Великокняжеская усыпальница петропавловского собора. Россия,Украина,Беларусь,только вместе мы Святая Русь! Ярославль как великокняжеская вотчина старых русских царей


1. Петропавловский собор построен в 1712-1733 годах по проекту Доменико Трезини на месте деревянной церкви, стоявшей на этом месте в 1703-1704 годах.Колокольня собора увенчана шпилем и имеет общую высоту 122 метра, что позволяло ей до 2012 года быть самым высоким зданием Петербурга.

2. С самого начала собор являлся местом захоронения Романовых и их родственников. В 1896 году рядом было возведено здание усыпальницы для великих князей императорской фамилии и светлейших князей Романовских. Сюда из Петропавловского собора были перенесены восемь захоронений.

3. Великокняжеская усыпальница сильно пострадала в годы советской власти, много лет ремонтируется и до сих пор закрыта для посещения.

4. С собором её связывает белый коридор. Как видно, здесь всё уже готово, но проход пока закрыт.

5. Осмотрим интерьер трёхнефного собора.

6. Главный вход в храм со стороны Соборной площади.

7. Потолок украшен картинами на евангельские сюжеты.

8. К сводам подвешены пышные люстры.

9. Кафедра проповедника, украшенная золочёной скульптурой.

10. Позолоченный резной иконостас собора изготовили в Москве по рисункам Трезини.

11. Перед иконостасом находятся захоронения императоров и императриц XVIII века.

12. Слева в первом ряду - захоронение Петра I, увенчанное бюстом царя. Рядом с ним - Екатерина I (Марта Скавронская), его жена. Слева - Елизавета Петровна, их дочь, предусмотрительно озаглавленная табличкой «Елизавета I» на случай, если бы среди императриц появилась бы другая Елизавета. За Петром I лежит его племянница Анна Иоановна, дочь царя Ивана V. Слева во втором ряду - Екатерина II и Пётр III, перенесённый после смерти жены из Александро-Невской лавры. На их надгробиях стоит одна и та же дата погребения, что создаёт иллюзию, будто бы они жили вместе и умерли в один день.

13. Пётр Великий подписан как «Отец Отечества». Когда он умер в 1725 году, стены собора едва поднялись на человеческий рост, и его тело до 1731 года пролежало во временной деревянной часовне.

14. По другую сторону от царских врат так же в два ряда находятся надгробные плиты Павла I и Марии Фёдоровны, Александра I и Елизаветы Алексеевны, Николая I и Александры Фёдоровны, а также дочери Петра I, великой княжны Анны.

15. Все надгробия огорожены чёрными оградами, увенчанными набалдашниками в виде ваз, накрытых траурной тканью. Надгробия супругов очерчены единой оградой.

16. Все надгробия были в 1865 году заменены на мраморные, существующие и ныне, но два саркофага отличаются от остальных. Они были изготовлены в 1887-1906 годах из зелёной яшмы и розового орлеца для императора Александра II и его супруги Марии Александровны.

17. Все мраморные надгробия накрыты золочёными крестами, императорские по углам украшены изображениями двуглавых орлов. Одно из надгробий явно свежее других.

18. Оно поставлено над захоронением императрицы Марии Фёдоровны (принцессы Дагмары), жены Александра III. Умершая в 1928 году императрица была похоронена рядом с родителями в усыпальнице собора датского города Роскилле. В 2006 году её прах на корабле доставили в Петербург и захоронили рядом с мужем.

19. А в 1998 году в Екатерининском приделе собора упокоились останки последнего императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии.

20. Но самые первые захоронения в соборе можно увидеть лишь на экскурсии на колокольню собора, которую успели построить при жизни Петра Великого. Здесь, под лестницей, находятся могилы царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I, и его сына Алексея Петровича рядом с женой, принцессой Шарлоттой-Христиной Софией Брауншвейг-Вольфенбюттельской.

21. По стёртым ступеням поднимемся на нижний уровень колокольни, находящийся вровень с крышей собора.

22. Здесь во время блокады находился пост противовоздушной обороны.

23. Здесь можно посмотреть на первоначальный вид храма. Собор был окрашен в розовой гамме, ангел на шпиле был совершенно другим.

24. Вход был украшен пышным крыльцом со скульптурами.

25. Напоминаю, как собор выглядит сегодня (фото с Гранд-макета).

26. Здесь же представлен каркас фигуры ангела, находившегося на шпиле с 1858 года.

29. Каркас ангела заменили в конце XX века на современный.

27. Медная фигура, находившаяся на шпиле до 1858 года, находится в музее истории крепости. Её заменили при перестройке шпиля собора в металле, ведь до 1858 года шпиль был деревянным.

28. Нынешняя фигура-флюгер была отремонтирована и заново позолочена в 1995 году.

30. С этого яруса начинается сама колокольня. Внизу собраны старые грузы механизма башенных часов-курантов.

31. А также вот эта старинная лебёдка.

32. Запорный механизм на дверях, ведущих на открытую площадку собора.

33. По каменным ступеням поднимемся выше.

34. На балках-опорах установлен карильон собора.

35. Карильон - это внушительных размеров многоголосый колокольный музыкальный инструмент, родом из Бельгии. Кстати, «малиновый звон» назван так не за сладость звучания, а в честь бельгийского города Malines.

36. Первоначально карильон был привезён и установлен в Петропавловском соборе Петром I, но позже сгорел при пожаре, а восстановлен был уже в наши дни.

37. Инструмент состоит из множества неподвижных колоколов разного размера.

