Баталов что с ним сейчас. Алексей Баталов: биография, личная жизнь, семья

Алексей Баталов – известнейший советский актер, кинорежиссер и сценарист, также занимается общественной и преподавательской деятельностью. В 1976 году удостоился звания народного Артиста СССР, а в 1989 стал Героем Социалистического Труда.

Родился будущий актер во Владимире в семье театральных деятелей, поэтому с самого детства жизнь мальчика была связана с искусством.

Детство

Алексей Владимирович Баталов появился на свет 20 ноября 1928 года в городе неподалеку от Московской области под названием Владимир. В 5 лет родители мальчика разошлись и мать Леши, Нина Олышевская, вышла замуж второй раз и переехала вместе с сыном в Москву к новому мужу, знаменитому советскому писателю-сатирику Виктору Ардову.

Поначалу молодой семье было нелегко: по соседству с их квартирой жила бывшая жена писателя. Прожив несколько лет в таком напряженном состоянии, семья решает купить новую квартиру и переезжает в дом литераторов.

Там мальчик знакомится со многими представителями российской интеллигенции: в свое время их квартиру посещали такие представители российской интеллигенции как Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Фаина Раневская и Анна Ахматова.

В 1941 началась Вторая мировая война, оставившая большой отпечаток на душе тринадцатилетнего Лёши. Его вместе с мамой эвакуировали в небольшой татарский городок Багульма. Там мать, верная своей профессии, организовала театр. Именно на сцене этого театра Леша впервые попробовал себя в качестве актера.

После войны парень вернулся в Москву. Там в 1950 году он выпустился из школы-студии МХАТ и 3 года после ее окончания работал в Центральном Театре Советской Армии. С 1953 года играл на сцене МХАТа, после с 1957 по 1975 работал в киностудии «Ленфильм».

Актерская карьера

В кино Алексей Владимирович дебютировал в 1944 году, получив роль в ленте Лео Арнштама «Зоя». Следующую роль Алексей получил только спустя 10 лет: начинающий киноактер сыграл главного героя в фильме «Большая семья» режиссера Иосифа Хейфица.

Позже Иосиф приглашает Алексея в другие свои кинокартины: Алексей также снимался в кинолентах «Дело Румянцева» 1955 года и «День счастья» 1964. Кинолента Хейфица «Дама с собачкой», в которой Баталов сыграл Гурова, была удостоена множества наград, не только отечественных, но и международных.

В 1956 году актер получил роль в экранизации произведения «Мать» Максима Горького. По-настоящему значимым для артиста стало участие в киноленте «Летят журавли», ставшей впоследствии легендарной. Баталов в роли не вернувшегося с войны солдата очень понравился публике.

Фильм «Девять дней одного года» принес в 1966 году артисту Государственную премию РСФСР. В последующие годы артист увлекся режиссурой и озвучиванием, поэтому не снимался в кино. Только в 70-х актер снова вернулся на экраны.

Тогда Алексей Владимирович снялся в кинокартинах «Бег» 1970 года, «Возврата нет» 1973г., «Звезда пленительного счастья» и «Рикки-Тикки-Тави», снятых в 1975 году.

Вновь влюбить в себя публику Алексею удалось в 1980 году, когда на экран вышел культовый фильм «Москва слезам не верит», в котором артист сыграл слесаря Гошу. Эта картина в 1981 удостоилась «Оскара» за «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственной премии СССР.

Позже актера можно увидеть в работах «Скорость», «Время отдыха с субботы до понедельника», «Похороны Сталина», «Полтергейст-90». В 2006 актер сыграл самого себя в фильме-мюзикле «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя», посвященному юбилею культового фильма «Карнавальная ночь».

Режиссура

Как режиссер Алексей Владимирович впервые проявил себя в 1960 году, когда взялся за экранизацию повести Гоголя «Шинель». Следующей работой была экранизация книги «Три толстяка». Последней работой Баталова в качестве режиссера была картина «Игрок» по повести Достоевского. Конец режиссерской деятельности сам Алексей объясняет переездом из Санкт-Петербурга в Москву.

Озвучивание

60-х годах актер активно занимался озвучиванием радиоспектаклей: его голосом говорят персонажи спектаклей «Герой нашего времени» Лермонтова, «Ромео и Джулетта» Шекспира, «Белые Ночи» Достоевского, «Казаки» Толстого и «Поединок» Куприна.

Также, начиная с 1974 года, актер озвучил немало мультфильмов. Его голосом говорят персонажи мультфильмов «Загадочная планета», «Ёжик в тумане», «Девочка и дракон», «Крококот», «Приключения пингвинёнка Лоло» и многих других картин.

