Андреевский монастырь и нескучный сад. Андреевский ставропигиальный мужской монастырь Андреевский мужской монастырь

Летом этого года в нашем районе появился полноценный действующий монастырь - Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы (сайт монастыря).

Об истории этого монастыря, успевшего побывать важнейшим центром науки и церковной реформы патриарха Никона, школой, тюрьмой, психиатрической лечебницей, работным домом для распутных женщин, богадельней, клубом для рабочих, учреждением метрологической службы Госстандарта читайте ниже.

Преображенская пустынь

По легенде еще с конца XIII века на берегу Москвы-реки существовал монастырь - «Преображенская пустынь». Первые документальные упоминания о нем содержатся в летописях XVI-го века.

Место основания называлось "пленницы" - по вязавшимся здесь, на берегу Москвы-реки, плотам (от слова "паленницы"). Согласно менее распространенной версии название указывает на то, что здесь содерали "пленников".

Известно, что в 1547 году здесь укрывался от народного бунта Иван Грозный, что совпало по времени с пожаром, прекратившим деятельность монастыря. После пожара монастырь был восстановлен, но стал "убогим домом", куда свощзили для захоронения тела убитых, погибших и безвестных, умерших без покаяния людей. В 1604 году рядом с его маленьким погостом устроили огромное кладбище, на котором захоронили более ста тысяч умерших от голода москвичей и пришлых из окрестных сел и деревень.

При сыне Иоанна Грозного, Федоре Иоанновиче «тишайшем» , возрожденная обитель стала символом и одним из источников победы русского оружия над татарами. 19 августа 1591 года, в день памяти св. мч. Андрея Стратилата, в окрестностях Преображенской обители русские одолели крымского хана Казы-Гирея, пришедшего разорить Москву с 15-тысячным войском. Тогда войско хана расположилось станом в селе Воробьёве, лагерь русских войск был разбит на месте современного Донского монастыря. 19 августа хан отступил, испугавшись орудий, стрелявших со стен Преображенской обители, и конечно, чудотворной иконы Божией Матери "Донская", принесенной тогда в стан русского войска (впоследствии на этом месте возник Донской монастырь).

В благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск Казы-Гирея на полпути между лагерями русских и татарских войск была построена церковь Андрея Стратилата.

Центр образования

В XVII веке "ближний человек" царя Алексея Михайловича Федор Ртищев основал на этом месте монастырь (или восстановил сгоревший монастырь XIII века). Известно, что в 1640 году митрополит Киевский свт. Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления Господня монастыря для обучения "детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской". Ртищев взялся за осуществление проекта, разработанного им вместе с ученым греком архимандритом Венедиктом, находившимся в Москве с марта 1646 по май 1647 г. Поддержку Ртищеву оказали царь Алексей Михайлович, духовник царя протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Б. И. Морозов, архимандрит Новоспасского московского монастыря (будущий Патриарх) Никон. Сведения об основании монастыря содержатся в "Житии милостиваго мужа Феодора Ртищева", написанном неизвестным монахом после кончины Ртищева, в 1673 г.

В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская церковь (1648). Строительные работы финансировались из царской казны, а сам монастрь, именовавшийся тогда Преображенским, содержался Ртищевым. В 1648 г. первым настоятелем монастыря стал Досифей, "муж добродетелми украшен", келарем - Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского мон-ря.

Открытие училища и наименование храма во имя апостола Андрея относится к концу ноября 1652 г. Иеромонах Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в которых уже назвал монастырь Андреевским: "Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна".

По царскому указу в Андреевский монастырь принимали ученых людей, а также священников и диаконов, "в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных". Вскоре при монастыре составилось учёное братство (так называемое Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а с конца ноября 1652 года, когда открылось училище, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1650 г. в монастыре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский), вместе составившие "Лексикон славяно-латинский". В 1652 г. в Андреевом монастыре поселились киевские певчие ("вспеваки") с регентом и композитором Федором Тернопольским. Именно монахи Андреевского монастыря подготовили первое издание Библии, которое увидело свет в Москве на Печатном дворе в 1663 году. В монастыре Ртищев также создает библиотеку и школу для подростков разных сословий. Установлено имя одного из учителей - поляк старец Варлаам из виленского (вильнюсского) монастыря Сошествия Св. Духа. Варлаам учил детей польскому и латинскому языкам.