38. Языками колоколов можно управлять при помощи стальных тросов.

39. Играть на карильоне нужно вот с этого пульта. Преподаватель игры на инструменте, несмотря на «бородатость», на русском говорит с сильным акцентом, он явно откуда-то из Бельгии.

На видео можно послушать, как своеобразно звучит этот инструмент:

40. Над карильоном находится нижняя звонница, традиционная для православных храмов.

41.

42.

43. Самый большой колокол, диаметром больше метра.

44.

45. Звонят в эти колокола вполне традиционно - при помощи системы верёвок, привязанных к языкам.

46. Здесь же висят грузы расположенных ярусом выше часов-курантов.

47. Экскурсия не рассчитана на подъём выше нижней звонницы, поэтому под конец два кадра с сорокаметровой высоты.

48.

Великокняжеская усыпальница

Памятник архитектуры. Построена в 1896-1908 (архитектор Д. И. Гримм, при участии архитекторов А. И. Томишко, Л. Н. Бенуа) на территории Петропавловской крепости как место погребения лиц императорской фамилии (великих князей и княгинь; отсюда название). В. у. соединена закрытой галереей с Петропавловским собором. В 1908-15 в В. у. захоронены 13 членов императорской фамилии (надписи на надгробных плитах не сохранились). Благодаря умело найденным пропорциям здание В. у., завершённое куполом и луковичной главкой, воспринимается как единое целое с собором. Мозаики на фасадах выполнены в мастерской В. А. Фролова по эскизам художника Н. Н. Харламова, во внутренней отделке широко применены мраморная облицовка и золочёная бронза. Ограда перед западным фасадом создана в 1904-06 (архитектор Л. Н. Бенуа) по образцу решётки Летнего сада. С 1967 в здании В. у. экспозиция Музея истории Ленинграда «История строительства Петропавловской крепости».

  • - Склеп для захоронения лиц, объединенных родством. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Успенский собор в Старицком Успенском монастыре Тверской области. Справа от собора белокаменная генерал-аншефа И. Ф. Стершнева...

    Словарь храмового зодчества

  • - на Руси. Как и везде, на Руси охота предупреждает собой историю. История отмечает существование охоты как факта обычного и широко распространенного...
  • - Как и везде, на Руси охота предупреждает собой историю. История отмечает существование охоты как факта обычного и широко распространенного...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Р....
  • - Тв. усыпа/льницей...

    Орфографический словарь русского языка

  • - мече/ть-усыпа/льница, мече/ти...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - УСЫПА́ЛЬНИЦА, -ы, жен. . Склеп, помещение для погребения, обычно членов одного рода, одной семьи. У. фараона...

    Толковый словарь Ожегова

  • - УСЫПА́ЛЬНИЦА, усыпальницы, жен. . Склеп для погребения членов одной семьи, одного рода. Фамильная усыпальница...

    Толковый словарь Ушакова

  • - усыпа́льница ж. Склеп для погребения членов одного рода, одной семьи или какого-либо выдающегося деятеля...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - усып"...

    Русский орфографический словарь

  • - семейная - склеп Ср. Cimetière - кладбище. Ср. Coemeiterium. Ср. Κοιμητήριον - спальня, место успокоения, кладбище...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - семейная - склепъ. Ср. Cimetière - кладбище. Ср. Coemeterium. Ср. Κοιμητήριον спальня, мѣсто успокоенія, кладбище...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Словарь синонимов

  • - гробница, гроб, тюрбе, склеп,...

    Словарь синонимов

"Великокняжеская усыпальница" в книгах

Часть 1 «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси» Н. И. Кутепова

Из книги Русская книжная культура на рубеже XIX‑XX веков автора Аксенова Галина Владимировна

Часть 1 «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси» Н. И.

Царская усыпальница

Из книги Великая пирамида Гизы. Факты, гипотезы, открытия автора Бонвик Джеймс

Царская усыпальница Рассказывая о строительстве пирамид, Геродот утверждает, что «Хеопс повелел Филитису воздвигнуть для него усыпальницу». Сирийский автор, живший в IX столетии, писал: «Пирамиды – это вовсе не житницы Иосифа, как многие полагают, а мавзолеи, возведенные

«Великокняжеская оппозиция»

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

«Великокняжеская оппозиция» К 1915-1916 годам относится усиление так называемой «великокняжеской оппозиции». Еще в 1886 году Александр III пересмотрел «Учреждение об императорской фамилии» 1797 года. Дело в том, что императорская фамилия за истекшие сто лет увеличилась в

2.8. Ярославль как великокняжеская вотчина старых русских царей

Из книги Господин Великий Новгород. С Волхова или с Волги пошла Русская земля? автора Носовский Глеб Владимирович

2.8. Ярославль как великокняжеская вотчина старых русских царей В Средние века старые столицы обычно служили местопребыванием вторых сыновей государя. И действительно, как писал в XVI веке барон Сигизмунд Герберштейн, «город и крепость Ярославль на берегу Волги отстоит от

Усыпальница героев

Из книги Особый отряд 731 автора Хироси Акияма

Усыпальница героев Усыпальница героев находилась как раз перед входом в общий отдел. Еще с того времени, когда наш отряд носил название Управления по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии, там хранились таблички с именами более трехсот человек, погибших

Великокняжеская власть

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Великокняжеская власть По мере объединения русских земель под властью Московского государства менялся характер власти, ее организация и идеология.Власть Великого князя Московского стала приобретать общенациональный характер. Иван III уже не делился ею с другими