В 2004 году актер активно сотрудничал с создателями мультипликационного сериала «Гора самоцветов». Там он озвучил серии «Жадная мельничиха» «Как пан конем был», «Как обманули змея», «Лиса-сирота» и «Толкование времени».

В 90-х годах Алексей открывает для себя еще одно занятие и начинает читать текст от автора в художественных фильмах. В 1991 вышел фильм «Верный Руслан», в 1994 появился «Железный занавес», а через год картины «Роковые яйца» и «Первая любовь». Также Баталов читал закадровый текст для документальных фильмов.

Преподавательская и общественная деятельность

С 1975 года артист работает преподавателем во Всероссийском государственном институте кинематографии (ВГИК) на кафедре актерского мастерства. В 1981 году Баталов получил звание профессора, а с 1989 года был назначен заведующим кафедрой.

Также Алексей Владимирович известен своей активной общественной деятельностью. На протяжении многих лет он являлся членом Советского комитета защиты мира в ассоциации «Родина». В 2007 был выбран президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».

На этом посту проработал до 2013 года. Также в Парижском Киноклубе «Жар-Птица» Алексей занимает должность президента.

Личная жизнь

Со своей первой женой Ириной Ротовой Алексей познакомился еще в 16 лет. Молодые полюбили друг друга и уже в столь юном возрасте хотели связать свои отношения узами брака. Однако сделать это они смогли только через 2 года. После свадьбы у молодой семьи родился первенец – дочь Надежда.

Одновременно с рождением Нади у Алексея начинается взлет актерской карьеры, поэтому Баталов стал перед нелегким выбором. В приоритете для молодого актера была карьера, поэтому Алексей большинство времени проводил на съемочной площадке и на семью у него времени не оставалось. Семья не смогла выдержать этих испытаний и чувства стали угасать.

Затем на съемках картины «Большая семья» актер познакомился с Гитаной Леотенко, цирковой артисткой и цыганкой по национальности. Гитана, которая была на 7 лет младше актера, очень понравилась Баталову. В 1958 Алексей решает развестись с женой, оставляя ей на воспитание трехлетнюю Надежду.

Гитана Леонтенко — вторая жена Баталова

Отец после развода практически не общался с дочерью, сейчас он также нечасто общается со своим ребенком от первого брака, о чем, как он признался в недавнем интервью, актер очень сожалеет. Также у Баталова есть внучка Екатерина.

После развода актер начал встречаться с Гитаной, и в 1963 году пара решила пожениться. Этот брак оказался очень прочным: супруги до сих пор вместе. Единственное событие, которое омрачает счастливую семейную жизнь – болезнь дочери Марии. Девочка с рождения страдает ДЦП. Из-за этого Гитана полностью посвятила себя ребенку, оставив работу в цирке.

Cоветский, российский актер театра и кино, кинорежиссер, профессор ВГИКа, народный артист СССР.

Алексей Баталов. Биография

Алексей Баталов - сын актера и режиссера Владимира Баталова и Нины Ольшевской . Родился 20 ноября 1928 года во Владимире.

    Из интервью Алексея Баталова: «Театр - это моя судьба. Буквально на роду было написано. Я родился у актера и актрисы Московского Художественного Театра. Совсем молоденькие встретились мама Нина из Владимира и папа Володя - из Москвы. Жить им было негде. После моего рождения им дали комнатку, такой маленький закуточек в производственном дворе МХАТа. Ребенком я играл там, где сушатся костюмы, куда выносятся декорации, где всё для сцены подготавливается. Там ни одного постороннего человека не было и быть не могло, потому что это «священная» часть театра. И вот там я родился. Первое, что я видел в своей жизни: декорации, загримированных актеров, которые в теплые дни гуляли, бегали во двор подышать воздухом. Мне тогда казалось, что все взрослые люди на свете работают в этом театре».

  • После расставания с первым мужем Нина Ольшевская вышла замуж за писателя Виктора Ардова , и Алексей с пятилетнего возраста рос в писательской среде, в доме бывали Борис Пастернак , Анна Ахматова . Школу-студию МХАТ Алексей Баталов окончил в 1950 году, и начал играть на театральной сцене – первым его театром стал Центральный театр Советской армии , с 1953 года – он стал актером МХАТа . Впрочем, в репертуаре он был задействован немного и в 1957 году театр оставил.
  • «Во МХАТе даже ведущие артисты годами сидели без ролей - для себя я такого не хотел. Поэтому я был абсолютно счастлив, когда позвали в кино. Я принес завтруппой заявление об уходе, и он от ужаса начал бегать по кабинету, а я, по его словам, на какое-то мгновение лишился чувств», - рассказывал Алексей Баталов .