Богадельня

По указу Петра I в 1724 году Андреевская обитель была упразднена, а монахи переведены в Донской монастырь. Храмы стали приходскими, в других постройках по указу разместилась школа для «зазорных детей», то есть незаконнорожденных и подкидышей и тюрьма.

После смерти Петра I, в 1730 году монастырь на некоторое время возобновляет деятельность, и школу, и тюрьму ликвидируют. В 1762 году Синод назначил Андреевкий монастырь временным местом для содержания умалишенных.

В 1764 году после екатерининской реформы обитель упразднили окончательно, часть стены и келий разобрали, храмы обратили в приходские. Во время эпидемии 1771 г. на территории Андреевкого монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей.

В 1775 г. в обители разместился работный дом для «ленивиц» женского пола (то есть распутных женщин). В работном доме они вили веревки и канаты для нужд адмиралтейства.

В 1803 г. по просьбе Московского купеческого общества монастырь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство которой началось в 1805 году (архитектор Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 году (архитектор А. С. Каминский). Число содержавшихся в богадельне возросло со 150 человек в 1805 году до 956 в 1906 году. Храмы обители действовали не только для призреваемых в богадельне, но и для жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодёрной.

До 1917 года при храме Воскресения существовала церковно-приходская школа, открытая в 1900 году по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова.

Советский период

В 1918 году богадельня прекратила существование, в зданиях монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 году храм Андрея Стратилата передали рабочим Гознака под школу (но она так и не была открыта), в 1925 году в Воскресенской церкви устроили клуб. В храме апостола Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 30-х годов.

Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX веков (на территории Андреевского монастыря были погребены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы), в основном, был уничтожен в 20-х - 40-х годах. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения.

В 1964 году здания монастыря поступили в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская государственая контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта.

С 1967 года в Андреевском монастыре велись реставрационные работы (автор проекта - архитектор Г. К. Игнатьев).

В 1991 году указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье, а в следующем, 1992 году освящена Воскресенская церковь, в которой возобновились богослужения. В 1996 году комплекс бывшего Андреевского монастыря передан церкви для размещения Синодальной библиотеки Московской Патриархии. С 1998 года действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре». Здесь же находятся Институт библейских переводов, Общецерковная аспирантура имени св. равноап. Кирилла и Мефодия, Синодальный информационный отдел Московского Патриархата, а также православный телеканал «Союз».

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Наместником Андреевского монастыря назначен Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы .

Формальный адрес монастыря в наши дни - Андреевская набережная, дом 2. Координаты: 55.71186, 37.57518. Проезд до ст. метро "Ленинский проспект" или "Воробьевы горы"

В монастыре сохранилось три церкви и несколько построек XIX века из комплекса богаделен.


Обозначения

Храмы монастыря:

1. Собор Воскресения Христова в Пленницах

2.Церковь св.ап.Иоанна Богослова (в колокольне)

3.Церковь св.мч. Андрея Стратилата,над восточными воротами

Другие постройки монастыря:

4. Северный корпус богадельни(XIX в.)

5. Южный корпус богадельни(ныне Синоидальная библиотека) (XIX в.)

6. Монастырская постройка

7. Восточный корпус богадельни(начало XIX в.)

Схема территории монастыря с сайта sobory.ru сайта о православной архитектуре sobory.ru

Еще об истории района:

Андреевский монастырь

м. Ленинский проспект
Андреевская набережная, 2

Из метро – влево, до подземного перехода, через подземный переход под площадью Гагарина, выход к магазину «Большие люди», обойти это здание с правой стороны, справа от вас будет Третье транспортное кольцо, слева – бывшее здание НИИ монструозного вида, в котором сейчас банк. Монастырь расположен у реки, за зданием банка (туда ведет пара лестниц между кустами). Над монастырем и новым жилым кварталом имеется хорошая смотровая площадка, откуда хорошо видны Воробьевы горы, немного Москвы-реки, строящиеся небоскребы Москвы-сити, и даже золотые купола Храма Христа Спасителя и колокольни Кремля. Если присмотреться, видна и колокольня Новодевичьего монастыря.