Глава IX. Усыпальница

Из книги Потерянная пирамида автора Гонейм Мохаммед Закария

Глава IX. Усыпальница Следом за мной сполз вниз Хофни. Когда мы опомнились и включили свои фонари, перед нами предстало великолепное зрелище: в середине грубо высеченной комнаты, словно приветствуя нас, сиял бледно-золотистый полупрозрачный алебастровый саркофаг.Мы

ГЛАВА II. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ МОСКВА

Из книги Древняя Москва. XII-XV вв. автора Тихомиров Михаил Николаевич

ГЛАВА II. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ МОСКВА КНЯЖЕНИЕ ЮРИЯ ДАНИЛОВИЧА Даниил Александрович умер рано, всего 40 с лишним лет от роду. Московские князья XIV в. вообще были недолговечны и обычно умирали в цветущем возрасте. Юрий Данилович умер 45 лет. Семен Гордый, Иван Иванович и Дмитрий

Из книги Благородство в генеральском мундире автора Шитков Александр Владимирович

Усыпальница полководца

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Усыпальница полководца Святой князь Александр Невский, которого недавно в результате телевизионного опроса признали «Именем России», был похоронен во Владимире. В дошедшем до нас летописном сказании о его подвигах говорилось, что он «Богом рожен». Побеждая везде, он

Часть II. Великокняжеская оппозиция 1915–1917 гг.

Из книги автора

Часть II. Великокняжеская оппозиция 1915–1917 гг. Великокняжеская оппозиция в России 1915–1917 гг. явилась значимой составной частью структурного предреволюционного кризиса и ярким показателем разложения правящей элиты.К началу Февральской революции 1917 г. положение великих

Виндзор - дворец и усыпальница

Из книги Тюдоры автора Вроньский Павел

Виндзор - дворец и усыпальница Среди прочих главных резиденций Тюдоров сохранился только замок в Виндзоре. Его часто посещали Генрих VIII, а затем и Елизавета I. Оба они ценили прекрасные охотничьи угодья, окружавшие дворец: устраивали там различные праздники, такие как

Усыпальница святого Андрея

Из книги Прогулки по Европе с любовью к жизни. От Лондона до Иерусалима автора Мортон Генри Воллам

Усыпальница святого Андрея Молодой человек свалился на мою голову в тот самый момент, когда я уютно устроился на веранде отеля с бутылочкой белого «Орвието». Вид отсюда открывался самый великолепный: длинные ряды зеленеющих виноградников тянулись вдоль склона холма и

Великокняжеская власть

Из книги автора

Великокняжеская власть По мере объединения русских земель под властью Московского государства менялся характер власти, её организация и идеология.Власть великого князя московского стала приобретать общенациональный характер. Иван III уже не делился ею с другими

ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА В КРЕМЛЕ

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА В КРЕМЛЕ Первоначально на месте Архангельского собора Кремля, на южной стороне Боровицкого холма, была поставлена деревянная церковь в честь архангела Михаила - небесного покровителя русских князей в их ратных делах. Свидетельств о