  • Кинокарьера Алексея Баталова

Первой ролью Алексея Баталова стал эпизод в фильме «Зоя» , где снимался практически весь класс, играя одноклассников Зои Космодемьянской . А в 1954 году его пригласил Иосиф Хейфиц сняться в фильме «Большая семья» , где Баталов сыграл молодого рабочего. По словам Баталова , Хейфиц сделал его, как папа Карло из полено вырезал Буратино: без него не получилось бы ничего.

Популярность Баталова стала расти. От фильма к фильму выкристаллизовывался образ героя времен оттепели – интеллигента, тонкого, чувствующего ответственность за судьбу страны. Его главная роль 50-х годов – Борис Бороздин в фильме «Летят журавли» Михаила Калатозова , в 60-х он сыграл Гурова в «Даме с собачкой » Иосифа Хейфица , снялся в фильме «Бег» по книге Булгакова . А в 1979 году Алексей Баталов снялся в мелодраме «Москва слезам не верит », где сыграл одну из главных ролей – Гошу, рабочего-интеллигента, и эта роль принесла новый всплеск популярности.

    Из интервью Алексея Баталова: «Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется. „Одинокие советские женщины“ не рассмотрели моего героя как следует».

    Начиная с 80-х годов Алексей Баталов в кино снимался мало, хотя роли ему предлагают по-прежнему.

    Из интервью Алексея Баталова: «Когда фильмы выходят, я благодарю Бога за то, что отказался. Роли-то бывают хорошими – другое дело, чем они оборачиваются на экране. Это ты, а рядом с тобой стоит нечто, оно может тебя испачкать. Работая с Хейфицем или Роммом, я прекрасно понимал, о чем у нас идет речь. Я знал, что мы работаем не за страх, а за совесть и есть смысл тратить на это жизнь. Но стоит ли садиться в эту лодку со случайными, ненужными тебе людьми?»

  • Режиссерская деятельность Алексея Баталова

  • Первой режиссерской работой Алексея Баталов стала экранизация повести Н.В. Гоголя « Шинель » (1960). В 1966 году он экранизировал сказку Ю.Олеши « Три толстяка », где сыграл роль канатоходца Тибула. В 1972-м – советско-чехословацкий фильм « Игрок » по роману Ф.М. Достоевского , стремясь в равной мере уважительно отнестись и к духу, и к букве литературного первоисточника.
  • Из интервью Алексея Баталова: « Когда я получил право снимать, Хейфиц мне сказал: «В твоем столе должно лежать три готовых сценария, и тогда один из трех получится». Надо работать и быть готовым ко всему: сегодня у тебя есть большие роли, ты играешь и снимаешь, завтра о тебе забывают. Но если ты кем-то стал, тебя ничего не погубит: в трудное время, когда не было съемок, в моей жизни появилось радио. Вокруг меня собрались люди, погибавшие без работы, – и нам удалось сделать нечто, выделявшееся из общего ряда» .

Преподавательская деятельность Алексея Баталова

С 1975 года Баталов преподавал в школе-студии МХАТ . Педагогом стал случайно. После кончины Бориса Бабочкина его курс остался неприкаянным. И чтобы не играть секретарей парткомов или колхозных активистов, Алексей Баталов согласился его довести…

В 1980 году Алексей Владимирович Баталов стал профессором ВГИКа, в 1989-м – руководителем кафедры актерского мастерства. Долгие годы был секретарём правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики.

С 2007 по 2013 год Баталов являлся президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника ». Алексей Владимирович Баталов – академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Личная жизнь Алексея Баталова

Алексей Баталов был женат дважды. С его первой супругой Ириной Ротовой он познакомился еще в 12-летнем возрасте – родители были соседями по даче. Дочь Надя родилась в 1955 году.

Вторая жена Алексея Баталова – цирковая артистка Гитана Леонтенко . С ней он познакомился на съемках, поженились они спустя несколько лет, в 1958 году. Тяжелая болезнь дочери (ДЦП) заставила Гитану оставить работу и посвятить себя воспитанию и лечению дочери Марии .

