Православная абхазия. Значение имени аарон Аарон библия

ААРОН

(высокий, гора, гора света, учитель, просвещенный, и имя общее с именем Гаруна, столь употребительным на Востоке) был первым первосвященником Еврейского народа и старшим братом пророка и законодателя Моисея (Исх 28:1). Сын Абрама и Иохаведы, он происходил из колена Левина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царем Египетским Фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх 4:16, 7:1); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия Евреев из Египта в землю Ханаанскую. Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, и имел от нее четырех сыновей: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом смертью за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых (Исх 6:23). Аарон и сыновья его особенным образом и непосредственно самим Богом были призваны к священническому служению (Евр 5:4), Но еще прежде посвящения, когда Моисей отошел на г. Синай для получения от Бога закона, Евреи соскучились долговременным пребыванием своего вождя на горе и приступили к Аарону с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. Аарон, уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жен и детей, и когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу Египетского идола Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх 27:4). Увидав сие, Аарон поставил жертвенник и возгласил, говоря: завтра праздник Господу. На другой день народ принес пред ним всесожжения и стал есть и пить, а после играть (Исх 32:1-6). За таковую слабость Аарон подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как сие малодушие скоро было заглажено раскаянием, то Аарон и после сего не лишался Божия благоволения. Моисей, по воле Божией, при той же горе Синайской возвел его в высокий сан иерея великого, или первосвященника, с правом передавать первосвященство старшему в его роде, четверых же сыновей его поставил священниками или жрецами (Лев 8). Впрочем, вскоре после посвящения, двое из сыновей Аарона, Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы и принесли пред лице Господа огнь чуждый (т.е. взятый не с алтаря, как то повелено было Господом), за что и были умерщвлены огнем, посланным от Господа (Лев 10:1-7). Книга Чисел (3:4) замечает, что это случилось, когда народ был еще в пустыне Синайской. Вслед за их смертно Моисей пошел к Аарону и передал ему волю Господню относительно священников в следующих словах: В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь (Лев 10:3). Незадолго до отбытия Евреев из пустыни Синайской, Аарон, с сестрою своею Мариам, возымел слабость оспаривать у Моисея право пророчества, указывая на его брак с Эфиопкой. Мариам за этот упрек, сделанный Моисею, была наказана семидневною проказою (Чис 12 гл.). Аарон же, по исповедании своего греха пред Господом, был прощен. Будучи постоянным сотрудником Моисея, Аарон подобно ему нередко подвергался упрекам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся Евреев. Однажды дело дошло даже до оспаривания у него права первосвященства. Это возмущение произошло под руководством левита Корея, Дафана, Авирона и Авиана с 250 человек наиболее выдающихся Израильтян из других колен. "Все общество, все святы и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня (Чис 16:3). говорили они Моисею и Аарону. Последствием возмущения было то, что зачинщики мятежа поглощены землею, а 250 сообщников их сожжены огнем небесным. Но грозное наказание Божие не образумило возмутившихся. На другой день народ снова возроптал на Моисея и Аарона (Чис 16:41): "вы умертвили народ Господень," вопиял он, и тогда вышел гнев от Господа и началось поражение в народе: погибло 14,700 человек. По приказанию Моисея, Аарон взял кадильницу, положил в нее курение и огня с жертвенника, стал между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось (Чис 16:42-49). После сего наказания возмутителей первосвященство подтверждено за Аароном следующим знаменательным чудом: от всех 12-ти колен Моисей положил на ночь в скинию 12 жезлов с надписью на каждом имени родоначальника колена; по утру жезл колена Левина, с именем Аарона, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали (Чис 17:8). Сей-то расцветший жезл и хранился долгое время после того при Ковчеге Завета, как явное доказательство того, что священство на веки утверждено Богом за Аароном и его сыновьями. Впрочем Аарон не дожил до вступления Израильтян в землю Обетованную. За недостаток веры во всемогущество Божие, обнаруженный им в пустыне Син, он умер ранее этого торжественного дня (Чис 20:12). В сороковом году по выходе из Египта Господь велел ему вместе с Моисеем, братом его, и Элеазаром, сыном его, взойти на гору Ор, и в глазах всего общества умереть на вершине оной (Чис 20:28). В кн. Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (10:6), агора Ор и доселе называется у Арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают доселе место его погребения. Народ Израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Числ 20:29). Аарон скончался 123 лет от роду, в первый день пятого месяца. В Иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост. Первосвященство после него перешло к старшему сыну его, Элеазару. В кн. Псалмов он называется святым Господним (Пс 105:16). Священники в позднейшие времена часто назывались домом Аароновым и сынами Аароновыми, в честь их великого родоначальника. По общей хронологии рождение Аарона было в 1574 г. до Р.Х., призвание в 1491 г., посвящение в 1490 г., и смерть в 1451 г.

Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Православная Богословская энциклопедия
  • Словарь библейских образов
  • Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  • Богословско-литургический словарь
  • Ааро́н – († 1445 до Р.Х.) первый ветхозаветный первосвященник, брат пророка Моисея, потомок Левия, сын Амрама и Иохаведы (; ) . Бог назначил Аарону говорить к народу вместо его косноязычного брата, Моисея. Аарон должен был стать «устами» Моисея () и его пророком () . Аарон был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей. Моисей получает от Бога повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники. Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство () . Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение устанавливаются Самим Богом (). Священников Израиля называли «домом Аарона» () .

    В Новом Завете образ первосвященства Аарона раскрывается с двух сторон.

    Во-первых, говорится о первосвященстве Аарона как прообразе Первосвященства Иисуса Христа. Подобно Аарону, Иисус Христос не присвоил Себе служение первосвященника, но был призван Богом: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» () . Подобно Аарону, Иисус Христос должен был принести жертву за грехи для умилостивления: «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи» () .

    Во-вторых, указывается на преимущество первосвященства Иисуса Христа, Который, Сам будучи совершенным Богом и совершенным человеком, единожды принес совершенную Жертву за грехи – Самого Себя. Как Сын Божий Он есть: «Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» () .

    В Новом Завете первосвященство Христа сравнивается с первосвященством Мелхиседека, которому отдается преимущество в сравнении с первосвященством Аарона.
    Мелхиседек («Царь правды») – царь и первосвященник Салима, отождествляемого в с Иерусалимом, вышедший с дарами навстречу Аврааму после его победы и благословивший его. Как священник Мелхиседек выше священников-левитов, ибо в лице своего прародителя Авраама сыны Левия почтительно склонились перед ним, получили его благословение и принесли ему дань. Он прообраз благодатного Первосвященства Иисуса Христа, превышающего ветхозаветное священство по чину Аарона. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник () , Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос несравненно и выше Авраама или его потомков. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни () .

    «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы, ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, то лучшего завета поручителем соделался Иисус» (К ) .

    После смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что евреи, став многочисленным и сильным народом, в случае войны перейдут на сторону неприятеля. Он поставил над ними начальников, чтобы изнуряли их тяжкими работами. Фараон приказал также умерщвлять новорожденных израильских мальчиков. Под угрозой оказалось само существование избранного народа . Однако Промысл Божий не попустил осуществить этот план. Бог спас от гибели и будущего вождя народа — Моисея . Этот величайший ветхозаветный пророк происходил из колена Левия. Родителями его были Амрам и Иохаведа (Исх 6, 20). Будущий пророк был моложе своего брата Аарона и сестры Мариам. Младенец появился на свет, когда был в силе приказ фараона топить в Ниле новорожденных еврейских мальчиков. Мать три месяца таила свое дитя, но затем была вынуждена спрятать его в корзине в тростнике на берегу реки. Его увидела дочь фараона и взяла к себе в дом . Наблюдавшая издали сестра Моисея предложила привести кормилицу. По Божиему смотрению устроилось так, что кормилицей ему стала его родная мать, воспитывавшая его в своем доме . Когда мальчик подрос, мать привела его к дочери фараона. Живя в царском дворце в качестве приемного сына, Моисей был научен всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах (Деян 7, 22).

    Когда ему исполнилось сорок лет , он вышел к своим братьям. Увидев, что египтянин бьет еврея, он, защищая собрата, убил египтянина. Опасаясь преследования, Моисей бежал в Мадиамскую землю и был принят в доме местного жреца Рагуила (он же — Иофор), который выдал за Моисея свою дочь Сепфору.