Обратите внимание на своды каменной арки, которые уходят под крепостную стену. Откосы рва вымощены булыжником. Этот небольшой фрагмент внутреннего рва крепости был восстановлен в ходе археологических работ.
Композиционная ось, по замыслу Трезини, проходила от Петровских ворот к Петропавловскому собору. Внутри крепости, справа от оси проходил крепостной канал, в вдоль него располагались постройки. Когда-то, в 18 веке, наполненный водой ров пересекал всю территорию Заячьего острова. Потом же, как и рвы на территории равелинов он был впоследствии засыпан.
Обратимся теперь в противоположную сторону. Прямо перед нами открывается вид на Петропавловский собор, увенчанный тонким золочёным шпилем, и Великокняжескую усыпальницу. Они замыкают собой перспективу небольшого сквера, ограниченного слева зданием артиллерийского цейхгауза – протяженное здание серого цвета. Ныне существующее здание цейхгауза построено в 1801 году. До появления главного арсенала на территории Кронверка он использовался по прямому назначению – для хранения и изготовления артиллерийских боеприпасов.
В крепости находилось множество разнообразных учреждений. В разное время там размещались арсенал, главное казначейство, палата мер и весов, монетный двор, гарнизонная гауптвахта, пороховые погреба, Тайная канцелярия, здание Сената, городская аптека, стояли воинские части. Справа от вас расположено двухэтажное здание жёлтого цвета – обер-прокурорский дом.
Создатель Петербурга Петр I определил стиль своей новой столицы как величественный и прекрасный. Как модель будущего города Петропавловская крепость в полной мере соответствовала этим критериям. Она сложилась как единый архитектурный ансамбль, центром которого был Петропавловский собор.
Деревянная церковь во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла была заложена сразу после основания крепости. В 1712 году, когда Петербург становится новой столицей России, на этом же месте начинается возведение каменного собора. Кафедральный собор становится и новой императорской усыпальницей. В допетровской Руси царей хоронили в Архангельском собора московского кремля.
Мы можем продолжить движение в сторону собора.
-----
В начале XX века рядом с собором строится здание Великокняжеской усыпальницы. Здесь предполагалось продолжить традицию Петропавловского собора по захоронению членов императорской семьи. Здание Усыпальницы создавали такие разные архитекторы как Давид Гримм, Антон Томишко и Леонтий Бенуа. Разделённые во времени двумя веками, собор и усыпальница воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Усыпальница была освящена в 1908 году во имя святого благоверного князя Александра Невского. С именем новгородского князя связаны славные победы русских воинов, оборонявших приневские земли от иноземных захватчиков. Начиная Северную войну со Швецией, Пётр обращается к покровительству этого святого, продолжая его деяния.
В Усыпальнице предполагалось хоронить только некоронованных членов императорской фамилии. До революции 1917 года здесь было сделано 13 захоронений. Захоронения были оформлены довольно скромно – уложенная вровень с полом беломраморная плита с текстом, набранным бронзовыми буквами. Плита обнесена широким мраморным фризом серого цвета.
Среди погребённых здесь – Великий князь Константин Константинович. Блестящий морской офицер, шеф военных учебных заведений Петербурга вошёл в русскую историю и литературу как замечательный поэт. Его стихи, подписанные инициалами К.Р., стали источником вдохновения для известнейших русских композиторов. Его перевод «Гамлета» специалисты до сих пор считают лучшей русской версией трагедии.
Сейчас Усыпальница находится на реставрации. Первой была восстановлена надгробная плита на могиле Константина Константиновича. Это было сделано на деньги бывших кадетов, которые через всю жизнь пронесли любовь и уважение к своему патрону.
Судьба Великокняжеской Усыпальницы в послереволюционное время была драматична. Некоторые захоронения были вскрыты, надгробные плиты разрушены, был утрачен созданный Леонтием Бенуа изысканный интерьер.
В конце ХХ века традиция захоронений в Великокняжеской Усыпальнице была возобновлена. В 1992 году был похоронен великий князь Владимир Кириллович, правнук императора Александра II. Его отец, великий князь Кирилл Владимирович, эмигрировав из России, в 1924 году провозгласил себя русским императором Кириллом I. После расстрела царской семьи он был возможным наследником короны Романовых. В 1995 году прах Кирилла Владимировича и его супруги был перевезён из немецкого города Кобурга и перезахоронен в Великокняжеской Усыпальнице.
Интересно отметить, что на каждом из фасадов Усыпальницы располагаются хорошо сохранившиеся мозаичные иконы Божьей матери. Они были выполнены по эскизам известного художника Харламова в знаменитой мастерской Фролова – той самой, которая создавала уникальное мозаичное убранство для храма «Спаса на крови».
Пройдя сквер, мы подходим к восточному фасаду Великокняжеской Усыпальницы.
Раньше большое венецианское окно украшал многоцветный витраж «Воскресение Христово», выполненный по эскизу знаменитого художника Бруни. Для того, чтобы поместить витраж в православном храме, необходимо было специальное разрешение Синода. В Петербурге такое разрешение получили лишь Великокняжеская Усыпальница и Исаакиевский собор.
Ещё выше на фасаде помещен образ Казанской Божьей Матери. Когда-то, еще юному Петру было предсказано, что он «…построит новый город на севере и пока в том городе будет образ Казанской Божьей матери, в него не ступит вражеская нога». О пророчестве помнили. В годы Великой Отечественной войны, когда Ленинград задыхался в кольце вражеской блокады, и положение города казалось безнадёжным, по особому разрешению Сталина, самолёт с иконой Казанской Божьей матери на борту совершил облёт осаждённого города. Многие были уверены, что именно её небесное заступничество помогло городу выстоять.
С центральной аллеи, куда лежит наш путь, будет хорошо видна Федоровская икона Божьей матери. Издревле она считалась покровительницей семьи Романовых. Именно этим образом был благословлен на царство Михаил Романов, в 1613 году ставший первым царем династии. Ее правление продолжалось чуть более 300 лет.

Купить экскурсию за 149.5 р.

Петропавловский собор – усыпальница представителей династии Романовых

Императорские захоронения XVIII в. находятся в южном нефе собора перед иконостасом, где помещена в киоте икона апостола Петра. Они расположены в два ряда. В первом ряду кроме Петра I и его второй супруги императрицы Екатерины I, упокоилась их дочь императрица Елизавета Петровна. Во втором ряду погребены императрица Анна Иоанновна, император Петр III и императрица Екатерина II. Таким образом, Петр I Великий и его внук Петр III захоронены перед иконой своего святого покровителя апостола Петра.

Императорские захоронения в северном нефе Петропавловского собора

В северном нефе в иконостасе представлена икона с изображением апостола Павла, перед ней похоронены император Павел I, его жена императрица Мария Федоровна, их старший сын император Александр I и его жена императрица Елизавета Федоровна. В первом ряду располагаются три могилы: императора Николая I, его жены императрицы Александры Федоровны и старшей дочери Петра I цесаревны Анны Петровны, герцогини Шлезвиг-Голштейн-Готторпской – матери Петра III. В северном нефе в одном ряду с императором Александром II и его женой императрицей Марией Александровной покоится их сын император Александр III. 28 сентября 2006 г. в Петропавловском соборе было произведено перезахоронение императрицы Марии Федоровны (урожд. Марии-Софии-Фредерики-Дагмар Шлезвиг-Голштейн-Зондербург-Глюксбурской, 14.11.1867–13.10.1928) рядом с ее супругом императором Александром III. Мария Федоровна скончалась в Дании и была погребена в Роскильском соборе под Копенгагеном.