Из интервью Алексея Баталова: «Моя жена и дочка - мой подарок, это самые светлые люди в моей жизни. После рождения Маши жена, Гитана, оставила свою карьеру цирковой артистки и полностью посвятила себя ребенку. Дочка, несмотря на то, что постоянно находится дома, получила хорошее образование: окончила ВГИК, сценарный факультет, хотя обучение ей очень тяжело давалось, физически тяжело. Сейчас Маша пишет развернутые рецензии, анализы музыкальных произведений, очень много читает и знает гораздо больше меня: если мне нужно что-то уточнить, будь то из истории Церкви или из других областей, я сразу обращаюсь к ней. В 2003 году впервые опубликовали ее книжку «Сирень верности», а в 2007 году по ее дипломному сценарию сняли фильм «Дом на Английской набережной». Представьте, какое это было счастье для всех нас! Какой праздник! И еще одно доказательство того, что в любой жизненной ситуации, даже когда тяжело, всегда есть то, за что можно благодарить Бога».

У Алексея Владимировича Баталова последние годы жизни были проблемы с сосудами. Зимой 2017 года случилось очередное обострение, во время которого актер упал и сломал шейку бедра на правой ноге. Через месяц врачи сделали Баталову операцию, после которой Алексей Владимирович уже не покидал больницу.

Алексей Владимирович Баталов скончался в 6 часов утра 15 июня 2017 года в Москве. За день до смерти в палату к 88-летнему актеру пришел священник, который совершил обряд причащения.

Народного артиста СССР Алексея Баталова похоронили на Преображенском кладбище. Организацию похорон целиком взял на себя Союз кинематографистов России.

  • 1986 - Зонтик для новобрачных
  • 1986 - Досье человека в «Мерседесе»
  • 1991 - Полтергейст-90
  • 1998 - Чехов и Ко
  • 2005 - Далеко от Сансет-Бич
  • 2006 – Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя.
  • Озвучивание:
  • 1974 - Загадочная планета
  • 1975 - Ёжик в тумане - текст от автора
  • 1985 - Крококот
  • 1986 - Приключения пингвиненка Лоло
  • 1991 - Верный Руслан
  • 1995 - Роковые яйца - текст от автора
  • 1997 - Маленькая принцесса
    1. 2004 - Как обманули змея (мультфильм) - вступление
    2. 2004 - Жадная мельничиха (мультфильм) - вступление
    3. 2004 - Лиса-сирота (мультфильм) - вступление
    4. 2004 - Как пан конём был (мультфильм) - вступление
    5. 2004 - Толкование сновидений (мультфильм) - вступление
    6. 2004 - Гора самоцветов (мультфильм) - заставки к анимационному проекту
    7. 2005 - Казус Кукоцкого - закадровый текст
    8. 2005 - Ключи от времени (мультфильм)
    • Режиссер:
    • 1959 - Шинель
    • 1966 - Три толстяка
    • 1972 - Игрок
    • Сценарист:
    • 1989 - Поездка в Висбаден

    Миллионы женщин нашей страны мечтали о таком мужчине, как Алексей Баталов, ведь знали они его в основном по роли Гоши в фильме "Москва слезам не верит". Вряд ли кто-то думал, что в семейной жизни у актера не все гладко. Например, от внучки и правнучки он фактически отрекся – никогда их не видел. Незадолго до смерти Алексея Баталова журналисты позвонили ему, чтобы поздравить с рождением правнучки Светланы и узнать, общается ли он с внучкой Екатериной.

    ПО ТЕМЕ

    "Вы знаете, ведь у меня нет никаких внуков, – огорошил актер. – Моя дочь Мария больна, и у нее детей нет". "Мы имели в виду Вашу старшую дочь Надежду", – пояснили репортеры. "Дочка живет сама по себе, – заметил Алексей Владимирович. – Мы с ней очень редко видимся, я совершенно не влияю на ее жизнь. Она сама себе хозяйка. Ну и соответственно внучка, ее дочь, тоже сама по себе. Я ее почему-то никогда не видел. Значит, так нужно". "А правнучки у Вас нет?" – поинтересовались журналисты. "Нет! Слава богу, правнучки нет", – сообщил артист газете "Собеседник".

    Первой женой актера была Ирина Ротова, дочь известного художника. В браке с ней родилась дочь Надежда. Когда девочке исполнилось три года, ее родители расстались. Спустя десять лет Алексей Баталов женился снова – второй его избранницей стала цирковая наездница Гитана Леонтенко. Она родила дочь Марию, но у девочки выявили ДЦП, и безутешная мать вскоре оставила манеж ради заботы о ней.

    Мария окончила ВГИК, написала сценарий для фильма "Дом на Английской набережной". Надежда работает переводчиком. Сводные сестры знакомы, но общаются очень редко и лишь по телефону. Говорят, на семейные праздники дочь от первого брака Баталов не приглашал, а внучка вообще не была у него дома. Придет ли Екатерина на похороны своего знаменитого деда – большой вопрос.

