохозяйственная сфера с церковью и армией как главными институтами общества.

В индустриальном обществе главное место занимает промышленность. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется рядом факторов: поворотом от товаропроизводящей экономики к обслуживающей, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства; изменением социальной структуры общества (классовое деление уступает место профессиональному). Собственность как критерий социальной стратификации общества постепенно теряет свое значение, решающим становится уровень образования. Признавая ценность концепции постиндустриального общества, тем не менее нельзя не видеть ее утопичность.

Вопрос о больших социальных группах имеет различные аспекты:
а) политический;
б) экономический;
в) социологический;
г) социально-психологический.

В рамках социально-психологического подхода большие социальные группы характеризуются с точки зрения их статуса, функций, качества жизни, корпоративности, а также образа жизни,культуры, демократичности, открытости, мобильности и вместе с тем неравенства.

Традиционно ведущими признаками больших социальных групп считались их потребности и интересы, которые в данном случае рассматриваются как групповые социально-психологические явления. Как правило, их освещение производилось с идеологических позиций. При этом интересы предпринимателей характеризовались как алчные, как интересы эксплуататоров, а рабочих - как движущая сила общественного процесса. Разумеется, таким упрощенным образом нельзя объяснять интересы больших социальных групп. Подобной антитезы на самом деле нет. Во всяком случае это характерно для периода первоначального накопления капитала.

В развитых странах противоречия между классами сглажены, но тем не менее существуют.

Степень удовлетворения потребностей больших социальных групп выражается в коэффициенте их жизнестойкости. Он определяется путем учета таких показателей, как средняя продолжительность жизни, уровень детской смертности, распространенность генетических уродств, качество продуктов, концентрация предприятий тяжелой промышленности на единицу территории, процент бюджетных затрат на социальные и экономические программы и т.д. Данный коэффициент определяется по шестибалльной шкале. На сегодняшний день «пятерку» не получила ни одна страна в мире. Что касается Швеции и стран Бенилюкса, то жизнестойкость населения этих стран оценена в «четыре» балла. Этот факт говорит о том, что социальная система, построенная на социал-демократической основе, позволяет удовлетворять и гармонизировать потребности и интересы больших социальных групп. Таким образом, идея конвергенции капитализма и социализма - не очередная утопия, а реальность. Что же касается концепции общечеловеческих ценностей, то она достижима лишь в том случае, если решен вопрос о витальных (жизненных) потребностях конкретных социальных групп, т. е. неравенства последних.

Интересы классов выражают партии, которые создаются четко в структурированном обществе. Причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Не случайно под партией подразумевают любую политическую группу, представленную на выборах, через которые она способна поставить своих кандидатов у власти.

Многопартийность - основа демократического общества. Монополизм как в политике, так и в экономике губителен для общественного развития. Однако многопартийность значительно усложняет общественную жизнь и без наличия определенной культуры превращается в хаос, источник опасности для общества из-за конфронтации и борьбы за власть.

Переход к рынку привел к значительному расслоению общества. Появились классы - «новых русских», предпринимателей и т.д. Но этот неизбежный в общем-то исторический процесс принял деформированный характер. Неравенство усугубилось. Разница между материальным положением предпринимателей и остальными слоями населения достигла громадных размеров. При этом не образовался средний класс, являющийся социальным буфером между верхними и низшими классами общества. Процесс расслоения привел не только к разрыву между классами в области их материального положения, но и к криминализации предпринимательской среды и коррумпированности власти. Вместе с тем основные классы: интеллигенция, работники госбюджетной сферы, рабочий класс, крестьяне - оказались в положении люмпенов. На самом же деле при хорошо продуманных стратегии и тактики перехода к рынку должно было произойти образование самого значительного класса - среднего.

К числу больших социальных групп относятся и массовые движения - человеческие сообщества, как правило, непрочные и случайные, характеризующиеся следующими социально-психологическими признаками:
а) отсутствием организованности;
б) слабым взаимодействием между членами;
в) анонимностью.