Все надгробия в Петропавловском соборы сделаны из белого каррарского мрамора, кроме двух, созданных из камней-самоцветов. Захоронение Александра II оформлено надгробием из алтайской яшмы зеленого цвета, вес его около 5,5 т. Над могилой его супруги императрицы Марии Александровны установлено надгробие из родонита, весом около 6,5 т. Эти великолепные монолитные надгробия выполнены по проекту А. Л. Гуна на Петергофской гранильной фабрике под Петербургом и установлены в 1906 г., когда отмечалось 25-летие со дня смерти царя-освободителя, отменившего крепостное право, и царя-мученика, погибшего от бомбы народовольцев после многократных покушений.

Кроме императоров и императриц в соборе хоронили и членов семей: в начале XVIII в. здесь были похоронены родственники Петра I, с 1831 г. стали появляться могилы великих князей.

В. Рейнгардт. Петропавловский собор. Северный неф. Так выглядели могилы императора Александра II и императрицы Марии Александровны до замены их в 1906 г.

В 1939 г. по просьбе греческого правительства в присутствии представителей музея, обоих правительств и духовенства была вскрыта могила урожденной греческой принцессы Александры Георгиевны, супруги сына Александра II великого князя Павла Александровича. Ее останки были отправлены для перезахоронения на родину. В 1994 г. было эксгумировано тело цесаревича Георгия Александровича для идентификации останков его брата Николая II. После необходимых исследований Георгий Александрович был захоронен в том же гробу и склепе в присутствии священнослужителей, была отслужена панихида.

В ходе восстановительных работ в соборе после пожара 1756 г. была сооружена стена, отделившая от главного зала храма три помещения, находящиеся под колокольней: притвор, через который прихожане входят в храм, ризницу и придел, освященный во имя святой великомученицы Екатерины. После этого основное помещение собора часто именовали «Главным храмом», а Екатерининский придел – «Малым храмом». Здесь проводили отдельные богослужения.

17 июля 1998 г. в Екатерининском приделе Петропавловского собора были преданы земле останки членов семьи императора Николая II, слуги и доктора, расстрелянных в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Надгробная плита выполнена из трех сортов итальянского мрамора, надгробие – из каррарского белого мрамора. Под ним – двухъярусный склеп, на нижнем ярусе которого похоронены: доктор Е. С. Боткин, горничная А. С. Демидова, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов.

На верхнем ярусе склепа находятся гробы с останками императора Николая II, его жены императрицы Александры Федоровны и трех дочерей: Ольги, Татьяны и Анастасии. Мемориальные доски на стенах Малого храма содержат информацию обо всех членах семьи, но для великой княжны Марии и цесаревича Алексея Николаевичей, чьи останки найдены не были, нет указания на место погребения. В похоронах участвовали: президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, представители иностранных государств, большое количество приглашенных. Делегацию семьи Романовых, состоявшую из 52 человек, возглавлял праправнук Николая I Николай Романович Романов. Более 1000 корреспондентов освещали в средствах массовой информации это событие. Заупокойная панихида была отслужена клириками Санкт-Петербургской епархии во главе с настоятелем собора протоиереем Борисом Глебовым. При захоронении произведено 19 выстрелов.

Священный синод Русской православной церкви считает, что «…Решение, об идентификации останков, как принадлежащих семье Императора Николая II, вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе. В связи с этим Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике».

В августе 2000 г. Русская православная церковь канонизировала членов семьи Николая II, но отношение к захоронению в Екатерининском приделе не изменила.

С момента освящения каменного Петропавловского собора церковно-служебная жизнь в значительной мере определялась использованием его в качестве императорской усыпальницы. С течением времени заупокойные службы по особам царствующего дома стали главными в деятельности причта. Здесь никогда не отправлялись таинства крещения и венчания.

В мае 1919 г. по распоряжению коменданта крепости собор был закрыт. С начала 1990-х гг. здесь возобновлены богослужения.

Накануне революции большая романовская семья насчитывала более 60 человек. 18 из них погибли в годы революционного террора (четверо были расстреляны в январе 1919 г. в Петропавловской крепости). Остальным удалось покинуть Родину. По-разному складывалась их жизнь в эмиграции. Сейчас Романовы живут во многих странах мира, имеют разные профессии. Во время своих визитов в нашу страну и Санкт-Петербург потомки императоров посещают могилы предков в Петропавловском соборе, чтобы поклониться их памяти.

Великокняжеская усыпальница

К концу XIX в. в соборе практически уже не оставалось места для новых захоронений, поэтому рядом с ним было возведено здание Великокняжеской усыпальницы по проекту архитектора Д. И. Гримма, при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа.

Сочетающее черты различных стилей здание хорошо вписалось в архитектурный ансамбль Петропавловской крепости и составляет единый ансамбль с Петропавловским собором, являясь его приделом, освященным в 1908 г. во имя святого благоверного князя Александра Невского, одного из покровителей Петербурга.

Усыпальница соединена со зданием Петропавловского собора галереей, где были предусмотрены помещения – Царские комнаты, предназначенные для отдыха членов правящей семьи при посещении могил близких.

Великокняжеская усыпальница. Фото нач. XX в.

В отличие от собора в Великокняжеской усыпальнице было сразу приготовлено шестьдесят бетонных склепов глубиной 2,2 м, располагающихся рядами с востока на запад. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места рождения и смерти, дата погребения усопшего. Когда хоронили в этом здании, то отпевание происходило в соборе. К 1916 г. здесь было тринадцать захоронений, восемь из которых перенесены из Петропавловского собора. После революции усыпальницу, как и собор, закрыли и опечатали. Бронзовые украшения и решетки алтарной части отправили в переплавку. Впоследствии здание использовалось под склад, в то время надгробные плиты были разбиты. В 1954 г. усыпальницу передали Государственному музею истории города.