    Предоставлено: AO Komsomolskaya Pravda Publishing House Алексей Баталов

    В последние годы жизни Алексей Владимирович больше всего переживал о дальнейшей судьбе младшей дочери Марии, с детства являющейся инвалидом. Еще одним грузом на сердце актера была боль из-за старшей дочери от первого брака Надежды. Даже много лет спустя Баталов корил себя, что в молодости был недостаточно хорошим отцом.

    В ЗАГС - тайком

    © Предоставлено: AO Komsomolskaya Pravda Publishing House Алексей Баталов в юности. Источник: Globallookpress.com

    В первый раз Алексей Баталов женился рано - в 16 лет. С Ириной Ротовой, дочерью художника и карикатуриста Константина Ротова он был знаком с детства, дачи ее родителей и отчима Баталова, писателя Виктора Ардова, воспитывавшего мальчика с пятилетнего возраста, были рядом. В детстве Ирина и Алексей играли в одной компании, а потом снова встретились, уже вернувшись из эвакуации.Как вспоминал актер, в юношеском возрасте с девчонками он «был очень робким», даже подойти познакомиться с понравившейся девушкой для него было сложно. Впоследствии, вспоминая свой первый брак, Баталов говорил, что это было «юношеское увлечение», которое «проистекало из его стеснительности». Родных Алексей и Ирина оповещать о том, что они собираются пожениться, не стали. Просто, дождавшись, когда им исполнится по 16 лет, отправились в ЗАГС. Родные актера, считавшие его встречи и прогулки с Ириной простой дружбой, конечно, были потрясены. Но поделать уже ничего было нельзя. Жила молодая семья то у одних родителей, то у других, о такой роскоши, как отдельная комната, они могли только мечтать.С тещей, писательницей и драматургом Екатериной Борисовой, у Алексея отношения не сложились. А вот с отцом Ирины он, наоборот, очень подружился. Константин Павлович, работавший тогда в журнале «Крокодил», часто просил юношу попозировать для очередного наброска, а потом начал учить рисовать и самого Баталова.

    Работа и семья

    В 1953 году молодой актер был утвержден на роль в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья», снимавшемся в Ленинграде. Ради нее ему пришлось пожертвовать местом во МХАТе, откуда его не хотели отпускать на съемки, и надолго расстаться с женой: жить в чужом городе Баталову было негде, поначалу он снимал койку в квартире неподалеку от «Ленфильма», потом квартировал у Хейфица на раскладушке.

    Затем стартовали съемки в фильмах «Дело Румянцева» и «Мать», и это было только начало бесконечного рабочего марафона, растянувшегося на годы. Дочь Надежду, родившуюся в 1955 году, актер видел редко, появлялся дома, когда выдавались перерывы в съемках. Много лет спустя Алексей Владимирович грустно скажет: так получилось, что из-за постоянных съемок для Нади он стал «воскресным папой». Супруги начали ссориться, Ирину не устраивало постоянное отсутствие мужа дома, ей не хватало внимания, она хотела его вклада в семейный быт. Свою роль сыграли и сплетни: и так недолюбливавшей Алексея Баталова теще кто-то рассказал, что на очередных съемках актер якобы закрутил роман. В итоге Ирина приняла решение уйти от мужа. Баталову об этом сообщила его мама - и актер даже плакал. Но склеить разбитые отношения было уже нельзя.


    © Предоставлено: AO Komsomolskaya Pravda Publishing House Алексей Баталов и Татьяна Лаврова в фильме «Девять дней одного года», 1961 г. Источник: Globallookpress.com

    Официально они развелись в 1961-м. Годы спустя Алексей Баталов признается, что очень виноват перед своей первой семьей, особенно перед дочерью. Вскоре после развода Ирина снова вышла замуж. Баталов, приезжая в Москву, периодически виделся с дочерью, однако по мере того, как та росла, отношения между ними становились прохладнее. «Жизнь так сложилась», - однажды с грустью признался в одном из своих интервью актер. И со свойственной ему повышенной требовательностью к себе добавил, что, увы, он был плохим отцом для старшей дочери, из-за постоянных съемок и разъездов не мог уделять ей столько внимания, сколько требовалось.В последние годы жизни Баталова они снова сблизились, Надежда, ставшая переводчиком, навещала Алексея Владимировича в больнице в последние месяцы его жизни. Но в то же время, как отмечали некоторые родственники, очень близкими их отношения все равно назвать было нельзя, с внучкой и правнучкой знаменитый актер не виделся.