По существу, массовые движения - это продукт дестратификации, в котором не различаются даже группы. Люди объединяются по разным причинам, например для защиты окружающей среды. Есть движения за гражданские, потребительские права и т. п. Существуют политические, религиозные и расовые движения. Иногда движения называют «реформаторскими» или «революционными».

Среди них различаются:
1) национально-культурные общества, целью которых являются изучение и популяризация традиций прошлого и настоящего,возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур, промыслов, ремесел, социально-этнической самобытности;
2) профессиональные общества (например, ассоциация «Анти СПИД»), создаваемые, как правило, с целью объединения усилий специалистов в некоторой области для распространения и развития конкретного научного направления. К таким движениям примыкают ассоциации людей, оказавшихся в тяжелом положении по какой-либо причине и объединившихся для взаимопомощи;
3) культурно-воспитательные общности, в частности «Мир через семью» и др.;
4) различные фонды, которые создаются либо по профессиональному признаку, либо по признаку благотворительной организации;
5) общности краткосрочного, оперативного действия, к которым относятся различные комитеты поддержки.

В тоталитарном обществе деятельность любых массовых движений подконтрольна, санкционирована и поэтому лишена смысла, гак как носит добровольно-принудительный характер.

Иной характер деятельности массовых движений в демократическом обществе. Все социальные движения здесь возникают в связи с наличием недовольства чем-либо, например задержкой зарплаты. Иными словами, социальные движения образуются в связи с возникновением социальных конфликтов .

Для примера можно взять профсоюзное и молодежное движение. На протяжении семидесяти лет профсоюзы рассматривались как «школа коммунизма». Нельзя сказать, что они не защищали интересы трудящихся, но были фактически зависимы от партии. Иное дело - независимые профсоюзы. Психология их членов отличается от других объединений. Для обеспечения прав и интересов своих членов они имеют денежный фонд и могут объявлять забастовки, стачки. Для этих целей избираются стачкомы.

Забастовка может принимать массовый характер и охватывать не только работников какой-либо организации, но и всю страну. В таком случае говорят о гражданском неповиновении. Забастовочное движение, как правило, отличается единством целей и требований, материальной психологической поддержкой, групповой идентификацией, эмпатией и в то же время наличием конфликтных интересов по отношению к другим социальным группам. Здесь максимально проявляется эффект, связанный с «Мы» и «Они».

Разумеется, молодежные движения отличаются от деятельности профсоюзов. Они, как правило, образуются на почве интереса к какому-либо жанру эстрадной музыки, спортивной команде (речь идет о так называемых «фанатах») и т.д.

Большие группы - это сообщества людей, которые существуют в масштабах общества и развиваются по социально-психологическими закономерностями проявлений массовой психики и, в отличие от малых групп, не требуют обязательных личных контактов. В больших группах, как правило, формируются общепринятые нормы поведения, культурные ценности и традиции, общее мнение и массовые движения. К большим группам принадлежат классы, социальные слои, этносы (нации и народности), конфессии, иногда крупные партии и общественные организации, возрастные и профессиональные группы и т.

Традиционно как ведущую признак больших социальных групп рассматривают их потребности и интересы. В этом случае потребности и интересы возникают не как индивидуальные, а как групповые психологические и социально-психологические явления.

Степень удовлетворения потребностей крупных социальных групп оказывается в коэффициенте их жизнестойкости. Этот коэффициент определяют, учитывая такие показатели: средняя продолжительность жизни, детская смертность, распространение генетических уродств, качество продуктов, концентрация предприятий тяжелой промышленности на единицу территории, процент бюджетных расходов на социальные и экономические программы и др. Коэффициент жизнестойкости больших социальных групп определяют по шестибалльной шкале.

Для представления интересов классов, групп общества создают партии. Они возникают в четко структурированном обществе, искусственно их создать нельзя.

Причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Не случайно под партией понимают любую политическую группу, которая участвует в выборах и способна через выборы привести своих кандидатов во власть.