Легенда гласит, что монастырь был основан в конце XIII века, но впервые упоминается в летописях в XIV в. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. В 1593 г., после чудесного избавления Москвы от набега крымского хана Казы-Гирея (в честь данного события был также основан и Донской монастырь, см. История Донского монастыря http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/moscow_02.htm#p2_1), которое случилось в день мученика Андрея Стратилата, в обители соорудили сначала деревянный, а потом и каменный (1675) храм, а монастырь стал называться Андреевским. Он органично вписался в Южное оборонное полукольцо Москвы, включающее в себя также Новодевичий, Донской и Свято-Данилов монастыри.

Меценатом монастыря в XVII веке стал боярин Федор Ртищев, который создал здесь первое в Москве училище, где преподавали украинские ученые Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский - прообраз Славяно-греко-латинской Академии, положившей основание Московской Духовной Академии и Московскому Университету.

В 1731 г. академию отсюда перевели в Заиконоспасский монастырь, а Андреевский монастырь превратили в приют для подкидышей и беспризорников, в 1764 г. здесь устроили богадельню – разобрав монастырскую стену и часть келий. В 1924 г. помещения использовались как жилые, затем как кабинеты НИИ. Монастырь вернули церкви в 1992 г., правда, сейчас монастырем он не является.

Еще со смотровой площадки видно, что монастырь представляет собой небольшое каре зданий, внутри которых прячутся 2 церкви и еще одна - надвратная. Крепкие высокие стены монастыря, видимо, разобрали еще в XVIII в., и из образовавшихся стройматериалов построили те самые корпуса богадельни.

Встречает нас свежеотреставрированная надвратная церковка Андрея Стратилата (1675, перестроена в 1805), давшая имя монастырю. Купол, покрытый темной черепицей, «сидит» на башенке, покрытой цветными изразцами, изразцовая же лента идет чуть ниже, отчего церковь приобретает праздничный вид. Со стороны улицы сохранились несколько фресок и памятная табличка о первом просветительском учреждении Москвы, основанном здесь в 1648 г. боярином Ртищевым.

Внутри стоит будочка дежурного, который, впрочем, никак не реагирует на забредших сюда туристов. Заметно, что окружающие территорию монастыря помещения частично принадлежат церкви (Синодальная библиотека), частично здесь все еще что-то вроде НИИ – в окнах видны корешки пыльных папок, чайники и кипятильники, а в церкви Воскресения Христова стоит несколько письменных столов, кадки с цветами и холодильник. Территория чистенькая, посажены цветы и несколько елей, у подножия колокольни - чья-то могила.

В центре монастыря высится церковь Иоанна Богослова с мощной трехъярусной колокольней (1748, перестроена в 1848). Не знаю, звонят колокола или нет, но выглядит храм запущенным – как будто внутри снесены все перегородки. Снаружи церковь недавно покрашена, на стене восстановлены фрески.

Третьей церковью монастырского ансамбля является храм Воскресения Христова, построенный в 1689-1701 гг. в стиле московского барокко на месте каменного же храма, основанного боярином Ф.М.Ртищевым в 1648 г.

Перед ним – небольшой розарий, за которым видны три древние могильные плиты, и окошки подземелья.

Может быть, там держали провинившихся, или это были складские помещения? В церкви интересны несколько древних на вид икон и кованая люстра,

иконостас явный новодел, хотя и приятный. По обе стороны храма на крылечки выходят типичные «НИИ-шные» двери – стекло во всю стену в металлическом проеме, внутри в центре восстановлена церковь, которую окружает коридорчик с НИИ-шной же мебелью – туда соваться не нужно: при нас на территорию притопали три тетки, которые немедля решили проверить, что же там, в коридорчике. Через несколько секунд сработала сигнализация, пронзительно завывавшая на добрых пару кварталов. Тетки быстренько сбежали, примчался охранник, сигналку отключил.

Осмотр Андреевского монастыря займет от силы полчаса, можно совместить его с прогулкой по Нескучному саду и при желании – с осмотром Донского монастыря.

Нескучный сад

Чтобы попасть в сад от монастыря, нужно снова подняться к входу к зданию НИИ, чьи башни нависают над монастырем,

пересечь условный сквер (деревья там еще не выросли, правда, но дорожки и скамейки уже имеются), и, спустившись вниз, к дороге, пройти вдоль садовой решетки до калитки. Правда, места тут заброшенные: овраги, грязь, поваленные деревья,

кучки мусора и горки бутылок вокруг кострищ, где cool-турно отдыхал местный пролетариат. Через пару сотен метров картина меняется: чистые асфальтированные дорожки, по которым катают коляски мамы и бабушки, птички поют. Еще дальше между деревьев нежно белеет большая беседка, поставленная здесь в честь 800-летия Москвы, на скамейках вокруг сидят дедушки и бабушки, безобидно обсуждающие какие-то свои насущные проблемы.