    Боль на всю жизнь

    Актеру, невероятно увлеченному работой, повезло: он встретил родственную душу. С потомственной цирковой артисткой Гитаной Леонтенко Баталов познакомился в начале 1950-х годов в Ленинграде: после съемок друг затащил актера в цирк, на арене которого Баталов и увидел Гитану, выступавшую со своим коронным номером - на лошади.

    И у Леонтенко, и у Баталова была общая страсть - работа. Как признавалась Гитана Аркадьевна, замуж она в те годы не стремилась, для нее главным в жизни был цирк, но в то же время Алексей ей очень нравился. «Он был потрясающим», - вспоминала она.Поженилась пара в 1963 году. Ни о каком налаживании быта супруги не задумывались: актер по-прежнему пропадал на съемках, его жена каждый день выходила на арену цирка.

    В 1968-м у них родилась долгожданная дочь Маша. Счастливое событие, которого так ждали супруги, обернулось трагедией: девочка стала инвалидом. Гитана Аркадьевна не раз говорила, что если бы ей сделали кесарево, как она и просила, - все, скорее всего, было бы иначе, со здоровьем Маши все бы было в порядке, но в ночь, когда она рожала, хирургическую сестру почему-то отпустили домой.То, что у девочки серьезные проблемы со здоровьем, выяснилось не сразу. Когда родители, обеспокоенные тем, что их дочь плохо двигается, обратились к врачам, медики провели обследование и вынесли вердикт: детский церебральный паралич.Жена Алексея Баталова оставила работу. «Конечно, мы надеялись, что дочь выздоровеет. Не хотели сдаваться», - вспоминал актер. Когда Маша достигла школьного возраста, Гитана добилась, чтобы учителя приходили к ним домой, вместе со своей мамой она много занималась с девочкой сама. Дочь Баталова успешно закончила школу, затем, дистанционно, — сценарный факультет ВГИКа, стала членом Союза писателей, выпустила книжку, написала несколько сценариев.

    Две дочери знаменитого отца

    Актер всегда гордился, что его дочь выросла очень образованным человеком. И с гордостью признавался, что Маша прочла книг раз в десять больше, чем он. Но одновременно Алексей Баталов страшно беспокоился о ее судьбе, и чем старше он становился - тем больше переживал, думая о том, что будет с Марией, когда его не станет. И до конца жизни актер страдал из-за того, что в тот ставший переломным для их семьи день он был не рядом, в Москве, а на съемках. «Алеша всю жизнь очень страдал. Корил себя, что, когда я рожала, он работал и был далеко, ничем не смог помочь», - рассказывала Гитана Аркадьевна.


    © Предоставлено: AO Komsomolskaya Pravda Publishing House Дочери Алексея Баталова Надежда (вторая слева), Мария (вторая справа), и дочь Валентины Терешковой Елена Николаева-Терешкова (крайняя справа) во время гражданской панихиды по актеру, 2017 г. Фото: Миаил Фролов/Архив «КП»

    Согласно завещанию актера, его основной наследницей стала младшая дочь Мария. Когда через некоторое время после смерти Алексея Баталова в прессе стали появляться статьи о том, что знаменитый артист якобы «обделил» старшую дочь, вдова актера пояснила, что все эти слухи беспочвенны, а сама Надежда не обижается на поступок своего отца и прекрасно понимает, почему он так поступил. Гитана Аркадьевна и Надежда Алексеевна дружат много лет. «В Наде я абсолютно уверена, что Машу она не оставит», - заверила вдова Алексея Баталова.

    Узнав о том, что у великого актера родилась правнучка, мы решили поздравить его с этим событием. Но оказалось, что Алексей Владимирович не помнит, что у него вообще есть внуки, а уж о том, что родилась правнучка, он просто не знает. Баталов рассказал нам, почему не общается с дочерью от первого брака.

    – Я по профессии переводчик. А моя дочь Катя окончила экономический факультет и работает по специальности. Сейчас ей уже тридцать четыре года, у нее давно своя семья, и она живет отдельно от меня. Да Екатерина и сама ведь уже мама. У нее родилась дочь Светлана…

    Мы удивились, что у Алексея Владимировича такое богатое потомство от первого брака. Правда, фамилия Баталовых заканчивается на дочери Надежде. Внучка Катя по мужу носит фамилию Смирнова, и ее ребенок тоже. Но это ведь неважно, все равно они ближайшие родственники актера.

    Однако, когда мы попросили самого Алексея Владимировича рассказать, как он общается с внуками, оказалось, что он вообще не признает факт их существования.