К большим социальным группам относятся также массовые движения. Стоит отметить, что массовые движения - это объединение людей, как правило, непрочны и неустойчивы, членов которых объединяет только присутствие в одном месте в одно время. Взаимодействие между ними носит характер взаимного усиления эмоций. Социально-психологические признаки массовых движений следующие: а) отсутствие организованности; б) слабое взаимодействие между членами; в) анонимность.

Люди объединяются для защиты окружающей среды. 6 движения по гражданские, потребительские и другие права. Существуют политические, религиозные и расовые движения.

Движения разделяют на "реформаторские" и "революционные". Среди них различают:

Национально-культурные движения. их цель - изучение и популяризация традиций прошлого, возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур и ремесел, социально-этнической самобытности;

Профессиональные движения, например, ассоциация "Анти-СПИД". Создают их, как правило, чтобы объединить усилия специалистов определенной отрасли, в частности для распространения и развития конкретного направления деятельности. К движений такого типа близкие ассоциации людей, по определенной причине оказались в тяжелом положении и объединились для взаимопомощи;

Культурно-воспитательные движения, в частности - "Мир через семью";

Так называемые фонды. Иногда они созданы по профессиональному признаку, иногда по признаку благотворительной организации;

Комитеты поддержки, которые относятся к сообществ кратковременной, оперативной действия.

Психология больших социальных групп формируется и проявляется в процессе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, групповое мнение, слухи, традиции и другие массовые социально-психологические явления.

Интересы социальных групп - это такое социально-психологическое явление, играет решающую роль в институционализации общества.

Каждый социальный институт отвечает интересам конкретной социальной группы и служит удовлетворению его потребностей. Именно этим определяются отношения между социальными группами. Интересы одних социальных групп далеко не всегда согласуются с интересами других.

Групповое мнение (как форма гражданской мысли) выполняет следующие функции: экспрессивную, контрольную, директивную. Как показывает опыт многих стран, важной формой учета общественного мнения, демократическим средством выявления позиций большинства населения по актуальным проблемам жизни общества является референдум. Другие каналы отображения общественного мнения такие: опрос населения, средства массовой информации, сборы, манифестации, всенародное обсуждение.

Групповое мнение - это публично высказанное и распространенное суждение, содержащее оценку и отношение к определенному событию, которая представляет интерес для сообщества.

Групповое мнение оказывается в ряде функций:

Регулирует и указывает нормы поведения;

Выражает оценке событий и фактов;

Побуждает к определенным поступкам и действиям.

Формы проявления групповой мысли: а) оценка, жалобы; б) советы, пожелания, одобрение; в) недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест. При этом различают обоснованные и необоснованные оценки, жалобы, несогласия и тому подобное.

Религиозные сообщества. Есть четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация вероучения и культ. Церковь - религиозная организация, которая имеет тесные контакты с широкими слоями общества и действующей внутри него. Секта - организация, отвергает ценности другого общества, то есть небольшая группа представителей церкви отделяется и создает новую религию. Деноминация - промежуточное звено между церковью и сектой. Культ - крайняя форма секты.

Несмотря на свою специфику, религиозные группы имеют общие черты. К таким общим характеристикам можно отнести групповые интересы, потребности, нормы, ценности, мысли, цели

В религиозных группах верующим прививают определенную систему ценностных ориентаций, которые вытекают из веры.

В религиозной вере большую роль играет воображение, которое проявляется в ярких религиозных образах, представлениях, которые возникают на основе религиозных мифов, культовых художественных изображений. На базе этого религиозно-художественного материала формируются религиозные представления.

Рассмотрим некоторые особенности толпы. Неорганизованную толпу и организована демонстрация могут состоять из одних и тех же людей, но поведение их будет разной, поскольку сущность этих сообществ неодинакова.

С социально-психологической точки зрения толпа - это контактное, неорганизованная сообщество, для которой характерна высокая степень конформизма индивидов, действующих эмоционально и сравнительно единогласно. Толпа оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В толпе, в условиях анонимности, растворяется индивидуальная ответственность ее членов.

Выделяют такие социально-психологические особенности ТОЛПЫ:

Повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрнавиювання;

Повышение эмоциональности восприятия действительности;

Подавление чувства ответственности за свои поступки;

Появление ощущения силы и осознание анонимности.