Траурная процессия великой княгини Александры Иосифовны в Петропавловской крепости. Фото 1911 г.

Похороны Владимира Кирилловича Романова. Фото 1992 г.

Похороны Леониды Георгиевны. Прощание с телом в Петропавловском соборе. Фото 2010 г.

В настоящее время здесь находится семнадцать захоронений. Захоронение в 1992 г. правнука императора Александра II Владимира Кирилловича Романова (30.08.1917–21.04.1992), которого сторонники считали претендентом на российский престол, послужило прецедентом для последующих захоронений. В 1995 г. в Великокняжеской усыпальнице были перезахоронены из Кобурга (Германия) останки родителей Владимира Кирилловича – великого князя Кирилла Владимировича (30.09.1876–12.10.1938) и великой княгини Виктории Федоровны (13.11.1876–2.03.1936). 3 июня 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем в Великокняжеской усыпальнице была захоронена его супруга Леонида Георгиевна (урожд. княжна Багратион-Мухранская, 23.09.1914–23.05.2010, Мадрид).

Церковно-приходская жизнь Петропавловского собора

Первый деревянный храм в Петропавловской крепости был освящен 1 апреля 1704 г. во имя апостолов Петра и Павла, о службах в этом храме сведений сохранилось мало, но известно, что там проводились торжественные богослужения в честь побед русского оружия, хранились трофеи, добытые в Северной войне. В 1712 г., когда Санкт-Петербург стал столицей государства, вокруг деревянной церкви началось возведение нового каменного храма, продолжавшееся 21 год. В период строительства причт сохранялся и богослужения проводились. Уже в первой деревянной церкви была похоронена дочь Петра I Екатерина, захоронения родственников царя продолжались и во время строительства каменного храма. Когда в 1731 г. в соборе были преданы земле останки Петра I и Екатерины I, храм стал императорской усыпальницей. Указания на то, что собор сделан кафедральным указом Анны Иоанновны в июне 1731 г., находятся в летописи Петропавловской крепости и у Богданова-Рубана, однако в Полном собрании законов Российской империи такого указа не обнаружено.

29 июня 1733 г. произошло освящение этой единственной по тому времени и огромной, «пресловуто построенной церкви» в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Повторное освящение собора было совершено 23 июня 1757 г. после пожара, уничтожившего колокольню годом раньше.

6 июля 1737 г. Анна Иоанновна наложила резолюцию на доклад Синода о штате священно– и церковнослужителей Санкт-Петербургского Петропавловского собора. Синод обратил внимание государыни на малое количество священников и их несоответствие высокому статусу храма: они «люди неученые», тогда как для такой «знатной церкви» полагаются в служители «люди достойные, ученые, искусные и доброжелательные» и «нескудного числа». Штат был значительно расширен, и с этого времени в соборе начинались регулярные архиерейские служения, оправлявшиеся по очереди высшими иерархами русской церкви.

До учреждения в 1742 г. Санкт-Петербургской епархии собор считался синодальным и подчинялся Святейшему синоду. В Петропавловском соборе, как кафедральном, производили священнослужителей в архиерейский сан и рукополагали Санкт-Петербургских митрополитов, здесь же новый митрополит должен был провести свою первую службу.

Уже с первых лет своего существования Петропавловский собор не являлся единственным местом для архиерейских служений. Добраться до Петропавловской крепости было достаточно сложно, особенно весной и осенью из-за «опасности Невы», поэтому все чаще такие богослужения стали проводиться в других храмах, и Петропавловский собор стал утрачивать значение главного. Кроме территориального неудобства имело значение то, что в соборе хоронили членов императорской семьи, он стал местом мемориальным, в котором заупокойные богослужения стали играть ведущую роль.

В 1858 г. Исаакиевский собор стал кафедральным храмом Санкт-Петербургской митрополии, что подтверждает «Высочайше утвержденный Церемониал освящения Санкт-Петербургского кафедрального собора во имя святого Исаакия Далматского 30 мая 1858 г.».

В 1859 г. Петропавловский собор из ведения епархии передан в придворную строительную контору МИДв, а в 1883 г. его вместе с причтом причислили к Придворному духовному ведомству МИДв, собор получил статус придворного, что вполне соответствовало исторически сложившейся ситуации, и сохранял его до 1917 г. В 2007 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) назвал Петропавловский собор первым кафедральным собором Санкт-Петербурга.

В связи с тем, что собор – это усыпальница Дома Романовых, сложилась особая церковно-служебная жизнь храма: здесь отпевали и поминали усопших членов императорской семьи, а такие обычные требы, как крещение и венчание, не проводились. Соборяне принимали участие во всех церемониалах похорон монархов и поминальных службах. Иногда в соборе отпевали комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище. К концу XIX в. установлен «Перечень церковно-служебной деятельности Петропавловских соборян» с обозначением регулярного проведения богослужений. В связи с расположением собора в центре Петропавловской крепости в обязанности причта входило отправление культовых обрядов для тех, кто составлял приход церкви: солдат крепостного гарнизона, арестантов, содержавшихся в крепости, работников Монетного двора. Накануне праздничных, воскресных и высокоторжественных дней служились всенощные, после каждой литургии поминались все особы, похороненные в Петропавловском соборе, начиная с Петра I.

Еще одна сторона деятельности причта собора – приведение к присяге работников Монетного двора и молодых солдат. Священнослужители собора преподавали закон Божий молодым солдатам крепостного бастиона и наблюдали за соблюдением епитимьи (наказания), наложенной на арестантов, солдат и офицеров крепостного гарнизона.