    В Мадиамской стране Моисей прожил сорок лет . За эти десятилетия он обрел ту внутреннюю зрелость, которая сделала его способным совершить великий подвиг — с помощью Божией освободить народ от рабства . Это событие воспринималось ветхозаветными людьми как центральное в истории народа. В Священном Писании оно упоминается более шестидесяти раз. В память об этом событии установлен главный ветхозаветный праздник — Пасха . Исход имеет духовно-прообразовательное значение. Египетский плен является ветхозаветным символом рабского подчинения человечества диаволу до искупительного подвига Иисуса Христа. Исход из Египта знаменует духовное освобождение через новозаветное Таинство крещения .

    Исходу предшествовало одно из самых важных за всю историю избранного народа богоявлений . Моисей пас овец своего тестя в пустыне. Он дошел до горы Хорив и увидел, что терновый куст охвачен пламенем, но не сгорает . Моисей стал приближаться к нему. Но Бог воззвал к нему из среды куста: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3, 5-6).

    Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновный куст — изображал бедственное положение евреев в Египте . Огонь, как сила истребляющая, указывал на тяжесть страданий. Как куст горел и не сгорал, так и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий. Это является прообразом Боговоплощения. Святая Церковь усвоила символ Неопалимой Купины Божией Матери . Чудо заключается и в том, что этот терновый куст, в котором Господь явился Моисею, сохранился до наших дней. Он находится в ограде синайского монастыря Святой великомученицы Екатерины.

    Явившийся Моисею Господь сказал, что вопль страдающих от египтян сынов Израиля дошел до Него .

    Бог посылает Моисея совершить великую миссию: выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3, 10). Моисей смиренно говорит о своей немощи. На эту нерешительность Бог отвечает ясными и полными всепобеждающей силы словами: Я буду с тобою (Исх 3, 12). Моисей, принявший от Господа высокое послушание, спрашивает имя Пославшего. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх 3, 14). Словом Сущий в синодальной Библии передается сокровенное имя Божие, начертанное в еврейском тексте четырьмя согласными (тетраграмма ): YHWH. Приведенное место показывает, что запрет произносить это сокровенное имя появился гораздо позже времени исхода (может быть, после вавилонского плена).

    Во время чтения вслух священных текстов в скинии, храме, а позже в синагогах произносилось вместо тетраграммы другое имя Божие — Адонаи . В славянском и русском текстах тетраграмма передается именем Господь . На библейском языке Сущий выражает личностное начало абсолютного самодостаточного бытия, от которого зависит существование всего тварного мира.

    Господь укрепил дух Моисея двумя чудесными действиями . Жезл превратился в змею, а рука Моисея, покрывшаяся проказой, была исцелена. Чудо с жезлом свидетельствовало, что Господь вручает Моисею власть вождя народа. Внезапное поражение руки Моисея проказой и исцеление ее означало, что Бог наделил избранника Своего силою чудотворений для исполнения своей миссии.

    Моисей сказал, что он косноязычен. Господь укрепил его: Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить (Исх 4, 12). Бог дает будущему вождю в качестве помощника его старшего брата Аарона .

    Придя к фараону, Моисей и Аарон от лица Господа потребовали отпустить народ в пустыню для совершения праздника. Фараон был язычником. Он заявил, что не знает Господа и народ Израилев не отпустит. Фараон ожесточился на народ еврейский. Евреи выполняли в это время тяжелые работы — изготовляли кирпичи. Фараон приказал утяжелить их труд. Бог вновь посылает Моисея и Аарона объявить Свою волю фараону. При этом Господь повелел совершить знамения и чудеса.

    Аарон бросил жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Мудрецы и чародеи царя и волхвы египетские сделали то же своими чарами: бросили свои жезлы, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы .

    На другой день Господь повелел Моисею и Аарону сотворить еще одно чудо. Когда фараон шел к реке, Аарон ударил жезлом перед лицом царя по воде и вода превратилась в кровь . Кровью наполнились все водоемы в стране. У египтян Нил был одним из богов их пантеона. Происшедшее с водой должно было вразумить их и показать силу Бога Израилева. Но эта первая из десяти казней египетских лишь еще больше ожесточила сердце фараона.

    Вторая казнь совершилась семь дней спустя. Аарон простер руку свою на воды египетские; и вышли жабы и покрыли землю . Бедствие побудило фараона просить Моисея помолиться Господу, чтобы Он удалил всех жаб. Господь исполнил прошения Своего угодника. Жабы вымерли. Как только царь почувствовал облегчение, он вновь впал в ожесточение.