Говорят, что когда-то Нескучный сад был продолжением парка Горького, сейчас в парковом павильоне проводят съёмки игр «Что? Где? Когда?» и иногда здесь можно встретить толкиенистов, среди которых сад известен как «Эгладор». Если же хотите увидеть только парадную сторону сада с его детскими площадками, теннисными кортами, павильоном, где мужички режутся в домино и степенно передвигают шахматные фигуры, и летной сценой, где пел незабвенный Велюров из «Покровских ворот», то входить в сад следует со стороны Ленинского проспекта, 10-12 минут пешком от м. Ленинский проспект.

Сад был образован из трех усадеб, принадлежащих известнейшим семьям России – Голицыным, Демидовым и Трубецким. Дворцовое ведомство в 1826-42 гг. выкупило территорию и возвело здесь императорскую резиденцию, получившую название от увеселительной усадьбы Трубецких «Нескучное». От той усадьбы сохранилось несколько парковых домиков (Орлова, Охотничий, домик с ротондой) и арочный мост.

Усадьба соседей Трубецких - промышленников-миллионеров Демидовых же стала центром созданной резиденции, и сохранилось от нее гораздо больше: парадная подъездная аллея, двор с чугунным фонтаном в центре, Фрейлинский и Кавалерский корпуса, здание гауптвахты, манеж, чайный домик, купольный павильон и романтический грот из больших валунов. Сейчас здесь располагается Президиум Российской Академии Наук, и праздношатающихся туристов сюда не пускают. Если попадете – увидите еще и фонтан, перенесенный сюда с Лубянской площади в 1934 г., на месте которого возвели памятник Дзержинскому.

Если силы после прогулки еще остались, можно дотопать до Донского монастыря http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/moscow_02.htm : по Ленинскому проспекту в сторону центра по правой стороне до пересечения с ул. Стасовой, которая приведет вас прямо к стенам Донского. А там и до Свято-Данилова http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/moscow_03.htm недалеко:)

Дополнения от plushevii_zaits

Неплохой вид на монастырь с балкона-галереи ресторана Sky Lounge, расположенного на верхнем этаже академии наук.

На территорию президиума академии пускают всех свободно, и не могут не пускать, так как там в здании бывшего усадебного манежа находится действующий общедоступный музей - минералогический. Кстати, один из самых старейших музееев с очень богатой, интересной и красивой экспозицией. Вот он:

Сам президиум:

Знаменитый фонтан Витали:

Москва

Усадьбы Москвы

Описание:

Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII в., но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI в. До конца XVI в. обитель называлась Преображенской пустынью.

Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 г., случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 г. — каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. С тех пор монастырь стал называться Андреевским.

История обители связана с размещением в ее стенах с середины XVII в. учительного братства, объединившего образованнейших монахов «ради учения книжного», ставшего по существу первой по времени возникновения академической структурой в Москве.

В 1764 г. обитель была обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен».

В 1923 г. по представлению Замоскворецкого райсовета г. Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт.

Указом 14 августа 1991 г. было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Настоятелем подворья был назначен заведующий Московского Патриархата священник Борис Даниленко. Распоряжением Правительства Москвы от 29 июля 1992 г. вышеперечисленные храмы были переданы «под патриаршее подворье».

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. () Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Протоиерей Борис Даниленко освобожден от должности настоятеля Воскресенского собора б. Андреевского монастыря и Патриаршего подворья. Наместником Андреевского монастыря назначен управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы



Андреевский мужской монастырь, еще он называется в Пленницах, основан в 1648 на месте сгоревшего в 1547 (согласно преданию, первая обитель была здесь в XIII в.) на правом берегу р. Москвы (в районе современных Воробьевых гор) близким советником царя Алексея Михайловича, гос. деятелем Ф.М.Ртищевым, много сделавшим для развития культуры.

Пригласив из Киева ученых монахов - Епифания (Славинецкого), Арсения (Сатановского), Дамаскина (Птицкого) и Феодосия (Сафановича), организовал первую в Москве школу (т.н. Ртищевское братство), предшественницу Славяно-Греко-Латинской академии. Монахи ученого братства переводили на русский язык иностранные книги. Первоначально монастырь назывался Преображенской пустынью.