Массовое общение, имея свойство психологического воздействия, оказывает влияние на поведение и деятельность участников толпы. Основным средством психологического воздействия, которое оказывают участники толпы, есть слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: крик, свист, призывы и тому подобное. Внушение является одним из основных способов психологического воздействия личности или группы на других участников с помощью передачи различных по содержанию сообщений (договоренностей, угроз, слухов, шантажа). Внушение всегда вербальное. Оно - сознательная деятельность со стороны субъектов влияния.

Проблема группы является одной из важнейших не только для социальной психологии, но и для многих общественных наук. В настоящее время в мире насчитывается около 20 миллионов различных формальных и неформальных групп. В группах реально представлены общественные отношения, которые проявляются в ходе взаимодействия их членов между собой и с представителями других групп. Что же такое группа? Ответ на такой внешне простой вопрос требует различения двух аспектов в понимании группы: социологического и социально-психологического.

В первом случае под группой понимается любое множество людей, объединенных по различным (произвольным) основаниям. Такой подход, назовем его объективным, характерен, в первую очередь, для социологии. Здесь для выделения той или иной группы важно наличие объективного критерия, позволяющего дифференцировать людей по тем или иным основаниям для определения их принадлежности к определенной группе (например, мужчины и женщины, учителя, врачи и т.п.).

Во втором случае под груп­пой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преиму­ществу дело с группами социальная психология.

Для социально-психологического подхода крайне важно установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; ка­кие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Груп­па здесь выступает как реальная социальная ячейка общества, как фактор формирования личности. Причем влияние разных групп на одного и того же человека неодинаково. Поэтому при рассмотрении проблемы группы нужно учитывать не только формальную принадлежность человека к определенной категории людей, но и степень психологического принятия и причисления им себя к этой категории.

Назовем основные характеристики, отличающие группу от случайного скопления людей:

Относительно длительное существование группы;

Наличие общих целей, мотивов, норм, ценностей;

Наличие и развитие групповой структуры;

Осознание принадлежности к группе, наличие «мы-чувства» у ее членов;

Наличие определенного качества взаимодействия между людьми, составляющими группу.

Таким образом, социальная группа – устойчивая организованная общность, объединенная общими интересами, социально значимыми целями, совместной деятельностью и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей.

Классификация групп в социальной психологии может производиться по различным основаниям. В качестве данных оснований могут выступать: уровень куль­турного развития; тип структуры; задачи и функции группы; преобладаю­щий тип контактов в группе; время существования группы; принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней; количество членов группы; уровень развития межличностных отношений и многие другие. Один из вариантов классификации групп, изучаемых в социальной психологии, приведен на рис. 2.

Рис. 2. Классификация групп

Как мы видим, классификация групп здесь задана в дихотомической шкале, предполагающей выделение групп по нескольким, различающимся между собой основаниям.

1. По наличию взаимоотношений между членами группы: условные – реальные группы.

Условные группы – это искусственно выделяемые исследователем объединения людей по какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило, не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой.

Реальные группы – действительно существующие объединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.

2. Лабораторные – естественные группы.

Лабораторные группы – специально создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверки научных гипотез.

Естественные группы – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образование которых происходит независимо от желания экспериментатора.

3. По количеству членов группы: большие – малые группы.

Большие группы – количественно неограниченные общности людей, выделяемые на основе различных социальных признаков (демографических, классовых, национальных, партийных). По отношению к неорганизованным, стихийно возникшимгруппам сам термин «группа» весьма условен. К организованным, длительно сущест­вующим группам относятся нации, партии, общественные движения, клубы и т.п.

Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М. Андреева).

Промежуточное положение между большими и малыми группами занимают, т.н. средние группы. Обладая некоторыми признаками больших групп, средние группы отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив завода, предприятия, вуза и т.п.).

4. По уровню развития: становящиеся – высокоразвитые группы.

Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совмест­ной деятельностью в полном смысле этого слова.

Высокоразвитые группы – это группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.