    Поэтому последовала третья казнь . Аарон ударил жезлом в землю, и явились мошки и стали кусать людей и скот. В еврейском оригинале эти насекомые названы кинним , в греческом и славянском текстах — скнипы . По мнению иудейского философа I века Филона Александрийского и Оригена, это были москиты — обычный бич Египта периода наводнений. Но на этот раз вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской (Исх 8, 17). Волхвы не смогли повторить этого чуда. Они сказали царю: это перст Божий (Исх 8, 19). Но он не послушал их. Господь посылает Моисея к фараону сказать от лица Господа, чтобы отпустил народ. Если он не исполнит, то будут посланы на всю страну песьи мухи . Это была четвертая казнь . Орудием ее были мухи . Они названы песьими , видимо, потому, что обладали сильным укусом. Филон Александрийский пишет, что они отличались лютостью и неотвязчивостью. Четвертая казнь имеет две особенности. Во-первых, Господь творит чудо без посредничества Моисея и Аарона . Во-вторых, земля Гесем, в которой жили евреи, была освобождена от бедствия, с тем чтобы фараон ясно увидел абсолютную силу Божию . Наказание подействовало. Фараон обещал отпустить евреев в пустыню и принести жертву Господу Богу. Он просил помолиться о нем и не уходить далеко. По молитве Моисея Господь удалил всех песьих мух от фараона и людей. Фараон не отпустил евреев в пустыню.

    Последовала пятая казнь — моровая язва , которая поразила весь скот египетский. Еврейский же скот бедствие миновало. Эту казнь Бог также совершил непосредственно, а не через Моисея и Аарона. Упорство фараона осталось прежним.

    Шестая казнь была совершена Господом только через Моисея (при совершении первых трех посредником был Аарон). Моисей взял полную горсть пепла и бросил его к небу. Люди и скот покрылись нарывами . На этот раз Сам Господь ожесточил сердце фараона. Сделал это, по-видимому, для того, чтобы в дальнейшем открыть царю и всем египтянам Свою всепобеждающую силу. Бог говорит фараону: Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне (Исх 9, 18). Священный писатель отмечает, что те рабы фараона, которые убоялись слов Господа, поспешно собрали рабов своих и стада в дома. Град сопровождался громом, который можно объяснить как глас Божий с небес . В 77-м псалме сообщаются дополнительные подробности этой казни: виноград их побил градом и сикоморы их — льдом; скот их предал граду и стада их — молниям (47-48). Блаженный Феодорит поясняет: «Навел на них Господь град и гром , показывая тем, что Он есть Владыка всех стихий». Эту казнь Бог совершил через Моисея. Земля Гесем не пострадала. Это была седьмая казнь . Фараон покаялся: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град, и отпущу вас и не буду более удерживать (Исх 9, 27-28). Но раскаяние было недолгим. Вскоре фараон вновь впал в состояние ожесточения .

    Восьмая казнь была очень страшной. После того как Моисей простер над землей египетской жезл, Господь навел с востока ветер , продолжавшийся день и ночь. Напала саранча на всю землю Египетскую и поела всю траву и всю зелень на деревьях . Фараон вновь раскаивается, но, по-видимому, как и раньше, раскаяние его поверхностно. Господь ожесточает его сердце.

    Особенность девятой казни в том, что она была вызвана символическим действием Моисея, простершего руки к небу. На три дня установилась густая тьма . Наказав египтян тьмой, Бог показал ничтожество их идола Ра — бога солнца. Фараон опять уступил.

    Десятая казнь была самой страшной. Наступил месяц авив. Перед началом исхода Бог повелел совершить Пасху. Этот праздник стал главным в ветхозаветном священном календаре.

    Господь сказал Моисею и Аарону, чтобы каждая семья в десятый день авива (после вавилонского плена этот месяц стал называться нисан ) взяла одного агнца и содержала его отдельно до четырнадцатого дня этого месяца, а затем заколола. Когда агнец будет заколот, пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут его вкушать .