Храмовыми праздниками Петропавловского собора были: 29 июня – день покровителей собора первоверховных апостолов Петра и Павла; 24 ноября – святой великомученицы Екатерины в память святой покровительницы малого храма – Екатерининского придела; 30 августа (перенесение мощей в Петербург) и 23 ноября (погребение) – дни благоверного князя Александра Невского, которые стали отмечаться после освящения в честь этого святого Великокняжеской усыпальницы в 1908 г. Праздники посвящались и храмовым святыням, проводились крестные ходы.

После 1917 г. службы некоторое время продолжались, но прекратились, очевидно, в 1919 г., когда храм был закрыт по распоряжению коменданта крепости А. И. Поппеля, однако штат и получение доходов сохранялись до 1922 г., после чего штат распался.

В 1922 г. Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были приписаны как музейные объекты к Главнауке, созданной при Наркомпросе. В 1924 г. Тюрьма Трубецкого бастиона, а в 1926 г. собор и усыпальница переданы Музею революции. Новая страница истории открылась для Петропавловского собора в 1954 г., когда он поступил в ведение Гос. музея истории Ленинграда (с 1991 г. – Санкт-Петербурга).

Одним из первых и базовых юридических документов, инициирующих передачу верующим культовых ценностей в постсоветское время, стало Распоряжение Президента РФ от 23 апреля 1993 г., в котором на Правительство РФ возлагалось осуществление поэтапной передачи имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, в собственность или пользование религиозным организациям. В 1997 г. министр культуры Е. Ю. Сидоров определил формы договорных отношений с церковью по поводу памятников: 1. Форма собственности (применяется редко); 2. Безвозмездное использование (применяется часто); 3. Совместное использование (применяется редко). К третьему виду пользования относятся такие памятники, как Московский Кремль, Петропавловский собор и др.

В начале 1990-х гг. было зарегистрировано два прихода: один – на Петропавловский собор, другой – на Великокняжескую усыпальницу с настоятелем протоиереем Борисом Глебовым. В 2001 г. зарегистрирован ныне действующий приход, председателем приходского совета (старостой) которого является Б. А. Алмазов, казначеем – Н. Н. Валуйский. Настоятель собора – игумен Александр (Федоров). Нового освящения Петропавловского собора в постсоветское время не было, после регистрации прихода перед празднованием храмового праздника 12 июля 2002 г. от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) выдан новый антиминс.

1992 г. можно считать началом возобновления служб, в основном поминального характера, это стало возможным после захоронения в Великокняжеской усыпальнице Владимира Кирилловича Романова. В 1997 г. в соборе прошла первая после революции всенощная литургия, годом позже, 17 июля 1998 г., отец Борис Глебов провел богослужение по невинноубиенным, приуроченное к годовщине расстрела семьи последнего российского императора и захоронению в Екатерининском приделе екатеринбургских останков. 12 июля 1999 г. в день апостолов Петра и Павла в Петропавловском соборе прошла первая всенощная и митрополичья литургия, которую проводил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. С этого времени службы становятся регулярными.

В 2007 г. Санкт-Петербургское епархиальное управление РПЦ обратилось к председателю Совета Федерации С. М. Миронову с просьбой возглавить Попечительский Совет Императорского Петропавловского собора, результатом стало подписание между епархией и музеем договора о совместном использовании собора и организации регулярных богослужений с начала 2008 г.

В ночь на 27 апреля 2008 г., впервые в постсоветский период, настоятель собора игумен Александр Федоров провел пасхальное богослужение, а 12 июля 2009 г. патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в соборе, отметив, таким образом, именины города. Это было первое патриаршее богослужение за всю историю храма. Ранее, если патриархи и посещали собор, но богослужений не вели, о Российской империи в этом контексте говорить не приходится по причине отсутствия в ней института патриаршества. Патриарх преподнес в дар собору список с Казанской иконы Божьей Матери, который хранится ныне в центральном нефе на солее слева от Царских врат. Викарный епископ Амвросий от лица епархии преподнес в дар владыке икону апостолов Петра и Павла. Патриаршие богослужения стали новой традицией. 12 июля 2010 г. Предстоятель Русской православной церкви также отметил день апостолов Петра и Павла.

30 сентября 2009 г. между митрополией и музеем достигнуто историческое соглашение по службам, в соответствии с ним во время служб экскурсионная работа не ведется. Богослужения проходят по субботам – Всенощное бдение и по воскресеньям – литургия. Службами отмечены все главные двунадесятые праздники и Пасха, проводятся панихиды по усопшим императорам, некоторым императрицам и членам императорской семьи, традиционно отмечаются храмовые праздники: дни апостолов Петра и Павла, великомученицы Екатерины и святого благоверного князя Александра Невского.

В общем списке храмов Санкт-Петербургской митрополии собор значится как «Императорский мемориальный собор во имя святых апостолов Петра и Павла» под № 126.