Выделяются следующие группы по уровню их развития (Петровский А.В.):

Диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, т.е. их не объединяет совместная деятельность;

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели);

- кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;

- корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма;

- коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.

5. По характеру взаимодействия: первичные – вторичные группы.

Впервые выделение первичных групп было предложено Ч. Кули, который причислял к ним такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предло­жил определенный признак, который позволил бы определить су­щественную характеристику первичных групп - непосредствен­ность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда класси­фикация утратила свой смысл. Если признак малых групп - их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще ка­кие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, на­пример), но по существу исследуются в дальнейшем именно пер­вичные группы, так как только они удовлетворяют критерию ма­лой группы.

6. По форме организации: формальные и неформальные группы.

Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти: представ­ление об отношениях по вертикали как отношениях, определен­ных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкрет­ной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их, как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школь­ном классе возникают группировки, состоящие из близких дру­зей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше­ний.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп: люди, случайно объединившиеся для игр в футбол, волейбол где-нибудь на пляже или во дворе дома. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отпра­вившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа при­обретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные груп­пы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возника­ли в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены по­нятия формальная и неформальная структуры группы (или струк­туры формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «орга­низация» (хотя достаточно четкого различения этих понятий не существует, так как всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации).

7. По степени психологического принятия со стороны личности: группы член­ства и референтные группы.

Данная классификация была введена Г. Хайменом, кото­рому принадлежит открытие самого феномена «референтной груп­пы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенчес­кие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нор­мы которых они принимают, Хаймен назвал референтными груп­пами.

Дж. Келли выделил две функции референтной группы:

Сравнительная функция – состоит в том, что принятые в группе стандарты поведения, ценности выступают для личности в качестве своеобразных «систем отсчета», на которые она ориентируется в своих решениях и оценках;

Нормативная функция – позволяет человеку выяснить, в какой мере ее поведение соответствует нормам группы.

В настоящее время под референтной группой понимается группа людей, в чем-то значимых для индивида, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хотел бы стать, выступающая для него как групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной, может совпадать или не совпадать с группой членства.

Группа членства – это группа, реальным участником которой является данная личность. Группа членства может иметь в большей или меньшей степени свойства референтности для ее членов.

Большие социальные группы формируются на основе осознания людьми объективных условий своего бытия, питает и актуализирует их фундаментальный интерес.

их справедливо считают основными субъектами общественного развития.

Общая характеристика больших социальных групп

Какой бы ни была роль малых социальных групп и межличностного общения в становлении и развитии личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей и других сущностных элементов общественной психологии. Формируются эти элементы на основе обобщенного культурными и идеологическими системами исторического опыта больших социальных групп, который передается индивиду через малую группу.

К ним относятся общественные классы, этнические объединения (нации, народности), которые характеризуются длительностью существования, закономерность возникновения и формирования; толпа, аудитория и проч., имеющих основой случайность возникновения, кратковременность существования и тому подобное.

Классификация больших социальных групп

Как и любые социальные субъекты, большие социальные группы классифицируют по различным признакам. По характеру связи различают два вида больших сообществ людей: 1) социальные классы, этносы и прочее. Основой являются объективные социальные связи. Принадлежность людей к этим группам не предопределяется их волей, сознанием, а является следствием действия объективных факторов; 2) партии, общественные, профессиональные объединения и др. Человек поступает к ним вследствие сознательного стремления к объединению на основе определенных целей и ценностей. По длительности существования выделяют более длительные (классы, нации) и менее продолжительные (митинги, толпа и т. п) большие социальные группы. По характеру организованности большие социальные группы делятся на те, что возникли стихийно (толпа, публика), и те, что были организованы сознательно (ассоциации, партии и тому подобное). Социальная психология выделяет также условные (поло-возрастные, профессиональные) и реальные большие группы. Важным признаком классификации является контактность и взаимодействие. Так, до реальных больших групп с тесными контактами относят, прежде всего, митинги и собрания. Большие группы могут быть закрытыми и открытыми. Наиболее распространенным является деление больших групп на социальные группы, которые сформировались в процессе исторического развития общества, играют определенную роль в системе общественных отношений и отличаются длительностью, устойчивостью (этнические, профессиональные, половозрастные группы и др.), и стихийно образованные сообщества, которые являются Неустойчивыми, кратковременными (толпа, публика, аудитория).