В 1675 coopужён каменный надвратный четырехугольный, однокупольный храм святого мученика Андрея Стратилата (на месте одноименного деревянного 1591, построенного по случаю избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в день памяти святого Андрея Стратилата) и монастырь стал называться Андреевским.


До 1764 в храме были приделы святого Феодора Стратилата (по тезоименитству Ф. М. Ртищева) и апостола Андрея Первозванного.



Фасады церкви украшают изразцы работы белорус. мастеров. Очень красивые.


В 1689-1701 Ртищевым в стиле московского барокко построен соборный храм Воскресения Христова в Пленницах (в излучине Москва-реки, около монастыря, сплавлявшиеся по реке бревна складывались в плоты - пленницы или поленницы).

Тёплый храм, построенный в 1689-1703. Бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный декоративной главкой, с трёх сторон охваченный галереей, с крупной апсидой.
Под храмом, вероятно, находится могила основателя монастыря Ф. М. Ртищева.


В 1748 на средства гр. С. Б. Шереметева в центральной части монастырского двора coopужёна в стиле барокко трехъярусная колокольня с храмом архангела Михаила под ней


Храм перестроен в 1848 на средства купца М. Соткина и переосвещен во имя апостола Иоанна Богослова.


церковь с колокольней представляют в Москве редкий образец петровского бакрокко.(не нарышкинского).


В 1725 монастырь закрыт и функционировал до 1730 как заведение для приема и содержания подкидышей и беспризорных детей (прообраз Воспитательного дома). В 1730 возобновлен. В 1765 окончательно упразднён, храмы обращены в приходские.


Во время эпидемии 1771 г. на территории Андреевского монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей.

В 1775 учрежден женский воспитательный работный дом.

В 1803 г. по просьбе Московского купеческого об-ва монастырьрь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство которой началось в 1805 г. (архит. Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 г. (архит. А. С. Каминский). Число призреваемых со 150 чел. в 1805 г. увеличилось до 956 в 1906 г. В храмах обители служил причт из белого духовенства(вот почему нам встретился монах с непривычной кипельно-белой рясе), окормлявший не только призреваемых в богадельне, но и жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодёрной.


В 1918 г. богадельня прекратила существование, в зданиях А. м. разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак.
В 1923 г. храм мч. Андрея Стратилата передали рабочим Гознака под школу (не была открыта), в 1925 г. в Воскресенской ц. устроили клуб. В храме ап. Иоанна Богослова богослужения совершались до кон. 30-х гг.
Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX вв. (на территории монастыря были погребены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы и др.), в основном уничтожен в 20-х - 40-х гг. XX в.
В 1964 г. здания А. м. поступили в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская гос. контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта.

С 1967 г. в монастыре велись реставрационные работы (автор проекта - архит. Г. К. Игнатьев).

В 1991 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье, в следующем году освящена Воскресенская ц., в которой возобновились богослужения.
В 1996 г. комплекс бывш. Андреевского монастыря был передан РПЦ для размещения Синодальной библиотеки Московского Патриархата.
С 1998 г. действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре».

Вот. А мы толком ничего и не посмотрели. Только на скамеечке отдохнули. Там лепота.
Рядом ТТК, а тут тишина, красота и зелень.
Мне там очень понравилось.
Изразцами я просто залюбовалась))))

Церковное предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, однако ранние документальные свидетельства о ней относятся к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью.

В 1591 году Москва была чудесно избавлена от набега войск крымского хана Казы-Гирея. Битва, в которой защитники города одержали победу, произошла в день памяти мученика Андрея Стратилата (284–305), а вскоре в обители, в благодарность Богу за спасение, был построен деревянный надвратный храм во имя святого мученика.

Особый расцвет Андреевская обитель переживала в XVII столетии, когда боярин Федор Ртищев (†1673), «ближний человек» царя Алексея Михайловича, взялся за устройство в Москве первой школы с преподаванием греческого и славянского языков.