    В полночь на 15-е число авива Господь поразил в земле Египетской всех первенцев , а также все первородное домашнего скота. Первенцы евреев не пострадали. Поскольку косяки и перекладины их домов были помазаны кровью жертвенного агнца, Ангел, поражавший первенцев египетских , прошел мимо. Установленный в память этого события праздник получил название Пасха (евр. пэсах ; от глагола, означающего перескочить через что-то, пройти мимо ).

    Кровь агнца была прообразом искупительной Крови Спасителя, Кровью очищения и примирения . Опресноки (пресный хлеб), которые должны были вкушать евреи в пасхальные дни, имели также символическое значение: в Египте евреям грозила опасность заразиться языческим нечестием. Однако Бог вывел еврейский народ из страны порабощения, сделал народом духовно чистым, призванным к святости: И будете у Меня людьми святыми (Исх 22, 31). Он должен отринуть прежнюю закваску нравственной порчи и начать чистую жизнь . Пресный хлеб, который приготовляется быстро, символизировал ту быстроту , с которой вывел Господь Свой народ из страны порабощения.

    Пасхальная трапеза выражала общее единение участников ее с Богом и между собой . Символическое значение имело и то, что агнец приготовлялся целиком, с головой. Кость не должна была сокрушаться .

    Вконтакте

    Сын Амрама и Иохаведы из колена Левия.

    Аарон в Торе

    Библия отводит Аарону второстепенную роль по сравнению с .

    Аарон выступал «устами» Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном (в частности, Ааронов жезл превратился в змея, а затем поглотил змеев, в которых превратились жезлы египетских волхвов) и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней.

    Jojojoe , GNU 1.2

    После построения скинии Аарон был помазан в с тем, чтобы первосвященническое достоинство в роду его передавалось по наследству от отца к сыну по старшей линии. Все остальные прямые потомки должны были быть священниками (Исх.28, 29, 40, Лев.8 - 10).

    Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода еврейских священнослужителей - . Священнический сан стал наследственным в его роде - против чего безуспешно восстал Корей, представитель , со своими сообщниками.

    Избрание Аарона подтвердил Бог, когда его жезл чудесным образом расцвёл. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение.

    unknown, фото: Butko , Public Domain

    Аарон был также верховным судиёй Израиля и учителем народа. Во время пребывания Моисея на Аарон, соблазняемый народом, сделал для него золотого тельца и за это народ был поражён Господом (Исх.32:35).


    Никола Пуссен , Public Domain

    В Библии особенно отмечаются в характере Аарона черты примирительности, кротости и мягкости.

    У Аарона было от жены его Елисаветы (Элишевы), дочери Аминадава, четверо сыновей, из них двое старших, Надав и Авиуд (Авиху), погибли при жизни отца (были испепелены огнём), ослушавшись Бога, а первосвященнический сан перешёл к третьему сыну его, Елеазару (Эла́зару); младшего звали Ифамар (Итамар).

    Господь призвал на служение Аарона в возрасте 83 лет, он умер 123 лет от роду, в 40-м году по на горе Ор, находящейся на юге от Израиля, вблизи древнего идумейского города Петра. Народ оплакивал Аарона 30 дней.

    Фотогалерея




    Полезная информация

    Ааро́н
    ивр. אַהֲרֹן‎
    транслит. Ахарон
    этимология неясна

    В религиях

    В иудаизме

    Раввинистическая литература, в частности агада, прославляет Аарона как великого миролюбца и миротворца, в отличие от непреклонного Моисея. Одно из преданий утверждает даже, что по нему Израиль горевал больше, чем по Моисею. Кротостью объясняется и его поведение с золотым тельцом. В пример ставится твёрдость его духа при гибели сыновей.

    В христианстве

    Потомками Аарона были отец и мать Иоанна Крестителя праведные Захария (т.к. он был священником) и Елизавета (Лк.1:5). Апостол Павел говорит о том, что священство Аарона преходяще, «ибо с ним сопряжён закон» (Евр.7:11), ему на смену идёт Иисус Христос - священник по чину Мелхиседека. В православии Аарона вспоминают в Неделю святых праотец, ряд месяцесловов отмечает его память 20 июля вместе с днём Ильи-пророка и ряда других ветхозаветных пророков. Западная память Аарона - 1 июля, коптская - 28 марта.

    В исламе

    В исламе Аарон почитается под именем Харуна ибн Имрана, брата Мусы. Как и в Библии, отмечаются черты его характера - Аарон имеет прозвище Абул-Фарадж («отец утешения»). Мусульмане почитают могилу Аарона на горе Аарона (на арабском Джебль-неби-Харун, то есть Гора пророка Аарона).