    – Вы знаете, ведь у меня нет никаких внуков, – сообщил нам актер уверенным тоном. – Моя дочь Мария больна, и у нее детей нет.

    – Но мы имели в виду вашу старшую дочь Надежду, – пояснили мы.
    Актер немного подумал… Было такое ощущение, что он вспоминает, о ком идет речь.

    – Ну, моя дочка живет сама по себе, – сказал наконец Алексей Владимирович. – Мы с ней очень редко видимся, и я совершенно не влияю на ее жизнь. Она сама себе хозяйка… Ну, и соответственно внучка, ее дочь, тоже сама по себе. Я их вижу реже, чем раз в год…

    – Разве дочь не дает вам общаться с внучкой?

    – Нет, я не могу сказать, что она не дает мне общаться. Просто у меня на это нет времени… Это надо их привезти к себе, а потом непонятно, что с ними делать. Положено как-то по-человечески поговорить, погулять… А я не знаю, о чем с ними говорить… Потому что, когда постоянно живешь с человеком, ты уже знаешь его. А тут малознакомые люди… Ну, это все равно что в оперу пойти впервые в жизни…

    – А правнучки у вас нет? – с надеждой спросили мы.

    – Нет! Слава Богу, правнучки нет, – с облегчением ответил Алексей Владимирович.

    Честно говоря, удивительно, что актер вычеркнул из своей жизни первую семью. Ведь когда-то все начиналось очень хорошо. Шестьдесят восемь лет назад, будучи 16-летним мальчишкой, Алексей заявил родителям, что хочет жениться. Его избранницей стала Ирина Ротова, дочь известного художника.

    – Я женился на Ирочке, потому что был знаком с ней с самого горшка, – рассказал нам Алексей Владимирович. – Так для меня было проще всего. Просто я очень стеснительный человек, для меня немыслимо было довериться чужой девчонке. А она своя, родная…

    Молодые были настроены крайне романтично, даже давали друг другу различные обеты. Например такой: никогда не врать! Потом, кстати, он им очень пригодился при разводе. Своего жилья у них не было, болтались между родителями Ирины и Алексея… А потом у Баталова начала выстраиваться актерская карьера. Он поехал на съемки в Ленинград, и у Ирины появились поводы для ревности.

    – Больше всего нашему разводу посодействовала теща, – вспоминает Баталов. – Ну, и другие люди нашептали, что, мол, артисты кино всегда имеют любовниц, это так у них заведено.

    Однажды, соскучившись, Алексей передал супруге подарочек через актрису Инну Макарову, с которой тогда снимался.

    Передавая сувенир в руки Ирины на перроне вокзала, актриса с удивлением узнала, что жена Баталова от него ушла. Только сам Алексей об этом пока еще не ведал. Когда актер вернулся в Москву, они с супругой быстро выяснили отношения и предоставили друг другу свободу.Трехлетняя дочка Надя, разумеется, осталась с матерью. Но в ее детстве отец существовал всегда. Поначалу они ходили вместе в зоопарк, в кино. Но по мере того как популярность Баталова росла, нормально пройти по улице он уже не мог.

    Тогда они стали встречаться в гараже на Ордынке, где актер возился со своей машиной. И между прочим, свою дочку актер-автолюбитель посадил за руль… в три года.

    – Отец придумал такое устройство, чтобы машина самостоятельно ездила по кругу, – вспоминает дочь Баталова. – Посадил меня за руль, завел машину и постучал в окно. Бабушка и мама выглянули, и у них чуть не случился инфаркт! Они подумали, что я и правда управляю машиной…

    Вообще, в молодости Алексей Владимирович любил разыгрывать своих близких.

    – Однажды отец преподал мне урок, – вспоминает Надежда Алексеевна. – Мы шли по нашей улице, и он спросил меня: «А когда я буду старым, косым и кривым, ты будешь любить меня, дочка?» Я ответила: «Конечно, папа!» И вдруг лицо его скривилось, он стал страшно косить и пошел, припадая на одну ногу, притворяясь пьяным! Мы шли мимо знакомых, соседей, из всех окон и подъездов люди глазели на нас. А я бежала за отцом и кричала: «Папа, не надо!» Когда он увидел, что я уже готова заплакать, прекратил этот спектакль. И остался доволен тем, что, несмотря ни на что, я не бросила его на улице.

    Наверное, тогда Надежда не могла себе представить, что и после восьмидесяти лет ее отец останется востребованным, не окосеет и не окривеет. Но вот о чем она точно не могла догадаться – что сама окажется ненужной своему старому отцу.