В 1648–1649 годах в столицу были приглашены из Киева образованные монахи-книжники, основавшие ученое братство, которое Ртищев разместил в монастыре под своим попечением, и основал в обители также библиотеку и школу для подростков разных сословий. Членами «Ртищевского братства» были такие известные личности, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). В 1648–1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности, построен Воскресенский храм. Строительные работы финансировались из царской казны. В 1675 году деревянный надвратный храм святого Андрея Стратилата был заменен на каменный. Одним из жертвователей на его строительство был Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в начале своего монашеского пути подвизавшийся в этой обители. Фасады храма, сохранившие полихромные изразцы работы известного мастера Степана Иванова, по прозвищу Полубес, являют замечательный пример декоративного убранства в московской церковной архитектуре.

В 1689–1701 годах на месте прежнего был построен храм Воскресения Христова (Словущего) в стиле московского барокко, освященный в 1703 году Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Стефаном (Яворским). Колокольня в классическом стиле построена в 1748 году, перестраивалась в 1848 году, после чего «храм под звонами» был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским, во имя святого апостола Иоанна Богослова (ранее храм в колокольне был освящен во имя Архистратига Божия Михаила).

По царскому указу в обитель принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных». В 1652 году здесь поселились киевские певчие с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало шестидесяти человек, ученых старцев было не более десяти-пятнадцати. «Ртищевское братство» стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. Ученая братия перешла в Заиконоспасский монастырь, при котором и открылась в 1687 году академия, и сам Андреевский монастырь был тогда приписан к обители Всемилостивого Спаса «за иконным рядом».

Первый раз монастырь упразднили в 1724 году, учредив в нем школу для подкидышей и беспризорных детей. При императрице Анне Иоанновне в 1730 году монастырь был возобновлен. В 1765 году обитель была вновь упразднена, храмы обратили в приходские. Во время моровой язвы 1771 года на территории бывшего монастыря стали погребать знатных горожан и насельников московских монастырей. Окончательно Андреевский некрополь сформировался в XIX веке, среди его захоронений – могилы членов семей Плещеевых, Щербатовых, Шереметевых.

В 1803 году по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение богадельни «для лиц обоего пола». На средства московского купечества с 1805 года возводились корпуса богадельни по проекту архитектора Ф.К. Соколова. Это учреждение просуществовало больше века, в 1906 году в нем числилось 956 человек. Священники храмов бывшей обители окормляли и призреваемых, и жителей московских слобод, расположенных поблизости.

В 1900 году по инициативе настоятеля храма Воскресения Христова священника Николая Молчанова была открыта церковно-приходская школа, просуществовавшая до упразднения советской властью.

В 1918 году богадельню упразднили, а в ее корпусах разместили дома-коммуны 1-й московской фабрики «Гознак». В 1920–1930-е годы храмы – святого Андрея Стратилата, Воскресенский, Иоанно-Богословский – постепенно закрывали, приспосабливали под различные учреждения, некрополь был полностью уничтожен.

С 1964 года в комплексе строений бывшего Андреевского монастыря обосновалась московская государственная контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. Для нужд института стали проводиться реставрационные работы.

14 августа 1991 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бывшем Андреевском монастыре было открыто Патриаршее подворье. С 8 марта 1992 года были воз-обновлены богослужения в Воскресенском храме обители, а его освящение было совершено 22 апреля 1992 года.

В 1993 году в обитель переехала незадолго до того воссозданная Синодальная библиотека Московского Патриархата – главное книгохранилище Русской Православной Церкви, ныне носящее имя Святейшего Патриарха Алексия II. Его Святейшество сам открыл и освятил читальный зал библиотеки. Ее фонды насчитывают более 140 тысяч единиц хранения и постоянно пополняются. От Святейшего Патриарха Кирилла регулярно поступают издания, имеющие особую ценность.

В декабре 1996 года правительство Москвы возвратило Церкви комплекс строений Андреевского монастыря в безвозмездное бессрочное пользование. В 1999 году, в продолжение традиций, здесь была открыта негосударственная общеобразовательная школа с преподаванием ряда дополнительных предметов – Закона Божия, церковно-хорового пения, основ православной культуры; одновременно была образована воскресная школа.

На территории монастыря размещены Учебный комитет Русской Православной Церкви, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, телеканал «Союз» и другие церковно-общественные учреждения.

Определением Священного Синода от 16 июля 2013 года Патриаршее подворье преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Наместником Андреевского монастыря назначен Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством Москвы. В настоящее время в обители ведутся реставрационно-восстановительные работы.



Похожие статьи