    В искусстве

    Классическая христианская иконография Аарона сложилась в X веке - седовласый, длиннобородый старец, в священническом облачении, с жезлом (порой расцветшим) и кадилом (или ларцом) в руках, на голове у него своеобразный головной убор - тюрбан или папская тиара, на груди наперсник с драгоценными камнями.

    Изображение Аарона есть в алтарной части Киевской Софии, его пишут в пророческом ряду иконостаса.

    Распространённые изобразительные сюжеты:

    • Восстание Корея
    • Расцветший жезл

    Аарон [евр. Ахарон] – значение имени точно не установлено, возможно, соответствует егип. «великое имя».

    Аарон был потомком Левия (третим по нисходящей линии Левий – Кааф – Амрам – Аарон), сыном Амрама и Иохаведы (Исх. 6:20; Чис. 26:59). Он был моложе своей сестры Мариами и на три года старше брата Моисея (Исх. 7:7). Он был женат на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наассона из колена Иуды (Чис. 1:7). Она родила ему четырёх сыновей – Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх. 6:23).

    Призвав Моисея быть вождём и освободителем Израиля, Бог назначил Аарона на 83 году его жизни говорить к народу вместо его косноязычного брата. Он должен был стать «устами» Моисея (Исх. 4:16) и его пророком (Исх. 7:1).

    Аарон впервые упоминается в Исходе как «Аарон Левитянин». Он вышел встретить своего брата, Моисея, вернувшегося в Еги-пет после того, как Бог говорил с ним из горящего куста.

    Братья встречаются в пустыне (Исх. 4:27), выступают перед старейшинами Израиля (ст. 28-31) и перед фараоном. В дополнение к тому, что он был устами Моисея, Аарон также вы-полнял роль чудотворца: именно в его ру-ках был жезл, который сделался змеем и поглотил жезлы египетских чародеев, так-же сделавшиеся змеями (Исх. 7:8 и дал.). Этот жезл по мановению руки Аарона превра-тил воды Нила в кровь, а затем наполнил землю Египетскую жабами и воздух – мошками (Исх. 7:19; 8:5 и дал., 16 и дал.) (позднее жезл действует только в руках Моисея).

    Аарон и Моисей получают Божье позволение на исход из Египта (Исх. 12:31) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, Аарон вместе с Ором поддерживает его руки (Исх. 17:12). Он вместе с Моисеем восходит на гору Синай (Исх. 19:24), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх. 24:1, 9). Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя Аарона и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14).

    Однако, когда в следующий раз Моисей взошёл на гору Синай в сопровождении лишь Иису-са (Исх. 24:12 и дал.), народ убедил Аарона сде-лать им зримый образ Божьего присутствия и он изготовил золотого тельца, чем вы-звал гнев Моисея (Исх. 32:1 и дал.). Его сло-ва, когда он представлял тельца народу, – «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исх. 32:4), – были использованы Иеровоамом, когда тот поставил в Вефиле и Дане золотых тель-цов для поклонения (3 Цар. 12:28).

    В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники (гл. 28; 29).

    Аарон утвердился в этом избрании, во-первых, после гибели Корея и его сторонников, затем, когда прекратилось поражение, после того, как он с кадильницей «заступил народ», а также когда его жезл пустил почки и расцвёл (Чис. 16:17). Будучи верным и самоотверженным в служении, он кротко молчал, когда его сыновья Надав и Авиуд были умерщвлены огнём от Господа (Лев. 10:1-3).

    Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство (Исх. 29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение – всё это устанавливается Самим Богом (Чис. 4:18).

    В Пятикнижии Аарон признан первосвя-щенником, а его сыновья священниками, чтобы служить в святилище (Исх. 28:1 и дал.; Лев. 8:1 и дал.). Аарон был помазан священным елеем и потому считался «пома-занным священником» (Лев. 4:3, и т. д.; ср.: драгоценный елей, стекающий на бо-роду Ааронову в Пс. 132:2). Аарон и его сыновья по-лучают специальную одежду, но облаче-ние Аарона особенное. На налобной дощечке, прикреплённой к кидару, головному убору Аарона , были вырезаны (как на печати) слова «Святыня Господня» (Исх. 28:36); к нарамникам (наплечникам) его эфода прикреплялся судный наперсник (щит на груди), украшенный двенадцатью драгоценными камнями (на каждом камне было вырезано имя одного из двенадцати колен сынов Израилевых), на наперсник были положены урим и туммим, при по-мощи которых бросали священный жре-бий, чтобы выяснить волю Божью в отно-шении Его народа (Исх. 28:15 и дал.).