В ноябре 2010 г. президент Д. Медведев подписал Федеральный закон Российской Федерации о передаче церковным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Как этот закон коснется судьбы Петропавловского собора, покажет будущее.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1188: Приезд аш‘аритов и (других представителей) жителей Йемена. 1611 (4385). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) мы, несколько человек из числа аш‘аритов, пришли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и попросили его дать нам

Из книги Православные праздники [с календарем на 2010 год] автора Шуляк Сергей

12 Февраля – Собор вселенских учителей (или Собор трех святителей) Собор вселенских учителей и святителей – праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста,

Из книги Лекции по истории древней церкви автора Бриллиантов Александр Иванович

Христологические воззрения представителей различных направлений в эпоху несторианского и евтихианского

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Действительно ли один из самых авторитетных представителей современного иудаизма признал, что имя Мессии - Иисус? Иеромонах Иов (Гумеров)29 января 2006 года в возрасте 108 лет скончался каббалист Ицхак Кадури (наст. фамилия - Диба), который был духовным лидером сефардских

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Когда окончательно сложилась практика поставления во епископы представителей только черного духовенства? иеромонах Иов (Гумеров)В первые века епископами могли быть люди, имевшие жену и детей. Св. апостол Павел в 1-м послании к Тимофею говорит, что епископ должен быть

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

Глава VIII Ересь Нестория и Третий Вселенский Собор. Ересь Евтихия и Четвертый Собор. Пятый Вселенский Собор Едва утихли на Западе споры о пелагианстве, как на Востоке началось сильное волнение по поводу лжеучения Нестория. Антиохийский пресвитер Несторий был избран в 428

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри

Влияние Оптиной пустыни на представителей русской культуры "Оптина пустынь исторически оказалась тем местом, где русская интеллигенция встретилась с Церковью. Причем встретилась не на каких-нибудь диспутах или "официальных" богослужениях, а с самой глубиной веры

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

12. Мефодий, епископ Петропавловский Епископ Мефодий, в прошлом священник Михаил Красноперов Сарапульского уезда Вятской губ., окончил Казанскую Духовную Академию.В 1913 г. в Омской епархии было учреждено викариатство Петропавловское и Акмолинское. Первым епископом был

Из книги Печальные ритуалы императорской России автора Логунова Марина Олеговна

8. Николай II – последний царь династии Романовых Наглядным доказательством постепенного духовного очищения и совершенствования потомственных наследственных православных монархов царствующих династий, является жизнь и жертвенная смерть последнего представителя

Из книги автора

Празднование в Суздале 300-летия царствования Дома Романовых В начале 1913 года не только обе столицы - Москва и Санкт-Петербург, но и вся Россия жила одним событием - празднованием 300-летнего юбилея царствующего Дома Романовых. Сама же подготовка к празднествам началась

Из книги автора

Усыпальница князя Д.М. Пожарского Князь Д.М. Пожарский умер на государевой службе, и в боярских списках о нем (как и о Кузьме Минине) было отмечено: "выбыл". Похоронили их, как подобает по православному обряду: пели над гробом "вечную память", но со временем воспоминания о

Из книги автора

Собор Святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) Собор Святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался церковью Св. Михаила на Площади.Ныне существующий собор возведен

Из книги автора

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В 1703 г., вскоре после начала строительства деревоземляной крепости Санкт-Петербург (Петропавловской), на ее территории были возведены две деревянные церкви. Православная в честь апостолов Петра и Павла была заложена самим Петром I. Вторая –

Великокняжеская усыпальница в Санкт-Петербурге. Место захоронения некоронованных членов российского императорского дома, выполненное в архитектурном стиле эклектика. Здание было построено в 1897-1908 годах по проекту Д. И. Гримма, А. И. Томишко и Л. Н. Бенуа. При помощи специальной галереи усыпальница примыкает к Петропавловскому собору.

Необходимость строительства усыпальницы была вызвана тем, что к концу XIX века в самом Петропавловском соборе уже не осталось места для новых погребений. Чтобы освободить место для будущих могил царствующих особ в 1896 году было принято решение пристроить рядом Великокняжескую усыпальницу и перенести часть захоронений туда.

Здание усыпальницы было богато декорировано в смешанной стилистике позднего ренессанса и французского классицизма. Фасады украшены многочисленными деталями, купол покрыт темным шифером, а главка и крест — сусальным золотом. Внутренние стены были облицованы сердобольским гранитом и белым итальянским мрамором, колонны сделаны из темного лабрадора, а иконостас — из мрамора.

Решетка перед вестибюлем Великокняжеской усыпальницы по желанию Николая II была выполнена по образцу решетки Летнего сада.

Несмотря на устоявшееся название «Великокняжеская усыпальница», оно не совсем точно передает содержание этого места — помимо великих князей и княгинь императорского дома усыпальница предназначалась для членов породнившейся с Романовыми семьи Богарне (герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских).

При строительстве сооружения под полом оборудовали 60 могил, а всего в Великокняжеской усыпальнице с 1908 по 1916 годы были захоронены 13 членов императорской фамилии, причем, восемь из них были перенесены из Петропавловского собора. Уже в 1992 году здесь был погребен правнук императора Александра II князь Владимир Кириллович Романов, в 1995 году — его родители, а в 2010 году - его жена Леонида Георгиевна.

Годы советской власти нанесли большой урон внутреннему убранству Великокняжеской усыпальницы. Сначала после революции 1917 года были уничтожены все захоронения, бронзовые элементы переплавлены, иконостас ликвидирован, а внутри устроен склад бумаги. Затем, уже во время Великой Отечественной войны, взрывная волна разрушила ценный алтарный витраж. Окончательная реставрация усыпальницы окончилась только в 2006 году.

Здание Великокняжеской усыпальницы включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Великокняжеской усыпальницы будет интересно туристам, интересующимся церковной архитектурой рубежа XIX-XX веков, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями Государственного музея истории Санкт-Петербурга на территории — ,



Похожие статьи