Общие признаки больших социальных групп

Большие социальные группы находятся в сфере влияния специфических регуляторов социального поведения - нравов, традиций, морали. Сформированы эти регуляторы общественной практикой, с которым связана группа. Важной характеристикой больших социальных групп является язык. Этнические группы без нее не могут существовать. Признаком других групп (профессиональных, возрастных и т. п) е жаргон как разновидность речи.

Особенности жизненной позиции больших социальных групп вместе с регуляторами поведения формируют их образ жизни.

Образ жизни большой социальной группы - совокупность устойчивых типичных форм жизнедеятельности общности.

Типичные формы жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных индивидов проявляются в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. На основе образа жизни можно определить как люди живут, какими интересами руководствуются, каким является их мышление. Предметом анализа при этом могут быть и особые формы общения, тип контактов и отношений, интересы, ценности и потребности. Образ жизни общности свидетельствует о ее отношение к обществу, к труду, других сообществ и индивидов. Поскольку каждый тип больших социальных групп наделен только ему присущими свойствами, существенно отличается от других (этническая группа отличается от профессиональной), то их общие характеристики должны иметь специфическое содержание. К изучению больших социальных групп привлекают этнографию и этнопсихологию, сравнительные исследования, социологию, статистический анализ, психолінгвістику и др.

Структура психологии больших социальных групп

Структура психологии больших групп составляют различные психические свойства, психические процессы и психические состояния. Точнее выделение важнейших элементов психологии больших групп охватывает психический склад как устойчивое образование (национальный характер, традиции, обычаи, вкусы и эмоциональную сферу как динамическое образование (потребности, интересы).

Психический склад группы и психический склад личности, которые к ней относятся, не одно и то же, поскольку на формирование психологии группы влияет коллективный опыт, степень усвоения которого обусловлена индивидуальными психологическими особенностями. Итак, психологические характеристики группы не являются простой суммой присущих каждой личности черт, а выражают типичное, свойственное всем индивидам.

Методы исследования психологии больших социальных групп

Типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравственности, традициях и обычаях. Это побуждает социальную психологию к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Одной из форм использования этих методов являются межкультурные исследования. Речь идет о сравнительные исследования (сравнивают различные культуры, социальные группы).

Часто социальная психология при анализе психологии больших социальных групп пользуется традиционными для социологии методами, особенно различными приемами статистического анализа. Не редкими для социальной психологии является и приемы из области языкознания, поскольку во время исследования больших социальных групп приходится анализировать знаковые системы.

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

69. Большие социальные группы

69. Большие социальные группы

Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.

Признаки больших социальных групп:

1) имеют структурную и функциональную организацию;

2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;

3) определенный психический склад, групповая психология;

4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;

5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

Виды больших социальных групп:

1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;

б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;

2) по времени существования:

а) длительно существующие группы (классы, нации);

б) временно существующие группы (толпа, аудитория);

3) по организованности-неорганизованности:

а) организованные группы (партии, союзы);

б) неорганизованные (толпа);

4) по возникновению:

а) возникшая стихийно (толпа);

б) организованная сознательно (партии, ассоциации);

5) по контактности членов группы:

а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;

б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6) по открытости:

а) открытые;

б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.

Уровни развития больших социальных групп:

1) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;

2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;

3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.

Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:

1) степень идентификации членов группы;

2) степень гетерогенности и гомогенности группы;

3) характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего;

4) социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;

5) общественно-исторический опыт группы;

6) идеология объединения людей.