    Самым знаменательным днём в го-ду для Аарона (как и для каждого «помазан-ного священника» после него) был День искупления (10-е число месяца Тишри), когда он проходил за завесу, отделявшую скинию собрания от внутренней части свя-тилища (святая святых), и кропил ковчег завета кровью жертвы очищения за грехи народа (Лев. 16:1 и дал.). В этом случае он не надевал свои красочные одежды славы и красоты, а только священный льняной хитон и нижнее платье льняное.

    Однако, несмотря на высокий статус Аарона, Моисей оставался главным пророком Бога для Израиля и главным посредником меж-ду Богом и израильтянами, что вызвало за-висть у Аарона и Мариам (Чис. 12:1 и дал.). На втором году странствования по пустыне Аарон вместе с Мариамью выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за «жену Ефиоплянку» и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариами, которую Господь наказывает проказой. Аарон заступается за неё перед Моисеем, и, благодаря молитве последнего, ей даруется исцеление (Чис. 12).

    Сам Аарон (вместе с Моисеем) вызывал зависть других левитских семейств, чьим лидером был Корей (Чис. 16:1 и дал.). Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за Аароном и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и Аарона в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, которое Аарон предотвращает посредством жертвы воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство Аарона : жезл Левия, на котором было написано имя Аарона , зазеленел и расцвёл (гл. 16; 17). В дальнейшем этот жезл был помещён в ковчег завета (Евр 9:4).

    В Кадесе Аарон оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Чис. 20). Вскоре Господь отзывает Аарона . Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с Аароном и Елеазаром. Там он снимает с Аарона первосвященнические одежды и облекает в них его сына Елеазара, который занимает место своего отца.

    Аарон умирает в возрасте 123 лет (Чис. 33:39), и его оплакивают в течение 30 дней (Чис. 20:23-29).

    Как первосвященник, Аарон был ярким прообразом Христа, так как призван был Богом, помазан елеем, носил на груди имена колен, возвещал волю Божью через урим и туммим, вступал в Святое Святых в день примирения «не без крови», ходатайствовал за народ Божий и благословлял его. См. Евр 5:4; 7:11; 9:7 и далее.

    Аарону недостаёт самостоятельности, в своих поступках он сильно зависим от других – Моисея, Мариами, народа. Значение Аарона как личности в том, что именно его Бог призвал в первосвященники Израиля. Но служение Аарона ограничено, что особо символизируется фактом сложения им перед смертью первосвященнического одеяния. В Евр. 7-9 подчёркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессианским священством «по чину Мелхиседека» (Евр. 5:6; 7:11).

    Священников Израиля впоследствии обозначали как «сыновей Аарона ».

    «Сыны Садока», служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 г. до Р.Х. (за исключением периода вавилонского плена), тоже принадлежат к потомкам Аарона .

    В Новом Завете Аарон назван предком Елисаветы, ма-тери Иоанна Крестителя (Лук. 1:5), и также упоминается Стефаном в его обзоре исто-рии Израиля (Деян. 7:40). Апостол Павел, автор Послания к Евреям, противопо-ставляет обрезание и наследственное левитское священство Аарона совершенному и вечному служению Иисуса в небесном святилище (Евр. 5:4; 7:11 и т. д.).

    Новый Библейский словарь

    Аарон был первым первосвященником Еврейского народа и старшим братом и законодателя Моисея (Исх. 28:1). Сын Амрама и Иохаведы, он происходил из колена Левиина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царём Египетским Фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх. 4:16; Исх. 7:1); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия Евреев из Египта в землю Ханаанскую.

    Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, и имел от неё четырёх сыновей: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом смертью за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых (Исх. 6:23).