    В 1963 году Алексей Владимирович снова решил жениться. Между его первым и вторым браком прошли долгие десять лет. По всей видимости, Баталов не спешил расставаться со свободой, помня о первом неудачном опыте. Все это время на примете у него была цирковая артистка Гитана Леонтенко, с которой он встречался, когда удавалось вырваться со съемок. Цыганка Гитана была потомственной наездницей, настоящей звездой в своем виде искусства. Это сейчас, из-за болезни дочери, она уже давно домохозяйка, а в те годы Гитана могла найти партию и получше, чем актер Алексей Баталов. Но на самом деле притянул Баталова к этой женщине ее воистину независимый характер.

    – Я не хотела выходить замуж, – призналась нам Гитана Аркадьевна. – Наверное, я думала, как и все артисты, что это от меня никуда не уйдет. А главное – работа. Для меня мир за пределами цирка был чужим, незнакомым… Стоять у плиты, быть просто женой – эта перспектива была не для меня, я не мечтала варить борщи… И с Алексеем Владимировичем мы то расставались, то снова встречались. Но, конечно, он мне очень нравился! Что вы, он был потрясающим! Голубые глаза, стихи читал… Разительно отличался от тех мужчин, которые были со мной рядом… Но я никогда ни на чем не настаивала, ничего не просила. Я его отпускала, и он всегда был свободен. Думаю, именно поэтому Алексей Владимирович и женился на мне.

    Гитана Аркадьевна признается, что вся ее жизнь делится на «до» и «после» – до рождения дочери и после этого. После того как выяснилось, что Мария больна, убитым горем родителям предложили оставить ребенка в роддоме. Но они наотрез отказались смириться со страшным диагнозом ДЦП. Для того чтобы бороться за жизнь дочери, нужно было, чтобы кто-то сидел с Машей день и ночь, и супруга Баталова навсегда оставила цирк.

    – После свадьбы я работала еще пять лет, пока не родилась Маша, – вспоминает Гитана Аркадьевна. – Я зарабатывала прилично, давала по два представления в день, а в Новый год и по три. А Леша снимался мало… Потом ситуация поменялась, потому что выяснилось, что наша дочь больна. Сначала у нас были надежды на излечение, а потом они растаяли… Не дай бог никому пережить подобное! Но если такому ребенку суждено было родиться на свет, хорошо, что она у нас родилась. Мы бы ее никогда не бросили… После рождения дочери я стала просто мамой и женой. Было много предложений работать, я могла не вылезать из-за границы. Но я все силы бросила на Машу. Конечно, я стала другой, даже по характеру… Стала всего бояться, чаще расстраиваться. Но думаю, что я очень смелая женщина, если Машу воспитала.

    Вы знаете, мы провезли ее почти по всему миру. Алеша работал в «Доме дружбы» без зарплаты, только чтобы Маша могла ездить с ним. И они были в Чехословакии, Германии, в Париже три раза, в Греции два раза… Он за это выступал, собирал залы. Маша с детства ходила на балет, в театр. Я не так умна, как Алексей Владимирович, а она, слава Богу, пошла в отца. Родившись в нашей семье, Маша не могла вырасти другой!

    Теперь Маше сорок три года, и у нее много достижений – она написала книгу, выпустила сценарий, по которому сняли фильм, недавно стала членом Союза писателей. Со своей сводной сестрой Надеждой Мария знакома. Раньше Надя всегда приходила на дни рождения сестры, но сейчас ограничивается лишь поздравлениями по телефону. На семейные праздники дочь от первого брака Алексей Владимирович не приглашает. А внучка Екатерина вообще никогда не была у дедушки дома и вряд ли когда-нибудь побывает.

    Взгляд со стороны

    С сотрудницей Дома актера Ириной Ионовной мы пообщались, когда обсуждали ситуацию с похоронами двоюродной сестры актера Светланы Баталовой. Как человек, который много лет знает Баталова, она пролила свет на все эти парадоксальные ситуации.

    – Дело в том, что Алексей Владимирович вообще живет замкнуто и отдельно от всех, – рассказала нам Ирина Евгеньевна. – Например, он очень мало общается со своим родным братом, а со своей племянницей Анной Ардовой (звездой шоу «Одна за всех») вообще не знается. Вот и от сестры своей отвернулся…

    Короче говоря, родственники ему не нужны. Я не знаю, почему. Возможно, таким его сделала тяжелая болезнь младшей дочери, а возможно, это исходит из равнодушия и черствости натуры. Актер ведь не обязан соответствовать образам, которые он сыграл в кино.

    Татьяна Петрова



    Похожие статьи