Элементы общественной психологии в зависимости от сфер психики:

1) элементы мотивационно-потребностной сферы:

а) общегрупповые потребности;

б) общегрупповые интересы;

в) мотивы деятельности;

г) жизненные ценности;

д) цели и социальные установки;

2) элементы когнитивной сферы являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества:

а) групповое сознание;

б) социальное восприятие и мышление;

в) коллективные представления;

г) общественное мнение;

д) менталитет;

3) элементы аффективной сферы:

а) социальные чувства;

б) общественные настроения;

в) аффекты;

4) элементы поведенческо-волевой сферы:

а) стереотипы группового поведения;

б) групповые навыки;

в) общественные обычаи;

г) групповые умения.

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 18. Большие социальные группы 1. Психология нации Большие социальные группы – общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние

Из книги Виткины байки автора Соколов Дмитрий Юрьевич

Большие деньги Мюнхгаузен. От меня ушла Марта. Бургомистр. Как?.. Вы же сказали, что у вас всё хорошо… Мюнхгаузен. Первый год было хорошо, второй очень хорошо, а на третий она сбежала… Бургомистр. Сбежала от такого богатства? Мюнхгаузен. Именно! Имея четыре экипажа и дом,

Из книги Теория социального научения автора Бандура Альберт

Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» - это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория,

Из книги 111 баек для детских психологов автора Николаева Елена Ивановна

№ 31. Байка «Маленькие дети – маленькие заботы, большие дети – большие заботы» Это известная русская пословица, давно утратившая свою актуальность. Мораль: до сих пор многие люди полагают, что проблемы, как снежный ком, растут с возрастом.Комментарий: современные данные

Из книги Психологические подсказки на каждый день автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Большие ожидания Ошибка, которую мы постоянно совершаем в родитель­ской любви, заключается в том, что мы постоянно попада­ем в ловушку собственных ожиданий. Мы не торопимся пересматривать ожидания в свете реальности.Большинство мужчин и даже многие женщины ежедневно

Из книги Счастья в личной жизни… Советы психолога автора Петрушин Сергей Владимирович

Большие детки - большие проблемы Естественно, что у родителей существует немало ожиданий по поводу того, каким вырастет их ребенок, но в реальности эти ожидания редко оправдываются. Это способно вызывать разочарования и обиды, которые приводят к конфликтам. Родители,

Из книги Практическое руководство для влюбленной девушки автора Исаева Виктория Сергеевна

Две большие разницы! Тебе когда-нибудь приходилось слышать о том, что всего лишь одно слово может все изменить? Узнай еще один маленький секрет из арсенала образцового дипломата.Если ты решительно взялась окольцовывать своего мужчину, для начала неплохо бы установить

Из книги Искусство добиваться своего автора Степанов Сергей Сергеевич

Большие надежды Наверное, у всех у нас случались свои секс-разочарования. Разочарований нет лишь у тех, у кого нет и ожиданий. А что же делать вам со своими большими надеждами? И ожиданиями, которые не оправдываются?Как часто проказница-судьба подкидывает нам такие фокусы!

Из книги Язык внешности [Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда] автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Большие и маленькие Чтобы чувствовать, что дверь низка, нужно быть человеком высокого роста. Ж. Гюйо Рост – наиболее явная характеристика внешности. И было бы очень соблазнительно соотнести рост с особенностями интеллекта и характера. Так, при виде человека, чей рост,

Из книги Мораль и разум [Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла] автора Хаузер Марк

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Большие ожидания Мы ожидаем, что родители будут заботиться о своих детях, друзья будут благосклонны и лояльны, члены команды или организации готовы сотрудничать, владельцы магазинов будут торговать по справедливым ценам, мошенники будут наказаны, а некоторые люди будут

Из книги Живая психология. Уроки классических экспериментов автора Степанов Сергей Сергеевич

Большие вопросы Дона Карлетта чувствовала, что важно завершить эту серию занятий обсуждением главных вопросов, которые поднимает терапия. Какова роль терапевта? В чем состоит наша действительная задача? Что представляет собой терапия? Насколько велика наша

Из книги автора

Большие люди Казалось бы, нет ничего проще, чем определить рост человека. Однако австралийский психолог Пауль Р. Уилсон доказал, что рост человека в глазах окружающих не всегда равен фактическому.Уилсон представил пяти различным группам студентов Мельбурнского



Похожие статьи