    Аарон и сыновья его особенным образом и непосредственно Самим Богом были призваны к священническому служению (Евр. 5:4). Но ещё прежде посвящения, когда Моисей отошёл на гору Синай для получения от Бога закона, Евреи соскучились долговременным пребыванием своего вождя на горе и приступили к Аарону с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. Аарон , уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жён и детей, и когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу Египетского идола Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исх. 27:4). Увидав это, Аарон поставил жертвенник и возгласил, говоря: «Завтра праздник Господу. На другой день народ принес пред ним всесожжения и стал есть и пить, а после играть» (Исх. 32:1, 6).

    За таковую слабость Аарон подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как это малодушие скоро было заглажено раскаянием, то Аарон и после этого не лишался Божия благоволения. Моисей, по воле Божьей, при той же горе Синайской возвёл его в высокий сан иерея великого, или первосвященника, с правом передавать первосвященство старшему в его роде, четверых же сыновей его поставил священниками (Лев. 8). Впрочем, вскоре после посвящения, двое из сыновей Аарона , Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы и принесли пред лицо Господа «огонь чуждый», за что и были умерщвлены огнём, посланным от Господа (Лев. 10:1, 7). Книга Чисел (Чис. 3:4) отмечает, что это случилось, когда народ был ещё в пустыне Синайской. Вслед за их смертью, Моисей пошёл к Аарону и передал ему волю Господню относительно священников в следующих словах: «В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (Лев. 10:3).

    Незадолго до отбытия Евреев из пустыни Синайской, Аарон , с сестрою своею Мариам, возымел слабость оспаривать у Моисея право пророчества, указывая на его брак с Эфиопкой. Мариам за этот упрёк, сделанный Моисею, была наказана семидневною проказой (Чис. 12 гл.). Аарон же, по исповедании своего греха пред Господом, был прощён.

    Будучи постоянным сотрудником Моисея, Аарон, подобно ему, нередко подвергался упрёкам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся Евреев. Однажды дело дошло даже до оспаривания у него права первосвященства. Это возмущение произошло под руководством левита Корея, Дафана, Авирона и Авиана с 250 людьми наиболее выдающихся Израильтян из других колен. «Всё общество, все святы и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:3) − говорили они Моисею и Аарону. Последствием возмущения было то, что зачинщики мятежа поглощены землёю, а 250 сообщников их сожжены огнём небесным. Но грозное наказание Божие не образумило возмутившихся. На другой день народ снова возроптал на Моисея и Аарона (Чис. 16:41): «Вы умертвили народ Господень», − вопиял он, и тогда вышел гнев от Господа и началось поражение в народе: погибло 14700 человек. По приказанию Моисея, Аарон взял кадильницу, положил в неё курение и огня с жертвенника, стал между мёртвыми и живыми, и поражение прекратилось (Чис. 16:42, 49).

    После этого наказания возмутителей, первосвященство подтверждено за Аароном следующим знаменательным чудом: от всех 12 колен Моисей положил на ночь в скинию 12 жезлов с надписью на каждом имени родоначальника колена; по утру жезл колена Левиина, с именем Аарона , расцвёл, пустил почки, дал цвет и принёс миндали (Чис. 17:8). Этот-то расцветший жезл и хранился долгое время после того при Ковчеге Завета, как явное доказательство того, что священство на веки утверждено Богом за Аароном и его сыновьями.

    Впрочем, Аарон не дожил до вступления Израильтян в землю Обетованную. За недостаток веры во всемогущество Божье, обнаруженный им в пустыне Син, он умер ранее этого торжественного дня (Чис. 20:12). В сороковом году по выходе из Египта, Господь велел ему вместе с Моисеем, братом его, и Элеазаром, сыном его, взойти на гору Ор, и в глазах всего общества умереть на её вершине (Чис. 20:28).

    В книге Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (Втор. 10:6), а гора Ор и доселе называется у Арабов горою Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают доселе место его погребения. Народ Израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Чис. 20:29).

    Аарон скончался 123 лет от роду, в первый день пятого месяца. В Иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост. Первосвященство после него перешло к старшему сыну его, Элеазару. В книге Псалмов он называется святым Господним (Пс. 105:16). Священники в позднейшие времена часто назывались домом Аароновым и сынами Аароновыми , в честь их великого родоначальника.

    По общей хронологии, рождение Аарона было в 1574 до Р.Х., призвание в 1491, посвящение в 1490, и смерть в 1451.



    Похожие статьи